Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
5. Естественнонаучные основы психофизиологии
5.1. Биологическая детерминация психических процессов и изучение центральной нервной системы человека
Познание функций миллиардов клеток, составляющих нашу нервную систему, еще только начинается. Тем не менее, благодаря созданию все более сложных приборов уже есть возможность выявлять многочисленные связи между нервными структурами и поведением индивидуумов.
Изучая эффекты, возникающие при раздражении с помощью вживленных электродов или при повреждении различных участков мозга, удалось выяснить, например, важнейшую роль «примитивных» мозговых структур, которые имеются у всех животных и у человека и служат центрами таких процессов, как эмоции, проявления инстинктов или сон. Эти методы позволили также пролить свет на механизмы зрения, слуха и даже некоторых форм памяти. Все более глубокое изучение механизмов действия гормонов, химических передатчиков (медиаторов) и многих лекарственных препаратов дало возможность лучше понять, чем обусловлен эффект некоторых стимуляторов и как можно облегчить или, наоборот, блокировать передачу информации в нервной системе.
С точки зрения биологии homo sapiens относится к млекопитающим и представляет собой один из видов приматов. Но с другой стороны человека можно назвать венцом известной нам живой природы, носителем разума.
Развитый головной мозг и сложная нервная система дают человеку возможность высокого развития психической жизни и интеллекта. У человека объем мозга от 900 до 2000 см3. Мозг некоторых животных (слоны, китообразные) имеет больший объем, но отношение массы мозга к массе тела наибольшее у человека. Головной мозг человека обладает наибольшей площадью коры или серого вещества за счет борозд и извилин. Но феномен выдающейся работы мозга заключается не столько в количестве серого вещества, сколько в сложной многоуровневой конфигурации связей нервных клеток – нейронов. Так, нижняя теменная извилина мозга Эйнштейна была на 15 процентов шире нормальной и она пошла по необычной траектории. Вследствие такой конфигурации большее количество мозговых клеток, или нейронов, могли устанавливать связи друг с другом и работать с большей легкостью[1].
Полушария головного мозга человека имеют специализацию выполняемых функций. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, количественную обработку информации и выработку стратегии поведения. Оно последовательное, вербальное. Правое полушарие отвечает за интуицию, синтез, воображение, творчество. Правое полушарие невербальное, художественное, целостное,
В отличие от животных для человека характерен медленный темп роста и биологического созревания. Для развития сознательной деятельности человека требуется долгий период обучения и социализации. С другой стороны, человек живет значительно больше своего репродуктивного цикла, что позволяет ему в большей мере реализовать свой жизненный опыт.
Все эти особенности строения человека наводят на мысль о его особом статусе. Человек хуже, чем животные приспособлен к биологической жизни в природе, но у него есть разум, что позволяет ему преобразовывать природу. К сожалению, в последнее время преобразование природы понимается как внешнее действие, в то время как реальное преобразование всегда должно начинаться с сознания.
Главные признаки сознания – желание, мышление, волеизъявление. В способности желать и проявлять волю мы не отличаемся от других организмов. Насекомые, животные проявляют те же признаки сознания, что и человек. Наше отличие от них – в рациональном мышлении. Рациональное мышление позволяет человеку обращать мысль на себя, следовательно, жизнь человека предназначена для саморазличения. Если рациональное мышление самое главное в человеке, то остается удивляться тому, как с развитием цивилизации человек превращается в экономическое животное, цели которого мало отличаются от изощренных биологических потребностей.
Поэтому самое ценное в человеке – развитое сознание. Культивирование того, что связано исключительно с высоким сознанием и составляет подлинного человека. Пластичность врожденных импульсов и потребностей способствует развитию сложных образцов поведения человека и приспособления его к различным условиям среды. Еще Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» выдвигал идею того, что человек может сделать из себя все, что захочет: он может подняться на высоту ангелов, а может пасть ниже животной твари.
Животная его часть должна быть подчинена разумной, т.к. такого развитого сознания ни у кого больше из животных нет. Сейчас же сильны представления о том, что разумная часть должна обеспечивать комфорт животной части. Одна форма человека не свидетельствует о человеческом мышлении. Как в Австралии вылавливают аборигенов, предоставляя им равные права на жилье, но вместо того, чтобы воспользоваться домом, они разжигают костер в комнате, пробивают в стене выход и ведут себя совсем не по человечески. Во многих языках даже закрепился термин «двуногое животное». Человек есть возможность чего-то лучшего, он есть точка бифуркации. На греческом человек звучит как «антропос», что означает «тот, кто смотрит вверх». Физиология всех других организмов устроена так, чтобы смотреть на землю и искать здесь удовлетворения своих животных потребностей.
