Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Психологические основы социальной работы"»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

 

Социальная психология общностей и социальных

институтов

 

·       Социально-психологическая характеристика общностей 

·       Социально–психологическая организация и функционирование малой группы.

·       Социально-психологическая характеристика стратификации общества и социальных институтов.

 

5.1. Социально-психологическая характеристика общностей.  

Социальная общность – совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия – социального, политического, производственного, культурного или этнического (нации, партии, общественные и производственные организации, культурные общества и т.п.)[1].

Все социальные общности интегрированы в социум.

Социум (от лат. socium – общее, совместное) – устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.

Каждая эпоха формирует свой культурно–исторический социум, свой этнос – культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами. На отдельные ситуативные социально–значимые обстоятельства индивид реагирует как существо социально детерминированное.

Общество – социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой.

В составе общества различаются групповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно–дифференциальной организацией, деятельностной направленностью.

Массовые общности не имеют четких границ, их функционирование ситуативно обусловлено, а состав разнороден, структурно не организован. Это участники широких движений, аудитории средств массовой информации, потребители массовой культуры, массовых товаров и услуг, разнообразные любительские объединения.

Социальные общности являются носителями различных ценностных представлений и норм поведения, выступают как субъекты социокультурной деятельности. В каждой социальной общности наряду с общечеловеческими ценностями существуют устойчивые представления о нормах группового поведения, свои обычаи и нравы. Существуют определенные пределы выхода за рамки общепринятого поведения, охраняемые социальным контролем.

 Социальный контроль обеспечивает стабильность социальной системы. С этой целью создаются соответствующие институты социального контроля – общественные, административные и правовые (они будут рассмотрены ниже).

 Как элемент социального управления, социальный контроль функционирует по принципу обратной связи, реагируя наиболее остро на возрастание социального отклонения. В зависимости от интенсивности социального отклонения общество или социальная группа применяют положительные или отрицательные социальные санкции.

 Эффективность санкций зависит от их адекватности и дифференцированности. Чем менее развита социальная группа, тем больший удельный вес приобретают в ней отрицательные санкциинаказания. Высокий уровень социального развития группы характеризуется сформированностью у членов группы механизма самоконтроля, их интегрированностью в данной группе и в социуме.

Наряду с широким применением механизма власти социальный контроль осуществляется и по неформальным каналам – через формирование соответствующего общественного мнения, возвышение тех или иных социальных ценностей с помощью средств массовой коммуникации.

Социальная группа не только налагает санкции социального контроля, но и формирует соответствующее самосознание личности.

Таким образом, социальная группа – это устойчивая социально организованная общность, объединенная общими социально значимыми целями и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Основная функция социальной группы – регуляция поведения людей в целях реализации интересов группы.

В социальной группе индивид находится не только в отношении к другому индивиду, он занимает определенные позиции по отношению к взаимоотношениям других членов группы. Таким образом, она включает в себя не менее трех человек - только при этом возникают внутригрупповые отношения.

Социальные группы делятся на большие, средние и малые.

Большая социальная группа – количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков – демографических, классовых, национальных, партийных. В больших социальных группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности – идеология общества. Социальная связь в больших группах осуществляется средствами массовой коммуникации

Средние социальные группы, обладая некоторыми признаками больших социальных групп, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части, исправительного учреждения).

Малая социальная группа – группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенная общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально–психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику. Малая группа возникает тогда, когда взаимодействие людей приводит к возникновению групповой структуры.  Различные типы социальных групп  представлены в таблице[2].

