Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Организация службы охраны и розыска в учреждениях ФСИН России"»

/ Уголовное право
Лекция, 

Оглавление

Вопрос № 2. Действия караула при происшествиях

При происшествиях (нападение, побег, массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка осуждёнными, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, захват ими заложников, пожар, стихийное бедствие и т.п.) начальник караула немедленно докладывает начальнику отдела охраны учреждения, дежурному по учреждению о случившемся и действует согласно расчёту караула при происшествиях.

При нападении

При нападении на личный состав караула, охраняемый объект, караульное помещение начальник караула организует отражение нападения силами караула.

Часовой (караульный) при явном нападении на него или охраняемый объект подаёт сигнал «Нападение» и принимает меры к отражению нападения.

Нападавшие осуждённые, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, задерживаются, помещаются в ПКТ, ШИЗО, (ДИЗО, карцеры), а иные лица, задержанные при нападении, передаются в ближайший орган внутренних дел. Пострадавшим оказывается медицинская помощь. О нападении делается запись в постовой ведомости караула.

При побеге

При получении сигнала от дежурного по учреждению об отсутствии осуждённого, подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений, начальник караула сообщает об этом начальнику отдела охраны учреждения (дежурному сотруднику отдела охраны) и часовым, усиливает службу караула, организует осмотр внутренней и внешней запретной зоны с целью обнаружения следов побега. Выясняет: когда, какие, с каким грузом и куда выходили с объекта транспортные средства, кто осуществлял за ними надзор.

Часовой, первым заметивший совершающего побег, подает сигнал «Побег», принимает все меры к задержанию бежавшего, вплоть до применения оружия в установленном законом порядке.

При обнаружении следов побега начальник караула прибывает к месту побега, организует охрану следов бежавшего, лично возглавляет резервную группу (группу преследования), оставляя за себя в карауле своего помощника.

В караулах по конвоированию при побеге осуждённых (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) из автомобиля для непосредственного преследования и задержания бежавших направляется резервная группа (группа преследования) во главе с начальником караула, производится перевод оставшихся осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений из повреждённой камеры в исправный или в другой автомобиль.

При побеге осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на обменном пункте часовой, заметивший побег, немедленно переходит на преследование бежавших; обмен осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений временно прекращается; начальники планового и встречного караулов частью личного состава с использованием служебных собак организуют задержание бежавших и затем продолжают прием (сдачу) осуждённых подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

При побеге осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений во время конвоирования пешим порядком частью сил караула организуется охрана осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на месте, а резервная группа караула со служебной собакой направляется на преследование для задержания бежавших. О побеге немедленно оповещаются ближайшие органы внутренних дел.


При массовых беспорядках

При массовых беспорядках осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, групповых нарушениях общественного порядка и захвате преступниками заложников, часовой, обнаруживший это, немедленно докладывает начальнику караула, а последний сообщает о случившемся начальнику отдела охраны учреждения (дежурному сотруднику), дежурному по учреждению и принимает меры по усилению охраны объекта. С прибытием начальника отдела охраны учреждения, начальник караула действует по его указанию.

При возникновении пожара

Личный состав караула, обнаружив пожар на охраняемом объекте, обязан немедленно доложить о месте возникновения пожара начальнику караула, который сообщает об этом дежурному по учреждению и в подразделение ведомственной пожарной охраны. Силами караула (если пожар случился в караульном помещении) организуется тушение пожара с использованием всех имеющихся средств пожаротушения и принимаются меры к спасению людей, служебных животных, оружия, специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны, технических средств, имущества и документации.

Часовые, жизни которых угрожает опасность, перемещаются в безопасные места, откуда они продолжают выполнять поставленную задачу.

При возникновении пожара в транспортном средстве оно немедленно останавливается, о пожаре сообщается в подразделение пожарной охраны. Если необходимо, начальник караула производит высадку осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений из транспортного средства, организует их охрану в безопасном месте и тушение пожара.

При возникновении чрезвычайных ситуаций

При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера начальник караула организует спасение людей, служебных животных, оказание помощи пострадавшим, перемещает в безопасное место осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под охраной, оружие, имущество. По распоряжению старших начальников он осуществляет эвакуацию осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в учреждения, не подвергшиеся разрушению.

При аварии

При аварии специального (грузового) автомобиля, на котором перевозятся осуждённые, начальник караула вызывает другой автомобиль, организует пересадку осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в исправный автомобиль и их дальнейшее конвоирование к месту назначения.

Пострадавшим лицам из состава караула, осуждённым, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений оказывается первая медицинская помощь.

 


Вопрос № 3. Действия заместителя начальника учреждения по охране (начальника отдела охраны учреждения) при происшествиях

Получив сигнал (доклад) о происшествии, заместитель начальника учреждения по охране (начальник отдела охраны учреждения) обязан немедленно доложить об этом и принятых мерах начальнику учреждения, поставить в соответствии с принятым начальником учреждения решением задачи подчинённым и лично руководить их действиями.

