Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по психологии»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

2.2 Психология личности и социальных организаций УИС

 

Деятельность органов, исполняющих наказания, многогранна, и это требует наличия специалистов различной квалификации: юридической, экономической, педагогической, инженерно-технической и др. Сотрудник пенитенциарной системы – это основной субъект уголовно-исполнительных отношений. Провозглашенная в 90-х годах гуманизация уголовно-исполнительной системы потребовала сотрудника, который бы обладал широкими психолого-педагогическими знаниями и умениями. В тоже время, консервативность самой пенитенциарной системы, неподготовленность к коренным изменениям основной массы сотрудников и администрации, до сих пор не востребована. Большинство администрации исправительных учреждений видит возможность улучшения их работы в расширение права по наказанию заключенных. Репрессивный уклон наиболее распространенная профессиональная деформация, большинства сотрудников пенитенциарных учреждений.

С одной стороны, ориентация на гуманизацию исполнения наказания, а с другой существенные изменения в уголовной тяжести контингента осужденных, отбывающих наказание, создали значительные противоречия в деятельности персонала пенитенциарных учреждений.
Сотруднику как представителю системы государственных органов власти должны быть присущи профессиональные качества, необходимые для исполнения им своих должностных обязанностей, но личность динамична, постоянно изменяется и развивается. Вот почему тщательный профессиональный отбор на службу в УИС не решает проблему становления профессионалов. Как известно, с течением времени меняется отношение людей к службе, а порой проходят и негативные процессы. Поэтому, описывая требования к личности сотрудников ИУ, необходимо учитывать изменчивость, условия, способствующие как ее развитию, так и деформации.

Основываясь на теоретических положениях С.Л. Рубинштейна можно утверждать, что психологическая структура личности сотрудника включает три основных компонента: мотивационную сферу, профессиональную подготовленность и характер человека. Рассмотрим подробнее эти компоненты.

Формирование профессиональных целей связано с развитием и совершенствованием мотивов деятельности и включает в себя:

·            изучение системы жизненных целей сотрудника (постановку и разъяснение в ходе целей деятельности и задач, стимулирование личного состава к самостоятельной и творческой работе);

·            обучение личного  состава приемам и методам целенаправленной работы;

·            борьбу с отрицательными мотивами службы;

·            побуждение сотрудников к самовоспитанию.

Изучение мотивации дело сложное, так как иногда имеет место расхождение между истинной  мотивацией и  словесным ее выражением. Для того чтобы установить истинные мотивы, отношение сотрудника к своей профессии, необходимо изучить его всесторонне, во многих жизненных ситуациях. При этом необходимо постоянно сопоставлять слова с делами, поведением.

Предпосылкой активности человека являются его потребности (нужда, влечение, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения). Однако потребности сами по себе еще не способны придать деятельности определенную направленность. Побудителем направленной деятельности выступают предметы, объекты, отвечающие данной потребности, материальной или идеальной, чувственно воспринимаемый или данной только в представлении, в мысленном плане что и называется мотивом деятельности. Поэтому охарактеризовать мотивационную сферу сотрудников пенитенциарных учреждений это значит вскрыть те факторы, которые побуждают их к службе, вызывают удовлетворенность или стремление сменить ее. Но прежде чем изложить содержание ведущих мотивов, отметим ряд общих закономерностей мотивационной сферы. Деятельность сотрудников часто побуждается не одним, а несколькими мотивами, поскольку она полимотивирована. По своей значимости мотивы для человека (личностному смыслу) не однородны. Есть доминирующие и есть второстепенные, не значимые в конкретной ситуации или в определенный период жизни человека. Мотивационная сфера личности сотрудников весьма динамична: поскольку одни мотивы другие становятся доминирующими. Так, на различных этапах службы ведущими мотивами являются: социальной значимости труда; коллективизма; материального и морального воз награждения; достижения и самоутверждения; избегание неудачи (неприятности); личного удобства. Мотив социальной значимости труда проявляется в осознании сотрудником государственной значимости свой деятельности, в борьбе с преступностью и решению задач стоящих перед пенитенциарными учреждениями. Формированию мотива социальной значимости труд способствует:

·            воспитательная работа с личным составом;

·            разъяснение сотрудникам правовых норм и директивных документов по проблемам укрепления правопорядка;

·            объективное освещение в средствах массовой информации содержания деятельности персонала пенитенциарных учреждений;

·            обеспечение социальной защищенности сотрудников;

·            регулярное представление  сотрудников к правоохранительным наградам и материальному поощрению.

