Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Психологическая подготовка сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях"»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

 

Глава III. Теория психотехнологии комплексной подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях

 

 

Под профессиональной подготовкой мы понимаем процесс целенаправленного формирования у сотрудников устойчивости и подготовленности к успешным действиям в различных условиях деятельности[1].

К видам профессиональной подготовки относят общую и специальную подготовку. Первое направление связано с формиро­ванием и поддержанием общей подготовленности сотрудников  во всем объеме учебной программы (Рис. 2). Второе направление нацелено на формирование профессиональной готовности для выполнения специальных задач в ЭС (Рис 3). Указанные виды профессиональной подготовки неразрывно связаны, составляют единое целое, определяют движение друг друга. Вместе с тем основным направляющим видом является первый (общая профессиональная подготовка), что требует ее тщательного исследования в целях эффективной организации.

Для организации профессиональной подготовки необходимо в зависимости от служебной деятельности сотрудников:

§      уточнить, какой вид или совокупность видов профессиональной подготовки необходимо реализовать;

§      определить с учетом основных задач и особенностей вида подготовки основные разделы учебной, боевой, физической и психологической подготовки;

§      конкретизировать темы, формы и методы занятий.

Задачи профессиональной специальной подготовки направлены на то, чтобы:

§      формировать у сотрудников необходимые качества, специальные навыки и умения, способствующие эффективному выполнению профессиональных действий в обычных и ЭДД;

§      эффективно исполнять свои должностные обязанности, связанные с обеспечением режима, надзора, трудоиспользования осужденных, их исправлением и ресоциализацией, привитием навыков правопослушного поведения после освобождения;

§      повысить устойчивость сотрудников к действию стресс-факторов, типичных для экстремальных условий деятельности.

 

       
 
   

C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2.Топологическое  представление общей подготовленности сотрудников.

Примечание: тактическая подготовленность (A); физическая, техническая подготовленность к ведению рукопашного боя (B); готовность умело использовать предметы экипировки (C); готовность к применению огнестрельного оружия (D); психологическая подготовка (E).

 


 

 

 

 

               
   

C

 

 
   

E

 

 

A

 

     

D

 

 
   

B

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 3. Топологическое представление специальной подготовленности сотрудников к выполнению задач в ЭС.

Примечание: тактическая подготовленность (A); физическая, техническая подготовленность к ведению рукопашного боя; готовность умело использовать предметы экипировки; готовность к применению огнестрельного оружия; психологическая подготовка (E).

 

Среди причин актуализации проблемы профессиональной подготовки, факторов, определяющих параметры решения данной задачи, можно выделить:

1.    резкое усложнение социальной, в том числе уголовно-исполнительной, деятельности;

2.    трудности и противоречия в реформировании общественной и государственной жизни, разрешить которые без переориентации кадров невозможно;

3.    проявление кризисных явлений в организационной, управленческой теории и практике, к предмету которой относится организация профессиональной подготовки кадров;

4.    заметное отставание отечественной практики от зарубежной в решении задачи профессионализации кадров;

5.    появление в результате проводимой структурной перестройки диспропорции в развитии различных областей общественной и государственной практики, отставание последней, прежде всего в материальном обеспечении, от коммерческих структур, что заметно усилило падение престижности службы, увеличило некомплект кадров, во многом связанный с уходом в первую очередь квалифицированных работников в коммерческие структуры;

6.    необходимость решения стоящей ранее, актуализация по указан-ным выше причинам чрезвычайно сложной и не выполнимой задачи – перехода на интенсивные методы организации работы, что в свою очередь, требует резкого повышения эффективности профессиональной подготовки кадров, создания условий, способствующих максимальному раскрытию и использованию потенциальных возможностей каждого сотрудника;

7.    научно-технический прогресс, создавая новые более благоприят-ные условия для дальнейшего развития общества, одновременно вносит качественно новые элементы в работу уголовно-исполнительных учреждений и органов, что требует обязательного их учёта при органи-зации профессиональной подготовки сотрудников этих учреждений;

8.    складывающееся десятилетиями и отчетливо заметное в последний период противоречие между профессиональной подготовкой работников УИС и содержанием их профессиональной деятельности.

Последнее к настоящему времени достигло такой степени, что стало определяющим фактором современного состояния организации профессиональной подготовки кадров и одной из основных причин наличия существенных недостатков в работе, серьезным тормозом в уголовно-исполнительной деятельности, исправлении осужденных. Этим фактором определяется современное состояние профессиональной подготовки кадров в УИС.

На основании профессионализации подготовки кадров УИС предполагается обеспечение обучаемых достаточным объемом знаний и практических навыков для квалифицированного выполнения должност-ных обязанностей, проводиться только в интересах практической деятельности, осуществляемой в данной системе. Отсюда вытекает необходимость строгого соответствия организации профессиональной подготовки содержанию профессиональной деятельности сотрудников.

Термин «психотехнология» имеет непосредственное отношение к практическим действиям, которые терминологически определяются понятием «психотехника». Психотехника – практическое управление психическими явлениями и процессами[2].