 

Таблица

Классификация социальных групп

 

 

Основание классификации

Разновидности групп

1. По способу образования

стихийно возникшие – неофициальные,

специально организованные – официальные,

реальные, условные

2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов

малые,

средние, промежуточные,

большие,

контактные (первичные),

дистанционные (вторичные)

3. По характеру совместной деятельности

практические (совестная трудовая деятельность),

гностические (совместная исследовательская деятельность),

эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей),

гедонистические (досуговые, развлекательно–игровые),

коммуникативные,

идеологические, политические,

альтруистические

4. По личностной значимости

референтные – образцовые для личности,

эталонные – идеальные для личности,

элитарные – высокопоставленные

5. По социальной значимости

социально–положительные,

асоциальные – социально–деструктивные,

антисоциальные – криминальные, преступные

 

 

 5.2. Социально–психологическая организация и функционирование малой группы.

Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ценностей и норм, функционально–ролевой структуры, стереотипов поведенияявления социально–психологические.

Малая группа не является статическим образованием, она постоянно изменяется, развивается и эволюционирует. Для характеристики данного феномена используют понятие «групповая динамика». Известный исследователь групповой динамики Курт Левин при описании и объяснении принципов групповой динамики опирался на законы гештальт–психологии:

I.     Целое доминирует над его частями.

-           группа – это не просто сумма индивидов, она модифицирует поведение своих членов;

-           извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена;

-           каждый член признает, что зависит от всех других членов.

II.     Отдельные элементы объединяются в целое.

-           не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы;

-           человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит;

-           человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.

В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.

    Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов, от которых она зависит[3]:

1)    цели группы;

2)    культура группы; групповые нормы и нормообразование; неформальные санкции;

3)    структура группы и лидерство;

4)    сплоченность группы;

5)    фазы развития группы.

Рассмотрим основные элементы групповой динамики.

1. Цели группы определяются тем, какую функцию выполняет данная группа, а также – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает возможные разногласия и групповую динамику.    

 

2. Культура группы; групповые нормы и нормообразование; неформальные санкции в первичных группах.

В каждой малой группе развивается внутренняя организация, состоящая из системы разделяемых всеми представлений, стандартов поведения. Малые группы делятся на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая  неформальная социальная структура либо кодекс, предписывающий принятые в группе формы поведения. 

Нормы группы возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы, общих представлений, сложившихся в группе, подражания другим группам, страха перед санкциями. Нормы, выработанные самой группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться этим нормам.

Культура группы – это продукт межличностной коммуникации в группе.     Хотя большинство групп, живущих в однородном обществе, имеют более или менее сходные взгляды на мир, каждая из них обладает особой культурой. 

Любая корпоративная организация – коммерческая, педагогическая, правительственная, индустриальная или военная – разделяется на несколько меньших единиц, каждая из которых обладает отличной от других культурой. Эти неписаные законы возникают в спонтанном взаимодействии участников, и они обычно не санкционированы официально. Как правило, такие неформальные нормы культуры развиваются там, где формальная социальная структура оказывается неадекватной, обычно в «пустых местах», образующихся между формальными предписаниями. Они возникают, когда формальные предписания настолько негибки, что не позволяют эффективно действовать в конкретных ситуациях. Такие кодексы необязательно неэтичны и незаконны, но иногда они отклоняются от официальных позиций.

В неформальных контактах среди членов группы устанавливается и укрепляется специальный кодекс поведения

Нормы поведения, существующие в малой группе, иногда препятствуют выполнению ее формальных целей. В некоторых обстоятельствах они даже могут вытеснять институциональные нормы.  Все это вызывает групповую динамику. 

       Групповые нормы разделяются по степени их обязательности. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карается самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности – это нормы, определяющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнормативная регуляция поведения члена группы – принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, характерно для руководителя группы.

Неформальные социальные санкции представляют собой приемы, посредством которых люди, которые знают друг друга лично, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство тем, кто с ними не считается. Естественно, что в наградах и наказаниях, распределяемых внутри первичных групп, не существует единообразия.

