Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
4. Медицина как синтез естественнонаучных знаний о человеке
Медицина как наука. Задачи и структура медицины
Изучением человека занимается целый ряд естественных наук: анатомия, физиология, эмбриология, генетика, экология, антропология и ряд других. Но наиболее значимой и насущной для любого из нас является медицина – наука о здоровье человека, направленная на лечение и профилактику заболеваний. Современная медицина – это синтез физики, химии, биологии, а также наук о Земле, наук о микромире и даже наук о Вселенной. Ее можно рассматривать как один из наиболее синтетических разделов естествознания, имеющий теснейшие связи с техническими и гуманитарными науками.
Медицинская наука черпает знания, полученные физиками. Диагностика многих заболеваний невозможна без таких физических методов, как рентгеновское исследование, ультразвуковая диагностика (УЗИ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Лечение многих болезней и травм обязательно включает в себя методы физиотерапии с использованием электрических импульсов различной частоты, магнитных полей, ультразвука. Благодаря развитию биофизики стало возможным создавать биопротезы для инвалидов.
Тесно взаимосвязаны биохимия и фармакология (наука о лекарственных средствах). Без знания основ строения органических соединений, входящих в состав человеческого организма и особенностей протекания в нем химических реакций невозможно было бы создание многих лекарств.
Огромное значение для медицины имеют биологические науки. Микробиология позволила изучить возбудителей практически всех инфекционных заболеваний и избавить человечество от некоторых инфекций: натуральная оспа, чума, лепра. Знания ботаники и зоологии позволили человеку изучить полезные и вредные (ядовитые) растения и животных.
Современная медицина не мыслима без достижений технических наук. Любая современная клиника или диагностический центр оснащены электронной аппаратурой. В хирургической практике широко используется эндоскопическая аппаратура, позволяющая выполнять операции менее травматично – «без разреза» и более качественно. Создано множество компьютерных программ, помогающим врачам и ученым-медикам обрабатывать статистику, создавать базы данных.
Медицина развивается вместе с гуманитарными науками. В постоянной взаимосвязи находятся психология и психиатрия, право и судебная медицина, социальная медицина и социология. Профессия врача считается самой гуманной в обществе, но это накладывает на любого медика повышенные обязательства перед обществом. Врачи, наряду с правовыми нормами, должны руководствоваться нормами морально-этическими. Поэтому созданы специальные дисциплины – медицинская этика и деонтология (учение о врачебном долге).
Все вышесказанное говорит о медицине, как о науке, интегрированной на основе почти всех естественнонаучных дисциплин. Медицина является одной из самых сложных и, в то же время перспективных наук, поскольку человечество всегда будут, в первую очередь, волновать проблемы здоровья и благополучия.
Задачи и структура медицины. Рассматривая медицину, как часть естествознания, можно выделить ее основные научные задачи:
1. Определение состояния тела и психики человека.
2. Определение причин такого состояния организма, которое отклоняется от нормы.
3. Определение способов воздействия на организм человека, а также на группы людей и сообщества с целью улучшения здоровья.
Первые две задачи решает раздел медицинской науки и практики, называемый диагностикой (лат. Diagnosis – распознавание). Третья задача решается разработкой способов лечения и профилактики различных заболеваний.
Структуру современной медицинской науки можно представить следующим образом:
Рис. 1. Структура медицинских наук
К наукам о нормальном строении и функционировании организма человека относятся анатомия и физиология человека. В группу наук о патологии входят патологическая анатомия и патологическая физиология. Возбудителей заболеваний изучают медицинская микробиология, вирусология и паразитология, являющиеся также разделами биологии. В наиболее обширную область медицины, изучающей диагностику, лечение и профилактику нарушений здоровья входят дисциплины, отличающиеся либо по способу воздействия на организм (хирургия, терапия), либо по локализации заболевания в организме (неврология, психиатрия, урология, кардиология).
Социально-медицинские науки изучают не здоровье и болезнь отдельного человека (индивидуальное здоровье) – а здоровье общества. Социальная медицина – наука и сфера общественной деятельности, изучающая проявления, свойства, структуру, изменчивость общественного здоровья, а также способы воздействия на сообщества с целью улучшения здоровья людей.
4.2. Здоровье и болезнь
Здоровье является одним из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Здоровье человека – это главная ценность жизни: его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Что же такое здоровье? Самый простой ответ на этот вопрос: «Это когда ничего не болит». Но это далеко не так. До сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм – система неравновесная и на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм.
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 г.). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.
И.И. Брехман (1990), основатель валеологии – науки о индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации»[1].
