Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Психологические основы социальной работы"»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

7.3. Организация консультативного процесса. 

Немаловажным аспектом процесса консультирования является его организация. Первый вопрос, который необходимо прояснить – это вопрос о времени и периодичности встреч в процессе консультирования.

Продолжительность одной консультативной встречи не должна превышать 60 минут, поскольку по истечении этого времени снижается эффективность совместной работы социального работника и осужденного. Встреча со взрослым клиентом может продолжаться в течение 45-50 минут, эта продолжительность оптимальна.

Общее количество встреч в рамках одного консультативного процесса не превышает обычно 12, возможно сокращение этого количества в зависимости от сложности задачи. Типичной ошибкой, однако, является ограничение консультативного процесса одной встречей. Чаще всего это связано с наличием у социального работника-консультанта иллюзии о простоте запроса, его ясности уже при первой встрече[1].

Необходимо различать такие различные виды деятельности, как «консультирование» и «консультация». Первое понятие подразумевает некий процесс, второе чаще всего предполагает разовое экспертное вмешательство консультанта.

 

7.4. Этапы консультирования

Здесь мы приводим наиболее общую классификацию этапов или стадий консультирования в ходе социальной работы с осужденными.

1. Первую стадию наиболее часто обозначают как стадию установления контакта. В ходе этого этапа уточняются цели консультирования, корректируются взаимные ожидания осужденного и социального работника-консультанта, максимально широко рассматриваются все аспекты случая.

2. Стадия формулирования и исследования проблемы осужденного. На этом этапе совместно рассматриваются варианты формулирования проблемы, уточняется рабочая формулировка, реализуются различные диагностические мероприятия.

3. Стадия решения проблемы. На этом этапе осужденным и социальным работником совместно планируются и реализуются мероприятия по решению проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, а также с пониманием возможности неудач в ходе решения жизненной задачи.

4. Стадия завершения отношений. Особое внимание важно уделить процессу завершения консультативного контакта. На этом этапе реализуются мероприятия по снижению травматичности расставания, завершения отношений.

 

7.4.1. Стадия установления контакта[2]. 

Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема — это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут социальный работник сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Лучше, если консультант с самого начала подбадривает клиента репликами типа: «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее» и т.п. 

Даже если в поведении осужденного не заметно при­знаков тревоги, о ней не следует забывать, потому что сама ситуация консультирования провоцирует трево­гу. Наконец, тревогу у клиента вызывают его собствен­ные проблемы, а также сомнение, достаточна ли ква­лификация специалиста по социальной работе, готов ли он по-настоящему помогать, что вообще будет происходить во время кон­сультирования и т.п. В этой ситуации не следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом, с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Тревога и напряжение мешают клиенту-осужденному говорить, поэтому первая задача социального работника - помочь ему по­чувствовать себя в безопасности. Чаще всего осужденный надеется, что консультант первым начнет беседу. Хорошо, если консультант не слишком многословен; непосредственно перед тем как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую 45 - 60 секунд, иначе у клиента может возникнуть состояние напряженности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться).

 

Очень важный момент начала беседы – знакомство с клиентом по имени.  Оптимальная позиция если консультант представляется так же, как клиент – по имени-отчеству (из этой рекомендации могут быть исключения, связанные с возрастом собеседника, а также со спецификой условий мест лишения свободы, которые требуют от осужденных определенной формы обращения). Трудно предугадать, как именно представится клиент, поэтому лучше, если консультант даст ему возможность назвать себя первым, используя реплику типа: «Давайте познакомимся, как Вас зовут?» 

Бывает, что в начале беседы консультант сталкивается с ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Осужденного необходимо  ознакомить с процедурой консультирования. Большинство клиентов чувствуют себя неуверенно из-за неосведомленности в действиях консультанта. Не­которые клиенты-осужденные понимают консультирование как магическую помощь, а консультанта воспринимают как мага, читающего мысли. Для других  консуль­тирование является своеобразной скорой помощью, раздаванием мудрых советов или работой, за которую всю ответственность несет социальный работник.  

