Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Организация службы охраны и розыска в учреждениях ФСИН России"»

/ Уголовное право
Лекция, 

Оглавление

Тема № 2. Правовые основы и порядок применения

огнестрельного оружия, специальных средств

и физической силы сотрудниками ФСИН России

 

План:

Введение.

Вопрос № 1. Правовые основы применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками ФСИН России.

Вопрос № 2. Порядок применения физической силы сотрудниками ФСИН России.

Вопрос № 3. Порядок применения специальных средств сотрудниками ФСИН России.

Вопрос № 4. Порядок применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками ФСИН России.

Заключение.

 

Введение

Неотъемлемым условием успешного выполнения задач, возложенных на подразделения охраны ФСИН России, является дальнейшее возрастание роли Права. Ибо оно, будучи одним из важнейших институтов государства, активно выступает регулятором и стабилизатором социальных отношений, способствует поддержанию должного правопорядка, личной и общественной безопасности, обеспечивает неотвратимость наказания за совершённые деяния, возмещение причинённого ущерба.

Право определяет цели, задачи, принципы поведения и полномочия должностных лиц, ответственных за обеспечение правопорядка и законности. Так, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН, предписывает им постоянно выполнять возложенные на них законом обязанности, защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией. Госслужащие могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей.

Регулирующая, дисциплинирующая и организующая роль права еще более усиливается в экстремальных условиях (побег, противоправные насильственные действия), так как без четкого правового регулирования значительно повышается риск принятия и реализации ошибочных решений, цена которых в данной обстановке исключительно велика. Реализация принципа законности при применении или использовании огнестрельного оружия, специальных средств, физической силы в деятельности подразделений охраны ФСИН России, означает, что огнестрельное оружие или специальные средства должны применяться или использоваться в строгом правовом режиме в случаях, когда принятие иных, предусмотренных законом, мер не обеспечило необходимого результата.

 

Вопрос № 1. Правовые основы применения огнестрельного оружия,

специальных средств и физической силы

сотрудниками ФСИН России

Под правовым основанием применения, использования огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками подразделений охраны ФСИН России принято понимать совокупность норм, регламентирующих порядок и условия их применения и использования.  

Применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками УИС при несении службы в составе караулов по охране учреждений и их объектов, конвоированию осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также при розыске и задержании бежавших осуждённых, подозреваемых и обвиняемых допускается только на основании и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Нормативные акты, регламентирующие порядок и условия применения, использования огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками подразделений охраны ФСИН России весьма различны по своей юридической природе, времени, сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени их регулятивного воздействия на решение возникающих задач. Однако представляется возможным их дифференцировать на ряд групп (блоков):

1.    Международные правовые акты, подписанные и ратифицированные Россией.

2.    Межгосударственные правовые акты СНГ, подписанные и ратифицированные Россией.

3.    Законы, указы Президента РФ.

4.    Межведомственные и ведомственные нормативные акты (приказы, наставления, инструкции, и т.п.).

Первую группу нормативно-правовых документов составляют международные правовые акты. К ним следует отнести, во-первых, основополагающие документы, принятые ООН и ратифицированные РФ; во-вторых, – межгосударственные соглашения, конвенции и иные международно-правовые соглашения, конвенции и иные международно-правовые документы, также ратифицированные Россией. К первому блоку документов можно отнести декларации, принципы, пакты, правила, кодексы в области прав человека, а также содержащие правила (стандарты) по обращению с осуждёнными.

К документам, содержащим эти правила (стандарты), следует отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)

Указанные документы, известные под названием Хартия прав человека, имеют первостепенное значение для разрешения проблемы обращения с осуждёнными к лишению свободы, так как содержат в себе положения, имеющие принципиальный характер для разработки соответствующих стандартов и национального законодательства. Именно в Хартии прав человека определяется перечень основных прав человека вне зависимости от его местоположения.

К числу наиболее важных международных нормативно-правовых документов, направленных на защиту прав и свобод личности в сфере предупреждения преступности, следует отнести Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов и обращений и наказания (1984 г.).