В кратчайшем содержании понятие психотехнологии было сформулировано Е. В. Руденским, который определил её так: «Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми»[3].

Применительно к нашему пониманию подготовленности сотрудников УИС к ЭС психотехнология – это организованная деятельность, связанная с психическим воздействием на личность сотрудника, построенная в виде этапов, операций (способов действий), методов, соответствующих определённым специфическим социальным структурам в целях её совершенствования. Это в результате обеспечивает сотруднику адаптацию, стрессоустойчивость, и психологическую регуляцию поведения в ЭС профессиональной деятельности, а также эффективную реализацию её целей и задач.

К числу таких составляющих готовности к действиям в ЭС, обеспечивающих, по мнению Е. А. Рябова и Д. А. Фалилеева,  комплексную основу и общей специальной подготовки сотрудников УИС можно отнести:

I. Тактическую подготовленность должностных лиц в опасных и кризисных ситуациях;

II. Физическую и техническую подготовленность к ведению рукопашной схватки;

III. Готовность умело использовать предметы экипировки;

IV. Готовность к применению огнестрельного оружия;

V. Психологическую подготовку.

На рисунках 2 и 3 в топологической форме представлены основные составляющие основные элементы общей и специальной подготовлен-ности. Для простоты восприятия материала читателю на рисунках этим элементам даны соответствующие обозначения в виде заглавных латинских букв A, B, C, D, E, что также оговаривается в примечаниях этих рисунков.

Данное топологическое (местное) расположение элементов подготовленности сотрудников УИС на рисунке 2 объясняется тем, что общая подготовка имеет базовый характер для отдельно взятого сотрудника УИС. И поэтому на рисунке 2 изображён лишь один из ста двадцати случаев соотношения её составляющих.

Для того, чтобы выявить все случаи взаимного расположения между элементами подготовленности, необходимо воспользоваться формулой Pm = m!. В нашем случае, если мы произведём подстановки в данную формулу для исчисления всевозможных перестановок A, B, C, D и Е, то получим выражение P5 = 5! = 1×2×3×4×5 = 120. Это значит, что количество взаимных расположений для заданных пяти элементов  соответствует 120 случаям.

Далее, если рассмотрим подробно рисунок 2, то заметим, что границы каждой составляющей из пяти имеет совершенно иное расположение, в отличие от предыдущего рисунка 3. То есть, психологическая подготовка (ПП) к действиям в ЭС имеет общую внутреннюю границу со всеми четырьмя пограничными территориями A, B, C и D. Это предполагает то, что находясь в ЭУ, ЭС сотрудник испытывает необходимость в чрезмерном контроле над своей эмоционально-волевой сферой и в предельной собранности при исполнении служебного долга, руководствуясь в своих действиях рамками закона. Расположение данных элементов предполагает случай, который можно объяснить на языке математики числом сочетаний. Воспользовавшись этим понятием, мы можем получить ответ на вопрос, чему же равно это число сочетаний для элементов A, B, C, D с учётом местоположения E, представленного на рисунке 3. 

Речь идёт о том, что формула числа сочетаний    позволяет высчитать, какое количество сочетаний не вызывает у нас противоречий с поставленной задачей в теоретическом исследовании соотношения ПП (E) c другими элементами A, B, C и D подготовленности сотрудников УИС к действиям в ЭС. Рассматривая рисунок 2, и, осуществляя подстановки в формулу для исчисления числа сочетаний, видно, что выражение  =  даёт в результате единственный случай сочетания E с другими элементами подготовленности.

Можно прийти к выводу о том, что психологическая сущность этого результата такова, что ПП сотрудников УИС к действиям в ЭС является основным (связующим) элементом наряду с другими видами подготовленности. В-вторых, ПП является центральной регулирующей инстанцией в ЭС при реализации потенциалов тактической, технической и других видов подготовки. Наконец, в-третьих, в  каком бы порядке не сочетались все элементы подготовки относительно ПП, их эффективность в ЭС и ЭУД всегда будет зависеть от качества ПП.

Тактическая готовность сотрудников в ЭС включает такие действия:

а)    диагностику обстановки и поведения правонарушителей;

б)   принятие оперативного решения и разработку плана деятельности;

в)    применение различных мер воздействия на правонарушителей в целях разрешения возникшей ситуации.

Например, физическая подготовленность сотрудников, прежде всего, предполагает развитие у них общефизических качеств: силы, скорости, выносливости и ловкости. Техническая подготовленность к ведению единоборства складывается из трёх групп умений:

1) умений наносить удары кулаками и ногами;

2) умений выполнять защитные действия и блоки;

3) умений проводить болевые и удушающие приемы.

Эффективное использование предметов экипировки в опасной ситуации невозможно без выработки устойчивой мотивации на применение защитных средств

Искусство применения огнестрельного оружия в ЭС требует развития у сотрудников следующих устойчивых умений:

1) умений стрелять по мишеням (неподвижным, движущимся, грудным, в полный рост и т. д.);

2) умений стрелять из различных положений (стоя, сидя, лежа, не целясь от живота и т. д.) и после физической нагрузки;

3) умений стрелять в различных условиях видимости (днём, вечером, ночью и т. д.), на улице и в помещении;

4) умений быстро обнажать оружие.