Наиболее распространенные неформальные санкции связаны с коммуникативной деятельностью. Нарушителя могут наказать обидным прозвищем, пренебрежительным отношением. Подмигивания, иронические взгляды, усмешки и холодность – вот санкции, выражающие неодобрение. Постоянное насмешливое внимание со стороны других заставляет человека пересмотреть определение самого себя. Другая эффективная негативная санкция – это переопределение личности нарушителя с помощью сплетни. Сплетни касаются обычно частных и интимных деталей поведения индивида. Личный статус человека оказывается под угрозой, ибо обязательства, которые ранее связывали его с другими, могут измениться. В качестве санкции может применяться сила. В критической ситуации нарушителю групповых норм поведения может быть отказано в помощи либо отложено вполне заслуженное продвижение по службе. В крайних случаях нарушитель может быть подвержен остракизму. Человек может физически присутствовать, но он больше не является участником группы. Вокруг него устанавливается все возрастающая социальная дистанция. Давление распространяется и на тех, кто с ним близок, чтобы заставить их отойти от него. Требования, которые он еще предъявляет другим членам группы, больше не выполняются. Он становится одиноким, возрастает внутреннее беспокойство, тревожность и может произойти некоторая дезинтеграция.

Эффективность, с которой неформальный кодекс проводится в жизнь, зависит от того, как первичная группа оценивается своими членами[4]. Если человек высоко ценит группу, идентифицирует себя с ней и гордится своей принадлежностью к ней, его чувство ответственности должно быть очень сильным. Он, вероятно, будет склонен также резко реагировать на проступки других. Однако если он низко оценивает группу, как, например, многие интеллигенты, призванные в вооруженные силы, он не будет настолько заинтересован в соблюдении ее норм. Многочисленные исследования обнаруживают, что чем привлекательнее группа для ее участников, тем выше давление, обеспечивающее единообразие поступков и мнений.

 

3. Структура группы и лидерство.

Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами. Выявить структуру группы можно с помощью социометрии. Полученные данные используются для управления процессами групповой динамики.  На поведение членов группы влияют ее величина и композиция, своеобразие индивидуального состава. Группы с приблизительно однородным составом называются гомогенными, с разнородным – гетерогенными.

По разновидности каналов внутригрупповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др.

Группа с централизованными каналами коммуникации отличается тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте централизованной группы ее члены входят в межличностные контакты (ученическая группа, боевой отряд). При радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, то есть при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов группы.

 

 

 

Централизованные каналы коммуникации

 

           
   
   
 
 

 

 

 

 

 


Подпись: Радиальная

 

 
 

Иерархическая

 

 

 


Децентрализованные

 

           
     
 
 
 

 

 

 


Подпись: Цепная

 

               
   
     
     
 
 

 

 


Подпись: Круговая

 

 
 

Полная

 

 

 


     При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограниченные отношения. Однако при ее цепном варианте общение крайних ее членов более ограничено (например, в условиях конвейерной работы). При круговом варианте члены группы контактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга.

 

Руководство группой и лидерство. Понятие руководителя.

Лидер – это такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентаций групповым, способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. Он ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы уровень активности.    Лидер – это социальная роль определенной личности в группе. Основную массу в группе составляют «исполнители» с различным групповым статусом.  

      Психологическая литература пытается представить лидера группы в свете его индивидуальных черт. Руководитель должен обладать особыми качествами, которые делают его способным управлять.

    Вот, например, некоторые из них в представлении различных авторов[5]:

      искусство убеждения, импозантность, благородство, любовь к риску;

      энтузиазм, знание подчиненных, решительность, предприимчивость, дисциплинированность и беспристрастность;

      смелость, воля, гибкость ума, неподкупность;

      честность, беспристрастность, справедливость, искренность;

      хладнокровие;

      молчаливость, умение сохранять дистанцию и т.д.

     Эти качества, черты являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться этих требований, то невозможно было бы найти достаточное число руководителей, необходимых для осуществления социальной жизни. Кроме того, качества, представленные в данном списке, как правило, формулировались без учета конкретной ситуации, в которой руководитель призван действовать. Ни одна группа не похожа на другую. У каждой из них свои цели, своя работа, своя величина, своя функция. Поэтому личностные качества лидера зависят от особенностей социальной группы.

