Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по психологии»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

               1.5 Представление о личности и ее компонентах в психологии

                

Понятие «личность» относится к числу самых неопределённых и спорных в психологии. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и её определений. Есть ли в них что-то общее, с чем согласились бы большинство психологов?

Рассмотрим несколько определений личности, данных ведущими специалистами в этой области. Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность - прежде всего современник определённой эпохи, и это определяет множество её социально-психологических свойств». К их числу он относил принадлежность личности к определённому классу, национальности, профессии и пр. А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей.

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с её помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить  в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребёнок, психически неполноценный человек или изощрённый преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом не только психологических дискуссий, но и волновали философов, медиков, юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, тем не менее, большинство учёных склонно признавать за всеми людьми право называться личностью, хотя иногда – с определёнными оговорками. Ребёнка, подростка и юношу конкретнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжёлых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая» или «аномальная» личность. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки были обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжёлой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъект деятельности, ориентироваться в пространстве и времени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности.

Л.И. Анцыферова  считает основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, сразу начинается регресс личности.

Каковы же  критерии для определения уровня зрелости личности? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к теории И.М. Палея и В.С. Магуна о трёх сторонах личности. Первая сторона личности описывает внутреннее строение личности через такие характеристики, как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется его воле и системе ценностных ориентаций. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами.

Вторая сторона личности раскрывает особенности её взаимодействия с предметным миром через характеристики её активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Иногда она даже не ждёт вознаграждения за работу, если эта работа принесла ей удовлетворение. Это отличает её от незрелой личности, которая ждёт указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за установленные рамки. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания и потерей многих жизненных благ.

Третья сторона личности характеризует особенности её взаимоотношений с  другими людьми. И.М. Палей и В.С. Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную способность личности – возможность содействовать росту и развитию личности других людей. Личность, по словам С.Л. Рубинштейна, «определенностью своего отношения» к жизни «заставляет и других самоопределяться». Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над окружающими. Пространственно-временная широта этого влияния, в конечном счёте, определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека. Некоторые личности воздействуют на умы людей в течение  определённого промежутка времени в какой-то стране. Но есть личности всемирного масштаба, влияющие на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и являются для нас примером наивысшего развития личности.

В рамках психологической науки не менее важно определить понятие «индивидуальность». В большинстве словарей и учебников по психологии индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это определение оставляет без чёткого ответа ряд вопросов. Например, любая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Можно ли отнести к свойствам индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности? Как быть, если одна и та же черта личности является предметом сходства для одних людей и различием для других?

Очевидно, понятие индивидуальности требует более содержательного анализа. Он был сделан отечественным психологами. В.С. Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, согласно которой индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации – от биохимического до социального. В частности. Он выделил три иерархических уровня. Нижний уровень индивидуальности составляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства организма. Средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами (особенности темперамента и черты  личности). Высший уровень индивидуальности занимают социально-психологические свойства, составляющими которых являются социальные роли данного человека в малых (семья, коллектив) и больших (класс, народ) группах.

Такое понимание индивидуальности снимает вопрос о том, с какого возраста человек становиться индивидуальностью. Когда ребёнок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на  всё более высокие уровни. Когда зрелый  человек занимает определённое общественное положение, вся иерархия уровней его индивидуальности уже представлена в его поведении, но это не означает, что она больше не будет изменяться. Человек будет приобретать новый опыт, выполнять новые роли и его индивидуальность тоже будет отчасти меняться.

Индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека имеют два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они всё равно будут непохожи по поведению, поскольку связи между свойствами будут разными.

Надо сказать, что все психологи согласны с таким широким пониманием индивидуальности. А.Г.Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает её смысловыми отношениями и установками человека. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», - утверждает он. Этим он подчёркивает, что индивидуальность отвечает за решение бытовых вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека. При решении этих вопросов обычно возникают конфликты как внутренние, так и внешние. В процессе этой борьбы создаётся индивидуальность, и определяются её стойкость и масштаб. 

