Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Концепции современного естествознания"»

/ КСЕ
Лекция, 

Оглавление

 

4.    Медицина как синтез естественнонаучных знаний о человеке

 

          Медицина как наука. Задачи и структура медицины

 

Изучением человека занимается целый ряд естественных наук: анатомия, физиология, эмбриология, генетика, экология, антропология и ряд других. Но наиболее значимой и насущной для любого из нас является медицинанаука о здоровье человека, направленная на лечение и профилактику заболеваний. Современная медицина – это синтез физики, химии, биоло­гии, а также наук о Земле, наук о микро­мире и даже наук о Вселенной. Ее можно рассматривать как один из наиболее синтетиче­ских разделов естествознания, имеющий теснейшие связи с техническими и гуманитарными науками.

Медицинская наука черпает знания, полученные физиками. Диагностика многих заболеваний невозможна без таких физических методов, как рентгеновское исследование, ультразвуковая диагностика (УЗИ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Лечение многих болезней и травм обязательно включает в себя методы физиотерапии с использованием электрических импульсов различной частоты, магнитных полей, ультразвука. Благодаря развитию биофизики стало возможным создавать биопротезы для инвалидов.

Тесно взаимосвязаны биохимия и фармакология (наука о лекарственных средствах). Без знания основ строения органических соединений, входящих в состав человеческого организма и особенностей протекания в нем химических реакций невозможно было бы создание многих лекарств.

Огромное значение для медицины имеют биологические науки. Микробиология позволила изучить возбудителей практически всех инфекционных заболеваний и избавить человечество от некоторых инфекций: натуральная оспа, чума, лепра. Знания ботаники и зоологии позволили человеку изучить полезные и вредные (ядовитые) растения и животных.

Современная медицина не мыслима без достижений технических наук. Любая современная клиника или диагностический центр оснащены электронной аппаратурой. В хирургической практике широко используется эндоскопическая аппаратура, позволяющая выполнять операции менее травматично  – «без разреза» и более качественно. Создано множество компьютерных программ, помогающим врачам и ученым-медикам обрабатывать статистику, создавать базы данных.

Медицина развивается вместе с гуманитарными науками. В постоянной взаимосвязи находятся психология и психиатрия, право и судебная медицина, социальная медицина и социология. Профессия врача считается самой гуманной в обществе, но это накладывает на любого медика повышенные обязательства перед обществом. Врачи, наряду с правовыми нормами, должны руководствоваться нормами морально-этическими. Поэтому созданы специальные дисциплины – медицинская этика и деонтология (учение о врачебном долге).

Все вышесказанное говорит о медицине, как о науке, интегрированной на основе почти всех естественнонаучных дисциплин. Медицина является одной из самых сложных и, в то же время перспективных наук, поскольку человечество всегда будут, в первую очередь, волновать проблемы здоровья и благополучия. 

 

Задачи и структура медицины. Рассматривая медицину, как часть естествознания, можно выделить ее основные научные задачи:

1.    Определение состояния тела и психики человека.

2.    Определение причин такого состояния организма, которое отклоняется от нормы.

3.    Определение способов воздействия на организм человека, а также на группы людей и сообщества с целью улучшения здоровья.

Первые две задачи решает раздел медицинской науки и практики, называемый диагностикой (лат. Diagnosis – распознавание). Третья задача решается разработкой способов лечения и профилактики различных заболеваний.

Структуру современной медицинской науки можно представить следующим образом:

 

 

Рис. 1. Структура медицинских наук

 

К наукам о нормальном строении и функционировании организма человека относятся анатомия и физиология человека. В группу наук о патологии входят патологическая анатомия и патологическая физиология. Возбудителей заболеваний изучают медицинская микробиология, вирусология и паразитология, являющиеся также разделами биологии. В наиболее обширную область медицины, изучающей диагностику, лечение и профилактику нарушений здоровья входят дисциплины, отличающиеся либо по способу воздействия на организм (хирургия, терапия), либо по локализации заболевания в организме (неврология, психиатрия, урология, кардиология).

Социально-медицинские науки изучают не здоровье и болезнь отдельного человека (индивидуальное здоровье) – а здоровье общества. Социальная медицина – наука и сфера общественной деятельности, изучающая проявления, свойства, структуру, изменчивость общественного здоровья, а также способы воздействия на сообщества с целью улучшения здоровья людей.

 

4.2. Здоровье и болезнь

 

Здоровье является одним из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Здоровье человека – это главная ценность жизни: его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Что же такое здоровье? Самый простой ответ на этот вопрос: «Это когда ничего не болит». Но это далеко не так. До сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. В большой медицинской эн­циклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состо­яние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм – система неравно­весная и на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило оп­ределение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального бла­гополучия, а не только отсутствие болезней и физи­ческих дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 г.). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсо­лютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физичес­кие дефекты, даже в стадии компенсации.

