Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Психологические основы социальной работы"»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

 

 1. Предмет психологической науки, ее категории и отрасли

 

·       Предмет и объект психологии. 

·       Психика, поведение и адаптация. 

·       Характеристика психических процессов.

·       Понятие о психических состояниях. Типичные психические состояния клиентов социальной работы (страх, растерянность, тревога, стресс, фрустрация и т.д.).

·       Психические свойства личности. 

 

1.1. Предмет и объект психологии.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos«понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Что же является предметом изучения психоло­гии в наше время?

На современном этапе психология занимается изучением целого комплекса явлений, относящихся к психике человека и животного.[1] С помощью одних, таких как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь человек познает окружающий мир и их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют общения между людьми, управляют действиями и поступками и их называют психическими свойствами и свойствами личности и включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно,  хотя в действительности они тесно взаимосвязаны и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В психологии и поведении человека тесно переплетены биологически заложенные параметры, его индивидуальный опыт и социальная роль, находящаяся в зависимости от социального строя, методов обучения и воспитания и т.д.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг изучаемых явлений входят отношения между людьми в различных объединениях – больших и малых группах, коллективах.

Таким образом, большинство изучаемых психологией явлений укладываются в следующую схему:

Основные типы явлений, изучаемых современной  психологией

 

 

Процессы

Состояния

Свойства

Индивидуальные

Групповые

Внутренние (психические)

Внешние (поведенческие)

       

 

 

С помощью этих понятий формируется 12 классов явлений, изучаемых современной психологией[2]:

1.    Процессы индивидуальные внутренние (воображение, память, ощущение, речь, творчество, мышление)

2.    Состояния индивидуальные внутренние (аффект, переживание, стремление, интерес, потребность)

3.    Свойства индивидуальные внутренние (воля, задатки, ригидность, работоспособность, упрямство)

4.    Процессы индивидуальные внешние (действие, поступки, мимика)

5.    Состояния индивидуальные внешние (готовность, интерес, установка)

6.    Свойства индивидуальные внешние (настойчивость, одаренность, фанатизм, трудолюбие, эгоизм)

7.    Процессы групповые внутренние (общение, межличностные отношения, формирование групповых норм)

8.    Состояния групповые внутренние (сплоченность, психологический климат, групповая поляризация)

9.    Свойства групповые внутренние (совместимость, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы)

10.Процессы групповые внешние (межгрупповые взаимоотношения)

11.Состояния групповые внешние (паника, открытость или закрытость группы)

12.Свойства групповые внешние (организованность)

Современная психология представляет собой разветвленную сис­тему научных дисциплин, связанных с различными областями практики.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов охватывают ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию об окружающем мире, получает и преобразует знания. Психология личности изучает свойства, которые определяют поступки и знания человека: эмоции, способности, мотивации, темперамент, характер и воля.

Выделяются так же специальные отрасли психологии. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа человека. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам, а так же изучаются изменения, происходящие при переходе одного возраста в другой.

Педагогическая психология - психология обучения, воспитания, психология учебно-воспитательной работы с детьми.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей в разного рода группах.

Психология труда - психологические аспекты научной организа­ции труда (инженерная, авиационная, космическая психология).

Юридическая психология - психологические  вопросы, связанные с реализацией системы права.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий, психологические аспекты взаимоотношений началь­ников и подчиненных, методы психологической пропаганды и конт­рпропаганды.

Медицинская психология изучает изменение психических про­цессов и психического склада личности под влиянием болезни, влия­ние психических процессов и особенностей личности на возникнове­ние и протекание заболеваний, психологические основы взаимоотно­шений между медиками и больным. Медицинская психология тесно взаимодействует с психотерапией и патопсихологией.

 

1.2. Психика, поведение и адаптация.

 

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности[3].

 Выделяют четыре основных уровня развития психи­ки живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (само­детерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уров­ней имеет свои стадии развития. Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Однако человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происхо­дят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической пред­расположенностью.

 Понятие функции психики[4] включает все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время достаточно сложно. Более точно можно определить функции психики толь­ко в одной сфере - в сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения выделяются три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма и регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заклю­чается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адапта­ции. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т.е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организ­мов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа.

У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структу­ру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов при­роды. Поэтому адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его суще­ствования в обществе.

Кроме этого, регуляция внутреннего состоя­ния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информа­ции об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные измене­ния в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психиче­ская адаптация.

 

1.3.  Характеристика психических процессов. 

 

1.3.1. Когнитивные процессы

Познание человеком объективной действительности представляет собой сложный процесс[5]. Познание начинается с ощущений. Ощущения, восприятия и возникающие на их основе образы, представления относятся к той ступени позна­ния, которую называют эмпирическим уровнем познания. В основе чувственного познания лежат ощущения.

 

Ощущение

Ощущением называется отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения возникают в сознании в виде образов, отража­ющих отдельные свойства предмета или явления. Эти образы являются снимками, слепками, копиями отражаемых предме­тов и явлений.

Качество - главная характеристика ощущений. По каче­ству различают следующие виды ощущений: зрительные, слу­ховые, двигательные, равновесия, координации движения, вибрационные, вкусовые, обонятельные, осязательные, боле­вые, температурные. По силе ощущения могут быть слабыми, средними, сильными. Так, например, звук может быть еле различимым (шорох), средним (разговорная речь) и сильным, резким (вой сирены). По длительности - кратковременным, сред­ним, длительным. Из всех ощущений зрительное занимает центральное ме­сто в жизни человека. Благодаря органам зрения человек по­лучает гораздо больше информации, чем с помощью всех ос­тальных органов чувств вместе взятых. Важное место занимают слуховые ощущения. Нормальная работа слуха позволяет человеку правильно ориентироваться в обстановке, пользоваться вербальными средствами связи.

 Возникшие ощущения находятся в тесной связи друг с другом. На основе взаимосвязи различных ощущений со­вершается процесс восприятия предметов.