При нападении на охраняемый объект или лиц из состава караула заместитель начальника учреждения по охране (начальник отдела охраны учреждения) обязан:

·      поднять личный состав отдела охраны учреждения по тревоге;

·      доложить о нападении начальнику учреждения;

·      прибыть к месту происшествия и вместе с прибывшим по тревоге личным составом отразить нападение, организовать задержание нападавших.

В случае отхода преступников организовать их неотступное преследование и задержание.

При побеге осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений заместитель начальника учреждения по охране (начальник отдела охраны учреждения) обязан:

·      поднять личный состав отдела охраны по тревоге;

·      доложить начальнику учреждения о случившемся;

·      организовать преследование бежавшего по «горячим следам» с применением служебных собак, усилить охрану объекта, выставить служебные наряды согласно плану действий учреждения при чрезвычайных обстоятельствах;

·      совместно с отделом безопасности и оперативными работниками учреждения установить личность, приметы, намерения, родственные и иные связи бежавшего;

·      совместно с оперативной службой учреждения ориентировать органы внутренних дел, соседние учреждения УИС о побеге, размножить фотографии с данными о приметах и обеспечить ими служебные наряды УИС, органы внутренних дел. Проанализировать материалы цензуры корреспонденции, результаты осмотра рабочего и спальных мест, личных вещей, изучения личного дела, а полученные сведения использовать в интересах розыска;

·      определить наиболее вероятные маршруты движения бежавшего и выставить на них дополнительные розыскные наряды с целью предупреждения выхода (выезда) разыскиваемого за пределы административного района; направить розыскные наряды для осмотра местности, поиска бежавшего по приметам и фотографии среди пассажиров автомобильного, железнодорожного, воздушного и морского (речного) транспорта, а также для опроса местного населения;

·      направить в территориальный орган ФСИН России фотографию и установочные данные на бежавшего;

·      активно собирать данные об изменении обстановки, оценивать их, докладывать свои выводы и предложения начальнику учреждения и действовать в соответствии с принятым им решением.

При возникновении пожара на охраняемом объекте, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, порядок действий заместителя начальника учреждения по охране (начальника отдела охраны) регламентируются специальными планами по линии гражданской обороны и ведомственной пожарной охраны ФСИН России, разработка и содержание которых регламентируется другими нормативными актами.

Порядок действий заместителя начальника учреждения по охране (начальника отдела охраны) при возникновении групповых неповиновений и массовых беспорядков в учреждениях, захвате заложников, обнаружении или поступлении информации о наличии взрывного устройства на охраняемом объекте – регламентируется планом действий при «ЧО» учреждения.

 

Заключение

Осуждённые, стремящиеся к побегу, проводят тщательную подготовку к нему, изучают организацию охраны и надзора, качество несения службы, системы и принципы действия ИТСОН, личные качества и отношение к выполнению своих обязанностей сотрудниками.

Как правило, побеги совершаются там, где подготовка личного состава ведется некачественно, подбор и расстановка кадров ведётся без учёта важности постов, деловых и моральных качеств сотрудников, где ослаблены бдительность и контроль за службой, где допускаются нарушения правил пропускного режима, не соблюдается режим отбывания наказания, низка организованность и дисциплина личного состава. Пользуясь недостаточным надзором во время работ на производственных объектах, некачественным обыском при выходе с них, осуждённые изготовляют холодное, и даже огнестрельное оружие и применяют его при нападении на часовых

Но любые ухищрения будут своевременно разгаданы и пресечены теми караулами и служебными нарядами, которые несут службу бдительно, умело и в соответствии с требованиями Директора ФСИН России.

 

 

 


Тема № 6. Основы организации и ведения розыска

бежавших преступников в УИС

 

План:

Введение.

Вопрос № 1. Основы организации розыска. Виды розыскных нарядов. Порядок действий при побеге преступника.

Вопрос № 2. Основные приёмы действий розыскных нарядов, наряжаемых от подразделений ФСИН России.

Вопрос № 3. Основы следопытства.

Заключение.

 

Введение

В силу боязни ответственности за допущение побега или уклонения от отбывания наказания бежавшим, сотрудники учреждений УИС зачастую скрывают, сколько могут факт самого побега или уклонения, пытаясь разыскать бежавшего своими силами. В силу слабой компетентности  первоначальные розыскные мероприятия зачастую проводят несвоевременно, не в полном объёме, без соблюдения правил конспирации при проверке связей бежавшего, их адресов, вследствие чего бежавший зачастую обходит засады, а в адресах своего появления получает информацию о сотрудниках, засадах, транспортных средствах, осуществляющих розыск и принимает меры, в результате которых, установление его местонахождения по родственным, дружеским, криминальным связям становится затруднительным. Несколько лет назад отделом розыска ГУФСИН России по Приморскому краю была разработана инструкция, разъясняющая порядок действий учреждений и подразделений при проведении первоначальных розыскных мероприятий, которая была распространена по всем учреждениям ГУФСИН России по Приморскому краю. Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённая приказом от 15.02.2006 № 21 МЮ РФ, устанавливает основные обязанности должностных лиц учреждений УИС по подготовке сотрудников к действиям при ЧО, в том числе при побегах, определяет виды розыскных нарядов, их состав и порядок действий в розыске. Формат Инструкции не позволил разработчикам более детально раскрыть многие аспекты розыскной работы. В данной теме мы постараемся их осветить.

