Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
3. Суицидальное поведение детей и подростков
Обычно самоубийство рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов.
Под суицидальным поведением[1] людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей[2].
На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизни.
Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.
Внутренние формы:
- антивитальные представления (т. е. размышления об отсутствии ценности жизни);
- пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т. д.);
- суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);
- суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).
Внешние формы:
- суицидальные высказывания;
- суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью);
- завершенный суицид.
Типы суицидального поведения.
В зависимости от типа суицидальных попыток поведение может быть трех видов:
- истинное — истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается место и время, чтобы никто не смог помешать).
- демонстративно-шантажное — проявляется в оказании суицидентом психологического давления, то есть человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и предпринимает меры предосторожности, которые, увы, не всегда достаточны. Это обстоятельство нередко становится причиной трагического исхода, что необходимо учитывать в практической деятельности.
- аффективное — аффективное суицидальное поведение обычно обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.
Динамика суицидального поведения. В результате исследований установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно ни развивалось, всегда имеет определенную фазность.
Самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы:
1. Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. Еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.
2. Собственно суицидальная фаза начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе происходит углубление дезадаптации: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа самоубийства.
На этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.
Существуют три основных признака надвигающегося суицида:
1) скрытый гнев: гнев скрывают, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить;
2) тяжелая потеря; положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды;
3) человек охвачен чувством беспомощности;
Проблема подросткового суицида. Подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Однако, по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным;
Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. У взрослых они предположительно соотносятся как 6 или 10 к 1, а у подростков как 50:1 или даже 100:1. Поскольку большинство суицидальных попыток остаются неизвестными, многие специалисты считают даже эти цифры заниженными. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; девушки предпринимают попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются, хотя 10 процентов мальчиков и 3 процента девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.
Способы суицида. Способы суицида варьируют в разных культурах. Повешение — ведущий способ суицида во всем мире. В США, например, около 60% всех суицидов происходят с использованием огнестрельного оружия. В Канаде, где оружие менее доступно, с его использованием происходит 30% суицидов. Отравление, например, с использованием передозировки лекарственных средств, отмечается в США в 18% всех суицидов.
Причины суицида. Причины суицидального поведения в целом очень сложны и многочисленны. Их истоки можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких, как развод, потеря работы или учебы, большинство экспертов предполагает, что это скорее повод для совершения суицида, чем его причина.
Большинство людей, убивающих себя, страдают от депрессии, которая часто не диагностируется и не лечится. Так как депрессия часто лежит в основе суицида, изучение причин депрессии может помочь ученым понять причины суицида. Другие психические расстройства, такие как биполярное расстройство, шизофрения и тревожные расстройства могут также способствовать суицидальному поведению.
Особенности суицидального поведения подростков
1. Суициды часто возникают как в результате серьезных конфликтов, так и из-за незначительных конфликтных ситуаций, поэтому необходимо придавать особое значение всем пусковым факторам.
2. Суициды чаще возникают у лиц с эмоциональной неустойчивостью, повышенной внушаемостью, сензитивностью, эксплозивностью, импульсивностью в поведении.
3. У суицидентов в 95% случаев обнаруживается отягощенный семейный анамнез: хронический алкоголизм, которым страдали один или оба родителя; личностные расстройства у родителей, создающие в семье обстановку напряжения; клинически очерченные депрессии у родственников, случаи самоубийства в семьях суицидентов.
4. В пресуицидальном периоде у подростков выявляются различные варианты депрессивных состояний и ситуационных реакций, как правило, на фоне подростковых акцентуаций характера.
5. Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, маскируясь симптомами сомато-вегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением, дисморфофобическими симптомами и проявлениями метафизической интоксикации. Нозологическая принадлежность депрессий коррелирует с возрастом: с увеличением возраста суицидентов отмечается уменьшение удельного веса эндогенных депрессий и проявляется тенденция к преобладанию реактивных.
6. Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от психологической акцентуации характера.
7. Гипертимные подростки — склонны к риску, пренебрегают опасностью.
8. Циклотимные проявляют субдепрессию, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе.
9. Эмоционально-лабильные подростки проявляют аффективные реакции интрапунитивного типа (направленные на себя). Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на мало определенном стремлении «что-то с собой сделать».