ПП к действиям в ЭС образуется из сформированных познавательных, эмоциональных, морально-психологических, волевых и коммуникативных качеств сотрудников. В совокупности эти качества характеризуют его психологический потенциал по отношению к деятельности в ЭС.

Особенное значение для уверенного и надежного поведения в ЭС имеет профессиональная подготовленность, содержащая в себе сформировавшуюся составляющую ПП сотрудника к действиям в ЭС. Именно, подготовленность в отношении выбора адекватной тактики поведения, эффективного использования различных средств воздействия на правонарушителей (психологических приемов, физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия) и владение методами психологической регуляции представляют собой необходимую предпосылку к успешной деятельности в ЭС.

Важным способом профилактики и пресечения правонарушения является оценка степени принадлежности человека к криминальной или воровской среде. Наблюдение за поведением и внешним обликом некоторых людей с учетом определенных признаков может с достаточной степенью достоверности свидетельствовать о том, что они были судимы и отбывали наказание в местах лишения свободы, имеют конкретную воровскую специальность, а многие из них настроены на продолжение преступной деятельности. К попыткам таких лиц совершать определенные действия, вступать в контакт следует относиться с настороженностью. Кроме того, не исключено, что среди этих людей могут оказаться лица, бежавшие из мест лишения свободы, а также находящиеся в розыске. Следует учесть, что обычно ранее судимые и совершившие преступления лица пытаются скрыть свое прошлое от окружающих, сохраняя намерение на продолжение преступной карьеры. Вместе с тем элементарная бдительность никогда не помешает, а, наоборот, принесет пользу.

К числу основных методов, посредством которых возможна диагностика причастности человека к криминальной среде, следует отнести:

а)    оценку речи (присутствия или отсутствия элементов уголовного жаргона, направленности и содержания речевой деятельности и т. д.);

б)   изучение и оценку внешнего вида (одежды, прически, наличия или отсутствия татуировок и т. д.);

в)    оценку динамики общения и окружения человека (специфики коммуникаций, порядка обращения людей друг к другу, употребления в общении кличек, содержания предмета коммуникаций и т. д.);

г)    анализ динамики личного поведения человека. Оценка речевых актов общения, уголовный жаргон.

К числу психофизиологических состояний людей предрасположен-ных к агрессивному поведению относятся последствия приёма алкоголя и наркотиков опьянение, а также психопатии. Нахождение лица в любом из этих состояний часто создает предпосылки для совершения им противоправного посягательства, осознанного или неосознанного совершения насильственных действий в отношении должностных лиц по поддержанию правопорядка. Своевременная диагностика опасного состояния у конкретного лица позволяет предпринять соответствующие профилактические, защитные меры в отношении его действий. Основными приемами диагностики являются наблюдение и беседа с лицом, вызывающим подозрение. При этом подлежат анализу различные характеристики вербального и невербального поведения лица, его реакции на слова и замечания сотрудников, степень согласованности речевых высказываний с конкретными поведенческими актами.

В состоянии алкогольного опьянения снижается уровень критичности и самоконтроля человека, изменяется характер восприятия других лиц и их речевых сообщений, нередко повышается степень импульсивности, невыдержанности н агрессивности. Можно выделить конкретные поведенческие показатели, соответствующие каждой из трех стадий опьянения имея в виду, что с точки зрения охраны правопорядка наиболее опасны легкая и средняя степени опьянения.

Стадии опьянения (поведенческие характеристики):

1.    Легкая. В состоянии легкого опьянения человеку свойственны эйфория, повышение самооценки и концентрации внимания, повышенная самоуверенность, обидчивость. Движения активизируются. Наблюдается гиперемия, нередко ведущая к изменению цвета лица (покраснение). Человек в этом состоянии переоценивает свои физические и интеллектуальные возможности.

2.    Средняя. При выраженном алкогольном опьянении теряется чувство меры в отношении к окружающим, обнажаются инстинкты, реакции на внешние раздражители приобретают явную аффективную окраску.

Малозначительные факты могут вызвать гнев, ярость и т. д. Теряется связанность мышления, двигательные реакции нарушаются, наблюдается заметное пошатывание при ходьбе, понижается болева чувствительность, снижается, в значительной мере, ориентировка в окружающем пространстве.

3.    Тяжёлая. Эта степень опьянения характеризуется усилением тормозящего действия алкоголя на нервную систему. Нарушается ориентировка в окружающем пространстве. Наблюдаются серьезные затруднения при движении, склонность к вялости, сонливости, резко снижается болевая чувствительность. Нарушаются вегетативно-сосудистые функции, выражающиеся в повышенном слюноотделении, рвоте, усилении диуреза. Угнетение нервной системы усиливается и в последующем наступает сон.