К этой же группе норм относится и Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержания правопорядка (1990 г.), в которых чётко закреплены компетенция сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов, направления и границы использования огнестрельного оружия и специальных средств. Среди документов, разработанных под эгидой ООН, необходимо выделить группу таких, которые устанавливают принципы, стандарты и правила по обращению с лицами, лишёнными свободы в любой форме (задержанными, заключенными под стражу, осуждёнными к лишению свободы). К ним, прежде всего, следует отнести Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными (1957 г.).

Вторую группу нормативно-правовых документов, составляющих правовую основу организации деятельности государственных органов составляют межгосударственные правовые акты Содружества Независимых Государств (СНГ). С момента образования СНГ принимаются различные договоры, соглашения, правила и иные нормативно-правовые документы, нацеленные на упорядочение отношений независимых государств между собой в рамках Содружества. Среди них:

1.    Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 г. и Протокол к соглашению от 21.12.1991 г.;

2.    Соглашение о совместной деятельности по борьбе с преступностью (Киев, 22.12.1992 г.) и ряд других.

Третью группу в системе нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ФСИН России, составляют собственно законы и подзаконные акты высших органов власти и управления Российской Федерации. В неё входят:

1.    Конституция Российской Федерации;

2.    Федеральные конституционные законы;

3.    Федеральные законы;

4.    Указы Президента и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Именно в указанных законах и подзаконных актах высших и местных органов власти и управления закреплены основополагающие вопросы организации и функционировании ФСИН России, порядок применения сотрудниками подразделений охраны ФСИН России огнестрельного оружия и специальных средств. Так, соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2001 № 6 «Об утверждении перечня оружия, боеприпасов, бронемашин и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» определён перечень вооружения, спецсредств и техники применяемой в УИС.

Основой правового фундамента применения сотрудниками подразделений охраны ФСИН России огнестрельного оружия и специальных средств, является Конституция Российской Федерации, наделяющая сотрудников подразделений охраны ФСИН России правом принимать решительные меры для защиты государства, общественных интересов, личности и прав граждан от преступных посягательств.

Кстати, в соответствии с законом граждане имеют право на применение активных мер при защите от общественно опасного посягательства путём причинения посягающему вреда.

Необходимо строго соблюдать требования закона, направленного на защиту представителей власти, работников правоохранительных органов и иных лиц в связи с исполнением ими служебных обязанностей по пресечению общественно опасных посягательств и задержанию правонарушителей. Вышеуказанные лица не подлежат уголовной ответственности за вред, причиненный посягавшему или задерживаемому, если они действовали в соответствии с требованиями уставов, положений и иных нормативных актов, предусматривающих основания и порядок применения огнестрельного оружия и специальных средств.

Четвёртую группу нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сотрудников подразделений охраны ФСИН России и порядок применения ими огнестрельного оружия и специальных средств, составляют совокупность: приказов МЮ РФ от 15.02.2006 № 21, от 28.04.2006 № 211 «Об утверждении Наставления по организации снабжения, хранения, учёта и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», от 26.05.2006 «Об утверждении норм положенности оружия, боеприпасов и бронемашин для обеспечения подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», от 07.06.2006 «Об утверждении норм положенности вооружения, боеприпасов, взрывчатых веществ, средств взрывания, вооружения химических войск и средств защиты, средств инженерного вооружения, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в мирное и военное время» и других ведомственных норм.

Первостепенное значение для правомерного применения сотрудниками УИС огнестрельного оружия и специальных средств имеет наличие фактических оснований. Указанная предпосылка в значительной мере предопределяет необходимость четкой нормативно-правовой дифференциации правонарушений, допускаемых в местах лишения свободы, когда возможно применение тех или иных видов средств активной обороны.

Обеспечение законности, при применении сотрудниками УИС огнестрельного оружия и специальных средств, в деятельности пенитенциарных учреждений предполагает надлежащее оформление как самого факта их применения, так и возможных последствий. Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

 

Вопрос № 2. Порядок применения физической силы сотрудниками

ФСИН России

Физическую силу, в том числе боевые приёмы борьбы (приёмы рукопашного боя) сотрудниками ФСИН России применяются:

для задержания осуждённых, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осуждёнными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается  выполнение их законных требований.

Порядок применения приёмов рукопашного боя

Приёмы рукопашного боя (сила) применяются личным составом сотрудников УИС к осуждённым, подследственным, нарушителям общественного порядка, если они оказывают физическое сопротивление или отказываются выполнить законные требования лиц караула, а также во всех случаях, когда против них может быть применено оружие.

