Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Психологическая подготовка сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях"»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

Глава II. Психологическая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях наряду с другими видами профессиональной подготовки сотрудников УИС

 

2.1  Психологическая подготовка к действиям
в экстремальных ситуациях наряду с другими видами профессиональной подготовки

 

Психологическая подготовка (ПП) представляет собой целенаправленный процесс формирования психологических качеств, необходимых для надёжного выполнения профессиональных задач в обычных (привычных) и экстремальных (необычных), а иногда боевых условиях. Однако, как будет показано ниже, ПП сотрудников УИС становиться наиболее эффективной, если она осуществляется в комплексе с другими видами подготовки к ЭС. Речь идёт о физической, боевой и других видах подготовки сотрудников УИС.

Задач, касающихся психологической подготовки сотрудников УИС для успешной деятельности в ЭС достаточно много. Основными из них на наш взгляд  являются[1]:

§      обеспечение знания сотрудникам УИС индивидуальных особенностей;

§      формирование психологических качеств у сотрудников, обеспечивающих устойчивость к различным трудностям (бессонница, усталость и прочее);

§      формирование потребностно-мотивационой сферы сотрудников, стимулирующей у них творческий потенциал необходимый для разрешения различного рода психологических трудностей (личных, деловых);

§      повышение уровня сплочённости в профессиональных группах (коллективах) сотрудников в ЭС;

§      формирование индивидуального стиля деятельности сотрудников необходимого для успешной реализации профессиональных задач в нестандартных условиях;

§      развитие волевых качеств личности сотрудников (выдержка, самообладание, организованность, целеустремлённость и многие другие) необходимых для достижения профессиональных целей в ЭС.

§      формирование психологических защитных механизмов у сотрудников, обеспечивающих совладающее поведение (копинг-поведение) в ЭС.

Подготовка сотрудника к действиям в ЭС предполагает приобретение такого опыта (знаний, умений и навыков):

§      убеждённости в юридических знаниях и безупречное владение законодательной базой, определяющую правовую основу деятельности сотрудника УИС;

§      умения контролировать свои действия согласно принципам, детерминирующих цели и задачи УИС на современном этапе её развития (гуманность, комплексность и прочее);

§      навыка принятия нестандартных решений, если это вызвано экстремальностью, непредвиденностью сложившихся обстоятельств;

§      навыка самоподготовки к физическим и психологическим противоборствам в процессе выполнения служебных обязанностей;

§      умения защищать собственные права и если необходимо права осуждённых в экстремальных ситуациях;

§      навыками физического противоборства, сочетающимися с уверенностью владения оружием;

§      владения знаниями и умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

§      умения вступать в доверительный контакт с осуждёнными и сотрудниками, а также с гражданскими лицами в конфликтных ситуациях;

§      умение предвосхищать агрессивные намерения людей и снижать её в процессе общения с ними.

Формирование опыта, связанного с успешными действиями в ЭС предусматривает такие методы обучения, которые могли бы максимально приблизить сотрудников к условиям экстремальности.

Речь идёт о таких условиях занятий в процессе подготовки к деятельности сотрудников в ЭС, которые вызывают у них автоматизмыдействия, при которых наличествующие знания, умения и навыки могут быть использованы с особой лёгкостью, быстротой и уверенностью и практически без сознательного контроля.

То есть, для эффективного обучения навыкам сотрудников к  действиям в ЭС, необходимым и достаточным  является то, чтобы их навыки по ходу ПП преобразовывались в привычки.

Приближение условий психологической подготовки сотрудников УИС к ЭС может осуществляться благодаря включению в учебные занятия задач наиболее сходных с реальными  ситуациями.

Особое значение для подготовки сотрудников к ЭС имеют различного рода экстремальные воздействия, относящиеся к психологическим стресс-факторам[2].

К ним имеют отношение:

1.    Опасность – ситуация угрозы здоровью и жизни.

2.    Внезапность – неожиданное для человека изменение обстановки в ходе выполнения специальных задач.

3.    Неопределённость – отсутствие, недостаток либо противоречивость информации о содержании или условий выполнения профессиональной либо специальной задачи.