 

Вопрос № 1. Основы организации розыска. Виды розыскных нарядов. Порядок действий при побеге преступника

 

Сотрудники отделов охраны учреждений привлекаются для выполнения задач при чрезвычайных обстоятельствах совместно с другими силами учреждений и органов ФСИН России и взаимодействующих органов.

Порядок приведения отделов охраны учреждений в различные степени готовности, их использования при чрезвычайных обстоятельствах определяется Планом действий учреждения и территориального органа ФСИН России при чрезвычайных обстоятельствах.

Подготовка сотрудников отделов охраны учреждений к действиям при чрезвычайных обстоятельствах осуществляется в ходе занятий и учений по специальной подготовке.

Деятельность подразделений ФСИН России по розыску регламентируется Конституцией РФ, УИК РФ, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом «Об учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Инструкцией по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом от 15.02.2006 № 21 МЮ РФ и нормативными актами МВД РФ, регламентирующими вопросы оперативно-розыскной деятельности, розыска преступников.

Для установления единого руководства, повышения эффективности и качества оперативно-розыскных мероприятий по розыску осуждённых, совершивших побеги из-под охраны и надзора учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов, 16.12.1998 приказом Минюста РФ «О создании подразделений розыска УИС МЮ РФ» было предписано организовать на базе территориальных органов УИС подразделения розыска УИС МЮ РФ.

Данным приказом утверждён перечень специальных подразделений, штатная численность отдельного подразделения, нормы положенности вооружения, оперативно-технических и специальных средств, средств индивидуальной защиты и обороны, связи, транспорта, организационно-технических средств, типовое положение об отделе розыска, основные задачи отдела, функции отдела, взаимодействие и связи отдела с другими подразделениями УИС, подразделениями МВД, обязанности и права начальника отдела (отделения) розыска.

На основании данного приказа Минюста РФ, например, в ГУИН МЮ РФ по Приморскому краю было образовано подразделение розыска, разработано положение об отделе, утверждены и набраны штаты, за отделом закреплено помещение и транспорт, средства связи и организационно-технические средства. Таким образом, в ГУИН МЮ РФ по Приморскому краю было сформировано подразделение, основной задачей которого стало организация розыска и непосредственный розыск осуждённых, совершивших побеги из-под охраны и надзора учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов.

19.07.2002 был издан совместный приказ Минюста и МВД РФ «О совершенствовании работы по розыску лиц, совершивших побег из учреждений уголовно-исполнительной системы или уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы». Согласно которого, старые розыскные дела (далее – РД), переданы в оперативные подразделения УИС. Новые, по фактам побега или уклонения, заводятся в оперативных подразделениях УИС, а в территориальных ОВД ведутся дубликаты РД.

При побеге из-под охраны, постановления о розыске выносятся следователями территориальных ОВД сразу после возбуждения уголовного дела.

Приказом Минюста РФ от 16.12.1998 «О создании подразделений розыска УИС МЮ РФ» допускается взаимодействие с оперативными подразделениями ОВД по вопросам розыска и организации операций по задержанию лиц, совершивших побег, уклонившимися от отбывания наказания. Формы и рамки этого взаимодействия не указаны, как в прочем и способы, т.е. кто осуществляет руководство совместными операциями, какие силы можно привлечь со стороны ОВД, способы финансирования данных операций и пр.

При совершении побега или уклонения осуждённых, из-под охраны и надзора учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов первоначальные розыскные мероприятия проводятся силами учреждения:

·      преследование бежавшего по горячим следам, поиск на местности;

·      направление оперативных групп в места возможного появления бежавшего, организация засад;

·      выставление заслонов на маршрутах наиболее вероятного появления разыскиваемого;

·      опрос и изучение с помощью оперативно-розыскных методов лиц содержащихся в учреждениях совместно с бежавшими;

·      ориентирование на розыск, по приметам бежавшего, органов внутренних дел на территории которого совершён побег или уклонение;

·      изучение личного дела, анализ материалов оперативно-розыскной деятельности, результатов осмотра рабочих и спальных мест, а также личных вещей сбежавшего.

В силу боязни ответственности за допущение побега или уклонения от отбывания наказания бежавшим, сотрудники учреждений УИС скрывают сколько могут факт самого побега или уклонения, пытаясь разыскать бежавшего своими силами, а в силу слабой компетентности  первоначальные розыскные мероприятия зачастую проводят несвоевременно, не в полном объёме, без соблюдения правил конспирации при проверке связей бежавшего, их адресов, вследствие чего бежавший зачастую обходит засады, а в адресах своего появления получает информацию о сотрудниках, засадах, транспортных средствах, осуществляющих розыск и принимает меры, в результате которых, установление его местонахождения по родственным, дружеским, криминальным связям мало либо вовсе неэффективно. Отделом розыска ГУИН МЮ РФ по Приморскому краю ещё в 2003 году была разработана инструкция, разъясняющая порядок действий учреждений и подразделений УИС при проведении первоначальных розыскных мероприятий, которая распространена циркулярно по всем Учреждениям ГУИН МЮ РФ края.

