Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по психологии»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

               1.3 Основные психологические концепции ХХ века

                

Когнитивная психология (от лат. «cognitio» - знание). Представители этого направления У. Найссер, А. Пайвио и другие отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая психология. Ее представители Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, помогает преодолеть ощущение призрачности человеческого существования.

Трансперсональная психология. Представители этого направления (С. Грофф, Ч. Тойч и другие) рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом».

Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов (Э. Берн).

Концептуальную значимость в последнее время приобретают не отдельные психологические направления, а системы взглядов наиболее крупных психологически ориентированных философов. Так, большой известностью стали пользоваться идеи Карла Ясперса (1883 – 1969), немецкого психиатра и психолога, исследовавшего проблемы психологического развития личности, выступавшего в качестве политического моралиста. Фундаментальным понятием в системе взглядов Ясперса является понятие "коммуникации". Основой морального и социального зла, по Ясперсу, является неспособность людей к "дискуссии", обезличенность массового общения. Для выхода из общечеловеческого кризиса, по мнению Ясперса, необходимо развитие коммуникации между странами. Идея глобальной интеграции человечества, организация поведения человека на основе общечеловеческих ценностей становится основополагающей психологической идеей.

Отечественная психология ХХ века пошла по особому пути развития на основе философии диалектического материализма. На развитие представлений о природе психического, сложившихся в отечественной психологии, существенно повлияли работы таких выдающихся ученых, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе и другие.

Л.С. Выготский создал культурно-историческую концепцию психического развития человека, в которой раскрыл механизмы формирования высших психических функций (логической памяти, абстрактного мышления и прю) в процессе освоения человеком культуры.

А.Н. Леонтьев, ученик и последователь Л.С. Выготского, основное внимание уделял изучению строения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности. В результате им была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических на­правлений современной психологии. Он провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действия в субъективные структуры психики человека. На основе предложен­ной А.Н.Леонтьевым схемы деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функ­ции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив – цель – условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей.

Логическим развитием данной концепции А.Н. Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отра­жения реальности в процессе деятельности».

А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психический функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях). Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

С.Л. Рубинштейн фундаментально исследовал взаимосвязь внутреннего и внешнего, сформулировав принцип детерминизма при объяснении психических явлений.

Сегодня в отечественной психологии предпринимаются попытки объединить философский, культурологический и собственно психологический подходы к определению сущности психологических явлений человеческого бытия. При этом возникновение и развитие всех психических феноменов определяются взаимодействием ситуативного, мотивационного и других компонентов поступка как единицы анализа личности человека. Невозможно на основании абстрагированных, отдельных психических процессов изучить, охарактеризовать и получить возможность моделировать некоторые стороны поведения человека.

В последние годы получила развитие теория психологических систем (ТПС).  В основании ТПС лежит принцип системной детерминации, снимающий противопоставление внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Здесь человек понимается как сложная, самоорганизующаяся психологическая система, открытая как в социум, так и в природную среду. Психическое рассматривается  как то, что порождается, возникает в процессе функционирования психологических систем и обеспечивает ее самоорганизацию и саморазвитие (работы В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, Э.В.Галажинского и других). Поэтому, чтобы понять направленность его поведения, необходимо учесть общие закономерности его как цельного человека.

Современная эпоха социальных изменений вынуждает личность к постоянному преобразованию сложившихся жизненных взглядов и отношений, поиску новых алгоритмов и форм поведения, с учетом своего жизненного опыта, личностного потенциала, системы сложившихся установок, что позволяет выйти к пониманию многомерности человеческого бытия в создаваемом им многомерном мире. Можно попытаться открыть измерения многомерного мира человека как результат взаимодействия его с окружающим миром. Взаимодействием, производящим новые системные качества, способные дать человеку, сделавшему эти качества внутренними, новую точку зрения на мир и вступить во взаимодействие с ним на новой основе, дающей возможность порождения все новых качеств.

Система, какой является человек с его психической жизнью, во многих важных отношениях существенно отличается от всех других систем, хотя и имеет с ними общие черты. Многомерный мир человека понимается в теории психологических систем как особое пространство, формирующееся прижизненно, усложняющееся по мере обретения им новых координат. Если человек перестает видеть необходимые для самореализации соответствия или обнаруживает несоответствие данного мира себе (не находит в этом мире себя, не видит в нем своего места), то в этом случае возникает угроза самой возможности взаимодействия с миром, что чревато прекращение развития психологической системы. 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!