Естественнонаучные представления о функционировании мозга человека. Нервную систему можно представить, как биологическую цепочку трансляции информации. Структурно она состоит из двух отделов:
1) центральной нервной системы (ЦНС), включающей головной и спинной мозг, которые помещаются во внутренних полостях черепа и позвоночника;
2) периферической нервной системы (ПНС), состоящей из периферических нервов, соединяющих кожу, мышцы, кости, суставы и внутренние органы с ЦНС.
Функционально нервную систему можно разделить на подсистемы:
1) соматическую нервную систему – координирующую деятельность опорно-двигательного аппарата, воспринимающую все виды чувствительности и подконтрольной сознанию;
2) вегетативную нервную систему, регулирующую функции внутренних органов;
3) диффузную нервную систему кишечника, управляющую деятельностью пищеварительного тракта.
Отдельные функции нервной системы осуществляются ее подсистемами, организованными в соответствии со своим назначением. Выполнение каждой из мозговых функций – ощущения, движения, различных регуляторных действий – возложено на отдельные системы. Соотношение частей внутри каждой системы объясняется понятием иерархии. Между определенными частями нервной системы существуют специфические и весьма важные связи.
С помощью нервной система организм человека может:
а) воспринимать окружающий мир и реагировать на него;
б) координировать функции других органов, от которых зависит его существование (еда, питье, дыхание, движение, размножение);
в) хранить, упорядочивать и извлекать информацию о прошлом опыте.
Основные принципы клеточной организации и функционирования мозга:
1. Основные действующие элементы нервной системы – это отдельные нервные клетки, или нейроны. Любая из основных биологических функций нейрона может изменяться в соответствии с функциональными требованиями.
2. Нейроны обладают рядом черт, общих для всех клеток тела, однако нейроны сильно отличаются от остальных клеток по своей конфигурации, связям и «стилю работы».
3. Нейрон бывает в двух состояниях: возбужденный и невозбужденный. Активность нейрона регулируется свойствами его мембраны; свойства мембраны нейрона изменяют синаптические медиаторы (активные вещества, содержащиеся в синапсах – нейронных соединениях).
4. Основные схемы проводящих путей мозга, генетически запрограммированы. В соответствии с генетической программой строятся нервные сети трех основных типов: иерархические сети, локальные сети и дивергентные сети с одним входом. Генетически запрограммированные типы сетей могут локально видоизменяться в результате своей активности.
5. Помимо нейронов нервная система содержит и другие клетки: глиальные, соединительно-тканные и клетки сосудистой системы
Одной из актуальных философских и естественнонаучных проблем остается проблема пола (гендера). До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о причине различий между мужскими и женскими особями. Речь идет не столько о дифференциации половых признаков, обусловленных необходимостью воспроизводства рода, сколько о специфике мировосприятия и мироотношения. Между тем, появляется все больше сведений, что различие между мужчиной и женщиной происходит, прежде всего, на соматическом уровне. Так, анализ работы полушарий мозга у мужчин и женщин показал, что у мужчин оба полушария, отвечающие за логическое и образное мышление работают попеременно, в то время как у женщин – одновременно. При этом доминантным для мужчин является левое, а для женщин – правое. Функциональные различия полушарий головного мозга представлены в таблице 2.
Таблица 2
Функциональные различия полушарий головного мозга
Левое полушарие (абстрактно-логическое) |
Правое полушарие (чувственно-образное) |
Разум |
Эмоции |
Агрессивность, решимость |
Ненасилие |
Сложность |
Простота |
Прямолинейность |
Многозначность |
Ответственность, серьезность |
Верность |
Руководство, направление |
Принятие |
Планирование |
Подчинение |
Внешняя деятельность |
Внутренняя деятельность |
Самоотречение |
Преданность |
Справедливость |
Сострадание |
Контроль |
Смирение |
Бесцеремонность |
Стыдливость, застенчивость |
Бесстрашие |
Робость |
Спокойствие |
Умиротворение |
Твердость |
Мягкость |
Целеустремленность |
Чистоплотность |
Стойкость |
Правдивость, открытость |
Особенности психики и сознания человека
1. Особенности человеческого сознания проявляются как в чувственной форме (ощущения, восприятия, представления), так и в рациональной (понятия, суждения, умозаключения); а так же в соотношениях и в удельном весе этих двух форм.
2. Большая роль в жизнедеятельности человека принадлежит рациональной форме сознания в сравнении с чувственной.
3. Совершенствование качества рациональной формы сознания:
- развитие все большей широты и абстрактности обобщений;
- уменьшение роли в них чувственного элемента,
- все больший отход абстракций от непосредственного практического приложения.
4. Развитие у человека форм рационального сознания:
- понятийного мышления и связанной с ним членораздельной речи;
- оценочного мышления;
- целевого характера мышления и поведения.