 

Восприятие

Восприятие - это отражение предметов и явлений в сово­купности их свойств и частей при непосредственном воздей­ствии на органы чувств.

Восприятие предполагает наличие разнообразных ощу­щений, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие не­возможно без ощущений. Однако кроме ощущений восприя­тие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимаемый предмет соотносится с различными по­добными, но ранее уже знакомыми предметами.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психи­ческими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что воспринимаем), речью (мы называем воспринимаемый предмет).

Восприятие характеризуется предметностью, то есть об­раз восприятия всегда относится к определенному предмету, и целостностью, ибо воспринимаются не отдельные свойства, а предметы в целом.

Восприятия могут быть непроизвольными, возникающими сами по себе, иногда в силу своей необычности, и произволь­ными, то есть теми, которые мы осуществляем благодаря во­левым усилиям.

Физиологической основой восприятия является ком­плексная деятельность системы анализаторов. Так, например, при восприятии лекции учащийся видит лектора, слышит его речь, записывает ее основное содержание.

В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора восприятия подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные и т. д. Для того чтобы лучше разо­браться в сущности восприятия, необходимо рассмотреть его закономерности:

-        избирательность, или активность, восприятия - выде­ление определенных предметов из всего многообразия одно­временно воздействующих на человека. Она определяется интересами, установками, потребностями личности.

-        апперцепция - зависимость содержания и направленнос­ти восприятия от мировоззрения, опыта, настроения челове­ка. Апперцепция бывает устойчивой и временной. Устойчи­вая апперцепция определяется мировоззрением, знаниями, опытом, профессией; временная - настроением и психичес­ким состоянием. 

Искажения восприятия приводят к возникновению иллюзий. Причиной иллюзий может быть недостаточная информация об объекте восприятия, определенный аффективный фон. Тесно связаны с иллюзиями галлюцинации – патологическое восприятие несуществующих объектов.  

Следующая закономерность - константность восприя­тия - это относительное постоянство величины, формы, ка­чества предмета, явления при известном изменении условий их восприятия. 

 

Представление

Представлениями называются образы тех предметов и яв­лений, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим.

Представления бывают зрительными (мы как бы видим предметы, которых перед нами нет), слуховыми (мы точно слышим голос, с которым ранее встречались и говорили), обонятельными (представляем запах какого-ли­бо вкусного блюда, которого около нас нет), осязательными (мысленно как бы чувствуем прикосновение к чему-то мягко­му, твердому и т. п.).

Представления сходны с восприятиями, на основе кото­рых они возникли, но обладают меньшей яркостью, бывают, как правило, «бледнее» восприятий и отличаются меньшей полнотой и устойчивостью.

 

Память

 Способность к запоминанию, сохранению и последующему воспроизведе­нию, добавлению информации или узнаванию того, что было в нашем прошлом опыте, на­зывается памятью.[6]

Память имеет исключительное значение для человека, яв­ляется главным психологическим условием его развития. Без памяти не может работать мышление, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память поз­воляет сохранить прежний опыт, в связи с этим ее еще назы­вают кладовой ума.

Память протекает в виде процессов запоминания, сохра­нения и воспроизведения.

Запоминание - это процесс, направленный на сохране­ние в памяти полученных впечатлений. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным в зависимости от на­личия или отсутствия цели запоминания, прилагаемых воле­вых усилий.

Непроизвольное - это непреднамеренное запоминание, когда человек не ставит цель запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных при­емов, обеспечивающих запоминание. Как правило, непроиз­вольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление.

Произвольное запоминание характеризуется наличием со­знательной цели запомнить тот или иной материал, события, факты; организуется специальный процесс заучивания, при­лагается волевое усилие.

По характеру связей, лежащих в основе памяти, запоми­нание делится на смысловое и механическое.

Механическое запоминание основывается на многократ­ном повторении. Смысловое - основывается на установлении смысловых связей нового материала с уже известным и меж­ду частями данного материала.

Сохранение второй процесс памяти. Оно зависти от глубины понимания, осмысления материала, от установки на запоминание и значимости для человека. Сохраняемый в сознании материал перерабатывается, он редко остается в своем изначальном состоянии. Все второсте­пенное, малозначительное забывается.

Противоположным процессу сохранения является забы­вание. Забывание - это торможение, угасание временных нервных связей. Оно может быть полным, частичным и вре­менным. Процесс забывания ускоряется рядом факторов: от­сутствием интереса к воспринимаемому, отсутствием повто­рения и наличием эмоционального напряжения или пере­утомления. Забывание - естественный процесс, без которого память не могла бы успешно осуществлять свои функции, поскольку была бы предельно перегружена, и мозг не выдержал бы такой нагрузки.

И последний процесс памяти - воспроизведение, или вос­становление в сознании ранее воспринятой информации.

Качества памяти более отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Успешность воспроизведения зависит от уме­ния восстановить связи, образовавшиеся при запоминании, от умения пользоваться планом при воспроизведении мате­риала. Здесь важно учитывать ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству.

В зависимости от содержания запоминаемого выделяют четыре вида памяти.

1.    Двигательная память, или память на движение - запоминание и воспроизведение человеком движений. Эта память лежит в основе выработки двигательных навыков и привычных движений. 

2.    Эмоциональная память, или память на чувства, со­храняет пережитые человеком чувства, личные переживания событий, фактов, явлений излагаемого материала. 

3.    Словесная, или смысловая, память - это запомина­ние, сохранение и воспроизведение прочитанных или услы­шанных мыслей в словесной форме.

4.    Образная память - это память на чувственные пред­ставления предметов и явлений.

Кроме этих видов, выделяют также кратковременный и долговременный виды памяти.

