Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Предмет психологической науки, ее категории и отрасли
· Предмет и объект психологии.
· Психика, поведение и адаптация.
· Характеристика психических процессов.
· Понятие о психических состояниях. Типичные психические состояния клиентов социальной работы (страх, растерянность, тревога, стресс, фрустрация и т.д.).
· Психические свойства личности.
1.1. Предмет и объект психологии.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Что же является предметом изучения психологии в наше время?
На современном этапе психология занимается изучением целого комплекса явлений, относящихся к психике человека и животного.[1] С помощью одних, таких как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь человек познает окружающий мир и их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют общения между людьми, управляют действиями и поступками и их называют психическими свойствами и свойствами личности и включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
В психологии и поведении человека тесно переплетены биологически заложенные параметры, его индивидуальный опыт и социальная роль, находящаяся в зависимости от социального строя, методов обучения и воспитания и т.д.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг изучаемых явлений входят отношения между людьми в различных объединениях – больших и малых группах, коллективах.
Таким образом, большинство изучаемых психологией явлений укладываются в следующую схему:
Основные типы явлений, изучаемых современной психологией
Процессы |
Состояния |
Свойства |
|
Индивидуальные |
Групповые |
||
Внутренние (психические) |
Внешние (поведенческие) |
||
С помощью этих понятий формируется 12 классов явлений, изучаемых современной психологией[2]:
1. Процессы индивидуальные внутренние (воображение, память, ощущение, речь, творчество, мышление)
2. Состояния индивидуальные внутренние (аффект, переживание, стремление, интерес, потребность)
3. Свойства индивидуальные внутренние (воля, задатки, ригидность, работоспособность, упрямство)
4. Процессы индивидуальные внешние (действие, поступки, мимика)
5. Состояния индивидуальные внешние (готовность, интерес, установка)
6. Свойства индивидуальные внешние (настойчивость, одаренность, фанатизм, трудолюбие, эгоизм)
7. Процессы групповые внутренние (общение, межличностные отношения, формирование групповых норм)
8. Состояния групповые внутренние (сплоченность, психологический климат, групповая поляризация)
9. Свойства групповые внутренние (совместимость, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы)
10.Процессы групповые внешние (межгрупповые взаимоотношения)
11.Состояния групповые внешние (паника, открытость или закрытость группы)
12.Свойства групповые внешние (организованность)
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, связанных с различными областями практики.
Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов охватывают ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию об окружающем мире, получает и преобразует знания. Психология личности изучает свойства, которые определяют поступки и знания человека: эмоции, способности, мотивации, темперамент, характер и воля.
Выделяются так же специальные отрасли психологии. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа человека. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам, а так же изучаются изменения, происходящие при переходе одного возраста в другой.
Педагогическая психология - психология обучения, воспитания, психология учебно-воспитательной работы с детьми.
Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей в разного рода группах.
Психология труда - психологические аспекты научной организации труда (инженерная, авиационная, космическая психология).
Юридическая психология - психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.
Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий, психологические аспекты взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды.
Медицинская психология изучает изменение психических процессов и психического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание заболеваний, психологические основы взаимоотношений между медиками и больным. Медицинская психология тесно взаимодействует с психотерапией и патопсихологией.
1.2. Психика, поведение и адаптация.
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности[3].
Выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития. Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Однако человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.
Понятие функции психики[4] включает все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время достаточно сложно. Более точно можно определить функции психики только в одной сфере - в сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения выделяются три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма и регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т.е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа.
У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.
Кроме этого, регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психическая адаптация.
1.3. Характеристика психических процессов.
1.3.1. Когнитивные процессы
Познание человеком объективной действительности представляет собой сложный процесс[5]. Познание начинается с ощущений. Ощущения, восприятия и возникающие на их основе образы, представления относятся к той ступени познания, которую называют эмпирическим уровнем познания. В основе чувственного познания лежат ощущения.
Ощущение
Ощущением называется отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения возникают в сознании в виде образов, отражающих отдельные свойства предмета или явления. Эти образы являются снимками, слепками, копиями отражаемых предметов и явлений.
Качество - главная характеристика ощущений. По качеству различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, двигательные, равновесия, координации движения, вибрационные, вкусовые, обонятельные, осязательные, болевые, температурные. По силе ощущения могут быть слабыми, средними, сильными. Так, например, звук может быть еле различимым (шорох), средним (разговорная речь) и сильным, резким (вой сирены). По длительности - кратковременным, средним, длительным. Из всех ощущений зрительное занимает центральное место в жизни человека. Благодаря органам зрения человек получает гораздо больше информации, чем с помощью всех остальных органов чувств вместе взятых. Важное место занимают слуховые ощущения. Нормальная работа слуха позволяет человеку правильно ориентироваться в обстановке, пользоваться вербальными средствами связи.
Возникшие ощущения находятся в тесной связи друг с другом. На основе взаимосвязи различных ощущений совершается процесс восприятия предметов.
Восприятие
Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие невозможно без ощущений. Однако кроме ощущений восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимаемый предмет соотносится с различными подобными, но ранее уже знакомыми предметами.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что воспринимаем), речью (мы называем воспринимаемый предмет).