Таблица 3
Сознание и бессознательное
|
Сознательное |
Бессознательное |
1. |
Вербальное |
Невербальное |
2. |
Формально-логическое |
«Нелогичное», неформальная логика |
3. |
Концептуальное, абстрактное |
Образно-визуальное, конкретное |
4. |
Символическое |
Иконическое |
5. |
Синтаксическая связанность знаков |
Свобода комбинации знаков |
6. |
Рациональное |
Первичные мыслительные процессы |
7. |
Вторичные мыслительные процессы |
Иррациональное |
8. |
Интенциональное мышление |
Сновидения, фантазии, галлюцинации |
9. |
Формализация |
Интуиция |
10. |
Научная систематизация |
Мифологическая систематизация |
11. |
Последовательность |
Одновременность |
Моделирование сознания. В последние десятилетия активно развивается моделирование психических процессов. Какой принцип действия заложен в общности программируемого поведения машины и человека?
Таблица 3
Сходства ЦНС и ЭВМ[2]
Психика |
Общность |
Автомат |
1. Структуры нервной системы (сети) |
Структурная |
1. Управляющие цепи и ЛВС |
2. Функции нервной ткани, ЦНС |
Функциональная |
2. Функции ЭВМ (анализ) |
3. Состояние нейрона (возбужденный / невозбужденный) |
Свойств |
3. Двоичная цифровая система (0/ 1) |
4. Рецепторы – Мозг – Эффекторы |
Основных узлов |
4. Датчики, устройства ввода – Процессор, записывающие устройства – Дисплей |
5.Безусловные рефлексы |
Разомкнутых процессов |
5. Автоматы, работающие без коррекции ошибок |
6. Условные рефлексы и ассоциативные связи |
Замкнутых процессов |
6. Системы с коррекцией ошибок |
В последние десятилетия активно развивается моделирование психических процессов. Какой принцип действия заложен в общности программируемого поведения машины и человека?
Вместе с тем, следует помнить об ограничениях моделирования психических процессов в автоматах. Интеллект - это мыслительная способность у человека. Она конституируется через процедуры синтеза, анализа, обобщения, абстрагирования, сравнения. Некоторые из этих операций может делать и машина (анализ, сравнение, например). Да и то она это делает не как свободное волеизъявление, а как запрограммированное действие (любая эвристика также должна иметь алгоритм).
Машина не может моделировать мышление правого полушария, синтезировать. Можно ли автомат заставить получить необходимый результат простым перебором вариантов? Бесплодность такого подхода следует из простого факта, называемого в кибернетике комбинаторным взрывом. Дело в том, что если элементы могут свободно группироваться друг с другом, то общий набор сочетаний растет (с увеличением числа элементов в наборе) крайне быстро, экспоненциально. Так, при алфавите всего из десяти символов можно составить 10100 текстов длиной по сто букв! Машине, просматривающей даже миллиард миллиардов таких стобуквенных слов в секунду (конечно, это фантастическая скорость), для полного обозрения их понадобится около 1074 лет. Для сравнения, время, прошедшее после космологического Большого взрыва – «всего лишь» 1010. Поэтому испытать все варианты не под силу ни «медлительному» человеческому уму, ни сколь угодно совершенному компьютеру. И все же каким-то образом возникают уникальные тексты из многих сотен и тысяч знаков (в музыке Моцарта нельзя тронуть ни одну ноту).
Если даже и поставить задачу автомату синтезировать, то ни на каких компьютерах, например, не выработаешь научное понимание общества или теорию языка. Здесь нужна не гипертрофия отдельных свойств человеческого интеллекта, причем самых простых, а ум другого типа – диалектический, гибкий, многогранный, творческий, широкий. Поучается парадокс, когда интеллектуальный потенциал машины по скорости операций в секунду выше, чем у человека, однако самые гонкие и сложные операции остались за пределами этого прогресса, Последствия этого не заставили долго ждать. Компьютеризация мышления убивает живую ткань познания и творчества. В «искусственный интеллект» человечества загрузили огромную массу невежества, глупости, разврата. Эта экстериоризация ментальных структур показала насколько сегодня сильно противоречие между техническим потенциалом и нравственностью. По сущности большинства обрабатываемой информации человечество оказалось на уровне животных.
Существуют программы для ЭВМ, благодаря которой она может писать картины. Программа задает фигуры, цвета, движения, а также параметры «беспорядочности» творчества. Возникает вопрос, кто здесь творит программа, или программист, создавший программу. Все творчество машины остается набором команд. Конечно, возможен и обратный вопрос, а, не является ли человек набором команд? Да, но он может выступать и осмысленным программистом, в отличие от исполняющей машины. ЭВМ может симулировать креативность, действовать по шаблону с некоторой степенью креативности, однако можем ли мы составить правила для творческого воображения? Для этого нам нужно сначала сформулировать таковые. Но, даже созерцая потом такое сымитированное творчество, получим ли мы удовлетворение, которое получаем от общения с произведениями настоящих художников, музыкантов? Аффицирует ли такая комбинаторика духовность, трансценденцию, заботу? Есть ли там индивидуальность? Мы ценим в произведении искусства личность автора, его чувства, миросозерцание, то, что называется активной творческой позицией, а это как раз то, чего нет у машины и никогда не будет, какого бы уровня сложности она не выполняла команды.
