Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Психологические основы социальной работы"»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

3. Суицидальное поведение детей и подростков 

Обычно самоубийство рассматривается как феномен социаль­но-психологической дезадаптации личности в условиях мик­росоциальных конфликтов.

Под суицидальным поведением[1] людей понимаются различ­ные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятстви­ем на пути удовлетворения ее важнейших потребностей[2].

На фоне острого эмоционального состояния кризис достига­ет такой интенсивности, что человек не может найти правильно­го выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизни.

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние фор­мы своего проявления.

Внутренние формы:

-      антивитальные представления (т. е. размышления об отсут­ствии ценности жизни);

-      пассивные суицидальные мысли (представления на тему сво­ей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т. д.);

-      суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);

-      суицидальные намерения (принятие решения о самоубий­стве).

Внешние формы:

-      суицидальные высказывания;

-      суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью);

-      завершенный суицид.

Типы суицидального поведения.

В зависимости от типа суицидальных попыток поведение может быть трех видов:

-      истинное — истинное суицидальное поведение характеризу­ется устойчивостью, целенаправленностью действий, связан­ных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается место и время, чтобы никто не смог помешать).

-      демонстративно-шантажное — проявляется в оказа­нии суицидентом психологического давления, то есть че­ловек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и предпринимает меры предосторожности, которые, увы, не всегда достаточны. Это обстоятельство нередко становится причиной трагического исхода, что не­обходимо учитывать в практической деятельности.

-      аффективное — аффективное суицидальное поведение обычно обусловлено необычайно сильным аффектом, со­провождается дезорганизацией и сужением сознания.

Динамика суицидального поведения. В результате иссле­дований установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно ни развивалось, всегда имеет определенную фазность.

Самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы:

1.    Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опо­ры»), но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того, как исчерпы­ваются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсут­ствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируют­ся механизмами защиты. Еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

2.    Собственно суицидальная фаза начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длит­ся вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе про­исходит углубление дезадаптации: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа са­моубийства.

На этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффек­тивны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.

 Существуют три основных признака надвигающегося су­ицида:

1)    скрытый гнев: гнев скрывают, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его мож­но заметить;

2)    тяжелая потеря; положение дел не улучшает­ся, никто не может помочь, нет никакой надежды;

3)    человек охвачен чувством беспомощности;

Проблема подросткового суицида. Подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Однако, по сравнению с детским возрастом, когда созна­тельных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным; 

Следует иметь в виду, что количество суицидальных по­пыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. У взрослых они предположительно соотносят­ся как 6 или 10 к 1, а у подростков как 50:1 или даже 100:1. Поскольку большинство суицидальных попыток остаются не­известными, многие специалисты считают даже эти цифры за­ниженными. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; девушки предпринимают попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются, хотя 10 процентов мальчиков и 3 процента девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.

Способы суицида. Способы суицида варьируют в разных культурах. Повешение — ведущий способ суицида во всем мире. В США, например, около 60% всех суицидов происходят с использовани­ем огнестрельного оружия. В Канаде, где оружие менее дос­тупно, с его использованием происходит 30% суицидов. От­равление, например, с использованием передозировки лекар­ственных средств, отмечается в США в 18% всех суицидов. 

Причины суицида. Причины суицидального поведения в целом очень сложны и многочисленны. Их истоки можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах челове­ка. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экст­ремальных ситуациях, таких, как развод, потеря работы или учебы, большинство экспертов предполагает, что это скорее повод для совершения суицида, чем его причина.

Большинство людей, убивающих себя, страдают от депрес­сии, которая часто не диагностируется и не лечится. Так как депрессия часто лежит в основе суицида, изучение причин де­прессии может помочь ученым понять причины суицида. Дру­гие психические расстройства, такие как биполярное расстройство, шизофрения и тревожные расстройства могут также способ­ствовать суицидальному поведению.

 

Особенности суицидального поведения подростков 

1.    Суициды часто возникают как в результате серьезных конфликтов, так и из-за незначительных конфликтных ситуаций, поэтому необходимо придавать особое значение всем пусковым факторам.

2.    Суициды чаще возникают у лиц с эмоциональной неустой­чивостью, повышенной внушаемостью, сензитивностью, эксплозивностью, импульсивностью в поведении. 