Восприятие характеризуется предметностью, то есть образ восприятия всегда относится к определенному предмету, и целостностью, ибо воспринимаются не отдельные свойства, а предметы в целом.
Восприятия могут быть непроизвольными, возникающими сами по себе, иногда в силу своей необычности, и произвольными, то есть теми, которые мы осуществляем благодаря волевым усилиям.
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Так, например, при восприятии лекции учащийся видит лектора, слышит его речь, записывает ее основное содержание.
В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора восприятия подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные и т. д. Для того чтобы лучше разобраться в сущности восприятия, необходимо рассмотреть его закономерности:
- избирательность, или активность, восприятия - выделение определенных предметов из всего многообразия одновременно воздействующих на человека. Она определяется интересами, установками, потребностями личности.
- апперцепция - зависимость содержания и направленности восприятия от мировоззрения, опыта, настроения человека. Апперцепция бывает устойчивой и временной. Устойчивая апперцепция определяется мировоззрением, знаниями, опытом, профессией; временная - настроением и психическим состоянием.
Искажения восприятия приводят к возникновению иллюзий. Причиной иллюзий может быть недостаточная информация об объекте восприятия, определенный аффективный фон. Тесно связаны с иллюзиями галлюцинации – патологическое восприятие несуществующих объектов.
Следующая закономерность - константность восприятия - это относительное постоянство величины, формы, качества предмета, явления при известном изменении условий их восприятия.
Представление
Представлениями называются образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим.
Представления бывают зрительными (мы как бы видим предметы, которых перед нами нет), слуховыми (мы точно слышим голос, с которым ранее встречались и говорили), обонятельными (представляем запах какого-либо вкусного блюда, которого около нас нет), осязательными (мысленно как бы чувствуем прикосновение к чему-то мягкому, твердому и т. п.).
Представления сходны с восприятиями, на основе которых они возникли, но обладают меньшей яркостью, бывают, как правило, «бледнее» восприятий и отличаются меньшей полнотой и устойчивостью.
Память
Способность к запоминанию, сохранению и последующему воспроизведению, добавлению информации или узнаванию того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.[6]
Память имеет исключительное значение для человека, является главным психологическим условием его развития. Без памяти не может работать мышление, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память позволяет сохранить прежний опыт, в связи с этим ее еще называют кладовой ума.
Память протекает в виде процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.
Запоминание - это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания, прилагаемых волевых усилий.
Непроизвольное - это непреднамеренное запоминание, когда человек не ставит цель запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Как правило, непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление.
Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели запомнить тот или иной материал, события, факты; организуется специальный процесс заучивания, прилагается волевое усилие.
По характеру связей, лежащих в основе памяти, запоминание делится на смысловое и механическое.
Механическое запоминание основывается на многократном повторении. Смысловое - основывается на установлении смысловых связей нового материала с уже известным и между частями данного материала.
Сохранение — второй процесс памяти. Оно зависти от глубины понимания, осмысления материала, от установки на запоминание и значимости для человека. Сохраняемый в сознании материал перерабатывается, он редко остается в своем изначальном состоянии. Все второстепенное, малозначительное забывается.
Противоположным процессу сохранения является забывание. Забывание - это торможение, угасание временных нервных связей. Оно может быть полным, частичным и временным. Процесс забывания ускоряется рядом факторов: отсутствием интереса к воспринимаемому, отсутствием повторения и наличием эмоционального напряжения или переутомления. Забывание - естественный процесс, без которого память не могла бы успешно осуществлять свои функции, поскольку была бы предельно перегружена, и мозг не выдержал бы такой нагрузки.
И последний процесс памяти - воспроизведение, или восстановление в сознании ранее воспринятой информации.
Качества памяти более отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, образовавшиеся при запоминании, от умения пользоваться планом при воспроизведении материала. Здесь важно учитывать ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству.
В зависимости от содержания запоминаемого выделяют четыре вида памяти.
1. Двигательная память, или память на движение - запоминание и воспроизведение человеком движений. Эта память лежит в основе выработки двигательных навыков и привычных движений.
2. Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства, личные переживания событий, фактов, явлений излагаемого материала.
3. Словесная, или смысловая, память - это запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных или услышанных мыслей в словесной форме.
4. Образная память - это память на чувственные представления предметов и явлений.
Кроме этих видов, выделяют также кратковременный и долговременный виды памяти.
Кратковременная память у человека проявляется в тех случаях, когда материал запоминается с целью вспомнить его через короткий срок, а дальнейшее сохранение его считается не актуальным. Долговременная память проявляется тогда, когда изучаемый материал запоминается на длительный срок и даже навсегда. Обычно это материал, который человек считает для себя важным, необходимым. Он группируется, в нем выделяются смысловые опорные пункты, межгрупповые связи.
Мышление
Мышление - психический процесс, благодаря которому человек обобщенно отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними. Мышление позволяет человеку изучать и познавать предметы, сохранившиеся в представлениях, или события, которые должны наступить в будущем.
