Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
3. Социально-психологические закономерности в социальной
работе
· Краткий исторический очерк развития социальной психологии
· Социально-психологические теории
Все психические проявления человека обусловлены его формированием в человеческом обществе.
Социальная психология изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей[1].
Уже само по себе присутствие других людей всегда влияет на поведение человека, его психику, у него увеличивается способность к мышечному напряжению, повышается продуктивность внимания, памяти. Наряду с этим у человека снижается качество сложной мыслительной деятельности и некоторые другие показатели.
Еще более существенно это влияние в условиях групповой взаимозависимости. Так, ассоциативные процессы человека в группе становятся более однообразными – проявляется нормообразующая функция социума, его тенденция к единообразию.
Социально-психологические факторы оказывают влияние на все психические проявления индивида – его восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Все психические процессы людей подвержены определенной социально-психологической стереотипизации. Люди отражают мир под влиянием социально сформированных позиций, отношений и подчиняют свое поведение определенным социальным нормам.
Социальная психология изучает психические особенности людей в условиях их совместной деятельности.
Социальная психология не абстрагируется от понятия «личность», она исследует социальную обусловленность свойств личности. Однако центральным понятием социальной психологии является понятие «социальная группа». Социальная психология включает в себя ряд прикладных отраслей:
1. социальную психологию конкретных социальных общностей (нация, народ, партия, семья, учащаяся молодежь и т. д.);
2. психологию искусства, права, религии и других форм общественного сознания;
3. психологию управления, средств массовой коммуникации и др.
Структура социальной психологии, то есть система ее категорий, окончательно еще не установлена. Однако анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий[2]:
1) предмет и методы социальной психологии;
2) личность и общество, социализация личности;
3) общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;
4) структура и социально-психологическая организация социальной группы;
5) общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;
6) психология больших социальных групп; массовидные социальные явления - общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание и др.;
7) психология коммуникации и массовых средств коммуникации;
8) управление социально-психологическими процессами.
3.1. Краткий исторический очерк развития социальной психологии
Возникновению социальной психологии предшествовал длительный период накопления знаний о взаимодействии человека и общества. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т.п. Отдельные, по существу, социально-психологические, идеи встречаются уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Фейербаха и Гегеля[3].
Во второй половине XIX в. социальная психология выделяется в самостоятельную отрасль научного знания на стыке психологии и социологии, но пока еще как описательная наука. Ее возникновение связывают с изданием в Германии в 1859 г. Штейнталем и Лацарусом журнала по этнической психологии и языкознанию.
Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард (1843 - 1904), французский социолог Г. Лебон (1841 - 1931) и английский психолог У. Мак-Дугалл (1871 - 1938). Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX веков пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард – подражанием, Лебон - психическим заражением, Мак-Дугалл - инстинктами.
По концепции Г. Тарда, общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Низшие слои особенно усердно подражают высшим слоям. Однако невозможность достичь идеала порождает социальную «оппозицию», конфликтность в социальном взаимодействии. Г. Тард впервые глубоко исследовал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности. Под влиянием идей Г. Тарда стали различать два вида наследственности - естественную и социальную.
Другой французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения.
Ряд концептуальных социально-психологических положений выдвинул основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Он выделил феномен «коллективных представлений», которые и определяют, по его мнению, видение мира отдельным индивидом.
Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется коллективным сознанием. В отличие от «социальной атомизации» Г. Тарда (считавшего индивида «клеткой общества») Э. Дюркгейм отстаивал идею единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей. Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Э. Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей.
Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Э. Дюркгейм назвал аномией (от фр. anomi -отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных, прежде всего, правовых норм. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Аномия, порождающая массовую девиантность, подготавливает и приближает, по мнению Дюркгейма, социально-экономические перемены в обществе.
Г. Тард[4], Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии, утвердив первичность социального фактора в формировании личности[5].
На рубеже XIX и XX вв. английский психолог У. Мак-Дугалл (1871 -1938) предпринял попытку систематизировать социально-психологические знания. В 1908 г. он издает книгу «Введение в социальную психологию». Этот год и считается на Западе годом окончательного оформления социальной психологии как самостоятельной науки.