У человека, злоупотребляющего наркотиками, постепенно происходят личностные изменения, ведущие к развитию таких качеств как лживость, безразличие к окружающим, безответственность, черствость и др. На более поздних этапах наркотизации наблюдается резкое сужение круга жизненных интересов. Наркоман начинает жить исключительно интересами наркотизации. У хронического наркомана часто можно наблюдать следы от уколов, мешки под глазами, неспособность к систематическим трудовым нагрузкам, уклонение от любого вида труда.

Чрезвычайной ситуацией для хронического наркомана является абстиненция, то есть состояние, вызванное отсутствием наркотиков. У него резко ухудшается самочувствие, развивается озлобленность и агрессивность, появляется желание получить дозу наркотиков любой ценой, не зависимо от возникающих препятствий. В этом состоянии наркоман очень опасен, так как он готов ради получения наркотиков совершить насилие, кражу или иное противоправное деяние.

Важным обстоятельством в ситуации опасности является выявление лиц, имеющих психические аномалии, и вероятностная оценка их поведенческих реакций.

Особенно опасны галлюцинаторные проявления у больного. Под влиянием вербальных приказов «голосов» больной может совершить опасный поступок (убийство, насилие, самоубийство и др.). Объективно галлюцинации проявляются в том, что больной постоянно к чему-то прислушивается, внимательно смотрит в одном направлении, что-то сам себе шепчет и т. д.

Психопатия. С точки зрения охраны правопорядка представляют интерес возбудимый, истерический и мозаичный типы психопатии. Возбудимый психопат характеризуется взрывчатостью, психической напряженностью, нетерпимостью к окружающим, властностью, подозрительностью, неуживчивостью, злопамятностью и обидчивостью. При истерической психопатии больные в состоянии эмоционального возбуждения склонны к агрессии или суицидальным попыткам. В случае мозаичной психопатии больные при встрече с затруднениями проявляют гнев, раздражительность и импульсивность.

Форма сотрудников правоохранительных органов все чаще используется преступниками для совершения различных преступлений. Приобрести её в настоящее время очень легко, так как соответствующие форменные знаки отличия (погоны, звезды, шевроны, фуражки и т. д.) и составные элементы форменной одежды можно купить в специальном магазине. Преступники в форме, могут, предъявив незаконный ордер на обыск, ворваться в квартиру, остановить прохожего или автомобиль с водителем, а затем ограбить, избить, отнять ценные вещи, деньги, отобрать автомашину.

Для распознания подобных преступников целесообразно воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Во-первых, необходимо тщательно ознакомиться с удостоверениями и иными процессуальными документами (ордерами на обыск, арест и т. д.). Если какие-либо детали удостоверения личности и других документов вызывают сомнение, то надо найти возможность связаться по радиосвязи или позвонить по телефону в орган внутренних дел, сотрудниками которого представились проверяемые, и уточнить их должности и фамилии. По поводу ордеров на обыск или арест целесообразно позвонить в прокуратуру или суд, выдавшие эти документы. При этом необходимо не ослаблять бдительности и быть готовым к возможной агрессии, нападению или побегу проверяемых лиц. Только удостоверившись в подлинности удостоверений сотрудников милиции и других документов, можно оказывать им соответствующую профессиональную помощь.

При чтении служебного удостоверения целесообразно обращать внимание на его следующие реквизиты: специальное звание, фамилию, имя, отчество, должность сотрудника, наименование подразделения, в котором он состоит в конкретной должности; действительно ли удостоверение и не просрочен ли срок его действия; личный №; дату выдачи удостоверения. Безусловно, надо удостовериться в соответствии изображения на фотографии облику его владельца, не забывая о том, что преступник может просто переклеить фотографию на похищенное удостоверение. Следует внимательно осмотреть качество бумаги на удостоверении, а также убедиться, не представляет ли оно собой тщательно выполненную ксерокопию.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на соответствие форменной одежды, одетой на проверяемом человеке, уточнить, не является ли форма одежды устаревшей или вовсе отмененной. Большое значение имеет диагностика полноты форменной одежды, так как часто преступники в спешке допускают путаницу элементов принятой формы одежды с деталями гражданской одежды. Например, форменная милицейская куртка и знаки различия, погоны, петлицы, шевроны в зависимости от их расположения и установки могут дать дополнительную информацию о том, кем является проверяемый — профессиональным сотрудником или самозванцем. Возраст человека, может не соответствовать специальному званию, то есть очень молодой по возрасту может иметь солидное офицерское звание (старший лейтенант капитан и т. д.) или, наоборот, пожилой человек иметь звание рядового состава.

В-третьих, большой возможностью для диагностики обладают речь и общение преступников. В разговорной речи следует, прежде всего, выделить обращение друг к другу. Известно, что среди личного состава правоохранительных органов принято обращение либо по званию («товарищ сержант», «товарищ лейтенант», «товарищ капитан» и. т. п.), либо по имени и отчеству. В преступном мире, как уже отмечалось, особое значение в общении играют клички, причем обращение преступников друг к другу по кличкам переходит в элемент подсознания и слабо контролируется. Поэтому даже настроенный на самоконтроль преступник в форме, обращаясь к своим напарникам, иногда проговаривается. Целесообразно также следить за грамотностью и культурой речи, правильным употреблением юридических терминов, обращать внимание на вежливость и тактичность в общении, что присуще сотрудникам-профессионалам и отсутствует у бандитов в форме.

