Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по психологии»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

1.6 Социализация личности: определение, структура и механизмы

 

Социализация как понятие давно используется разными науками – от политэкономии до юриспруденции, и обычно в него вкладывается совершенно разный смысл. Психология включила это понятие в свой тезаурус позже других и, естественно, стремилась наполнить его сво­им собственным содержанием. Однако единства мнений в этих по­пытках не получилось, поскольку понятие социализации оказываюсь неразрывно связанным с представлениями о личности и о характере ее связей с обществом. Отсюда и разные интерпретации процессов социализации. Для одних это научение социальному поведению (здесь явная печать общеизвестной бихевиористской методологии); для других — моделирование личности в соответствии с требованиями культуры (здесь находят отражение идеи течения «культура и лич­ность» 30-х гг., сюда же можно отнести теорию формирования «совет­ского человека», а также концепцию «запрограммированной культу­ры» Б. Ф. Скиннера); для третьих социализация это подготовка к «социальному участию» в группах (отражение одного из узких подхо­дов к предмету социальной психологии, который ограничивает его лишь проблемой «группа личность», с акцентом на малые группы).

Несмотря на все сложности и ограничения, с которыми столкну­лась в своей истории отечественная социальная психология, она тем не менее накопила ценный арсенал методологических, теоретичес­ких и эмпирических знаний. С позиций этих знаний социализация вполне справедливо понимается как усвоение индивидом социаль­ного опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений. Если ориентироваться на теорию социальной установки, объясняю­щую процессы регулирования социального поведения человека, то можно сказать, что социализация это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности.

Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается те­ория социализации, это вопрос об активности пассивности инди­вида в этом процессе. В большинстве случаев интерпретация процес­сов социализации в западной психологии делает акцент на «принуждении», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктринации» и т. п. Иными словами, индивид в этих процессах выступает лишь как пассивный элемент социального мира, который этот мир формирует по заданным нормам и стандартам. Однако сама жизнь показывает, что процесс социализации носит более сложный характер, так как далеко не все становятся «добровольно конформными», и даже выступа­ют против того, что им «индоктринируется». Это значит, что в процес­се собственной социализации человек рано или поздно начинает иг­рать активную роль, т.е. становится субъектом.

Оговорка «рано или поздно» означает, что в жизненном цикле че­ловека есть период, когда он беспомощен и из него можно действи­тельно «лепить» многое это период младенчества. Однако с разви­тием когнитивных способностей начинается становление личности и развивается ее собственная активность, роль которой в процессах со­циализации в каждом отдельно случае зависит от конкретных усло­вий окружения индивида. Это окружение может способствовать либо подавлению активности человека и формированию действительно конформной личности, либо развитию таких качеств, которые позво­лят личности преодолеть «принудительную конформность».
   Исходя из сказанного, можно предложить следующее понимание социализации: это процесс активного усвоения индивидом цен­ностей и норм общества и формирование их в систему соци­альных установок, которая определяет позиции и поведение ин­дивида как личности в системе общества.

Большинство современных исследователей выделяют две составляющих процесса социализации: психологическую и социально-психологи­ческую. Первая отражает тот вклад, который вносит сам индивид в процесс социализации в силу своих собственных психологических способностей и особенностей. С этой стороны он выступает как ак­тивный субъект процесса. На результаты социализации будет оказы­вать влияние, прежде всего, уровень развития когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.

Социально-психологическая сторона процесса социализации позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс, и для которых человек оказывается прежде всего объек­том воздействия. По своему социальному статусу эти институты мо­гут быть формальными и неформальными. Первые являются офици­альными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны выполнять соответствующие задачи (например, учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания). Вторые – неформальные институты – имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.).

Цели и способы воздействий формальных и неформальных ин­ститутов социализации часто не совпадают, вследствие чего возни­кает борьба между ними. Результаты этой борьбы носят самый раз­личный характер: здесь и «дети улицы» как свидетельство пораже­ния семьи и школы в борьбе с «референтными» группами улицы; здесь правонарушители и асоциальные личности (подлинные по убеждениям или мнимые), здесь и объяснение «двойной морали» граждан, отра­жающей разные системы ценностей, существующие в обществе.