Сотрудник, применяющий приёмы рукопашного боя или находящийся в готовности к их применению, обязан:

·      внимательно следить за поведением преступника (нарушителя), быть в готовности к немедленным ответным действиям;

·      знать ухищрения, применяемыми преступниками;

·      помнить, что наиболее часто они совершают нападения в нетрезвом состоянии, в момент, когда их застают на месте преступления или за совершением каких-либо незаконных действий, на одиночных сотрудников, в уединенных и темных местах, узких проходах. Нападение они нередко готовят заранее и всячески маскируют, стараются напасть внезапно и по возможности сзади. Из всех видов оружия чаще применяют колюще-режущее;

·      при отражении нападения преступника или его задержании действовать смело и решительно, всё время навязывая ему свою волю. Приёмы проводить энергично, при срыве одного приёма немедленно переходить на другой, не отпускать и не ослаблять захвата до тех пор, пока преступник не будет задержан или связан;

·      не допускать захватов преступником своей одежды и туловища, попав в захват сразу же освободиться от него;

·      максимально использовать своё, даже минимальное преимущество, а также ошибки и слабые стороны противника, неудобные положения, занимаемые им.

В случае совершения нападения осуждённого на сотрудника следует как можно дальше отскочить от него и подать сигнал тревоги. Главное в этот момент – не подпустить нападающего к себе, не дать ему захватить одежду и оружие. Для отражения нападения наиболее целесообразно использовать удары ногами.

Сотрудник, применяющий приёмы рукопашного боя, не должен при этом превышать пределы необходимой обороны.

Государство наделило сотрудников ФСИН России, для выполнения возложенных на них задач правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в определённых законом ситуациях. Это право необходимо использовать строго в соответствии с законом.

 

Вопрос. № 3. Порядок применения специальных средств

сотрудниками ФСИН России

В сложной, крайне напряжённой оперативной обстановке функционирования учреждений ФСИН России на современном этапе, а также непосредственно в различного рода особых условиях деятельности пенитенциарных учреждений исключительную роль для обеспечения правопорядка в местах лишения свободы, защиты здоровья, а порой и самой жизни персонала, спецконтингента и иных лиц играют специальные средства.

Все специальные средства по функциональному признаку могут быть условно подразделены на две большие группы:

1.    средства индивидуальной защиты;

2.    средства активной обороны.

Средства индивидуальной защиты. Они предназначены для обеспечения успешного проведения мероприятий по поддержанию в ИУ, СИЗО надлежащего правопорядка, предупреждения и пресечения различного рода чрезвычайных происшествий, повышение безопасности личного состава, существенного уменьшения вероятности и тяжести ранений. В состав комплекса индивидуальных средств защиты включаются: шлемы и каски, защищающие голову щиты общего прикрытия; защитные жилеты, обеспечивающие безопасность торса и паха.

Следует отметить, что вопросы защиты человека в боевой обстановке всегда придавалось большое значение. Ещё в древние времена ход и исход сражения определялись не только численностью войск, но и тем вниманием, которое уделялось защите воинов. Применение индивидуальных средств защиты существенно снижает потери живой силы и, что не менее важно, оказывает первостепенное влияние на повышение морально-боевых качеств участников боевых операций. Ощущение большей безопасности, испытываемое человеком, позволяет ему сконцентрировать максимум своего внимания и сил на выполнение поставленной перед ними задачи, действовать оперативно и решительно в самой сложной обстановке.

К средствам защиты предъявляются следующие основные требования:

·      обеспечение максимально возможного уровня защиты при минимальном весе;

·      надёжность, удобство в носке, обеспечение свободы движений.

В арсенале подразделений охраны ФСИН России имеется достаточно широкий перечень средств индивидуальной защиты. Знание их тактико-технических параметров служит залогом в выборе эффективных средств защиты личного состава, предопределяет успешность решения различного рода задач.

Средства активной обороны призваны содействовать обеспечению правопорядка, защите здоровья и жизни сотрудников подразделений охраны ФСИН России и иных лиц, созданию необходимых условий и воздействия на правонарушителей с целью предупреждения и пресечения их противоправных действий, а также выявления наиболее активных участников преступных деяний (резиновые палки, средства отстрела резиновых пуль, наручники, слезоточивый газ «Черёмуха», водометы, служебные собаки и т.п.).