Процесс мышления проходит ряд этапов. Он начинается с потребности или необходимости что-то понять, уяснить. Это первый этап мыслительной деятельности. Он может быть вызван различными потребностями человека (материальными, духовными и т. д.). Всякий процесс решения мыслительной задачи начинается с анализа и синтеза. Анализ - это дробление, членение чего-либо целостного на части, дифференцирование, выделение, абстрагирование от какой-либо стороны. Синтез - соединение частей, сторон, признаков, обобщение, группировка, создание целого. Анализ и синтез никогда не существуют обособленно друг от друга. Это две стороны единого процесса мышления, составляющие сущность, ядро мыслительного процесса. Анализ и синтез выступают в следующих частных умственных операциях.
Сравнение, то есть сопоставление вещей, явлений, свойств, событий между собой.
Абстракция - выделение главного, существенного, мысленное отвлечение от несущественных признаков.
Конкретизация - это отражение конкретных признаков предмета или явления.
Обобщение - это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку.
Процесс мышления осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это мысль о предмете или явлении, отражающая общие и при этом существенные его свойства, в которой обобщены данные опыта, добытого людьми в процессе общественно-исторического развития.
Следующая форма мышления - суждение. Это форма мышления, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо.
С данными понятиями связан процесс умозаключения, при котором одни суждения выводятся из других.
Различают два основных вида умозаключений:
- индукция - это умозаключение, идущее от единичных фактов к общим выводам.
- дедукция - наоборот, умозаключение, идущее от общего к частному.
Процесс мышления, в котором умозаключение основывается на правильных суждениях, не вызывающих сомнений, называется логическим мышлением. В своей деятельности человек встречается с задачами, очень разными как по содержанию, так и по способу решения. В связи с этим мышление подразделяется на различные виды.
Наглядно-образное мышление проявляется тогда, когда человек решает задачу, используя наглядные образы.
Абстрактно-логическое мышление имеет место тогда, когда для решения задачи используются абстрактные понятия, теоретические знания.
В жизни взрослый человек пользуется всеми видами мышления. Хотя мышление всех людей имеет общие закономерности, у каждого человека в области мышления есть свои индивидуальные особенности.
Внимание
Внимание - это активная сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности при одновременном отвлечении от всего остального[7]. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на предметах и явлениях, осуществляемое без усилия воли.
Произвольное внимание осуществляется с усилием воли.
Послепроизвольное внимание возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, он начинает легко сосредотачиваться на ней. Каждый вид внимания имеет определенные качества или свойства, которые различны у разных людей. К ним относятся: концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение.
Под концентрацией понимается степень сосредоточенности внимания на каком-либо одном объекте. Противоположным качеством является рассеянность. Она заключается в том, что сознание человека не имеет определенной направленности, устойчивости, а переходит с одного предмета на другой, то есть «рассеивается». Важным свойством внимания является его устойчивость, показывающая время, в течение которого человек может сосредотачивать свое внимание на одном или нескольких объектах. Под объемом внимания понимается наибольшее количество объектов, на которых конкретный человек способен сосредоточить свое внимание. Следующим качеством является распределение внимания - это умение одновременно следить за несколькими предметами, сосредоточив в нужный момент свое внимание на одном из них. В ходе деятельности любой человек вынужден переключать свое внимание с одного объекта на другой, с одного действия на другое. Переключением внимания называется сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой. Успех переключения зависит от предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека.
Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание перерастает во внимательность, которая как черта личности имеет большое значение в психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее, способностью к обучению. Круг его интересов и стремлений, как правило, шире, чем у человека невнимательного. Даже при отсутствии интереса к работе он может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии
1.3.2. Эмоционально-волевые процессы в структуре личности
Эмоции и чувства[8] - это субъективное отражение объективного мира в переживаниях. Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Предметы и явления объективного мира, деятельность человека, различные изменения, происходящие в организме человека, являются источником эмоций и чувств. Эмоции и чувства как переживания человека тесно связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Эмоции и чувства играют в жизни человека большую роль, выполняя сигнальную и регулирующую функции[9]. Сигнальная функция показывает (сигнализирует) то, что в окружающей среде, в человеке происходят важные для личности изменения. Регулирующая функция чувств выражается в том, что наряду с мотивами, целями, установками чувства оказывают серьезное влияние на деятельность человека, стимулируя или угнетая ее. Часто переживания выступают в виде самостоятельного мотива. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются результатом и механизмом ее движения. К этому можно добавить, что эмоции и чувства придают деятельности личностный характер. Так, стыд, пробудившаяся совесть, достоинство могут заставить человека отказаться от совершения преступления, а осужденного - стать на путь исправления, осознать свою вину. Эмоции и чувства в деятельности человека играют очень важную роль, являясь одним из «механизмов» ее регуляции.
Чувства, присущие человеку как личности, подразделяются на:
- нравственные;
- практические;
- правовые;
- интеллектуальные;
- эстетические.
Нравственные чувства - это переживания, возникающие в связи с осознанием соответствия или несоответствия поведения человека или поведения других людей, требованиям общественной морали, идеологии. Эти чувства могут быть связаны с мировоззрением, политическими и нравственными убеждениями, идеалами человека. К ним относятся: любовь к Родине, коллективизм, долг, честь, совесть и др.
Тесно связаны с нравственными чувствами практические чувства, которые отражают отношение человека к различным видам трудовой деятельности.
Правовые чувства отражают отношение человека к своим действиям и действиям других людей с точки зрения норм права.
Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называются интеллектуальными чувствами. К ним относятся: любознательность, удивление, сомнение, чувство нового. Эти чувства побуждают человека к интеллектуальной деятельности, положительно влияют на протекание познавательных процессов.
Эстетические чувства - переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей. Чувства прекрасного, безобразного, трагического, комического, возвышенного, низменного тесно связаны с нравственной направленностью личности, с образом жизни. Основные виды чувств дополняют друг друга и тесно связаны со свойствами личности.
Эмоции и чувства можно охарактеризовать не только по содержанию (основные виды), по направленности, но и по силе, длительности, действенности, то есть по форме их проявления. По форме проявления эмоции и чувства подразделяются на эмоциональные процессы и эмоциональные состояния.
Эмоциональные процессы характеризуют период переживания (протекания) какого-либо чувства, его начало, конец, смену одного чувства другим.
Эмоциональные состояния выражаются в виде настроений, аффектов, страстей, увлечений.
Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Настроения далеко не всегда имеют отчетливо выраженную причину. Состояния приподнятости, подавленности, скованности, тревожного ожидания оказывают достаточно серьезное влияние на любую деятельность человека.
Аффект - быстро овладевающее человеком, бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся возможными изменениями сознания, нарушением волевого контроля, ярким внешним проявлением (отчаяние, сильный гнев, панический страх, ярость, сильная ревность, большая радость, раскаяние). Аффекты могут быть физиологическими и патологическими. Страсти - сильные, глубокие переживания, отличающиеся длительностью и устойчивостью, ярко выраженными объектами, направленностью. Страсти могут быть положительными и отрицательными, высокими и низменными. Увлечения близки по своему содержанию и направленности к страстям, но отличаются быстротечностью. Однако при определенных обстоятельствах увлечение легко переходит в страсть.
1.3.3. Волевая сфера личности.
Воля - это способность управлять собой в деятельности с труднодоступными целями. Источником волевой активности являются потребности, осознанные человеком[10].
Наиболее полно сущность воли проявляется в основных видах волевых действий, к которым принято относить:
- простое волевое действие;
- сложное волевое действие;
- особо значимое волевое действие.
Простое волевое действие включает два звена: побуждение к действию и само действие, не отличающееся большими волевыми усилиями.
Сложное волевое действие состоит из трех этапов, или звеньев:
- подготовительного;
- основного, исполнительного;
- заключительного.
На подготовительном этапе формируется цель, происходит борьба мотивов. Нередко данный этап сложного волевого действия отличается большим психологическим напряжением, сложностью переживаний, серьезной умственной работой. На основном этапе происходит реализация принятого решения, исполнение намеченной цели. Основной этап характеризуется преодолением внутренних и внешних препятствий. Внутренние препятствия - это продолжающаяся борьба мотивов. Внешние препятствия - это трудности, встречающиеся при достижении поставленной цели. Заключительный этап характеризуется подведением итогов содеянному, при этом анализируются достигнутые успехи, допущенные промахи, переживается радость достигнутого, которая в будущем будет существенным побудителем для постановки и достижения новых целей, новых сложных волевых действий. Анализируя свои действия после совершения сложного волевого действия, человек накапливает тем самым опыт волевого поведения.
1.4. Понятие о психических состояниях. Типичные психические состояния клиентов социальной работы (страх, растерянность, тревога, стресс, фрустрация и т.д.).
Под психическим состоянием принято понимать сложное, целостное, динамическое образование, во многом определяющее своеобразие всей психической деятельности (протекание процессов, проявление свойств) личности на данном отрезке времени и проявляющееся в повышении ее активности[11].
Психические состояния относятся преимущественно к какой-то отдельной сфере психики (познавательной, эмоциональной, волевой). Однако они характеризуют психическую деятельность человека в целом в течение определенного отрезка времени. Как и психические процессы, психические состояния изменчивы, то есть имеют начало, конец и определенную динамику (стадии протекания). Однако динамика состояний менее выражена, чем динамика психических процессов. Состояния более устойчивы и измеряются большими единицами времени, чем психические процессы. Вместе с тем, психические состояния значительно менее устойчивы, чем свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. Они занимают как бы промежуточное положение в структуре психики, располагаясь между процессами и свойствами личности.
Психические состояния возникают только на основе психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых). Раз сложившись, состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы, определяют тонус и темп отражательной деятельности, избирательность восприятия, внимания, продуктивность памяти, мышления, с другой - способствуют проявлению тех или иных свойств личности.
Психические состояния служат фоном, который может способствовать более рельефному проявлению свойств личности и психических процессов или же маскировке их. Например, состояние волевой активности и готовности искупить свою вину добросовестным трудом и честной жизнью после объявления приговора действует на осужденного мобилизующе, усиливает и обостряет течение всех психических свойств его личности, создавая тем самым благоприятные условия для более быстрого его включения в ритм жизни исправительного учреждения.
Психические состояния человека индивидуально своеобразны, поскольку они неразрывно связаны с индивидуальными особенностями личности и ее нравственными качествами. Вместе с тем, в условиях мест лишения свободы сходные психические состояния свойственны и большим группам осужденных независимо от их типологических и нравственных качеств. Для впервые осужденных типичными являются одни, а для рецидивистов - другие психические состояния. Некоторые состояния могут быть типичными для очень многих осужденных. Например, состояния подавленности, ожидания, ухода в себя, тоски, надежды и др.
