Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Специальные средства, применяемые в правоохранительных органах России"»

/ Общее право
Лекция, 

Оглавление

III. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ

Наряду с теоретическим обучением о видах и возможностях специальных средств очень важным представляется и практическое обучение. Наше пособие направлено на выработку соответствующих навыков и умений в применении специальных средств сотрудниками правоохранительных органов. В связи с этим, считаем целесообразным привести в нашей работе методику обучения применению специальных средств.
Далее будут предложены методические разработки проведения практических занятий.
Первая, касается средств индивидуальной защиты. Она представлена Уссурийским филиалом ДВЮИ МВД России. В 2005 году методическая разработка была направлена на конкурс «Лучшая методическая разработка учебного занятия» в Дальневосточный юридический институт МВД России, где заняла призовое место в соответствии с приказом ДВЮИ МВД России от 4 августа 2005 года № 421.
Вторая разработка по тактике применения средств травматического действия, а именно палки резиновой, используется для проведения практических занятий в Дальневосточном филиале Кузбасского института ФСИН России.

3.1. Методика проведения практического занятия по специальным средствам индивидуальной защиты

Тема занятия: «Специальные средства индивидуальной защиты».
Вид занятия: практическое.
Время проведения: 2 часа.
Место проведения: кабинет спецтехники.
Цели занятия:
Дидактические
-    закрепить и углубить знания курсантов о специальных средствах индивидуальной защиты, применяемых в ОВД, полученных на лекции семинаре и при самостоятельной работе по теме;
-    обеспечить усвоение курсантами тактико-технических характеристик и особенностей использования специальных средств индивидуальной защиты.
Развивающие
-    развить навыки у курсантов правильно использовать и выбирать нужные специальные средства индивидуальной защиты при решении оперативно-служебных задач;
-    выработать умение у курсантов выделять существенные признаки специальных средств, сравнивать их тактико-технические характеристики и рассчитывать последствия применения;
-    сформировать   представление   о  современных   специальных средствах  состоящих  на вооружении в органах внутренних дел, продемонстрировав их преимущества и недостатки.
Воспитательные
-    воспитать у курсантов чувство убежденности в необходимости использования специальных средств индивидуальной защиты при выполнении оперативно-служебных задач;
-    воспитать у курсантов чувства самостоятельности, творческой инициативы и взаимопомощи при осуществлении правоприменительной деятельности;
-    воспитать у курсантов, как буду¬щих работников правоохранительных органов, чувство сопричастности к процессу  развития специальных средств и гордости  за избранную профессию.

Методические указания по проведению занятия

Номенклатура специальных средств очень разнообразна и весьма специфична, что видно из их названия. Некоторые виды специальных средств целиком заимствованы из армейского арсенала (бронежилеты, каски и др.).
Классификация специальных средств частично указана в ведомственных нормативных актах. Специалистами МВД России с учётом последних изменений законодательства и научно-технических достижений составляется и постоянно дополняется перечень специальных средств, который утверждается постановлением Правительства России. Согласно данному перечню в качестве специальных средств применяются (см. схему 1):
Схема 1
Специальные средства

Средства индивидуальной защиты    Средства активной обороны    Средства обеспечения специальных операций
Это первое занятие по данной теме и объектом изучения являются специальные средства индивидуальной защиты, в состав которых входят:
 Средства индивидуальной бронезащиты (бронеодежда)
 Средства защиты головы (шлемы, каски и т.д.)
 Средства защиты конечностей (щитки, накладки и т.д.)
            Щиты (противоударные и противопульные)
 Взрывозащитные устройства и приспособления (контейнеры и т.д.)

Следует подчеркнуть, что рассмотрение основных теоретико-правовых и организационно-методических вопросов темы было предметом внимания  курсантов на занятиях по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» и «Административная деятельность органов внутренних дел», что является важным с точки зрения укрепления межпредметных связей.
На предыдущих занятиях по теме (лекция и семинар) курсанты узнали, что в настоящее время накопился большой положительный опыт использования средств индивидуальной защиты в правоохранительных органах различных стран мира. И в России внедрение в практику средств индивидуальной защиты позволило существенно уменьшить число убийств и профессионального травматизма. Применяемые бронематериалы должны обеспечивать защиту от холодного оружия, пуль, осколков и воздушной ударной волны, возникающей при взрыве.
На практическом занятии курсанты, используя полученные ранее теоретические знания о средствах индивидуальной защиты, должны ознакомиться с их тактико-техническими характеристиками, особенностями эксплуатации и мерами безопасности при обращении, а также приобрести навыки и умения в использовании и  обращении с указанными специальными средствами. Для личного состава ОВД очень важным элементом тренировки является практическая работа со всеми видами изделий  и теоретическая подготовленность.
Практическое занятие проводится методом самостоятельной работы курсантов на учебных точках малыми группами (подгруппами) под общим руководством преподавателя в форме практического ознакомления с имеющимися в учебном заведении средствами индивидуальной защиты и выполнения заданий, изложенных в инструкциях на учебных точках.

План занятия и примерное распределение учебного времени

1.    Вводная часть:

     

    5  мин
1.1. Принятие рапорта, проверка наличия курсантов их готовности к занятию.    2 мин.
1.2. Оформление учебного журнала.    1 мин.
1.3. Вступительное слово преподавателя (постановка цели занятия, разъяснение порядка его проведения).    2 мин.
2.  Основная часть:     70 мин.
2.1. Экспресс-опрос по основным вопросам темы.    10 мин.
2.2. Просмотр видеофильма.    5 мин.
2.3. Постановка задачи и сообщение задания.    5 мин.
2.4. Организация и выполнение практических заданий.    30 мин.
2.5. Проверка и разбор выполненного задания. Групповое обсуждение.
    10 мин.
2.6.  Итоговый контроль в форме теста-задания.     5 мин.
2.7. Просмотр видеофильма.    5 мин.
3.   Заключительная часть:     5 мин
3.1. Подведение итогов учебного занятия.    1 мин
3.2. Объявление и выставление оценок.    2 мин
3.3. Ответы на вопросы.    1 мин
3.4. Рекомендации, по дальнейшему изучению темы и объявление задания на самоподготовку.    1 мин