По мнению В.П. Казначеева (1991), здоровье индивида – это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Более детально, здоровье – это способность:
¾ приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;
¾ противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;
¾ сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;
¾ увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;
¾ улучшать возможности, свойства и способности своего организма;
¾ улучшать качество жизни и среды обитания;
¾ производить, поддерживать и сохранять себе подобных;
¾ производить и сохранять культурные и материальные ценности;
¾ расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;
¾ созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу[2].
Таким образом, здоровье человека – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь – нарушение этой гармонии (B.C. Лучкевич).
Компоненты здоровья. Человек являет собой отражение двух составляющих – биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, от биологического.
Наиболее полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т.е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».
Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:
Первый уровень – биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами – это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:
¾ соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
¾ физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Второй уровень – психическое здоровье. Здоровье психическое представляет собой состояние индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные формы поведения. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Древние греки говорили: «В здоровом теле – здоровый дух» (Mens sana in corpora est).
Третий уровень – социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались попытки установить связь между спецификой заболевания и характером труда. Современные специалисты в области гигиены труда и профессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в[3].
Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.
Предболезнь. Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи. Современный врач-клиницист, как правило, фиксирует болезнь или ее отсутствие. Однако уже Гален указывал на существование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или предболезнь) – состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.
Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.
«Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», так отзывался Авиценна об этом периоде, т. е. это еще не болезнь, но уже и не здоровье. В логико-диалектическом рассмотрении третье состояние, по сути, вмещает в себе и выдерживает единство противоположности здоровья и болезни.
Признаками предболезни могут быть: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, утрата сексуального желания, неприятные ощущения в области сердца, боли в мышцах, повышенная потливость, слезливость без видимой причины, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, раздражительность и др.
В этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества человека давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью. Французский врач Рене Лариш мудро заметил: «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тиши тканей, при погашенных огнях. Когда появляется боль или другие неприятные ощущения, это почти всегда второй акт».
Болезнь. В настоящее время существует около 100 определений понятия болезни: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т.д.
Согласно определению ВОЗ, болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.
Если здоровье и болезнь организмов животного мира имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь человека, помимо биологического, включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект здоровья и болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения. Болезнь – манифестационный процесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Таким образом, болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики. «Болезнь – стесненная в своей свободе жизнь» – писал К. Маркс.
По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия. Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные). В настоящее время всеми медицинскими учреждениями мира используется международная классификация болезней десятого пересмотра.
Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Причин нездоровья (третьего состояния) и болезней много. Последние десятилетия резко снизился объем двигательной активности людей всех возрастов. Доля физического труда в производстве с 90% снизилась до 10%. Физической культурой и спортом занимается небольшая часть людей, а регулярно и в течение всей жизни – еще меньше. На органы чувств обрушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и разнообразные виды излучений не только на производстве, но и дома, и в местах отдыха. В то же время, человек лишил себя многих ощущений непосредственного общения с природой. Очень много стало удобств, расслабляющих организм. Поток вербальной информации многократно увеличился, что само по себе небезразлично для организма. В отличие от еще недалеких предков, пища современного человека значительно менее разнообразна по набору природных продуктов. Поток структурной информации (включая химическое загрязнение вдыхаемого воздуха) претерпел самые большие изменения. В результате изменений в триедином потоке информации, характеризуемых дефицитом необходимой (полезной) и воздействием на организм вредной информации, возникает хронический стресс, понижение общей неспецифической устойчивости организма, развитие так называемого третьего состояния (промежуточное состояние между здоровьем и болезнью).
Таким образом, заболевания возникают в результате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные возможности организма, а также передаются от больного человека, бациллоносителя, или больного животного здоровому.
Несколько лет назад Всемирной организацией здравоохранения была предпринята попытка ранжировать все факторы в порядке их значимости для здоровья. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют биологические (наследственность, микро- и макробиологические факторы), природные (климат, ландшафт), физические (шум, вибрация, ультрафиолетовое облучение, радиационный фон, электромагнитные поля и др.), химические, социально-экономические, психологические, уровень развития здравоохранения и медицинской науки, образ жизни человека.
Однако наиболее важное значение в развитии самых распространенных болезней, являющихся основной причиной смерти населения, являются:
¾ гиподинамия (недостаток движения),
¾ неправильное питание (прежде всего переедание),
¾ психоэмоциональное напряжение,
¾ вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химических веществ),
¾ неблагоприятная экологическая обстановка.
Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран.