И.И. Брехман (1990), основатель валеологии – науки о индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации»[1].

По мнению В.П. Казначеева (1991), здоровье индивида – это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной про­должительности жизни.

Более детально, здоровье – это способность:

¾   приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;

¾   противостоять внешним и внутренним возмущени­ям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

¾   сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

¾   увеличивать длительность полноценной жизнеде­ятельности;

¾   улучшать возможности, свойства и способности своего организма;

¾   улучшать качество жизни и среды обитания;

¾   производить, поддерживать и сохранять себе по­добных;

¾   производить и сохранять культурные и материаль­ные ценности;

¾   расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной эколо­гической, интеллектуальной и морально-этической среды;

¾   созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, че­ловечеству, добру и злу[2].

Таким образом, здоровье человека – это гармонич­ное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными био­логическими и социальными свойствами, а болезнь – нарушение этой гармонии (B.C. Лучкевич).

Компоненты здоровья. Человек являет собой отражение двух составляющих – биологической и социальной. Они находятся в диалек­тическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от со­циального, а социальное, в свою очередь, от биологи­ческого.

Наиболее полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущ­ность человека проявляется двояко: в качестве есте­ственного (т. е. биологического) и в качестве обществен­ного отношения (т.е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время из­меняет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в че­ловеке является главным в понимании характера здо­ровья и болезни. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоро­вье»:

Первый уровень – биологическое здоровье связа­но с организмом и зависит от динамического равнове­сия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами – это совершенство саморегуляции в орга­низме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологи­ческом уровне имеет две компоненты:

¾   соматическое здоровье – текущее состояние ор­ганов и систем организма человека, основу кото­рого составляет биологическая программа индиви­дуального развития;

¾   физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составля­ют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень – психическое здоровье. Здоровье психическое представляет собой состояние индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные формы поведения. Психическое или душевное здоровье относит­ся к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). К ком­понентам психического здоровья относят нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система цен­ностей, установок и мотивов поведения индивида в об­ществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Древние греки говорили: «В здоровом теле – здоровый дух» (Mens sana in corpora est).

Третий уровень – социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межлич­ностных отношениях, от нравственного здоровья со­циума. Социальное здоровье – мера социальной ак­тивности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Соци­альная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в шко­ле, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальное здоровье отражает соци­альную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Медики древности видели истоки здоровья и при­чины болезней не только в смешении элементов орга­низма, но и в поведении людей, их привычках, услови­ях и образе жизни. Делались попытки установить связь между спецификой заболевания и характером труда. Современные специалисты в области гигиены труда и профессиональных заболеваний, медицинской эколо­гии представили многочисленные доказательства не­благоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в[3].

Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и поли­тическая структура общества. Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Различие между психическим и социальным здо­ровьем условно: психические свойства и качества лич­ности не существуют вне системы общественных от­ношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоро­вые личности. Недостатки воспитания и неблагопри­ятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Предболезнь. Переход от здоровья к болезни не является вне­запным. Между этими состояниями имеется ряд пе­реходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой актив­ности и субъективной потребности в медицинской помощи. Современный врач-клиницист, как правило, фик­сирует болезнь или ее отсутствие. Однако уже Гален указывал на существование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это ди­намический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или предболезнь) – состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.

Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности орга­низма к развитию определенного заболевания.

«Тело здоровое, но не до предела; тело не здоро­вое, но и не больше», так отзывался Авиценна об этом периоде, т. е. это еще не болезнь, но уже и не здоровье. В логико-диалектическом рассмотрении третье состо­яние, по сути, вмещает в себе и выдерживает единство противоположности здоровья и болезни.

Признаками предболезни могут быть: общее недо­могание, снижение аппетита, переедание, утрата сексуального желания, неприятные ощущения в области сердца, боли в мышцах, повышенная потливость, слезливость без видимой причины, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство ус­талости, бессонница, сонливость, раздра­жительность и др.

В этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества человека давление на нор­мативные границы адаптации продолжает усили­ваться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адап­тационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изме­нению, которое называется болезнью. Французский врач Рене Лариш мудро заметил: «Болезнь – это дра­ма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тиши тканей, при погашенных огнях. Когда появляется боль или другие неприятные ощу­щения, это почти всегда второй акт».

Болезнь. В настоящее время существует около 100 опреде­лений понятия болезни: нарушение нормальной жиз­недеятельности, адаптации к среде обитания (дезадап­тация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полно­стью осуществлять человеческие функции и т.д.

Согласно определению ВОЗ, болезнь это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структу­ры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь характеризуется сни­жением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Если здоровье и болезнь организмов животного мира имеют исключительно биологическую приро­ду, то здоровье и болезнь человека, помимо биоло­гического, включает в себя и социальный аспект. Соци­альный аспект здоровья и болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения. Болезнь – манифестационный процесс в виде клинических (па­тологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом стату­се человека. Таким образом, болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики. «Болезнь – стесненная в своей свободе жизнь» – писал К. Маркс.