Неполный перечень психических состояний позволяет судить об их чрезвычайно большом числе и многообразии:
- состояния настроенности, заинтересованности в своей судьбе, удивления, изумления, недоумения, растерянности;
- состояния сосредоточенности, скуки, надежды и безнадежности, незащищенности, уныния, тоски и обреченности;
- состояния активности, бодрости, спокойствия, угнетенности, подавленности, отчаяния, страха, ужаса;
- состояния бессилия, безразличия и апатии, приподнятости, подъема, агрессивности;
- состояния решительности, нерешительности, уверенности, смущения, робости, ожидания, раскаяния, напряженности и т. д.
Каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние. Так, например, активности противостоит пассивность, уверенности - неуверенность, решительности - нерешительность, удовлетворенности - неудовлетворенность. Эта особенность - переход человека от одного состояния к противоположному - особенно ярко проявляется в необычных условиях, например, в условиях мест лишения свободы.
Наиболее типичными психическими состояниями, свойственными почти всем клиентам социальной работы - осужденным, являются состояния ожидания, надежды или безнадежности, обреченности, незащищенности и мнимой защищенности, тоски, скуки, апатии, фрустрации.
Коротко рассмотрим каждое из этих состояний.
Лишенный свободы постоянно находится в состоянии ожидания следствия, суда, вынесения приговора, отправки в исправительное учреждение, изменений условий содержания, освобождения.
В этом состоянии происходит заблаговременная настройка человека на предстоящие условия жизни и деятельности. Иногда ожидания бывают тягостными для личности.
Человек в состоянии ожидания характеризуется повышенной, иногда неравномерной напряженностью и обострением психических и физиологических функций. Предстоящее освобождение и радует, и пугает его новизной и неизвестностью обстановки на свободе. Возникает масса вопросов: как и куда устроиться на работу, как встретит семья или любимая девушка, коллектив, друзья, товарищи, как сложится жизнь?
Особым состоянием лишенного свободы является надежда на лучшее будущее. Она свойственна всем людям, но у осужденного надежда особого рода - это надежда на изменение судьбы в будущем, в основном после освобождения. Надежда - мощный стимул в исправлении личности.
Состояниями, противоположными надежде, являются безнадежность и обреченность - тяжелые состояния, при которых человек иногда утрачивает перспективу и смысл жизни. В таком состоянии осужденные нередко идут на самые тяжелые преступления в колонии.
Особенно это присуще осужденным к высшей мере наказания, которым в порядке помилования она была заменена максимальным сроком лишения свободы, а также осужденным, страдающим неизлечимыми болезнями.
Лишенным свободы свойственно и такое состояние, как незащищенность. Пройдя все стадии уголовного процесса в качестве арестованного, обвиняемого, подсудимого, осужденного, то есть человека, к которому общество предъявляет особый спрос за содеянное, он считает себя беззащитным перед органами правосудия.
Ему кажется, что они имеют лишь одну цель - сильнее его покарать. В последующем с той же предубежденностью он относится и к воспитателям. Так возникает состояние незащищенности.
Психическим состоянием, типичным для осужденного, является тоска. По выражению М.Н. Гернета, тоска - «краеугольный камень, фундамент тюремной жизни». Тоска по дому, свободе, родным, друзьям с особой силой действует на человека, вырабатывает специфическую тюремную походку, своеобразную мимику, вызывает повышенную возбудимость и раздражимость. Особенно остро тоска проявляется в канун различных праздников, семейных торжеств, после получения писем из дома, окончания свиданий и т. д.
От тоски следует отличать скуку - состояние, при котором понижаются внимание и интерес к окружающей действительности. Скука у осужденных вызывается как внешними условиями (однообразием жизни в ИУ, отсутствием свежих впечатлений, сенсорным голодом), так и субъективными особенностями личности (бедностью духовной жизни, узостью круга интересов, ограниченностью кругозора). Скука - неприятное и тягостное состояние, из которого осужденные пытаются выйти различными путями. Одни усилием воли сосредотачиваются на полезной деятельности (познавательной, трудовой и т. п.), другие ищут развлечений, нередко запретных, третьи издеваются над слабыми, четвертые слоняются из угла в угол.
К типическим психическим состояниям осужденных относится апатия - состояние равнодушия, которое вызывается не только однообразием впечатлений, но часто, наоборот, их чрезмерным количеством. Апатия тягостней скуки и порождает пассивность, парализует волю и интеллект. В таком состоянии осужденные становятся безразличными к своей судьбе, не хотят учиться в школе, трудиться, участвовать в коллективной жизни колонии.
Те или иные психические состояния у осужденных, как правило, не выступают изолировано, а проявляются в комплексе. При этом в каждый данный момент преобладает какое-то одно ярко выраженное состояние, подчиняющее себе остальные и одновременно испытывающее их обратное влияние.
Одним из сложных комплексных психических состояний лишенных свободы является фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Например, при отказе суда в условно-досрочном освобождении. Во фрустрации осужденных объединяются тоска и тревога, безнадежность и обреченность, апатия и др. Фрустрация проявляется по-разному и обуславливает либо особую активность (агрессию, капризность, самоистязания), либо пассивность и бездеятельность человека, в зависимости от силы и субъективной значимости фрустратора.