Модели управления группой.

Существуют различные способы управления группой. Мы рассмотрим некоторые из них в зависимости от ряда параметров.  

1.    Директивная модель.

1) Характеристики.

Управляет один человек, руководитель. Именно он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность группы.

2) Непосредственные результаты этой модели.

Качество решения зависит от информации, которой обладает руководитель, и от его способности правильно ее интерпретировать с целью выбора решения. Решение должно быть доведено до сведения подчиненных в ясной, краткой форме. Принятие решения зависит от авторитета руководителя, от его способности убеждения и тех санкций, которыми он располагает (поощрения и наказания). Принятие решения обусловлено самой ситуацией зависимости.

    Однако принятие решения не означает обязательно согласия с ним. В наши дни многие решения оспариваются. Большинство подчиненных не одобряет того что им диктуют. 

3) Отдаленные последствия.

Директивная модель управления порождает иерархические отношения  между подчиненными, взятыми по отдельности и их начальником. Она способствует увеличению иерархических ступеней и препятствует сотрудничеству. Вызывает необходимость в контроле и увеличении бюрократического аппарата. Этот стиль управления усиливает органы фрустрации и способствует тем самым возникновению неформальных групп.

2.    Кооперативная модель

1) Характеристики.

Характерной чертой этой модели является активный обмен между начальником и его сотрудниками, составляющими группу. Решения принимаются на общем собрании.

2) Непосредственные результаты этой модели

Этот тип управления увеличивает информацию и облегчает принятие решения. Однако последнее, осуществляется более медленно, чем при директивной модели. Очевидно, что этот тип управления вызывает большие трудности и потому предполагает наличие особых качеств у руководителя (чувство личной безопасности, способности понимания, владение техникой проведения собраний) и постепенную подготовку группы. Руководитель и группа должны научиться общаться между собой, что не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Поэтому переход от директивного управления к кооперативному окажется полезным при формировании группы, а также при решении вопросов, требующих  неотложных, но глубоких изменений в ней.

3) Отдаленные последствия

Оценка долгосрочных результатов применения этого типа управления – дело непростое. Практически нет сведений об опыте применения этой модели, как в случае модели директивной. Однако при таком способе управления моральное состояние группы и степень удовлетворенности ее членов значительно выше. Можно предположить, что отдаленным последствием применения кооперативной модели будет создание структуры группы в виде разветвленной сети. Здесь лучше осуществляется самоконтроль, а составные части более просты (меньше иерархических эшелонов). Боковые связи более часты и менее конфликтны. Современное состояние управления требует от руководителя большей эмоциональной зрелости, большей проницательности, основанной на знании поведения индивидов, групп и коллективов.

3.    «Недирективная» модель

Эта модель почти не применяется в социальной жизни. Функция управления полностью передается членам группы, которая становится «группой без руководителя».  Без руководителя группа живет очень динамично, расходуя свои силы на свою организацию. Эта модель находит свое применение в области формирования навыков межличностных отношений в группах («training group») и для отбора руководителей (тест социальной ситуации).

4.    Достоинства и недостатки различных моделей управления.

Нет «плохой» и «хорошей» моделей. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Например, директивная модель проста и оперативна. Руководителю не приходится вдаваться в многочисленные объяснения, и он имеет возможность «укрыться за своей должностью». Ответственность же подчиненного ограничена выполняемой им задачей. Это система, предполагающая беспрекословное подчинение, очень часто ведет к пассивности или к лицемерию (yesmen). Здесь нет места личной инициативе, так как подчиненный должен лишь повиноваться.

