Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по психологии»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

2.4 Профилактика деструктивных форм поведения сотрудников УИС

 

Реформирование пенитенциарной системы сопряжено с решением широкого круга психологических проблем по укреплению дисциплины и законности сотрудников, обеспечению их личной безопасности, созданию благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах. Одним из приоритетных направлений работы пенитенциарных психологов является своевременная профилактика различных форм отклоняющегося и деструктивного поведения, предупреждение чрезвычайных происшествий, а также повышение психологической подготовленности персонала ИУ.

Сегодня к кадровому корпусу сотрудников УИС предъявляются особые требования, которые включают наличие соответствующего образовательного уровня, коммуникативную компетентность, психоэмоциональную устойчивость, сформированные морально-нравственные качества и адекватные социальным нормам правовые ориентации личности. Вместе с тем за последние годы отмечаются негативные тенденции, связанные с первичной адаптацией и закреплением молодых сотрудников, остается довольно высоким уровень нарушений уставных требований, в том числе уголовно наказуемых, не уменьшается удельный вес чрезвычайных происшествий (суициды, алкогольные эксцессы, травматизм), ухудшаются общие показатели психосоматического здоровья. Причины столь негативной динамики весьма многоплановы и связаны, главным образом, с нерешенным комплексом вопросов социального, экономического, управленческого характера, личностными характеристиками сотрудников, качеством воспитательной работы, медико-психологического сопровождения и т. д. Тем не менее, можно выделить относительно устойчивые факторы, обусловливающие недостаточную эффективность выполнения функциональных обязанностей, а также способствующие возникновению негативных явлений различного характера.

В целях системного анализа и обеспечения организации работы по их профилактике имеет смысл объединить их собирательным понятием «деструктивные формы поведения». Под деструктивным поведением сотрудников в обобщенном виде понимаются разрушительные поведенческие акты, совершаемые на фоне выраженной профессиональной деформации. К ним, в частности, относятся умышленное причинение вреда своему здоровью, включая суицидальные действия, злоупотребление алкогольными напитками и наркотическими средствами, а также некоторые случаи нарушений законности и чрезвычайные происшествия, связанные с ранениями и гибелью людей. Перечисленные разновидности деструктивного поведения корреспондируются с различными формами дезадаптационных состояний личности, негативными стереотипами, кризисными и стрессовыми ситуациями, психотравмирующими событиями, индивидуально-психологическими особенностями сотрудников.

Проблема заключается также в том, что планирование, организация и психологическое сопровождение деятельности сотрудников осуществляются через призму многочисленных нормативных актов, а учет состояния дисциплины и законности обеспечивается стандартизированной и во многом обезличенной отчетно-статистической формой. При таком подходе используемые критерии фиксируют лишь действия, которые, с одной стороны, позволяют оценить их структурно-динамические показатели, а с другой – представляют собой номинальную шкалу, которая не дает качественной характеристики, а лишь фиксирует внешние причины проявления деструктивного поведения сотрудников. Другими словами они не способны отразить их сущность и конкретизировать природу возникновения деструктивного поведения. Например, алкогольный эксцесс в рубрике дисциплинарных нарушений может являться признаком слабой дисциплины в подразделении, бытовой или хронической формой алкоголизма сотрудника, как случайный фактор, а за утратой табельного оружия могут стоять халатность, преступно-корыстный мотив, профессиональная некомпетентность и т. д.

Размывание границ причинно-следственных связей в значительной степени затрудняет дифференцированный подход для применения адекватных психологических средств укрепления законности и предупреждения деструктивных форм поведения.  Наиболее продуктивным, с нашей точки зрения, представляется анализ негативных явлений через призму механизмов саморегуляции поведения сотрудников, которые проявляются на индивидуально-личностном, социально-психологическом и медико-психологическом уровнях. Например, на индивидуально-личностном уровне можно использовать модели, основное назначение которых заключается в оптимальном соотношении личностных черт сотрудника с содержанием тех или иных видов служебной деятельности. Целесообразность указанного подхода объясняется тем, что выявленные индивидуально-личностные характеристики сотрудника, мотивационные составляющие его деятельности, самодисциплины и психической устойчивости являются определяющими критериями в решении вопросов кадровой политики.

Пенитенциарная практика показывает, что социально-психологические характеристики выступают важным звеном в механизме рационального или адаптивного поведения сотрудников и относятся к категории наиболее устойчивых параметров, определяющих характер и успешность служебной деятельности. Дефекты в этой сфере становятся потенциальным фактором, способствующим возникновению профессиональной деформации и деструктивных проявлений среди сотрудников. Эта категория, как правило, является наиболее уязвимой и составляет так называемую группу риска, за счет которой пополняется статистика текучести кадров, чрезвычайных происшествий и нарушений законности.

