Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по курсу "Ценные бумаги"»

/ Фондовый рынок
Лекция, 

Оглавление

Тема 8. Государственные и муниципальные ценные бумаги

 

8.1. Правовое регулирование государственных и муниципальных ценных бумаг

 

Правовое регулирование института государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется посредством принятия органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления нормативно-правовых актов.

Основным актом является Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Правовые нормы, посредством которых государство осуществляет регулирование общественных отношений, складывающихся на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг, содержатся в следующих основополагающих актах:

-      Гражданский кодекс Российской Федерации;

-      Бюджетный кодекс Российской Федерации;[1]

-      Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

-      Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;

-      Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»;

-      Положение ЦБР от 25 марта 2003 г. № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг»;

-      Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2000 г. № 754 «О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии» (с изменениями от 2 июня 2001 г.).

Отдельного внимания заслуживают такие «нормативно-правовые акты» Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, которыми утверждаются генеральные условия эмиссии и обращения государственных или соответственно муниципальных ценных бумаг, принимаются условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, Отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, как, например, Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций», Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов» (с изменениями от 30 июня 1998 г., 27 февраля 1999 г.). Издание указанных актов в форме нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований предусмотрено Федеральным законом РФ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Однако по своей юридической природе они не являются нормативными правовыми актами, поскольку не содержат в себе норм права, то есть общеобязательных правил поведения.

 

8.2. История развития государственного и муниципального рынка ценных бумаг[2]

 

С 1922 года по 1957 год в СССР было выпущено около 60 облигационных займов, с 1957 года по 1990 год – 5 займов.

Практически по всем займам для населения, выпущенным с 1927 по 1945 год, была проведена конверсия в облигации с более длительным сроком погашения и меньшими процентными ставками (например, вместо 10 лет – 20, вместо 8% – 4 и т.п.). Подавляющее большинство займов, выпускаемых с 1947 по 1957 год, были в 1957 году пролонгированы на срок до 20 лет, а фактически – на больший срок, так как погашение по ним должно было происходить тиражами выигрышей еще 20 лет (погашение началось только в 1974 г.), и были окончательно погашены только через 35-40 лет с момента начала выпуска.

Постоянно ухудшались условия облигационных займов для инвесторов. В 20-х годах преобладали займы краткосрочного и среднесрочного характера (краткосрочные – до 1 года, среднесрочные – до 5-6 лет). С конца 20-х и до середины 30-х годов наиболее распространенным сроком займа стали 10 лет; с 1 июля 1936 г. и до конца 80-х годов облигации выпускались на срок до 20 лет.

Нерыночная ставка по облигационным займам понизилась на основе административных решений от 8-12% в 20-х – начале 30-х годов до 3-4% с середины 30-х до начала 50-х годов и 2-3% до конца 80-х годов.

В начале 90-х годов были заморожены выплаты по существовавшим облигационным займам для населения; убытки, которое оно понесло по займам в связи с инфляцией, компенсированы не полностью.

В конце 1992 года в России был принят Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», который можно было считать отправной точкой на пути к цивилизованному регулированию доходов и расходов государства, денежного обращения, объемов централизованных инвестиций и пр. Этот Закон являлся предпосылкой к созданию финансового рынка, своего рода правил участия государства в этом рынке.

В это же время Банк России провел экспериментальный аукцион по размещению первого внутреннего республиканского займа РСФСР 1991 г.

Характеристиками этого займа являлись:

срок обращения – 3 года;

купонная ставка по нему составляла – 8,5%.

В ходе аукциона было реализовано облигаций на сумму более 50 млн. рублей и, кроме того, были опробованы новые для России технологии выпуска и размещения облигаций – это:

во-первых, аукционный сбор заявок;

во-вторых, безбумажный выпуск (в виде записей на счетах владельцев);

в-третьих, определение цены реализации на основе конкуренции ценовых предложений продавца и покупателей.

С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг. Значение государственных внутренних выигрышных займов снизилось. Последний заем из этой серии был выпущен в 1992 г. под 15 % годовых, что в связи с огромной инфляцией полностью его обесценило.

Фактически в 1992-1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа, нацеленные на продажу населению.

Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.

В этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачными из которых оказались, в конечном счете, выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейские обязательства. Хотя число видов государственных ценных бумаг, обращающихся на российском рынке, достаточно велико, первенство прочно захватили ГКО и ОФЗ, объемы выпуска которых до августа 1998 г. были преобладающими.

Другой особенностью российского рынка государственных облигаций была их высокая доходность (до 100 % годовых и более) в отдельные периоды, позволявшая привлекать средства инвесторов с других рынков капиталов, которые в российских условиях 90-х годов были не в состоянии обеспечивать подобную доходность. В дальнейшем же государство стало снижать столь высокую доходность, которая, в конечном счете, разорительна и не может быть оправдана на длительный период.