4.    Новизна – наличие ранее неизвестных сотруднику элементов в ЭУ, что определяется профессиональным опытом конкретного сотрудника УИС.

5.    Наращивание темпа действий – искусственное создание дефицита времени на выполнение специальных задач, либо простое увеличение частоты выполняемых специалистом действий.

6.    Воздействие на психику и поведение сотрудника УИС различных психотравмирующих факторов ЭС.

К ним можно отнести такие факторы:

1.    Зрительные (визуальные): разрушение зданий, техники, сооружений, ландшафта. А также имеют место фактор наличия огня, возгорающихся построек, пожарища, разрывы и разломы. Возможно наличие фактора присутствия трупов, раненых и пострадавших людей.

2.    Слуховые (аудиальные): грохот, рёв, людские стенания, гул.

3.    Тактильные (осязательные): вибрации, давления, невесомости, деформации и прочие.

4.    Демонстрационные (показательные): демонстрация кино- и видеофильмов, фотографий с реальными событиями побегов и бунтов, показ способов подготовки побега осуждёнными и т. д.

5.    Моделированные (искусственные): воздействия осуществляемые путём технических средств, снарядов, макетов с выработкой ожидаемых знаний, умений и навыков действия в ЭС.

Специалисты считают, что наибольшая эффективность действия в ЭС для сотрудников УИС достигается только тогда, когда комплекс вышеуказанных воздействий используется при условии систематических занятий психологической подготовкой. А также при наличии тщательно спланированной последовательности проведения занятий ею по принципу – от отработки эффективности действий в простейших ЭС для этих сотрудников до наиболее усложнённых ситуаций. Психологическая подготовка сотрудников УИС планируется с учётом их психологических качеств.

Результатом психологической подготовки является психологическая готовность сотрудников к реальной профессиональной деятельности в экстремальных условиях (ЭУ). Основными критериями психологической готовности сотрудников УИС является:

1.    Гуманистическая установка на профессиональную деятельность.

2.    Руководство действий сотрудников в ЭС обуславливается принципом правозначимости поведения.

3.    Глубокое осознание служебного долга и важности выполняемых задач.

4.    Осознание необходимости самосовершенствоваться в физическом, нравственном и прочих отношениях.

5.    Повышение уровня адаптивности к ЭС подразумевает:

§      готовность волевой сферы;

§      общую эмоциональную устойчивость;

§      стрессоустойчивость в ЧС, ЭСД и ЭУД;

§      эмоциональная стабильность к изменчивым условиям психологического климата среди сотрудников;

§      сохранение креативности мысли после взысканий со стороны руководства.

С уровнем психологической готовностью сотрудников УИС в большинстве случаев коррелирует уровень физической готовности. Известно, что занятия боевой и  физической подготовкой повышают самооценку (самоуважение) сотрудников. В свою очередь, это ведёт к эффективности в выполнении в боевых задачах, связанных с риском для жизни самих сотрудников соответственно сопровождающихся ЭС.

Речь идёт именно о том, что в процессе систематического развитии физических знаний, умений, навыков и привычек по ходу занятий боевой и физической подготовкой у  сотрудников УИС успешно формируются важные их психологические качества (самоотверженность, целеустремлённость и прочие).

Под физическим развитием понимается – комплекс морфологических и функциональных показателей развития организма человека (сотрудника) его физических качеств и двигательных способностей, обусловленных внутренними (психофизиологическими) факторами и жизненными условиями (возможно и ЭУД)[3].

В ситуациях боевых действий подразделений внутренних войск специального назначения на территории Чеченской Республики для эффективности проведения боевых операций особое значение имела адаптация (акклиматизация) в условиях гор и предгорий Северного Кавказа, что являлось одной из существенных задач психологической и физической подготовки.

Психофизиологическая адаптация – это комплекс психофизиологических реакций, обеспечивающих приспособление к изменяющимся условиям внешней (природной) среды, направленных на поддержание относительного постоянства внутренней среды индивидуума (организма и психики) – гомеостаза. Устойчивость гомеостаза сотрудника определяется надёжностью функционирования его систем организма способных к ней [4].