3.    У суицидентов в 95% случаев обнару­живается отягощенный семейный анамнез: хронический алко­голизм, которым страдали один или оба родителя; личностные расстройства у  родителей, созда­ющие в семье обстановку напряжения; клинически очерченные депрессии у родственников, случаи самоубийства в семьях суицидентов.

4.    В пресуицидальном периоде у подростков выяв­ляются различные варианты депрессивных состояний и ситуационных реакций, как пра­вило, на фоне подростковых акцентуаций характера.

5.    Суицидоопасные депрессии протекают у подростков ати­пично, маскируясь симптомами сомато-вегетативных рас­стройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным пове­дением, дисморфофобическими симптомами и проявлениями метафизической интоксикации. Нозологическая принадлеж­ность депрессий коррелирует с возрастом: с увеличением воз­раста суицидентов отмечается уменьшение удельного веса эн­догенных депрессий и проявляется тенденция к преобладанию реактивных.

6.    Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от пси­хологической акцентуации характера.

7.    Гипертимные подростки — склонны к риску, пренеб­регают опасностью.

8.    Циклотимные проявляют субдепрессию, аффекты, печать отчая­ния, неосознанное желание навредить самому себе.

9.    Эмоционально-лабильные подростки проявляют аффектив­ные реакции интрапунитивного типа (направленные на себя). Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на мало определенном стремлении «что-то с собой сделать». 

10.Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности. Для них характерна реактивная депрессия и вызревание суи­цидальных намерений с неожиданной их реализацией.

11.Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса.

12.Подросток с эпилептоидной акцентуацией на фоне аффек­та может перейти меру осторожности. В состоянии одиноче­ства или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего наносят порезы, ожоги. Опьянения нередко протекают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой.  

13.Истероидные подростки предрасположены к демонстратив­ным суицидам.

14.Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией на­правлены на получение удовольствий.

15.Конформный подросток может совершить суицид за ком­панию.

 

Психологическая помощь в случаях суицидального поведения[3] 

Исключительно ответственным этапом профилактики само­убийств выступает помощь суициденту со стороны эмоциональ­но близких и значимых лиц.

Существует четыре основных метода оказания психо­логической помощи человеку, думающему о суициде:

1.    Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.

2.    Активная эмоциональная поддержка человека, находяще­гося в состоянии депрессии.

3.    Поощрение его положительных устремлений, чтобы облег­чить ситуацию.

4.    Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.

Методика проведения профилактической беседы

Главным в преодолении кризисного состояния человека явля­ется индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание следующее:

-      в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пой­ти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;

-      активный слушатель — это человек, который слушает со­беседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает воз­можность его партнеру выговориться без боязни быть пре­рванным;

-      активный слушатель в полной мере понимает чувства, ко­торые испытывает его собеседник, и помогает ему сохра­нить веру в себя;

-      активный слушатель будет способствовать тому, чтобы со­беседник был уверен в том, что его высказывания о жела­нии умереть услышаны и поняты.

Рекомендации по проведению беседы:

-      разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возмож­ности быть прерванным в беседе;

-      уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;

-      пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;

-      дать возможность собеседнику высказаться, не переби­вая его, и говорить только тогда, когда перестанет гово­рить он;

-      говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы.

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствовать­ся следующими принципами:

-      при выборе места беседы главное, чтобы не было посто­ронних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколь­ко бы он ни продолжался).

-      желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом.

-      в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суи­циденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Профилактическая беседа должна включать в себя сле­дующие этапы:

Начальный этап — установление эмоционального кон­такта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства».

Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности.

Имеет смысл применить следующие приемы:

-      «преодоление исключительности ситуации»;

-      «поддержка успехами» и др.

Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:

-      «планирование», т. е. побуждение суицидента к словесно­му оформлению планов предстоящих поступков;

-      «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап — окончательное формулирование

плана деятельности, активная психологическая поддержка су­ицидента. Целесообразно использовать следующие приемы:

-      «логическая аргументация»;

-      «рациональное внушение уверенности».

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидаль­ные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к психиатру в ближайшее лечебное учреждение.

Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:

-      тяжелое эмоциональное состояние — явление временное;

-      его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

-      он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д.

