Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Особенности расследования преступлений, совершаемых осуждёнными в лечебно-исправительных учреждениях"»

/ Уголовное право
Лекция, 

Оглавление

Введение

Современная ситуация в пенитенциарной системе России характеризуется коренными преобразованиями.

В этих условиях одними из основополагающих общегосударственных задач, требующих принятия большого комплекса неотложных мер, являются укрепление правопорядка и борьба с преступностью. В свете реформирования исправительных учреждений и решения вопроса о переходе от исправительных колоний к тюрьмам нового типа особую важность приобретает активизация предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в пенитенциарных учреждениях.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство установило лечебно-исправительные учреждение как вид исправительных учреждений, в которых отбывают наказание осуждённые, больные наркоманией и туберкулёзом. Учитывая тот факт, что это не весь перечень заболеваний, которые имеются у осуждённых, необходимо сказать, что большая часть этих заболеваний, а особенно ВИЧ, осуждёнными приобретаются на свободе, зачастую – при употреблении наркотических средств. Анализируя деятельность лечебно-исправительных учреждений, необходимо говорить о том, что неотъемлемой задачей, стоящей перед уголовно-исполнительной системой, является поддержание правопорядка и режима законности в подведомственных ей учреждениях.

Анализируя действующее уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения, принимая во внимание, что осуждённые, отбывающие наказание в лечебно-исправительных учреждениях, совершили преступления различной степени тяжести, значительная доля из которых – тяжкие и особо тяжкие, а также учитывая фактор наличия у осуждённых опасных заболеваний, следует сказать, что всё это влечёт реальную угрозу совершения осуждёнными в местах лишения свободы новых преступлений, различных по своему характеру и степени общественной опасности, что подтверждается статистическими данными.

Преступления, совершаемые в лечебно-исправительных учреждениях, дестабилизируют оперативную обстановку, заставляя администрацию исправительного учреждения направлять свои силы и средства на обеспечение расследования преступлений.

На сегодняшний день существует целый ряд объективных причин, оказывающих негативное воздействие на состояние борьбы с пенитенциарной преступностью в целом, и в частности – в лечебно-исправительных учреждениях.

Главная причина – отсутствие необходимого уголовно-процессуального и криминалистического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений пенитенциарных учреждений, которое приводит к негативным последствиям – низкому качеству проведения следственных действий, а, соответственно, и низкой результативности таковых. Кроме того, к этим причинам следует отнести наличие существенных недостатков при организации и производстве данных действий, влекущих за собой отказ в возбуждении уголовного дела; отсутствие чёткой системы взаимодействия между следственными органами и оперативными подразделениями ИУ при проведении как отдельных следственных действий, так и расследовании уголовного дела в целом.

В настоящей работе на основании анализа действующего законодательства – Уголовно-процессуального, Уголовного, Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации (далее соответственно – УПК РФ, УК РФ, УИК РФ), ведомственных нормативных документов МВД, Минюста России, а также существующей практики организации работы уполномоченных на это правоохранительных органов представлены некоторые особенности расследования преступлений, совершаемых осуждёнными в лечебно-исправительных учреждениях.

Особое внимание уделено разработке алгоритма действий оперативного сотрудника по выявлению и пресечению преступлений в исправительных учреждениях, а также взаимодействию следственных органов ОВД и оперативных подразделений УИС.


Глава 1.

Правовые основы расследования преступлений в учреждениях ФСИН России

 

1.1. История правового регулирования мер медицинского характера в отношении осуждённых, больных наркоманией

 

Историко-сравнительный анализ особенно важен в тех случаях, когда нормативное решение проблемы неоднократно видоизменялось[1]. Нельзя не согласиться с А. Х. Саидовым в том, что обращение к историческому юридическому опыту, умение черпать из него всё необходимое для современных потребностей тем плодотворнее, чем выше общий уровень правовой культуры общества[2].

Обязательные меры медицинского характера известны человечеству давно. Применительно к изучаемой категории осуждённых – это, прежде всего, история принудительного лечения.