В рамках опыта выполнения служебно-боевых задач сотрудниками УИС существует необходимость комплексной подготовки. При этом наряду с психологической и физической подготовкой существует, например, конкретная информационная боевая подготовка и многие другие.

Информационная подготовка включает:

§      обоснование профессиональных целей и задач, стоящих перед сотрудниками;

§      изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников;

§      осведомлённость об особенностях конфликтных ситуаций и их причинах, обычно имеющих место при взаимоотношениях между сотрудниками и осуждёнными;

§      изучение этнопсихологических особенностей лиц иных национальностей, отбывающих наказание.

Боевая подготовка предполагает приобретения нижеследующего опыта у сотрудников.

1.    Отработку навыков обращения со всеми видами стрелкового оружия, которые могут быть использованы в ходе конфликтов с осуждёнными (пистолет, автомат, пулемёт и прочее).

2.    Отработку навыков ведения огня из различных положений, условий передвижения.

3.    Отработку навыков обращения с взрывчатыми и химическими веществами.

4.    Изучение и отработку навыков вождения сотрудниками автотранспортных средств (мотоцикл, грузовая машина и прочее).

5.    Отработку навыков использования технических средств связи и поддержания связи всевозможными способами.

6.    Овладение навыками использования приёмов активного и оборонительного рукопашного боя как индивидуально, так и в группе, обезоруживания, захвата осуждённых и их же сопровождения (конвоирования).

Рукопашный бой является частью специальной физической подготовки. Систематические занятия рукопашным боем сотрудниками приводят к формированию таких психологических и физических качеств личности как выносливость, смелость, ловкость, быстрота и находчивость. Это позволяет сотрудникам УИС сохранять спокойствие и решительность даже в ситуации смертельной угрозы.

Таким образом, на основании вышесказанного можно заключить, что ПП в рамках профессиональной деятельности сотрудников УИС, как одна из составляющих профессиональной подготовки, формируется под воздействием целого комплекса таких видов подготовок, как физическая, тактическая, огневая и т. д.

 


2.2  Постэкстремальные последствия воздействий социальных факторов на психику сотрудников УИС

 

Совокупность факторов, оказывающих влияние на психофизическое состояние человека и его поведение в экстремальных ситуациях и вызывающих стресс, обычно называется стрессорами, либо стрессогенными факторами[5].

В частности Г. С. Човдырова Предлагает следующую классификацию стрессогенных факторов (стрессоров), связанную с экстремальной деятельностью в силовых структурах МВД России, которые имеют место в ЭСД сотрудников УИС.

1.    Стрессоры повседневной напряжённой профессиональной деятельности. К ним относятся особенности различных сфер деятельности регламентируемых приказами, нормативными документами и прочее.

На основании полученных результатов исследования данных стрессоров удалось определить:

Во-первых, основными причинами их возникновения является доминирующий в УИС авторитарный стиль руководства, который, как правило, не располагает руководителей к учёту психологических особенностей личности подчинённых сотрудников. То есть чрезмерная придирчивость, требовательность, превышение служебных полномочий и безразличное  отношение к половым (гендерным) различиям руководителей различного ранга к сотрудникам, возведённая до норм служебных отношений, представляет собой стрессор.

Во-вторых, несостоятельность (непоследовательность) организации и руководства кадрами, полное отсутствие индивидуально-психологического подхода к сотрудникам, а также психологически безграмотное отношение руководителей разных рангов к созданию и поддержанию психологического климата среди сотрудников, приводит к конфликтным ситуациям, последствием, которых является также стресс.

В-третьих, бюрократическая система руководства и управления не только в силовых структурах, но и в других ведомствах России затрудняет выполнение профессиональных задач. Бюрократия – система государственного управления, по которой все дела сосредоточены в руках центральной и местной власти. Она действует главным образом письменным производством («концелярществом») через назначаемых, зависимых и безгласных должностных лиц[6]. Это приводит наиболее талантливых и творчески настроенных сотрудников во многих конфликтных ситуациях к разочарованию в своих возможностях, потере интереса к профессиональной деятельности. Вследствие этого происходит отток талантливых специалистов, особенно в среде сотрудников УИС и МВД во многих случаях фрустрированных, и находящихся в стрессовых состояниях.