Как же соотносятся понятия «личность» и «индивидуальность», какое из них является более широким? Графически их можно изобразить как два круга. Наложим их друг на друга таким образом, чтобы они не совпадали полностью, но имели какую-то общую площадь. Данная площадь – это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем её свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют её как представителя многих больших и малых групп. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и не совпадающими по содержанию.

  Периоды развития личности и ее возраст. Традиционно периоды развития личности рассматриваются в психологии в связи с изменением её возраста. Но ответ на вопрос «что такое возраст в психологии?» не так уж прост. В психологической науке существуют различные точки зрения по поводу возраста и критериев возрастной периодизации. Чаще всего возраст определяется как длительность существования того или иного тела, материальной системы и т.п. Возраст отдельного организма считается одной из его интегральных характеристик, измеряемых масштабом средней продолжительности жизни индивидов данного вида. Но понятие возраста не сводится только к длительности существования индивида. Б.Г.Ананьев выделял другое свойство возраста: его однонаправленность, одномерность, необратимость.

Итак, понятие «возраст индивида» является сложным понятием и соединяет по крайней мере два свойства времени: длительность существования и определённость фазы становления – периода развития индивида. Л.С. Выготский определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику, поэтому принято выделять хронологический возраст и психологический возраст как два разных, не совпадающих понятия.

В психологической науке до последнего времени ведется дискуссия относительно метрических характеристик, оценки продолжительности жизненных промежутков, фаз жизни личности. При построении различных периодизаций возрастного развития наибольшие споры всегда касались критериев выделения различных возрастных фаз. Причиной этого служило то обстоятельство, что часто критериями выделения возрастных фаз в одной и той же периодизации в одних случаях являлись биологические признаки, а в других – социокультурные или социально-педагогические. Например, в распространённой классификации Дж.Бирренома учитывается продолжительность каждого из отрезков жизненного пути человека. Она включает следующие фазы:

1)         младенчество (0-2 года);

2)         преддошкольная (2-5 лет);

3)         детство (5-12 лет);

4)         юность (12-17 лет);

5)         ранняя зрелость (17-25 лет);

6)         зрелость (25-50 лет);

7)         поздняя зрелость (50-75 лет);

8)         старость (75-… лет).

В этой и подобных ей классификациях выделяются одни возрастные этапы на основе признаков биологического созревания организма, а другие, например дошкольный период, на основе социально-педагогического, культурологического критерия.

Более фундаментальная классификация возрастов, ставшая на Западе классической, предложена Д. Бромлей. В основу своей классификации она положила результаты сравнительного изучения возрастных характеристик развития интеллекта, эмоционально-волевой сферы, мотивации и социальной динамики личности. В её классификации собственно возрастом является длительность той или иной стадии жизни, которых она насчитывает 16. В свою очередь стадии являются основными моментами общих циклов человеческой жизни, к которым она относит эмбриогез (внутриутробное развитие), детство, юность, взрослость, старение, старость. Метрически она оценивает не эти общие циклы, а составляющие их стадии. Первый цикл включает 4 стадии: внутриутробный период со сменой последовательных состояний. Второй цикл – детство; он имеет 3 стадии: младенчество (до 18 месяцев), преддошкольное детство (до 5 лет), раннее детство (до 11-13 лет). Третий цикл – юность; он состоит из 2х стадий: половое созревание, или старшее школьное детство, ранняя юность (15-21 год). Четвёртый цикл определён как взрослость; он включает 3 стадии: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя взрослость (40-55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (55-60 лет). У пятого цикла, названного старением, имеется три стадии: отставки (до 70 лет), старый возраст (более 70 лет), окончательный возраст (болезнь и смерть). Каждой из стадий Бромлей даёт определённую характеристику.

В приведенных классификациях не учитывается роль конкретных исторических особенностей развития. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что периоды детства имеют историческое происхождение. Это неоднократно доказывали как зарубежные, так и отечественные исследователи. Таким образом, человек подчинен не только закономерностям биологического времени.   

