Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по психологии»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

2.5 Формы и методы оказания психологической помощи сотрудникам УИС

 

Одной из наиболее распространенных форм оказания психологической помощи является организация и проведение психологического консультирования. Известно, что сотрудники УИС при осуществлении своей повседневной служебной деятельности, а также в семейной жизни нередко сталкиваются с трудными ситуациями и проблемами, которые нуждаются в эффективном и быстром разрешении.

Слово «консультация» происходит от латинского слова «consultare», что означает «совещаться», «советоваться», «заботиться». Основной целью психологического консультирования является забота о личности сотрудника, которая находится в непрерывном процессе изменения и взаимодействия с окружением. Консультирование помогает развивать их индивидуальные способности и качества, более адекватно воспринимать себя и других, разрешать острые ситуации и конфликты, обучать приемам самоконтроля, оптимальным образом выстраивать межличностные взаимоотношения в служебном коллективе.

Работа психолога-консультанта в пенитенциарном учреждении достаточно сложна и ответственна. Она требует определенного опыта, наличия профессионально значимых личностных качеств, компетентности, умения владеть методами психологической диагностики, групповой и индивидуальной работы.

Психологическим консультированием называется особая область прикладной практической психологии, нацеленная на оказание непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся конкретный человек. Имеется несколько сходных определений процесса консультирования, однако все они включают несколько основных положений. Во-первых, консультирование помогает человеку принимать самостоятельные решения и действовать по собственному усмотрению. Во-вторых, консультирование помогает обучаться новому поведению. В-третьих, консультирование способствует развитию личности; в процессе консультирования акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Стержнем консультативной работы является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, в роли которого выступает психолог, основанное на методологии «клиент – центрированной» терапии.

Психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от влияния внешних факторов среды и в конфиденциальной обстановке. Организация работы по психологическому консультированию чаще всего строится в виде индивидуально-ориентированной беседы психолога с сотрудником, как правило, длящейся от полутора и более часов. В ходе диалога сотрудник рассказывает консультанту о себе и возникшей проблеме. Психолог в свою очередь внимательно выслушивает сотрудника, стараясь вникнуть в суть его трудностей, разобраться в них, прояснить их как для себя, так и для человека, обратившегося за помощью.

Пенитенциарная практика показывает, что многие сотрудники нуждаются в психологической помощи по различным поводам. Остановимся на наиболее распространенных разновидностях психологического консультирования. Прежде всего, выделим так называемое личностно ориентированное консультирование. Оно выполняет функцию оказания психологической помощи по вопросам, которые касаются личностных особенностей сотрудника, вызывающих психотравмирующие переживания, маскируемые от окружающих. К ним относятся психологические или поведенческие недостатки, различные страхи и неудачи, трудности во взаимоотношениях со значимыми людьми. Такое консультирование обычно требует установления закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых доверительных контактов психолога с сотрудником.

Следующим по распространенности видом психологической помощи является деловое или организационное консультирование. Оно связано с выполнением служебных задач различного характера. Сюда, например, можно отнести вопросы, связанные с выбором профессии, повышением работоспособности, стилем руководства служебным коллективом, ведением деловых переговоров, разрешением возникших конфликтных ситуаций.

В настоящее время организационное консультирование становится привычной формой оказания психологической помощи руководителям структурным подразделениям УИС, различным по количественному и кадровому составу, длительности и условиям функционировании. Отличительной чертой организационного консультирования является то, что это некоторый процесс, в котором взаимодействуют две стороны – объект консультирования и «консультант». Стороны могут быть конкретными индивидами или организациями. Соответственно, это лица, представляющие либо себя, либо организацию, либо и то, и другое. Между ними возникают, складываются и развиваются определенные отношения.

Один обращается за помощью и, следовательно, доверяет и доверяется специалисту, который берет на себя некоторые обязательства, в частности, обратить свою компетенцию на пользу тому, кто доверился. Понятно, что эти отношения переживают моменты различного напряжения и не исключен их разрыв, который совсем не обязательно сопровождается официальными процедурами и прекращением деятельности. Он может проявляться в ограничении взаимодействия, пристрастном учете «цены» оказанных услуг, снижении уровня доверительных отношений. Между сторонами существует некий психологический контакт, который невозможно зафиксировать в договоре  (это нечто живое), и правомерна фиксация лишь весьма узкого числа аспектов.

В процессе психологической работы необходимо крайне внимательно отслеживать динамику взаимоотношений. Для консультанта это является стержневым моментом, поскольку лишь при наличии достаточной мотивации можно рассчитывать на конструктивное участие клиента в решении его собственных проблем. Но типична и обратная ситуация, связанная с потребительским отношением клиента (чаще всего руководителя подразделения), который ждет от психолога некоего магического рецепта, который поможет решить все проблемы без особых усилий с его стороны. Если консультант примет такую позицию, то очень быстро окажется в положении виновного, поскольку возьмет на себя весь груз ответственности за положение дел.

Второй особенностью данной разновидности консультирования является то, что психолог не несет прямой ответственности за выполнение задачи. Он, в принципе, не должен и не может ее выполнить – он только «консультант». Клиент на уровне сознания все это понимает, однако неосознанно стремится переложить принятие решения на психолога и таким образом «списать» неудачные результаты деятельности на его счет и тем самым снять с себя бремя ответственности. Если консультанту хочется увидеть немедленное воплощение своих рекомендаций, то он легко может угодить в эту непреднамеренную ловушку со стороны обратившегося за помощью. Подобные моменты достаточно часто встречаются в практике пенитенциарных психологов.