Несмотря на неё, уровень первоначальных оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) оставался слабым, информация о побегах и уклонениях по прежнему укрывалась, к ответственности лица, виновные своей деятельностью или бездеятельностью в создании условий к побегу или уклонению не привлекались. Для решения данной проблемы ГУИН МЮ РФ по Приморскому краю 27.05.2003 издал приказ за № 404 «О мерах по обеспечению розыска осуждённых», в котором на учреждение, в котором совершён побег или уклонение возлагается обеспечение топливом групп ООР, проводящих ОРМ по конкретному сбежавшему, обеспечивается питание и жилье, с последующим взаиморасчетом с ГУИН МЮ РФ по ПК.

Данным приказом определено начальникам учреждений направлять материалы в суд для возмещения затрат на  организацию ОРМ в установленном законом порядке в отношении осужденных совершивших побег или уклонение, а по каждому факту побега или уклонения проводить служебные проверки в отношении виновных лиц из числа администрации, с изданием приказа о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности, с целью возмещения затрат на ОРМ. Отдельные начальники учреждений активно руководствуются данным приказом, большинство же пока осмысливает его содержание.

Несмотря на предпринятые меры необходимо определить степень ответственности за укрытие информации о побегах и уклонениях, наказание, как за неисполнение, так и за срыв конкретных оперативно-розыскных мероприятий, поручаемых сотрудникам учреждений УИС.

С момента организации отдела розыска, при совершении побега начальник учреждения информирует дежурную часть ГУФСИН РФ по Приморскому краю и начальника отдела розыска о побеге или уклонении, при необходимости дежурная часть поднимает личный состав розыска в ночное время по тревоге.

При получении информации о побеге или уклонении отделом розыска организуется штаб розыска в отделе розыска ГУФСИН РФ края, и проводится комплекс мероприятий, направленных на розыск и задержание бежавшего:

·        анализ информации полученной из учреждения, в котором совершён побег или уклонение;

·        проверка бежавшего и выявление его связей по централизованным информационным учётам ОВД;

·        проверка по оперативно-поисковой системе ГУФСИН РФ по Приморскому краю «розыск», при наличии бежавшего в базе, изготовление качественных ориентировок бежавшего, рассылка их по учреждениям и территориальным органам, осуществляющих розыскные мероприятия;

·        сбор информации о местах отбывания уголовного наказания ранее и поручение учреждениям, в которых бежавший содержался ранее, отработки его связей и получения информации о вероятном нахождении бежавшего;

·        информирование территориальных подразделений ОВД о бежавшем и ориентирование их на розыск, при наличии информации о вероятном появлении бежавшего на обслуживаемой органами территории;

·        информирование подразделений ЛУВДТ и их линейных нарядов;

·        информирование нарядов КПП ГАИ;

·        при необходимости – организация выездной оперативно-розыскной группы и направление её в район вероятного появления бежавшего, для осуществления руководства на местности силами и средствами, привлечёнными к розыску бежавшего, взаимодействия с территориальными ОВД, осуществления целевых, направленных на задержание бежавшего ОРМ;

·        при необходимости привлечение и формирование оперативно-розыскных групп из личного состава других исправительных учреждений, направление их в район вероятного появления бежавшего, организация ими засад и выполнения иных ОРМ;

·        сбор информации со всех групп и учреждений, осуществляющих розыскные мероприятия, обмен полученной информацией между группами и учреждениями, проверка по централизованным информационным учётам связей бежавшего, ведение карты розыска;

·        при необходимости совместное планирование с руководителями оперативных подразделений ОВД как общих ОРМ, направленных на розыск бежавшего, с указанием привлекаемых сил и средств, так и целевых разовых ОРМ;

·        при необходимости информирование населения через средства массовой информации;

·        при необходимости взаимодействие с ОВД и органами УИС за пределами своего региона, направленное на получение информации о местах возможного появления бежавшего, его связях, ориентирование данных органов на розыск и задержание сбежавшего в местах его возможного появления;

·        выставление бежавшего в оперативный розыск по информационным учётам ОВД, сторожевых листков в краевую адресную базу, контроль приобретения авиа и ж/д билетов через службу ЭКСПРЕСС по реквизитам документов сбежавшего;

·        при наличии достоверной информации о бежавшем, принимается решение о продлении первоначальных розыскных мероприятий.

Розыск представляет собой совокупность оперативно-розыскных и других мероприятий, осуществляемых исправительными учреждениями и органами внутренних дел в целях установления местонахождения разыскиваемых лиц и принятия в отношении них мер, предусмотренных законом. Розыск лиц, совершивших побег, осуществляется сотрудниками УИС совместно с территориальными органами внутренних дел и другими взаимодействующими органами. Он должен вестись активно, настойчиво и непрерывно до задержания разыскиваемых.