В 1994 г. в результате исследований ,проведенных специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) были получены результаты, определяющие соотношение воздействия на здоровье различных факторов применительно к нашей стране (табл. 1).
Конечно, для разных групп заболеваний такое соотношение факторов различно. Например, в возникновении болезней, передающихся половым путем, исключительное значение имеет образ жизни человека.
Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций.
Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%.
Таблица 1
Факторы, влияющие на здоровье людей (данные ВОЗ, 1994г.)
Сфера влияния факторов
|
Факторы, укрепляющие здоровье |
Факторы, ухудшающие здоровье |
Генетические – 20% |
Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания. |
Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям. |
Состояние окружающей среды – 20%
|
Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. |
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические условия, нарушение экологической обстановки. |
Медицинское обеспечение – 8%
|
Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь. |
Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья; низкий уровень первичной профилактики; некачественное медицинское обслуживание. |
Условия и образ жизни – 52% |
Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, рациональное питание, благоприятные условия труда и отдыха, регулярный контроль за своим здоровьем и др. |
Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, вредные привычки, стрессовые ситуации, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность |
Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%.
Только незначительная часть (8%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников! Поэтому здоровье человека – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь – нарушение этой гармонии.
Профилактика заболеваний. Со времен Гиппократа всем медицинским работникам хорошо известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить. Научными исследованиями доказана экономическая эффективность профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и защиту населения от влияния отрицательных факторов измененной окружающей среды.
В медицине, как науке, существует два основных направления – лечение заболеваний и их профилактика. Также в системе здравоохранения есть две службы, одна из которых занимается лечением больных, а другая – предупреждением заболеваний у здоровых людей. Если первое направление действительно занимается научным обоснованием диагностики заболеваний и лечением больных, то второе профилактическое направление, возглавляемое гигиеной, занимается изучением здорового человека и разрабатывает эффективные способы профилактики заболеваний.
Гигиена (греч. hygieinos – приносящий здоровье) является наукой о здоровье населения. Это одна из древних наук. Название ее происходит от имени одной из дочерей древнегреческого бога врачевания Эскулапа – Гигиеи. О развитии гигиены в античном мире свидетельствуют трактаты Гиппократа «О воздухе, воде и почве» и особенно «О здоровом образе жизни». Из опыта Спарты он заимствовал правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, веселые ежедневные танцы. Современная гигиеническая наука изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды, учебной и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Что же следует понимать под термином «профилактика»?
Профилактика – это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе.
Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
Социально-профилактическое направление включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. На практике весь комплекс профилактических мероприятий подразделяют на общественную и индивидуальную, первичную, вторичную и третичную профилактику.
Общественная профилактика включает в себя систему мер, преимущественно социального и гигиенического характера. Они планируются и проводятся на государственном уровне (гигиенические и противоэпидемические нормы и правила) в масштабах страны, региона, города, района, в каждом коллективе. В основном эти меры касаются вопросов санитарно-гигиенического содержания помещений (отопление, освещение, вентиляция и т. д.) и условий труда, вопросов питания, отдыха и др.
Основу индивидуальной профилактики составляет здоровый образ жизни, потому что здоровье человека, предрасположенность его к тем или иным заболеваниям, тяжесть их течения и исход в значительной мере определяются индивидуальными особенностями поведения людей на работе и в быту, т. е. образом его жизни. Помимо общегигиенических норм и правил здорового образа жизни, которые необходимо соблюдать всем, в определенных профессиях на рабочих местах должны осуществляться специальные мероприятия, направленные на нейтрализацию профессиональных факторов риска.
Первичная профилактика – это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Задача первичной профилактики – улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья (рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, соблюдение гигиенических норм и правил). Мероприятия по повышению специфической и неспецифической резистентности организма детей и взрослых также относятся к системе мер первичной профилактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.
К первичной профилактике относят и социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию.
Вторичная профилактика – это система мероприятий, направленная на раннее выявление доклинических признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и прогнозирование риска, а также своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни, осложнений острых заболеваний и их хронизации. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, эффективного лечения, рационального последовательного оздоровления.
В последние годы предлагается термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизни – инвалидов. Этот комплекс должен включать социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (восстановление трудовых навыков, профессиональная переподготовка), психологическую (устранение психоэмоционального напряжения, обусловленного болезнью, восстановление социальной активности) и медицинскую (максимальное восстановление функций органов и систем) реабилитацию.