Такие нереалистические ожидания отчасти отражают социальные стереотипы, связанные с психологической и социальной помощью. Краткое описание процесса консультирования с особым под­черкиванием полной зависимости успеха от сотрудни­чества консультанта и осужденного корректирует ожидания клиентов и уменьшает их тревогу. Необходимо дать краткую характеристику профессиональной деятельности социального работника. Это может вызвать у клиента множество вопросов типа: «А вы уверены, что сможете мне помочь?» В таком случае лучше не вступать в длительную дискуссию, не обещать клиенту гарантированной помощи, а предложить: «Давайте попробуем».

Следующий шаг, который необходимо предпринять — это перейти непосредственно к процессу консультирования. Нередко клиенты сами начинают рассказ о себе без специального приглашения. В такой ситуации лучше прервать собеседника и предложить вначале познакомиться, хотя бы для того, чтобы он немного отошел от заготовленного заранее рассказа, огляделся, больше настроился на совместную работу с консультантом, а не на монолог.

Если клиент молчит, ждет, что скажет консультант, ему можно помочь начать рассказывать о себе репликами типа: «Слушаю вас внимательно» или «Расскажите, что вас сюда привело». Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно добавить: «Рассказывайте то, что считаете важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я вас сам спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость». 

 В начале первой встречи важно выяснить, обра­тился ли осужденный сам или его кто-то направил (начальник отряда, психолог). Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультирова­нию, поскольку он сам не видит смысла в обраще­нии к социальному работнику.

Сопротивление консультированию — распространенное явление в начале беседы, когда клиент, уже находясь в кабинете социального работника, все еще задает для себя вопрос, стоило ему сюда приходить или нет. Так, например, оказавшись лицом к лицу с консультантом, он может начать выражать сомнения по поводу того, подходит ему консультант или нет по возрасту, полу, профессиональному опыту и т.д. Что можно сделать в такой ситуации? Прежде всего, не стоит слишком сильно настаивать на том, что раз клиент попал именно к вам, то и работать он должен именно с вами в качестве консультанта. Лучше всего предложить продолжать беседу, пообещав, что если у человека действительно возникнет в этом необходимость, он сможет обратиться к другому специалисту. Обсуждая это с клиентом, можно привлечь и некоторые доводы: «Мои личные особенности не играют такой уж большой роли, гораздо важнее профессиональная квалификация, которую вы сможете оценить, лишь начав работать со мной».

Бывает, что обратившийся за помощью человек начинает разговор с общих тем и вопросов, которые лично к нему не имеют никакого отношения — почему сейчас так много разводов, как влияют особенности современной ситуации в стране на отношения между людьми и т.д. Конечно, полностью игнорировать вопросы клиента не стоит, но интерес к общественной жизни практически никогда не бывает основанием для обращения за консультацией. К тому же время консультанта ограничено. Необходимо помнить, что подобная дискуссия чаще всего представляет собой одно из проявлений сопротивления, страха перед началом беседы и ее возможными последствиями, поэтому лучше воспользоваться удобным случаем и помочь клиенту преодолеть эту ситуацию, задав вопрос: «А почему вас волнуют эти вопросы, что привело сюда лично вас?» От прямого ответа клиент может уйти, но психологу следует предпринять такую попытку, и чем раньше это произойдет, тем легче будет для обоих сменить тему обсуждения.

Если клиент, пришедший в консультацию, просит консультанта помочь не ему самому, т.к. от него мало что зависит, а кому-то еще, т.е. социальному работнику следует проявлять твердость, т.к. он работает только с теми, кто непосредственно обращается за помощью, кто готов обсуждать и анализировать свою жизненную ситуацию с точки зрения собственной ответственности за нее.  Если это будет необходимо в дальнейшем, то, конечно, может быть приглашена и другая сторона. Вступая в такой разговор, не следует забывать, что попытка приписать собственные проблемы другому является классической формой сопротивления консультированию. 