Мотив социальной значимости труда один из наиболее сильных источников профессиональной активности способствует формированию таких качеств, как ответственность, верность службе, долгу, смелость и решительность в принятии решений и целеустремленность в их реализации. Такие сотрудники гораздо легче, чем другие, переносят трудности службы.
Мотив коллективизма проявляется в стремлении не подвести коллектив, в профессиональной солидарности с коллегами. Стабилизирующую функцию этот мотив выполняет и в условиях реорганизации учреждения.
Формированию солидаризирующих мотивов могут способствовать правильно разработанные оценочные критерии деятельности частей, служб и отделов пенитенциарного учреждения. Они должны способствовать не только максимальному достижению личных результатов, но и сотрудничеству, оказанию помощи другим частям и службам. Мотив интереса к содержанию труда. В данном случае интерес выступает как познавательная потребность личности. Он обнаруживается в эмоциональной привлекательности и интереса к работе.

В специфических условиях пенитенциарной системы приобретает особую значимость профессиональная ценность. Она выступает как многомерная полифункциональная способность сотрудника, позволяющая соответствовать его профессиональным функциональным обязанностям на личностном и должностном уровне; учитывать и обеспечивать при этом потребности и интересы правонарушителя в рамках законности; в работе с осужденными правильно ставить педагогические цели – отношения, руководствуясь принципом гуманизации отношений «человек-человек»; умением выстраивать отношения со всеми субъектами окружающего пространства в практической профессиональной деятельности.

Ценностные ориентации сотрудника пенитенциарной системы представляются как совокупность общепринятых и личностно-значимых для него социально-нравственных и профессиональных норм, необходимых при выполнении своих профессиональных обязанностей и определяющих конечную цель всего уголовно-исполнительного процесса – исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. В этом аспекте понятие «профессиональная деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы» рассматривается как специфическая форма отношения среди сотрудников УИС, между персоналом пенитенциарных учреждений и объектом уголовно-исполнительного воздействия, направленная на решение задач по исполнению уголовного наказания, возлагаемых на сотрудников нормативными документами и требующая от них высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения данной социальной роли.

Из практической деятельности исправительных учреждений известно, что среда осужденных это сложная, динамичная социальная система. Она активна, подвижна, взаимосвязана формальными и неформальными связями с внешними объектами. Сре­да осужденных противостоит персоналу ИУ. Проти­востояние проявляется в различных формах нару­шениях дисциплины, драках, убийствах, побегах, массовых беспорядках и других противоправных дей­ствиях. Данные обстоятельства накладывают опре­деленный отпечаток на формирование коллектива сотрудников ИУ. Как уже отмечалось, в современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы возрастает роль и значение служебных коллективов. Успешность всего коллектива всецело определяется результатами работы входящих в него членов. Коллектив – это объединение людей, вступающих в межличностные отношения,  ориентированных на решение поставленных задач и достижение общей цели. Таким образом, любой коллектив образует две системы связей: деловые или официальные и неофициальные межличностные отношения. Деловые – выражаются в отношениях взаимозависимости,  контроля и ответственности; основываются на соблюдении жесткой субординации, служебной иерархии согласно выполняемой роли и занимаемого статуса в коллективе. Неофициальные (неформальные) – складываются на почве взаимных симпатий, общих интересов отдельных членов коллектива, являются своеобразным «склеивающим материалом», амортизатором напряженных ситуаций в служебной обстановке.

Невозможно акцентировать внимание только на формальных или неформальных отношениях, поскольку они представляют неразрывное единство: сквозь функциональное, ролевое взаимодействие всегда «просвечивают» эмоциональные, личные, избирательные отношения между членами коллектива. Устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся в отношениях людей друг к другу, и в отношении к общему делу выступают важными условиями «здорового климата в коллективе». От уровня его развития зависит самочувствие сотрудников и общая деловая активность.