Виды розысков:

1.   Местный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных действий, направленных на обнаружение бежавших осуждённых. Он начинается сразу же после обнаружения следов побега или после проведения первоначальной проверки при обнаружении отсутствия осуждённого.

2.   Федеральный розыск объявляется по истечении 3-х месяцев после объявления местного розыска, когда меры местного розыска исчерпаны, а его цель не достигнута. Это также комплекс мероприятий, как и при местном розыске, но проводимый в масштабах страны.

3.   Международный розыск – это комплекс мероприятий, проводимых правоохранительными органами России и зарубежных стран.

Подразделения охраны учреждений УИС, как правило, участвуют только в местном розыске.

Для поддержания отдела охраны и личного состава розыскных нарядов, предусмотренных планом действий при ЧО, в постоянной боевой готовности с ними регулярно проводятся тренировки и учения. На них личный состав изучает местность в районах несения службы, маршруты движения к ним, вероятные направления ухода бежавших, способы действий, а также порядок поддержания связи и средства связи.

Для каждого розыскного наряда заранее готовятся и содержатся в готовности к выдаче документы, деньги, продукты питания и другие предметы экипировки. При побеге по приказу начальника учреждения или начальника отдела охраны учреждения эти наряды получают все необходимое для несения службы, быстро выходят в назначенные районы (пункты) и приступают к выполнению задачи.

Первоначально при побеге преступника часовой поста, в секторе охраны которого совершён побег, если это предусмотрено табелем постам, переходит на преследование бежавшего. Затем последовательно высылаются группы преследования (далее – ГП) от караула по охране ИУ и отдела охраны учреждения.

Состав группы преследования, высылаемой от караула, определяется боевым расчётом.

В статье 125 Инструкции (пр. МЮ РФ от 15.02.2006 № 21) сказано, что начальник караула (далее – НК) должен «преследовать осуждённого, обвиняемого и подозреваемого в совершении преступлений, совершившего побег из-под охраны, во главе резервной группы (группы преследования – ГП) караула до задержания».

Согласно Уставу боевой службы внутренних войск (применявшийся до передачи функций охраны исправительных колоний в ведение ГУИН МЮ РФ) НК должен прибыть на место побега в составе резервной группы караула и поставить задачу ГП караула на преследование бежавшего, продолжая выполнять поставленную задачу по охране объекта, колонны осуждённых и т.д. Думается, что это более правильно, так как преследование может длиться не только несколько часов, но и несколько суток, однако приказы не обсуждаются. В отдельных случаях, предусмотренных Инструкцией возглавлять ГП будет, как правило, помощник  начальника караула по кинологической службе. Кроме него в ГП назначаются один-два караульных. После получения задачи ГП немедленно переходит на преследование.

Группа преследования подчиняется выславшему её начальнику караула, начальнику учреждения, а также лицу, на которое возложено руководство розыском.

Следует учитывать, что если побег не удалось пресечь силами караула, то в соответствии с планом действий при чрезвычайных обстоятельствах в розыск включается личный состав отдела охраны учреждения, от которого выделен данный караул. От подразделения охраны может выделяться ГП в составе отделения, со служебными собаками, средствами связи и транспортом. Основное назначение этой ГП – оказание помощи караулам в преследовании и задержании бежавших.

Начальник учреждения после получения доклада о побеге осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений обязан:

·      организовать и лично возглавить работу группы управления;

·      принять решение на розыск бежавших;

·      доложить старшему начальнику о побеге, своём решении на розыск и принятых мерах;

·      организовать передачу установочных данных на бежавших в вышестоящую инстанцию;

·      проинформировать о побеге взаимодействующие органы, обеспечить их установочными данными на бежавших и фотографиями;

·      активно добывать сведения о бежавших и немедленно принимать меры к использованию их в интересах розыска;

·      прибыть на место лично или направить своего заместителя к месту совершения побега для руководства силами и средствами, участвующими в розыске;

·      докладывать старшему начальнику об изменениях обстановки, принятом на этом основании решении;

·      организовать ведение рабочей карты, журнала служебно-боевых действий и контрольно-розыскной карты.

Анализ практики организации розыска бежавших осуждённых позволяет рассмотреть некоторые её черты, учёт которых имеет немаловажное значение при планировании розыскных мероприятий.

Прежде всего, для оперативного штаба по организации розыска определённый интерес должны представлять психические свойства бежавшего, мотивы и цели побега, взгляды, характер, воля, физические данные и т.д. Кроме того, имеют значение также возраст, прежние судимости, профессия, трудовые навыки, увлечения, и другие данные.

Для получения таких сведений в распоряжении оперативного штаба по организации розыска штаба имеется личное дело осуждённого, информация, полученная оперативным путём, материалы цензуры учреждения, личная переписка, документы архивных уголовных дел (на ранее судимых), свидетельские показания очевидцев побега, потерпевших.

При изучении личного дела, например, следует обращать внимание на социально-демографические данные преступника, его родственные и иные связи, причины, характер и способ совершения преступления, взаимоотношения с другими осуждёнными, администрацией учреждения, соблюдение им режима содержания.