Кратковременная память у человека проявляется в тех случаях, когда материал запоминается с целью вспомнить его через короткий срок, а дальнейшее сохранение его считается не актуальным. Долговременная память проявляется тогда, когда изу­чаемый материал запоминается на длительный срок и даже навсегда. Обычно это материал, который человек считает для себя важным, необходимым. Он группируется, в нем выделя­ются смысловые опорные пункты, межгрупповые связи.

 

Мышление 

Мышление - психический процесс, благодаря которому человек обобщенно отражает предметы и явления действи­тельности в их существенных признаках и раскрывает разно­образные связи, существующие в них и между ними. Мышление позволяет человеку изучать и познавать предметы, сохранившиеся в представлениях, или события, которые должны наступить в будущем. 

Процесс мышления проходит ряд этапов. Он начинается с потребности или необходимости что-то понять, уяснить. Это первый этап мыслительной деятельности. Он может быть вызван различными потребностями человека (материальны­ми, духовными и т. д.). Всякий процесс решения мыслительной задачи начинает­ся с анализа и синтеза. Анализ - это дробление, членение чего-либо целостного на части, дифференцирование, выделе­ние, абстрагирование от какой-либо стороны. Синтез - соединение частей, сторон, признаков, обобще­ние, группировка, создание целого. Анализ и синтез никогда не существуют обособленно друг от друга. Это две стороны единого процесса мышления, составляющие сущность, ядро мыслительного процесса. Ана­лиз и синтез выступают в следующих частных умственных операциях.

Сравнение, то есть сопоставление вещей, явлений, свойств, событий между собой. 

Абстракция - выделение главного, существенного, мыс­ленное отвлечение от несущественных признаков. 

Конкретизация - это отражение конкретных признаков предмета или явления. 

Обобщение - это объединение многих предметов по како­му-либо общему признаку. 

Процесс мышления осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это мысль о предмете или явлении, отража­ющая общие и при этом существенные его свойства, в кото­рой обобщены данные опыта, добытого людьми в процессе общественно-исторического развития. 

Следующая форма мышления - суждение. Это форма мышления, в которой содержится утверждение или отрица­ние чего-либо. 

С данными понятиями связан процесс умозаключения, при котором одни суждения выводятся из других. 

Различают два основных вида умозаключений:

- индукция - это умозаключение, идущее от единичных фактов к общим выводам. 

- дедукция - наоборот, умозаключение, идущее от обще­го к частному. 

Процесс мышления, в котором умозаключение основыва­ется на правильных суждениях, не вызывающих сомнений, называется логическим мышлением. В своей деятельности человек встречается с задачами, очень разными как по содержанию, так и по способу решения. В связи с этим мышление подразделяется на различные виды.

Наглядно-образное мышление проявляется тогда, когда человек решает задачу, используя наглядные образы. 

Абстрактно-логическое мышление имеет место тогда, когда для решения задачи используются абстрактные поня­тия, теоретические знания. 

В жизни взрослый человек пользуется всеми видами мы­шления. Хотя мышление всех людей имеет общие закономер­ности, у каждого человека в области мышления есть свои ин­дивидуальные особенности. 

 

Внимание 

Внимание - это активная сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности при одно­временном отвлечении от всего остального[7]. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение созна­ния на предметах и явлениях, осуществляемое без усилия воли. 

Произвольное внимание осуществляется с усилием воли. 

Послепроизвольное внимание возникает после опреде­ленных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, он начинает легко сосредотачиваться на ней. Каждый вид внимания имеет определенные качества или свойства, которые различны у разных людей. К ним относят­ся: концентрация, устойчивость, объем, распределение и пере­ключение.

Под концентрацией понимается степень сосредоточен­ности внимания на каком-либо одном объекте. Противоположным качеством является рассеянность. Она заключается в том, что сознание человека не имеет определенной направленности, устойчивости, а пе­реходит с одного предмета на другой, то есть «рассеивается». Важным свойством внимания является его устойчи­вость, показывающая время, в течение которого человек мо­жет сосредотачивать свое внимание на одном или нескольких объектах. Под объемом внимания понимается наибольшее количе­ство объектов, на которых конкретный человек способен со­средоточить свое внимание. Следующим качеством является распределение внима­ния - это умение одновременно следить за несколькими пред­метами, сосредоточив в нужный момент свое внимание на од­ном из них. В ходе деятельности любой человек вынужден переключать свое внимание с одного объекта на другой, с одного действия на другое. Переклю­чением внимания называется сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой. Успех переключения зависит от предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. 

Если человек привыкает все делать внимательно, то вни­мание перерастает во внимательность, которая как черта личности имеет большое значение в психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается на­блюдательностью, способностью лучше воспринимать окру­жающее, способностью к обучению. Круг его интересов и стремлений, как правило, шире, чем у человека невнима­тельного. Даже при отсутствии интереса к работе он может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии

 

1.3.2. Эмоционально-волевые процессы в структуре личности

 Эмоции и чувства[8] - это субъективное отражение объективного мира в переживаниях. Эмоции и чув­ства - это своеобразное личностное отношение человека к ок­ружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятель­ности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Предметы и явления объективного мира, деятельность человека, различные изменения, происходящие в организме человека, являются источником эмоций и чувств. Эмоции и чувства как переживания человека тесно связа­ны с удовлетворением или неудовлетворением его потребнос­тей. Эмоции и чувства играют в жизни человека большую роль, выполняя сигнальную и регулирующую функции[9]. Сигнальная функция показывает (сигнализирует) то, что в окружающей среде, в человеке происходят важные для личности измене­ния. Регулирующая функция чувств выражается в том, что наряду с мотивами, целями, установками чувства оказывают серьезное влияние на деятельность человека, стимулируя или угнетая ее. Часто переживания выступают в виде самостоя­тельного мотива. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются результатом и механизмом ее движения. К этому можно добавить, что эмоции и чувства придают деятельности личностный характер. Так, стыд, пробудившаяся совесть, до­стоинство могут заставить человека отказаться от соверше­ния преступления, а осужденного - стать на путь исправле­ния, осознать свою вину. Эмоции и чувства в деятельности чело­века играют очень важную роль, являясь одним из «механиз­мов» ее регуляции. 

