Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Психологические основы социальной работы"»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

2. Учет личностных особенностей различных категорий

клиентов в социальной работе

 

·       Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

·       Теории личности.  

·       Социализация личности. 

·       Личность преступника.

 

 2.1. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнения на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности[1]. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. По мнению известного психиатра, философа Карла Ясперса, «личность выявляется для нас в том, как человек выражает себя, как он двигается, каким образом он переживает ситуации и реагирует на них, как он любит и ревнует, каков его образ жизни, каковы его потребности, стремления и цели, каковы его идеалы и как он их формирует, какие цен­ности движут им, что и как он делает, осуществляет, творит. Короче го­воря, личностью мы называем обладающую индивидуальным набором отличительных признаков, характерную совокупность доступных пони­манию взаимосвязей в пределах отдельно взятой психической жизни»[2].

 Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». В чем заключается их отличие?  Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.                        

Структура личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. 

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах дея­тельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в от­ношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

 

2.2. Теории личности.

Первые попытки создания психологических теорий личности были предприняты в первой половине XIX в. психиатрами. Необходимость в теориях такого рода диктовалась практическими нуждами. Психиатрам требо­валось хоть каким-то образом упорядочить, теоретически выстроить структуру человеческой психики. К числу наиболее известных теоретических конструкций такого рода можно отнести теории психической организации, разработанные не­мецкими психиатрами Иоганном Хайнротом и Вильгельмом Гризингером. Хайнрот и Гризингер в значительной мере признавали социальное влияние на этиологию (происхождение) психиче­ских расстройств и, тем самым, социальную обусловленность психики человека[3]

Во второй половине XIX в. психология оформилась как самостоятельная нау­ка, началось быстрое ее развитие. Теперь уже задачи собственно психологических исследований побуждали психологов к созданию все новых и новых теорий пси­хической структуры человека, а значит, и теорий личности. В течение всего не­скольких десятилетий существования психологии было создано такое огромное количество психологических теорий личности, что уже в 1930-х гг. возникла но­вая, отдельная отрасль психологических исследований — персонология, в рамках которой шло активное изучение человеческой личности. Само название этой сфе­ры исследований — «персонология» было предложено в 1938 г. американским психологом Г. Мюрреем.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие лич­ность и объясняющие ее поведение, исходя из ее психологических или внутренних субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К. Левином, В = F(P,E), где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р- внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е-социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом: В= F (Р). Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе[4].

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так: В = F (E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении ак­туальными действиями человека. Их смысловым выражением явля­ется полная левиновская формула: В= F (Р, E).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теорети­ческие обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы поня­тий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование из­менений в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогиче­ской психологии, построен на рассмотрении ограниченного возраст­ного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например, поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

Теория черт Г. Оллпорта и Р. Кеттела. Эта теория относится к разряду психодинамических, экспериментальных, структур­но-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описываю­щих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости  независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследова­ния, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума  (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использо­вание факторного анализа сложного метода современной статис­тики, позволяющего свести к необходимому и достаточному миниму­му множество различных показателей и оценок личности, получен­ных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений лю­дей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 раз­личных личностных черт. Каждая из них получила двойное назва­ние, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил 16-факторный личностный опросник.  В дальнейшем количество экспериментально выявлен­ных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р. Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоя­щему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

Выборка из пяти факторов-черт, включенных в 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела.

Экстраверсия

Разговорчивый — молчаливый, открытый — замкнутый, склонный к риску — осторожный.

Уживчивость

Выдержанный — раздражительный, уступчивый — упрямый, содействующий — противодействующий.

Добросовестность

Аккуратность — неаккуратность, ответственность — безответственность, обязательность — необязательность.

Эмоциональная устойчивость

Спокойный — тревожный, уравновешенный — неуравновешенный, минорный — мажорный.

Культура

Интеллектуально развитый — неразвитый, тонкий — грубый, любящий искусство — безразличный к искусству.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым. На них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» (способом обработки результатов), и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. После вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Поль­зуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необхо­димости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне доста­точно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20. Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практи­чески невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности, от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Как альтернатива теории черт получила широкое распростра­нение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описы­вающих человека как личность в поведенческих терминах. Основ­ная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведе­ние человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следо­вательно, его развития как личности — это научение через наблюдение других и подражание. Устойчивость человека как личности определяется не его соб­ственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, иден­тичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Соглас­но этой концепции личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1.    Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2.    Когнитивные стратегии способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3.    Ожидания оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4.    Ценности, т. е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5.    Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Ока­завшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамичес­ких, охватывающих всю жизнь человека и использующих для опи­сания его как личности внутренние психологические свойства ин­дивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специаль­ные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проник­нуть в нее[5].