Разноплановость представлении о мире человека и способность «работать на верхних этажах языковой иерархии». Человек использует свое преимущество перед машиной в разноплановости своих представлений о мире. Для компьютера этот крупноблочный язык совершенно непонятен, и ему надо перевести каждый блок в набор кирпичей – машинных команд. Для этого сочиняется программа-транслятор (опять же путем иерархического разбиения). В разных случаях будут свои наборы блоков; так возникают сотни алгоритмических языков – каждый из них по-своему членит мир. Проблема обработки естественного языка заключается не в его синтаксисе, а в семантике и прагматике. Если в первом случае можно задать ряд правил, определяющих поведение машины, то вторичные смыслы языка практически не поддаются алгоритмизированию, из-за своей бесконечной ситуативности и индивидуальности. Естественный язык не прекращает свое самообновление.
Мозг не работает с цифровой информацией, он не устроен как электронный коммутатор. Там есть метаболизм, нейронные иерархические связи. Невозможно просто загрузить в мозг цифровую информацию, есть барьер между битами и чувственными образами.
Наличие «интуиции», «вдохновения» в интеллектуальной деятельности. Убеждение, будто любые интеллектуальные задачи можно разложить на примитивные цепочки операций - ложно. Есть области, где присутствует аспект личностного знания, когда человек не отдает себе отчета в том, как он знает, то, что он знает. Научное открытие, например, нельзя свести к примитивным операциям, чтобы потом ввести в машину и заставить «производить открытия», разрабатывать научную теорию.
Анализ процесса формирования идей и гипотез в естественных науках и математике, творчества в искусстве показывает, что феномен вдохновения невозможно объяснить в рамках механистических моделей природы, основанных на современных представлениях физики и химии. Как правило, вдохновение приходит к человеку, который уже потратил на решение стоящей перед ним задачи немало сил и времени. Обычно вдохновение появляется в тот момент, когда человек даже не думает о стоящей перед ним проблеме, и ему открываются такие пути и подходы к решению, о которых он и не подозревал. Вдохновение проявляется в виде неожиданного осознания решения задачи и уверенности в его правильности и окончательности. Человек мгновенно видит решение во всей его целостности, хотя при записывании оно может оказаться достаточно длинным и сложным.
Имеется достаточно фактов в жизни выдающихся композиторов, ученых, свидетельствующих о том, что значительные продвижения в науке почти всегда вызваны внезапным вдохновением (Моцарт, Гаусс, Пуанкаре, Менделеев) несводимым к элементарным операциональным шагам.
Наличие интроспекции у человека. Человек может не только иметь мысль, но еще и мысль о мысли. Его сознание – это способность не только участвовать во взаимодействии с различными уровнями реальности, но и давать смысл результатам. Сознавать себя сознающим. Машина не обладает таким уровнем интроспекции, ибо не обладает собственной волей. Как сказал Фред Дрецке (F. Dretske), когда кошка поднимает лапку, чтобы почесать мордочку, это можно назвать поведением, но если я поднимаю ее лапку и чешу ее мордочку, такое движение не может быть определено как поведение кошки. Давая задание компьютеру, мы должны прежде обучить его алгоритмам – вот предел его самостоятельности. Алгоритм – это лишь референция к самостоятельности. Даже если мы алгоритмизируем взаимное признание понимание собеседника и машины в диалоге (я знаю, что ты знаешь, что я знаю и т.д.), такая самореференция остается лишь симуляцией.
Человек, в отличие от автомата – независимое, самодвижущееся тело. Устройства, моделирующие психические процессы, казалось бы, должны были бы способствовать высвобождению рабочих рук, однако в администрировании, социальной деятельности, она только увеличили количество рабочих мест, т.к. для любого интеллектуального устройства требуется обслуживающий инженер. Эти устройства не самодостаточны и не является сознательно само программируемым. ЭВМ моделирует электродинамику человека, существуют устройства, моделирующие двигательную механику живых систем, способность к передвижению. Как на основании движения легковой машины или полета самолета мы не утверждаем, что это независимые интеллектуальные системы, так и на основании осуществления операции анализа, сравнения ЭВМ нельзя утверждать, что перед нами (или в будущем) независимая интеллектуальная единица.
Непредсказуемый коэффициент эвристичности сознания человека. Если человек – это открытая система с возможностью непредсказуемого интеллектуального поведения, то машина замкнута на себе. Как алгоритмическое устройство современная ЭВМ мало отличается от ямы для ловли мамонтов человека ледникового периода. Остается тот же принцип функциональной импликации – «IF... GOTO...» Только в одном случае эффект достигается кинетически, а в другом магнитно-электронными средствами.