В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии - зарождается экспериментальная социальная психология. Проводя опыты с одним испытуемым, а затем, включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку.
При этом Меде выявил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Было доказано, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида - восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации - конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).
Вслед за Меде американский психолог Гордон Олпорт (1897 - 1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. На основе его исследований были сделаны практически эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, политической пропаганды, военного дела и др.
Социальная психология стала интенсивно развиваться как прикладная наука. В США стали проводиться широкие исследования по проблемам управления, психологической совместимости, уменьшения напряженности отношений между предпринимателями и рабочими и т. п.
Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Якобу Морено (1892 - 1974). Морено разработал метод социометрии - систему методик выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений людей в малых группах.
Выявляя личностные симпатии и антипатии, Морено графически отображал эти взаимоотношения в виде социограмм. Он внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия «групповой статус личности», «внутригрупповая динамика» и др., предложил конкретные методики смягчения внутригрупповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. Длительное время Морено был руководителем созданного им в 1940 г. Института социометрии и психодрамы.
Вслед за Морено зарубежные социальные психологи стали рассматривать малую группу, социальную микросреду как основной элемент, «клетку» общества. В системе «Общество – группа – личность» абсолютизировалось среднее звено. Постулировалась полная зависимость личности от выполняемой ею социальной роли, групповых норм, группового давления.
Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии - интеракционизм[6] - выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия - интеракцию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Джорджа Герберта Мида (1863-1931). Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 30-х гг. понятия «социальная роль», «социальный статус», «внутригрупповое взаимодействие» (интеракция) и др.
Представители указанного направления (М. Кун, А. Роуз, Т. Шибутани и др.) выдвинули на передний план комплекс социально-психологических проблем: общение, коммуникативность, социальные нормы, социальные роли, статус личности в группе, референтная группа и др. Понятийный аппарат, разработанный Дж. Мидом и его последователями, широко распространен в социально-психологической науке. Важнейшее достижение этого направления - признание социальной обусловленности психики индивида. Психология перестала трактоваться как психология индивида. Общая психология все более интегрировалась с социальной психологией.
Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е гг. XX столетия.
Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 20-х гг. социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистской идеологией, прекратила существование.
Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось лишь в конце 50-х - начале 60-х гг.
Стали проводиться разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования. Однако достижения отечественной социальной психологии еще не консолидированы в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.
3.2. Социально-психологические теории
Если обратиться к социально-психологическим теориям, то ни одна отдельно взятая теория не в состоянии объяснить все социальные явления. Более того, все имеющиеся теории, и даже те, которые будут созданы позднее, не в состоянии объяснить все многообразие социального мира.
Однако каждая из них способна более или менее приемлемо объяснить какие-либо отдельные, локальные аспекты, явления, факты и закономерности[7]. По всей вероятности, какую-то всеобъемлющую, общую социальную и даже социально-психологическую теорию создать просто невозможно. Одни подчеркивают значение внешних условий и обстоятельств социального окружения человека, в то время как другие утверждают решающее значение для поведения индивида инстинктов, влечений и т.п., т.е. биологических факторов. Другими словами, идеальных, совершенных, всеобъемлющих социальных теорий не существует. Другое дело, что у ученого всегда имеется соблазн распространить свою теорию абсолютно на все социальные явления. Такая абсолютизация при определенных условиях может привести к тяжелым и даже трагическим последствиям. В этом отношении очень показателен пример марксистской социальной теории.
И поскольку абсолютной, исчерпывающей социальной теории нет, современные социальные психологи ориентируются не на одну научную теорию, а на совокупность социальных теорий, которые, как уже говорилось, не претендуют на всеохватность. Такие теории, имеющие ограниченный уровень обобщений, американский социолог Роберт Мёртон назвал «теориями среднего ранга». По мысли Мёртона, подобные теории выступают опосредующим звеном между эмпирическими исследованиями, рабочими гипотезами и всеобъемлющим уровнем обобщений. В настоящее время выделяются четыре социально-психологические теоретические ориентации: необихевиористская, когнитивистская, психоаналитическая и интеракционистская.