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие «Оно», «Я» и «Сверх-Я»[6]. «Оно» — это собственно бессознательное, вклю­чающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — созна­ние, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представле­ниями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от живот­ных биологического опыта или неосозна­ваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуаль­ного опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитате­ли, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произ­ведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфлик­та с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разре­шаются с помощью «Я» — сознания, которое, действуя в соответ­ствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокой­ства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашен­ным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что по­буждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить («Сверх-Я»).

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных со­стояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так назы­ваемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:

1.    Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распрост­раненных форм такого поведения — неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отри­цание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они и не стремятся избавиться от имею­щихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

2.    Подавление (вытеснение). В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами. Они являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

3.    Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать неже­ланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия «объективными» сложившимися обстоятельствами.

4.    Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противо­положного типа. Например, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название «формирование реакции».

5.    Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не призна­ют. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собствен­ные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6.    Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмо­ционально угрожающей ситуации путем отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7.    Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовле­творении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допусти­мым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например, в снови­дениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения чело­века, вплоть до появления патологических отклонений.

Теория личности З. Фрейда и концепции неофрейдистов неод­нократно подвергались критике в отечественной и зарубежной лите­ратуре. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отож­дествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управле­нии его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной. Многие из содержа­щихся в ней и в работах неофрейдистов положений, несмотря на то, что кажутся интересными и жизненно правдивыми, нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З. Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколь­кими пациентами.

Вместе с тем, не следует умалять и действительных заслуг З. Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы бессозна­тельного и защитных механизмов, их роли в детерминации пове­дения.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосре­доточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности, прежде всего, ин­тересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому тео­рии данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредо­точены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или буду­щем. Они даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизнен­ные цели» и т. п.

Наиболее известными представителями этого подхода к лич­ности являются американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу. 

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к лич­ностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу делать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает, в свою очередь, влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной.

Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция, в свою очередь, может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

 Главной функцией Я-концепции является самооценка. Она осуществ­ляется всякий раз, когда активизируется какой-либо аспект самосознания либо вся Я-концепция в целом. Это еще и эмо­ционально-когнитивное состояние человека, характеризующее его отношение к самому себе, к своей личности. Индивид может оценивать себя как положитель­но, так и отрицательно, может любить или не любить себя, но в любом случае его самооценка, как правило, довольно устойчива.

Предметом самооценки может служить весь спектр качеств человека — от физи­ческого Я до творческого Я, весь его ролевой набор. При этом в последнем случае оценивается успешность или неуспешность функционирования в какой-нибудь роли. Для одних людей более значимой оказывается оценка своих физических данных, внешнего облика, для других — оценка своих интеллектуальных или нрав­ственных качеств, для третьих важнее всего оценка своей успешности во что бы то ни стало. Однако при всех различиях самооценки большинство людей обнаруживают одну об­щую склонность — ее завышение. 

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмот­ря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

-      активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

-      принятие себя и других людей такими, какие они есть;

-      непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

-      сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

-      обладание чувством юмора;

-      развитые творческие способности;

-      неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

-      озабоченность благополучием других людей, а не обеспе­чением только собственного счастья;

-      способность к глубокому пониманию жизни;

-      установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

-      способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оцени­вать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;

-      непосредственная включенность в жизнь с полным погруже­нием в нее так, как это обычно делают дети;

-      предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопас­ных путей;

-      умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авто­ритетов;

-      открытое и честное поведение во всех ситуациях;

-      готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

-      способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

-      приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

-      умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

 Все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий[7].

Самоактуализация, вместе с тем, предполагает опору на собст­венные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это процесс постоянно­го развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представле­ний о себе».

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психо­логия из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам отечественных психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представи­телей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н. Леонтьев, Л.И. Бо­жович[8].

Теорию, предложенную Л.И. Божович, по приведенной выше классификации можно отнести к разряду психодинамических, экс­периментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицueй. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н. Леонтьев[9] представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию «деятельность». Согласно приведенной классификации теорию А.Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л. И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.

 Социально-психологические теории рассматривают личность как социальный феномен, хотя признают, что на ее формирование оказывают влияние и при­родные характеристики человека: пол, конституция, темперамент, наследствен­ность и т.д. Поэтому социальные психологи в качестве базовых концепций для своих исследований, как правило, используют те теории, которые Г. Оллпорт от­нес к разряду биосоциальных, или же берут промежуточные модели, в которых, по мнению С. Мэдди, содержится описание «ядра» и «периферии» личности. Имен­но к такому, промежуточному типу относится теория личности Уильяма Джеймса, которую американские социальные психологи традиционно рассматривают как исходный образец для создания теорий личности.