Все эти психические состояния оказывают существенное влияние на психику, сознание осужденных.
1.5. Психические свойства личности.
1.5.1. Направленность и мотивы деятельности
Направленность личности - это система мотивов, целей, перспектив и установок, сформировавшихся на базе потребностей, побуждающих человека к активности и определяющих избирательность его отношений[12].
В зависимости от сферы проявления различают нравственную, профессиональную и бытовую направленность.
Нравственная направленность человека выражается в его социальной зрелости или отсутствии моральных устоев.
Профессиональная направленность проявляется в устойчивой и сильной привязанности к избранной профессии, в нежелании трудиться по данной специальности или в безразличном отношении к ней.
Бытовая направленность выражается в материальных, житейских, а также культурных и эстетических устремлениях людей, что особенно проявляется в условиях мест лишения свободы.
Направленность личности - важнейшее свойство личности, в котором выражается содержание человека как общественного существа. По направленности можно судить о главных жизненных устремлениях человека, его нравственной ценности и полезности или, наоборот, опасности для общества.
Для уяснения природы направленности рассмотрим потребности, являющиеся ее фундаментом.
Потребности как фундамент направленности личности.
Потребности в жизни человека играют огромную роль. Их разумное удовлетворение и воспитание у граждан - большая социальная проблема.
Потребности - это нужды человека в определенных условиях жизни и развития. Потребности подразделяются на материальные, духовные и функциональные. Ценностно-потребностная сфера личности – это уникальная иерархия индивидуальных потребностей, формирующихся в течение всей жизни индивида под влиянием одобряемой групповым большинством системы общественных ценностей и направляемой системой коллективных ценностей, представляющей собой родовое архетипическое наследие индивида[13]. По значению в жизни человека преобладают материальные потребности. Неудовлетворение материальных потребностей оказывает существенное влияние на функционирование психики человека. Однако поведение человека обусловлено не только материальными потребностями. Большое влияние на него оказывают духовные потребности. Богатство духовных потребностей характеризует высокий уровень развития личности. В то же время наблюдается обратная зависимость: волевая, высокоидейная и морально устойчивая личность может управлять своими потребностями, ограничивать их и даже стать выше своих потребностей, отказаться от их удовлетворения, когда этого требуют интересы общества.
Потребности имеют огромное значение в жизни человека, они являются фундаментом активности жизни человека, на котором возникают мотивы, цели, перспективы и установки.
Мотивы, цели, перспективы и установки в структуре направленности личности.
Мы выяснили, что потребности имеют тенденцию определять направленность личности и уровень ее активности. Отраженная в сознании человека потребность выступает в виде мотива поведения.
Мотивами называются мысли, понятия, представления, идеалы, которые побуждают человека к деятельности, направляя ее на удовлетворение потребностей. Мотивы поведения теснейшим образом связаны с переживанием удовольствия, испытываемого при удовлетворении потребностей и побуждающего человека к повторению подобного действия. Это говорит о том, что эмоции и чувства играют важную роль в мотивации поведения.
Наиболее ярко мотивационная сущность эмоций и чувств проявляется у людей молодого возраста, несовершеннолетних, не имеющих опыта волевого поведения, жизненного опыта. Чем богаче и разностороннее потребности человека, тем разностороннее и устойчивее мотивы, определяющие его поведение.
Мотивы выполняют двоякую функцию:
- побуждают и направляют деятельность;
- придают ей субъективный личностный смысл.
Мотив - это скрытая от постороннего взгляда истинная причина действий и поступков человека. Мотивы деятельности отличаются друг от друга содержанием и уровнем развития, широтой, силой действенности и активности, степенью сложности и противоречивости, индивидуальной неповторимостью, ситуативностью и опосредованностью. Мотивы - динамичные образования. В ходе деятельности они изменяются, преобразуются, и их дальнейшее развитие происходит под влиянием ряда условий, в частности, под влиянием опыта других людей, а также в связи с анализом собственных действий.
Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно разнообразны. Отличаются они друг от друга прежде всего видом потребности, которой они отвечают. Их принято делить на низшие (влечения, желания, стремления) и высшие (интересы, склонности, идеалы, мировоззрение).
Влечение - это испытываемая человеком потребность, не связанная с ясным представлением нужды в чем-то определенном. В основе влечения лежит нечетко осознанная потребность, которая переживается человеком в данный момент. Влечение часто совершенно необъяснимо.
Желание - осознанная потребность, то есть потребность, связанная с ясным представлением некоторой цели, достижением которой потребность удовлетворяется.
Стремление - глубоко осознанная потребность, связанная не только с ясным представлением нужды в чем-то определенном, но и с ярко выраженным волевым усилием для ее удовлетворения. В отличие от желания, стремление - более активный, сильный и устойчивый мотив, побуждающий человека ставить ясно осознанные цели, выбирать средства, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты, и направлять усилия на их достижение.
Интерес. Под интересом понимают такой мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес носит избирательный характер и проявляется в активном сосредоточении внимания и мыслей на определенных предметах или явлениях. Так, например, один человек имеет особый интерес к шахматам, другой - к футболу, третий - к радиоделу, четвертый - к технике.