Социально-психологический климат проявляется в особенностях настроений членов коллектива, в индивидуальном самочувствии каждого сотрудника и в удовлетворенности выбранной профессией.  В зависимости от влияния на деятельность и личность психологический климат в коллективе может быть: благоприятным и неблагоприятным. Известно, что в коллективах со здоровым, благоприятным социально-психологическим климатом, доброжелательными отношениями, обстановкой взаимного доверия, оказания помощи и поддержки друг другу, достигаются более высокие показатели, снижаются нарушения трудовой дисциплины, мягче разрешаются конфликтные ситуации, рационально используется рабочее время и пр. В таких коллективах преобладает стабильная кадровая политика, люди переходят в другие подразделения только по мотивам повышения в должности. В данном случае налицо творческая атмосфера, отличающаяся позитивным настроем, уверенностью в общем успехе, спокойствием, планомерностью и ритмичностью деятельности. Положительно сказываются на сплочении коллектива и результатах его деятельности настроения приподнятости, энтузиазма. Отношения между членами коллектива носят доверительный характер, сотрудники не заискивают перед начальником.

Бесспорно, хорошее самочувствие каждого члена коллектива, чувство коллективизма («один за всех и все за одного»), общий позитивный эмоциональный настрой определяют успешность выполняемой деятельности. Таким образом, благоприятный социально-психологический климат в коллективе – залог эффективности деятельности всего подразделения в целом.

Как указывалось выше несколько иная картина в коллективах с неблагоприятным социально-психологическим климатом: не заинтересованность в результатах своего труда, безынициативность, низкая сплоченность членов коллектива. В таких коллективах отсутствует стабильное «профессиональное ядро», допускаются частые нарушения служебной дисциплины, возникают конфликты на межличностном уровне, сотрудники стремятся избежать любой ценой личной ответственности за результаты своей работы, «кулуарно» обсуждаются личностные качества непосредственного руководителя, некоторых членов коллектива. Зачастую отсутствуют условия для надлежащего выполнения функциональных обязанностей: низкая оснащенность служебных кабинетов, отсутствие необходимого оборудования, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия и др. Руководители не пользуются должным авторитетом среди сотрудников коллектива, не проявляют заинтересованности в нуждах и потребностях своих сотрудников. В критических ситуациях не способны найти нужный стиль управления служебным коллективом, организовать его работу. Реальное управление коллективом находится в руках неформальных лидеров. Такая обстановка приводит к отсутствию взаимодействия отделов и служб в масштабе всего подразделения, а это порождает непонимание и напряженность в отношениях между ними. В этом случае отсутствует возможность профессиональной самореализации сотрудников, отмечается шаблонность в работе, в общении с коллегами допускаются резкие окрики, недоверие и подозрительность.

 Перечисленные психологические аспекты подтверждают значимость социально-психологического климата в повышении эффективности деятельности, стабилизации профессионального ядра, снижении текучести кадров, укреплении служебной дисциплины сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Следует отметить, что военизированность УИС накладывает соответствующий отпечаток на характер взаимоотношений их сотрудников. Здесь более важную роль, чем во многих других трудовых коллективах, играют официальная организационная структура, принцип единоначалия. Это относится ко всему многообразию отношений,  как по вертикали, так и по горизонтали. Официальные нормы должностной субординации, превалирование приказной формы обращения руководителей к подчиненным приводят к формированию заметной дистанции между членами коллектива и их непосредственными руководителями. Склонность значительного числа руководителей органов УИС к директивным методам принятия решений отнюдь не способствует благоприятному социально-психологическому климату для развития творческой инициативы сотрудников. В тех коллективах, где руководитель, не уменьшая требовательности, умело дополняет официальные методы воздействия неофициальными, наблюдается деловой и доброжелательный настрой, общая нацеленность на успешное выполнение заданий.

Эффективность воздействия руководителя коллективов органов УИС на социально-психологический климат во многом зависит от нравственного облика руководителя, от его профессиональной  компетентности и культуры, от умения грамотно, оперативно организовать практическую деятельность.

Официальная нормативная регуляция оказывает влияние также и на отношения  по горизонтали, то есть  между сотрудниками, равными по служебному рангу. Специфика  профессионального труда коллективов УИС требует от сотрудников зачастую слаженности действий, взаимопомощи,  решительности, выполнения задач в экстремальных условиях. Совместное участие сотрудников при выполнении оперативных заданий, порождающее общность переживаемых ими психических состояний, само по себе способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в данном коллективе.

Неблагоприятный социально-психологический климат коллективов сотрудников ИУ  способствует возникновению негативных явлений в среде осужденных. В таких коллективах не заинтересованы в принципиальном подходе к укреплению режима отбывания наказания, организации труда осужденных и воспитательной работы с ними. Нездоровый климат способствует подмене официальных отношений  отношениями, идущими вразрез с правовыми и моральными нормами, то есть беспринципными,  внеслужебными, недозволенными.