Не секрет, что преступный мир активно вооружается. Преступники незаконным путём овладевают значительным количеством оружия, которое используют для совершения противоправных посягательств, «разборок», устранения конкурентов и т. д.

Одним из признаков, указывающих на наличие у человека пистолета, является асимметричная походка. Суть ее заключается в том, что человек делает более короткий шаг на стороне пистолета, находящегося в кармане или заткнутого за пояс (с правой или левой стороны). Например, пистолет, заткнутый за пояс с правой стороны, будет стеснять движения правой ноги, поэтому шаг правой ногой становится уже шага левой ногой. Следует также учесть стесненный взмах руки со стороны пистолета, которая инстинктивно будет ближе к телу, как бы охраняя оружие.

При подъеме по лестнице или в гору пистолет в кармане или за поясом может изменить положение. В связи с этим человек, имеющий оружие, старается быстрым круговым движением руки привести пистолет в исходное состояние. Внимательный наблюдатель может заметить эти действия и сделать вывод о наличии оружия. Замечено, что при беге человек, прячущий пистолет, склонен придерживать оружие рукой.

Когда вооруженного человека останавливают, то он старается повернуться так, чтобы оружие оказалось подальше от остановившего его сотрудника. Это может проявиться в едва заметном движении бедра или легком повороте. Одновременно рука инстинктивно делает движение туда, где спрятано оружие.

В целях обеспечения личной безопасности сотрудники УИС должны обладать умениями диагностики агрессивных намерений подозреваемых и проверяемых лиц. Своевременное выявление открытой враждебности позволяет предупредить или локализовать с негативными минимальными последствиями противоправное посягательство.

Известно, что комплекс враждебности по отношению к другому человеку образуют три фундаментальные эмоции: 1) гнев; 2) отвращение (отвращение-возмущение); 3) презрение (презрение-неуважение). Проявляемая враждебность по отношению к требованиям и законным действиям сотрудников УИС достаточно часто ведет к агрессивным действиям в виде физического (отталкивание, удары, драка и т. д.) или психического (оскорбления, угрозы) насилия. Поэтому значимой в диагностике указанных эмоций по их внешним проявлениям и поведенческим реакциям является враждебность со стороны правонарушителей.

Конечно, не всегда демонстрируемая враждебность перерастает в непосредственную агрессию против сотрудников. Вместе с тем осторожность и разумная бдительность обладают совместимостью в случае любого контакта с проверяемым, подозреваемым или правонарушителем. При принятии конкретных решений о действиях сотруднику необходимо учитывать демонстрируемую правонарушителем триаду эмоций враждебности: гнева – отвращения – презрения.

Промежуточное положение между переживанием эмоций враждебности и агрессивными физическими действиями подозреваемого или правонарушителя занимает речь. Речевые высказывания в ответ на справедливые требования сотрудника могут принимать форму несогласия, отрицания, пререкания, доказывания правоты, неуважения, ругани и оскорблений.

Наблюдения и исследования показывают, что при переживании человеком эмоций враждебности возможны различные поведенческие реакции:

§      действия, направленные на приобретение пли удержание контроля над собой и ситуацией;

§      словесное или физическое нападение на объект эмоций;

§      действия против объекта или ситуации, вызывающие определённые эмоции;

§      импульсивные и нерациональные действия;

§      действия, направленные на оценку отношений (ты меня уважаешь?);

§      действия, направленные на избегание неприятной ситуации;

§      высокомерные действия;

§      действия, направленные на сокрытие мыслей и чувств;

§      действия, направленные на сдерживание эмоций н чувств.

В процессе контакта необходимо обращать внимание на реакции подозреваемых или правонарушителей, несущих в себе угрозу прямого нападения на сотрудников:

а)    сокращение пространственной дистанции подозреваемым (правонарушителем) между ним и сотрудником;

б)   высказывание угроз и оскорблений;

в)    сжимание и разжимание кистей рук, что свидетельствует о крайнем раздражении;

г)    сжимание пальцев в кулак;

д)   периодические удары себя кулаком в грудь, обычно характеризующие высокий уровень нервного возбуждения;

е)    принятие поз агрессивности (упереться кулаком в бок или выставить кулак вперед или угрожать кулаком);

ж)  наклон туловища назад, свидетельствующий о пренебрежении к сотруднику;

з)    постукивание ногой, что является признаком нервозности;

и)   принятие оборонительной позы (руки, скрещенные на груди) или агрессивной позы (борцовская или боксерская стойка).

Целесообразно обращать внимание на взгляд правонарушителя: взгляд в сторону (пренебрежение); долгий неподвижный взгляд в глаза сотруднику (желание подчинить себе и доминировать в общении); бегающий взгляд (неискренность, обман); сужение зрачков (блеф, обман).