Методы организации учебно-познавательной деятельности:
а) по способу передачи и восприятия информации:
• словесный (опрос, обсуждение);
• наглядный (демонстрация схем, таблиц, плакатов, наглядных пособий);
• практический (задания, работа с литературой);
6) по логике раскрытия материала:
• индуктивный (от частного к общему):
• дедуктивный (от общего к частному);
в) по способу усвоения обучаемыми материала:
• проблемно-поисковый;
г) по степени самостоятельности работы курсантов:
• работа под руководством преподавателя;
 • самостоятельная работа малыми группами (подгруппами).
Методы и приемы стимулирования интереса к участию:
•   групповое обсуждение.
•   связь обучения с предстоящей практической деятельностью курсантов.
Методы контроля за эффективностью обучения:
• метод устного и письменного контроля;
• метод индивидуального, группового и фронтального контроля.
Раздаточный материал:
•  инструкции по выполнению заданий;
•  тестовое задание (в бумажном варианте);
•  литература по теме;
•  таблицы и фотографии.
Материально-техническое обеспечение:
• Бронежилеты: «Кираса 3М» - 5 шт., «Кора-1М» -1 шт., «Кора-3»-1 шт.;
• Шлемы: СШ-68 - 1 шт.;  СТШ-81 «Сфера»- 3 шт.,
• Щиты: «Витраж - А» - 2 шт.,  Щит «БЗТ-75» – 2 шт.;
• Изделие «Щиток» - 5 комплектов;
• Видеофильмы:
- «Специальные средства индивидуальной бронезащиты» (5 мин.); 
- «Специальные средства защиты конечностей» (5мин.);
• Плакаты;
• Телевизор, видеомагнитофон.
Литература:
Основная
Список литературы имеет гриф «ДСП» и указан в лекции и планах семинарских и практических занятий для курсантов.
Дополнительная
1.    Нелезин П.В., Ноздрачев А.В., Сильников М.В., Шайтанов А.В. Применение и обезвреживание взрывчатых веществ. СПб., Фонд «Университет», 2001.
2. Сильников М.В., Химичев В.А. Средства индивидуальной бронезащиты.  СПб, Фонд «Университет», 2000.
Учебные вопросы:
1.Тактико-технические характеристики, особенности эксплуатации, меры безопасности  и порядок использования средств индивидуальной бронезащиты.
2.Тактико-технические характеристики, особенности эксплуатации, меры безопасности  и порядок использования средств защиты головы и конечностей.
3. Тактико-технические характеристики, особенности эксплуатации, меры безопасности  и порядок использования щитов и взрывозащитных устройств и приспособлений.

План  проведения  занятия

Подготовительная часть.
1. До начала практического занятия (на предшествующем занятии, в часы само¬подготовки) необходимо:
• довести до курсантов содержание и порядок его проведения;
• рекомендовать группе заблаговременно разделиться по подгруппам;
• составить список подгрупп с указанием старшего;
• подготовить необходимый учебный и вспомогательный материал (наглядные пособия, образцы специальных средств, плакаты, схемы, фотографии, литературу и др.).
• расставить столы в кабинете таким образом, чтобы получилось три учебные точки (в нашем случае столы составляются вместе по 4 шт. и распределяются, так как указано в схеме № 2).
2. Для интенсификации совместной работы обучае¬мых на занятии. Целесообразно заранее предусмотреть наиболее удобное расположение учебных точек в аудитории. При этом сле¬дует иметь в виду, что оптимальный состав подгрупп - 6 (максимум 8) че¬ловек, а само количество подгрупп должно быть подобрано в соответствии с наличием средств индивидуальной защиты, имеющихся в учебном заведении. В нашем случае образуется 3 учебные точки и учебная группа предварительно на консультации делится на 3 подгруппы.
1 - подгруппа изучает «Средства индивидуальной бронезащиты».
2 - подгруппа изучает «Средства защиты головы и конечностей».
3 - подгруппа изучает «Щиты. Взрывозащитные устройства и приспособления».
На каждую учебную точку заранее готовится инструкция по выполнению практических заданий (Приложение 2,3,4).
1.    Вводная часть.
Занятие начинается со вступительного слова препо¬давателя и проверки готовности группы к занятию.
В вводной части занятия преподавателю следует:
    определить значение изучаемой темы;
    указать цели занятия;
    показать роль и место средств индивидуальной защиты в системе задач, стоящих перед органами внутренних дел.
    показать место темы в общей структуре курса и связь  с ранее изученным материалом и другими дисциплинами;
    обратить внимание курсантов на важность приобретения соответствующих знаний в будущей работе в практических органах;
    нацелить курсантов на активное участие на занятии и при рассмотрении учебных вопросов;
    сообщить последовательность и регламент проведения занятия.
Необходимо особо подчеркнуть важность подготовки со¬трудников ОВД к проведению этой работы. Для чего сотрудни¬кам ОВД необходимо обладать знаниями о специальных средствах индивидуальной защиты, навыками при  их использовании.
2. Основная часть.
2.1. Экспресс-опрос по основным вопросам темы.
Прежде чем приступить к выполнению заданий по подгруппам, препода¬ватель выясняет в течение короткого времени (10 минут) знание обучаемыми назначения средств индивидуальной защиты путем постановки отдельных вопросов, требующих лаконичных ответов. Например:
1.    Для чего предназначены средства индивидуальной защиты?
2.    Классификация средств индивидуальной защиты.
3.    Что такое бронежилет, шлем, щит?
Перечень вопросов для экспресс - опроса представлен в Приложении 1.
Результаты такого опроса, с одной стороны, помогают курсантом «включиться» в предстоящую работу и служат ориентиром в решении заданий, а с другой стороны, создают атмосферу состязательности между курсантами и позволяют соответствующим образом учесть правильность ответов для последующей оценки деятельности подгрупп.
2.2 Просмотр видеофильма.
Для расширения познавательного интереса к изучаемой теме курсантам предлагается совершить экскурс в историю создания средств индивидуальной бронезащиты в нашей стране и узнать, что не всегда они были такими, как сейчас и просмотреть краткий (5 мин.) видеофильм об истории и современности развития бронеодежды.
2.3. Постановка задачи и сообщение задания.
Работа подгрупп строится по предварительно составленному преподавателем плану и подготовленными инструкциями (Приложение 2,3,4), в которых приводится перечень задач, документов и сведений, необхо¬димых для правильного выполнения практических заданий. Преподаватель объясняет курсантам порядок выполнения заданий на учебных точках  и порядок смены учебных мест. Первая подгруппа с первой учебной точки переходит  на вторую, вторая на третью, а третья на первую и т.д. (см. схему 2).
Схема 2
Схема смены подгрупп на учебных точках:

 

Смена учебных точек осуществляется по команде преподавателя, курсанты встают, берут с собой рабочие тетради и без шума спокойно переходят к новой учебной точке.
2.4. Организация и выполнение практических заданий.
Как было оговорено выше, практическая работа выполняется по учебным точкам тремя подгруппами, в каждой подгруппе назначается старший. Старшие подгрупп знакомят курсантов с заданиями, изложенными в инструкциях (Приложение 2,3,4) и совместно выполняют их. Им необходимо обращать внимание на равно¬мерность учебной нагрузки по изучению средств индивидуальной защиты на учебной точке среди членов подгрупп, каждый из которых должен принять обяза¬тельное участие в практической работе. Время выполнения задания на одной учебной точке 10 минут, после чего подгруппы меняются местами по установленному порядку.
Курсанты отрабатывают практические навыки и умения по обращению со средствами индивидуальной защиты. Надевают на себя имеющиеся средства, осуществляют подгонку по нужному размеру, записывают в конспекты тактико-технические характеристики представленных средств, осуществляют выбор средств по роду деятельности правоохранительных органов указанному в инструкции.
За соблюдением порядка смены учебных точек подгруппами и временем следит преподаватель, который не должен ограничиваться ролью наблюдателя и посредника, а обязан стимули¬ровать обучаемых на наиболее полное выполнение заданий, нацеливая на детальный разбор задания, освоение имеющихся специальных средств на учебных точках.
Ограничен¬ность учебного времени предполагает жесткий регламент работы аудито¬рии.    2.5. Проверка и разбор выполненного задания. Групповое обсуждение.
По окончании  времени основной части обучаемые готовят единый анализ  работы (Приложение 2,3,4) от каждой подгруппы, с которым может выступить (в течение 3-5 мин.) любой из членов подгруппы, в т.ч. назначенный преподавателем. Отвечающий курсант сопровождает свой ответ с пояснениями тактико-технических характеристик и особенностей эксплуатации, представляемых специальных средств на примере одного из курсантов, который надевает на себя или представляет средства индивидуальной защиты, имеющиеся на учебной точке. В течение 2-3 минут курсанты подгруппы, чья работа оценивается, имеют право выступить с дополнениями. Курсанты других подгрупп имеют право выступить с рецензиями ответов. При обсуж¬дении должно быть исключено проявление со стороны курсантов чрез¬мерных эмоций и субъективных оценок, свойственных молодежному коллективу.
2.6. Итоговый контроль в форме теста-задания.
С целью проверки полученных на занятии знаний всех курсантов, целесообразно ис¬пользовать тестовое задание. Курсантам предлагается выполнить тест-задание по изученным вопросам, для чего им раздаются задания по вариантам и карточки для ответов. Примерный вариант теста-задания и ответа на него представлен в Приложении 6 и 7. Вопросов к тесту может быть любое количество (целесообразно 50 и более). Тесты формируются при помощи компьютерной программы, разработанной  в Информационном центре Санкт - Петербургского университета МВД России (автор Плотников И.К.) в количестве 25 (это число зависит от среднего количества курсантов в группе) тестовых заданий по 10 вопросов в каждом. Тесты представляются в бумажном варианте, а при наличии достаточного количества компьютеров, в компьютерном варианте. В каждом из 10 вопросов курсантам необходимо выбрать правиль¬ный ответ из четырех представленных вариантов.
Оценка:
• «отлично» - 10 правильных ответов;
• «хорошо» - до 2-х неверных ответов;
• «удовлетворительно» - до 4-х неверных ответов.
2.7. Просмотр видеофильма.
Для закрепления изученного материала в конце основной части занятия,  целесообразно продемонстрировать курсантам любой видеофильм,  который имеется на кафедре, соответствующий тематике о последних разработках в области специальных средств индивидуальной защиты, которых нет в наличии. В нашем варианте практического занятия это видеофильм, подготовленный НПО «Спецтехника и связь» о последних разработках в области средств индивидуальной защиты, а именно защитный комплекс «Комбинезон», предназначенный для защиты личного состава МВД при пресечении массовых беспорядков. 
Во время демонстрации видеофильма преподаватель проверяет тестовые задания.
Заключительная часть.   
На заключительном этапе занятия преподаватель подводит его итоги и отмечает лучшие подгруппы, участникам которых выставляются соответствующие оценки.
В основу оценки результатов работы подгрупп могут быть положены следующие критерии:
    быстрота и полнота выполнения основного задания;
    тщательность и объективность доклада результатов работы под¬группы;
    правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя и ауди¬тории.
Кроме этого преподаватель:
    отмечает степень достижения поставленных целей, подготовленность и активность подгруппы  и группы в целом;
    объявляет выставленные оценки за экспресс-опрос и тест-задание (с подробным обосновани¬ем), в воспитательных целях желательно отметить сильные и слабые стороны выступлений курсантов;
    отвечает на вопросы курсантов;
    определяет задание к следующему занятию и дает рекомендации
курсантам по организации их самостоятельной работы.
Задание на самостоятельную подготовку.
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по специальным средствам активной обороны и обеспечения специальных операций.
2. Обратить внимание на назначение, классификацию, особенности их применения и тактико-технические характеристики.