На социально-психологический климат коллективов сотрудников негативно влияет их профессиональная деформация, которая проявляется в следующем: "огрубелость" личности сотрудника, утрата культуры; снижение интереса к профессиональной деятельности; переоценка своего профессионального опыта; предвзятое отношение к осужденным. Такие сотрудники исправительных учреждений считают, что дисциплина осужденных должна держаться на страхе, а мнение ''начальника'' – ''мнение последней инстанции'', возражений быть не должно.

К объективным показателям СПК относят: результаты служебной деятельности, текучесть кадров, состояние дисциплины и законности. Данные параметры отражают реальное состояние непсихологических показателей, так называемое «положение дел в коллективе».

В качестве субъективных (психологических) показателей климата используются: удовлетворенность трудом и результатами служебной деятельности; взаимоотношения в коллективе, стиль руководства, деструктивные психические состояния сотрудников и суициды. Эти показатели отражают особенности восприятия и понимания членов коллектива различных сторон жизни и деятельности подразделения, степень удовлетворенности – неудовлетворенности положением дел, а также поведением или деятельностью большинства членов коллектива. Данный признак отражает «отношение к положению дел в коллективе».

Категория удовлетворенности – неудовлетворенности выступает в качестве определяющей характеристики состояния СПК. Удовлетворенность трудом необходимо рассматривать, как качественный показатель эффективности деятельности учреждения в целом.

Для определения уровня развития СПК целесообразно использовать следующие признаки:

Для благоприятного (зрелого, здорового) климата  свойственно:

·              преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;

·            чувство групповой сплоченности и взаимовыручки;

·            высокий уровень профессиональной подготовленности сотрудников;

·            деловые, доброжелательные отношения между руководителями и подчиненными;

·              равномерное распределение объема работы и нагрузки на каждого члена коллектива;

·            своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;

·            справедливость в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, участие в решении материальных и жилищных проблем;

·            использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;

·            конструктивная критика и самокритика;

·            коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений;

·            взаимозаменяемость при решении поставленных задач.

Для неблагоприятного СПК свойственно:

·            частые опоздания и длительное отсутствие на работе;

·            обсуждение указаний руководителей «в кулуарах»;

·            длительные перекуры во время работы;

·            неточное выполнение решений и приказов руководства;

·            распространение слухов друг о друге;

·            скрытая критика условий труда;

·            пустая трата рабочего времени;

·            отказ от работы в сверхурочное время;

·            частые конфликты между сотрудниками и устранение отдельных членов коллектива от их разрешения;

·            частые нарушения дисциплины;

·            высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;

·            низкая активность при обсуждении служебных и социальных вопросов.

Знание типологии СПК и его особенностей дает возможность дифференцированно подходить к работе по его совершенствованию в каждом конкретном случае. Наблюдения и исследования позволяют выделить шесть основных групп факторов, определяющих состояние социально-психологического климата и, в конечном счете, настрой, самочувствие и работоспособность сотрудников конкретного подразделения УИС.

Служебно-функциональные факторы. К ним относятся:

·            общие условия труда: график работы; медицинское обслуживание; уровень денежного содержания, методы оценки результатов труда; занимаемая должность; возможность продвижения по службе; решение жилищно-бытовых вопросов.

·            физические условия труда: безопасность труда, характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических и социально-психологических условий труда (степень чистоты, порядка, оснащенности, температура, уровень шума, эстетические аспекты).

·            содержание труда: разнообразие и монотонность. Так, первое стимулирует труд, второе – порождает безразличие к нему.

·            организационные рамки труда: взаимодействие отделов и служб учреждения, уровень материально-технического обеспечения, своевременное информирование сотрудников об изменениях в учреждении, формы осуществления контроля, координация и продвижение по службе.

Экономические факторы – это система оплаты труда, своевременность получения денежного содержания, распределение материальных вознаграждений; льготы, премии, надбавки и др.

Управленческие факторы – это культура управления/руководства, которая определяется методами управления, стилем руководства, индивидуальным подходом, профессионализмом руководителей на всех уровнях, этикой взаимодействия управленческого и исполнительского звена, методами стимулирования

Психологические факторы – это культура межличностных отношений в служебном коллективе, наличие чувства коллективизма, взаимопомощи и поддержки; групповое мнение, выработанные нормы поведения и традиции коллектива; характер восприятия и оценки сотрудниками друг друга.