Первым законодательным актом, предусматривающим принудительное лечение осуждённых, больных наркоманией, был Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. В ст. 62 УК РСФСР, в частности, указывалось, что в случае совершения преступления наркоманом суд при наличии медицинского заключения, при соответствующем ходатайстве общественной организации, трудового коллектива, товарищеского суда, органа здравоохранения либо по своей инициативе наряду с наказанием за совершённое преступление может применить к такому лицу принудительное лечение. Указанные лица, осуждённые к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом, в случае осуждения к лишению свободы – принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из мест лишения свободы при необходимости продления такого лечения – в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом. Прекращение принудительного лечения производилось судом по представлению лечебного учреждения, в котором лицо находилось на излечении.

В случае совершения преступления лицом, злоупотребляющим наркотическими средствами и ставящим в связи с этим свою семью в тяжёлое материальное положение, суд наряду с применяемым за совершённое преступление наказанием, не связанным с лишением свободы, был вправе по ходатайству членов его семьи, профсоюзной или иной общественной организации, прокурора, органа опеки и попечительства или лечебного учреждения признать его ограниченно дееспособным. На основании приговора суда над этим лицом устанавливалось попечительство.

С 1968 г. в стране стали функционировать специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов (впоследствии данный опыт был учтён в Уголовно-исполнительном кодексе 1996 г., который среди видов исправительных учреждений выделяет лечебные исправительные учреждения – ч. 8 ст. 74). Можно констатировать, что вырабатываемые с начала 1970-х годов по линии Министерства внутренних дел нормативные акты, касающиеся борьбы с наркоманией, не имели целенаправленных решений в отношении исправительных учреждений.

Принудительное лечение больных наркоманией, не совершивших преступления, было введено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 г.[3] Согласно этому Указу больные наркоманией, уклоняющиеся от обязательного лечения в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения, по постановлению суда подлежали направлению в лечебно-трудовые профилактории на срок от одного года до двух лет.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 августа 1986 г. было введено в действие Положение о лечебно-воспитательном профилактории для больных наркоманией. В лечебно-воспитательные профилактории по решению суда направлялись больные наркоманией дети в возрасте до 16 лет, уклоняющиеся от обязательного лечения в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения или продолжающие после прохождения такого лечения употреблять наркотические средства. В соответствии с п. «з» ст. 18 и п. 3 ст. 14 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних эти структуры наделялись правом не только направлять подростков в лечебно-воспитательные профилактории, но и ходатайствовать перед судом о досрочном освобождении из них детей.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1997 г. в Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 г. было внесено дополнение. Согласно ему больные наркоманией, страдающие тяжёлыми сопутствующими заболеваниями, препятствующими их пребыванию в лечебно-трудовых профилакториях, инвалиды I и П группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, уклоняющиеся от добровольного лечения, подлежали направлению на принудительное лечение в специальные наркологические охраняемые отделения системы здравоохранения на срок от трёх месяцев до одного года.

В УК РСФСР имелась норма, предусматривающая уголовную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ст. 2242). За данное деяние предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штрафа.

Существенные изменения организационного порядка произошли в 1988 г. с выходом в свет Наставления по организации органами внутренних дел борьбы с наркоманией и токсикоманией (в нем впервые предусматривалась организация научно-исследовательской деятельности в области борьбы с наркоманией). Тогда же была разработана система оценки эффективности социально-трудовой и медицинской реабилитации хронически больных алкоголизмом и наркоманией (приказ Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения СССР от 2 марта 1988 г. № 37/178). Кроме того, была издана Инструкция о порядке выявления и учёта лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических и других средств, влекущих одурманивание, в целях оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией (приказ Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения СССР от 20 мая 1988 г. № 402/109).

В 1990 г. Медицинским управлением МВД СССР была подготовлена Инструкция по организации принудительного противонаркоманийного лечения осуждённых, содержащихся в исправительных учреждениях (приказ МВД СССР от 23 января 1990 г. № 33).