Чувства, присущие человеку как личности, подразделяются на:

- нравственные;

- практические;

- правовые;

- интеллектуальные;

- эстетические.

Нравственные чувства - это переживания, возникаю­щие в связи с осознанием соответствия или несо­ответствия поведения человека или поведения других людей, требо­ваниям общественной морали, идеологии. Эти чувства могут быть связаны с мировоззрением, политическими и нравствен­ными убеждениями, идеалами человека. К ним относятся: лю­бовь к Родине, коллективизм, долг, честь, совесть и др.

 Тесно связаны с нравственными чувствами практичес­кие чувства, которые отражают отношение человека к раз­личным видам трудовой деятельности. 

 Правовые чувства отражают отношение человека к своим дей­ствиям и действиям других людей с точки зрения норм права. 

Переживания, возникающие в процессе умственной дея­тельности, называются интеллектуальными чувствами. К ним относятся: любознательность, удивление, сомнение, чувство нового. Эти чувства побуждают человека к интеллек­туальной деятельности, положительно влияют на протекание познавательных процессов.

  Эстетические чувства - пережи­вания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей. Чувства прекрасного, безобраз­ного, трагического, комического, возвышенного, низменного тесно связаны с нравственной направленностью личности, с образом жизни. Основные виды чувств дополняют друг друга и тесно свя­заны со свойствами личности. 

Эмоции и чувства можно охарактеризовать не только по содержанию (основные виды), по направленности, но и по силе, длительности, действенности, то есть по форме их про­явления. По форме проявления эмоции и чувства подразде­ляются на эмоциональные процессы и эмоциональные состо­яния.

Эмоциональные процессы характеризуют период пе­реживания (протекания) какого-либо чувства, его начало, конец, смену одного чувства другим.

Эмоциональные состояния выражаются в виде настрое­ний, аффектов, страстей, увлечений.

Настроение - это общее эмоциональное состояние, окра­шивающее в течение значительного времени отдельные пси­хические процессы и поведение человека. Настроения далеко не всегда имеют отчетливо выражен­ную причину. Состояния приподнятости, подавленности, скованности, тревожного ожидания оказывают достаточно серьезное влияние на любую деятельность человека. 

Аффект - быстро овладевающее человеком, бурно про­текающее эмоциональное состояние, характеризующееся возможными из­менениями сознания, нарушением волевого контроля, ярким внешним проявлением (отчаяние, сильный гнев, панический страх, ярость, сильная ревность, большая радость, раскаяние). Аффекты могут быть физиологическими и патологичес­кими. Страсти - сильные, глубо­кие переживания, отличающиеся длительностью и устойчи­востью, ярко выраженными объектами, направленностью. Страсти могут быть положительными и отрицательными, высокими и низменными. Увлечения близки по своему содержанию и направленнос­ти к страстям, но отличаются быстротечностью. Однако при определенных обстоятельствах увлечение легко переходит в страсть.

 

1.3.3. Волевая сфера личности.  

Воля - это способность управлять собой в деятельности с труднодоступными целями. Источником волевой активности являются потребности, осознанные человеком[10]

Наиболее полно сущность воли проявляется в основных видах волевых действий, к которым принято относить:

-        простое волевое действие;

-        сложное волевое действие;

-        особо значимое волевое действие.

Простое волевое действие включает два звена: побужде­ние к действию и само действие, не отличающееся большими волевыми усилиями.

Сложное волевое действие состоит из трех этапов, или звеньев:

- подготовительного;

- основного, исполнительного;

- заключительного.

На подготовительном этапе формируется цель, происхо­дит борьба мотивов. Нередко данный этап сложного волевого действия отличается большим психологическим напряжени­ем, сложностью переживаний, серьезной умственной работой. На основном этапе происходит реализация принятого ре­шения, исполнение намеченной цели. Основной этап характе­ризуется преодолением внутренних и внешних препятствий. Внутренние препятствия - это продолжающаяся борьба мо­тивов. Внешние препятствия - это трудности, встречающиеся при достижении поставленной цели. Заключительный этап характеризуется подведением ито­гов содеянному, при этом анализируются достигнутые успехи, допущенные промахи, переживается радость достигнутого, которая в будущем будет существенным побудителем для по­становки и достижения новых целей, новых сложных волевых действий. Анализируя свои действия после совершения сложного волевого действия, человек накапливает тем самым опыт волевого поведения.

 

1.4. Понятие о психических состояниях. Типичные психические состояния клиентов социальной работы (страх, растерянность, тревога, стресс, фрустрация и т.д.).

 

Под психическим состоянием принято понимать сложное, целостное, динамическое образование, во многом определяющее своеобразие всей психической деятельности (протекание процессов, проявление свойств) личности на данном отрезке времени и проявляющееся в повышении ее активности[11].

Психические состояния относятся преимущественно к какой-то отдельной сфере психики (познавательной, эмоци­ональной, волевой). Однако они характеризуют психическую деятельность человека в целом в течение определенного от­резка времени. Как и психические процессы, психические состояния из­менчивы, то есть имеют начало, конец и определенную дина­мику (стадии протекания). Однако динамика состояний менее выражена, чем динамика психических процессов. Состояния бо­лее устойчивы и измеряются большими единицами времени, чем психические процессы. Вместе с тем, психические состо­яния значительно менее устойчивы, чем свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. Они за­нимают как бы промежуточное положение в структуре психи­ки, располагаясь между процессами и свойствами личности.

Психические состояния возникают только на основе пси­хических процессов (познавательных, эмоциональных, воле­вых). Раз сложившись, состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы, определяют тонус и темп отража­тельной деятельности, избирательность восприятия, внима­ния, продуктивность памяти, мышления, с другой - способст­вуют проявлению тех или иных свойств личности.