Напротив, кооперативная модель делает возможным участие всех и свободное выражение индивидуальных мнений. Она предполагает небольшое число подчиненных и высокую квалификацию каждого. При таком способе управления руководитель лучше знает, что думают его люди. Однако эта система требует довольно много времени, и поэтому она непригодна, когда необходимо быстрое принятие решения. Кроме того, участие всех делает практически невозможным обеспечение секретности.

Кооперативная модель требует от руководителя организаторских способностей и психической уравновешенности.

Таким образом, обе модели равноценны, и предпочтение одной из них будет зависеть главным образом от следующих факторов: степени срочности, конфиденциальности задачи, величины группы, личности руководителя, умственных способностей подчиненных и т.д.

 

4. Сплоченность группы – это взаимное тяготение членов группы. К факторам, обеспечивающим сплоченность, можно отнести[6]:

      привлекательность членов группы (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);

      сходство взглядов членов группы (чаще всего ценностей и установок);

      сходство отношения к групповым целям (их соответствие потребностям членов группы и т.д.);

      характер взаимосвязи членов группы (чаще всего на основе принятия ими общей – кооперативной и конкурентной – стратегии поведения);

      удовлетворенность групповой деятельностью;

      характер руководства и принятия решений (стиль руководства и участия членов группы в выработке групповых решений);

      структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно–ролевые аспекты структуры);

      групповую атмосферу (аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы);

      величину группы.

     В результате объединения в группу людей, различающихся позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, возникает напряженность в отношениях.

     Для поддержания стабильности необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, а напряженность в отношениях порождает неудовлетворенность собой и другими членами группы).

 

5. Фазы (стадии) развития группы.

    Обычно выделяют несколько стадий или фаз. 

    Согласно стратегической концепции А.В. Петровского, фазы развития группы определяются следующими критериями:

      степенью опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;

      общественной значимостью последней.

     На основе этих критериев А.В. Петровский выделяет следующие фазы развития малой группы:

      диффузная группа (общность, межличностные отношения  которые не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью и ценностями);

      группа–ассоциация (принадлежность к общности начинает осознаваться как условие эффективности дальнейших действий);

      группа–кооперация (межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности);

      группа–коллектив (межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности);

      корпорация (группа, в которой межличностные отношения опосредуются не только личностно значимым для ее членов, но и социальным, а иногда и антисоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности).

 

     Механизмы групповой динамики

     Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма[7]:

1.    Разрешение внутригрупповых противоречий

2.    «Идиосинкразический кредит».

3.    Психологический обмен.

 

1. Разрешение внутригрупповых противоречий.

С точки зрения динамики, структура группы постоянно находится в движении. В жизни группы возникают небольшие преходящие нарушения равновесия, не ставящие под угрозу организацию в целом. Возникают напряжение или система напряжений, что ведет к поиску нового равновесия. Группа стремится реорганизоваться, обрести новое состояние равновесия. В этом новом состоянии можно будет говорить о новой структуре группы.

Жизнь группы представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушений. Одни группы, особенно стихийно возникшие и неформальные, менее устойчивы, чем другие. Некоторые социальные организации ригидны и сопротивляются структурным изменениям. У других стихийно возникших групп нет структуры, потому что в них никогда не бывает равновесия, периодов действительной стабильности. Однако под влиянием внутренних или внешних причин в группе могут наступать состояния нарушения равновесия, ее структура разрушается. Можно сказать, что в группе существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие в группе существует в том случае, если силы сплочения преобладают над силами распада.

Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт.  Конфликт – это генератор новой структуры группы. Группа изменяет свою структуру, выйдя из состояния конфликта. 

 Конфликты могут иметь свой источник в самой группе и носить личный характер, находящийся в каком-нибудь из членов группы, межличностный характер, коренящийся в межличностных отношениях членов группы, межгрупповой и социальный характер, связанный с отношениями между другими группами и между группой и социумом.