Принятые Верховным Советом СССР 2 июля 1991 г. новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик, не вступившие в силу в связи с распадом СССР, как своего рода законодательная модель Общей части УК и проекта УК Российской Федерации 1992 г.[4] отмечали, что меры медицинского характера, применяемые к лицам, совершившим преступления, страдающим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, хотя и не содержат элементов кары и не являются наказанием, но назначаются лицам, вменяемым и виновным в совершении преступлений, наряду с наказанием с целью излечения и создания условий, способствующих достижению целей наказания[5].

В это время принудительные меры медицинского характера применяются на основании и в соответствии с Основами уголовного законодательства, Основами законодательства о здравоохранении, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР, Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании».

В 1990-е годы в законодательство о принудительном лечении и трудовом перевоспитании наркоманов были внесены значительные и принципиально важные с позиции соблюдения прав человека изменения. В 1990 г. Комитетом конституционного надзора СССР было принято Заключение «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». В данном заключении отмечалось, что с началом антиалкогольной кампании 1985 г. нормативные акты, регулирующие принудительное лечение хронических алкоголиков и наркоманов, перестали считать нарушение этими лицами общественного порядка и правил общежития одним из обязательных оснований для их направления в лечебно-трудовые и лечебно-воспитательные профилактории. В литературе существовала точка зрения, согласно которой алкоголизм и наркоманию следовало считать формой преступления против собственного здоровья и здоровья общества в целом, и тем самым оправдывалась практика привлечения к ответственности за прием наркотиков без назначения врача. В Заключении была подчеркнута неправомерность такой позиции.

На основании изложенного и исходя из необходимости усиления охраны прав человека Комитет конституционного надзора СССР пришёл к заключению, что направление в лечебно-трудовые профилактории граждан, уклоняющихся от лечения наркомании, продолжающих употреблять наркотики после лечения, но при этом не нарушающих систематически общественный порядок или прав других лиц, не соответствовало Конституции СССР и международным актам о правах человека, поэтому существующие нормативные акты в этой части утратили свою силу. Граждане, которые были направлены на принудительное лечение по основаниям, не связанным с нарушением ими общественного порядка или прав других лиц, подлежали освобождению. На основании этого Заключения Верховным Советом РСФСР 28 февраля 1991 г. было принято Постановление № 754-1 «Об освобождении лиц из лечебно-трудовых профилакториев для хронических алкоголиков».

Уголовный кодекс Российской Федерации до 2003 г. предусматривал, что осуждённым к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, по решению суда назначались принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (п. «г» ч. 1 ст. 97 УК РФ). При установлении заболевания «наркомания» во время отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляла в суд представление о применении к такому осуждённому принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 18 УИК РФ).

Уголовный кодекс РСФСР содержал раздел VI «Принудительные меры медицинского характера». Его статьи регулировали, в частности, такие вопросы, как основания применения, цели, порядок продления, изменения и прекращения одной из мер медицинского характера – амбулаторного принудительного наблюдения и лечения, порядок зачёта времени его применения. Уголовный закон не связывал назначение принудительного лечения с совершением преступления на почве наркомании.

Принудительное лечение, применяемое к наркоманам, совершившим преступление, наряду с предупреждением совершения ими новых деяний, преследовало цели излечения, которое заключается в избавлении наркоманов от заболевания или улучшения их психического состояния (ст. 98 УК РФ).

Основанием назначения принудительного лечения являлась совокупность юридического и медицинского критериев: 1) наличие в действиях виновного признаков состава преступления; 2) заболевание лица наркоманией или алкоголизмом. Органы предварительного расследования и суд при выявлении фактов, свидетельствующих о потреблении наркотиков лицом, совершившим преступление, должны были принимать меры к его медицинскому освидетельствованию на предмет установления необходимости принудительного лечения.

Целью применения принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения, наряду с излечением лиц, нуждающихся в лечении от наркомании, улучшением их психического состояния, являлось предупреждение совершения ими новых преступлений (п. «г» ч. I ст. 97, 98 УК РФ).