Представляется очевидным, что уже сам факт наличия в арсенале пенитенциарных учреждений специальных средств служит мощным превентивным фактором, сдерживающим в пенитенциарных учреждениях лиц от совершения ими новых преступлений.

 

Специальные средства сотрудниками ФСИН России применяются:

·      для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осуждённых, заключённых и других граждан;

·      для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осуждёнными и заключёнными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу;

·      для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

·      при конвоировании и охране осуждённых и заключённых, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

·      для задержания и возвращения осуждённых и заключённых, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.

При отсутствии наручников сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания.

Виды специальных средств, а также интенсивность их применения определяются с учётом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств должно сводиться к минимальному причинению вреда осуждённым, заключённым и иным лицам.

Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооружённого сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

К специальным средствам других служб ФСИН России относятся: резиновые палки и резиновые пули, защитные жилеты и каски, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водомёты и бронемашины, специальные окрашивающие средства, а также служебные собаки.

Специальные средства выполняют двоякую функцию: обеспечивают безопасность сотрудников подразделений охраны ФСИН России, а также создают необходимые условия и оказывают активное воздействие на правонарушителей с целью пресечения их противоправных действий.

С учётом характера, направленности, а также тщательной нормативной регламентации порядка применения этой группы арсенала ФСИН России под специальными средствами следует понимать совокупность технических и иных средств и устройств, используемых подразделениями охраны ФСИН России на основе законодательных и подзаконных нормативных актов для обеспечения безопасности сотрудников и иных лиц, создания необходимых условий и оказания активного воздействия на правонарушителей с целью пресечения их противоправных действий.

На вооружении подразделений охраны ФСИН России стоит достаточно обширный комплекс специальных средств отличающихся друг от друга тактико-техническими возможностями, назначением, порядком и условиями применения.

 

При применении специальных средств сотрудник обязан:

1.    предупредить правонарушителей о намерении их использовать, предоставив при этом им достаточно времени для выполнения его требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создаёт непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

2.    стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

3.    обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно краткий срок их родственников;

4.    доложить рапортом начальнику или начальнику своего подразделения о случаях применения специальных средств.

Учитывая возможность возникновения самых различных ситуаций, в которых могут потребоваться решительные действия сотрудника, российский закон установил, что в «состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства».

 

Применение спецсредств:

Наручники

Наручники могут применяться по распоряжению дежурного сотрудника службы безопасности ИУ, начальника караула осуществляющего конвоирование осуждённых, начальника розыскного наряда (при задержании бежавшего), а также по распоряжению всех прямых начальников этих лиц.

При надевании наручников руки осужденного (преступника) удерживаются в положении «сзади», а при конвоировании в самолете (вертолёте) – в положении «спереди».

Наручники снимаются по указанию лиц, давших распоряжение об их применении, или старшего начальника, а также по указанию начальника караула, осуществляющего конвоирование, на время приёма пищи, отправления естественных надобностей, прохождения санитарной обработки конвоируемым или при его внезапном заболевании.

О каждом случае применения наручников начальник караула производит запись в постовой ведомости караула.

Лица, допустившие необоснованное применение наручников или нарушение правил применения наручников, несут за это ответственность.

Особенностью применения наручников является периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фикции замков.

Служебные собаки

Они отлично зарекомендовали себя во многих направлениях многоплановой деятельности подразделений охраны ФСИН России. Достаточно активно и результативно служебные собаки используются в работе органов исполняющих наказания, СИЗО, по обеспечению изоляции спецконтингента, розыску и задержанию лиц, совершивших побег из мест лишения свободы. Мощным фактором стабилизации оперативной обстановки, предупреждению таких опасных деяний, как нападение на представителей администрации и захват заложников в учреждениях камерного типа – СИЗО и тюрьмах, стало применение служебных собак не только на периметре, но и внутри режимных корпусов. Ибо понятно, что нахождение сотрудника ИУ со служебной собакой во время осуществления обязательных, но опасных в криминогенном отношении мероприятий – выводе спецконтингента на прогулку, санобработку и т. п. – резко снижает шансы правонарушителей на успешную реализацию преступного замысла.