Успешность действий в ЭС зависит от адекватности и целостности оценки сотрудником личностных качеств, физических возможностей, степени владения холодным и огнестрельным оружием правонарушителем, его целей и мотивов поведения. Перед сотрудниками возникает задача по оперативному составлению психологического портрета правонарушителя. Обоснованный и достоверный портрет личности подозреваемого или правонарушителя позволяет с большой степенью вероятности прогнозировать поведение и выбрать соответствующие ситуации способы воздействия с целью пресечения противоправного посягательства.

Конечно, подобный портрет имеет выраженную прикладную направленность и число личностных параметров, включаемых в его структуру, ограничено. Причём даже из перечня указанных характеристик сотрудник вправе выбрать только те, которые ему необходимы для успешного пресечения правонарушения, задержания виновных и обеспечения личной безопасности:

§      возраст;

§      национальность;

§      словесный  портрет;

§      внешний облик и одежда;

§      пол;

§      телосложение;

§      физическая подготовленность;

§      владение приёмами рукопашного боя;

§      признаки наличия, холодного и огнестрельного оружия;

§      наличие подручных средств (зонта, трости, металлической палки и т. д.);

§      особые приметы внешности;

§      конституциональные особенности;

§      цели поведения;

§      мотивы действий;

§      степень искренности в общении;

§      признаки сокрытия оружия;

§      отношение к требованиям сотрудника;

Криминально-психологические особенности:

§      причастность к уголовной среде;

§      авторитет;

§      вор в законе;

§      низкий статус в воровской среде;

§      преступная квалификация и специализация;

§      число судимостей;

§      рецидивист;

§      особо опасный рецидивист;

§      участие в преступных организациях;

§      степень владения холодным и огнестрельным оружием;

§      воровские связи;

§      кличка;

§      татуировки;

§      уголовный жаргон;

§      особенности речевых и невербальных реакций в процессе общения;

§      мимика;

§      пантомимика, одежда;

§      самооценка правонарушителя, высказывания окружающих;

§      имеющаяся информация о преступной деятельности и судимостях.

ЭС развиваются на фоне риска, неопределенности информации и психической напряженности сотрудника.

Можно выделить три вида реакций, влияющих на принятие решений:

1)   мобилизацию, усиливающую подвижность и гибкость мышления, нахождение оригинальных альтернатив мышления, предусмотрительность и прогнозирование последствий. Сокращается время принятия решения, раскрываются потенциальные возможности личности работника. Этот вид реакций благоприятен для разрешения опасной ситуации;

2)   расстройство, проявляющееся в уменьшении пластичности и подвижности мышления, в сокращении числа рассматриваемых альтернатив и появлении тенденций к выбору слишком общих и недостаточно определенных вариантов действия («глобальность реакций»). При расстройстве деятельности снижается качество принимаемого решения и уровень его осуществления;

3)   деформацию, характеризующую полное нарушение действий по принятию решения. Сотрудник не способен найти рациональный вариант поведения, его решения стереотипны, часто случайны и не учитывают конкретных факторов ситуации опасности. Нередко последствия выбора альтернативы действий не прогнозируются. Деформация возникает вследствие сильных эмоций, проявлений чувства страха, злости, гнева, неумения управлять своими эмоциональными переживаниями. Разумное и обоснованное решение в случае деформации поведения сотрудника в принципе невозможно.

Таким образом, можно прийти к выводу, что принятие решения в ЭС зависит от профессиональной мотивации и самообладания сотрудника, его умений регулировать свои психические состояния и устранять негативные эмоции страха, гнева, тревоги и т. д.

Важную роль при принятии решения играет наличие объективной и достоверной информации о подозреваемых, правонарушителях, обстановке места происшествия.

Кроме разнообразных данных о правонарушителях, о которых говорилось выше, необходимо иметь по возможности полную информацию об обстановке в целом:

§      улице (ее расположении, наличии на ней жилых домов, чердаков, мест укрытия и т. д.);

§      времени действий и состоянии погоды;

§      о лицах, сопровождающих подозреваемого или правонарушителя (их числе, степени знакомства, уровне организованности и взаимодействия, сопротивлению и конфликту) и прочее.

По уровню активности и степени согласия сторон в общении выделяются отношения сотрудничества уклонения от сотрудничества и конфликтные отношения.

Основной целью сотрудника является достижение постепенного перехода посредством применения различных приемов психологического воздействия на правонарушителей от конфликтных отношений, враждебности и сопротивления к отношениям сотрудничества.

Важным условием достижения этой цели является владение сотрудником техникой использования вербальных и невербальных средств воздействия, а также применения различных приемов психологического воздействия.

Наблюдения свидетельствуют, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная и размеренная манера речи. К неречевым выразительным качествам голоса относят специфические звуки, произносимые в процессе общения (смех, кашель, вздохи, шепот, плач и др.).