Согласно ч. 1 ст. 104 УК РФ (до 2003 г.) наркологические больные, лишённые свободы, должны были проходить принудительное лечение во время пребывания в исправительных учреждениях. Если же наказание не предусматривало лишения свободы, такое лечение проводилось в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Условием для применения судом принудительных мер медицинского характера служило наличие медицинского заключения о том, что совершившее преступление лицо является больным наркоманией, нуждающимся в принудительном лечении и не имеющим противопоказаний к такому лечению по состоянию здоровья. Освидетельствование производилось медицинской комиссией, в которую обязательно входил врач-психиатр или врач-нарколог (председатель комиссии). Медицинское заключение, как и все другие материалы, имеющие значение доказательств, всесторонне рассматривались и оценивались судом. Принудительное лечение больных наркоманией назначалось по приговору (определению) суда, при этом суд не указывал сроки такого лечения и его конкретный вид.

Вопросы исполнения принудительных мер медицинского характера, назначенных осуждённым наркоманам, как нигде были урегулированы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Впервые в его истории получил законодательное закрепление новый вид исправительных учреждений – лечебные исправительные учреждения (ч. 1 ст. 74 УИК РФ), был определён порядок применения принудительных мер (ч. 1 и 2 ст. 18 УИК РФ), функции указанных учреждений, которые носили двойственный характер: с одной стороны, они осуществляли лечение (ст. 98 УК РФ), с другой – выполняли функции исправительных учреждений (ч. 8 ст. 74 УИК РФ); была дана оценка деяниям, связанным с уклонением осуждённых от исполнения принудительных мер медицинского характера – они признавались злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ).

Процессуальными основаниями для содержания осуждённых наркоманов в лечебных исправительных учреждениях являлись: приговор суда, в соответствии с которым осуждённому назначалось принудительное лечение от наркомании, или определение суда о принудительном лечении от наркомании осуждённого, отбывающего лишение свободы.

Длительность принудительного лечения определялась состоянием больного наркоманией. Основание для его прекращения – исчезновение влечения к наркотикам. Только факта прохождения соответствующего курса лечения было недостаточно для решения вопроса о прекращении принудительного лечения.

Уголовное законодательство предусматривало освидетельствование осуждённого наркомана комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения принудительного лечения или об изменении этой меры. Принудительное лечение больных наркоманией прекращалось определением суда по представлению администрации лечебного исправительного учреждения, в котором данное лицо находилось. Лечение от наркомании исключалось, если осуждённый страдал тяжёлой болезнью, возникновение и развитие которой у него после вынесения приговора могло стать противопоказанием для продолжения специального лечения.

Правовое регулирование применения принудительных мер медицинского характера к осуждённым наркоманам осуществлялось не только Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами, но и ведомственными нормативными правовыми актами.

Одним из них являлась Временная инструкция о производстве судебно-наркологической экспертизы 1988 г., согласованная с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Министерством внутренних дел СССР и Министерством юстиции СССР. В соответствии с ней обследование больных, в том числе наркоманов, с целью назначения им принудительного лечения могло производиться по направлению суда или правоохранительных органов как экспертными комиссиями наркологических диспансеров, так и судебно-психиатрическими экспертными комиссиями. Заключение о результатах такого обследования направлялось в суд, который и выносил решение о назначении тому или иному лицу принудительной меры медицинского характера.

Значительной новеллой в уголовно-исполнительном законодательстве явились Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений[6]. Впервые в них был выделен самостоятельный раздел 21 «Особенности условий содержания осуждённых в лечебных исправительных учреждениях». В Правилах уточнялся порядок: проверки наличия осуждённых, больных наркоманией, проведения длительных свиданий, организации труда, проведения лечения осуждённых, водворённых в штрафные изоляторы, переведённых в помещения камерного типа, одиночные камеры, запираемые помещения; не разрешалось передвижение без конвоя или сопровождения. Осуждённым, находящимся на принудительном лечении, допустившим употребление алкоголя, его суррогатов, наркотических и других веществ, вызывающих одурманивание, проводилась противорецидивная терапия.

Порядок организации амбулаторного и принудительного наблюдения и лечения детально регламентировался Инструкцией по организации принудительного амбулаторного лечения от наркомании осуждённых, отбывающих наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 3 августа 2001 г. № 229.