Если человек совершил неудачную попытку самоубий­ства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наи­большая ее вероятность — в первые два месяца.

 Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и ее лечение по­средством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.

Признаки депрессии:

-      потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

-      неспособность к адекватной реакции на похвалы;

-      чувство горькой печали, переходящей в плач;

-      чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоува­жения;

-      пессимистическое отношение к будущему, негативное вос­приятие прошлого; повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;

-      снижение внимания или способности к ясному мышлению;

-      вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;

-      снижение эффективности или продуктивности в учебе, ра­боте, быту;

-      изменение привычного режима сна, бессонница или повы­шенная сонливость;

-      изменение аппетита с последующим увеличением или поте­рей веса.

Заметив признаки депрессии у подростка, специалисты-психологи, социальные работники должны усилить индивидуальную работу с ним.

Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:

-      открытые высказывания о желании покончить жизнь само­убийством знакомым, в письмах родственникам, любимым;

-      косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий;

-      активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.);

-      фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);

-      символическое прощание с ближайшим окружением (раз­дача личных вещей, фотоальбомов, часов и т.п.);

-      изменившийся стереотип поведения: несвойственная замк­нутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная об­щительность у малоподвижных и молчаливых;

-      сужение круга контактов, стремление к уединению и другие.

Прогноз суицидальной активности подростков

Суицидальная активность человека зависит от целого ряда факторов.

Их учет в организации повседневной жизнедеятельности поможет оказаться рядом с подростком в критический момент его жизни и оказать ему необходимую помощь.

Главную роль в возникновении суицидально опасной си­туации играют конфликты.

Наиболее распространенными являются:

1.   Конфликты, связанные со спецификой жизнедеятельности (учебы, общения) и социального взаимодействия людей:

-      индивидуальные адаптационные трудности;

-      неудачи выполнения конкретной задачи;

-      конфликты со сверстниками;

-      межличностные конфликты со значимыми людьми.

2.   Лично-семейные конфликты:

-      неразделенная любовь;

-      измена любимого человека;

-      развод родителей;                    

-      тяжелая болезнь;

-      смерть близких людей;

-      половая несостоятельность.

3.   Конфликты, обусловленные состоянием здоровья:

-      психические заболевания;

-      хронические соматические заболевания;

-      физические недостатки.

4.   Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

-      страх уголовной ответственности;

-      боязнь позора.

5.   Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

Следует помнить, что вероятность возникновения суици­дального поведения возрастает:

•    в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предостав­лены самим себе, остаются наедине со своими мыслями, пе­реживаниями;

•     в период «пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами);

•  в условиях тяжелой морально-психологической обстанов­ки в семье или ближайшем окружении.

Обычно исследования в области суицидологии ставят сво­ей целью идентифицировать людей с высоким риском суици­да, после чего помочь этим лицам, предупреждая попытку су­ицида.

Факторы риска. Изучение причин и условий, при кото­рых люди заканчивали жизнь самоубийством, позволило выя­вить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному про­исшествию.

К ним относятся:

•    условия семейного воспитания:

—  отсутствие отца в раннем детстве;

—  матриархальный стиль отношений в семье;

—  воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;

—  отверженность и социальная изоляция;

—  воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.

•    стиль жизни и деятельности:

—  акцентуация характера;

—  употребление алкоголя и наркотиков;

—  попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;

—  совершение уголовно наказуемого поступка.

•    взаимоотношения с окружающими людьми:

—  изоляция от социального окружения, потеря социаль­ного статуса;

—  разрыв высоко значимых любовных отношений;

—  затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др.

•    недостатки физического развития (дизлексия, ожирение и др.);

    длительные соматические заболевания.

Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необ­ходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида.



[1] Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. № 4. С. 14-20.

   

[2] Семке В.Я., Епанчинцева Е.М. Душевные кризисы и их преодоление. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2005. – С.122-131.

[3]  Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С., Метелкин А.Б.  Аутоагрессивные проявления: мотивы и профилактика // Исправительно-трудовые учреждения. 1982. № 18. С. 24.

  Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Проблемы профилактики суицидов // Вопросы организации психиатрической помощи. М., 1982. С. 30-40.

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!