Социально-психологические исследования показывают, что в акте коммуникации людей слова составляют 7%, звуки и интонации – 38% и неречевые (невербальные) способы воздействия – 55%. Поэтому эффективность влияния сотрудника на другого человека напрямую связана с владением им арсеналом неречевого канала общения. Элементами невербального общения являются:

1)   взгляд;

2)   межличностная дистанция (проксемические явления);

3)   мимика, пантомимика и жесты;

4)   прикосновения.

Взгляд является эффективным, средством воздействия на другого человека. Выделяют разновидности взгляда:

§      прямой;

§      в сторону;

§      исподлобья;

§      снизу;

§      сверху;

§      сквозь;

§      фиксированный;

§      быстрый;

§      бегающий;

§      твёрдый;

§      беспокойный;

§      социальный;

§      интимный и др.

Дистанция между сотрудником и правонарушителем выполняет различные функции. С одной стороны, – это обеспечение личной безопасности, а с другой стороны, от правильного расположения между людьми зависит эффективность психологического воздействия. В социальной психологии выделяют четыре зоны межличностного пространства человека, которые соответствуют:

1)   интимной дистанции, варьирующей от прямого контакта до 45 см от тела партнера по общению;

2)   личной дистанции в пределах от 45 см до 1,2 м, позволяет людям в процессе взаимодействия находиться на расстоянии вытянутой руки;

3)   социальной дистанции, изменяющейся от 1,2 м. до 3,5 м, при которой возможность физического соприкосновения заменяется голосовым контактом. Этот вид межличностной дистанции чаще всего применяется при непосредственном взаимодействии с правонаруши-телями и ведения с ними переговоров;

4)   публичной дистанции более 3,5 м, которой следуют при проведении публичных мероприятии, собраний, заседаний, занятий и т. п.[4]

Дистанция характеризуется также спецификой взаимного расположения партнеров («лицом к лицу»; «плечом к плечу»; наличия между ними преграды – забора, штакетника, стены, стеклянной двери, окна и т. д.). От выбора сотрудником правильной пространственной позиции порой зависит эффективность воздействия на правонарушителей. Например, человек, стоящий на возвышении осознанно и чаще неосознанно пытается доминировать над партнером по общению, а контакт при отсутствии возможности наблюдать за мимикой лица значительно осложняется и т. п.

Часто искренность собеседника определяется по мимике. Оказывается, солгать словами достаточно просто, а лицом это сделать очень трудно и удается немногим людям.

Жесты занимают особое место в процессе общения, так как от них в значительной мере зависит взаимопонимание. Обычно выделяют пять групп жестов:

1)     жесты-регуляторы, выражающие отношение человека  к кому-либо или чему-либо (кивок головой, целенаправленное движение рукой и т. д.);

2)     жесты-аффекторы, отражающие эмоции человека (поднятый большой палец руки, сжатый кулак и т. д.);

3)     жесты-иллюстраторы, усиливающие возможности понимания (движение рукой, представляющее круг, жест «отмашки», движение рукой, представляющее соединение воображаемых предметов и т. д.);

4)     жесты-эмблемы, заменяющие слова или фразы (сжатые руки на манеру рукопожатия людей означают «здравствуйте» и т. д.);

5)   жесты-адапторы, отражающие привычки людей (почесывание отдельных частей тела или лица, касание партнера, перебирание предметов или манипуляции с ними и т. д.).

Для сотрудника важным является умение понимать притворные жесты, особенности которых заключаются в следующем:

а)    они преувеличивают слабые эмоции (за счет усиления движений рук и корпуса);

б)   подавляют сильные волнения (за счет умышленного ограничения движений рук и корпуса);

в)    представляют собой ложные движения, не соответствующие содержанию общения (как правило, такие движения начинаются с конечностей и заканчиваются на лице).

Основу психологического приема воздействия составляет определенная информация, которая передастся подозреваемому или правонарушителю особым образом в точно определенном объеме, в сознательно выбранное сотрудником время, с сопровождением передачи информации комментариями и соответствующими эмоциями и т. д.

Каждый психологический прием воздействия имеет конкретную цель: информирования, достижения согласия, изменения модальности поведения партнера по общению, достижения отношении сотрудничества, вселения неуверенности, дезориентации и т. д.

Смутить противника, вселить в него неуверенность, доказать собственное превосходство, а потом неожиданно перейти к главному и, не давая опомниться, нанести решающий удар. Такой прием называется «вынудить человека потерять свое лицо». Недаром считается что «потерявший лицо» не в силах долго сопротивляться.

При выборе конкретного приема психологического воздействия на подозреваемого или правонарушителя следует учитывать личностные качества и интересы, мотивацию правонарушителя, криминальный или противоправный опыт поведения, вид пресекаемого противоправного действия, возраст, профессию, национальность, образование и т. д.

Из сказанного ясно, например, что чем агрессивнее правонарушитель, тем спокойнее и выдержаннее должен быть сотрудник, стараться не допустить эскалации агрессии и насилия.

Практика несения службы показывает, что в целях избегания обострения отношений с правонарушителями нельзя:

§      провоцировать и повышать голос;

§      сквернословить и ругаться;

§      угрожать и оскорблять;

§      оправдываться;

§      вести себя высокомерно и  иронизировать;

§      передразнивать и непристойно жестикулировать;

§      вступать в спор;

§      проявлять формализм и бюрократизм;

§      обвинять правонарушителя в глупости.

