Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по психологии»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

2.3 Психологическая подготовка сотрудников УИС

 

Реформы, которые проходят на современном этапе развития нашего общества, ведут к необходимости достижения сотрудниками пенитенциарных учреждений исключительно тонкого умения работать с людьми. Существенная особенность профессии людей, состоящих на страже закона, заключается в том, что они занимаются главным образом с человеческими проблемами. Они анализируют жизненные коллизии и конфликты, разбирают действия и поступки людей, пытаются дать им юридическую оценку, выявить причины этих поступков, кроющихся в глубинах человеческой психологии. Напряженный характер труда, отдаленность большинства исправительных учреждений от крупных экономических и культурных центров, относительно невысокий уровень заработной платы неблагоприятно сказываются на кадровой ситуации. Для того чтобы привлечь к службе в уголовно-исполнительной системе достойных работников, вызвать у них интерес к профессиональной деятельности, создать условия для их личностного роста, необходима не только традиционная кадровая работа, но и специалисты по человеческим отношениям – психологи. Поэтому психологической подготовке сотрудников УИС сегодня уделяется большое внимание.

   Психологическая подготовка – это педагогический процесс, специально организуемый руководителем с целью формирования и повышения психологической подготовленности личного состава. Решение профессиональных задач сталкивает сотрудника УИС с самыми разнообразными видами правонарушений со стороны осужденных, предупреждение, раскрытие и расследование которых зависит от богатства его знаний, умения подходить комплексно. Оно наталкивается на активное противодействие преступного элемента, всяческие ухищрения по маскировке своей преступной деятельности, намеренное создание трудностей по её разоблачению. Решение профессиональных задач нередко сопряжено с опасностями и риском.

Отражением этих требований в подготовке личного состава выступают:

·            постоянное повышение профессионального мастерства;

·            формирование и укрепление психологической подготовленности.

Психологическая подготовка обеспечивает своего рода психологическую защиту имеющихся у сотрудника профессиональных знаний, умений и навыков. Психологическая подготовленность – совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника и коллектива подразделения, отвечающих важным особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одним из необходимых условий её успешного осуществления. Любая подготовленность всегда имеет психологические компоненты. Что есть в человеке в качестве его свойств, способностей, знаний, навыков и умений, выносятся наружу, запечатлевают в себе свойства, психологические особенности их субъектов, создателей. Продукты деятельности с заданными свойствами могут быть созданы лишь человеком, обладающим соответствующими свойствами, качествами, способностями, умениями и другими психологическими особенностями человека.

  Психологические явления, закономерности и механизмы – явления объективные. Это – психологическая реальность, а не абстрактные научные категории. Они существуют независимо от наших желаний и присутствуют во всей деятельности и подготовке личного состава. Хотим мы этого или не хотим, они реально влияют на результаты нашей деятельности. Задача по этому состоит в том, чтобы понять роль психологической реальности в структуре профессиональной подготовленности личного состава и правильно учесть её при организации профессиональной подготовке.

  Значение психологических компонентов профессиональной подготовленности и необходимость психологической подготовки выступают с особой ясностью, углубленно анализируется специфика, трудности и требования профессиональной  деятельности в УИС.

   Выделяют следующие компоненты психологической подготовленности:

1.         Профессионально-психологические умения (качества).

2.         Психологическая устойчивость.

3.         Развитие психологических способностей.

4.         Психологическая ориентированность личности сотрудника.

Основные требования, предъявляемые к уровню психологической подготовленности сотрудника УИС следующие:

·            это высокоэрудированный, эмоционально стойкий, компетентный специалист, разбирающийся в психологии людей;

·            он в совершенстве владеет приемами и средствами общения и правомерного психолого-педагогического воздействия на других людей;

·            он обладает педагогическим тактом, профессиональной памятью, наблюдательностью, мышлением;

·            он умеет рационально организовать свою деятельность;

·            он испытывает чувства законного эмоционального удовлетворения от плодов своего добросовестного труда;

·            он постоянно повышает уровень своего психологического, педагогического мастерства.

Профессиональная подготовленность личного состава может быть существенно повышена путем превращений стихийного или слабого управляемого процесса, формирование его психологической подготовленности в эффективно управляемой, т.е. специально организуемой, планируемой, строящийся на научных основах, качественно обеспечиваемый и оцениваемый процесс.

Психологическая подготовка – вид профессиональной подготовки. При разработке ежегодных учебных программ важно учитывать уровень психологической компетентности сотрудников конкретного учреждения, их опыт работы в УИС, состояние оперативной обстановки и психологического климата в подразделении. Своеобразие и значимость психологической подготовки определяется задачами, которые она призвана решить. К основным из них относятся:

1.         Повышение психологической устойчивости всех категорий сотрудников УИС к трудностям служебной деятельности.