Приложения к методической разработке занятия
Приложение 1
Контрольные вопросы  для  экспресс - опроса

Средства индивидуальной защиты – средства для обеспечения безопасности сотруд¬ников ОВД.
Бронеодежда - средства индиви¬дуальной броневой защиты, выполненные в виде пальто, накидок, плащей, кос¬тюмов, курток, брюк, комбинезонов, жилетов, фартуков, предназначенные для периодического ношения с целью защиты тела человека от холодного и огне¬стрельного стрелкового оружия.
Броня бронеодежды - совокупность защитных элементов, поглощающих и рассеивающих энер¬гию средств поражения и при необходимости амортизатора для гашения дина¬мических нагрузок, объединенных общим конструктивным решением в бронеодежде.
Бронежилет - это индивидуальное защитное средство, предназначенное для обеспечения безопасности человека от воздействия на него холодного и огнестрельного оружия.
Шлем – это индивидуальное защитное средство головы человека.
Щит - это индивидуальное защитное средство, предназначенное для защиты тела человека.
Средства защиты конечностей - это индивидуальное защитное средство, предназначенное для защиты конечностей тела человека (ноги, руки).

Приложение 2
Инструкция
по выполнению практического задания на учебной точке № 1
«Средства индивидуальной бронезащиты».

1.    Ознакомиться со средствами индивидуальной бронезащиты, имеющимися на учебной точке.
2.    Изучить тактико-технические характеристики всех средств индивидуальной бронезащиты и их особенности, используя следующие средства:
•    Литература с грифом «ДСП» указанная в планах семинарских и практических занятий для курсантов;
•    Учебник под редакцией Сильникова М.В., Химичева В.А. Средства индивидуальной бронезащиты. Раздел «Бронежилеты».
•    Таблицы с классификациями СИБ;
•    Плакат «Специальные средства».
Записать в рабочие тетради следующие данные о бронежилетах:
•    Название;
•    Вид (по классификации);
•    Назначение;
•    Уровень (класс) защиты;
•    Вес;
•    Из чего изготовлен;
•    Другие характерные особенности (если они имеются).
3.    Овладеть практическими навыками  и умениями в обращении со средствами индивидуальной бронезащиты:
•    Осмотреть бронежилет и его комплектный состав, определить состояние бронежилета;
•    Выбрать бронежилет по роду деятельности:
    Для защиты от холодного оружия;
    Для проведения спецопераций;
    Для защиты от оружия: ПМ, ТТ, СВД.
•    Определить уровень (класс) защиты по названию и маркировке.
4.    Освоить и практически применить порядок одевания и правила подгонки под нужный размер бронежилетов, используя имеющиеся средства.
5.    Быть готовым принять участие в групповом обсуждении выполнения практического задания, по следующим вопросам (Ответы в Приложении 5):
•    Назначение бронежилетов;
•    Классификация по назначению имеющихся в наличии бронежилетов;
•    Класс защиты;
•    От какого вида оружия защищает;
•    Размер бронежилета;
•    Порядок надевания и подгонки;
•    Из чего изготовлен и вес;
•    Время непрерывного ношения;
•    Другие виды бронежилетов такого же класса состоящие на вооружении в ОВД.

Приложение 3

Инструкция
по выполнению практического задания на учебной точке № 2
«Средства защиты головы и конечностей»

Ознакомиться со средствами защиты головы и конечностей, имеющимися на
      учебной точке.
Изучить тактико-технические характеристики всех средств защиты головы и 
      конечностей и их особенности, используя следующие средства:
•    Литература с грифом «ДСП» указанная в планах семинарских и практических занятий для курсантов;
•    Учебник под редакцией Сильникова М.В., Химичева В.А. Средства индивидуальной бронезащиты. Разделы: «Средства защиты головы», «Средства защиты конечностей»;
•    Таблица с классификацией средств защиты головы.
Записать в рабочие тетради следующие данные:
•    Название;
•    Вид (по классификации);
•    Назначение;
•    Уровень (класс) защиты;
•    Вес;
•    Из чего изготовлен;
•    Другие характерные особенности (если они имеются).
Овладеть практическими навыками  и умениями в обращении со средствами защиты головы и конечностей:
•    Осмотреть шлем, щитки и их комплектный состав, определить 
                    состояние представленных средств;
•    Выбрать шлем по роду деятельности:
    Для защиты от ударов палок, камней и т.п.;
    Для проведения спецопераций;
    Для защиты от оружия: ПМ, ТТ.
•    Определить уровень (класс) защиты по названию и маркировке.
4. Освоить и практически применить порядок одевания шлемов и щитков, 
    используя имеющиеся средства.
5. Быть готовым принять участие в групповом обсуждении выполнения практического задания, по следующим вопросам (Ответы в Приложении 5):
•    Назначение шлемов и щитков;
•    Классификация по назначению имеющихся в наличии шлемов и щитков;
•    Класс защиты;
•    От какого вида оружия защищает;
•    Порядок надевания и подгонки;
•    Из чего изготовлен и вес;
•    Время непрерывного ношения;
•    Другие виды шлемов и щитков состоящие на вооружении в ОВД.