Чрезвычайно эффективно применение служебных собак и в операциях по розыску и задержанию осуждённых, совершивших побег из мест лишения свободы, особенно при ведении розыска по горячим следам. Поэтому не случайно законодатель допускает применение служебных собак почти во всех случаях, когда разрешено применение специальных средств. Сложилось определенные порядок и тактика применения служебных собак. Служебные собаки в сопровождении кинолога применяются на поводках, за исключением случаев применения против лиц, вооружённых холодным или огнестрельным оружием.

Кинологов со служебными собаками используют по указанию начальников нарядов. Получив команду на применение служебных собак, кинолог предупреждает правонарушителя (осуждённого) « Стой! Прекратить сопротивление! Бросить оружие! Выйти из помещения! Буду применять собаку!» при невыполнении предупредительных команд кинолог применяет собаку против нарушителя и принимает меры к недопущению покусов других лиц. После применения служебных собак кинолог «отбирает» нарушителя. При необходимости, задержанному оказывается медицинская помощь.

Особенности применения индивидуальных специальных средств:

·      резиновая палка – запрещается наносить удары по жизненно-важным органам;

·      наручники – при сопротивлении их применяют – до успокоения; при конвоировании – на время конвоирования, при членовредительстве – до успокоения.

 

Вопрос № 4. Порядок применения и использования огнестрельного

оружия сотрудниками ФСИН России

В зависимости от обстановки оружие может быть применено часовым без предупреждения или после предупредительного окрика «Стой, стрелять буду» и выстрела вверх.

В соответствии со статьёй 31 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» 1993 г. сотрудники УИС имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

·      для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;

·      для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников УИС, осуждённых, заключённых и иных лиц;

·      для отражения нападения с целью завладения оружием;

·      для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

·      для отражения группового или вооружённого нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства;

·      для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

·      для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытавшегося скрыться;

·      для задержания лица, совершившего побег;

·      для пресечения попыток насильственного освобождения осуждённых и заключённых;

·      для задержания вооружённого лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудника УИС о сдаче оружия.

В соответствии со статьёй 31 Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённой Приказом от 15.02.2006 № 21 МЮ РФ применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками УИС при несении службы в составе караулов по охране учреждений и их объектов, конвоированию осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также при розыске и задержании бежавших осуждённых, подозреваемых и обвиняемых допускается только на основании и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

Кроме того, огнестрельное оружие может использоваться:

·      для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным;

·      для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Сотрудники УИС имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные законом основания для его применения.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:

·      при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;

·      при побеге осуждённых и заключённых из мест лишения свободы или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо с транспортных средств во время их движения;

·      при попытке осуждённого или заключённого, а также иного лица приблизиться к сотруднику УИС с обнажённым огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником УИС расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

При применении огнестрельного оружия сотрудники УИС обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооружённого сопротивления, совершения вооружённого или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Огнестрельное оружие также запрещается применять на борту самолёта (вертолёта) во время полёта.

Личный состав караула (служебного наряда) обязан оказать первую медицинскую помощь лицам, раненым в результате применения оружия, а также обеспечить охрану места происшествия до прибытия лица, назначенного для производства дознания, или работника следственного органа. Сотрудники, применившие огнестрельное оружие, от дальнейшей службы отстраняются до окончания служебного расследования и оказания психологической помощи. Если ранение (в том числе смертельное) совершено за пределами дислокации подразделения охраны ИУ, и не представляется возможным обеспечить охрану места происшествия силами караула, начальник караула (служебного наряда) сообщает о случившемся начальнику отдела охраны ИУ и Начальнику территориального органа внутренних дел административного района, где было применено оружие.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники УИС в течение 24 часов с момента его применения докладывают непосредственному начальнику. Администрация учреждения или органа УИС о каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно уведомляет прокурора.

В связи с вышеизложенным, целесообразно напомнить некоторые понятия.

Побег осуждённого, подозреваемого, обвиняемого из-под охраны – это действия, направленные на преодоление им линии охраны.

Линия охраны – это линия, определяющая границу охраняемого объекта (при конвоировании – условная линия), запрещённая к несанкционированному преодолению её осуждёнными, подозреваемыми, обвиняемыми в совершении преступлений.