2.         Формирование у личного состава самообладания, умения контролировать своё состояние в процессе служебной деятельности и регулировать его с целью поддержания высокой бдительности, профессиональной готовности и недопущения неточности, промахов и ошибок в работе.

3.         Формирование высшего уровня профессионального мастерства, обеспечивающего наилучшее выполнение всех действий в экстремальных, психологически сложных условиях.

4.         Развитие у сотрудников профессионально-деловых, психологических качеств, лежащих в основе специальных способностей и ускоряющих овладение профессиональным мастерством и повышающим эффективность профессиональных действий.

5.         Формирование у сотрудников умения учитывать психологические проблемы при решении служебных задач и психологически эффективно воздействовать на преступную среду.

6.         Подготовка руководителей к эффективному в психолого-педагогическом отношении руководству подчиненными, в частности – в экстремальных условиях.

7.         Углубленное изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников, связанных с психологической подготовленностью к правоохранительной деятельности, контроль за соответствующими изменениями в профессиональном развитии личности.

Содержание психологической подготовки определяется следующими компонентами:

1. Повышение психологической устойчивости:

·   укрепление чувства ответственности, долга, дисциплинированности, умения подчинять своё поведение успешному решению задач;

·   формирование уверенности в себе, в товарищах, руководителе;

·   формирование правильных представлений о трудностях, стоящих задач, трезвой оценки их сложности, недопущения их недооценки и переоценки;

·   непосредственное ознакомление со всеми психогенными факторами служебной деятельности, экстремальным условиям, приучение к их влиянию и спокойному отношению к ним;

·   повышению эмоционально-волевой устойчивости к риску, опасностям, ответственности, временным неудачам, снятие излишней тревожности;

·   формирование умения контролировать своё психологическое состояние и приводить его в норму в психологически сложных условиях, умения подавлять страх, возбудимость, заторможенность.

2. Формирование и развитие профессионально-деловых психологических качеств у сотрудников.

·   развитие профессиональной чувствительности, наблюдательности, внимательности, умения подмечать, обращать внимание на значительные для выполнения профессиональных действий «детали», «мелочи» и ничего не упускать из виду;

·   развитие профессиональной памяти, умения быстро и точно запоминать все данные, имеющие значения для качественного выполнения профессиональных действий;

·   развитие профессиональных представлений, умение отчетливо, ясно и точно мысленно воспроизводить картины местности, движения людей, образно рассчитывать свои действия при решении задач;

·   развитие профессионального мышления и таких его качеств, как широта, глубина, оперативность, ясность, логичность, доказательность, гибкость, не шаблонность, изобретательность, аналитический характер;

·   развитие профессиональной бдительности, умения трезво оценивать степень риска и опасности, бороться со всеми проявлениями расслабленности и беспечности;

·   развитие волевых качеств  целеустремленности, настойчивости, упорства, мужества, стойкости, смелости, осмотренности, активности, инициативности, самостоятельности;

·   формирование умения мобилизовать свои силы и возможности, быстро переходить от ожидания к энергичным, решительным, точным и хладнокровным действиям в предельно сложных условиях;

·   формирование умения действовать в неожиданных, непредвиденных ситуациях, при внезапных изменениях обстановки, развитие «привычки к непривычному»;

·   доведение всех профессиональных навыков до уровня надежности;

·   достижение натренированности в действиях в экстремальных условиях.

3. Формирование умения учитывать психолого-педагогические факторы при решении служебных задач и психически эффективно воздействовать на преступную среду.

·   вооружение знаниями психологических факторов оперативной обстановки, влияющих на её осложнения, вызывающих криминализацию личности, способствующих совершению нарушений режима в ИУ;

·   ознакомление с психологией осужденного, его установками, взглядами и нормами поведения;

·   вооружение знаниями психологических особенностей влияния на среду осужденных;

·   формирование устойчивых внутренних установок, интереса к познанию психологических и педагогических аспектов своей работы, желания и стремления делать это постоянно и грамотно;

·   развитие умения собирать психологическую информацию о факторах, влияющих на решение служебных задач, умение анализировать её и делать выводы для своей работы;

·   формирование умения правильно воспринимать и изучать других людей, группы, понимать их психологию, находить индивидуальные подходы к ним при решении профессиональных задач;

·   формирование умения психологически грамотно строить общение с гражданами в различных обстоятельствах служебной деятельности;

·   совершенствование умения организовывать свою личную работу, вести себя в коллективе сотрудников УИС, строить взаимоотношения с начальствующим составом, осуществлять самовоспитание и самообучение, предупреждать профессиональную деформацию своей личности, повышать свой деловой и нравственный авторитет в коллективе и у граждан.