Приложение 4
Инструкция
по выполнению практического задания на учебной точке № 3
«Щиты. Взрывозащитные устройства и приспособления»

1.    Ознакомиться со щитами, имеющимися на учебной точке.
2.    Изучить тактико-технические характеристики взрывозащитных устройств, приспособлений и щитов  их особенности, используя имеющуюся литературу и средства:
•    Нелезин П.В., Ноздрачев А.В., Сильников М.В., Шайтанов А.В. Применение и обезвреживание взрывчатых веществ. Раздел «Взрывозащитные устройства и приспособления»;
•    Сильников М.В., Химичев В.А. Средства индивидуальной бронезащиты. Раздел «Щиты»;
•    Таблицы с классификацией;
•     Плакат «Специальные средства»;
•    Фотографии взрывозащитных устройств и приспособлений.
Записать в рабочие тетради следующие данные:
•    Название;
•    Вид (по классификации);
•    Назначение;
•    Уровень (класс) защиты;
•    Вес;
•    Из чего изготовлены изделия;
•    Другие характерные особенности (если они имеются).
3.    Овладеть практическими навыками  и умениями в обращении со щитами:
•    Осмотреть щиты и их комплектный состав, определить
                    состояние представленных средств;
•    Выбрать щит по роду деятельности:
    Для защиты от ударов палок, камней и т.п.;
    Для проведения спецопераций;
    Для защиты от огнестрельного оружия;
    Для обезвреживания взрывных устройств.
•    Выбрать взрывозащитное устройство:
    Для защиты от взрывного устройства массой до 400 и 800 гр.;
    Для защиты от взрывного устройства массой до 5 кг.
4.    Определить уровень (класс) защиты щитов по названию и маркировке.
5.    Освоить и практически применить порядок пользования щитами, используя имеющиеся средства.
6.    Быть готовым принять участие в групповом обсуждении выполнения практического задания, по следующим вопросам (Ответы в Приложении 5):
•    Назначение щитов;
•    Классификация имеющихся в наличии щитов;
•    От какого вида оружия защищает и класс защиты;
•    Порядок пользования;
•    Виды взрывозащитных устройств и приспособлений, состоящих на вооружении в ОВД.

Приложение 5
Примерные ответы  на задания к учебным точкам

Точка № 1
•    Бронежилеты предназначены для обеспечения безопасности личного состава ОВД;
•    Классификация по назначению: «Кираса 3М» и «Кора - 1М» - тяжелые, тактические бронежилеты; «Кора-3» - легкий специального класса;
•    Класс защиты: «Кираса 3М» и «Кора - 1М» - от 3 до 5; «Кора-3» - 0;
•    От какого вида оружия защищает: «Кираса 3М» и «Кора - 1М» - от автоматов АК-74 и АКМ и винтовки СВД (сердечник пули нетермоупроченный); «Кора-3» - от холодного оружия (Приложение 4);
•    Размер бронежилета: II, обхват груди 104-112, рост по 182 см включительно;
•    Порядок надевания и подгонки: одевание через голову с соблюдением сторон бронежилета «грудки» и «спинки», подгонка при помощи застежек типа «липучка»;
•    Из чего изготовлен и вес: основной материал сплавы металлов, армидные ткани, а в тактических бронежилетах съемные керамические и композиционные бронеэлементы, вес  «Кираса -3М» и «Кора - 1М» - от 9 до 12 кг,  «Кора-3» - 2,8 кг;
•    Время непрерывного ношения:  «Кираса 3М» и «Кора - 1М» - до 5 часов; «Кора-3» - неограниченно;
•    Другие виды бронежилетов такого же класса состоящие на вооружении в ОВД: специального класса - «Модуль-1», тактические - «Модуль-5М и 5 МС», «Кора-Кулон».
Точка № 2
•    Назначение шлемов и щитков: шлемы для защиты головы, а щитки для защиты конечностей тела человека;
•    Классификация имеющихся в наличии шлемов и щитков по назначению: СШ-68 противоударный;  СТШ-81 «Сфера» противопульный; изделие «Щиток» - противоударный;
•    Класс защиты: СШ-68 и «Щиток»- 0;  СТШ-81 «Сфера»-2;
•    От какого вида оружия защищает: СШ-68 и «Щиток» от ударов камнями, палками, металлическими предметами;  СТШ-81 «Сфера» - от ПМ, револьверов, ПСМ, ТТ;
•    Порядок надевания и подгонки: шлемы подгоняются специальным удерживающим ремешком, а изделие «Щиток» застежками типа «липучка»;
•    Из чего изготовлен и вес: СШ-68 - стальной, вес - до 1,5 кг;  СТШ-81 «Сфера» -титановые пластины, вес - до 4 кг.
•    Время непрерывного ношения: СШ-68 не более 8 часов, СТШ-81 не более 4 часов;
•    Другие виды шлемов и щитков состоящие на вооружении в ОВД: противоударные шлемы: «Маска-2», «Джета», «Колпак-1М», противопульные «Маска 3;1Р; 4», «Сфера-С», « Колпак-2;3М». Изделия - «КЗК-99», «Комбинезон», «Перчатка».
Точка № 3
•    Назначение щитов: для защиты тела человека от ударов различными предметами, от пуль и взрывной волны;
•    Классификация имеющихся в наличии  щитов: «Витраж - А» противоударный;  Щит «БЗТ-75» -противопульный, универсальный;
•    От какого вида оружия защищает и класс защиты: «Витраж - А»  - 0 класса, защищает от холодного оружия, от ударов палками, камнями;  Щит «БЗТ-75» -2 класс защиты, защищает от ПМ, револьверов, ПСМ, ТТ;
•    Порядок пользования: надеваются на руку и удерживаются на уровне тела, «БЗТ-75» используются при проведении спецопераций, при необходимости можно легко сбросить щит;
•    Виды взрывозащитных устройств и приспособлений, состоящих на вооружении в ОВД:  взрывозащитные контейнеры, противоосколочные накидки и другие средства. (Приложение 8). Гидрополусферы Г-1 и Г-5, изделия «Фонтан», изделие «Одеяло», робот «Разведчик».