Важным документом методического характера явилось методическое письмо Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского и Медицинского управления Главного управления исполнения наказаний Минюста России «Проведение принудительного лечения больных алкоголизмом и наркоманиями в условиях исправительных учреждений системы ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации» (2000). В нём, в частности, отмечалось, что в соответствии с международной классификацией болезней диагноз наркологического заболевания (зависимости от психоактивного вещества) может быть установлен при обнаружении следующих клинических или социально-психологических критериев:

1.        сильное желание принять психоактивное вещество;

2.        снижение способности контролировать его приём;

3.        абстинентное состояние;

4.        повышение толерантности к веществу;

5.        «поглощённость» больного употреблением вещества;

6.        продолжение употребления вопреки вызываемым им вредным последствиям.

В Методическом письме подчёркивалось, что наркологическое заболевание (его начальная или первая стадия) диагностируется в том случае, когда наличествуют критерии различной степени тяжести. При этом не является обязательным обнаружение всех признаков. Достаточно любых двух, поскольку в классификации нет уточнения, какие конкретно два признака из четырёх являются достаточными для диагностики наркологического заболевания.

Критерии назначения больным наркоманией принудительных мер медицинского характера определялись ч. 2 ст. 97 УК РФ, которая гласила: «Принудительные меры медицинского характера назначаются только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц». В соответствии с данной формулировкой принудительное лечение наркологическому, как и любому психическому, больному могло назначаться только при наличии первого и важнейшего условия: исходящей от данного лица социальной опасности. Имелась в виду не та угроза, которая исходит от него просто как от антисоциальной личности, а об опасности, связанной именно с психическими расстройствами (в данном случае – обусловленными наркоманией).

Общественная опасность распространения наркотиков и злоупотребления ими заключается не только в том, что наркоманы становятся психически и физически неполноценными людьми, но и в том, что наркомания является одной из причин совершения тяжких преступлений.

Лечение указанных наркоманов должно быть принудительным и проводиться в специальных учреждениях, отличных от существующих наркологических лечебниц. В этих учреждениях, по мнению И. Н. Пятницкой, следует предусматривать строгую охрану и изоляцию, исключающую возможность попадания наркотика извне. Такое лечение необходимо сочетать с развитием у наркоманов трудовых навыков и интересов. Поскольку случаи рецидива наркомании не исключены, необходим медицинский патронаж после курса лечения, помощь со стороны родственников и общественности.

Среди авторов, углублённо исследовавших проблему наркомании в клинико-социальном аспекте в 1970-е годы, можно назвать А. А. Габиани, В. Н. Смитиенко, И. Н. Пятницкую и др.

Большое монографическое исследование, в том числе и в данном аспекте, было выполнено И. Н. Пятницкой в 1975 г. Хотя объектом исследования стали сложные вопросы диагностики наркоманической зависимости и лечения наркоманов, содержащиеся в работе положения о причинах злоупотребления наркотическими средствами и последствиях наркотизации несомненно, представляют интерес.

Изучению теоретических и практических проблем применения принудительных мер медицинского характера к наркоманам и административно-правовых мер в борьбе с наркоманией посвящены работы А. А. Музыки[7] и Х. Д. Таджибаева[8]. В них раскрывается юридическая природа принудительного лечения наркоманов, разработаны теоретические основы оптимальных конструкций правовых норм, регламентирующих данный вид принуждения, показаны роль и место административно-правовых мер в борьбе с наркоманией, содержатся предложения по совершенствованию административного законодательства об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками.

Представляет интерес разработанная Х. Д. Таджибаевым классификация мер борьбы с наркоманией (принудительных и непринудительных): посещение по месту жительства, вызов в органы внутренних дел, принудительное лечение, медицинское освидетельствование, сокращение срока лишения специального права, добровольное прохождение курса лечения, запрещение употребления наркотических средств без назначения врача и др.

Среди отдельных работ, изданных в 1980-е годы, привлекают внимание публикации Т. А. Боголюбовой и К. А. Толпекина[9].

Первая половина 1990-х годов и современный этап также характеризуются интенсивным изучением проблемы злоупотребления наркотическими средствами. За это время подготовлено несколько глубоких и разноплановых диссертационных исследований. Их авторами стали: З. Х. Абызов, А. Г. Алехин, В. М. Алиев, Н. П. Барабанов, В. И. Брылев, А. В. Горкин, А. Я. Гришко, Г. Н. Драган, Б. Ф. Калачев, П. Н. Сбирунов, Н. С. Сочивко и др.