В отличие от рынка корпоративных ценных бумаг рынок государственных облигаций в своей большей части является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), на которой сосредоточены торговая, расчетная и депозитарная системы, обеспечивающие на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, облигациями внутреннего валютного займа) в режиме компьютерных биржевых торгов.

Российские государственные ценные бумаги обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращается несколько облигационных займов бывшего СССР, выпущенных в разных европейских валютах. С 1996 г. Российское Правительство размещает на внешнем рынке облигационные займы. С этого же года начиналась практика допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных облигаций.

Переход нашей страны к рыночной экономике определил собой начало нового этапа в развитии рынка ценных бумаг. Условно все реформы можно разделить на три этапа.

На первом этапе, а он проходил в 1990-1992 годах, происходило создание предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг.

На втором этапе, это в 1993 – первой половине 1994 года, фондовый рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством в большом количестве и выдавались гражданам Российской Федерации бесплатно. А люди обменивали приватизационные чеки на акции приватизируемых предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом рынке. Надо отметить, что на этом этапе была слабо развита нормативная база по ценным бумагам, что привело к появлению финансовых пирамид.

На третьем этапе, со второй половины 1994 и до сегодняшних дней, сложился новый фондовый рынок. Августовский кризис 1998 года мог прекратить существование начавшего развитие рынка. Но, несмотря на угрожающую ситуацию, рынок выстоял. И за третий этап реформ произошло формирование нормативной базы, существуют органы по регулированию рынка ценных бумаг (ЦБ, Минфин, Федеральная служба по финансовым рынкам), приняты основополагающие законы («О рынке ценных бумаг», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и другие нормативные правовые акты). В названные правовые акты периодически вносятся изменения для дальнейшего совершенствования рынка ценных бумаг.

В международной практике можно обнаружить самые различные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и т.п. Вместе с тем, большинство из них сводимо к понятию «облигации», что соответствует отечественной фондовой традиции. Исключение – золотые сертификаты конца 1993 года и казначейские обязательства СССР, распространявшиеся среди населения на рубеже 90-х годов. Все остальные ценные бумаги государства, выпускающиеся на протяжении последних семидесяти лет, – облигации.

Поэтому при всем разнообразии названий долговых ценных бумаг различных государств наша практика ориентируется на анализ облигаций.

Следует еще раз сказать о «золотых сертификатах», которые неоднократно размещались и находились в обращении на российском рынке государственных ценных бумаг.

Так, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 27.07.98 г. «О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом» утвердило прилагаемые Генеральные условия эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом, а Министерству финансов Российской Федерации согласно данному Постановлению необходимо было определить порядок размещения на ответственное хранение золота, предназначенного для обеспечения выполнения обязательств, связанных с эмиссией и обращением этих облигаций.

Генеральными условиями также был определен порядок эмиссии и обращения долговых обязательств Российской Федерации в форме именных беспроцентных облигаций, погашаемых золотом. Они и получили название – золотые сертификаты.

Таким образом, золотые сертификаты – это государственные ценные бумаги, предоставляющие их владельцу право на получение в срок погашения, определенный условиями выпуска, золота в слитках в количестве, эквивалентном 1 килограмму химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат.

Эмитентом золотых сертификатов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Эмиссия золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками. Параметры выпуска (в том числе дата выпуска, номинальная стоимость, объем выпуска, количество сертификатов, дата погашения) определяются Министерством финансов Российской Федерации. Золотые сертификаты одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых владельцу прав.

Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением.

Порядок учета, размещения и погашения золотых сертификатов определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Все операции по учету, размещению и погашению золотых сертификатов осуществляются также Министерством финансов Российской Федерации, а владельцами золотых сертификатов в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть юридические и физические лица.

Использование и обращение слитков золота, полученных при погашении золотых сертификатов, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

8.3. Государственные и муниципальные ценные бумаги: понятие, виды, форма

 

Практика и экономическое развитие большинства стран показывает, что государство не может быть профессиональным предпринимателем. Государства никогда не выпускают ни акции – бумаг, гарантирующих участие в прибылях казны, ни товарораспорядительных документов – бумаг, представляющих конкретные товарные массы на хранении или в обороте. На его долю остаются лишь долговые денежные бумаги, попросту говоря – «ценные бумаги, оформляющие отношения займа» или облигации.[3]

Инскрипция – всякая именная или предъявительская ценная бумага, удостоверяющая право её держателя (бенефициара), принадлежащего к кругу установленных эмитентом субъектов, на получение от государства – эмитента, в предусмотренный её срок номинальной стоимости, а также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права.

Должником по инскрипции является государственная казна вне зависимости от органа, формально осуществившего эмиссию.

Совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются правительством, местными органами власти, государственными организациями, учреждениями (либо организациями и учреждениями под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения (юридических и физических лиц), называются государственными ценными бумагами.