Так, автору однажды при организации работы по ликвидации побега осуждённого из колонии, расположенной в с. Чугуевка Приморского края пришлось столкнуться с отсутствием данных о родственных и иных связях бежавшего. Начальник спецчасти ИУ представил справку об их отсутствии в личном деле. Только повторное личное изучение каждого листа этого дела дало возможность обнаружить заявление осуждённого на имя начальника СИЗО-2 о предоставлении свидания с дальними родственниками, проживающими в Чугуевском районе, а также составить психофизическую характеристику преступника. Реализация этой информации немедленно привела к успеху розыска.

В архивном уголовном деле можно узнать о родственных и иных связях бежавшего и другие данные, характеризующие его личность.

Личная переписка и дневники могут содержать сведения о взаимоотношениях с родителями, родственниками, об интимных, преступных и иных связях, отношении к труду, обществу, понятии о долге, чести, дружбе, оценке своего положения в жизни и другие.

Проводя следственные действия, например, обыскивая спальное место и осматривая личные вещи бежавшего, особо внимательно нужно отнестись к письмам и записным книжкам, в которых могут быть адреса и другие данные его связей. Так, в своё время, при изучении автором лекции записной книжки осуждённого бежавшего из колонии, расположенной в пос. Приморский, которую он обронил при преодолении водной преграды у полуострова Песчаный были вскрыты все его связи в г. Владивосток, что весьма облегчило розыск. Личные поделки, предметы религиозного культа могут сказать о его навыках и наклонностях, а рисунки, вырезки из газет и журналов – о мире увлечений.

Тщательный осмотр места происшествия (побега) поможет определить степень изобретательности, смекалки, сноровки, технической и физической подготовки преступника. Если побег соединён с насилием над сотрудниками учреждения, будут видны психологические свойства осуждённого – жестокость, цинизм, хитрость, умение владеть холодным или огнестрельным оружием, приёмами борьбы. Свидетели и потерпевшие могут указать на биологические, физические, психологические и речевые особенности преступника, его интересы, привычки, внешность, своеобразие походки, поведения. При этом следует, однако иметь в виду, что если в качестве свидетелей и потерпевших выступают осуждённые, сведения могут быть неправдивыми. Опрос проводит оперативный работник, а член оперативного штаба по организации розыска присутствует с его разрешения и фиксирует необходимые для розыска сведения.

При оценке информации оперативно-розыскного характера оперативным штабом по организации розыска следует установить мотивы и причины побега, наличие пособников из числа осуждённых, гражданского населения или вольнонаёмного состава ИУ, высказывания бежавшего о дальнейших намерениях, об отношении к той или иной связи, методах укрытия, наличии документов, оружия и денежных средств на свободе.

Вся деятельность по сбору информации должна, разумеется, проходить в тесном взаимодействии с различными службами ИУ, следственными и оперативными аппаратами милиции.

Но главная задача, при наличии всех данных, будет заключаться в том, чтобы обобщить их, а затем как бы смоделировать личность преступника, тактику его поведения.

Решению этой задачи поможет рассмотрение бежавших осуждённых с точки зрения определённых категорий:

1.   Побег готовился заранее. Преступник имел план действий для его совершения и дальнейшего поведения. Преступление диктовалось установками личности. К их числу можно отнести неоднократно судимых или особо опасных преступников с большим криминальным стажем и опытом. Им свойственно стремление к паразитическому образу жизни, отсутствие сдерживающих мотивов при достижении преступной цели.

У преступников этой категории чётко прослеживается своеобразная тактика подготовки к побегу. Исходя из наблюдений, она сводится к следующему:

·      сбор и анализ информации о местности, где дислоцируется ИУ, а также о системе розыска;

·      изучение уязвимых мест в охране; создание положительной репутации у администрации ИУ для маскировки преступных приготовлений;

·      подготовка организма к длительным перегрузкам и ограничениям в питании;

·      подбор и подготовка сообщников и пособников побега;

·      заготовка материально-технического оснащения побега, продуктов, оружия и т.д.;

·      заблаговременное прекращение и уничтожение личной переписки и записей, могущих вывести на родственные и иные связи.

Совершив побег, осуждённые данной категории стараются, чаще всего, сразу максимально оторваться от преследования, или переживают активный период поиска в заранее подготовленных местах. В дальнейшем они стремятся к установлению контактов с лицами из преступного мира или иными связями через третьих лиц, пытаются легализоваться (подделывают документы, вырабатывают легенды на случай проверки, ищут знакомства с женщинами, имеющими отдельные квартиры), организуют преступные группы или подбирают объект преступления. Логическим концом действий таких беглецов является, как правило, преступление.

Данная «тактика» в силу различных обстоятельств может быть нарушена на любом этапе. Это во многом зависит от активности розыскных мероприятий.

Изучая характеристику таких осуждённых, следует учитывать и то, что, например, при побегах из лесных ИУ, дислоцированных в северных районах страны, они, как правило, выбирают направление не на юг, как другие, а на север. Избегают выхода к железным и шоссейным дорогам, не заходят в населённые пункты.