Информация не есть знание. Информация – это знаковые связи предназначенные для декоднфикации, а знание – это убежденность в корректности декодификации этих связей. Ценны не факты сами по себе, а возможность объяснения этих фактов, понимание их сосуществования в одной реальности. Мир не сводится к битам информации. Нужен активный субъект для ее декодификации. Информация – это только возможность знания. Без активного сознания знание невозможно. Симулирующие устройства не обладают сознанием. Следовательно, они не знают, а лишь обрабатывают информацию. У них нет мысли о мысли. Машину нельзя описать в терминах самости, субъективности, интенциональности, Поэтому машина не может выступать субъектом права.
Мы приходим к выводу, что понятие «искусственный интеллект» метафорично, оно не имеет онтологии. Говоря об искусственном интеллекте мы имеем в виду редуцированные мыслительные операции. Интеллект подразумевает существование живого субъекта, ведущего свою интеллектуальную деятельность в актах сознания. Помимо глаза, объекта зрения, процесса зрения, существует еще и наблюдатель. Автоматизированная схема замкнута на треугольнике «раздражитель - рецептор - проводник», там никогда не присутствует активный наблюдатель.
Однако человек – это система живая, его индивидуальность отличается от электрохимических изменений в головном мозгу. На протяжении жизни мы несколько раз «умираем» и «рождаемся» физически по мере обновления клеток. Наше психическое состояние также меняется, однако «я» не теряет своей тождественности. Активный наблюдатель отличен и от механики процесса, и от электрохимии. Последние выступают как возможность функционирования «я». Отличие интеллектуального устройства от сознающего человека – в том, что человек обладает индивидуальностью. И эта индивидуальность не просто в генетике его тела, Индивид – это активная мыслящая единица. Да, его мыслительная деятельность является через мозг, но мозг не есть причина индивидуальности.
Творчество возможно только там, где есть индивидуальность. Для творчества нужна способность спонтанного разноуровневого синтеза. Так называемый синтез ЭВМ - это комбинаторика, алгоритмизированный и контролируемый процесс. Иначе говоря, там отсутствует возможность мета синтеза, научного открытия, выхода на неожиданные решения.
Да, у кибернетических систем и высшей нервной деятельности может быть сходны функции, но их онтология существенно отличается. Вернее устройство не имеет онтологии, а человек – имеет. Устройство существует как средство для чего-то, а человек как самостоятельное самосознающее существо. И, несмотря на всю исключительность интеллекта человека, он ставит себя в положение обслуги устройств более низкого интеллектуального уровня. Если первоначально они предназначались как аналитические устройства, то со временем увлеченность кибертехнологиями затмила уверенность в конечном превосходстве человека.
ЦНС и наркотики. Наркотики (от греч. narkotikos – приводящий в оцепенение) – психически активные вещества, технологии и действия, стимулирующие ЦНС и способные вызывать зависимость. Важно понимать, каков физический и химический механизм воздействия наркотиков на человека, т.к. в современном обществе очень остро стоит проблема наркомании. Наркомания1 - это зависимость ЦНС от психоактивных веществ и технологий. Наркомания подавляет личность, делает ее асоциальной, разрушает здоровье, способствует совершению противоправных действий.
По официальным данным, в России 300 тыс. больных наркоманией, по неофициальным – до 5 млн. и выше. В последнее время идет тенденция к вовлечению в наркоманию подростков и студентов. Места массового скопления молодежи, такие как ночные клубы, бары, дискотеки, школы, ВУЗы являются сегодня одними из главных мест распространения наркотиков. Детям и подростам хватает одной дозы, чтобы стать наркоманом в силу их неразвитой нервной системы.
Как влияют наркотики на нервную систему и почему они так опасны? Выделим характерные признаки зависимости от наркотиков.
1. Эмоциональная зависимость – привязанность к определенному эмоциональному состоянию и стремление его воспроизводить через наркотические стимуляторы.
2. Биологическая зависимость – включение в обменные процессы организма наркотических компонентов и возникновение синдрома дискомфорта при непоступлении наркотика.
3. Изменение реальности. Желание получения допинга доминирует над остальными мотивами, часто оно скрывается от других. Это выражается в асоциальном поведении, лжи, грубости, пренебрежении близкими людьми, работой, ответственностью, смене ценностей.
4. Навязчивые действия по добыче и принятию наркотических стимуляторов.
С точки зрения происхождения можно выделить три вида наркотиков: растительные, синтетические, эндогенные и технологические.
Сознание и мозг. Сознание в широком контексте есть способность к целесообразному взаимодействию живой системы. С этой точки зрения сознание - это есть то, что присуще всему живому, т.к. все живые системы взаимодействуют с окружающим миром. Жизнь в этом контексте есть синоним сознания. Иногда сознание сводят только к понятийной умственной деятельности, имея в виду, что понятие как умственный концепт и есть фундамент сознания. Сознательная деятельность в таком случае - деятельность на основе дифференцированных, различаемых понятий о предмете. В этом определении подчеркивается, что «отражение» возможно только через абстрактное различение качественных признаков предметов. По такому определению грудные дети, аборигены, спящие люди, умалишенные не будут обладать сознанием, т.к. они не занимаются понятийной деятельностью. Поэтому следует признать, что сознание - это сложные иерархический комплекс, в котором базисный уровень будет определяться минимумом признаков: способность к целесообразной деятельности живой системы.