Довольно традиционным является понимание организационного консультирования как оказание помощи в выявлении узких мест; сборе, анализе, обобщении и систематизации необходимой информации при поиске возможных решений, разработке обоснованных предложений по изменению поведения людей; определение возможного сопротивления новациям, планировании способов их преодоления.

Преимущество консультанта состоит в том, что он наблюдает жизнедеятельность различных подразделений в те или иные периоды их развития и в различных обстоятельствах. Поэтому консультант может видеть такие стороны внутригрупповой жизни, которые практически не заметны сотрудникам, поскольку они ко многим фактам настолько привыкли, что не в состоянии адекватным образом их оценить. Психолог лишен такой инерционности: он замечает разные стили руководства и тактики решения одних и тех же задач, его восприятие более свободно. Результаты его работы могут быть представлены в виде рекомендаций и советов по изменению организационного климата, стиля руководства и нежелательного поведения тех или иных сотрудников.

Еще одной разновидностью психологической работы является семейное консультирование. Оно пользуется наибольшей популярностью среди сотрудников пенитенциарных учреждений при решении затруднений, возникающих в семейно-бытовой сфере. К ним относятся проблемы, связанные с выбором будущего супруга (супруги), предупреждением или разрешением противоречий во внутрисемейных взаимоотношениях, неадекватное поведение супругов в момент развода и др. Обращения сотрудников к психологу по этим проблемам наиболее характерны для женщин, работающих в пенитенциарных учреждениях.

К следующему виду работы психолога относится психолого-педагогическое консультирование, сопряженное с оказанием помощи сотрудникам в обучении и воспитании детей, повышением их психологической компетентности, управлением группами и коллективами. Практика свидетельствует о том, что по этим вопросам обращаются к психологу, как правило, сотрудники, имеющие детей среднего и подросткового возраста, желающие наладить оптимальные взаимоотношения с ними или помочь в выборе профессии.

Типология сотрудников, обращающихся за помощью к психологу. К психологу обращаются различные категории сотрудников с широким спектром проблем, причем каждый из них нуждается в квалифицированной помощи. Один – в виде прямого совета, другой – подтверждения избранной тактики поведения, третий – снятия напряжения, четвертый – избавления от чувства одиночества.

Самой распространенной категорией являются неуверенные в себе лица, тревожные и эмоционально неустойчивые, которые, с помощью психолога, пытаются снять с себя ответственность или хотя бы разделить ее. Второй тип характеризуется, напротив, высокой степенью самоуверенности и правильности своих взглядов. Они приходят, главным образом, для того, чтобы найти подтверждение принимаемых ими решений и убедиться в собственном профессионализме. Еще одна немногочисленная группа включает сотрудников не столь уверенных в себе, сколько самодостаточных, вдобавок еще и нигилистов, считающих посещение психолога пустой тратой времени.

Практика консультирования свидетельствует о том, что обращающиеся за помощью часто не могут сформулировать свои затруднения, они только ощущают сниженный фон настроения, жалуются на упадок сил и ухудшение общего самочувствия. Нередко на прием к психологу приходят с целью выговорить наболевшие проблемы. Им нужен хороший слушатель, терпеливый, сочувствующий и внимательный. Каждая из перечисленных категорий сотрудников нуждается во внимании. Если у них наблюдается дефицит дружеского или родственного общения, к тому же усугубляющийся неважным психологическим климатом на работе, то психолог должен уметь выполнять функции психотерапевта, особенно если сотрудник эмоционально неустойчив или физически и психически неадекватен. В таких случаях психолог должен уметь свободно переключаться с одной темы на другую, чтобы вызвать сотрудника на откровенный разговор.

Из всего многообразия разновидностей затруднений, связанных с оказанием психологической помощи, можно выделить наиболее значимые:

·            разрешение проблем личностного характера, особенно вопросов, касающихся служебной деятельности;

·            желание сотрудников получать от психолога экстренную поддержку, которая может выражаться в снятии возникшего психологического напряжения, стресса, эмоциональной нагрузки;

·            получение разумных советов и рекомендаций, касающихся общения с окружающими и семейно-бытовых проблем.

Процесс консультирования в содержательном плане представляет собой акт психологической поддержки другого человека. Психолог большую часть времени является, образно говоря, адвокатом обратившегося за помощью индивида. То есть все вмешательства, совершаемые в ходе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы и поддержки. При проведении консультативной работы следует избегать нотаций или «исправления жизни» другого человека. Задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных самим клиентом жизненных проблем. В этой ситуации консультант выступает в роли «сопровождающего», а не в качестве человека, лучше оснащенного для жизни, по сравнению с тем или иным сотрудником.

Перечислим значимые профессиональные качества психолога, способного оказать продуктивную консультативную помощь: умение привлекать людей к себе; умение чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе; способность к эмпатии, конфликтологическая компетентность. В пенитенциарной практике установка на одобрение означает признание права другого человека чувствовать, думать и поступать так, как он считает для себя возможным. Это принятие личности другого человека со всеми ее недостатками и достоинствами. Такая установка исключает осуждение, агрессивность и враждебность по отношению к нему. Чем меньше мы критикуем партнера, тем более самокритичным, честным и открытым он становится. В итоге устанавливается доверительная и непринужденная атмосфера общения, помогающая наладить контакт и адекватно решать возникшие трудности.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!