 Последствия конфликтов в группе:

1)    образование подгрупп;

2)    удаление инакомыслящих членов;

3)    выбор «козла отпущения» и агрессивная разрядка напряжения, направленная на одного человека или на меньшинство, которых считают виновными в возникших трудностях; 

4)    организационные изменения в группе в связи с изменением групповой цели или фиксацией общей цели, изменениями в плане действия, использованием новых средств для достижения уже намеченной цели, реформы структур группы;

5)    появление или смена руководителя;

6)    распад группы.

 

2.«Идиосинкразический кредит». Согласно Е. Холландеру, этим понятием обозначается поведение, отклоняющееся от групповых норм. Это значит, что «идиосинкразический кредит» представляет собой механизм групповой динамики, когда группа дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей. Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики.

 

3.Психологический обмен. Многие авторы определяют его через так называемый ценностный обмен. Так, Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных своих социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

 

Таким образом, групповая динамика представляет несомненный интерес для практической психологии, ибо, научившись управлять ее механизмами, можно разработать социальные технологии изменения личностей и социальных форм деятельности. Сегодня стала уже аксиомой мысль о том, что стремление изменить людей должно основываться на учете динамики группы.

    

 

Групповое влияние.

Влияние группы на своих членов может проявляться в виде различных эффектов. Рассмотрим некоторые из них.

 

1. Социальная фасилитация

Социальная фасилитация: усиление доминантных реакций в присутствии других. Исследования показывают, что воздействие других людей возрастает вместе с увеличением их количества. Пребывание внутри толпы также интенсифицирует позитивные и негативные реакции. Дружелюбно настроенные по отношению друг к другу люди, когда сидят рядом, испытывают большую взаимную симпатию, а недружелюбно настроенные – еще большую антипатию. Некоторые эксперименты, однако, показывают, что присутствие других может навредить продуктивности и мешает решению сложных задач[8].

Почему же нас возбуждает присутствие других? Эксперименты позволяют предположить три возможных фактора.

1.    Боязнь оценки – обеспокоенность тем, как нас оценивают другие. Смущение, которое мы чувствуем, когда нас оценивают другие, может также помешать действиям, которые лучше всего выполнять автоматически.

2.    Перегрузка из–за рассеивания внимания. Когда люди беспокоятся о том, каковы успехи их содеятелей или как оценивает публика их самих, они отвлекаются. Этот конфликт между вниманием к другим и вниманием к задаче перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

3.    Присутствие других как таковое. Некоторые авторы полагают, что присутствие других само по себе вызывает возбуждение, даже если отсутствует боязнь оценки и отвлечение внимания. Например, вкусы людей в отношении цветовой гаммы становятся более четко выраженными, если им приходится выносить свои суждения в присутствие других. В таких заданиях не существует «правильных» и «неправильных» ответов, которые могли бы как–то оцениваться наблюдателями, поэтому нет причин беспокоится об их реакции.

 

 2. Социальная леность

  Социальная леность - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности[9]. Групповая ситуация уменьшает боязнь оценки. Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценивать свой собственный вклад, их личная ответственность распределяется между всеми членами группы.  Таким образом, действует один и тот же принцип: когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация; когда же затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, результатом будет социальная леность.

Однако коллективность усилий не всегда приводит к их ослаблению.   Люди в группе меньше проявляют социальную леность, если задача вызывающе трудна, притягательна и увлекательна. В случае трудной и интересной задачи люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый. Когда люди считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее. Дополнительные стимулы или необходимость стремиться к определенным стандартам также способствуют коллективным усилиям группы. То же самое происходит и в случае межгруппового соревнования. Группы намного меньше бездельничают, если их члены – друзья, а не чужие люди.