Личность – явление социальное. Ее социальность многопланова и многовариантна. Многообразие форм социальных связей и отношений личности обусловливает виды ее социального поведения. Классификация этих видов осуществляется по разным основаниям. Самым широ­ким основанием классификации видов социального поведения яв­ляется определение сфер бытия, в которых оно проявляется. Среди них – природа, общество, человек. Эти сферы бытия существуют в разных формах, главными из которых являются: материальное производство (труд), духовное производство (философия, наука, куль­тура, право, мораль, религия), быт, досуг, семья. В этих сферах жиз­ни возникают, формируются, развиваются соответствующие виды поведения: производственное, трудовое, общественно-политичес­кое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное.
          В качестве класси­фикационного признака можно избрать систему общественных отношений. По этому признаку выделяются: производственное поведение (трудовое, профессиональное), экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфе­ре обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.); социаль­но-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электораль­ное поведение и др.); правовое поведение (законопослушное, про­тивоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное); нрав­ственное повеление (этическое, моральное, аморальное, безнрав­ственное поведение и др.); религиозное поведение.
В соответствии с социальной структурой общества существуют сле­дующие виды социального поведения: классовое, поведение соци­альных слоев и страт; этническое поведение, социально-профессио­нальное, гендерное, семейное, репродуктивное и др.

По субъекту социального поведения различаются: общественное поведение, массовое, классовое, групповое, коллективное, коопе­ративное, корпоративное, профессиональное, этническое, семей­ное, индивидуальное и личное поведение.

В качестве основания деления видов поведения могут быть избра­ны разные признаки. Не претендуя на строгую научность, на точность и полноту выделения этих признаков, назовем лишь некоторые из дифференцирующих признаков и в качестве примеров укажем толь­ко некоторые виды поведения, в которых в наибольшей степени про­являются эти признаки. Так, по параметру активности–пассивности личности существуют следующие виды социального поведения: пас­сивное, приспособительное, конформное, адаптационное, стереотип­ное, стандартное, активное, агрессивное, потребительское, производ­ственное, созидающее, инновационное, просоциальное, прокреативное, поведение по оказанию помощи другим людям, поведение по возложению ответственности (поведение атрибуции).
   По способу выражения выделяются следующие виды: вербаль­ное, невербальное, демонстрационное, ролевое, коммуникатив­ное, реальное, ожидаемое поведение, ориентировочное, инстин­ктивное, разумное, тактичное, контактное. По времени осуществления видами поведения являются: им­пульсивное, вариабельное, длительно осуществляемое.  

В условиях современных резких социально-экономических пре­образований возникают новые виды социального поведения, кото­рые нельзя отнести однозначно к какому-либо из названных выше видов поведения. Среди них выделяются: поведение, связанное с процессами урбанизации, экологическое и миграционное поведение.

Во всех формах социального поведения социально-психологический и личностный аспекты являются превалирующими. Поэто­му есть основание считать главным субъектом социального поведения личность. Поэтому речь и идет о социальном поведении личности. При всем многообразии форм и видов социального поведения личности выделяется их общий признак, в известном смысле си­стемообразующее качество. Этим качеством является норматив­ность. В конечном итоге все виды социального поведения являют­ся разновидностями поведения нормативного.

   Социальное поведение личности – сложное социальное и соци­ально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детер­минируется определенными факторами и осуществляется по опреде­ленным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» оз­начает упорядочивание, налаживание чего-либо в соответствии с опреде­ленными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции Функциями социальной ре­гуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, пра­вил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспро­изводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятель­ности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъекта­ми регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность. В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принад­лежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по па­раметру объективного (внешнего) – субъективного (внутреннего).

     Личность включена в слож­ную систему общественных отношений. Все виды отношений: служебные, нравственные, правовые, политические, религиоз­ные, идеологические определяют реальные, объективные, должные и зависимые отношения людей и групп в обществе. Для осуществле­ния этих отношении существуют многообразные виды регуляторов.
          Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся: общественные отношения (широкий социальный контекст жизнедеятельности личности), социальные дви­жения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация. К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкуль­тура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. В сфере правовых отношений — право, закон.
     Более узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психо­логические явления. Прежде всего, такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления — социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплочен­ность группы, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирую­щим социальное поведение, относятся: символы, традиции, пред­рассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим социально-психологических ре­гуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авто­ритет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регу­лирующих поведение, являются социальные нормы, представляющие собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регла­ментирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкциони­рования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия. Например, правовые нормы выраба­тываются, формулируются, утверждаются специальными государ­ственными учреждениями, устанавливаются специальным законо­дательным путем, поддерживаются государством. Они всегда вербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах. Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нор­мы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точ­ки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведе­ния. Это – групповые нормы, регулирующие поведение отдельных групп и личностей. На основании этого, например, противоправное, преступное поведение относится к разряду нормативного поведения, т.е. регулируемого определенными нормами.