Центры медицинской профилактики. Организацией профилактической работы среди населения являются центры медицинской профилактики, которые находятся в подчинении комитетов по здравоохранению административных территорий. Основные направления их деятельности; консультации населения по вопросам охраны здоровья и профилактики заболеваний, формирование гигиенических навыков и грамотного гигиенического поведения, борьба с вредными привычками, преодоление факторов риска для здоровья, профилактическое лечение, формирование у населения установок на здоровый образ жизни.
Центры медицинской профилактики координируют профилактическую работу, которую проводят все медицинские работники во всех лечебно-профилактических учреждениях, т. к. профилактика является обязательной составляющей деятельности врачей и медсестер.
Социально-экономическое значение профилактических мероприятий. Ведущим критерием оценки эффективности могут быть только показатели здоровья в динамике: снижение заболеваемости, смертности, инвалидизации, увеличение продолжительности периода трудовой деятельности и др.
Основные слагаемые экономической эффективности (или предотвращенного ущерба): прирост продукции за счет уменьшения времени, потерянного трудящимися из-за временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смерти; уменьшение потерь от снижения производительности труда работников, ослабленных болезнью; сокращение дополнительных затрат на оздоровление и технику безопасности на участках с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение затрат на дополнительную подготовку работников, замещающих заболевших и инвалидов; сокращение расходов на медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения в связи с уменьшением численности пациентов; уменьшение затрат на социальное страхование временной нетрудоспособности.
Например, если после проведения прививок и других оздоровительных мероприятий заболеваемость рабочих снизилась на 800 рабочих дней, то экономическая эффективность будет являться сохраненная стоимость этих рабочих дней, умноженная на стоимость выпускаемой продукции за каждый из 800 дней.
4.3. Образ жизни и здоровье человека
Древнее изречение гласит: «Искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее». Создатель учения об иммунитете И.И. Мечников (1845-1916) занимался проблемой долголетия и считал, что естественная продолжительность жизни человека составляет 100-120 лет. Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и поведением. Согласно заключению экспертов ВОЗ, здоровье индивида на 50% зависит от его образа жизни. Что же понимают под образом жизни?
В переводе с латинского «modus vivendi» – образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Более подробное определение приводит В.В. Колбанов (1998): «Образ жизни – устойчивая, долговременная система отношений человека с природной и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества».
По определению B.C. Лучкевича, образ жизни – ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят:
¾ трудовая деятельность и условия труда;
¾ хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.);
¾ рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;
¾ социальная деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);
¾ планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;
¾ формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;
¾ медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).
Образ жизни человека влияет на многие социальные процессы и характеристики общества. Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие образа жизни различных людей.
Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни — это в первую очередь экономическая (преимущественно социальная) категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей. Наряду с качеством жизни уровень жизни входит в число важнейших условий образа жизни. Понятие «уровень жизни» шире и богаче таких показателей, как рост доходов и производство предметов потребления. Оно включает в себя и культуру быта, поведения, потребления, общественный порядок, разумное использование свободного времени и т. д.
Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Качество жизни — степень уверенности отдельных людей или группы людей в том, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения счастья и самореализации возможности предоставляются (определение ВОЗ). Как метод измерения благополучия и качества жизни можно использовать оценку уровня осуществления желаний.
Стиль жизни (греч. Stylos – палочка, стерженек для письма; в переносном смысле – прием, способ описания действительности) – особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Это существенный признак индивидуальности, проявление относительной самостоятельности, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.
Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипотенциальны, т. к. носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями (образ).
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. В настоящее время в России 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни[4].
В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иных тенденций человек организует свой индивидуальный образ жизни.
Особенности жизнедеятельности современного человека.Двадцатый век дал людям много благ: электричество, радио, телевидение, компьютер, Интернет, современный транспорт и пр. Медицинская наука избавила человечество от многих инфекционных заболеваний. Однако в процессе развития цивилизации изменилась форма организации жизнедеятельности человека. Основные усилия современного человека направлены на освобождение от тяжелого физического труда и на создание все более комфортных условий жизни и удовлетворение все возрастающих потребностей в удовольствиях.
В достижении этой цели человек пошел несколькими путями:
1. Создал орудия и средства производства, которые облегчили труд и получение жизненных благ. Жизнедеятельность современного человека стала протекать в условиях более высокого комфорта. Это привело к тому, что последние десятилетия резко снизился объем двигательной активности людей всех возрастов. Доля физического труда в производстве с 90% снизилась до 10%.
2. Создал индустрию продуктов питания. В питании все большое место стали занимать высокоочищённые и искусственно синтезированные пищевые продукты, добавки и пр. В отличие от еще недалеких предков, пища современного человека стала значительно менее разнообразна по набору природных продуктов.