Феномен сознания классически объясняется функционированием головного мозга.
Доказательством этому служит тот факт, что если нанести головному мозгу значительные повреждения или создать условия в организме предотвращающие доступ крови к нему, сознание прекращает свою работу. Однако эту логику можно сравнить с таким рассуждением: поскольку когда мы ломаем радиоприемник, он прекращает вещание, значит приемник и был причиной вещания. Или: когда мы разбиваем лампочку, электрического света в ней больше нет, значит лампочка и была причиной электричества. В действительности сознание - это обособленное метафизическое начато, но поскольку язык науки создан для описания эмпирической реальности, мы заключаем, что нет ничего, что нельзя было бы описать на языке науки. Соответственно, если что-то не описывается в терминах науки, значит этого не существует. Мы, однако, забываем, что реальность всегда превосходит как язык описания реальности, так и наше знание о ней. Утверждение гласящее, что нет ничего кроме эмпирической реальности самозамкнуто, его нельзя доказать эмпирически.
Сознание с точки зрения метафизики - это нематериальный индивид, который не создается мозгом и не сводится к электро-химическим изменениям в головном мозгу. Сознание может быть связано с ЦНС, однако ЦНС не есть сознание, также как грязная вода не есть грязь. Вода это вода, а грязь это грязь, йода может смешаться с грязью, но она никогда не станет грязью.
Индивидуальность не присуща материи: мы имеем одинаковый набор элементарных частиц, комбинация которых дает нам все молекулярное многообразие. Уровень субстрата безличен и однороден. Субъективность, индивидуальность присуща сознанию.
Если мы редуцируем личность до комбинации нуклеиновых кислот, это означает, что она нереальна, ситуативна, случайна и бессмысленна. Все нормы нравственности и права имеют смысл если мы признаем личность и сознание как основу жизни. Если же мы признаем в качестве основы жизни белковые соединения, то зачем защищать жизнь? Нужно защищать белковые соединения! Вся современная биоэтика поэтому пронизана двойными стандартами. Мы считаем незаконным убивать рожденного ребенка, но не рожденного убивать законно. Сама идея абортов не имеет рационального объяснения, это разновидность иррационализма. После рождения ребенок зависит от матери, почему тогда мы запрещаем убивать ребенка после рождения.
Основные направления в психологии
Психоаналитический подход. Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду (Freud). После длительных наблюдений за своими больными он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в начале XX века. В частности, Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего – подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывая влияние на выбор профессии или на творчество (Freud, 1901).
Сексуальные побуждения человека подавляются в наибольшей степени ввиду различных социальных ограничений. А между тем, по Фрейду, именно они побуждают людей действовать – именно благодаря их энергии (либидо) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.
Фрейдизм часто критиковали, иногда очень резко, указывая, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Тем не менее, нельзя отрицать, что выдвинутые Фрейдом концепции ниспровергли целый ряд представлений, особенно касающихся детства и сексуальности. Кроме того, Фрейд ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к изучению многих феноменов.
Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума. Это относится, в частности, к Эриксону (Erikson), теорию которого мы рассмотрим при изучении развития личности[3].
Гуманистический подход. Это направление зародилось в Калифорнии в 50-е годы. Его называют гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержень гуманистической идеи - оптимистический взгляд на природу человека.
По Роджерсу (Rogers, 1961), в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.
Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность взвивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.
Другой психолог – Маслоу (Maslow, 1962) – выдвинул гипотезу согласно которой по причинам, сходным с указанными Роджерсом, возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение или самореализация.
Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.
Главная претензия, предъявляемая гуманистам, состоит в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле; например, человек может считать, что он превзошел себя, выдвигая и отстаивая идеи, направленные на благоденствие человечества, не сознавая, что в повседневной жизни он ведет себя как законченный эгоист.
Деятельностный подход. Данная теория имела огромное значение для развития отечественной психологии. Она была создана в советский период, являлась центральной психологической теорией и развивалась на протяжении более 50 лет. Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. Почему эта теория занимает столь значимое положение в отечественной психологии? Во-первых, ранее мы говорили о решающей роли труда и деятельности в происхождении сознания и развитии психики человека. Это точка зрения до настоящего времени является основополагающий в методологии исследований отечественных психологов. Во-вторых, психологическая теория деятельности, исходя из данной точки зрения, раскрывает роль деятельности в проявлении психических феноменов человека, в том числе и сознания. Дело в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы, в основном, можем лишь по результатам его деятельности.
Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирайся на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева.
Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия, какова их структура.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить внимание на то, что цель в данном случае – это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.
Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие – это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие – это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного, можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.
В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. В чем различие в понятиях «активность» и «реактивность»? Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул-реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.
В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.
Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности[4]:
- сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
- поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
- деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
- действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие – это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т. д. Например, вы хотите посадить яблоню. Для этого вам необходимо: 1) правильно выбрать место для посадки; 2) выкопать яму; 3) взять саженец и присыпать его землей. Таким образом, ваша цель разбивается на три подцели. Однако если посмотреть на частные цели, то вы заметите, что и они тоже состоят из еще более мелких целей. Например, для того чтобы выкопать яму, вы должны взять лопату, вдавить ее в землю, вынуть и отбросить землю и т. д. Следовательно, ваше Действие, направленное на то, чтобы посадить яблоню, состоит из более мелких элементов – частных действий.
Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия.
Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: к операциям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида — сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что трудно выделить четкую грань между операциями и действиями. Например, при выпечке блинов вы, не задумываясь, переворачиваете блин с одной стороны на другую, – это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции. Следовательно, одним из наиболее информативных признаков, разграничивающих действия и операции, является соотношение между степенью осознания выполняемой деятельности. В некоторых случаях этот индикатор не действует, поэтому приходится искать другой объективный поведенческий или физиологический признак.
Теперь перейдем к третьему, самому нижнему уровню структуры деятельности – психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является биосоциальным существом протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов. Существует ряд возможностей организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям в первую очередь следует отнести способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий. Сюда же необходимо отнести ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы, а также те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаются человеку при его рождении, т. е. они имеют генетическую обусловленность.
Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Например, когда мы стараемся что-то запомнить, то используем специальные приемы для более быстрого и качественного запоминания. Однако запоминания не произошло бы, если бы мы не обладали мнемическими функциями, заключающимися в способности запоминать. Мнемическая функция является врожденной. С момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации. Первоначально это простейшая информация, затем, в процессе развития, возрастает не только объем запоминаемой информации, но изменяются и качественные параметры запоминания. Вместе с тем существует болезнь памяти, при которой запоминание становится совершенно невозможным (корсаковский синдром), поскольку мнемическая функция оказывается разрушенной. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Поэтому даже при попытке такого больного специально выучить какой-либо текст забывается не только текст, но и сам факт того, что такая попытка предпринималась. Следовательно, психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.
Рассмотрев операционно-технические аспекты деятельности, мы должны задать себе вопрос о том, почему совершается то или иное действие, откуда берутся цели? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.
Потребность – это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.
Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.
Как связаны потребности с деятельностью? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи.
Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.
В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие. Как правило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее — особенной деятельностью, или особенным видом деятельности. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры деятельности в теории А. Н. Леонтьева — на уровень особенной деятельности.
Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. Например, ученик в школе может стремиться к успехам в учебе не только ради желания получать знания, но и ради материального вознаграждения со стороны Родителей за хорошие оценки или ради поступления в высшее учебное заведение. Все же, несмотря на полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущими, а другие — второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.
Мотивы порождают действия путем формирования цели. Как мы уже отметили, цели всегда осознаются человеком, но сами мотивы могут быть разделены на два больших класса: осознаваемые и неосознаваемые мотивы деятельности. Например, к классу осознаваемых мотивов относятся жизненные цели. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для большинства взрослых. К другому классу относится гораздо большее число мотивов. Следует подчеркнуть, что до определенного возраста любые мотивы являются неосознаваемыми. Подобное утверждение вызывает закономерный вопрос: если мотивы неосознаваемы, то насколько они представлены в сознании? Значит ли это, что они вообще никак не представлены в сознании?
Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особой форме. По крайней мере, таких форм две. Это эмоции и личностные смыслы.
В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если не успешно — отрицательные. Таким образом, эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека. Следует отметить, что об эмоциях как разновидности управляющих состоянием человека механизмов говорит не только А. Н. Леонтьев. Об этом писали 3. Фрейд, У. Кэннон, У. Джемс, Г. Ланге.
Личностный смысл — это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции.
С проблемой мотивации деятельности связаны по крайней мере еще два весьма значимых вопроса. Это, во-первых, вопрос о связи мотива и личности и, во-вторых, вопрос о механизмах развития мотивов. Остановимся на первом вопросе.
Известно, что о личности мы судим по деятельности и поведению человека. Однако, как мы уже выяснили, деятельность человека зависит от обусловливающих ее мотивов. Поскольку деятельность человека характеризуется полимотивированностью, то мы можем говорить о существовании системы мотивов. Причем система мотивов одного человека будет отличаться от системы мотивов другого человека, поскольку люди отличаются друг от друга своей направленностью в деятельности. Система мотивов человека имеет иерархическую структуру. Эта структура у разных людей будет различна. В одном случае у человека будет один жизненно важный ведущий мотив. В других случаях может быть один, два и более ведущих мотивов. Ведущие мотивы могут различаться не только по своей сути, но и иметь различную силу. Для характеристики личности важно, какие мотивы используются в качестве фундамента всей системы мотивов. Это может быть всего один эгоистический мотив или целая система мотивов альтруистической направленности и т. д. Таким образом, мотивы, выступая в качестве источника деятельности человека, характеризуют его личность.