Приложение  6

Примерный вариант тестового задания

1. К специальным бронежилетам относятся:
1) {«Модуль-2М (С)», «Модуль-2 (С)», «Кора-1», «Кираса-3»}
2) {«Модуль-3М(С)», «Кора-2», «Кора-3», «Модуль-1», «Кираса-1»}
3) {«Модуль-С», «Костюм-ПБ»,  «Мираж»,  «Модуль- 6Б19; 6Б20»}
4) {«Зубр-БЖ», «Корунд», «ВСТ-6», «ВСТ-ТТ», «Базальт»}
2. Тяжелые тактические бронежилеты предназначены для использования в ОВД сотрудниками:
1) {ППС, ОВО, ГИБДД, транспортной милиции}
2) {ОМОНа, СОБРа и других специальных подразделений}
3) {ПВС, ОППН, ООДУУМ}
4) {УР, СО, ДЧ}
3. Что обозначает индекс «С» в обозначении бронежилета:
1) {дополнительные специальные свойства}
2) {скрытость ношения}
3) {товар сертифицирован}
4) {стальной}
4. Средняя масса отечественных противоударных щитов (кг):
1) {4}
2) {7}
3) {11}
4) {40}
5. К противопульным штурмовым щитам относятся следующие изделия:
1) {«Секрет», «Секрет-3», «Секрет-С»}
2) {«БЗТ-75», «Штурм», «Штурм-1,2»}
3) {«Застава», «Забор», «ВЭК-Щит»}
4) {«Витраж-М», «Витраж-А; АТ»}
6. Противоударные шлемы обеспечивают уровень (класс) защиты:
1) {0}
2) {1}
3) {до 2}
4) {до 3}
7. К средствам защиты конечностей относятся следующие изделия:
1) {«Сфера», «СШ-68», «ССШ-94», «Джетта»}
2) {«Лоза», «Одеяло», «Фонтан»}
3) {«Щиток», «КЗК-99», «Перчатка»}
4) {«Костюм-ПБ», «Консул», «Мираж», «Бекас»}
8. Взрывозащитное устройство «Одеяло» имеет вес (кг):
1) {11}
2) {30}
3) {36}
4) {50}
9. Взрывозащитное устройство «Фонтан-2» защищает от взрыва тротила весом до (г):
1) {200}
2) {300}
3) {400}
4) {800}
10. Взрывозащитное устройство «Фонтан» обеспечивает защиту людей на расстоянии (м):
1) {2,5}
2) {3}
3) {4}
4) {5}

Приложение  7

Ответ на тестовое задание

Вопрос    1.        2.        3.        4.        5.        6.        7.        8.        9.        10.   
Ответ    3    1    1    1    3    1    3    3    4    1

3.2. Методика проведения занятия по средствам активной обороны (травматического действия)
3.2.1. Общие теоретические сведения о средствах травматического действия

Перед практическим овладением техникой применения средств травматического действия, а именно палки резиновой ПР-73 обучаемые должны усвоить следующие основные теоретические знания.
Резиновая палка ПР-73 относится к специальным средствам, и должна применятся только в случаях, предусмотренных данным законодательством:
Специальное средство ПР-73 и его модификации позволяют заметно повысить эффективность действий сотрудников милиции и уголовно-исполнительной системы, особенно в тех случаях, когда применение огнестрельного оружия крайне нежелательно. Резиновая палка является промежуточным звеном между боевыми приемами борьбы и огнестрельным оружием, как последнее средство пресечения правонарушения.
Правильное и умелое использование ПР-73 позволяет сотрудникам
надежно защищаться и выполнять приемы, вынуждающие преступника подчиняться их требованиям под угрозой силы, а не угрозой смерти. А это очень важно, так как в большинстве случаев работник милиции применяет оружие, потому что не знает других возможностей для решения возникшего инцидента.
Основные характеристики ПР-73
Палка резиновая специальная ПР-73 предназначена для отражения нападения правонарушителей или пресечения их неповиновения. Масса палки - 0,73 кг, длина - 65 см, диаметр - 32 мм. Она имеет удобную жесткую рукоятку (держатель), которая в своем основании имеет прочную кожаную петлю, а также гибкий ударный элемент. Наличие резинового гибкого ударного элемента при замахе дает дополнительное ускорение концу палки в последней фазе удара, которое на порядок превосходит аналогичное действие при ударе обычной палкой. Возможность выигрыша в скорости дает существенный выигрыш в силе. А наличие кожаной петли позволяет фиксировать и расслаблять кисть при захвате палки, что увеличивает свободу движений во время ударных и защитных действий и предотвращает потерю палки.
Петля ПР-73 должна быть хромодубленной и иметь ширину около 1 см. Кожа, из которой сделана петля, имеет защиту от пота, иногда петля делается из нейлоновой ленты. Петля должна быть достаточной длины, чтобы любой человек мог отрегулировать ее по своей руке.
Основы техники использования ПР-73
Правовые аспекты использования ПР-73
Применение специальных средств в учреждениях уголовно-исполнительной системы регламентируют Закон РФ «06 учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2006 г Об утверждении инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов  уголовно-исполнительной системы.
В системе МВД применение спецсредств регламентируется Законом РФ «О милиции» и приказом МВД России от 5 ноября 2003.  Кроме того, порядок применения спецсредств определён в совместном приказе МВД и Минюста России от 24 мая 2006 г.
Решение о применении резиновой палки принимается сотрудником самостоятельно в зависимости от сложившейся обстановки.
Во время проведения конкретных операций (например, по задержанию лиц, оказывающих вооруженное сопротивление) решение о непосредственном применении специальных средства должен принимать руководитель операции.
В соответствии с «Правилами применения специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел РФ» запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам. В основном удары наносятся по туловищу и конечностям.
Удары по конечностям и туловищу наносятся сверху, снизу, сбоку (снаружи и изнутри), кроме того, допустимы тычковые удары. По рукам удары наносятся в первую очередь тогда, когда нападающий держит в них оружие.
Для более эффективного использования резиновой палки каждый сотрудник должен знать основные точки (зоны) нанесения ударов на теле человека, а также последствия, к которым эти удары могут привести.
Все точки можно разделить на две группы:
1) вызывающие легкие повреждения;
2) вызывающие тяжелые повреждения, вплоть до наступления смерти.
К первой группе относятся:
1. Коленный сустав - вывих или перелом.
2. Поверхность бедра - болевой шок.
3. Передняя часть колена - болевой шок.
4. Локоть руки - болевой шок.
5. Кисть руки - болевой шок.
6. Ключица- болевой шок, перелом ключицы и выведение руки из строя.
7. Верхняя часть спины - болевой шок.
Ко второй группе относятся:
1. Висок - потеря сознания, смерть.
2. Ухо - потеря слуха, потеря сознания, травмы головы.
3. Глаза - потеря зрения, смерть.
4. Переносица - потеря сознания, смерть.
5. Челюсть - перелом челюсти и др. повреждения.
6. Горло - повреждение дыхательных путей, смерть.
7. Солнечное сплетение- сильный шок, разрыв внутренних органов.
8. Пах - болевой шок.
9. Почки - болевой шок, разрыв внутренних органов.
При возникновении ситуаций, при которых вступает в действие состояние необходимой обороны или крайней необходимости, когда жизни или здоровью сотрудника угрожает непосредственная опасность, определить области нанесения ударов сложно. Единственным критерием правильности применения резиновой палки в данных ситуациях нужно считать соответствие характера защиты с использованием палки характеру нападения. Применение специальных средств с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
      При применении специальных средств сотрудник обязан:
- предупредить правонарушителей о намерении их использовать, предоставив при этом им достаточно времени для выполнения его требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
- стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
- обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно краткий срок их родственников;
- доложить рапортом начальнику или начальнику строевого подразделения о случаях применения специальных средств.
 Учитывая возможность возникновения самых различных ситуаций, в которых могут потребоваться решительные действия сотрудника, российский закон установил, что в «состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства».