3.2.1.Необихевиористская ориентация
Как следует из самого названия данного направления (behavior с англ. — «поведение»), основное внимание психологи - бихевиористы сосредоточили на изучении поведения. И поскольку они ставили перед собой задачу не только научиться понимать и предсказывать поведение, но и формировать, вырабатывать «правильное», или «нужное», поведение, а в конечном итоге управлять им, то главной теоретической проблемой бихевиоризма стало научение тому или иному поведению. Отсюда и название теорий, исследующих этот процесс, — теории научения. В них прежде всего, анализируется связь между стимулом и реакцией. Стимул — это любое внешнее или внутреннее событие, которое изменяет поведение человека или животного (организма). Реакция — это и есть изменение поведения, которое последовало в ответ на стимул. Подкрепление — еще одно ключевое понятие данных теорий. Его можно определить как любой исход, полученный в результате ответной реакции. Позитивное, или положительное, подкрепление увеличивает вероятность повторения реакции. Реакции, которые не получили положительного подкрепления в виде вознаграждения, не закрепляются. И, наконец, реакции, которые нанесли организму вред (негативное подкрепление), отвергаются. Организм стремится избегать повторения подобных действий. Таким образом, поведение в бихевиоризме определяется простой формулой:
П = С — Р,
где П — поведение, С — стимул, Р — реакция.
Подкрепление служит основным фактором всякого научения. Ученых, стоящих на позициях необихевиоризма и теории научения (в западной литературе их часто называют СР-теоретиками — по аббревиатуре основных понятий стимул-реакция), мало занимает то, что происходит в промежутке между стимулом и реакцией, т. е. мыслительные и психические аспекты поведения. Их интересуют лишь предшествующие (стимул) и последующие (реакция) события, другими словами, явно выраженные причина и следствие. Для СР-теоретиков не имеет практического значения, что человек думает и переживает, например, когда составляет планы на следующий день. Организм — своеобразный «черный ящик», где можно фиксировать лишь то, что наблюдается на входе и выходе.
Впервые ключевой принцип научения был установлен Э.Л. Торндайком и И.П. Павловым. При этом оба ученых пришли к его открытию независимо друг от друга. Торндайк назвал его «законом эффекта», а Павлов — «подкреплением».
Согласно Торндайку и Павлову, животные и люди учатся методом проб и ошибок. Когда найдена успешная, удовлетворяющая возникшую потребность модель поведения, она затем многократно повторяется и, таким образом, закрепляется.
Поскольку был найден ключевой и, как тогда казалось, единственный фактор научения, то дальнейшие исследования бихевиористски ориентированных ученых были сосредоточены преимущественно на изучении подкрепления. Режим подкрепления — отсроченное или немедленное, характер — частичное, прерывистое, постоянное, позитивное, негативное, сила, количество подкреплений стали предметом самого пристального интереса ученых. Выявлялись принципы подкрепления, проводились многочисленные эксперименты, делались теоретические, математические расчеты, составлялись графики, определяющие связь поведения и подкрепления.
Эдвард Толмен[8], заложивший основы необихевиоризма, пришел к выводу, что для научения не обязательно немедленное подкрепление[9]. Кроме того, Толмен, в отличие от Дж. Уотсона, принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме «стимул — реакция», но и учитывал процессы, происходящие в самом организме. Он, в частности, ввел понятие когнитивных карт, т. е. представление о неких схемах поведения, возникающих в центральной нервной системе. Правда, еще до Толмена, в 1913 г. на необходимость учитывать процессы, протекающие в организме, указывал У. Хантер, который экспериментировал с отсроченными реакциями.