Психические состояния служат фоном, который может способствовать более рельефному проявлению свойств лич­ности и психических процессов или же маскировке их. На­пример, состояние волевой активности и готовности иску­пить свою вину добросовестным трудом и честной жизнью после объявления приговора действует на осужденного мобилизующе, усиливает и обостряет течение всех психических свойств его личности, создавая тем самым благоприятные ус­ловия для более быстрого его включения в ритм жизни испра­вительного учреждения.

Психические состояния человека индивидуально своеоб­разны, поскольку они неразрывно связаны с индивидуальны­ми особенностями личности и ее нравственными качествами. Вместе с тем, в условиях мест лишения свободы сходные психические состояния свойственны и большим группам осужденных независимо от их типологических и нравствен­ных качеств. Для впервые осужденных типичными являются одни, а для рецидивистов - другие психические состояния. Некоторые состояния могут быть типичными для очень мно­гих осужденных. Например, состояния подавленности, ожи­дания, ухода в себя, тоски, надежды и др.

Неполный перечень психических состояний позволяет судить об их чрезвычайно большом числе и многообразии:

-        состояния настроенности, заинтересованности в своей судьбе, удивления, изумления, недоумения, растерян­ности;

-        состояния сосредоточенности, скуки, надежды и безна­дежности, незащищенности, уныния, тоски и обречен­ности;

-        состояния активности, бодрости, спокойствия, угне­тенности, подавленности, отчаяния, страха, ужаса;

-        состояния бессилия, безразличия и апатии, приподня­тости, подъема, агрессивности;

-        состояния решительности, нерешительности, уверен­ности, смущения, робости, ожидания, раскаяния, на­пряженности и т. д.

Каждому психическому состоянию соответствует про­тивоположное состояние. Так, например, активности проти­востоит пассивность, уверенности - неуверенность, реши­тельности - нерешительность, удовлетворенности - не­удовлетворенность. Эта особенность - переход человека от одного состояния к противоположному - особенно ярко проявляется в необычных условиях, например, в условиях мест лишения свободы.

Наиболее типичными психическими состояниями, свойственными почти всем клиентам социальной работы - осужденным, являются состояния ожидания, надежды или безнадежности, обреченности, неза­щищенности и мнимой защищенности, тоски, скуки, апатии, фрустрации.

Коротко рассмотрим каждое из этих состояний.

Лишенный свободы постоянно находится в состоянии ожидания следствия, суда, вынесения приговора, отправки в исправительное учреждение, изменений условий содержа­ния, освобождения.

В этом состоянии происходит заблаговре­менная настройка человека на предстоящие условия жизни и деятельности. Иногда ожидания бывают тягостными для личности.

Человек в состоянии ожидания характеризуется повы­шенной, иногда неравномерной напряженностью и обостре­нием психических и физиологических функций. Предстоя­щее освобождение и радует, и пугает его новизной и неизве­стностью обстановки на свободе. Возникает масса вопросов: как и куда устроиться на работу, как встретит семья или лю­бимая девушка, коллектив, друзья, товарищи, как сложится жизнь?

Особым состоянием лишенного свободы является на­дежда на лучшее будущее. Она свойственна всем людям, но у осужденного надежда особого рода - это надежда на из­менение судьбы в будущем, в основном после освобождения. Надежда - мощный стимул в исправлении личности.

Состояниями, противоположными надежде, являются безнадежность и обреченность - тяжелые состояния, при которых человек иногда утрачивает перспективу и смысл жизни. В таком состоянии осужденные нередко идут на самые тяжелые преступления в колонии.

Особенно это присуще осужденным к высшей мере наказания, которым в порядке помилования она была заменена максимальным сроком ли­шения свободы, а также осужденным, страдающим неизлечи­мыми болезнями.

Лишенным свободы свойственно и такое состояние, как незащищенность. Пройдя все стадии уголовного процесса в качестве арестованного, обвиняемого, подсудимого, осуж­денного, то есть человека, к которому общество предъявляет особый спрос за содеянное, он считает себя беззащитным пе­ред органами правосудия.

Ему кажется, что они имеют лишь одну цель - сильнее его покарать. В последующем с той же предубежденностью он относится и к воспитателям. Так воз­никает состояние незащищенности. 

Психическим состоянием, типичным для осужденного, является тоска. По выражению М.Н. Гернета, тоска - «крае­угольный камень, фундамент тюремной жизни». Тоска по дому, свободе, родным, друзьям с особой силой действует на человека, вырабатывает специфическую тю­ремную походку, своеобразную мимику, вызывает повы­шенную возбудимость и раздражимость. Особенно остро тоска проявляется в канун различных праздников, семей­ных торжеств, после получения писем из дома, окончания свиданий и т. д.

От тоски следует отличать скуку - состояние, при кото­ром понижаются внимание и интерес к окружающей действи­тельности. Скука у осужденных вызывается как внешними условиями (однообразием жизни в ИУ, отсутствием свежих впечатлений, сенсорным голодом), так и субъективными особенностями личности (бедностью духовной жизни, узостью круга интере­сов, ограниченностью кругозора). Скука - неприятное и тягостное состояние, из которого осужденные пытаются выйти различными путями. Одни уси­лием воли сосредотачиваются на полезной деятельности (по­знавательной, трудовой и т. п.), другие ищут развлечений, не­редко запретных, третьи издеваются над слабыми, четвертые слоняются из угла в угол.

К типическим психическим состояниям осужденных от­носится апатия - состояние равнодушия, которое вызывает­ся не только однообразием впечатлений, но часто, наоборот, их чрезмерным количеством. Апатия тягостней скуки и по­рождает пассивность, парализует волю и интеллект. В таком состоянии осужденные становятся безразличными к своей судьбе, не хотят учиться в школе, трудиться, участвовать в коллективной жизни колонии.