На медико-психологическом уровне необходимо анализировать условия жизни и личностный профиль сотрудников, особенно склонных к нарушениям дисциплины или иным формам дезадаптивного поведения. Для выявления наиболее типичных характерологических особенностей сотрудников, отличающихся низкими показателями служебной деятельности, в том числе совершивших деструктивные действия различного характера, совместно со специалистами межрегиональных психологических лабораторий территориальных органов УИС проведено выборочное обследование с применением стандартизированных психологических методик. Актуальность такого исследования обусловливалась тем, что сотрудники традиционно принадлежат к категории лиц с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Помимо специфических (имеющих особое значение для личности) и неспецифических (имеющих значение для всех категорий людей) психотравмирующих состояний, на них воздействует значительное количество негативных факторов, связанных с условиями жизнедеятельности. К ним, прежде всего, относятся сверхнормативность и экстремальность условий несения службы, необходимость применения оружия на поражение, непредсказуемость оперативной обстановки, постоянное общение с криминальной средой и т. д.

Вполне естественно, что перечисленные обстоятельства создают психоэмоциональное напряжение, которое в норме мобилизует и активизирует адаптивные механизмы саморегуляции личности. Однако, при чрезмерном или длительном воздействии, превышающем допустимый барьер психической и физиологической устойчивости, положительная реакция переходит в отрицательную. Это, в свою очередь, способствует возникновению широкого спектра дезадаптивных состояний, профессиональной деформации сотрудников, чрезвычайных происшествий, деструктивного поведения, включая такие крайние формы, как суицидальные действия и нарушения законности.

Участие пенитенциарных психологов в комплексных мероприятиях по профилактике деструктивных форм поведения личным составом органов и учреждений УИС должно осуществляться постоянно и на всех этапах профессиональной деятельности. Особое место в организации психологической работы должно отводиться сопровождению процесса адаптации молодых сотрудников к условиям службы и коллективу, а также оказанию адекватной помощи так называемым проблемным индивидам, отнесенным к группе дисциплинарного риска. Психологический анализ личностных особенностей и поведения сотрудников является существенной предпосылкой для успешного планирования и проведения профилактической работы в указанном направлении. Выборочные результаты психологических исследований с применением стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) и анализ тематической литературы позволяют выделить следующие типы сотрудников, потенциально предрасположенных к нарушениям законности: пассивно-зависимые, импульсивно-агрессивные, ригидно-паранойяльные и гипертимные.

Пассивно-зависимые личности - заторможенные, как правило, со сниженной активностью. Они характеризуются инертностью в принятии решений, конформностью, неуверенностью в себе, пассивной личностной позицией, скептицизмом, склонностью к постоянным раздумьям, стремлением следовать нормативным предписаниям и инструкциям. Таких людей не рекомендуется назначать на должности, связанные с большой ответственностью, быстрым принятием решений и гибкостью поведения, постоянными нервно-психическими нагрузками, предполагаемым противодействием. Проведение мероприятий по психологической коррекции поведения данной категории лиц должно быть ориентировано на повышение самооценки и уверенности в себе.

Для импульсивно-агрессивных сотрудников характерно явно выраженное пренебрежение к социальным нормам и уставным требованиям, а также низкий уровень контроля своего поведения. Они отличаются агрессивностью, склонностью к дисфориям, сексуальной несдержанностью, слабым контролем над потреблением алкоголя. Такие индивиды, как правило, не способны предвидеть последствия поступков. В прогностическом плане они отличаются повышенной вероятностью совершения различных делинквентных поступков и слабой адаптируемостью к условиям службы в пенитенциарной системе.

Уязвимым в плане нарушений дисциплины и законности и малопригодными для работы в пенитенциарных учреждениях в любом качестве являются также сотрудники с ригидно-паранойяльным типом личности. Для них характерно утрированное упорство в отстаивании собственного мнения, прямолинейность, отсутствие психологической гибкости, низкая переключаемость при изменениях ситуации; они склонны к формированию ригидных и трудно корригируемых установок. У таких лиц легко может формироваться «застревающая» враждебность, злопамятность. Проявляются тенденции к агрессивности, враждебному или презрительному отношению к окружающим, подозрительности, стремлению к самоутверждению, упрямству. Данная категория сотрудников получила самые низкие экспертные оценки успешности профессиональной деятельности со стороны руководства структурных подразделений.