Кларк Халл, занимаясь теоретическими и экспериментальными исследованиями поведения и научения, также находился под влиянием идей И. П. Павлова, Э. Торндайка и Дж. Уотсона. Но именно благодаря Халлу была окончательно сформулирована необихевиористская модель поведения, которая стала выражаться как С — О — Р, т. е. стимул — организм — реакция. Тем самым центральный постулат радикального бихевиоризма — отказ от рассмотрения процессов, протекающих в организме, ушел в прошлое.
Халл настаивал, что без исследования происходящих в организме ненаблюдаемых процессов, которые тем не менее можно объективно описать, поведение понять нельзя. Основной движущей силой (мотивацией) всякого поведения Халл считал потребность, поэтому в качестве самого действенного подкрепления он рассматривал поощрение, т. е. позитивное подкрепление, которое дает организму возможность удовлетворить имеющуюся у него потребность. Эту концепцию развил Кеннет Спенс.
Еще одну проблему, связанную с научением и подкреплением, исследовал Беррес Скиннер. Он выдвинул идею оперантного (от слова «операция») научения. Такое научение носит целенаправленный, рациональный характер. Суть его заключается в том, что организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул может вызывать ответ — реакцию.
Так как оперантное подкрепление и научение можно специально организовывать, то на основе этого допущения Скиннер выступил с далеко идущими проектами переустройства общества, рационального управления поведением человека и т.д.
Основные идеи теорий научения и сегодня сохраняют свое значение и оказывают влияние на современных социальных психологов, но, в целом, социальная психология давно вышла за рамки простых СР-моделей при изучении человеческого поведения. Главная отличительная черта современных теорий научения — это интерес к протекающим в организме внутрипсихическим процессам. Применительно к социально-психологическим теориям это означает, что учеными исследуются не только стимулы и реакции, но и сам человек, включенный в процесс научения. Более того, в настоящее время фокус интереса исследователей все больше смещается на когнитивную и психическую активность человека, т. е. на промежуточное звено между стимулом и реакцией. Благодаря этому стираются ранее строгие границы между бихевиористами, когнитивистами, интеракционистами и даже сторонниками теорий глубинной психологии.
СОР-теории
Основу современных теорий социального научения, как мы уже знаем, заложил открытый Г. Тардом «закон подражания»[10]. Затем, уже в начале 1940-х гг., интерес к этой проблеме проявили Нил Миллер и Джон Доллард, которые обратили внимание на явление имитации в процессе социального научения[11]. Они высказали предположение, что социализация может быть понята на основе следующих базовых принципов: стимул, вознаграждение, подкрепление. При этом процесс социализации в значительной мере является результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет. Так, например, ребенок может в чем-то подражать более старшим детям или взрослым и тем самым вызывать восхищение среди своих сверстников, получая таким образом подкрепление. Подобное подражание Миллер и Доллард посчитали особым случаем инструментального условного рефлекса, иначе говоря, одной из форм обычного инструментального научения.
Теория социального научения
Альберт Бандура[12], основываясь на наблюдениях Миллера и Долларда, разработал теорию социального научения. Суть ее состоит в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. При этом человек, действия или поведение которого наблюдаются (данную фигуру в процессе научения называют социальной моделью), может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Просто поведение другого человека — модели или образец для подражания — служит источником значимой информации, которую наблюдатель затем использует, чтобы вести себя точно так же. Кстати, в качестве наблюдателей-имитаторов могут выступать не только дети, но и взрослые, которые также выбирают себе социально значимые модели в качестве образцов поведения.
Главное отличие концепции социального научения от традиционных теорий научения состоит в том, что в социальном научении специальное подкрепление не играет решающей роли, вне зависимости от того, целенаправленно организовано обучение или научение происходит стихийно, случайно. Подкреплением здесь может служить сам процесс имитации или факт удачного подражания. Так что для успешного научения достаточно иметь перед глазами значимую (референтную) социальную модель и мысленно или бессознательно повторять ее действия. Разумеется, взрослые, и особенно родители, наиболее часто выступают в качестве моделей для детей. Так, скажем, мать или отец, закуривая сигарету, могут и не осознавать, что выступают в качестве модели для своего ребенка. Ребенок же, желая выглядеть «как взрослый» — мама или папа, внимательно следит за поведением родителей и в результате может приобрести ту же привычку к курению, как, впрочем, и любую другую. Точно так же может происходить усвоение детьми ценностей, норм и даже черт характера взрослых, и прежде всего родителей.