По мнению Еремина С.Г., государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.[4]

Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

Государственные ценные бумаги выпускаются в целях:

-      финансирования бюджетного дефицита;

-      погашения ранее выпущенных размещенных государственных займов;

-      кассового исполнения государственного бюджета;

-      обеспечения равномерного поступления налоговых платежей в течение финансового года;

-      финансирования целевых программ местных органов власти;

-      финансовой поддержки учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значения.

В статье 75 Конституции РФ установлено, что порядок выпуска государственных займов в Российской Федерации определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных (или муниципальных) ценных бумаг на основе статьи 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» утверждаются соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Эмитентом, или органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг РФ, выступает федеральный орган исполнительной власти – юридическое лицо, функцией которого является, по решению Правительства РФ, составление и (или) исполнение федерального бюджета. В части 4 статьи 75 Конституции РФ закреплен принцип добровольности размещения государственных займов в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Одним из самых распространенных видов ценных бумаг являются облигации внутреннего государственного займа.

ГК РФ в статье 816 дает следующее определение: облигация – это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Кроме того, облигация предоставляет право ее держателю на получение фиксированного процента от ее номинальной стоимости.

Облигации бывают разных видов:

-      на предъявителя и именные;  

-      процентные и беспроцентные, выигрышные;

-      свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения;

-      выпущенные:

а) Правительством РФ или Министерством финансов РФ;

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) органами местного самоуправления.

Все перечисленные виды облигаций в соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 4 ноября 1994 г «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» допускаются к публичному размещению.

Под муниципальными ценными бумагами следует понимать ценные бумаги, эмиссия которых осуществлена органами местного самоуправления. Муниципальные ценные бумаги – это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже – векселей. Они имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Основными инвесторами для муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение этих ценных бумаг выгодно для инвесторов в связи с их более высокой доходностью и надежностью. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, утвержден Приказом Минфина России от 05.08.2002 № 80н.

Основное предназначение муниципальных займов – частичное погашение бюджетного дефицита, а также развитие самих муниципальных образований.

Цены облигаций (их курс), а также иных государственных муниципальных долговых обязательств определяются в процентах к их номиналу (нарицательной стоимости).

Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

По договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ, а заимодавцем – физическое или юридическое лицо.

Обеспечить надежную систему наполнения казны государства денежной наличностью, а также дать возможность юридическим и физическим лицам получать доход на свои временно неиспользованные денежные средства призван рынок государственных ценных бумаг. Этот рынок можно разделить на:

-      первичный – обеспечивает размещение всех видов государственных ценных бумаг, акций и облигаций предприятий компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей);

-      вторичный – в основном внебиржевой рынок, образованный торговцами ценных бумаг при помощи, прежде всего, телефона и компьютера, а также в результате личных контактов.

На вторичном рынке государственных ценных бумаг напрямую или через посредников работают почти все финансовые институты.

Государственные ценные бумаги делятся на:

-      рыночные – свободно обращающиеся, которые могут перепродаваться после первичного размещения другим субъектам (казначейские векселя, среднесрочные инструменты, долгосрочные государственные облигации);

-      нерыночные, которые не могут свободно переходить от одного держателя к другому; они размещаются среди специализированных финансовых институтов и населения.

По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект РФ, а займодавцем – гражданин или юридическое лицо. Государственные займы являются добровольными. Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (ст. 817 ГК РФ).

К государственным займам относятся, например:

1)    государственный внутренний валютный облигационный заем (ОВВЗ);

2)    государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

3)    государственные облигации с переменным купоном (ОФЗ-ПК).

К займам субъектов РФ относятся, в частности:

1) облигационный заем (внутренний) Москвы;

2) облигационный заем Москвы в иностранной валюте;

3) облигационный сберегательный заем Москвы.

Доходы по государственным облигациям подлежат налогообложению с учетом льгот, установленных в актах законодательства о налогах и сборах.

Одним из видов внутренних государственных займов являются казначейские обязательства.

Казначейские обязательства – это вид государственных ценных бумаг, размещаемых на добровольной основе среди физических и юридических лиц. Казначейские обязательства удостоверяют внесение их держателями денежных средств в бюджет и дают право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения ими. В постановлении Правительства РФ «О выпуске казначейских обязательств» от 9 августа 1994 г. указано, что выпуск этих ценных бумаг осуществляется «в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции». Их эмитентом является Министерство финансов РФ. Казначейские обязательства выпускаются и обращаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке.

Форму казначейских обязательств могут иметь также и муниципальные займы.



[1] // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

[2] Основные направления регулирования рынка государственных и муниципальных ценных бумаг / под ред. проф. А.А. Ялбулганова. М., 2005.

[3] В русском дореволюционном торговом праве и практике государственные ценные бумаги назывались специальным термином – «инскрипции».

[4] Основные направления регулирования рынка государственных и муниципальных ценных бумаг / под ред. проф. А.А. Ялбулганова. М., 2005.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!