2.    Стрессоры деятельности в экстремальных ситуациях. В зависимости от экстремальности от ЭУД стрессогенность может быть разнообразной по своему проявлению и содержанию. Военные действия порождают свои стрессогенные факторы, техногенные катастрофы – свою специфику. Экстремальные события, связанные с деятельностью сотрудников УИС диктуют такие особенности:

§      во многих случаях угрозу жизни;

§      значительную ответственность за жизнь осуждённых, чем за личную жизнь;

§      стрессоры, связанные с пристальным вниманием к соблюдению всех юридических требований в рамках профессиональных требований к трудовой деятельности;

§      переизбыток в отношении количественного состава осуждённых (в некоторых случаях более 100 человек) – это в два раза превышает нормы;

§      прибавка в приказном порядке должностных обязанностей, например у начальников отрядов, колоний, однако при сокращении отдельных штатных единиц среди сотрудников, приводит к чрезмерным психофизиологическим перегрузкам и руководителей, и подчинённых;

§      стрессоры, связанные с семьёй – чувство любви, переживания, связанные с рождением детей, развода, смерти, болезни близких людей. Но и ролевое недовольство супружеством, либо статусом супружества и т. д.;

§      стрессоры морально-этического характера (чувства сожаления, связанное с ответственностью за жизнь подчинённых, осуждённых, невинных людей и т. д.;

§      стрессоры социальных ситуаций: изоляция от социума (армейская служба, сексуальная депривация, длительная болезнь и прочее, крайняя неудовлетворённость служебным положением или выбором профессии).

3.    Стрессоры временного воздействия (кратковременные и долговременны). К кратковременным стрессорам можно отнести такие, которые длятся у сотрудников от нескольких часов до нескольких суток:

§      вызывающие депрессию, тревогу, страх, фрустрацию, при встрече с осуждёнными;

§      вызывающие болезненные ощущения, воспоминания, а также физической усталости, переутомления и дискомфорта;

§      стрессоры, вызывающие состояние цейтнота (дефицита времени) при выполнении профессиональных задач (сдача отчёта о приделанной работе);

К стрессорам долговременного действия (от нескольких месяцев до нескольких лет) можно отнести:

§      продолжительные психофизиологические нагрузки, частые бессонные ночи, неблагоприятный психологический климат в окружении сотрудников, усталость, переутомление (дежурства, монотонность трудовой деятельности, бессмысленные задания руководства, выводящие сотрудников из себя, психологические последствия частых служебных проверок, последствия нарушения графиков отпусков) и многое другое.

4.    Визуально-психические стрессоры (зрительное восприятие убитых, раненых сотрудников или осуждённых, разрушения, как последствие вандализма осуждённых и т. д.)

5.    Слуховые стрессоры (гул, стенания, грохот, иногда бряцание посуды и т. д.)

6.    Осязательно-обонятельные (вибрации, воздушные потоки, запахи газов, резкие перепады температуры и влажности воздуха и т. д.).

В соответствии с тем, что любая классификация претендует на полноту и многообразие излагаемого явления, в данном случае – стрессогенные факторы сотрудников УИС, однако каждая классификация имеет относительно положительные и отрицательные стороны, как и предложенная выше.

Совокупность стереотипных и ответных реакций человека на действия различных раздражителей реакций, реакций защитного типа обозначены канадским учёным Г. Селье «как общий адаптационный синдром».

Данный синдром проходит следующие стадии:

1.    тревоги, которая сопровождается ослаблением сопротивления организма (фаза шока), но затем включаются защитные механизмы индивидуума;

2.    сопротивления (фаза адаптации), при которой напряжение систем функционирования организма достигается его приспособлением к новым условиям;

3.    истощения, при котором выявляются несостоятельность защитных механизмов и большой расход энергии организма, что приводит к нарушению согласованности его функциональных систем.