2.   Побег не готовился заранее. Он совершён под влиянием ряда обстоятельств в ИУ, неблагоприятно сложившихся для осуждённого. К числу беглецов этой категории в большинстве относятся преступники ранее не судимые, в возрасте от 18 до 25 лет.

Мотивами побега, как правило, служат желание повидаться с семьёй, перевестись в другое ИУ, свести личные счёты или добиться отмены необоснованного, на их взгляд, приговора суда, или изменения его квалификации. Такие осуждённые сознают противоправность своих действий и при положительном влиянии со стороны родственников могут быть склонены к добровольной сдаче в органы милиции.

3.   Умысел побега иногда возникает при небдительности охраны и лиц надзора (неосознанные действия).

Побеговая активность осуждённых двух последних категорий приходится на июнь-июль, а начинается она примерно в апреле, снижается же в августе.

Особо опасные рецидивисты, лица, ранее неоднократно судимые, в большинстве случаев выбирают для побега август и сентябрь. В эти месяцы легче добыть пищу, что избавляет от необходимости заходить в населённые пункты.

Таким образом, правильность определения розыскных мероприятий зависит от полноты обобщения единичных, разрозненных, на первый взгляд, взаимно не связанных фактов. Просчёты приводят к провалу розыска. Так, при ликвидации группового побега из учреждения УЦ-41 (г. Уссурийск), допущенного летом 2005 года руководство штаба розыска, не изучив в полной мере характеристики бежавших осуждённых, однозначно решило, что бежавшие будут прятаться недалеко от колонии. В результате, основная масса сил и средств была несколько дней использована на многоразовое прочёсывание окрестных дачных кооперативов, в то время как преступники, будучи по натуре дерзкими (что подтверждали материалы личных дел, с которыми автор лекции тогда ознакомился) сразу же после побега вышли из района розыска учреждения и начали терроризировать население по пути своего движения. Это привело к неоправданно многочисленным жертвам и серьёзным оргвыводам.

В первые дни после совершения побега в оперативном штабе – организаторе розыска обычно разрабатывается несколько вариантов ведения розыска.

Отдельные розыскные действия поручаются подразделениям УИС, дислоцирующимся в районах возможного появления преступников. Одновременно оперативно-режимным аппаратом ИУ высылаются ориентировки и фотокарточки разыскиваемых в различные отделы внутренних дел страны, если выявленные связи выходят в район их действий.

При планировании розыскных мероприятий весьма важно учитывать мотивы совершения побега.

Некоторые преступники избегают выхода на родственные связи, боясь засады, а другие беглецы в большинстве случаев идут к родственникам и близким знакомым, надеясь получить помощь. При этом некоторые кочуют по знакомым, не ночуя в одном месте дважды, что затягивает розыск. С подобным явлением автор в начале 90-х годов столкнулся при ликвидации очередного побега из колонии расположенной в пос. Приморский.

Следует учитывать также, что осуждённые нередко прибегают к различным уловкам для сокрытия своего места нахождения и затруднения ведения розыскных действий. Они, например, бывают такими:

·      инсценировка гибели во время побега. Чаще всего она применяется после преодоления водной преграды. Беглец оставляет в лодке или на плоту некоторую часть продуктов питания, одежды, копии приговоров. Для большей убедительности делает порез руки, а следы крови наносит на головной убор, имитируя серьёзную травму головы, в результате которой он, якобы, гибнет;

·      приобретение документов. Их чаще всего стремятся выкрасть у пьяных граждан, а затем заменяют на них фотографии. Если подделка произведена квалифицированно, некоторые бежавшие на основании этих документов пытаются легализоваться;

·      подделка собственных документов, не изъятых при аресте. В этих случаях преобладают дописки и исправления;

·      выезд в отдалённые, малонаселённые и труднодоступные районы страны. Под видом длительного отпуска примыкают к артелям рыбаков и охотников, к лесорубам, к геолого- и нефтеразведчикам, т.е. устраиваются там, где испытывается недостаток рабочей силы и не предъявляется жестких требований к документам;

·      изменение внешности. Для этого применяют пластические операции, вводят под кожу лица шприцем разогретый парафин или стеарин, отращивают усы и бороду, изменяют цвет волос, уничтожают татуировки и т.д.

За последние годы бежавшие осуждённые стали прибегать к приобретению и ношению форменной одежды военного или милицейского образца; использованию различных убежищ и тайников, которые чаще всего оборудуются вблизи жилых домов родственников или знакомых.

Это, разумеется, далеко не полный перечень уловок и ухищрений, применяемых бежавшими осуждёнными.

Исходя из этого, можно более конкретно определить приёмы ведения розыска.

Розыск и задержание бежавших осуждённых осуществляются розыскными нарядами, численность которых зависит от количества и направления движения бежавших осуждённых, степени их опасности, вооружения, условий местности, времени года и других особенностей выполнения задачи.

Во всех случаях розыскной наряд должен состоять не менее чем из двух человек. При розыске не вооружённых преступников численность наряда должна быть не менее чем на одного сотрудника больше чем количество бежавших преступников. При розыске вооружённых – вдвое больше количества бежавших преступников.

От розыскных нарядов могут высылаться дозоры и выставляться наблюдательные посты (наблюдатели).