 

3.Деиндивидуализация              

 Деиндивидуализация: утрата самоосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. На деиндивидуализацию влияют следующие факторы[10]:

1)    размер группы –  чем больше группа, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознания и тем с большей готовностью соглашаются пойти на девиантное поведение; 

2)    физическая анонимность – эксперименты показывают, когда растворенность в группе сочетается с физической анонимностью, то деиндивидуализированные люди более склонны попасть под власть ситуации; 

3)    возбуждающие и отвлекающие занятия – взрывам агрессии в больших группах зачастую предшествуют действия направленные на возбуждение и отвлечение внимания. Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно для того, чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание с помощью использования средств психического заражения и передачи эмоционального настроя; 

4)    ослабленное самоосознание – эксперименты выявили тот факт, что не осознающие себя, деиндивидуализированные люди менее заторможены, меньше себя контролируют, более склонны действовать не задумываясь о своих ценностях, более восприимчивы к ситуации. Обстоятельства, понижающие самоосознание, такие как алкогольное опьянение, соответственно повышают деиндивидуализацию. 

 

4.Групповая поляризация

Групповая поляризация[11] - вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы во время группового принятия решения.

Десятки экспериментов подтвердили существование групповой поляризации. К всеобщему изумлению групповые решения обычно оказывались более рискованными.  После группового обсуждения мнения сближаются. Небезынтересно, однако, что точка, к которой они сходятся, обычно соответствует меньшим шансам (и большему риску), чем среднее от их первоначальных суждений.

Почему же группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов? В настоящее время существуют две теории. Первая теория основана на идее информационного влияния (влияния, возникающего из признания реальности информации). Вторая – на идее нормативного влияния (влияния, возникающего из–за желания человека быть принятым и одобренным членами группы)

Информационное влияние. Согласно хорошо подтверждающимся объяснениям, во время группового обсуждения складывается банк идей, большая часть из которых согласуется с доминирующей точкой зрения.   Активное участие в дискуссии вызывает несравненно большие изменения установок, чем пассивное восприятие. Участники и наблюдатели слышат те же самые идеи, но когда участники выражают их своими собственными словами, вербальная определенность усиливает воздействие этих идей. Чем больше члены группы повторяют идеи друг друга, тем больше они их усваивают и ценят, постепенно сдвигаясь к рискованным решениям.

Нормативное влияние. При втором объяснении поляризации учитывается, прежде всего, процесс сравнения себя с другими. Наибольшее влияние на нас оказывают представители той группы, с которой мы себя идентифицируем. Более того, желая понравиться другим, мы можем начать выражать более жесткие мнения, когда обнаруживаем, что другие разделяют наши взгляды. 

 

5. Огруппление мышления

Огруппление мышления[12] - режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий. Условия, влияющие на огруппление мышления: дружеская высокая сплоченность группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений, отсутствие методических процедур поиска и оценки, высокий уровень стресса в сочетании со слабой надеждой на существование иного решения и директивный лидер, дающий понять какое решение ему по душе.

Симптомы огруппления мышления

-      иллюзия неуязвимости –  группа проявляет излишний оптимизм, который не дает ей увидеть признаки опасности;

-      никем не оспариваемая вера в этичность группы – члены группы верят в неотъемлемо присущую ей добродетель и отвергают все рассуждения о морали и нравственности;

-      рационализация – группа справляется с трудностями, коллективно оправдывая свои решения;

-      стереотипный взгляд на противника – попавшие в болото огруппления мышления рассматривают своих противников как слишком злонамеренных, чтобы вести с ними переговоры, или как слишком слабых и неразумных, чтобы защитить себя от планируемых ими действий;

-      давление конформизма – тем, кто выказывает сомнение относительно идей и планов группы, члены группы дают отпор иногда даже не с помощью аргументов, а при помощи насмешек, задевающих личность;

-      самоцензура – так как разногласия зачастую дискомфортны, а в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения;

-      иллюзия единомыслия – самоцензура и конформизм не дают нарушиться консенсусу, создающему иллюзию единомыслия. Более того, кажущийся консенсус подтверждает правильность группового решения;

-      «умохранители» – некоторые члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность групповых решений.