      Исходные положения для ношения и применения ПР-73
Носить ПР-73 следует сбоку, на поясе, в специальном креплении со стороны противоположной той, где находится пистолет, или просто в руке держа за рукоятку.
Основная стойка, используемая для применения ПР-73 - боевая стойка. Она может быть правосторонней или левосторонней. В левосторонней стойке удобней располагаться «правшам», т.е. тем, кому удобней держать палку в правой руке, а в правосторонней соответственно - наоборот.
Боевая стойка - позиция первоначальной готовности для проведения атакующих действий, контратаки, уходов со сменой дистанции. Должна быть удобной, расслабленной, не затруднять движений. В боевой стойке палка может удерживаться как одной рукой за держатель, так и двумя руками за концы.
Позиция защиты - боковая стойка - принимается из боевой стойки (в данном случае левосторонней), поворотом корпуса направо, при этом ступни ног остаются на месте, палка удерживается двумя руками. Она используется при защите от ударов кулаком или предметом спереди.
Хваты резиновой палки
При использовании палка может удерживаться двумя способами:
1. Петля охватывает большой палец и проходит по внешней стороне руки.

 

2. Петля охватывает запястье руки

 

Перед принятием боевой стойки руки опущены вниз, палка висит вертикально вниз, кисть полураскрыта.
В исходной позиции - боевой стойке - рука с палкой занимает следующие положения:
1. Палка опущена вниз. Кисть захватывает палку сверху за держатель, натягивая ремешок.
2. Палка горизонтально спереди (сзади): палка держится обеими руками простым хватом сверху, руки готовы сделать упреждающий блок или удар перед собой за счет сгибания палки и выброса средней части палки к точке контакта с противником. Выход на такой хват - из положения палка вниз: левая рука захватывает палку возле правой руки, скользит по палке на необходимое для применения приема место.
3. Палка на плече; правая рука, держащая палку, сгибается в локте, палка направлена концом от себя, назад - вверх. Локоть обязательно прижат к туловищу. Рука находится в удобном для удара сверху положении.

Атакующие действия с ПР-73

Удары с использованием резиновой палки могут быть разнообразны. В данной части мы описываем лишь основные, базовые удары, освоив которые можно приступать к изучению различных их вариаций и комбинаций, выполняя удары с различных дистанций и используя различные хваты и замахи.
1. Удар палкой сверху выполняется из боевой стойки, локоть руки поднят, палка лежит на плече (поднята вверх). Удар наносится сверху вниз, быстро и хлестко, одновременно с шагом левой и подшагом правой ноги. После удара принимается исходное положение.

 

2. Боковой удар палкой выполняется из боевой стойки. Удар наносится по направлению вовнутрь быстро и хлестко с поворотом корпуса с шагом левой и подшагиванием правой ноги. После удара принимается исходное положение.

                       

3. Удар палкой наотмашь выполняется из боевой стойки. С шагом правой ноги производится замах, корпус разворачивается влево. С обратным разворотом корпуса производится удар наотмашь. Во время замаха лицо прикрывается локтем.

       

4. Удар тычком (удар торцом палки) выполняется из боевой стойки. Для нанесения удара рука сгибается в локте и удерживает палку торцом вперед. Удар наносится с шагом левой ноги и подшагиванием правой. После удара принимается исходное положение.

 

Защитные действия с помощью ПР-73

ПР-73 можно использовать не только для атаки, но и с ее помощью проводить защитные действия, блокировать удары противника.
1. Защита от удара сверху рукой, ножом, др. предметом. Выполняется подставкой средней части палки вверх.

 

2. Защита от удара наотмашь рукой, ножом, предметом. Выполняется подставкой средней части палки в сторону.
 
      3. Защита от удара снизу рукой, ножом, предметом. Выполняется подставкой средней части палки вниз на встречу удару.