Те или иные психические состояния у осужденных, как правило, не выступают изолировано, а проявляются в ком­плексе. При этом в каждый данный момент преобладает ка­кое-то одно ярко выраженное состояние, подчиняющее себе остальные и одновременно испытывающее их обратное влия­ние. 

Одним из сложных комплексных психических состоя­ний лишенных свободы является фрустрация - состоя­ние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно не­преодолимыми (или субъективно так понимаемыми) труд­ностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Например, при отказе суда в условно-до­срочном освобождении. Во фрустрации осужденных объе­диняются тоска и тревога, безнадежность и обреченность, апатия и др. Фрустрация проявляется по-разному и обу­славливает либо особую активность (агрессию, каприз­ность, самоистязания), либо пассивность и бездеятель­ность человека, в зависимости от силы и субъективной значимости фрустратора.

Все эти психические состояния оказывают существенное влияние на психику, сознание осужденных.

 

 

1.5. Психические свойства личности. 

 

1.5.1. Направленность и мотивы деятельности

 Направленность личности - это система мотивов, це­лей, перспектив и установок, сформировавшихся на базе по­требностей, побуждающих человека к активности и определя­ющих избирательность его отношений[12].

В зависимости от сферы проявления различают нравст­венную, профессиональную и бытовую направленность.

Нравственная направленность человека выражается в его социальной зрелости или отсутствии моральных устоев. 

Профессиональная направленность проявляется в устой­чивой и сильной привязанности к избранной профессии, в не­желании трудиться по данной специальности или в безраз­личном отношении к ней.

Бытовая направленность выражается в материальных, житейских, а также культурных и эстетических устремлениях людей, что особенно проявляется в условиях мест лишения свободы.

 Направленность личности - важнейшее свойство личности, в котором выражается содержание человека как об­щественного существа. По направленности можно судить о главных жизненных устремлениях человека, его нравствен­ной ценности и полезности или, наоборот, опасности для об­щества.

 Для уяснения природы направ­ленности рассмотрим потребности, являющиеся ее фунда­ментом.

Потребности как фундамент направленности личности. 

Потребности в жизни человека играют огромную роль. Их разумное удовлетворение и воспитание у граждан - боль­шая социальная проблема.

Потребности - это нужды человека в определенных ус­ловиях жизни и развития. Потребности подразделяются на материальные, духовные и функциональные. Ценностно-потребностная сфера личности – это уникальная иерархия индивидуальных потребностей, формирующихся в течение всей жизни индивида под влиянием одобряемой групповым большинством системы общественных ценностей и направляемой системой коллективных ценностей, представляющей собой родовое архетипическое наследие индивида[13]. По значению в жизни человека преобла­дают материальные потребности. Неудовлетворение материальных потребностей оказыва­ет существенное влияние на функционирование психики че­ловека. Однако поведение человека обусловлено не только мате­риальными потребностями. Большое влияние на него оказы­вают духовные потребности. Богатство духовных потребностей характеризует высо­кий уровень развития личности. В то же время наблюдается обратная зависимость: волевая, высокоидейная и морально устойчивая личность может управлять своими потребностя­ми, ограничивать их и даже стать выше своих потребностей, отказаться от их удовлетворения, когда этого требуют интере­сы общества.

 Потребности имеют огромное значение в жизни человека, они являются фундаментом активности жизни че­ловека, на котором возникают мотивы, цели, перспективы и установки.

 

 Мотивы, цели, перспективы и установки в структуре направленности личности. 

Мы выяснили, что потребности имеют тенденцию опре­делять направленность личности и уровень ее активности. Отраженная в сознании человека потребность выступает в виде мотива поведения.

Мотивами называются мысли, понятия, представления, идеалы, которые побуждают человека к деятельности, направ­ляя ее на удовлетворение потребностей. Мотивы поведения теснейшим образом связаны с пере­живанием удовольствия, испытываемого при удовлетворении потребностей и побуждающего человека к повторению подоб­ного действия. Это говорит о том, что эмоции и чувства игра­ют важную роль в мотивации поведения.

Наиболее ярко мотивационная сущность эмоций и чувств проявляется у людей молодого возраста, несовершеннолет­них, не имеющих опыта волевого поведения, жизненного опыта. Чем богаче и разностороннее потребности человека, тем разностороннее и устойчивее мотивы, определяющие его по­ведение.

Мотивы выполняют двоякую функцию:

-        побуждают и направляют деятельность;

-        придают ей субъективный личностный смысл.

Мотив - это скрытая от постороннего взгляда истинная причина действий и поступков человека. Мотивы деятельности отличаются друг от друга содержа­нием и уровнем развития, широтой, силой действенности и активности, степенью сложности и противоречивости, ин­дивидуальной неповторимостью, ситуативностью и опосредованностью. Мотивы - динамичные образования. В ходе деятельности они изменяются, преобразуются, и их дальнейшее развитие происходит под влиянием ряда условий, в частности, под вли­янием опыта других людей, а также в связи с анализом собст­венных действий.

 Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно разно­образны. Отличаются они друг от друга прежде всего видом потребности, которой они отвечают. Их принято делить на низшие (влечения, желания, стремления) и высшие (интере­сы, склонности, идеалы, мировоззрение).

Влечение - это испытываемая человеком потребность, не связанная с ясным представлением нужды в чем-то опреде­ленном. В основе влечения лежит нечетко осознанная потреб­ность, которая переживается человеком в данный момент. Влечение часто совершенно необъяснимо.

Желание - осознанная потребность, то есть потребность, связанная с ясным представлением некоторой цели, достиже­нием которой потребность удовлетворяется.

 Стремление - глубоко осознанная потребность, связан­ная не только с ясным представлением нужды в чем-то опре­деленном, но и с ярко выраженным волевым усилием для ее удовлетворения. В отличие от желания, стремление - более активный, сильный и устойчивый мотив, побуждающий человека ста­вить ясно осознанные цели, выбирать средства, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты, и направлять уси­лия на их достижение.