  

7.4.2. Стадия формулирования и исследования проблемы осужденного.  

Условно этот этап беседы можно разделить на два подэтапа, на первом из которых консультант еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать проблему клиента и проверить правильность ее формулировки.

Расспрос  клиента 

На этой фазе основная цель консультанта – «разговорить» клиента. Ее реализации лучше всего помогут вопросы и реплики, максимально стимулирующие его на рассказ. Это «открытые» реплики типа: “Расскажите мне о ваших взаимоотношениях с родственниками...», «Какая у вас семья?», «Когда и как это началось?» и т.д. Эти вопросы – просто предложение клиенту высказаться.

 На этом этапе консультирования необходимо:

1)    поддерживать контакт с клиентом;

2)    стимулировать его на дальнейший рассказ;

3)    способствовать целенаправленному развитию беседы;

4)    осмы­сливать то, что говорит клиент.

Наиболее эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то время как он говорит о себе — внимательное, эмпатическое слушание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его внимательно слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадривал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие. На этом этапе не следует корригировать мысли и чувства клиента, поскольку консультант еще не располагает достаточной информацией о проблеме. На этом этапе следует придерживаться принципа «принятия концепции клиента». Клиента необходимо стимулировать на рассказ, задавая ему наводящие вопросы.

Беседу необходимо структурировать, выстраивая ее в логической последовательности. У клиента должно быть логичное представление о том, что и зачем говорится и обсуждается в данный момент. Кроме того, понимание происходящего способствует концентрации внимания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активности во время разговора.

Существуют различные приемы структурирования беседы:

1.    Консультант объясняет клиенту, зачем он задает тот или иной вопрос, почему он это делает, чем это вызвано.

2.    Краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного по тому или иному поводу. 

Осмысление того, что говорит клиент – необходимая внутренняя работа психолога. Это достаточно напряженный, сложный процесс. Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Для того чтобы не упустить что-то важное, консультант может попробовать кое-что записывать во время беседы, конечно, при согласии клиента. Не стоит писать, когда клиент плачет, очень возбужден, рассказывает о чем-то сокровенном.

Процесс расспроса, исходя из используемой здесь модели, занимает 25-30 минут, но 15—20 минут спустя после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса — формулировке проблемы клиента и проверке ее правильности. 

 

Формулировка проблемы в консультировании

 Важнейшая задача консультирования - показать клиенту, что его позиция неконструктивна и в чем именно она неконструктивна, помочь ему продумать более конструктивную позицию в своей жизненной ситуации, а затем реализовать ее в жизни. Формулируя проблему, мы, по сути, предлагаем варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам.

Предположения консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Для профессионала, хорошо знакомого с различными теоретическими и практическими разработками в области консультирования и психотерапии, рассказ клиента представляет собой набор поведенческих паттернов, интерпретируемых с точки зрения той или иной разработанной концепции.

Концептуальное видение того, о чем говорит клиент, значительно облегчает работу, позволяет лучше интерпретировать материал, быстрее находить то, что может помочь в сложившейся ситуации, оперировать большим количеством идей в понимании происходящего. А чем больше идей в гипотезе возникает у консультанта по поводу тех или иных высказываний клиента, тем больше он профессионально оснащен, тем легче ему работать.

Консультант должен уметь не только осмыслять то, что говорит клиент, но и передавать, формулировать свое видение ситуации таким образом, чтобы обратившийся за помощью человек сумел понять и принять его. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией.  Прежде чем давать интерпретацию, пытаться изменить представление клиента о происходящем, консультант должен сначала сам для себя достаточно однозначно сформулировать, что же происходит в жизни клиента, то есть, проверяя возникшие у него гипотезы, он должен остановиться на одной, наиболее подходящей данному человеку в конкретной ситуации. 