Как утверждает Ганс Селье, на первой стадии мобилизуются все ресурсы организма (физиологические и биохимические), что на органном уровне способствует быстрой оборонительной реакции. Однако отдельные личности не выдерживают такой мобилизации и в итоге у них могут возникнуть «острые реакции на стресс», что очень заметно на психопатологическом уровне их проявления. По своей сущности данные реакции являются посттравматическими, но так как они у сотрудников УИС возникают в экстремальных условиях, то в этом случае они могут называться постэкстремальными рекциями на стрессогенные факторы.

Считается, что на данной стадии человек может находиться в «предстартовом состоянии» – физически и психологически себя чувствует мобилизовано.

На второй стадии, возникают психологические шансы противостояния стрессу. Наблюдается переход адаптационная перестройка гомеостатических механизмов организма. Человек приобретает опыт устойчивости и уверенности в себе и в своих действиях.

При наступлении удачной приостановки действия стрессогенных факторов, наступает очередная стадия.

Приспособительные возможности организма снижаются, при этом наступает усталость. Человек начинает постепенно поддаваться стрессорам, имеющих не только внешнюю, но и внутреннюю природу. Вновь возникают тревожные состояния, как и на первой стадии развития стресса. При этом крайне необходима психологическая помощь, связанная с психотерапевтической и медикаментозной помощью.

При частых стрессах, что у сотрудников УИС может происходить систематически в процессе деятельности, повышается риск развития как инфаркта миокарда, инсульта, язвы желудка, гипертонии, так соматических расстройств согласно МКБ-10 F45[7].

Учёным удалось установить, что фаза устойчивого сопротивления стрессогенным факторам характеризуется резким усилением деятель-ности определённых отделов головного мозга, что сопровождается ускоренным расходом медиатора нервных импульсов – норадреналина, от которого зависит противостояние факторам стресса.

В связи с последствиями ЭС, возникающих в результате действия психогенных факторов, у сотрудников УИС появляются психические нарушения.

Ниже совершается попытка привести основные психические расстройства, связанные с постэкстремальными (постстрессовыми) последствиями у сотрудников УИС:

1.    острая реакция на стресс;

2.    посттравматические стрессовые расстройства;

3.    расстройства приспособительного характера;

4.    кратковременные депрессивные реакции, обусловленные расстройством адаптации;

5.    пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации;

6.    смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации;

7.    расстройства адаптации с преобладанием нарушения других эмоций;

8.    расстройства адаптации с преобладанием нарушения поведения;

9.    другие специфические преобладающие симптомы, обусловленные расстройством адаптации;

10. смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации;

11. другие реакции на стресс;

12. реакции на тяжёлый стресс неуточнённые.

Вышеназванные расстройства приведены из перечня расстройств по рубрике F43 МКБ-10 – реакции на тяжёлый стресс и нарушения адаптации.

Другими словами, наличие психосоциального стресса не является необходимым и достаточным условием для объяснения вышеуказанных расстройств. Эти психические расстройства представляют собой крайние последствия тяжелейшего стресса или пролонгированной (продолжительной) травмы. ЭС как правило содержат в себе стрессовые события, которые продолжительно ввязывают различного рода психофизиологические и психосоциальные расстройства адаптации у сотрудников. 

Вышеуказанные посттрессовые расстройства объединяют все постэкстремальные последствия, указанные в рубрике F43. По мнению Г. С. Чровдыровой делятся на три стадии[8].

Первая стадия – это внешнее проявление в поведении человека тревоги и страха, его эмоционально-стрессовый реакции на экстремальную ситуацию. В момент крайнего проявления страха достигается максимальная сила аффекта, что вынуждает человека утрачивать способность логически мыслить, адекватно оценивать ситуации жизни и вести себя разумно.

В подобных состояниях сотрудники переживают глубокое чувство страха. Как показал негативный опыт войны в Чечне, ликвидация последствий землетрясений в Ташкенте и Спитаке, имеют место такие нарушения, как бегство, оцепенение, ступор, агрессия и сумеречное состояние сознание. 