Человек относится ко времени. Такое отношение сообщает времени личностный статус и превращает его в собственное время личности. Оно состоит из взаимосвязи событий прошлого, настоящего и будущего. В структуру собственного времени личности входит как отражение объективных временных отношений, так и субъективное восприятие изменений, событий, переживаний. На основе субъективного и объективного отражений времени формируется целостное отношение личности к времени её жизни. Субъективное отражение времени в масштабе значимых событий жизни человека называется психологическим временем личности. Это сложное образование, имеющее собственную структуру. В него входят: ситуативное время, биографическое время и историческое время. В ситуативном времени отражается восприятие и переживание коротких временных интервалов. Биографический масштаб времени задаётся временем жизни индивида в целом и является системой определённых временных представлений, концепцией времени личности. В сферу временных представлений человека включены также события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти. Этот масштаб времени называется историческим временем личности. Выделяю ещё и «социальное время личности», которое связано с освоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта.

Значит, возраст человека – функция биологического и исторического времени. И человек в целом, и временные характеристики его жизнедеятельности, его возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического, психологического и социального.

Наряду с таким понятием, как возраст, в психологии обсуждаются, широко употребляются следующие понятия: «психическое развитие», «развитие психики», «развитие личности», «развитие видов деятельности» и т.д., под которыми понимается закономерная смена одних периодов развития другими. Понятие возраста сопрягается с понятием психического и личностного развития, поскольку именно выделение возрастных границ, в пределах которых происходит формирование различных новообразований психики и личности, служит одним из критериев возрастного развития в различных концепциях периодизации.

Существует несколько общепринятых концепций развития психики и личности, в основу которых, так или иначе, положены определённые показатели возраста. Понятия «возраст» и «развитие личности» в них сопряжены. Понятие психологического возраста относится к числу наиболее сложных и поэтому мало разработанных понятий. Объективная хронологическая мера возраста личности недостаточна для определения возрастных закономерностей развития и не совпадает с самооценкой возраста человека. Самооценка возраста – сложное образование, так как она есть обобщенное отражение особенностей жизненного пути в целом и его отдельных этапов.

Психологический возраст личности включает много компонентов, зависит от множества переменных и в целом связан с субъективным представлением об уровне реализованности личности. В современной психологии выработаны некоторые приёмы и способы диагностики отдельных составляющих психологического возраста. Так, российские психологи Е.И. Головаха и А.А. Кроник предлагают провести мысленный эксперимент: « Представьте себе ситуацию, в которой Вы неожиданно для себя узнаёте, что возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо иных документах, неверен, причём неизвестно, в какую сторону произошла ошибка – моложе Вы в самом деле или старше. Представив себя в подобной ситуации, попытайтесь (ориентируясь на внутреннее ощущение своего возраста) ответить на вопрос: «Сколько Вам лет в действительности?». С уверенностью можно предположить, что Ваш истинный «календарный возраст» далеко не всегда будет совпадать с оценкой, подсказанной внутренним чувством». 

Е.И. Головаха и А.А. Кроник предложили следующие критерии для оценивания собственного психологического возраста:

1.         каузометрические показатели, направленные на диагностику глубинных слоёв психологического времени, которые не всегда адекватно осознаются личностью. По условию предложенной методики, испытуемый отмечает 15 наиболее важных событий в жизни и проводит причинный и целевой анализ межсобытийных отношений и на этой основе строит каузоматрицу;

2.         оценивание пятилетних интервалов по степени насыщенности значимыми событиями. Испытуемый оценивает каждый пятилетний интервал своей жизни по частоте значимых событий и сравнивает суммарный показатель к ожидаемой степени уровня реализованности исходя из ожидаемой продолжительности собственной жизни;

3.         дихотомическое шкалирование жизненного пути, направленное на мысленный поиск вех, значимых событий, отделяющих одну половину жизненного пути от другой. В результате процедуры вычисляется степень реализованности психологического времени;

4.         самооценка реализованности направлена на оценку личностью собственной реализованности.

В целом, по мнению авторов причинно-целевой концепции психологического времени, «методы измерения психологического возраста личности позволяют определить количественные показатели субъективной реализованности жизни, на основе которых возможна качественная интерпретация соотношения психологического и хронологического возраста». Выделенные авторами показатели являются основанием для осознания необратимости времени и его рационального планирования в биографическом масштабе жизни каждого конкретного человека.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!