Джеймс дает предельно широкое определение личности. В Я человека он выде­ляет два аспекта: эмпирическое Я и чистое Я. Эмпирическое Я определяется им как «общий итог того, что человек может назвать своим» (Джеймс, 1991). Сюда относятся:

-      материальное Я, включающее в себя наше тело и нашу собственность;

-      социальное Я — то, чем признают данного человека окружающие, при этом ка­ждый человек имеет столько социальных Я, сколько существует отдельных групп или кружков, о мнении которых он заботится;

-      психическое Я, представляющее собой совокупность психических способно­стей и склонностей индивида.

Чистое, или духовное, Я — это сфера самосознания, самооценки человека. Представление Джеймса о том, что в социальном Я человека отражается его социальное окружение, нашло дальнейшее развитие в социально-психологиче­ской теории[10].

Социолог Чарльз Кули использовал понятие «зеркало личности», выдвинув идею о том, что самосознание индивида отражает оценки и мнения лю­дей, с которыми он взаимодействует. Позднее эту мысль подхватили Джордж Гер­берт Мид и Гарри Стэк Салливан. Дж. Мид полагал, что отличительные признаки человека - способность к абстрактному мышлению, формированию представления о самом себе как о чувственном объекте и включению в целенаправленное и моральное поведение - развились как специфическое приспособление человека к потребностям жизни в группах. Интеракционистский подход характеризуется убеждением, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации. Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет общение. Поведение не может рассматриваться только как ответ на стимулы среды, или как выражение внутренних органических потребностей, или как проявление культурных шаблонов. Важность сенсорных сигналов, органических стимулов и культуры, безусловно, признается, но направление, которое приняло поведение человека, рассматривается как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. Именно в этих уступках суть формирования личности. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого «значимого другого» и ориентируется на его мнение, на то, как он воспринимается этим «значимым другим». В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Чье мнение окажется для нас значимым, зависит от многих факторов. Прежде всего, это связано с возрастом человека. Для детей, например, более значимым может быть мнение родителей, учителей, для взрос­лых людей оценки супругов, друзей, коллег. Кроме того, разные люди в зависимости от пола и возраста полагаются на мнение различных «других». 

Личность человека – те отличительные шаблоны поведения, которые характеризуют данного индивида, - рассматривается как формирующаяся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими.  Дж. Мид разделяет это «Я» на два начала: «I» и «me». «I» - это импульсивная, творческая сторона «Я», непосредственный ответ на требование ситуации; «me» - это рефлексия «I», своего рода норма, контролирующая деятельность «I» от имени социального взаимодействия, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ним. Постоянная рефлексия «I» при помощи «me» необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий[11]. Наконец, культура группы принимается не как нечто внешнее, извне навязанное людям, а как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни. 

  Влияние других людей на формирование личности очевидно.  В связи с этим возникает и проблема, на которую указывал Карл Юнг. В струк­туре психики он выделил защитное образование, которое назвал Персоной. Она-то и создает проблему истинного Я и ложного Я, или Я и не-Я. По мнению Юнга, Персона, являясь своеобразной маской, которую человек надевает в ответ на требование общества, скрывает его истинное Я. Она представляет лишь то, чем человек кажется самому себе, или то, что он демонстрирует окружающим, а не его истинную сущность, не то, чем он является на самом деле. Юнг полагает, что Персона — это компромисс между индивидом и обществом, ее цель — произ­вести соответствующее впечатление на других людей путем сокрытия своего подлинного лица, и очень часто сам человек отождествляет свою сущность с Пер­соной. В этом случае его Я становится тождественным Персоне, а личность пред­стает в виде отчужденного, неистинного существа, играющего социальную роль, навязанную обществом. Другими словами, человек отождествляет себя со своей маской, которую демонстрирует требующему обществу. В этом случае, можно говорить об обезличивании человека, нивелировке его сущ­ности и в целом о нереализовавшемся истинном Я. Срастание Я и Персоны озна­чает, по Юнгу, омассовление индивида.[12]

Юнг указывает на реальную опасность, угрожающую самосознанию индивида. И сам Юнг, и его последовательница Эстер Хардинг приводят немало убедитель­ных доказательств того, насколько типичной является ситуация, когда человек воспринимает в качестве своей сущности те социальные маски и оценки, которые навязывает ему социальное окружение. В этом случае Я-концепция и Персона ин­дивида совпадают. Чтобы этого избежать, человек не должен полагаться только на мнения и оценки окружающих, не должен идентифицироваться со своими соци­альными ролями, ему необходимо и самому активно участвовать в формировании Я-концепции путем самопознания, самоисследования, самоанализа.