 Интерес. Под интересом понимают такой мотив, кото­рый действует в силу своей осознанной значимости и эмоци­ональной привлекательности. Интерес носит избирательный характер и проявляется в активном сосредоточении внимания и мыслей на опреде­ленных предметах или явлениях. Так, например, один человек имеет особый интерес к шахматам, другой - к футболу, тре­тий - к радиоделу, четвертый - к технике. 

 Склонности. Постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность, которая проявляется в на­правленности человека не просто на предмет, а на процесс де­ятельности. Склонность характеризуется содержанием; значимостью для общества, коллектива и личности; устойчивостью и выра­женностью. Склонность - сильный побудитель к деятельности и поступкам человека. Человек с выраженной склоннос­тью всегда добивается в своей области значительных ре­зультатов. 

Идеал. Под идеалом понимается высшее воплощение человеческих стремлений и конечная цель устремлений лич­ности. Идеал выступает и в качестве побудителя к деятельности, и в качестве цели деятельности, и в качестве объекта для под­ражания.

 Мировоззрение. Мировоззрение человека - это стержне­вое свойство личности и ведущий, главный мотив его дея­тельности. Мировоззрение - это прочно выработанная система убеждений и взглядов на развитие природы, общества и чело­веческого мышления. Оно накладывает отпечаток на все стороны психики человека, на все психические процессы и свойства личности. С развитием мировоззрения меняется весь облик человека, вся совокупность особенностей его поведения и действий, его характер, привычки и наклонности. Мировоззрение оказывает существенное влияние на все мотивы поведения человека, и, прежде всего, на интересы и идеалы.

 Являясь системой мотивов, целей и перспектив, сложив­шихся на базе потребностей, направленность личности нахо­дит свое проявление в установках.

Под установкой следует понимать определенную форму направленности на объект деятельности. Она тесно связана с мотивом, целью и вытекает из них.

Установка содержит в себе цель и соответствующую наст­роенность психических процессов или в целом личности на осуществление той или иной деятельности или на торможе­ние собственной активности. Установка оказывает существенное влияние на поведение и эффективность деятельности человека. Например, исправ­ление осужденного будет проходить значительно успешнее, если у него выработана установка на исправление.

Выделяют три вида установок.

1. Установка на осуществление отдельного психического акта, например, на восприятие или запоминание того или иного события, явления, факта.

2. Ситуативная установка, проявляющаяся в поведении и переживаниях человека в определенной ситуации. Ситуативная установка чаще всего характеризуется тем, что поведение человека не соответствует привычному для не­го образу жизни, а полностью определяется ситуацией.

 3. Личностная установка проявляется в готовности чело­века постоянно вести себя определенным образом. В личност­ных установках проявляются истинные свойства личности, поэтому их формирование имеет большое значение.

 Таким образом, можно сделать следующий вывод: направ­ленность личности как сложная многоплановая психологиче­ская структура включает взаимопереплетающиеся, переходя­щие друг в друга компоненты: мотивы, цели, перспективы, ус­тановки, формирующиеся на базе потребностей. 

 

1.5.2.  Особенности проявления темперамента

Темпераментом называется совокупность индивидуаль­ных свойств психики, характеризующих динамику психичес­кой деятельности человека. Проявление темперамента в жизни людей самое многообразное. Например, одну и ту же работу разные люди с разными темпераментами выполняют по-разно­му: если холерик в работе больше проявляет страстность, упор­ство, может работать, порой не думая об отдыхе, то флегматику в большей степени свойственна осмотрительность, расчетли­вость, неторопливость. Физиологическая характеристика темпераментов имеет большое значение в том, что темперамент признает­ся психологами единственным врожденным свойством лич­ности.

Великий русский ученый академик И.П. Павлов экспе­риментально доказал, что темперамент зависит от особеннос­тей высшей нервной деятельности, соотношения основных ее процессов - возбуждения и торможения, которые отличаются по силе, уравновешенности, подвижности.

Сила нервных процессов определяется их способностью выдерживать большие нервные нагрузки без ущерба для дальнейшей нервной деятельности. Это качество в определен­ной степени зависит как от знаний, опыта человека, так и от типа нервной деятельности. Например, поведение людей в критических ситуациях во многом определяется силой нервных процессов.

Уравновешенность нервных процессов означает соот­ветствие состояния возбуждения состоянию торможения. Преобладание одного процесса над другим говорит о неурав­новешенности нервных процессов и всей нервной системы.

Подвижность - это быстрота смены одного процесса другим: возбуждения торможением и наоборот. Подвижность обеспечивает приспособление к неожиданным и резко изме­няющимся обстоятельствам, быстроту перестройки условно рефлекторных связей (привычек).

Рассмотрим краткую психологическую характеристику темпераментов.

Холерик. Люди с преобладанием холерического типа тем­перамента отличаются быстротой реакции на внешние раз­дражители. В случае невоспитанности - вспыльчивы и резки. Настроение у них неустойчивое. Для достижения поставлен­ных целей проявляют максимум усилий, однако могут резко бросить дело и испытывать к нему безразличие. Их деятельность характеризуется цикличностью. В отношении с людьми нестабильны, часто стремятся к лидерству.

Сангвиник. Сангвиники отличаются по­движностью, они быстро адаптируются в коллективе, доста­точно легко осваивают требования распорядка и дисципли­ны. В случае невоспитанности отличаются быстрой сменой увлечений (несерьезностью) в поведении. Склонны зани­маться только интересным делом. Вообще этот тип темпера­мента чаще принадлежит людям, отличающимся продуктив­ностью в работе, однако многое зависит от направленности личности.

Флегматик. По физиологической характеристике флегматический тип характеризуется как сильный, уравно­вешенный, малоподвижный. Малоподвижность нервных процессов оказывает большое влияние на проявление мно­гих особенностей, свойств человека. Так, флегматики осто­рожны, медлительны, осмотрительны. Свои чувства выра­жают редко, терпеливы, усидчивы, начатое дело доводят до конца.