Какие же средства существуют у консультанта для проверки возникшей гипотезы? Если в первой фазе расспроса консультант задавал широкие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. Это уже вопросы по существу: «Сколько раз в месяц у него бывают запои?», «Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что он нездоров?». Консультанту следует стремиться к тому, чтобы ответы клиента соответствовали характеру задаваемых вопросов, то есть были точными и конкретными.  Чем точнее ответ клиента, тем более он объективен, тем больше он может быть рассмотрен не только с точки зрения того, как привык воспринимать свою ситуацию клиент, но и под углом зрения гипотез и интерпретаций, возникших у консультанта.

Другой способ – анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, особенности выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями для консультанта – один из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы. Рассказ о ситуации должен быть достаточно полным. Только услышав  полный рассказ, консультант может подтвердить или опровергнуть гипотезу. Самостоятельный рассказ клиентов никогда не бывает настолько полным, чтобы сразу же удовлетворить психолога, и обычно вслед за описанием ситуации следует подробный расспрос. Следует акцентировать внимание на чувствах и переживаниях клиента по поводу ситуации. Именно чувства и переживания должны прежде всего интересовать консультанта, поскольку они обычно глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе его проблем. 

Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточно; необходимы хотя бы два-три таких примера. Как правило, выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными. Ситуации должны носить типичный характер и описывать целостные паттерны взаимодействия, то есть негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

 

7.4.3. Стадия решения проблемы

Многие трудности начинающих консультантов связаны именно с этим этапом беседы. 

Каковы же возможные приемы, использование которых в диалоге может способствовать решению этой задачи?

Самый простой способ стимуляции клиента к решению проблем - это хорошо организованная и логично выстроенная консультантом беседа, в которой акцентированы противоречия в рассказе клиента, а затем переформулированы и переструктурированы явления окружающей его реальности. К решению данной проблемы привлекается клиент. Гипотеза консультанта превращается в принимаемую клиентом интерпретацию его ситуации.

Необходимо обсудить возможные иные варианты поведения,  реагирования и решения проблем, начиная с вопросов типа: «Как вам кажется, а можно ли было бы вести себя в этой ситуации как-то по-другому?» Цель консультанта при этом — помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать то, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации. Чем более конкретным, разработанным будет вариант позитивного реагирования клиента, тем больше шансов, что он действительно изменит свое поведение и отношение к ситуации.

  В заключение, хочется подчеркнуть, что стадия решения проблемы — это, прежде всего попытка изменить отношение клиента к себе, к собственному поведению, и только вследствие этого изменения происходит облегчение жизненной ситуации, решение возникших проблем.

7.4.4. Завершение беседы

Понятие «завершение» относится к решению, одностороннему или взаимному, прекратить консультирование. Kaк правило, консультанты полагают, что завершение беседы должно происходить естественным путем[3].

Однако в реальности завершение отношений консультирования оказывает воздействие на всех участников, и часто происходит трудно и болезненно. Завершение может вызывать смешанные чувства и у консультанта, и у осужденного. Например, он может испытывать как благодарность, так и сожаление по поводу конкретного опыта консультирования. Если это должным образом не учитывать, завершение может принести столько же вреда, сколько и пользы.

Завершение консультации выполняет несколько важных функций:

1.    Заверше­ние - это возможность должным образом закончить усвоение опыта на личност­ном или профессиональном уровне.

2.    Завершение является средством сохранения уже достигнутых изме­нений и генерализации приобретенных в процессе консультирования навыков решения задач.

3.    Успешно завершенное консультирование приводит к значительным изменениям в способах восприятия, мышления и дея­тельности клиента-осужденного. 