 

2.3. Социализация личности.

Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоение его социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.

Социализация личности – формирование у нее такой структуры потребностей, которая соответствует интересам данного общества, овладение личностью эталонными образцами и нормами поведения данной социальной среды[13].

По существу, социализация  – это коммуникативный процесс. Она относится к тем процессам, посредством которых люди обучаются эффективно участвовать в социальных группах. Каждый человек постепенно вырабатывает способность участвовать в организованных группах. Попытки участия непрерывно корректируются до тех пор, пока он не научится предвидеть реакции других людей и приспосабливаться к ним, вырабатывать новые шаблоны поведения. Какое-нибудь решение избирается, повторяется и в конечном счете закрепляется в привычке. Отбор осуществляется, по–видимому, на основе целесообразности. Социализация является формой адаптации. Социализацию, как и мотивацию, можно рассматривать с точки зрения приспособительных тенденций, присущих всем живым организмам.

Большинство исследований социализации концентрируется на детском возрасте, когда научение, по общему признаку, производит глубокое впечатление. Это годы, когда устанавливается стиль жизни, закладываются основы для всей последующей социализации. Обучение новым навыкам происходит на протяжении всей жизни каждого человека. Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек вступает в религиозную секту, мигрирует в другое место, уходит из дому, поступает в колледж, вступает в юношескую шайку или переходит на новую работу. Человек не должен отставать от других, и для этого он развивает новые типы поведения, наиболее соответствующие новым обстоятельствам.

Для понимания принятой в группе социальной картины мира требуется овладение речевыми навыками. Когда впервые правонарушитель сталкивается с преступным миром в тюрьме, или когда искатель острых ощущений становится наркоманом, он должен научиться жаргону этой новой для себя группы.

Дети всего мира в возрасте между тремя месяцами и одним годом способны произносить значительно больше звуков, чем используется любым из языков, на которых говорят их родители.  По мере того, как ребенок становится старше, это удивительное богатство звуков все больше ограничивается, пока со временем человек не научится говорить так же как другие люди его группы. По мере взросления эгоцентрическая речь не исчезает, она по выражению Выготского, «интериоризуется», становясь мышлением.

Все человеческие существа вначале являются эгоцентричными созданиями, но постепенно обучаются обуздывать себя и участвовать в групповых действиях. Важным этапом является формирование структуры «Я», личной определенности. Структура личной определенности вводится извне. Сначала ребенок сдерживается с помощью наград и наказаний. Однако со временем он учится относиться к самому себе с точки зрения других людей и сдерживать некоторые импульсы. Ребенок начинает принимать специфические роли[14], подражая поведению значимых других и совещаясь с самим собой. По мере взросления человек начинает участвовать в организованных совместных действиях. Во время исполнения ролей в группах ребенок отчетливо представляет себе свой собственный вклад в согласованные действия социальной группы.  

 Постепенно индивидуальное поведение человека становится объектом социального контроля. Итак, на протяжении всей жизни, шаг за шагом, вступая в  коммуникацию, человек вырабатывает у себя картину мира. После достижения зрелости изменения во взглядах у людей настолько постепенны, что они едва заметны. Исключения составляют те, кто оказывается в критических ситуациях и получает доступ к новым каналам коммуникации. Например, человек, помещенный в места лишения свободы приобретает несколько иную картину мира. Вначале он только смутно представляет себе свои новые роли и ощущает неловкость и неудобство. Он внимательно слушает, как начальник отряда объясняет его права и обязанности; его ошибки корректируются насмешками а иногда наказаниями; он подражает тем, кто более опытен. Осужденный усваивает новый словарь с использованием тюремной лексики. Постепенно он начинает говорить, думать и действовать так же, как другие осужденные.   

Большинство поведенческих схем подвижно, ибо шаблоны поведения меняются с опытом. Однако у каждого человека есть определенная область, в которой он, по–видимому, не способен извлечь пользу из опыта – либо потому, что он не замечает противоречащих сигналов, либо потому, что он все время неправильно истолковывает то, что видит. Причина этого - защитные фиксации у людей. Психиатры доказывают, что, когда целенаправленное действие блокируется, удовлетворение в какой–то мере достигается благодаря компенсаторным приспособлениям (защитным формам поведения).