Острая стрессовая ситуация, которая развивается у людей здоровых в момент массированных воздействий стрессогенных факторов, симптоматика, которой исчезает в течение нескольких часов, либо суток.

Анализ последствий боевых действий в Великой Отечественной войне в СССР, в войне США во Вьетнаме и в Корее вызвал у специалистов формулировку клинического понятия «посттравма-тическое стрессовое расстройство» (ПТСР).

Выделяется симптоматика ПТСР, дающая возможность дифференцировать данное расстройство наряду с другими.

1.    факт пережитой стрессогенной ситуации;

2.    спонтанные воспоминания об имевших место жизненных ситуациях в виде комплекса вины за выживание перед погибшими товарищами, кошмарные сновидения;

3.    избегание эмоциональных нагрузки, отстранение от социума;

4.    комплекс неврастенических расстройств с преобладанием повышенной раздражительности, нарушение концентрации внимания;

5.    формирование антисоциального поведения, алкоголизация наркотизация, стигматизация патохарактерологических симптомов и многое другое.

На второй стадии имеют место такие признаки ПТСР:

1.    неоднократное участие в войнах;

2.    асоциальная выраженность поступков, суждений и цинизм;

3.    нарушение концентрации внимания;

4.    стремление сводить суждения к пессимистическому концу, трагическому смыслу существования;

5.    вырабатывается «комплекс жертвы» тех недалёких событий в военных действий.

Наконец, третья стадия ПТСР характеризуется нарушением адаптационных реакций поведения смешанного характера:

1.    активность завышенная самооценка, некритичность в своих начинаниях;

2.    антисоциальное и противоправное поведение;

3.    чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков;

4.    уход от социальных контактов, избегание весёлого времяпровождения.

Другими словами, учёные доказывают, что люди, оказывающиеся длительное время в ЭС, могут развивать признаки ПТСР.

 

 

2.3  Современный взгляд на психологическую подготовку сотрудников УИС

 

В качестве дополнительного рассмотрения проблематики ПП сотрудников УИС к действиям в ЭС, заявленной с первых строк этого пособия необходимо продолжить мысль о современных тенденциях её реализации.

На основе анализа роли и места, различных культурно-психологических традиций в истории средневекового китайского общества можно сказать, что в ходе его длительной и непрерывной исторической эволюции был разработан громадный арсенал эффективных методов психотренинга и психофизиологической саморегуляции. Социально-практическое значение этих определялось тем, что они служили действенным средством психофизической подготовки к различным видам практической деятельности, которое позволяло человеку активно противодействовать влиянию неблагоприятных и агрессивных факторов социума, поддерживать оптимальный режим жизнедеятельности и повышать свою работоспособность не только в обычных, но и в ЭУ.

Обладание этими методами и их применение непосредственно в процессе профессиональной деятельности сотрудников УИС существен-но повышало бы её продуктивность. То есть позволяло бы сотруднику выработать в себе наиболее оптимальный тип реагирования на эмоциогенные стимулы, более высокую степень гибкости поведения, мобильности и надёжности систем жизнеобеспечения. Умение управлять своими психофизиологическими реакциями, вырабатывавшееся в результате длительной психорегулирующей тренировки, позволяло также человеку в ЭС активизировать и мобилизовать потенциальные возможности своего организма, раскрывать и реализовывать «резервные», эволюционно сформированные зачастую незадействован-ные возможности адаптации для наиболее адекватного реагирования на агрессивные воздействия внешней среды.

В средневековом Китае апробация и совершенствование разработанных методик происходила при проникновении культурно-психологических традиций в такие сопредельные страны как Корея, Япония и Вьетнам, где они вступали в активное взаимодействие с местными традициями, оказывающих на них, как и на Россию, плодотворное влияние.

В соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке сотрудников УИС требуется неуклонное повышение роли человека в управлении сложными психическими состояниями в экстремальных условиях трудовой деятельности, затрагивающей все сферы жизнедеятельности, что увеличивает вероятность возникновения стрессовых ситуаций и повышает требования к психологической устойчивости человека.