Осужденный может всегда возвратиться к социальному работнику для любого необходимого продолжения работы, но завершение - это естественная отправная точка для начала независимой деятельности. Это придающий силы опыт для осужденного, который позволяет ему взглянуть на то, что происходит в на­стоящем, совершенно новым или, по крайней мере, модифицированным способом. В завершении создается возможность придать «осмысленность деятельности». Другими словами, то, что кажется финалом, оказывается началом.

Консультант может эффективно завершить собеседование несколькими способами:

1.    Кратко заявить, что время вышло. Например, консультант может сказать: «Похоже, что на сегодня наше время закончилось». Чем проще заявление, тем лучше. Если осужденный бесконечно долго рассказывает о каком-либо предмете в конце встречи, консультант должен напомнить, что до конца встречи остается только 5-10 минут. После этого клиент может сосредоточить внимание на важных вопросах. В качестве альтернативы или как дополнение к прямому заявлению консультант может использовать невербальные сигналы, чтобы дать клиенту понять, что встреча завершается. Это может быть взгляд на часы или вставание. Невербальные сигналы, возможно, лучше всего использовать с вербальными пояснениями. Одно подкрепляет другое.

2.    Начать подводить итоги всему, что случилось во время встречи. Это подведение итогов может быть начато или консультантом, или клиентом-осужденным. Совместное подведение итогов позволяет консультанту и клиенту понять, что каждый из них вынес из совместной работы, и предоставляет возможность выяснить недоразумения. Хорошее заключение связывает вместе главные моменты и плавно переходит в завершение консультации.

3.    Консультант и клиент должны совместно решить, когда завершение отноше­ний будет уместным и полезным. Как правило, они вербально дают друг другу понять о готовности к завершению. Например, осужденный может сказать: «Думаю, что я действительно добился улучшения в течение последних нескольких месяцев». Или социальный работник может заявить: «Вы, кажется, на правильном пути и больше не нуждаетесь в моих услугах». Такие заявления предполагают завершение отношений консультирования и обычно подразумевают признание достигнутого прогресса в развитии или в разрешении проблемы.

4.    Появление ряда поведенческих признаков служащих сигналом к концу консульти­рования. В их число входят: снижение интенсивности работы, увеличение прояв­лений юмора, уменьшение проявлений негативизма, отказов, злости, печали или зависимости.

Предлагается, в качестве общего правила, уделять проблемам, связанным с завершением отношений консультирования, шестую часть всего времени работы.

Конечная цель всего консультирования состоит в том, чтобы помочь клиентам стать менее зависимыми от социального работника и процесса консультирования, и больше зависеть от себя и от взаимоотношений с другими. И если социальный работник мог помочь человеку эффективно справляться с трудностями самостоятельно, то осужденный больше не будет нуждаться в отношениях консультирования.

 Мы рассмотрели основные этапы консультационной помощи, оказываемой социальным работником.

Применение технологии консультирования в социальной работе с осужденными требует четкого понимания специфики ролевых позиций. Субъект – субъектный подход является важным отличительным признаком консультативной деятельности, в отличии, например, от ролевой схемы воспитательного процесса воспитатель – воспитуемый.

В процессе консультирования обе стороны являются активными, причем от активности клиента зависит больше, чем от активности консультанта.

Таким образом, добровольное стремление клиента получить помощь и использовать ее в изменении своей жизни является главным условием успешности консультирования. В случае, когда изначальная активность клиента низка, необходимо прибегать к использованию специальных приемов ее повышения.

 

7.5.        Психологические правила эффективного взаимодействия социального работника и клиента[4].

Проведение консультативных бесед требует от социального работника определенных навыков. Профессионально овладеть мастерством ведения консультативного диалога можно только на практике, работая вместе с тренером или супервизором, который комментировал бы неточности, указывал и исправлял ошибки в работе. Существуют следующие техники консультирования.  

1.    Ограничение речи консультанта в диалоге

В ходе приема говорит в основном клиент; реплики, замечания, интерпретации консультанта должны быть по возможности более краткими и редкими. Если в процессе беседы возникает пауза, то паузы, не превышающие 1-2 минуты (а это в беседе воспринимается как очень большой отрезок времени), вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь. 