Если эти реакции повторяются, они развиваются в негибкие, патологические формы социального поведения. Причина многих защитных форм поведения лежит в детском возрасте, в стилях родительского воспитания. Распространено мнение, что такие шаблоны поведения являются продуктом фрустрации. Они являются защитными реакциями, охранительными приспособлениями, уравновешивающими угрожающие ситуации.

 Наконец, хотелось бы отметить, что сознательное социальное поведение становится возможным только тогда, когда человек обладает достаточно хорошо развитой Я–концепцией. Он должен знать, кто он есть, что от него ожидается и каковы его особые интересы в соотношении с интересами других людей. Я–концепции отражают групповые шаблоны, но человек не является просто копией общества. Безусловно, каждый человек контролирует самого себя с точки зрения групповых стандартов, но в известной мере он способен к независимым действиям. Каждый человек – продукт уникального прошлого опыта.

Это может оказаться парадоксальным, но автономия индивида является также продуктом участия в организованных группах. Прежде чем человек сможет контролировать самого себя, он должен быть способен думать, а это предполагает способность манипулировать лингвистическими символами – искусство, которым никто не может овладеть в одиночку.

Самоконтроль основывается также на чувстве правильного и неправильного, которое отнюдь не приходит само вместе с биологическим созреванием.

Прежде чем человек сможет себя контролировать, он должен быть в состоянии реагировать на Я–образ[15]. Каждый, кто не способен  сформировать перцептуальный объект самого себя, останется импульсивным, ибо нельзя эффективно контролировать себя без того, чтобы не предвидеть, что он собирается делать.

Бессмысленно было бы человеку пытаться направлять свою деятельность, пока у него не появится представление о том, куда он идет и какие препятствия, вероятно, встретит. Способность реагировать на самого себя с точки зрения других развивается посредством активного участия в коллективных взаимодействиях. Свобода есть продукт общества; люди имеют права только в том случае, если они разделяют общую картину мира. Каждый может иметь права лишь постольку, поскольку люди желают жить в соответствии со своими обязанностями.

Рассогласование между личностными схемами («какой я и каким хочу быть») может приводить к острым внутриличностным конфликтам, порождать неадекватность личностных самооценок, и, как следствие этого, различные поведенческие срывы и девиантное поведение. Социальная девиация часто связывается со снижением личностной самооценки индивида. В действительности она связана с повышенной подверженностью индивида влиянию асоциальных и антисоциальных групп, в которых он находит столь необходимую ему возможность личностной самореализации (становится «своим парнем»).

Пусковым механизмом делинквентности (проступочного поведения) является не завышение или занижение личностных самооценок, а их несоответствие социальным эталонам, несформированность у личности социально приемлемых моделей поведения.

Среди базовых качеств личности, которые должны быть сформированы в процессе ее социализации, необходимо выделить устойчивую потребность в самоуважении, чувство совести и чести, способность постоянного социального самоконтроля личности, чувство глубокого удовлетворения от социального одобрения поведения личности[16]. Блокирование потребности личности в самоуважении может порождать протестное девиантное поведение, дискомфортное состояние личности. Индивид начинает искать признание в низкостатусных группах, в группах с асоциальной шкалой ценностей. Формируется ценностная деформация личности, что и является основной предпосылкой сначала делинквентного, а затем и преступного поведения.

Сложность определения понятия отклоняющегося поведения наводит на мысль: «Отклоняющегося от каких стандартов?». По всей видимости, всегда должны приниматься в расчет эталонная группа действующего лица. Существует, по крайней мере, три типа отклоняющегося поведения:

1.    Поведение оценивается как отклоняющееся теми, кто не является участником самой группы. Сами члены оцениваемых групп хорошо приспособлены к своему миру.

2.    Тип отклоняющегося поведения возникает в результате временной утраты самоконтроля, особенно под влиянием сильного возбуждения (случаи краж, насилия, дезертирства, возникающие импульсивно).

3.    Компульсивный тип отклоняющегося поведения. (Такие нарушения, как употребление наркотиков, сильные оскорбления при слабой провокации, алкоголизм).

Стоящие на страже закона чиновники, социальные работники, судьи и социальные реформаторы – часто выходцы из среднего класса. Им свойственна тенденция судить каждого с точки зрения своих классовых стандартов, и некоторые проступки им кажутся непонятными. Одно из распространенных объяснений отклоняющегося поведения – это концепция «социопатии».