Склонности. Постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность, которая проявляется в направленности человека не просто на предмет, а на процесс деятельности. Склонность характеризуется содержанием; значимостью для общества, коллектива и личности; устойчивостью и выраженностью. Склонность - сильный побудитель к деятельности и поступкам человека. Человек с выраженной склонностью всегда добивается в своей области значительных результатов.
Идеал. Под идеалом понимается высшее воплощение человеческих стремлений и конечная цель устремлений личности. Идеал выступает и в качестве побудителя к деятельности, и в качестве цели деятельности, и в качестве объекта для подражания.
Мировоззрение. Мировоззрение человека - это стержневое свойство личности и ведущий, главный мотив его деятельности. Мировоззрение - это прочно выработанная система убеждений и взглядов на развитие природы, общества и человеческого мышления. Оно накладывает отпечаток на все стороны психики человека, на все психические процессы и свойства личности. С развитием мировоззрения меняется весь облик человека, вся совокупность особенностей его поведения и действий, его характер, привычки и наклонности. Мировоззрение оказывает существенное влияние на все мотивы поведения человека, и, прежде всего, на интересы и идеалы.
Являясь системой мотивов, целей и перспектив, сложившихся на базе потребностей, направленность личности находит свое проявление в установках.
Под установкой следует понимать определенную форму направленности на объект деятельности. Она тесно связана с мотивом, целью и вытекает из них.
Установка содержит в себе цель и соответствующую настроенность психических процессов или в целом личности на осуществление той или иной деятельности или на торможение собственной активности. Установка оказывает существенное влияние на поведение и эффективность деятельности человека. Например, исправление осужденного будет проходить значительно успешнее, если у него выработана установка на исправление.
Выделяют три вида установок.
1. Установка на осуществление отдельного психического акта, например, на восприятие или запоминание того или иного события, явления, факта.
2. Ситуативная установка, проявляющаяся в поведении и переживаниях человека в определенной ситуации. Ситуативная установка чаще всего характеризуется тем, что поведение человека не соответствует привычному для него образу жизни, а полностью определяется ситуацией.
3. Личностная установка проявляется в готовности человека постоянно вести себя определенным образом. В личностных установках проявляются истинные свойства личности, поэтому их формирование имеет большое значение.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: направленность личности как сложная многоплановая психологическая структура включает взаимопереплетающиеся, переходящие друг в друга компоненты: мотивы, цели, перспективы, установки, формирующиеся на базе потребностей.
1.5.2. Особенности проявления темперамента
Темпераментом называется совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности человека. Проявление темперамента в жизни людей самое многообразное. Например, одну и ту же работу разные люди с разными темпераментами выполняют по-разному: если холерик в работе больше проявляет страстность, упорство, может работать, порой не думая об отдыхе, то флегматику в большей степени свойственна осмотрительность, расчетливость, неторопливость. Физиологическая характеристика темпераментов имеет большое значение в том, что темперамент признается психологами единственным врожденным свойством личности.
Великий русский ученый академик И.П. Павлов экспериментально доказал, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, соотношения основных ее процессов - возбуждения и торможения, которые отличаются по силе, уравновешенности, подвижности.
Сила нервных процессов определяется их способностью выдерживать большие нервные нагрузки без ущерба для дальнейшей нервной деятельности. Это качество в определенной степени зависит как от знаний, опыта человека, так и от типа нервной деятельности. Например, поведение людей в критических ситуациях во многом определяется силой нервных процессов.
Уравновешенность нервных процессов означает соответствие состояния возбуждения состоянию торможения. Преобладание одного процесса над другим говорит о неуравновешенности нервных процессов и всей нервной системы.
Подвижность - это быстрота смены одного процесса другим: возбуждения торможением и наоборот. Подвижность обеспечивает приспособление к неожиданным и резко изменяющимся обстоятельствам, быстроту перестройки условно рефлекторных связей (привычек).
Рассмотрим краткую психологическую характеристику темпераментов.
Холерик. Люди с преобладанием холерического типа темперамента отличаются быстротой реакции на внешние раздражители. В случае невоспитанности - вспыльчивы и резки. Настроение у них неустойчивое. Для достижения поставленных целей проявляют максимум усилий, однако могут резко бросить дело и испытывать к нему безразличие. Их деятельность характеризуется цикличностью. В отношении с людьми нестабильны, часто стремятся к лидерству.
Сангвиник. Сангвиники отличаются подвижностью, они быстро адаптируются в коллективе, достаточно легко осваивают требования распорядка и дисциплины. В случае невоспитанности отличаются быстрой сменой увлечений (несерьезностью) в поведении. Склонны заниматься только интересным делом. Вообще этот тип темперамента чаще принадлежит людям, отличающимся продуктивностью в работе, однако многое зависит от направленности личности.
Флегматик. По физиологической характеристике флегматический тип характеризуется как сильный, уравновешенный, малоподвижный. Малоподвижность нервных процессов оказывает большое влияние на проявление многих особенностей, свойств человека. Так, флегматики осторожны, медлительны, осмотрительны. Свои чувства выражают редко, терпеливы, усидчивы, начатое дело доводят до конца.