Профессионально-квалификационные факторы – это соответствие квалификации сотрудников занимаемой должности, численность персонала, обеспечение адаптации и вхождение в должность, перспектива повышения квалификации, возможность служебного роста. Культура сотрудника складывается из уровня его образования и квалификации, отношения к труду, дисциплинированности, личной исполнительности.

Правовые факторы – это оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; наличие по каждой должности должностной инструкции с указанием объема обязанностей, прав и ответственности.

   Учет вышеуказанных факторов в условиях несения службы сотрудников уголовно-исполнительной системы позволяет качественно улучшить состояние СПК в коллективах учреждений УИС, что является неотъемлемым условием для эффективной оперативно-служебной деятельности и профессиональной самореализации сотрудников.

Для  оптимизации психологического климата в коллективах учреждений уголовно-исполнительной системы рекомендуется:

1.         По мере возможности устранить отрицательные факторы, влияющие на состояние социально-психологического климата в учреждениях.

2.         Для оптимизации микроклимата, в  психокоррекционных целях рекомендуется проводить социально-психологические тренинги межличностного и делового общения.

3.         Для достижения большей сплоченности коллектива, формирования более доверительных отношений среди сотрудников отделов, служб, смен рекомендуется привлечение сотрудников к проведению совместного досуга, учитывая принцип добровольности, исключая давление. Для этого инспекторам по работе с личным составом рекомендовать изучить мнение сотрудников о возможных вариантах проведения совместного досуга, определив желания и интересы каждого, посредством анонимного анкетирования.

4.         Для повышения статуса некоторых руководителей, а также его психологической коррекции рекомендуется проводить психологические мероприятия по подбору стиля руководства, тренинги делового общения, лекции по культуре общения, учитывая принцип абсолютной добровольности.

5.         Руководителям  рекомендовать проявлять больше профессионального такта в общении с подчиненными, ориентироваться на успехи и положительные качества подчиненных, чаще общаться с ними в период несения службы и в неслужебное время с целью снятия излишней напряженности, а также сохранения имеющегося авторитета.

6.         Уделять большее внимание условиям жизнедеятельности сотрудников, их личным проблемам.

7.         Объективно оценивать деятельность подчиненных. Проявлять заботу о материальной обеспеченности, стимулировании добросовестного отношения к службе – справедливое распределение материального и морального поощрения с учетом заслуг каждого сотрудника.

8.         По возможности обеспечивать полноценный отдых (выделение путевок на санаторно-курортное лечение, детские оздоровительные лагеря и т.д.) сотрудникам и членам их семей.

9.         Комплектовать  дежурные смены, отделения, службы, учитывая психологическую совместимость сотрудников. Воздерживаться от включения в совместную деятельность сотрудников, находящихся в негативных отношениях друг с другом.

10.     Опираться на авторитет и возможности неформальных лидеров. Лидеров с положительной направленностью включать в состав активных помощников по обучению и  воспитанию личного состава, поручать им выполнение отдельных управленческих функций.

11.     Оказывать психологическую поддержку сотрудникам, находящимся в психологически напряженном состоянии, а также тем, кто находится в устойчивых взаимных и односторонних отрицательных связях.

12.     Начальникам отделов и служб по возможности равномерно распределять нагрузку между сотрудниками  с учетом их профессиональной подготовленности, опыта работы, уровня теоретических знаний и индивидуально-психологических особенностей личности.  

Руководитель коллектива должен быть  в курсе потребностей своей группы и иметь достаточно четкую перспективу создания коллектива через прохождение нескольких последовательных этапов развития. Жизненно важна открытость, когда вслух говорят обо всем, что касается данной группы людей, действует обратная связь и на уяснение перспектив тоже отводится время. Руководитель должен показывать высокую степень открытости – это существенная черта коллективного подхода, а также быть внимательным к членам группы, выяснить их индивидуальные потребности и создавать каждому из них возможности роста и развития своих сильных сторон в ходе группы. Важно, чтобы соблюдались следующие условия:

·             отношения в группе открытые, и она готова встретить любые трудности;

·            все члены группы четко представляют себе цели совместной работы;

·            умения каждого человека известны остальным, и функции распределены;

·            организационное строение группы соответствует выполняемой задаче;

·            в группе задумываются над методами работы и пытаются их совершенствовать;

·            развита самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы;

·            есть достаточно возможностей, чтобы собраться и обсудить любые вопросы;

·            группа поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!