Так, Н. С. Сочивко в своей работе приводит сравнительную характеристику социально-демографических (пол, возраст, образовательный уровень, место жительства, занятость общественно полезным трудом, семейное положение, совершение противоправных действий в анамнезе) показателей больных наркоманией, взятых на учёт в различные хронологические периоды, их влияние на исход заболевания[10].

Н. П. Барабанов теоретически обосновал и сформулировал конкретные рекомендации по созданию новых организационно-правовых основ функционирования специализированных колоний, предназначенных для лечения и содержания осуждённых-наркоманов, на основе выявленного механизма незаконного оборота наркотиков в исправительно-трудовых колониях, разработал систему общей и индивидуальной профилактики распространения наркомании среди осуждённых[11].

А. Я. Гришко на основе проведённого анализа даже ставит вопрос о целесообразности выделения нового (наркоманийного) типа преступника. Автор описал социальный портрет наркомана, совершившего преступление и отбывающего уголовное наказание, разработал систему социальной и медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией, совершивших преступления.

Конец XIX в. – начало нового тысячелетия ознаменовались появлением целой серии теоретически и практически значимых научных работ, связанных с вопросами наркомании[12].

Так, в монографии М. Л. Рохлиной и А. А. Козлова[13] рассматривается самый широкий спектр вопросов, связанных с наркоманией: её медицинские и специальные аспекты, лечение больных наркоманиями. На основе глубокого анализа исследований, проведенных ранее другими авторами, и результатов собственных исследований ими детально описана специфика течения наркоманий у больных, роль различных факторов, участвующих в формировании заболеваний: социальные, биологические особенности личности.

Среди вопросов, излагаемых указанными авторами, следует выделить те, которые явились наиболее значимыми. К ним можно отнести: описание характеристик изменения личности у больных наркоманиями, их личностных особенностей, социальных последствий наркоманий.

В методических рекомендациях Т. Н. Дудко, В. А. Пузиенко, Л. А. Котельниковой[14] излагается дифференцированная система реабилитации больных наркоманией. Методологической и клинической основой этой работы является описание принципиально важных теоретических и практических понятий, без овладения которыми решение задач исполнения наказания в отношении осуждённых, больных наркоманией, весьма затруднительно. В методических рекомендациях даны определения таких понятий наркологии, как «реабилитационная среда», «реабилитационный потенциал», «уровни реабилитационного потенциала больных», «этапы реабилитации (адаптационный, интеграционный, стабилизационный)», «реабилитационные технологии» и др. Использование уровней реабилитационного потенциала позволяет дифференцированно организовать исполнение наказания осуждённых, больных наркоманией, с учётом тяжести заболевания и его медико-социальных последствий, обосновать их направление в те или иные условия отбывания наказания, оптимально использовать основные средства исправления осуждённых, а также для каждого из них рекомендовать определённые методики медицинских, психотерапевтических, трудовых, образовательных, социальных и других мероприятий. Проведённые исследования, с одной стороны, способствуют фундаментальному теоретическому обоснованию положений, формулируемых нами, с другой – позволяют усилить прикладной аспект, выводы и предложения, излагаемые в исследовании по совершенствованию исполнения наказания в отношении осужденных, больных наркоманией.

Историко-правовой анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства показывает, что до 60-х годов XX в. не предусматривалось применения принудительных мер медицинского характера к осуждённым, больным наркоманией. Такие меры впервые были включены в указанное законодательство в конце 1950-х – 1960-х годов: Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Уголовный и Исправительно-трудовой кодексы РСФСР.

Дальнейшее развитие законодательства в рассматриваемой сфере отличается своей противоречивостью: с одной стороны, вводится принудительное лечение больных наркоманией, не являющихся преступниками, путём помещения их в лечебно-трудовые профилактории, устанавливается уголовная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача; с другой – принудительное лечение осуждённых, больных наркоманией, выделение среди видов исправительных учреждений лечебных исправительных учреждений, а в последующем – отмена принудительного лечения, назначаемого в судебном порядке, и наличие только обязательного лечения, применяемого медицинской комиссией исправительного учреждения.