Меланхолик. Меланхолики склонны к глубоким переживаниям, очень обидчивы и ранимы, отличаются пониженной активностью. В новой обстановке чувствуют себя неуверенно. Требуют к себе чуткого внимания. Хорошо себя чувствуют только в хорошем коллективе. Меланхолики требовательны к себе и другим людям, отличаются внимательностью.
У каждого типа темперамента есть сильные и слабые стороны, поэтому в социальном плане в жизни нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Темперамент проявляется вместе с другими свойствами личности: характером, направленностью, способностью.
В социальной работе необходимо различать типы темпераментов. Знание темперамента помогает социальному работнику предвидеть (в некоторой степени) поведение клиента в определенных ситуациях.
1.5.3. Характер
Характер - это совокупность наиболее выраженных, относительно устойчивых и тесно взаимосвязанных черт конкретной личности, которые определяют ее отношение к действительности и проявляются в поступках и поведении.
Характер формируется на базе привычек и неотделим от них. Под привычками понимаются сформировавшиеся действия, выполнение которых стало потребностью. Привычки имеют большое значение в жизни человека. Выделяют следующие виды привычек:
- профессиональные (доводить начатое дело до конца, содержать рабочее место в чистоте, проявлять ответственность, находчивость);
- нравственные (быть правдивым, честным, доброжелательным, внимательным или, наоборот, эгоистичным, мстительным, лицемерным и т. д.);
- эстетические (испытывать радость при общении с природой, видеть прекрасное в отношениях между людьми или, напротив, не видеть безобразного в действительно безобразном, испытывать удовольствие при отвратительных формах общения и взаимоотношений);
- гигиенические (следить за чистотой тела, помещения и др.).
Как положительные, так и отрицательные привычки многообразны. На их основе формируются разнообразные черты характера:
- черты и свойства характера, определяющие идейную направленность характера (отношение к своему отечеству, к своей службе и др.).
- волевые черты (самостоятельность или несамостоятельность, дисциплинированность или недисциплинированность, настойчивость и др.);
- интеллектуальные черты (наблюдательность, находчивость);
- эмоциональные черты (страстность, эмоциональная отзывчивость, жизнерадостность и т. д.);
- черты, выражающие отношение осужденного к труду, коллективу, отдельным людям, самому себе (трудолюбие, отзывчивость, ответственность, доброта, скромность и др.).
1.5.4. Способности в структуре личности
Способности - это совокупность свойств личности, обусловливающих успешность обучения определенной деятельности, выполнение ее и совершенствование в ней. Способности человека всегда соотносятся с конкретной деятельностью, поэтому имеют количественную и качественную характеристики.
Со стороны качества способность оценивается сложным комплексом психологических особенностей, обеспечивающих успех деятельности различными путями. Качественная сторона способностей открывает перед каждым человеком широкие возможности выбирать различные профессии, добиваться совершенства в них. Количественная сторона способностей показывает степень выраженности того или иного психического, психофизиологического компонента, входящего в данную способность. Неспособность - это не просто отсутствие способности, а отрицательная способность. Динамика успеха человека в той или иной деятельности характеризует способности с их количественной стороны.
Способности можно подразделить на группы в зависимости от сложности (элементарные и сложные), от степени общности (общие и частные). Выделяют следующие группы:
- общие элементарные способности, присущие всем людям и лежащие в основе всех других способностей. К ним относятся психические познавательные процессы - ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, овладение специальным опытом, нормами общественного поведения и т. д.;
- частные элементарные способности, присущие не всем людям: музыкальный слух, пластичность движений, тонкое обоняние, глубина мышления, уровень развития памяти, воображения и т. д.;
- общие сложные способности, присущие в какой-то степени всем людям, проявляются в возможности овладения знаниями, определенной деятельностью;
- частные сложные способности, развившиеся в результате интенсивной деятельности в той или иной области, присущие далеко не всем людям (наука, руководство людьми, искусство, военное дело, воспитание и т. д.).
Развитие способностей, особенности их проявления во многом зависят от идейной направленности, морально воспитанной воли, увлеченности, страстности, формирующихся на основе интересов. Наличие устойчивых интересов, выраженной склонности может привести к высоким результатам в деятельности и стать основой развивающейся способности.
Огромное значение в развитии способностей имеют трудолюбие и работоспособность человека. Они являются не только незаменимыми условиями развития способностей, но и создают возможность компенсировать недостатки в области природных задатков, выступают дополнительными ресурсами личности.
Таким образом, знание структуры личности клиента социальной работы, механизмов функционирования и изменения ведущих ее составляющих - направленности, эмоционально-волевой сферы, характера, темперамента, способностей – является необходимым компонентом профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
[1] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие вопросы психологии. – С.8-16.
[2] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие вопросы психологии. – С.8-16.
[3] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2005. – С.23-24.
[4]Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2005. – С.70-76.
[5] Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.10-28.
[6] Карл Ясперс. Общая психопатология. Пер. с нем. – М., Практика, 1997. – С. 218-219.
[7] Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.33-46.
[8]Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.36-44.
[9] Жмуров В.А. Общая психопатология. Иркутск, 1986. 280 с.
[10]Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.44-47.
[11] Там же, С.47-58.
[12] Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С.58-82.
[13] Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. С. 21.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!