Другой вопрос — это вопрос о том, как образуются новые мотивы. При анализе деятельности единственный путь — это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс – в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Так, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей и притом, в основном, органических. Но в процессе деятельности круг потребностей, а следовательно и мотивов значительно расширяется. Необходимо подчеркнуть, что механизмы образования мотивов в современной психологической науке полностью не изучены. В психологической теории деятельности более подробно изучен один такой механизм — это механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив) Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.
Из приведенного выше описания механизма формирования мотивов следует весьма значимый вывод в отношении развития психики. Если мы на предыдущих примерах показали, что мотив является побуждением к деятельности, т. е. формирует направленность деятельности и определенным образам ее регулирует, то можно сделать вывод о том, что мотив определяет и своеобразие личности, поскольку о человеке мы судим исходя из его поступков и результатов деятельности. Но если появление, или рождение, новых мотивов, определяющих закономерности проявления личностных черт, связано с деятельностью, то из этого следует, что деятельность влияет на развитие личности. Таким образом, характер деятельности, которой занимается человек, в значительной мере определяет вероятные пути его дальнейшего развития, т. е. мы приходим к основополагающей формулировке диалектического материализма о том, что бытие определяет сознание. Именно на этих принципах и строится психологическая теория деятельности.
Существует еще один аспект деятельности, о котором мы не говорили, но именно он сыграл огромную роль в том, что психологическая теория деятельности на протяжении десятилетий являлась ведущей в советской психологии. До сих пор мы говорили лишь о практической деятельности, т.е. видимой для сторонних наблюдателей, но есть и другой вид деятельности — внутренняя деятельность. В чем состоят функции внутренней деятельности? Прежде всего в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Кроме этого, они дают возможность человеку избежать ошибок.
Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, вместо реального продукта получается мысленный результат.
Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то Действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный результат.
Следует отметить, что через понятие внутренней деятельности авторы теории деятельности вышли на проблему сознания и анализ психических процессов. По мнению авторов теории деятельности, психические процессы могут быть проанализированы с позиции деятельности, поскольку любой психический процесс осуществляется с определенной целью, имеет свои задачи и операционно-техническую структуру. Например, восприятие вкуса дегустатором имеет свои перцептивные цели и задачи, связанные с нахождением различий и оценкой соответствия вкусовых качеств. Другой пример перцептивной задачи — обнаружение. С этой задачей мы сталкиваемся постоянно в повседневной жизни, решая глазомерные задачи, опознавая лица, голоса и т. д. Для решения всех этих задач производятся перцептивные действия, которые можно охарактеризовать соответственно как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и др. Более того, как выяснилось, представления о структуре деятельности применимы также к анализу всех остальных психических процессов. Поэтому не случайно советская психология на протяжении нескольких десятилетий занималась разработкой деятельностного подхода в психологии.
Как мы уже отмечали, с позиции деятельностного подхода психология — это наука о законах порождения, функционирования и строения психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека. В этом определении деятельность принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как производная от нее и одновременно как ее неотъемлемая сторона. Тем самым утверждается, что психика не может рассматриваться вне деятельности, равно как и деятельность — без психики. Таким образом, в упрощенной форме с позиции деятельностного подхода предметом психологии является психически управляемая деятельность.
В заключение следует остановиться на методологическом значении психологической теории деятельности. Дело в том, что большинство научных работ и исследований отечественных психологов строится на принципах деятельностного подхода. В них изучаются психические аспекты деятельности людей или закономерности деятельности с учетом психологических особенностей людей. Результаты этих исследований подтвердили целесообразность развития теории деятельности и использования методологии деятельностного подхода. Более того, деятельностный подход устранил необходимость решать такие философско-теоретические и методологические проблемы, как первичность бытия и сознания, психофизиологическую проблему и др. Ни у кого не вызывает сомнения, что деятельность человека реальна, но в то же время она обусловлена и субъективными (психическими) факторами. Поэтому, изучая факты реально существующей деятельности, мы можем исследовать ее субъективные аспекты. Следовательно, психика и закономерности ее развития вполне могут изучаться в рамках деятельностного подхода.
Таким образом, мы можем сделать несколько выводов. Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода. Во-вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
[1] Тимощук А.С. Концепции современного естествознания для юриста: учебное пособие. – Владимир, 2005. – С.57.
[2] Тимощук А.С. Концепции современного естествознания для юриста: учебное пособие. – Владимир, 2005. – С.60.
[3] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 83.
[4] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С.245.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!