2.    Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента

Речь консультанта не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное, она должна быть максимально встроена в рассказ клиента, то есть то, что говорит консультант, должно быть приближено к особенностям речи клиента. Необходимо освободиться от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты или истолкованы собеседником во время приема, а говорить просто и ясно, без использования каких-либо специальных терминов. 

Язык консультанта должен быть приближен к языку клиента с  максимальным использованием консультантом тех слов и выражений, которые содержатся в речи клиента. Даже если с точки зрения здравого смысла они не совсем точны и удачны, консультанту следует придерживаться словарного запаса клиента, чтобы добиться лучшего понимания и избежать возможного сопротивления клиента. 

3.    Краткость и точность высказывания консультанта

Консультанту не следует говорить излишне витиевато, красиво или, нао­борот, слишком грубо; с осторожностью он должен подходить к использованию метафор и сравнений. Вопросы необходимо задавать кратко. В консультативном диалоге возможны и еще более краткие реплики, также успешно достигающие своей цели. В подобных формулировках от высказывания остается только вопросительная часть: «И что?», «А почему?». В контексте беседы такие формулировки должны обязательно прозвучать вовремя. 

4.    Анализ эмоциональных переживаний

В том, что рассказывает клиент о себе и о других, можно условно выделить два плана. Первый – это оправдания, объяснения, логически выстроенные детали рассказа. С точки зрения задач консультирования, понимания и анализа более глубоких мотивов поведения человека, гораздо больший интерес представляет второй план – эмоции, чувства, переживания, связанные с ситуацией и отношениями. Чтобы помочь клиенту разобраться в том, что действительно с ним происходит, научиться по-другому реагировать и контролировать себя, необходимо обратиться к плану эмоциональных переживаний. О чем бы ни рассказывал клиент, консультанту следует стараться как можно больше узнать о том, что он переживал и чувствовал в соответствующие моменты времени, задавая специальные вопросы. Эти вопросы могут быть очень простыми: «А что вы почувствовали, когда...?», «А как вы на самом деле относитесь к ...?». 

Для анализа эмоциональных переживаний можно использовать альтернативные формулировки. Нередко клиенту трудно представить себе, что можно чувствовать в той или иной ситуации. Простейший способ помочь ему – предложить альтернативные формулировки ответа. Альтернатив, предлагаемых клиенту для ответа на тот или иной вопрос, не должно быть много — достаточно двух – трех. Цель формулирования альтернатив – не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать собственные чувства.

Также для анализа эмоциональных переживаний можно использовать их акцентирование. Этот прием состоит в придании внимания особого значения ключевой информации, за которой стоят переживания клиента по поводу происходящих с ним событий. 

5.    Использование парадоксальных вопросов

В консультативном диалоге парадоксальные вопросы используют в ситуациях, заходящих в тупик. Задача консультанта – поставить эту тупиковую ситуацию под сомнение, задав парадоксальный вопрос. 

6.    Уточняющие и углубляющие формулировки

Использование уточняющих и углубляющих формулировок позволяет постепенно переводить рассказ клиента с уровня более поверхностных к более глубоким переживаниям. Важно, что осторожное, пошаговое использование подобных комментариев позволяет, не вступая в конфронтацию с клиентом и не провоцируя сопротивление, более точно охарактеризовать его состояние и переживания, расширить область осознаваемого и понимаемого им и, таким образом, подготовить почву для осуществления коррекционного воздействия.

7.    Использование интерпретации

Интерпретация достаточно сложная техника. Для того чтобы использовать ее правильно, необходимо учитывать готовность клиента к принятию интерпретации, предлагаемой консультантом и то, насколько согласуется  интерпретация с текущим моментом беседы. 