Линия охраны объекта определяется комиссией территориального органа ФСИН России и может быть:

·      в жилых зонах и на производственных объектах исправительных и воспитательных колоний – основное ограждение, внешние ворота (двери) КПП, внешние стены административного здания учреждения и других зданий, примыкающих к основному ограждению.

·      в следственных изоляторах, тюрьмах, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях – граница объекта, определённая, исходя из особенностей месторасположения и конфигурации каждого объекта, выгороженная на местности стационарными ограждениями и обозначенная предупредительными знаками с надписью «Запретная зона – проход запрещён!».

·      в учреждениях, где нет возможности надлежащего оборудования границы объекта, ею является основное ограждение, внешние ворота (двери) КПП и, как правило, внешние стены зданий и сооружений следственного изолятора, тюрьмы, примыкающих к основному ограждению;

·      на объектах, прилегающих к водным участкам – граница, обозначенная флажками, которые устанавливаются на плавучих средствах, удерживаемых якорями;

·      на транспортных средствах – стены (борта), пол, крыша (потолок) вагона, автомобиля, самолёта, а также помещений (кают), занимаемых осуждёнными, подозреваемыми и обвиняемыми на морских (речных) судах;

·      при конвоировании осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений пешим порядком – условная линия вокруг колонны конвоируемых лиц на расстоянии 7 м. от колонны.

Линия охраны указывается в плане охраны и объявляется в установленном порядке осуждённым, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений.

Под нападением следует понимать внезапные для потерпевшего агрессивные действия виновного, которые соединены с насилием или угрозой применения насилия.

Под захватом заложника понимается такое неправомерное физическое ограничение свободы человека, при котором его последующее возвращение к свободе ставится в зависимость от выполнения требований субъекта. Захват может осуществляться тайно и открыто, без насилия или с насилием, не опасным либо опасным для жизни и здоровья. Удержание заложника означает насильственное воспрепятствование возвращения ему свободы.

Захват заложника рассматривается уголовным законодательством как одно из особо тяжких преступлений (при отягчающих обстоятельствах). Оно посягает на общественную безопасность, жизнь, здоровье, а также личную свободу и неприкосновенность человека, гарантированные Конституцией РФ.

Потерпевшим при захвате заложника может оказаться любое лицо, лишением свободы которого преступник стремится достичь своих целей.

Преступление признаётся совершённым группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нём участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Угроза должна быть наличной, реальной и действенной. Форма её внешнего выражения не имеет принципиального значения: чаще всего она выражается словесно, но не исключается и доведение её посредством жестов, конклюдентных действий, например путём демонстрации огнестрельного или холодного оружия, которое может быть реально приведено в действие, если требование преступника не будет выполнено или удовлетворено. Важно, чтобы угроза, выраженная в той или иной очевидной для сотрудника УИС форме, субъективно воспринималась им как реальная и действительная, создавала в силу этого убеждение, что она будет реализована, нападавший встретит с его стороны какое-либо противодействие.

За неправомерное применение оружия, а также за неприменение его, когда это было необходимо и возможно, виновные привлекаются к ответственности. Для строжайшего соблюдения законности при применении оружия все лица караулов и служебных нарядов должны чётко знать, как определяется побег, попытка к побегу и линия охраны.

Попыткой к побегу считается действия, направленные на преодоление линии охраны.

При высокой бдительности, находчивости, умелых и решительных действиях личного состава караула, побеги могут быть предотвращены или пресечены.

Побег осуждённого (подследственного) считается предотвращённым, если приготовление к нему своевременно выявлено.

Побег считается пресечённым, если бежавший осуждённый, подозреваемый, обвиняемый в совершении преступлений задержан во внешней запретной зоне или при непосредственном его преследовании.

 

Заключение

Поскольку деятельность подразделений охраны ФСИН России регламентирована нормами права и обязана протекать в порядке и формах, предусмотренных законами и соответствующими подзаконными нормативными актами, применение и использование огнестрельного оружия и специальных средств должно осуществляться лишь при наличии правовых оснований.

Все сотрудники ФСИН обязаны наизусть знать порядок применения оружия, так как каждый из них в любое время может быть назначен в состав служебного наряда (караула, розыскного наряда и т. д.).

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!