И хотя детское подражание первоначально носит бессознательно-игровой характер и не отличается точностью (каждый имеет возможность в этом убедиться, понаблюдав за маленькими детьми), постепенно элементы их поведения закрепляются и в процессе практики приобретают необходимое завершение. Понятно, что социальное научение (в силу своей непроизвольности) может приводить к усвоению как социально одобряемых, так и неодобряемых образцов поведения. Ложь, употребление ненормативной лексики (сквернословие), жестокость, равнодушие, различные дурные привычки, так же как и великодушие, милосердие, вежливость, заботливость, в одинаковой мере заимствуются и усваиваются наблюдателями.
От чего зависит, станет ли модель привлекательной для подражания и начнется ли в связи с этим процесс социального научения?
Во-первых, от самой модели, а во-вторых, от наблюдателя. Такие свойства модели, как яркость, необычность, привлекательность, увеличивают вероятность, что она привлечет к себе внимание потенциального наблюдателя. Кроме того, уверенность наблюдателя, что поведение модели является социально значимым и потому достойно подражания, также увеличивает вероятность того, что модель заинтересует наблюдателя. Мысленное повторение или образное проигрывание поведения другого, выступающего в качестве модели, завершает процесс научения.
Степень точности копирования поведения во многом зависит от способностей и возможностей наблюдателя.
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на успешность подражания, является подкрепление или его отсутствие как со стороны других людей, так и со стороны самого субъекта (наблюдателя).
Теория социального обмена
Еще одна разновидность СОР-теорий — теория социального обмена. Она также целиком базируется на принципе подкрепления. Основное внимание в ней обращено на социальное взаимодействие между людьми. Согласно этой теории, социальное общение зависит от тех издержек и вознаграждений, которые в него включены. Как видно из самого названия, теория рассматривает социальное взаимодействие как своего рода обмен, взаимосвязь по принципу «ты — мне, я — тебе». Общаясь, люди обмениваются, что-то вкладывают в общение, отдавая партнеру, что-то получают от него взамен. При этом то, чем они обмениваются, может быть как материальными, так и нематериальными ценностями — деньгами, драгоценностями, вещами и в то же время психологическими, эстетическими, моральными ценностями — одобрением, самоутверждением, престижем, уважением, моральной поддержкой и т. д.
Джордж Хоманс предложил первую версию теории социального обмена, которую иногда также называют «теорией справедливого обмена». Согласно этой теории, вознаграждение должно быть пропорционально вложению, затратам (сколько отдал, столько и получил). В соответствии с теорией обмена взаимосвязь может прерваться, если не будет соблюдаться пропорция между затратами и вознаграждением. Так, например, если вы вступите в брак и ваш брачный партнер окажется далек от ожидаемого идеала, то вы, может статься, потребуете развода, т.е. постараетесь прервать брачные отношения, считая, что вкладываете в них много, мало что получая взамен. Возможно, вы еще раз попытаетесь вступить в брак с другим человеком, чтобы восстановить справедливость, либо вообще откажетесь от такой формы социального взаимодействия, как брачные узы, считая ее изначально несправедливой.
Теория взаимозависимости
Джон Тибо и Гарольд Келли предложили более сложную версию теории социального обмена. Они назвали ее теорией взаимозависимости[13]. В ней подчеркиваются динамические аспекты межличностного взаимодействия, где один человек влияет на другого и сам в свою очередь испытывает воздействия партнера по общению. В отличие от Хоманса Тибо и Келли утверждают, что затраты и вознаграждения одного человека не могут рассматриваться сами по себе, изолированно от затрат и вознаграждений другого. Таким образом, взаимозависимость в данном случае означает, что успешное социальное взаимодействие возможно лишь в том случае, если оба партнера максимально удовлетворены результатами общения. При этом предполагается, что каждый участник отношения должен быть озабочен не только «справедливостью», пропорцией собственных затрат и вознаграждений, но и тем, насколько «справедлива» эта пропорция у партнера по общению. Следовательно, в процессе социального взаимодействия индивиду необходимо учитывать сбалансированность и своих затрат и вознаграждений, и интересы другого индивида, чтобы у того не возникло чувства неудовлетворенности. Короче говоря, взаимозависимость означает, что удовлетворенность процессом взаимодействия одного человека находится в зависимости от удовлетворенности другого, и для сохранения отношений от партнеров требуется, чтобы они обладали социальными навыками и опытом общения.