Последнее оказалось в законодательном отношении недостаточно разработанным. Уголовно-исполнительный кодекс РФ, закрепляя возможность его применения, не определяет цели обязательного лечения, установил упрощённый (административный) порядок его применения, что с точки зрения охраны прав и интересов осуждённых является недопустимым и грубейшим нарушением соответствующих конституционных норм. В этом плане выгодно отличались принудительные меры медицинского характера, назначаемые в судебном порядке по УК РФ (до декабря 2003 г.). Эти меры получили достаточно детальное регламентирование, которого не хватает для обязательного лечения, применяемого по ч. 3 ст. 18 УИК РФ, в частности, для определения его целей и критериев применения. Ими могли бы быть: излечение осуждённых, больных наркоманией, улучшение их психического состояния, предупреждение совершения ими новых преступлений на почве наркомании.

Лечебные исправительные учреждения, предназначенные для содержания и обязательного лечения осуждённых, больных наркоманией, являются основными звеньями системы социальной реабилитации наркоманов-преступников. Указанные учреждения осуществляют не только лечение лиц, больных наркоманией, содержащихся в них, их исправление, но и предупреждение совершения ими новых преступлений. Образование специализированных учреждений позволяет строить работу по медицинской и социальной реабилитации этой категории лиц более глубоко и целенаправленно.

Осуждённым, больным наркоманией, в силу целого ряда обстоятельств (глубокая криминальная и наркотическая поражённость, специфические условия оказания наркологической помощи, значительная отягощённость соматическими заболеваниями, крайне отрицательное отношение к лечению и др.) требуется иная организация методики и тактики не только лечения, но и применения основных средств исправления осуждённых, которые до настоящего времени для этого контингента в России, по существу, не разработаны. В целом, необходима комплексная система мер в отношении лиц, больных наркоманией, как совершивших преступление, так и ещё не совершивших.



[1] См.: Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и законотворчество // Журн. зарубежного законодательства сравнительного правоведения. 2006. № 1. С. 19.

[2] См. там же.

[3] См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1972. № 35. Ст. 870; 1974. № 29. Ст. 782; 1986. № 33. Ст. 919; 1987. № 27

[4] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации (проект) // Юрид. вестн. 1992. № 20.

[5] См. Уголовный кодекс Российской Федерации (проект) // Юрид. вестн. 1992. № 20.

[6] См.: Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 224 // Рос. газ. 2001. 29 авг.

[7] См.: Музыка А. А. Принудительное лечение наркоманства как мера профилактики преступлений // Проблемы дальнейшего укрепления социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. Киев, 1986. С. 70-75.

[8] См.: Таджибаев Х. Д. Административно-правовые меры борьбы с наркоманией и их применение : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1989.

[9] См.: Боголюбова Т. А., Топпекин К. А. Наркотизм и наркомания. Основные направления борьбы и профилактика // Сов. гос-во и право. 1987. № 1. С. 12-17.

[10] См.: Сочивко Н. С. Прогностическое значение клинических и социально-демографических характеристик больных наркоманией : дис. … канд. мед. наук. Душанбе, 1992.

[11] См.: Барабанов И. П. Организация борьбы с наркоманией в исправительно-трудовых учреждениях : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1992. С. 13.

[12] См., напр.: Евлампиев B. C. Указ. соч.; Буй Минь Зам. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к осуждённым наркоманам в России и во Вьетнаме : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Смоленск, 1998; Куликова О. Н. Принудительные меры медицинского характера, назначаемые осужденным наркоманам, их роль в предупреждении преступлений, совершаемых на почве наркомании : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.

[13] См.: Рохлина М. Л., Козлов А. А. Наркомании: медицинские и социальные последствия, лечение. М., 2001.

[14] См.: Дудко Т. Н., Пузиенко В. А., Котельникова Л. A. Дифференцированная реабилитация в наркологии : метод. рек. М., 2001.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!