Меланхолик. Меланхолики склонны к глубоким пережи­ваниям, очень обидчивы и ранимы, отличаются пониженной активностью. В новой обстановке чувствуют себя неуверенно. Требуют к себе чуткого внимания. Хорошо себя чувствуют только в хорошем коллективе. Меланхолики требовательны к себе и другим людям, отличаются внимательностью.

У каждого типа темперамента есть сильные и слабые сто­роны, поэтому в социальном плане в жизни нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Темперамент проявляется вмес­те с другими свойствами личности: характером, направленно­стью, способностью.

 В социальной работе необходимо различать типы темпераментов. Знание темперамента помогает социальному работнику предвидеть (в некоторой степени) поведение клиента в определен­ных ситуациях. 

 

1.5.3. Характер

  Характер - это совокупность наиболее выраженных, относительно устойчивых и тесно взаимосвязанных черт конкретной личности, которые определяют ее отношение к действительности и проявляются в поступках и поведе­нии.

 Характер формируется на базе привычек и неотделим от них. Под привычками понимаются сформировавшиеся дей­ствия, выполнение которых стало потребностью. Привычки имеют большое значение в жизни человека. Выделяют следующие виды привычек:

-        профессиональные (доводить начатое дело до конца, содержать рабочее место в чистоте, проявлять ответст­венность, находчивость);

-        нравственные (быть правдивым, честным, доброжела­тельным, внимательным или, наоборот, эгоистичным, мстительным, лицемерным и т. д.);

-        эстетические (испытывать радость при общении с природой, видеть прекрасное в отношениях между людьми или, напротив, не видеть безобразного в дей­ствительно безобразном, испытывать удовольствие при отвратительных формах общения и взаимоотно­шений);

-        гигиенические (следить за чистотой тела, помеще­ния и др.).

Как положительные, так и отрицательные привычки мно­гообразны. На их основе формируются разнообразные черты характера:

-        черты и свойства характера, определяющие идейную направленность характера (отношение к своему отече­ству, к своей службе и др.). 

-        волевые черты (самостоятельность или несамостоя­тельность, дисциплинированность или недисциплини­рованность, настойчивость и др.);

-        интеллектуальные черты (наблюдательность, находчи­вость);

-        эмоциональные черты (страстность, эмоциональная отзывчивость, жизнерадостность и т. д.);

-        черты, выражающие отношение осужденного к труду, коллективу, отдельным людям, самому себе (трудолю­бие, отзывчивость, ответственность, доброта, скром­ность и др.).

 

1.5.4. Способности в структуре личности

Способности - это совокупность свойств личности, обус­ловливающих успешность обучения определенной деятель­ности, выполнение ее и совершенствование в ней. Способности человека всегда соотносятся с конкретной деятельностью, поэтому имеют количественную и качествен­ную характеристики.

Со стороны качества способность оценивается сложным комплексом психологических особенностей, обеспечиваю­щих успех деятельности различными путями. Качественная сторона способностей открывает перед каждым человеком широкие возможности выбирать различные профессии, доби­ваться совершенства в них. Количественная сторона способностей показывает сте­пень выраженности того или иного психического, психофизи­ологического компонента, входящего в данную способность. Неспособность - это не просто отсутствие способности, а отрицательная способность. Динамика успеха человека в той или иной деятельности характеризует способности с их количественной стороны.

Способности можно подразделить на группы в зависимо­сти от сложности (элементарные и сложные), от степени общ­ности (общие и частные). Выделяют следующие группы:

-        общие элементарные способности, присущие всем лю­дям и лежащие в основе всех других спо­собностей. К ним относятся психические познаватель­ные процессы - ощущения, восприятия, память, мыш­ление, воображение, овладение специальным опытом, нормами общественного поведения и т. д.;

-        частные элементарные способности, присущие не всем людям: музыкальный слух, пластичность движений, тонкое обоняние, глубина мышления, уровень разви­тия памяти, воображения и т. д.;

-        общие сложные способности, присущие в какой-то сте­пени всем людям, проявляются в возможности ов­ладения знаниями, определенной деятельностью;

-        частные сложные способности, развившиеся в резуль­тате интенсивной деятельности в той или иной облас­ти, присущие далеко не всем людям (наука, руководст­во людьми, искусство, военное дело, воспитание и т. д.).

Развитие способностей, особенности их проявления во многом зависят от идейной направленности, морально воспитанной воли, увлеченности, страстности, формирующихся на основе интересов. Наличие устойчивых интересов, выраженной склонности может привести к высо­ким результатам в деятельности и стать основой развиваю­щейся способности.

Огромное значение в развитии способностей имеют тру­долюбие и работоспособность человека. Они являются не только незаменимыми условиями развития способностей, но и создают возможность компенсировать недостатки в об­ласти природных задатков, выступают дополнительными ре­сурсами личности.

Таким образом, знание структуры личности клиента социальной работы, механизмов функционирования и изменения ведущих ее составляющих - направ­ленности, эмоционально-волевой сферы, характера, темпера­мента, способностей – является необходимым компонентом профессиональной деятельности  специалиста по социальной работе.


[1] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие вопросы психологии. – С.8-16.

[2] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие вопросы психологии. – С.8-16.

[3] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2005. – С.23-24.

[4]Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2005. – С.70-76.

 

[5] Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.10-28.

[6] Карл Ясперс. Общая психопатология. Пер. с нем. – М., Практика, 1997. – С. 218-219.

[7] Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.33-46.

[8]Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.36-44.

 

[9] Жмуров В.А. Общая психопатология. Иркутск, 1986. 280 с.

[10]Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.44-47.

 

[11] Там же, С.47-58.

[12] Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.58-82.

 

[13] Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. С. 21.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!