3.2.2. Интеракционистская ориентация (ролевое направление)
Название «ролевое направление» возникло благодаря аналогии, проводимой между социальными отношениями и театральным действием, где актеры исполняют те или иные роли. Этот аспект социальных отношений особенно отчетливо подчеркивается Гербертом Блумером[14], создателем школы символического интеракционизма, и Эрвином Гоффманом[15], автором теории «социальной драматургии». Вообще же, концепция роли-персоны, восходящая к классическим временам древнегреческой драмы, в наше время получила современное обоснование и стала активно использоваться сначала в социологии — Джорджем Мидом в контексте развития личности, находящейся в определенной социальной структуре. Другие ученые используют эту концепцию для разработки и обоснования антропологических, философских, социологических и психологических идей.
Ролевая теория
Понятие «роль» может быть определено как ролевое функционирование личности, занимающей определенное положение в своем социальном окружении. Принцип ролевого понимания поведения человека используется в социальной психологии различными теоретическими направлениями.
Каждая социальная роль характеризуется набором определенных функций, ролевыми ожиданиями, ролевыми предписаниям. Когда ролевые ожидания признаются или разделяются группой людей, они приобретают общее значение и становятся нормами в общении и поведении. Получив соответствующие знания о тех или иных ролевых взаимосвязях, мы в дальнейшем будем придерживаться общих норм поведения, соответствующих отношениям между мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным, взрослым и ребенком, в других ролевых позициях. Однако люди ежедневно выступают в различных ролях. Часто, когда человек совмещает несколько ролей, несовместимых между собой, но требующих одновременного исполнения, у него может возникнуть межролевой конфликт. Таким образом, сама социальная жизнь, где мы исполняем различные роли — работников, студентов, детей, родителей, политиков, друзей, соседей и т.д. — постоянно чревата возникновением межролевых конфликтов. Монороль также может нести в себе угрозу конфликта.
Обычно наше ролевое поведение в значительной мере обусловлено социальными условиями, в которых мы находимся, и положением, которое мы занимаем. Так, скажем, не имея достаточных профессиональных, специальных знаний, трудно играть роль преподавателя, и тогда человеку действительно приходится притворяться преподавателем, а не быть им. С другой стороны, мало шансов на успех у человека, который станет играть ту же роль преподавателя или студента где-нибудь в кинотеатре, на танцах или во время обеда.
Понятие роли часто используется в социальной психологии. Такие термины, как ролевая модель, ролевая игра, ролевая привлекательность, постоянно используются в специальной литературе. Концепция роли помогает нам понять, почему, например, меняется поведение людей, когда изменяются их позиции в социальной системе. Изменение в социальной позиции приводит к одновременному изменению в ролях.
Применение ролевых концепций
Идеи ролевых теорий используются и психологами, разрабатывающими социально-психологические концепции личности. Так, Чарльз Кули и Джордж Мид рассматривали концепцию личности человека через призму его отношения с другими людьми. Наше представление о самих себе частично основано на том, какими мы видим себя в глазах других. И в свою очередь то, как мы воспринимаемся другими, во многом зависит от того, какую роль в обществе мы исполняем.
Современная концепция самосознания (Я-концепция) в значительной мере использует ролевые теории.