Одно из основных требований к психологической подготовке и условий её успешности – профессионализация содержания. Она должна идти с учетом конкретных направлений служебной деятельности, по которым специализируются сотрудники, по должностным категориям. Особенностями содержания для руководящего состава психологической подготовки выступают:

1. Формирование умения организовать эффективно в психологическом, педагогическом отношении служебную деятельность сотрудников:

·   обучение глубокой и правильной ориентации во всем комплексе психолого-педагогических факторов, влияющих на эффективность служебной деятельности подчиненных;

·   формирование умения организовать и проводить психологическую подготовку личного состава;

·   развитие умения организовать благоприятные психолого-педагогические предпосылки для эффективного решения служебных задач личным составом, оказывать помощь в подготовке и осуществлении действий с учетом психолого-педагогических факторов и усиливать ориентированность его на правильный учет этих факторов;

·   формирование умения и побуждения к сбору информации об оперативной обстановке её накопление, анализу и использованию при организации деятельности.

2. Развитие внутренних установок, потребности и умения осуществлять самоуправление, самовоспитание, влиять на подчиненных:

·   развитие умения осуществлять самоконтроль и самооценку, критически анализировать своё влияние на подчиненных, свой авторитет и пример;

·   развитие умения предупреждать «высотную болезнь»;

·   развитие интереса к психолого-педагогическим аспектам своей работы;

·   развитие умения правильно строить взаимоотношения с подчиненными, совершенствовать систему управления, избирать оптимальный стиль работы;

·   формирование умения лично проводить занятия по психологии и педагогики с подчиненными;

·   развитие психолого-педагогических способностей, качеств, необходимых для успешного обучения и воспитания подчиненных.

3. Развитие внутренних установок, потребностей и умения учитывать психолого-педагогические факторы при организации функционирования подразделения:

·   вооружение знанием всего комплекса психолого-педагогических факторов, влияющих на деятельность подразделения;

·   развитие умения эффективно работать с коллективом, повышать его способность к самоорганизации, поддерживать здоровый психологический климат, создавать обстановку нерешимости к проявлениям недобросовестности, безответственности, нечестности, недисциплинированности;

·   развитие умения грамотно организовывать управленческую деятельность подчиненными, учитывать воспитательные последствия управления;

·   развитие умения с учетом рекомендаций психологии и педагогики строить свою повседневную деятельность. Очевидно, что успешное решение задач психологической подготовки может внести ощутимый вклад в повышение профессиональной подготовки личного состава и достижения более высоких результатов в оперативно-служебной деятельности.

Особое место в психологической подготовке отводится проведению психокоррекционных мероприятий. Психологическая коррекция – это целенаправленный процесс изменения личности с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их взглядов, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения.

Технология проведения психокоррекционных мероприятий зависит, прежде всего, от концептуальных положений, которых придерживается психолог. Анализ практики показывает, что в уголовно-исполнительной системе чаще всего используются следующие теоретические подходы: трансактный анализ, личностно-ориентированный, экзистенциональный, логотерапевтический, когнитивный, поведенческий, самовнушение, нейролингвистическое программирование. По своей эффективности они одинаковы, но предпочтение отдается концепциям, ориентированным на оказание экстренной психологической помощи. В этом плане, особо популярным становится нейролингвистическое программирование (НЛП), и многие пенитенциарные психологи стремятся его освоить. Его достоинство также в том, что большинство технологий НЛП не требует вербального изложения проблемы, а основаны на образном представлении.

Широкое распространение в исправительных учреждениях получили методы групповой психологической коррекции. Первоначально, групповая форма работы начала использоваться из утилитарных соображений – охватить психологическим воздействием как можно большее число клиентов. И в период зарождения групповой психотерапии, и в настоящее время у непосвященных в тонкости психокоррекционной работы сотрудников УИС возникает недоверие: разве могут люди в группе раскрываться друг перед другом, участвовать в дискуссии, обсуждать сложные личные проблемы. Но и международный опыт, и отечественная практика подтверждают, что в группе люди не только «раскрываются», «исповедуются», но сила психологического воздействия на человека возрастает за счет присутствия группы. Происходит это не просто за счет банального давления группы на человека, проявления механизмов психического заражения, подражания. В группе осужденный начинает смотреть на себя «глазами других людей» и познает себя более глубоко. Он начинает понимать, что его личные проблемы не такие уж уникальные и они характерны многим другим людям; в группе можно учиться контактировать с другими людьми, осваивать новый опыт взаимодействия, переносить его в повседневную жизнь. Естественно, что создание доверительной атмосферы в группе зависит от профессионального мастерства психолога и его опыта.

Сотрудникам УИС важно осознать, что овладение современными психотехнологиями воздействия на осужденных с целью их исправления и оказания психологической помощи – это качественно новый этап в развитии психологической службы.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!