Для того чтобы интерпретация была принята, она должна быть в определенном смысле очевидной для клиента, то есть непосредственно вытекать из того, что подробно обсуждалось за время беседы. Предлагаемая интерпретация строится консультантом на основании собственных гипотез и информации, подтверждающей или опровергающей их. Все то, что говорит консультант клиенту, в определенном смысле является подготовкой к принятию интерпретации. Консультант так выстраивает разговор с клиентом, чтобы определенная логика происходящего была очевидной. 

Время интерпретации не должно быть случайным. Если она будет дана слишком рано, то скорее всего окажется отвергнутой или не понятой клиентом. Преждевременная интерпретация может послужить основанием для сопротивления клиента, актуализации механизмов, направленных на то, чтобы не допустить изменений в жизни человека, сохранить его конфликты и проблемы. 

Интерпретация не должна быть слишком длинной по форме. Ее следует изложить максимально понятным языком, приближенным к языку клиента, для того чтобы он сразу же, не прилагая специальных усилий, мог понять ее. 

8.    Перефразирование

Консультант, используя жалобу или замечания клиента, перефразирует, изменяет их таким образом, что то, что было негативным, служило основанием для беспокойства и переживаний, становится причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то по крайней мере существенно уменьшить их значимость и интенсивность. 

9.    Контакт с клиентом во время беседы

На предшествующих страницах мы много говорили о технических особенностях ведения консультативной беседы. Но это далеко не все, что необходимо для проведения успешного приема. Одно из важнейших условий эффективной работы психолога — хороший контакт с клиентом. Гарантия такого контакта — профессиональное владение не только вербальными техническими средствами, но и такими важнейшими невербальными параметрами, как тон, контакт глаз, паузы и т.д.

1) Вербальный контакт

Средства поддержания вербального контакта весьма условно можно разделить на прямые и косвенные. К первой группе отнесем все те формы обращения к пришедшему на прием человеку, которые направлены на установление с ним доверительных и откровенных отношений — подбадривание, похвалу, выражение поддержки и т.п. 

Бывает, что человеку необходимо ощутить себя не хуже других, почувствовать поддержку и принятие со стороны консультанта, ему нужна возможность воспринимать свои проблемы не как что-то позорное и исключительное, а как временную неудачу, которая случается и в жизни других людей. В таких ситуациях психологу пригодятся реплики типа: «Подобные проблемы нередко возникают у многих осужденных», «Нет ничего удивительного в том, что вам с женой так трудно найти общий язык, супружеская жизнь — это настоящее искусство» или «Не стоит переживать, я думаю, что дело это можно поправить». Помощь консультанту во время беседы может оказать и открыто выраженная похвала, например: «Не всякий бы выдержал такое» или «Вы действительно хорошо разбираетесь в людях, если так тонко понимаете, почему она так поступает». Подобные высказывания часто имеют самостоятельный терапевтический эффект, способствуя формированию у клиента положительной Я-концепции.

Одним из важнейших косвенных вербальных средств, направленных на поддержание контакта, является использование имени клиента. 

Наиболее традиционная форма поддержания вербального контакта в беседе — это выражение согласия и одобрения, высказываемое консультантом в то время, когда он внимательно слушает клиента. Не так важно, в какой форме и в какой момент прозвучит одо­бре­ние, но сам факт, что психолог не молчит, а кивает, под­бад­ривает, соглашается: “Да”, “Конечно”, “Угу”, которые способствуют возникновению у собеседника ощущения, что его внимательно слушают и понимают. 

2) Невербальный контакт

Можно выделить несколько сфер невербального контакта, которым консультант должен уделять специальное внимание в ходе беседы.

а) Контакт глаз.

Консультанту во время беседы следует смотреть на клиента, а не в сторону, поскольку иначе у собеседника может возникнуть ощущение, что его плохо и невнимательно слушают. Оптимальное пространственное расположение во время беседы – консультант и клиент сидят под углом, чуть наискосок – как нельзя лучше способствует тому, что они находятся в поле зрения друг друга, но клиент имеет возможность смотреть в сторону, не отводя специально глаз и не навязывая себя собеседнику.