3. Стал преобразовывать природу, т. е. приспосабливать ее к себе, к своим запросам и комфорту. Все это привело к изменению самой природы, т. е. тех естественных условий, которые сформировали человеческий организм.
Таким образом, измененная природная среда и условия жизни все больше вступали в противоречие с теми механизмами адаптации, которые сама природа в первозданном виде создала в процессе своего развития у человека. Естественно, что такое противостояние не может пройти бесследно не только для природы, но и для здоровья человека.
Можно отметить следующие основные серьезные противоречия между эволюционным прошлым человека и нынешним его образом жизни:
1. Снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание, привело человечество к тотальной гиподинамии.
2. Опасное противоречие между все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг современного человека сопровождается перенапряжением центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики.
3. Комфортные условия существования со снижением функциональных возможностей организма привело к развитию детренированности адаптационных механизмов.
4. Преобладание в питании продуктов, подвергшихся технологической переработке, лишает современного человека многих естественных компонентов пищи и увеличивает поступление в организм большого количества ненатуральных синтезированных веществ.
5. Преобразование человеком природы и научно-технический прогресс увеличили комфортность жизнедеятельности, но и породили экологический кризис. Поток структурной информации (включая химическое загрязнение вдыхаемого воздуха, питьевой воды, продуктов питания) претерпел самые большие изменения и это определенным образом влияет на здоровье человека.
Таким образом, в наш век – век изобилия современных достижений и открытий (расщепление атома, полеты в космос, генетическое изменение вида, клонирование, пересадка органов и т. д.), растет смертность от сердечно-сосудистой патологии, от рака, нервно-психических заболеваний и травм. «Болезни цивилизации» — основная причина смертности населения в настоящее время. К их числу относятся: ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, аутоиммунные болезни, вторичный иммунодефицит, психическая депрессия, рак, диабет. Многие из них взаимосвязаны, например, ожирение, атеросклероз и гипертоническая болезнь, снижение иммунитета и рак. Эти формы патологии рассматриваются как наиболее «человечные», т. е. «выпестованные» самим человеком в условиях цивилизации.
Здоровый образ жизни. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Это понятие положено в основу валеологии.
Первую книгу о здоровом образе жизни написал древнекитайский мудрец Лао Цзи, и называлась она «Дао дэ дзин» — «Правильный путь». Было это около пяти с половиной тысяч лет назад.
Здоровый образ жизни человека – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.
ЗОЖ необходим человеку для:
¾ выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека;
¾ сохранения и укрепления здоровья;
¾ воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности;
¾ продления рода и достижения активного долголетия.
Известный популяризатор здорового образа жизни Поль Брегг утверждал, что человек – единственное существо в мире, которое умирает не своей смертью, все же остальные животные живут столько, сколько им определено генетической программой (если только не становится жертвой хищника). Причину такого положения П. Брегг видел в том, что образ жизни современного человека далек от того, который привел к возникновению на Земле человека разумного.
К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие (компоненты):
¾ рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;
¾ правильный режим труда и отдыха;
¾ рациональная организация свободного времени;
¾ оптимальный двигательный режим;
¾ рациональное питание;
¾ соблюдение правил личной гигиены, закаливание;
¾ соблюдение норм и правил психогигиены;
¾ сексуальная культура, рациональное планирование семьи;
¾ профилактика аутоагрессии;
¾ контроль за своим здоровьем.
При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, т. к. носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому при более или менее одинаковом уровне потребностей каждая личность характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что, в первую очередь, определяется воспитанием, и в разнообразии индивидуальных образов жизни. При этом необходимо учитывать типологические особенности каждого человека (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции), возрастную половую принадлежность, социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессия, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.).
Здравоохранение в России носит лечебно-профилактическое направление, однако большее внимание уделяется диагностике болезней и лечению больных. Служба здоровья представлена недостаточно. Непростительно мало внимания уделяется здоровью здоровых людей. Поэтому важнейшим элементом ЗОЖ является медицинская активность каждого человека, сознательная ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя»[5].
Эмпирическим путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т. е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее станет каждый конкретный человек и общество в целом.
Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
[1] Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М: ФиС, 1990. – С.23.
[2] Казначеев В.П., Петленко В.П., Петленко С.В. Этюды интегральной медицины и валеологии. СПб., 1997. – С.43.
[3] Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2005. – С.34.
[4] Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2005. – С.45.
[5] Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М, 1987.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!