Поскольку возрастающие требования к ПП сотрудников не всегда сопровождаются адекватной перестройкой в сфере индивидуально-психологической, стрессовые ситуации зачастую возникают именно из-за образующегося несоответствия индивидуальных особенностей сотруд-ников (эмоциональных, интеллектуальных, физиологических и т. д.) и профессиональной активности. При этом требуется постоянная коррекция индивидуальных жизненных ритмов в соответствии с быстро меняющимися и усложняющимися условиями жизнедеятельности человека. Поэтому, коррекция должна иметь не стихийный, а целенаправленный и систематический характер. Она должна базироваться на устойчивых навыках и привычках психологической саморегуляции, вырабатывающейся с помощью специальной психорегулирующей тренировки.

Необходимость такой коррекции обуславливается также и тем, что эффективность реализации профессиональных знаний и навыков сотрудника УИС в ЭУД во многом зависит от его навыков управления своими психофизиологическими состояниями. Особенно значимым это оказывается в тех видах деятельности, которые протекают в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов и острого дефицита времени, отведённого для выработки творческого, нетривиального решения поставленной задачи, либо в ситуациях, когда требуется максимально быстрое и правильное решение ситуационной задачи на основе недостаточной, ложной или неопределённой задачи. В таких условиях успешность и продуктивность деятельности находится в прямой зависимости от методов, техник, приёмов и способов моделирования внешней среды и поддержания благоприятного уровня адаптации для творческой активизации мышления.

Для психической и соматической (телесной) адаптации человека к ЭУД в России и в странах Запада применяются широко методы аутогенной тренировки, базирующейся на системе, разработанной И. Шульцем на основе индийской йоги.

Однако система аутогенной тренировки эффективна в рекреационных целях, но достигаемая с её помощью глубокая психическая и соматическая релаксация делает невозможной активную деятельность в ЭУ. Для возвращения к активной деятельности необходимо определённое время из состояния релаксации, активацию психофизиологических процессов и повышение мышечного тонуса, а это не позволяет осуществлять психофизиологическую регуляцию непосредственно в ритме ЭД.

Соответственно существуют недостатки автоматизированным управлением психологическим состояния, разработанных зачастую шаблонно на основе методов аутогенной тренировки. Сегодня они могут использоваться в виде видео- и аудиокассет при отсутствии рекомендаций психологов и психотерапевтов, что является особым риском в тренинговой практике психорегулирующего характера в целях достижения желаемого результата, например, снятия стрессового состояния сотрудника.

Даже при соблюдении всех формальностей автоматизированных систем управления человек рассматривается как пассивный объект внешнего воздействия, что ограничивает его возможности в реализации активной программы поведения, а также в формировании состояний собственной психики и функциональных состояний отдельных систем организма. Это также касается традиционных индийских систем йоги, при которых саморегуляция отрабатывается статической гимнастикой и внешне пассивной медитацией.

В связи с этим особенно ценным представляется опыт традиционных китайских, в том числе чань-буддийских систем[9]. По сравнению с аутогенной тренировкой преимущество их заключается в том, что они носят динамический характер. Во-вторых, преимущество этих систем в том, что они носят комплексный характер воздействия на организм человека с помощью комбинированных методов, включающих в себя как динамичные, так и статичные упражнения, как вербальные, так и невербальные средства, а также других средств, оказывающих всестороннее влияние на все аспекты жизнедеятельности человека. Речь идёт о двигательной гимнастике, дыхательных упражнениях, приёмах массажа и самомассажа, сигнальной рефлексотерапии и прочем.

Однако в современных условиях вышеуказанные методы нет могут использоваться без специальной адаптации и модификации в соответствии с особенностями конкретной ЭД и социокультурными традициями России, её природно-климатическим условиям, доминирующими в ней социотипам личности и требованиям к её профессиональным, нравственно-этическим качествам.