б) Выражение лица.

Профессионалу следует следить за своим выражением лица. Лучше всего, если на лице можно прочесть доброжелательное внимание.  Бывает, что в процессе беседы консультант ощущает растерянность, не знает что делать дальше, что сказать. Особенно часто это возникает в ситуациях, когда клиент плачет, охвачен какой-то сильной эмоцией или агрессивно спорит с консультантом. Независимо от ситуации выражение лица и голос не должны выдавать растерянности и смятения. Выражение спокойствия и уверенности на лице профессионала само по себе имеет психотерапевтический эффект, способствуя ощущению, что все нормально, ничего страшного или из ряда вон выходящего не происходит, со всем этим можно справиться.

в) Поза тела.

Естественно, что поза консультанта не должна быть напряженной или закрытой. Ощущение напряженности может возникнуть, если консультант будет сидеть на краешке стула, если его руки будут с напряжением сжимать ручки кресла или просто в том, как он сидит, будет нечто непривычное или неестественное. Закрытость позы традиционно связывается со скрещенными руками или ногами. Ощущение отстраненности психолога может возникнуть, если он слишком далеко откидывается на кресле или отодвигается от клиента. Но не стоит и слишком близко придвигаться к собеседнику или сидеть на кресле, наклонившись прямо вперед — такая поза может вызвать ощущения давления и нарушения личностного пространства.

Консультант и клиент находятся во время беседы в своеобразном телесном контакте, использование которого может также повысить эффективность консультативного процесса. Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор клиент, не осознавая этого, начинает зеркально отражать позу и поведение консультанта. Так, если психолог напряжен, ощущение напряжения и неуверенности передается и собеседнику, который неосознанно принимает позу аналогичную позе консультанта. В таком контакте нет ничего противоестественного: все мы не раз наблюдали подобные эффекты заражения, когда, например, кто-то начинает кашлять или чихать, а окружающие немедленно начинают ему вторить. Наличие такого контакта предоставляет огромные возможности для консультанта, который может попробовать косвенно повлиять на клиента, расслабившись и заняв подчеркнуто более удобную позу в случае, если клиент слишком закрыт или напряжен. Неосознанно собеседник в той или иной степени, скорее всего, постарается повторить ее. Изменение позиции тела обычно влечет за собой и изменение психологического состояния. 

г) Тон и громкость голоса.

Тон консультанта должен не просто быть доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. Не стоит говорить с клиентом слишком громко. Скорее наоборот, приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Интересно, что варьирование громкости голоса и темпа речи консультанта, точно так же, как и в случае с изменениями позы могут привести к изменениям состояния клиента. 

д) Использование паузы.

Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков практика. Соблюдая паузу, психолог предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует монолог. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять. Консультанту следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность дополнить уже сказанное, поправить, уточнить. Кроме того, благодаря паузе можно избежать ситуации, которая, к сожалению, нередко возникает в процессе консультирования, когда клиент и консультант начинают конкурировать друг с другом, бороться за право вставить слово, что-то сказать. Возможность говорить должна быть предоставлена прежде всего клиенту, и тогда в тот момент, когда настает черед говорить психологу, его будут слушать особенно внимательно.

Время паузы воспринимается в беседе по-особому, и минутная пауза будет выглядеть как «вечность». Для нормальной паузы вполне достаточно 30-40 секунд. Впрочем, консультанту стоит специально поэкспериментировать с тем, что значит пауза, понаблюдав за часами с секундной стрелкой.



[1] Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.; Под общ. Ред. Ю.И. Калинина. – 2-е изд. Испр. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – С. 142-156.

[2] Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

[3] Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.; Под общ. Ред. Ю.И. Калинина. – 2-е изд. Испр. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – С. 142-156.

 

[4] Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!