       В рамках теорий социопатической личности утверждается, что существует уникальная структура личности, которая и предрасполагает к асоциальному поведению[17]. Термины «социопатическая личность», «социопаты» всегда были спорными, и их включение или исключение из классификаций психических расстройств зависело от превалирующих взглядов и научных концепций. Более того, разные ученые вкладывали свой смысл в понимание социопатии. Так, представитель немецкой психиатрической школы K. Schneider вслед за Э. Крепелином, описывая десятиричную типологию психопатических личностей, исключил антисоциальное поведение из критериев аномальной личности. Психопатическими K. Schneider считал тех личностей, которые приносили страдание себе или окружающим. Концепция K. Schneider широко не признавалась за рубежом, в частности в Великобритании, где были сильны взгляды Причарда об асоциальном расстройстве как «нравственном помешательстве». Это вызвало к жизни целую нормативную категорию «нравственное слабоумие» (moral imbecile), нашедшую свое место в Законе об умственной дефективности 1913г., и категорию «психопатического расстройства» в Законе о психическом здоровье. Понятие «психопатический» не имеет ничего общего с понятием K. Schneider. В понимании английских ученых единственной определяющей чертой психопатической личности является антисоциальное поведение.

       В американской психиатрии термин «психопатический» применяется как синоним термину «социопатический», которым обозначается любая форма социально-девиантного поведения. В основе «социопатического» подхода к расстройствам личности, доминирующего сегодня в США, лежит т.н. «антисоциальная концепция психопатий», согласно которой антисоциальное поведение является «стержневым паттерном расстройств личности». Классические клинические подходы к диагностике расстройств личности многие американские авторы подвергают резкой критике, поскольку, по их мнению, они могут быть применены только к узкому кругу пациентов (Sutker P. B., 1994). Это объясняется тем, что американская литература по социально-девиантному поведению основывается, прежде всего на исследовании испытуемых преступников, определяемых как психопаты или социопаты, а не психиатрических пациентов.

     По О. Kernberg, диссоциальная (асоциальная) личность характеризуется нарцистической патологией (обезличенная сексуальная жизнь, неспособность любить, неотзывчивость в межличностных отношениях, бедность эмоциональных реакций, эгоцентричность) и тяжелой патологией Супер-Эго (ненадежность, неискренность, лживость, отсутствие способности к угрызениям совести, поверхностность суждений, неспособность учиться на собственном опыте, неспособность формировать план своей жизни и следовать ему, манипулятивность поведения).

      Х.М. Клеклей (1941) и Х.К. Гоу (1948), проанализировав публикации, выделяют в качестве симптомов социопатической личности: эгоцентризм, бесчувственность к другим, враждебность, наличие «двойных стандартов», отсутствие дружеских отношений, неумение делать верные выводы из ошибок и наказаний, проекция вины на других, отсутст­вие ответственности, эмоциональная бедность, бессмысленная ложь.

        Из приведенных данных видно, что при выделении социопатической личности указываются весьма разноплановые критерии: во-первых, связанные с биолого-анатомической предрасположенностью (в частности, с особенностями мозговых процессов и дефицитом в центральной нервной системе); во-вторых, опосредованные неправильным развитием психики в онтогенезе; в-третьих, возникшие под влиянием определенных социальных факторов. Учитывая тот факт, что социопатические личности могут быть как в криминальной, так и в некриминальной среде, то вопросы о том, порождает ли преступность социопатическая личность или преступная среда подталкивает личность к социопатическому поведению, являлись типичной темой для дискуссий представителей данного направления в разработке психологических теорий причин пре­ступности и личности преступника.   

Хотя, действительно, существуют люди, которые невероятно автономны, поведение многих преступников соответствует нормам различных эталонных групп. В самом деле, во многих социально-неблагополучных слоях населения «хорошим» парнем считается тот, который поступает в разрез с превалирующим в обществе кодексом поведения. Только третий тип отклоняющегося поведения может быть к плохому личностному приспособлению. Рекомендация подвергнуть всех правонарушителей психиатрическому лечению не только не осуществима на практике, но и основывается на ложных предпосылках.

Личность всегда идет своим свободным курсом, но этот курс должен пролегать в русле общепринятого человеческого поведения. Жесткий, постоянный социальный контроль призван обеспечивать правильность этого курса.

Ослабление же социально–нормативной системы самого общества его социальная дестабилизация порождает явление аномии (массовой утраты престижности социально–правовых норм), массовую социальную девиацию. Актуализируется необходимость коренной социальной реформации общества. Общество также как и отдельная личность, должно быть оснащено устойчивыми механизмами своего поступательного саморазвития, действенными механизмами социального самоконтроля.