 
4. Защита от удара сбоку рукой, ножом, предметом как в верхнюю часть туловища, так и в нижнюю выполняется подставкой средней част палки в сторону бьющей руки.

 

5. Защита от прямого удара рукой, ножом, предметом в лицо, верхнюю часть туловища. Выполняется отбивом ударной руки внутрь средней частью палки с поворотом туловища.

 

6. Защита от удара ногой снизу. Выполняется подставкой средней части палки вниз, навстречу удару.
 
7. Защита от удара ногой сбоку. Выполняется подставкой средней части палки в сторону, навстречу удару.
 
Задержание с помощью резиновой палки
С помощью ПР-73 можно также проводить приемы задержания преступника. Используя гибкие свойства резиновой палки, очень удобно выполнять удушающие приемы на шею.
1. Удушающий захват с помощью резиновой палки сзади стоящего противника. Выполняется с выведением его из равновесия рывком на себя.
 

2. Удушающий захват скрещенными руками с помощью палки сзади стоящего противника. Выполняется с выведением противника из равновесия.

 
3. Удушающий захват с помощью палки сзади находящегося на коленях (сидящего) противника. Выполняется с прижиманием противника колену, тем самым ограничивая его движения.

 

Задержание преступника с помощью удушающего захвата может быть как самостоятельное действие, когда сотрудник, используя «эффект неожиданности», атакует противника сзади.
Также удушающий захват при помощи резиновой палки может быть следствием каких-то атакующих или защитных действий, когда сотрудник, предотвращая атаку противника, после нанесения расслабляющего удара выполняет задержание удушающий захватом.

3.2.2. Методика проведения учебных занятий с ПР-73

В данной части нашей работы приводится примерная последовательность изучения техники владения резиновой палкой на практических занятиях.

Практическое занятие № 1

Время - 2 часа.   
Материальное обеспечение: ПР-73, секундомер, свисток.
Цель: научить способам защиты и нападения с ПР-73.
Учебные вопросы:
1. Исходное положение перед применением ударов резиновой палкой.
2. Техника нанесения ударов сверху и снизу.
3. Техника нанесения ударов сбоку.
4. Техника нанесения ударов наотмашь.

Вводная часть

Для предотвращения травматизма на занятии необходимо соблюдать меры безопасности. Запрещаются следующие приемы и действия:
-  атаки любыми неконтролируемыми ударами;
-  атаки в пах, голову, ключичную область, живот, шею;
-  контрудары без защитных действий (блоков, отбивов, уклонов).
Для предотвращения травматизма на занятиях могут так же использоваться защитные жилеты, стальные армейские каски или пластмассовые каски с забралом, защитные накладки на ноги и руки.

Подготовительная часть
Целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка занимающихся к выполнению специальных приемов и технических действий с резиновой палкой.
Задача специальной разминки - подготовка к занятию тех суставов, связок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении приемов и действий. В ходе разминки происходит и психологическая подготовка, настрой на выполнение намеченной программы занятий.
Упражнение при ходьбе:
- ПР-73 в выпрямленной руке удерживается за середину, вращение перед собой вправо и влево, выполняется попеременно правой и левой рукой.
Упражнения при передвижении бегом:
- ПР-73 в правой руке, хват за середину, перебросить в левую руку и таким образом перекидывать из руки в руку;
- ПР-73 держать хватом сверху двумя руками за концы, по сигналу остановиться, перешагнуть через палку сначала левой, а затем правой ногой, далее вернуться таким же образом обратно и продолжить бег.
Упражнения в парах:
- один из партнеров находится в положении на четвереньках, второй выполняет кувырки через партнера толчком двух ног, ПР-73 в руках;
- стоя напротив друг друга (5-6 м), резкий толчок горизонтально расположенной палки от груди к партнеру, второму - поймать палку двумя руками;
- на выпаде вперед пружинистые приседания, ПР-73 вверху на вытянутых руках;
-  ноги врозь, наклоны вперед между ног, палка в руках;
- стоя напротив друг друга, держа ПР-73 за рукоятку в правой руке выполнить приемы фехтования.
Нижеследующие подготовительные упражнения исполняются после изучения соответствующих действий палкой как элемент повторения пройденного материала:
- ПР-73 перед грудью, хват двумя руками за концы, обозначение прямых ударов на уровне груди;
- кувырок вперед, получив опору ногами, не вставая, выполнить удар палкой наотмашь и сразу сбоку по ногам;
- кувырок назад, получив опору ногами, не выпрямляясь обозначит удар палкой наотмашь и сразу сбоку по ногам;
- не меняя хвата ПР-73, по свистку, выполнить отскок в правую и левую стороны с обозначением ударов концом палки.

Основная часть
Вопрос 1. Исходное положение перед применением ударов ПР-73
Основная стойка, используемая для применения ПР-73 - боевая стойка. Она может быть правосторонней или левосторонней. Боевая стойка - позиция первоначальной готовности для атаки, контратаки, уходов от ударов противника со сменой дистанции. Рассмотрим левостороннюю стойку:
а) ноги на ширине плеч, правая нога сзади;
б) ступни ног повернуты вправо;
в) вес тела распределен равномерно.
В этой стойке бедра следует держать низко, согнув колено сзади сто; щей правой ноги и выдвинув левую ногу вперед.
Позиция защиты - боковая стойка - принимается из боевой стойки поворотом корпуса направо, при этом ступни ног остаются на месте, палка перехватывается и удерживается двумя руками за концы.
Боковая стойка используется при защите от ударов кулаком или предметом спереди. Вес тела распределен так, чтобы на левую опорную ногу приходилось 70%, а на правую 30% веса.
Для обоих позиций характерны общие ошибки:
1. Переднее колено согнуто слишком сильно. Это смещает центр тяжести вперед.
2. Слишком близко расположены ступни ног, при этом поднимаются бедра.
3. Голеностоп и колено, сзади стоящей ноги, расслаблены, при этом тело опускается вниз на эту ногу.



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!