10.Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности. Для них характерна реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.
11.Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса.
12.Подросток с эпилептоидной акцентуацией на фоне аффекта может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего наносят порезы, ожоги. Опьянения нередко протекают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой.
13.Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам.
14.Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий.
15.Конформный подросток может совершить суицид за компанию.
Психологическая помощь в случаях суицидального поведения[3]
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц.
Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:
1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.
2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.
3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.
4. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.
Методика проведения профилактической беседы
Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание следующее:
- в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
- активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным;
- активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
- активный слушатель будет способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.
Рекомендации по проведению беседы:
- разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;
- уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;
- пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
- дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
- говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы.
Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
- при выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
- желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом.
- в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:
Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства».
Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.
Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности.
Имеет смысл применить следующие приемы:
- «преодоление исключительности ситуации»;
- «поддержка успехами» и др.
Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:
- «планирование», т. е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков;
- «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап — окончательное формулирование
плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы:
- «логическая аргументация»;
- «рациональное внушение уверенности».
Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к психиатру в ближайшее лечебное учреждение.
Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:
- тяжелое эмоциональное состояние — явление временное;
- его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
- он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д.
Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность — в первые два месяца.
Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и ее лечение посредством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.
Признаки депрессии:
- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;
- неспособность к адекватной реакции на похвалы;
- чувство горькой печали, переходящей в плач;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;
- снижение внимания или способности к ясному мышлению;
- вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
- снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту;
- изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;
- изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса.
Заметив признаки депрессии у подростка, специалисты-психологи, социальные работники должны усилить индивидуальную работу с ним.
Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:
- открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством знакомым, в письмах родственникам, любимым;
- косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий;
- активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.);
- фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);
- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т.п.);
- изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
- сужение круга контактов, стремление к уединению и другие.
Прогноз суицидальной активности подростков
Суицидальная активность человека зависит от целого ряда факторов.
Их учет в организации повседневной жизнедеятельности поможет оказаться рядом с подростком в критический момент его жизни и оказать ему необходимую помощь.
Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют конфликты.
Наиболее распространенными являются:
1. Конфликты, связанные со спецификой жизнедеятельности (учебы, общения) и социального взаимодействия людей:
- индивидуальные адаптационные трудности;
- неудачи выполнения конкретной задачи;
- конфликты со сверстниками;
- межличностные конфликты со значимыми людьми.
2. Лично-семейные конфликты:
- неразделенная любовь;
- измена любимого человека;
- развод родителей;
- тяжелая болезнь;
- смерть близких людей;
- половая несостоятельность.
3. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья:
- психические заболевания;
- хронические соматические заболевания;
- физические недостатки.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:
- страх уголовной ответственности;
- боязнь позора.
5. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.
Следует помнить, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает:
• в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями;
• в период «пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами);
• в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в семье или ближайшем окружении.
Обычно исследования в области суицидологии ставят своей целью идентифицировать людей с высоким риском суицида, после чего помочь этим лицам, предупреждая попытку суицида.
Факторы риска. Изучение причин и условий, при которых люди заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию.
К ним относятся:
• условия семейного воспитания:
— отсутствие отца в раннем детстве;
— матриархальный стиль отношений в семье;
— воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;
— отверженность и социальная изоляция;
— воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.
• стиль жизни и деятельности:
— акцентуация характера;
— употребление алкоголя и наркотиков;
— попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;
— совершение уголовно наказуемого поступка.
• взаимоотношения с окружающими людьми:
— изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;
— разрыв высоко значимых любовных отношений;
— затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др.
• недостатки физического развития (дизлексия, ожирение и др.);
• длительные соматические заболевания.
Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида.
[1] Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. № 4. С. 14-20.
[2] Семке В.Я., Епанчинцева Е.М. Душевные кризисы и их преодоление. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2005. – С.122-131.
[3] Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С., Метелкин А.Б. Аутоагрессивные проявления: мотивы и профилактика // Исправительно-трудовые учреждения. 1982. № 18. С. 24.
Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Проблемы профилактики суицидов // Вопросы организации психиатрической помощи. М., 1982. С. 30-40.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!