В социализации же отдельной личности необходимо избегать наиболее распространенных дефектов воспитания – гиперпротекции (чрезмерной опеки), потворствующей гиперпротекции (нереагирования на проявления делинквентности), культивации эгоцентризма и рентных установок.

К глубоким асоциальным последствиям приводит и эмоциональное отвержение ребенка, недостаточность эмпатии – эмоционального сочувствия, сопереживания, заботы и внимательности. Так называемое жесткое воспитание формирует конформную личность, беспринципную податливость на внешнее воздействие. Противоречивые воспитательные воздействия ведут к раздвоению личности, угодливости и соглашательству, а в ряде случаев к реакции эмансипации и социальному отчуждению (аутизму).

Индивид высоко ценит ту среду, в которой он может найти свою личностную опору. Основным руслом социализации личности является воздействие на нее через социально–положительные группы, превращение этих групп в референтные (значимые) для личности социальные общности.

 

2.4. Личность преступника

Под личностью преступника понимается вменяемый чело­век, совершивший общественно опасное деяние запрещенное законом, уголовно наказуемое и достигший возраста уголовной ответственности[18]. Признать человека преступником может толь­ко суд.

Для личности преступника в обобщенном виде характерны следующие особенности.

1.  Дефекты индивидуального правосознания как результат не­достаточной его социализации:

а) социально-правовой инфан­тилизм;

б) правовая неосведомленность;

в) социально-правовая дезинформированность;  

г)   правовой   нигилизм   (негативизм);

д) социально-правовой цинизм;

е) социально-правовое бескуль­турие.

Исходя из дефектов правосознания, всех преступников можно классифицировать на две большие группы

1) на лиц, совершивших преступления по незнанию законов, хотя незна­ние  законов   не  освобождает  от  уголовной   ответственности;

2) на лиц, знавших законы, запрещающие данное деяние, но совершивших их.

2.   Патология потребностной сферы личности или дисгармо­ния потребностей личности преступника, которая выражается в следующем:

-      в нарушении равновесия между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего чело­век становится стяжателем или стремится к обогащению любы­ми способами;

-      аморальный, извращенный характер удовлетворения мно­гих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть по­ловые потребности, а за стремление удовлетворить их способом опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным за­коном;

-      ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потреб­ностей;

-      большой удельный вес в структуре личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.). 

3.   Дефекты в личностных установках.   Многие  совершают преступления в связи с наличием в структуре личности дефек­тов в личностных установках. Здесь возможны следующие вари­анты:

-      один  совершил  преступление  потому,  что  у  него  нет твердых установок законопослушного поведения;

-      другой совершил преступление, руководствуясь возник­шей ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;

-      третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения пре­ступления.

По мнению В.Ф. Пирожкова, факторы, способствующие формированию личности преступника, можно разделить на следующие. 

1.    Социальные факторы — нестабильность общества, небла­гоприятная социально-психологическая атмосфера в нем, соци­альная незащищенность стариков, детей и малоимущих, отсут­ствие личностных перспектив и уверенности в завтрашнем дне.

2.    Политические факторы — нестабильность государственной власти, от­сутствие  развитой демократии,  тоталитаризм,  коррумпирован­ность чиновничества, сращивание власти и капитала.

3.    Идеологические факторы — идеологическая пустота, от­сутствие  в  обществе  объединяющей  людей  идеи,   господство бездуховности.

4.    Моральные факторы — аморальность в жизни и поведе­нии людей, разрушение принципа взаимопомощи и братства, процветание  идеи    обмана,   фальши   между людьми.

5.    Экономические факторы — рост безработицы, неудовле­творенность заработком, нищета,  рост теневой экономики.

6.    Социально-бытовые факторы — неудовлетворенность лю­дей жильем, различными коммунальными услугами, их дорого­визна и недоступность большинству населения.

7.    Социально-технические факторы — появление новых про­фессий, неготовность и недоступность людей к их овладению, переучиванию.

8.    Социально-культурные факторы - недоступность культур­ных ценностей и учреждений основной массе населения, кри­зис современной отечественной культуры, разброд и шатания среди   интеллигенции,   преобладание   западной   поп-культуры, чуждой традициям и менталитету нашего общества.

9.    Национальные факторы — господство идей национализма, национальной исключительности, фундаментализма, порождаю­щих межнациональные конфликты и войны.

10.Социально-демографические факторы - массовое семей­ное неблагополучие, нуклеарная или распавшаяся семья, разрыв поколений в семье.