Что это?

1.    Умение быстро анализировать и оценивать ситуацию, учитывая свои возможности и возможности правонарушителей.

2.    Умение оперативно собрать достоверную информацию о ситуации и поведении подозреваемых, правонарушителей.

3.    Умение без колебания принять решение и составить четкий план действий по разрешению конфликтной ситуации.

4.    Умение не обнаруживать своих намерений и подготовительных действий.

5.    Умение вести психологическую борьбу и вербально управлять кризисной ситуацией.

6.    Умение быстро изготовиться и применить оружие или спецсредства.

7.    Умение использовать местность, обстановку, укрытия для защиты и нападения.

8.    Умение маскироваться и правильно выбирать позицию.

9.    Умение согласованно действовать с напарником, в составе группы.

10. Умение создавать прикрытие и оказывать помощь напарнику.

11. Умение использовать помощь граждан при разрешении конфликтных ситуаций с правонарушителями.

12. Умение проводить диагностику степени причастности человека к криминальной среде.

13. Умение выявлять неискренность в поведении человека и диагностировать принятие им на себя несвойственной роли.

14. Умение визуально  обнаруживать спрятанное подозреваемым оружие.

15. Умение визуально определять подлинность предъявляемых документов.

16. Умение обнаруживать лиц в опасном состоянии (алкогольном или наркотическом опьянении либо имеющих психические аномалии) и оценивать их поведение.

17. Умение выявлять противоправные намерения подозреваемых.

18. Умение оказывать психологическое воздействие на правонарушителя (ей).

19. Умение вести переговоры с правонарушителями.

20. Умение по применению установленных правил при проверке документов, остановке транспортного средства, задержании и конвоировании правонарушителей.

21. Умение проводить личный обыск подозреваемых или правонарушителей.

22. Умение проводить задержание подозреваемых или правонарушителей.

23. Умение использовать для самозащиты физическую силу.

24. Умение управлять собой в опасной ситуации и снимать чувство страха.

25. Умение быстро и бесшумно передвигаться в опасной ситуации, «не открывая» правонарушителю (ям) спину.

26. Умение быстро ориентироваться в сложной, меняющейся обстановке.

27. Умение разбираться в психологических особенностях подозреваемого или правонарушителя.

28. Умение оценивать и использовать при воздействии психические состояния правонарушителя.

29. Умение предугадать намерения правонарушителя и опередить его.

30. Умение перехитрить, застать правонарушителя врасплох.

31. Умение вызвать у правонарушителя растерянность, страх, потерю самоуверенности и бдительности.

32. Умение вербально, при помощи слов оказывать влияние на правонарушителя (ей) с целью отказа от противоправных действий.

33. Умение создавать угрозы, которые у правонарушителя (ей) вызывают напряжение, неуверенность, страх.

34. Умение маневрировать, менять тактику и способы действий в опасной ситуации.

35. Умение использовать для самозащиты специальные средства, оружие и подручные средства.

Техническая подготовленность сотрудника заключается в уверенном, эффективном и быстром выполнении им различных приемов рукопашного боя. Основными составляющими технической подготовленности являются следующие качества, знания и умения:

§      знание основных теоретических положений и принципов применения приёмов рукопашного боя;

§      умение легко передвигаться и занимать правильное положение тела в целях сохранения устойчивого равновесия;

§      знание требований, предъявляемых к хорошей стойке и удобному положению тела;

§      умение наносить удары руками, кулаком, локтем, кистью, пальцами, ногами, головой, плечами, туловищем;

§      умение осуществлять защитные действия, блоки, отбивы, толчки;

§      умение защищаться от ударов невооруженного противника или вооруженного ножом с помощью подручных средств (палки, веревки, камней);

§      знание уязвимых болевых точек на теле противника;

§      умение осуществлять защиту при угрозе огнестрельным оружием или попытке противника обезоружить сотрудник;

§      умение проводить броски, удержания, болевые и удушающие приемы;

§      знание основных способов освобождения от захватов противника;

§      умение связывать поверженного противника при отсутствии наручников;

§      знание основных способов взаимодействия и взаимопомощи сотрудников при совместном ведении рукопашной схватки с правонарушителями;

§      знание основных способов освобождения от захватов при осуществлении защитных действий и контратаки;

§      знание тактики применения боевых приемов при задержании вооруженных преступников;

§      умение вести рукопашный бой с несколькими противниками;

§      натренированность в проведении приемов защиты и контратаки при возникновении типовых ситуаций сопротивления правонарушителей.


[1] Казак Б.Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Монография/ Под ред. С.Н. Пономарева, С.А. Дьячковского. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. С. 208 – 210.

[2] Коптелов Ю. В. Очерки психологии труда. М., 1986. С. 37

[3] Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера : учебное пособие. М., 1997. С. 4.

[4] Бороздина Г. В. Психология делового общения : учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. С. 10-49.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!