К разряду не абсолютно директивно действующих норм соци­ального поведения личности относятся ритуалы. Ритуалы – это кон­венциональные нормы поведения. Это «прежде всего, видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какие-то явления или факты, и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отноше­ние, содействовать общественному настрою. При этом обязатель­ны некоторые принципы: во-первых, общепринятая условность действия; во-вторых, общественная значимость явления или фак­та, на котором концентрируется ритуал; в-третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или при­знанию важности факта или явления.

Наряду с социальными нормами макрогрупп, нормами полити­ческими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными, существуют нормы многочисленных групп – как организованных, реальных, формализованных в той или иной струк­туре общества или общности, так и номинальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичные образования. Это групповые, социально-психологические нормы. Они отражают как характер и содержание общих форм, так и специфи­ку природы общности, группы, характер, форму, содержание отноше­ний, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условии и целей.

Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представ­ленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей. В ней существует определенная система зависимых и должных отно­шений. Все организации используют разнообразные нормы: стан­дарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оце­нивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений людей, в деятельности организации как целостного социального образования.

В системе воздействий вне­шних, объективно существующих факторов детерминации соци­ального поведения личность выступает как объект социальной ре­гуляции. Но главным при изучении социального поведения являет­ся понимание того, что личность – это не только субъект социаль­ного поведения, но и субъект регуляции этого поведения. Все пси­хические явления выступают в двойном своем качестве, они 1) результат детерминации внешних воздействий и 2) определяют пове­дение и деятельность человека. Эти два плана объединены в глав­ных функциях психического: отражения, отношения и регуляции.

Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в раз­ных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психичес­кие процессы, психические состояния и психологические качества. В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей (в совместной деятельности и общении – как формах социального поведения) является устная и письменная речь (язык выступает внешним регулятором поведения). Внутрен­няя речь – один из психологических (интимных) регуляторов личного поведения. В составе психических процессов специфические регуля­ционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач. Обобщающим когнитивный блок регуляторов является субъективное семантическое пространство.
   Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся – аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация.
   Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества су­ществуют в двух формах – личностные свойства и социально-психологи­ческие качества личности. К первым относятся – внутренний локус контроля – внутренняя причинность, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жиз­ненные планы. К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся: диспозиции, мотива­ция достижения, социальная потребность, аффилиация, аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция, любовь, ненависть, сомнения, симпатии, удовлетворенность, ответственность, установ­ка, статус, страх, стыд, экспектации, тревожность, атрибуция.
    К собственно регуляционному блоку психических явлений отно­сится мотивационно-потребностная и волевая сферы личности. Мотивация, мотив, мотивировка осуществляют пусковой механизм регуляции поведения. Основным источником мотивации являются потреб­ности человека. В эмоциональной сфере личности (чувствах, эмо­циях, настроениях) осуществляются личностное отношение к происходящему, к самому социальному поведению, оценка собы­тий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей. Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, приня­тие решения, осуществление волевого действия, совершение поступ­ка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения. Немаловажную роль в процессе жизнедеятельности играют механизмы социальной регуляции поведения личности. Регулирование поведения выступает как меха­низм организации взаимодействия и взаимоотношений людей во всех сферах жизнедеятельности. По существу, речь идет о сути социального процесса, об управлении, упорядочивании всех пси­хологических компонентов этого процесса.

Социальное значение регулирования повеления заключается и в том, что результат регулирования может быть как положительным, общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим ус­тановкам, традициям, нормам общества. Например, воздействие на личность через группу признается наиболее эффективным способом социальной перестройки личности. В то же время малые группы мо­гут выступать не только как проводники и посредники макросоциальных влияний, но и как барьеры, источники помех для таких вли­яний. В неблагоприятных социальных условиях могут формировать­ся группы, асоциальные по своим устремлениям, способствующие выработке «группового эгоизма», противопоставлению интересов группы и ее членов интересам общности и общества в целом.

Многообразны механизмы социального регулирования пове­дения личности. Они делятся на институциональные и неинститу­циональные.
      Содержанием действия механизмов регулирования является: 1) со­здание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкций, кодексов); 2) регламентация поведения; 3) его оценива­ние; 4) определение санкций. Каналами регулирования социального поведения личности яв­ляются: малые группы, совместная деятельность людей, общение, общественная практика, средства массовой информации.

Социально-психологические механизмы регуляции включают все средства воздействия – внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.

Процесс регулирования поведения осуществляется в ходе ак­тивного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, по­вторения, социализации и воспитания личности. В результате регулирования поведения осуществляется взаимо­действие людей, их совместная деятельность, складываются взаи­моотношения, проходит процесс общения Общим итогом дей­ствия механизмов социальной регуляции может быть манипулирова­ние личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.