Из–за синдрома огруппления мышления могут не состояться поиск и обсуждение противоречащей информации и альтернативных возможностей. Когда лидер выдвигает идею, а группа изолирует себя от противоречащих взглядов, огруппление мышления может привести к несовершенным решениям, так как:

1)    не рассматриваются все возможные альтернативы;

2)    принимаются во внимание не все возражения;

3)    для предпочитаемого решения не оценивается степень риска;

4)    недостаточная информированность;

5)    отобранная информация рассматривается предвзято;

6)    небрежность при переоценке возможных альтернатив;

7)    не разработан план на случай непредвиденных обстоятельств.

 

6.Конформизм

     Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы[13].

 От чего зависит конформизм?

      Размер группы – в лабораторных экспериментах группа не обязательно должна быть большой, чтобы можно было достичь наилучшего эффекта. Увеличение размера группы свыше пяти человек приводит к снижению конформизма. 

      Единомыслие – в экспериментах показано, что тот, кто нарушает единогласие группы, уменьшает ее социальное влияние. 

      Сплоченность – это чувство «Мы» – степень связи членов группы друг с другом, например, за счет взаимной симпатии. Чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами.

      Статус – эксперименты показывают, что люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием.

      Публичный ответэксперименты показывают, что более высокий уровень конформизма люди демонстрируют тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в одиночестве.

      Отсутствие предварительных заявлений – высказав суждение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться. Наиболее высокий уровень конформизма проявляется в случае отсутствия предварительных заявлений.

 

Почему проявляется конформизм?

    Существует две возможные причины: нормативное и информационное влияние.

1.    Нормативное влияние - конформизм, основанный на желании человека удовлетворить ожидания других, как правило, для того чтобы добиться признания. Нормативный конформизм подразумевает необходимость «следовать за другими», чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение.

2.    Информационное влияние - конформизм, возникающий, вследствие признания суждений других людей о реальности.  

 

 

Кто проявляет конформизм?

    Уровень конформизма меняется не только в зависимости от ситуации, но и в зависимости от личностных и культуральных особенностей. 

-      Личность – конформизм зависит от психического состояния личности и в то же самое время – от социальной обстановки (новизна или необычность, стимулирует конформизм). 

-      Культура – помогает ли культура предсказать, насколько конформными будут люди?  Конформизм и подчинение – феномены универсальные, и все же степень их выраженности изменяется от культуры к культуре. Европейская и американская культуры поощряют индивидуализм: «Ты отвечаешь сам за себя. Следуй велениям собственной совести. Будь верен себе. Выяви свои неповторимые таланты. Удовлетворяй свои собственные нужды. Уважай других». Азиатские культуры более склонны учить коллективизму: «Твоя семья или клан отвечают за своих членов, чьи действия поэтому означают общий позор или славу. Так, что приноси своей группе славу. Будь верен традициям. Уважай начальство и старших. Стремись к гармонии и не критикуй другого публично. Будь лоялен по отношению к семье, компании, нации. Живи в коллективе, не думая, что твое собственное Я существует вне социального контекста". 


[1] Еникеев М.И. Социальная психология. – М., 2000.

[2] Еникеев М.И. Социальная психология. – М., 2000.

[3] Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: Инфра–М., 2000.

[4] Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

[5] М.-А. Робер, Ф. Тильман "Психология индивида и группы" М. Прогресс, 1988.

[6] Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: Изд–во МГУ, 1991.

[7] Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: Изд–во МГУ, 1991.

[8] Майерс Д., Социальная психология. 5–е международное издание. Питер. СПб., 2000. – С.356-363

[9] Там же., - С.364-368

[10] Майерс Д., Социальная психология. 5–е международное издание. Питер. СПб., 2000. – С.369-373.

[11] Там же., - С. 374-383.

[12] Майерс Д., Социальная психология. 5–е международное издание. Питер. СПб., 2000. – С.383-388.

[13]Майерс Д., Социальная психология. 5–е международное издание. Питер. СПб., 2000. – С.268-304

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!