Наряду с разработкой адаптированных методик, отвечающих названным требованиям, необходимо привлечение новых технических средств, отсутствующих по понятным причинам в средневековом Китае. Речь идёт о средствах современных информационных технологиях, робототехнике, автоматизированных системах управления и многом другом. Использование этих средств позволяет не только значительно интенсифицировать процесс психофизической тренировки сотрудников УИС, но и максимально приблизить его к современным условиям ЭД. Успех внедрения адаптированных технологий, их успешная реализация зависит от того, в какой мере традиционные методы могут быть адаптированы в соответствии с современными требованиями технологических и социальных процессов нашего общества.

Необходимость использования компьютерных технологий для психофизической подготовки к ЭУ деятельности с применением восточных методов обуславливается также тем, что вся совокупность разнообразных методов, приёмов и средств воздействия на человека, выработанных в различных культурно-психологических традициях , представляет собой большую и сложную иерархическую систему кибернетического типа. Управление этой системой в свете теории информации и принципов построения интеллектуальных систем, а также адекватного технического обеспечения. В связи с вышесказанным наиболее реальной перспективой путей решения этой задачи на сегодняшний день окажется разработка автоматизированной тренинговой системы. Точнее говоря, – специализированных тренинговых систем, решающих свои специфические задачи и объединённых в тренажёрные комплексы.

Тренинговые системы основывается на вербальных и невербальных методах. Одним из действенных вербальных средств обучения управлению психическим состоянием в восточных культурно-исторических традициях служили в частности, чаньские парадоксальные задачи и диалоги. С точки зрения моделирования процессов переработки информации весь процесс обучения с использованием парадоксальных задач можно представить как диалог между мастером-наставником, находящемся в информационном контакте к учеником непосредственно, либо в определённом пространственно-временном культурно-историческом континууме, и обучаемыми.

В процессе обучения использовались такие методы невербальной коммуникации и различные приёмы моделирования ЭС, в результате чего весь тренировочный процесс превращается в процедуру совместного решения задач разного характера – на вербальном уровне, психофизиологическом, на уровне двигательных, визуальных или аудио-образов и прочее. Важные психорегулирующие функции выполняли также специфические способы межличностного общения и особенности самого стиля и образа жизни, а также разнообразные методы психофизической, биоэнергетической стимуляции и терапии.

Для моделирования знаний, имеющих такие структурно-функциональные особенности, наиболее целесообразным и перспективным из известных современных методов представляется фреймовый подход[10]. Под фреймом подразумевается информационная модель ситуации, описывающая знание в виде системы условий, ограничений, необходимых действий. Фрейм – это обобщённый образ некоторой ситуации, или иначе говоря, структура для представления данных о стереотипных ситуациях, которая в целях  понимания адаптируется системой к конкретной ситуации путём изменения отдельных её деталей.

Применительно к рассматриваемой специфической области знаний, связанной с методами психологической саморегуляции в ЭС сотрудников УИС, фрейм может представляться в виде ассоциативных связей, характерных для целостного человеческого восприятия – себя самого как субъекта, включённого в ситуацию не только информационно, но и психологически, в качестве «очувствлённого» и активно реагирующего на внешние воздействия организма.

Простейшую топологическую модель такого рода знаний можно изобразить в виде трёхмерной фигуры, например, параллелепипеда, по вертикали которого располагаются формы представления информации (вербальная, изобразительная, звуковая и др.), по горизонтали у каждой формы есть свои варианты, а по соединяющим их линиям меняется форма подачи материала (разъяснения, задачи для решения).



[1] Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях / под ред. В. М. Бутыркина. М., С. 36-38.

[2] Там же. С. 36-37.

[3] Медицинский справочник тренера. М., 1981. С. 52.

[4] Там же. С. 12.

[5] Човдырова Г. С. Введение в экстремальную патопсихологию. М., 2003. С. 29.

[6] Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. Яз. С. 96.

[7] Классификация приведена по «Классу психических расстройств и расстройств поведения (F00-F99). Ч. I. ВОЗ России. Ростов н./Д: ЛРНЦ «Феникс». 

[8] Човдырова Г. С. Введение в экстремальную патопсихологию. М., 2003. С. 37-55.

[9] Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-исторические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск, 1989.

[10] Диалоговые системы в АСУ. М., 1983.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!