Четвертую группу уязвимых или проблемных сотрудников составляют так называемые гипертимные личности. У этой категории отмечается легкость в принятии решений, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам, завышенная самооценка, бесцеремонность поведения, непостоянство в привязанностях. Эти характеристики вполне естественны для юношеского возраста, но приобретают инфантильную окраску у взрослого человека, поэтому речь может идти об эмоциональной незрелости. В экстремальных условиях деятельности такие сотрудники смелы и решительны, проявляют избыточную, однако не всегда оправданную активность, неадекватно оценивают сложную ситуацию.

Можно отметить, что общим для всех выделенных психологических типов личности является низкая психоэмоциональная и стрессовая устойчивость, агрессивность, неумение эффективно разрешать кризисные ситуации, склонность к стереотипным формам поведения и высокий риск профессиональной деформации. В этой связи усилия психологов должны быть направлены на оптимизацию социально-психологического климата в служебных коллективах, коррекцию неадекватных форм поведения, а также оказание помощи при разрешении конфликтов и преодолении кризисных ситуаций. Представляется, что использование наставничества, оптимальная организация условий профессиональной деятельности и последовательные шаги по поддержанию традиций, сплачивающих коллектив, являются важным условием профилактики негативных явлений.

Практика показывает, что различного рода делинквентные поступки, авторитарный стиль обращения с осужденными и подследственными тесно связаны с отсутствием навыков саморегуляции поведения и чрезмерным психоэмоциональным напряжением. Поэтому организация работы с личным составом должна осуществляться одновременно на психологическом, педагогическом и социальном уровнях. Приоритетными задачами в области предупреждения нарушений дисциплины и законности являются также соблюдение гарантий социально-правовой защищенности, обеспечение личной безопасности сотрудников, создание нормальных условий для их служебной деятельности, оказание психологической помощи в решении семейно-бытовых проблем.

Для успешной реализации вышеуказанных мероприятий представляется целесообразным:

1.         Создание групп (на формальной или неформальной основе в структуре каждого пенитенциарного учреждения) из наиболее подготовленных и авторитетных в профессиональном отношении лиц, в компетенцию которых входило бы рассмотрение и справедливое решение проблем, связанных с материальными, жилищными, социальными и иными условиями жизнедеятельности сотрудников и членов их семей;

2.         Усиление требований к профессиональному психологическому отбору кандидатов для работы в органах и учреждениях УИС, исходя из специфики служебной деятельности (высокий уровень эмоционально-стрессовых нагрузок, наличие факторов риска, экстремальные условия и т. д.);

3.         Исключение случаев поступления на службу в пенитенциарную систему лиц, которые имели сомнительное прошлое, а также прямо или косвенно были связаны с криминальными структурами. Представляется целесообразным рекомендовать проведение психодиагностического обследования не только при поступлении на службу, но и в период ее прохождения не реже одного раза в три года;

4.         Осуществление профессиональной подготовки личного состава с ориентацией на освоение не только непосредственных функциональных обязанностей, правовых и экономических знаний, но и выработку практических навыков при взаимодействии с различными категориями людей. Желательно использовать активные методы обучения для овладения сотрудниками адекватными психотехниками общения, конструктивного разрешения конфликтных и экстремальных ситуаций, установления деловых контактов с лицами, различающимися по укладу жизни, традициям и языковой культуре;

5.         Четкое определение и нормативно-правовое закрепление функционально-ролевых обязанностей и сферы ответственности должностных лиц, занимающихся организацией и проведением психологической работы с личным составом на всех уровнях управления;

6.         Планирование и проведение воспитательной работы среди сотрудников с учетом личностных особенностей и поведения, а также правильной оценки их работоспособности и творческого потенциала;

7.         Повышение уровня правовой культуры, психологической подготовленности и социально-психологической компетентности сотрудников пенитенциарных учреждений. Речь, прежде всего, идет об овладении навыками обеспечения личной безопасности, уверенного и адаптивного поведения, конструктивного разрешения конфликтов, а также специальными психотехническими приемами работы с различными категориями осужденных.

Необходимо отметить, что проводимые мероприятия по укреплению дисциплины и законности должны иметь комплексный, последовательный научно обоснованный и долговременный характер. Их основная цель заключается в поддержании мобильного стиля служебной деятельности, который предполагает высокую работоспособность сотрудников, их устойчивость к влиянию стрессогенных факторов, твердость правосознания, гибкость мышления, рациональное (адаптивное) поведение в трудных ситуациях.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!