Кроме того, ролевые теории могут быть полезны для понимания коммуникативных процессов, отношений руководства и подчинения. Гендерные различия также могут быть объяснены в понятиях гендерно-ролевых норм, т.е. тех ожиданий, которые сложились у людей относительно поведения, подобающего мужчинам или женщинам. От женщин, например, ожидают, что они должны проявлять заботу о других, что им присуща эмоциональность, зависимость, да и в целом их поведение должно быть ориентировано на установление и поддержание доверительных, теплых, безопасных отношений. От мужчин, напротив, ждут независимости, напористости, соревновательности, бойцовских качеств. Предполагается, что их деятельность должна быть направлена на достижение каких-либо успехов, целей, одним словом, на завоевания и самоутверждение. Поэтому различия в поведении мужчин и женщин в определенной мере могут быть объяснены как результат ролевых различий между ними в обществе. Отсюда и ориентация при выборе традиционно мужских и традиционно женских профессий, что, с одной стороны, накладывает ограничения на выбор видов деятельности, а с другой — порождает проблемы и даже конфликты, когда мужчина занят «немужским», а женщина — «неженским» делом.
3.2.3. Когнитивистская ориентация
После того как Дж. Уотсон изложил основные идеи бихевиоризма, последовала резко отрицательная реакция на эту теорию со стороны многих психологов, которые отдавали предпочтение исследованию и описанию ментальных, познавательных процессов, характерных не только для человека, но и для животных. В противоположность бихевиоризму менталистски ориентированные ученые, прежде всего, интересовались психической деятельностью, ее структурой, которая, по их мнению, может служить основанием для понимания человеческого поведения.
Теоретические истоки когнитивизма
Одно из направлений, отвергавших идеи бихевиоризма, получило название гештальт-психология, базовые идеи которого в 1912 г. разработал и изложил Макс Вертгеймер. Наиболее известные представители этого направления — Курт Коффка и Вольфганг Келлер — в 20-30-х гг. XX в. создали школу гештальт-психологии. Название этого направления возникло от немецкого слова «гештальт» (Gestalt), которое можно перевести как «образ, форма».
Основное внимание гештальт-психологи уделяли изучению процессов восприятия и мышления. Исходя из положения о том, что «целое есть большее, чем сумма его частей», психологи этой ориентации вышли за рамки простой формулы С-Р (стимул-реакция), которой при объяснении поведения ограничивались бихевиористы. Гештальт-психологи объясняли поведение как реализацию целостного психического акта. Решая проблему таким образом, они пришли к выводу, что научение происходит не только в процессе «проб и ошибок», не только посредством подражания и повторения, но очень часто через глубокое переживание, через озарение (инсайт), что приводит к всесторонней перестройке психики и мышления. В противоположность Уотсону, который утверждал, что не поддающиеся наблюдению процессы в принципе не имеют значения, гештальт-психологи отстаивали обратное — что именно эти внутренние когнитивные процессы и есть основное в психической жизни.
Еще одной теоретической предпосылкой когнитивизма является феноменологическая философия Эдмунда Гуссерля[16], благодаря которой в психологии сформировался феноменологический подход. Согласно принципам феноменологии, мы в состоянии понять поведение человека лишь в том случае, если знаем, как он сам воспринимает и осознает мир. При этом стимул и реакции тоже имеют значение, но только тогда и в том случае, когда и каким образом они представлены в сознании индивида. Можно выдвигать какие угодно предположения относительно того или иного поступка человека, но все они не будут иметь значения до тех пор, пока не станет понятным, как сам этот человек воспринимает и осознает его.
Теория поля Курта Левина[17] в значительной мере отражала принципы феноменологического подхода и в свою очередь также послужила одной из предпосылок для формирования когнитивистской ориентации.
Таким образом, гештальтпсихология, феноменология и теория поля Курта Левина заложили основы современных когнитивистских моделей социальной психологии. Само название «когнитивный» происходит от латинского cognoscere, что означает «познакомиться с чем-то» или «познать». Оно было предложено основателями когнитивистского направления Джорджем Миллером и Джеромом Брунером. Именно так они назвали новый исследовательский центр, основанный в 1960 г., — «Центр когнитивных исследований»[18]. Соответственно психологи употребляют название «когнитивный», когда говорят о мышлении или познании, в отличие от ощущений и переживания эмоций и в отличие от самого поведенческого акта. И если бихевиористы сосредоточили основное внимание на стимулах и реакциях, то создатели когнитивных теорий почти исключительно заняты тем, что происходит в организме (О), (формула поведения: С — О — Р).