11.Организационно-управленческие   факторы -  несвоевре­менное и неоптимальное принятие властями решений, касаю­щихся жизни общества или отдельных групп населения (детей, инвалидов, стариков, женщин, военнослужащих и др.).

12.Социально-правовые факторы — «прорехи» в правовом поле, регулирующем поведение людей в быту, в труде, в сфере бизнеса, а отсюда вседозволенность и безответственность.

13.Генетические факторы — ухудшение генетического по­тенциала нации  в результате пьянства,  наркомании, нищеты, экологического неблагополучия.

14.Социально-медицинские факторы - разрушение бесплатной и доступной всем системы медицинской помощи и получения раз­личных медицинских услуг, несвоевременное выявление различ­ных соматических и психических аномалий, увеличение доли лиц, перенесших при рождении черепно-мозговые травмы, и др.

15.Информационные факторы — срастание средств массовой информации   с   бизнесом,   засилье   рекламы,   навязывающей людям и особенно подрастающему поколению чуждый обществу образ жизни, пропаганда  жестокости,   культа  силы и т.д.

16.Социально-воспитательные факторы - слом существовав­шей системы воспитательной работы во всех социальных ин­ститутах (школах, ПТУ, вузах, государственных и общественных организациях) со всеми возрастными и профессиональными ка­тегориями населения,  ликвидация возрастных   и   профессиональных общественных организаций и отсутствие их альтернативы.

17.Криминальные факторы — преступность достигла такого уровня,  когда она сама себя  воспроизводит через различные возникшие в обществе криминальные институты - через на­ставничество и шефство рецидивистов над подростками, путем втягивания их в криминальные группы, создание специальных нелегальных школ  по  повышению криминального  мастерства (обучение  владению  оружием,  совершения  квартирных  краж, угона автомобилей и т.д.),  через господствующую в обществе криминальную идеологию, распространение уголовного жарго­на, воровских законов и других атрибутов криминальной суб­культуры.

18.Криминологические факторы — отсутствие целостной и стройной системы профилактики преступности, включающей ее изучение, прогнозирование и разработку системы мер сдержи­вания, упреждения тех или иных видов правонарушений, недо­статки в работе правоохранительных органов и взаимодействия между ними на всех стадиях в борьбе с преступностью.

19.Военные факторы — развал армии, господство в ней де­довщины, торговля оружием, наркомания, превращение ее из социального института защитницы отечества в источник попол­нения кадрами преступных сообществ за счет солдат, прошед­ших горячие точки, участвовавших в военных действиях, не адаптировавшихся к современному обществу.

20.Социально-психологические факторы — разделение обще­ства на богатых и бедных породило ряд социально-психологи­ческих феноменов, таких как зависть, ненависть, желание ис­пользовать криминальные пути для выхода из нищеты и бед­ности.

21.Благоприятствуют совершению преступления и формиро­ванию личности  преступника психические расстройства и расстройства развития, которые отмечаются более чем у 50% осужденных отбывающих наказания в местах лишения свободы. Психические расстройства приводят к ослаблению действия социального контроля над поведением личности.  

Среди рассмотренных факторов есть для каждой личности главные и второстепенные, влияющие непосредственно на лич­ность, создающие криминогенную ситуацию или провоцирую­щие ее на совершение преступления, оправдывающие крими­нальное поведение и криминальный образ жизни.

Каждый фактор имеет разный удельный вес и значимость в формировании личности преступника, и только во взаимодейст­вии и взаимосвязи они образуют причинный комплекс. 

Знание   причинного   комплекса   открывает   возможности:

1)    для  общей  превенции  (общей  системы  профилактики);

2)    разработки системы частной превенции (частной профилак­тики).



[1] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие вопросы психологии. – С.336-338.

 

[2] Карл Ясперс. Общая психопатология. Пер. с нем. – М., Практика, 1997. – С. 519.

[3] Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С.81-83.

[4] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие вопросы психологии. – С.341-356.

 

[5] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие вопросы психологии. – С.341-356.

 

[6] Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука. 1989. – С.335-341.

[7] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. – М., 1982. – С. 110. 

 

[8] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

 

[9] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. – М., 1983.

[10] Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С.44-57.

 

[11] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

 

[12] Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 400с.

[13] Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Изд-во ПРИОР», 2000. – С.14-16.

[14] Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. – С. 396-409.

[15] Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. – С. 396-409.

 

[16] Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Изд-во ПРИОР», 2000. – С.14-16.

 

[17] Диденко А.В. Организация психиатрической помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Учебное пособие / Под общ. ред В.Я. Семке. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – С.13-16. 

[18] Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89», 2001. – С. 17-21.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!