В состав розыскного наряда входят:

·      начальник наряда;

·      его помощник (при численности наряда более трёх человек);

·      необходимое количество сотрудников, например кинолог (при усилении наряда служебной собакой), радиотелефонист, водитель транспортного средства, снайпер (при розыске вооружённого преступника);

·      лица начальствующего состава ИУ и оперативные работники органов внутренних дел.

Начальнику розыскного наряда (кроме группы преследования, высылаемой непосредственно из резервной группы караула по охране объекта ИУ) вручается специальное предписание за подписью начальника учреждения с указанием задачи и просьбы к местным органам власти об оказании необходимой помощи в розыске и задержании бежавших. Кроме того, начальнику розыскного наряда, высылаемого от штатного розыскного подразделения территориального органа ФСИН России, выдается удостоверение установленного образца с указанием, что он состоит в должности начальника розыскной группы.

При постановке задачи розыскному наряду указываются:

·      данные на разыскиваемых;

·      состав наряда и его начальник;

·      задача и место несения службы (район, участок, направление поиска);

·      где и какие действуют соседние наряды;

·      порядок действий при обнаружении разыскиваемых и доклада о результатах несения службы.

В целях повышения ответственности лиц розыскных нарядов за ведение розыска бежавших для каждого наряда определяется район несения службы. Служебный наряд должен так организовать свою службу, чтобы в случае появления разыскиваемого задержать его в назначенном районе.

Розыскной наряд, осуществляющий розыск в районе (пункте) дислокации другого учреждения, выполняет указания начальника данного учреждения по вопросам проведения розыскных мероприятий, поддержания дисциплины и порядка среди личного состава.

Начальник территориального органа ФСИН России обязан лично возглавить оперативный штаб и руководить действиями сил и средств УИС при побеге.

Начальник территориального органа ФСИН России совместно с руководителями территориальных органов внутренних дел принимает меры к перекрытию родственных и иных связей бежавшего на подведомственной территории субъекта Российской Федерации.

Если родственные и иные связи имеются на территории других субъектов Российской Федерации, то в территориальные органы ФСИН России, дислоцированные на этих территориях, высылаются розыскные задания установленного образца, ориентировки и другие документы, необходимые для ведения розыска.

Начальник территориального органа ФСИН России, получивший розыскное задание, обязан организовать его выполнение. В этих целях он, взаимодействуя с территориальными органами внутренних дел, принимает меры к обнаружению и задержанию разыскиваемых в местах возможного их появления и установлению новых связей. О ходе розыска и вновь выявленных связях докладывает в установленном порядке во ФСИН России.

Для ведения розыска и задержания бежавших от учреждений УИС могут выделяться:

·      группы преследования численностью 4-6 человек для задержания бежавших, пытающихся скрыться после совершения побега, их столкновения с розыскными нарядами или при прорыве из блокированного района (окружения);

·      поисковые группы численностью до 20 человек для поиска и задержания бежавших в определённом районе (полосе поиска);

·      оперативно-розыскные группы в составе 2-5 человек для розыска и задержания бежавших по родственным и иным связям.

Кроме того, выставляются:

·      временные розыскные посты численностью от 3 до 6 человек для задержания преступников в пунктах их возможного появления или на пути вероятного движения;

·      заслоны численностью от 6 до 20 человек для перекрытия вероятного направления движения разыскиваемых преступников или участка местности на рубеже блокирования;

·      засады численностью от 3 до 5 человек для обнаружения и захвата преступников в точно установленном месте их появления.

Исходя из сложности выполняемой задачи, состав, численность, вооружение, экипировку, форму одежды служебных нарядов определяет начальник территориального органа ФСИН России, а в пределах района действий учреждения – начальник учреждения.

Для ликвидации вооружённых, групповых, а в отдельных случаях и одиночных побегов осуждённых по решению старшего оперативного начальника может проводиться специальная операция.

Начальник розыскного наряда отвечает за точное выполнение задачи по розыску и задержанию бежавших.

Он обязан:

·      знать установочные данные и приметы разыскиваемых лиц;

·      определять задачи каждому из сотрудников служебного наряда и руководить их действиями при розыске и задержании бежавших;

·      неотступно преследовать обнаруженного преступника до его задержания;

·      организовывать осмотр местности, строений, транспортных средств, настойчиво добывать сведения о разыскиваемых и умело использовать их;

·      поддерживать связь со взаимодействующими служебными нарядами, быть в постоянной готовности к оказанию им помощи;

·      тщательно обыскивать задержанных бежавших лиц в целях изъятия у них оружия и предметов, которые могут быть использованы для нападения, совершения нового преступления или уничтожения как вещественного доказательства преступной деятельности;

·      организовать конвоирование задержанных лиц в учреждения УИС или в ближайший орган внутренних дел;

·      строго соблюдать законность и служебную дисциплину лично и требовать этого от подчинённых, а также обеспечивать соблюдение мер безопасности личным составом розыскного наряда;

·      докладывать по средствам связи в установленное время начальнику, выславшему розыскной наряд, о ходе и результатах розыска.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!