Элементами системы социального контроля выступают: 1. Техноло­гический, включающий техническое звено, - техническая аппарату­ра, измерительные приборы и т.д., вообще предметы, предназначен­ные для целей контроля; технологическое звено в узком смысле – совокупность инструкций, методов организации осуществления контроля. 2. Институциональный – обособленные специализирован­ные институты, занимающиеся определенным типом социального контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппа­рат). 3. Моральный – общественное мнение и механизмы личности, в которых нормы поведения группы или личности осознаются и пере­живаются как собственные требования индивида. Это определяет и личное участие человека в осуществлении определенного вида соци­ального контроля посредством технологических, организационных механизмов и общественного мнения. Сама личность выступает как объект и субъект социального контроля.

Для понимания механизма регуляторного действия социально­го контроля важное значение имеют особенности неформального неинституционализированного контроля. В этом наибольший пси­хологический смысл контроля. Главные особенности этого вида контроля состоят в том, что его осуществление не требует официаль­ного утверждения полномочий. Он основывается не на должном по­ложении человека, а на его моральном сознании. Каждый человек, имеющий моральное сознание, может быть субъектом социального контроля, т. е. способным оценивать поступки окружающих и свои собственные поступки. Каждый поступок, совершенный в коллекти­ве (кража, обман, предательство и др.) является объектом нефор­мального контроля – критики, осуждения, презрения. В зависимости от степени, в которой он затрагивает интересы коллектива, к че­ловеку могут быть применены и институционализированные меха­низмы, административные санкции (увольнение с работы, предание суду и др.). Сфера неформального контроля гораздо шире. Под его воздействие попадают не только совершенные действия, поступки, но и намерения совершить аморальные действия и поступки. Важ­нейшими психологическими механизмами неформального психоло­гического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. Они определяют эффективность всякого внешнего воздей­ствия наличность. В них и посредством их наиболее ярко выражает­ся взаимодействие внешних и внутренних регуляторов, взаимодей­ствие морали и социальной психологии личности.

Высшим регулятором социального поведения является сама личность как совокупность всех психических процессов, свойств и состояний. Осозна­ние внешних воздействий позволяет личности использовать их как критерии, эталоны, меры, масштабы собственного поведения. В процессе осознания социальных воздействий личность вырабаты­вает отношение к себе и другим, оценивает и формирует отноше­ние к своему поведению и поведению других членов общности и группы, к партнерам в непосредственном, контактном и опосредо­ванном взаимодействии. Познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального воздействия и социального поведе­ния осуществляется в самосознании личности. Элементом самосознания является самооценка, в которой заключается отно­шение к своим возможностям, оценка целесообразности своих дей­ствий и поступков, своих способностей и нравственных качеств. В понимании самосознания как регулятора социального пове­дения необходимо различать разные виды общественно детерми­нированного самосознания: гражданского, национального, обще­ственного, профессионального, этнического. Эти виды самосоз­нания выступают для личности как социально-психологические феномены, регулирующие ее поведение.

Общественное знание и отношение личности к самой себе содер­жится в Я-образе, Я-концепции. Эти конструкты включают в себя пред­ставление о своей индивидуальности, идентичности; определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентации; опреде­ленную самооценку и самоуважение, переживание себя как субъекта деятельности. «Я-концепция» во всех ее составных элементах (насто­ящее Я, идеальное Я, представляемое Я) регулирует реальное, плани­руемое, идеальное социальное поведение личности. Самым действен­ным личностным феноменом саморегуляции поведения являются нравственные категории стыда и совести. В этих феноменах проявля­ется способность человека оценивать себя с точки зрения общества. Они выражают способность человека быть субъектом и объектом са­мооценки, способность самореализации, общественного осуждения или одобрения. Совесть человека – это такое его качество, которое дает ему возможность сравнивать свое поведение с установленными в обществе нравственными нормами, позволяет личности вершить «суд над самой собой», внутри себя, вне очевидной общественной оценки.

Саморегуляция поведения формируется в процессе жизнеде­ятельности личности, в постоянном взаимодействии и взаимоот­ношениях со средой, в процессе совместной деятельности и обще­нии с другими людьми. Наряду с общими сферами формирования и развития личности – обучением, образованием, общественно-исторической практикой – в процесс формирования механизмов саморегуляции социального поведения включаются самовоспита­ние, саморегуляция, самообразование, самосовершенствование, самоопределение личности, ее социализация.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!