Область исследований когнитивной психологии
Как видно уже из самого названия, когнитивную психологию интересуют процессы познания и мышления, а в более широком смысле — протекание всех внутри-психических процессов. Познать и описать течение процессов мышления и познания гораздо сложнее, чем наблюдать и описывать поведение. Поэтому сфера исследования когнитивной психологии совершенно обоснованно считается наиболее труднопостижимой.
Когнитивная психология исследует:
1) процессы познания и мышления.
2) принципы, способы и формы организации и структурирования как самих когнитивных процессов, так и их результатов — знаний, опыта, памяти.
Когнитивная психология подчеркивает активный, творческий характер когнитивных процессов. Это означает, что люди не пассивно воспринимают окружающий, в том числе и социальный мир, а творчески, целесообразно, активно его организуют, выстраивают и даже создают. Особенно это справедливо в отношении социального мира — сферы человеческих отношений.
Социальное познание является особой формой когнитивной деятельности, поэтому социальная когнитивная психология отличается от общей когнитивной психологии. Мир людей, социальных отношений во многом отличается от мира вещей, предметов. Прежде всего, социальное познание является двусторонним процессом. Объект нашего восприятия и познания — другой человек — сам в свою очередь воспринимает и познает нас, чего, по всей вероятности, не делают неживые предметы, растения и многие виды животных. Кроме того, люди обладают известной гибкостью, способностью изменяться от ситуации к ситуации и с течением времени. Человек в детстве и во взрослом возрасте хотя и будет одним и тем же человеком, но вместе с тем будет уже во многих отношениях иным. Процесс социального познания значительно сложен и отличается от познания вообще.
Одним из основных понятий когнитивных теорий является понятие когнитивной схемы, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания, и с помощью которого объясняется переживание опыта настоящего времени. Схема формирует прошлый опыт и в то же время влияет на наше восприятие и отношение к новым событиям, включая и те, которые еще не произошли.
Здесь важно отметить то обстоятельство, что всякий раз, когда схема оказывается востребованной и на основании содержащейся в ней информации принимается какое-либо решение, реализуемое затем в поведении, то тем самым обогащается наш опыт, а вместе с ним усложняется и несколько изменяется сама схема. После чего она вновь откладывается в памяти, и мы в любой момент можем ею воспользоваться.
Среди различных теорий, созданных в рамках когнитивистского подхода, наибольшую известность и применение получили разнообразные версии теории когнитивного соответствия — теория когнитивного равновесия Фрица Хайдера, теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера, теория конгруэнтности Чарльза Осгуда и Пола Танненбаума, а также теория приписывания причин или каузальной атрибуции Гарольда Келли, созданная на базе идей, сформулированных Фрицем Хайдером.
Таким образом, теории дают нам возможность взглянуть на мир под определенным углом зрения. Мы используем их для создания оснований конструкции нашего понимания мира. Теории нам нужны для того, чтобы делать выводы и прогнозы о том, каких событий нам следует ожидать и какие объяснения можно дать наблюдаемым в данный момент событиям[19].
[1] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
[2] Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2000.
[3] Еникеев М.И. Социальная психология: учебник для ВУЗов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С.5-9.
[4] Тард Г. Законы подражания. СПб, 1997.
[5] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
[6] Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
[7] Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С.44-62.
[8] Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина и др. М., 1980. С. 63-83.
[9] Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.
[10] Тард Г. Законы подражания. СПб., 1997.
[11] Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
[12] Там же.
[13] Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – 10-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С.397-400.
[14] Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
[15] Гофман Э. Представление себя другим// Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
[16] Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3. 103-136.
[17] Lewin K. The Dynamic Theory of Personality. N.Y.: Harper & Row, 1935.
[18] Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 1998.
[19] Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 62.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!