По продолжительности течения болезни разделя­ются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжитель­ный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия. Все болезни также подразделяются на инфекцион­ные (заразные) и неинфекционные (незаразные). В настоящее время всеми медицинскими учрежде­ниями мира используется международная классифи­кация болезней десятого пересмотра.

 

Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Причин нездоровья (третьего состояния) и болез­ней много. Последние десятилетия резко снизился объем двигательной активности людей всех возрас­тов. Доля физического труда в производстве с 90% снизилась до 10%. Физической культурой и спортом занимается небольшая часть людей, а регу­лярно и в течение всей жизни – еще меньше. На органы чувств об­рушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и разнообразные виды излучений не только на производстве, но и дома, и в местах отдыха. В то же время, человек лишил себя многих ощуще­ний непосредственного общения с природой. Очень много стало удобств, расслабляющих организм. По­ток вербальной информации многократно увеличил­ся, что само по себе небезразлично для организма. В отличие от еще недалеких предков, пища современ­ного человека значительно менее разнообразна по набору природных продуктов. Поток структурной информации (включая химическое загрязнение вды­хаемого воздуха) претерпел самые большие измене­ния. В результате изменений в триедином потоке информации, характеризуемых дефицитом необходи­мой (полезной) и воздействием на организм вредной информации, возникает хронический стресс, пони­жение общей неспецифической устойчивости орга­низма, развитие так называемого третьего состояния (промежуточное состояние между здоровьем и болез­нью).

Таким образом, заболевания возникают в резуль­тате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособитель­но-компенсаторные возможности организма, а также передаются от больного человека, бациллоносителя, или больного животного здоровому.

Несколько лет назад Всемирной организацией здравоохранения была предпринята попытка ранжи­ровать все факторы в порядке их значимости для здо­ровья. В результате было выделено более 200 факто­ров, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют био­логические (наследственность, микро- и макробиологические факторы), природные (климат, ландшафт), физические (шум, вибрация, ультрафиолетовое облу­чение, радиационный фон, электромагнитные поля и др.), химические, социально-экономические, психоло­гические, уровень развития здравоохранения и меди­цинской науки, образ жизни человека.

Однако наиболее важное значение в развитии са­мых распространенных болезней, являющихся основ­ной причиной смерти населения, являются:

¾   гиподина­мия (недостаток движения),

¾   неправильное питание (прежде всего переедание),

¾   психоэмоциональное на­пряжение,

¾   вредные привычки (злоупотребление ал­коголем, курение, употребление наркотиков и других химических веществ),

¾   неблагоприятная экологическая обстановка.

Если первые три фактора зависят непосред­ственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических про­блем зависит от совместных усилий многих стран.

В 1994 г. в результате исследований ,проведенных специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) были получены результаты,  опреде­ляющие соотношение воздействия на здоровье различных факторов  применительно к нашей стране (табл. 1).

Конечно, для разных групп заболеваний такое со­отношение факторов различно. Например, в возникно­вении болезней, передающихся половым путем, исклю­чительное значение имеет образ жизни человека.

Показатели здоровья и заболеваемости использу­ются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций.

Социальные факторы обусловлены социально-эко­номической структурой общества, уровнем образова­ния, культуры, производственными отношениями меж­ду людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристика­ми. Большая часть этих факторов вместе с гигиеничес­кими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Биологические характеристики человека (пол, воз­раст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%.

 

Таблица 1

Факторы, влияющие на здоровье людей (данные ВОЗ, 1994г.)

 

 

Сфера влияния факторов

 

 

Факторы, укрепляющие здоровье

Факторы, ухудшающие здоровье 

Генетические – 20% 

Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания. 

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположен­ность к заболеваниям. 

Состояние окружающей среды – 20%

 

Хорошие бытовые и производственные ус­ловия, благоприятные климатические и при­родные условия, эко­логически благо­приятная среда обитания. 

Вредные условия быта и производ­ства, неблагоприят­ные климатические условия, нарушение экологической обстановки.

Медицинское обеспечение – 8%

 

Медицинский скрининг, высокий уровень профилакти­ческих мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Отсутствие постоян­ного медицинского контроля за динами­кой здоровья; низ­кий уровень первич­ной профилактики; некачественное медицинское обслуживание.

Условия и образ жизни – 52%

Рациональная органи­зация жизнедеятель­ности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная актив­ность, рациональное питание, благоприят­ные условия труда и отдыха, регулярный контроль за своим здоровьем и др.

Отсутствие рацио­нального режима жизнедеятельности, миграционные про­цессы, гипо- или гипердинамия, вредные привычки, стрессовые ситуа­ции, низкий куль­турный и образова­тельный уровень, низкая медицинская активность

 

 

Как социальные, так и биологические факторы воз­действуют на человека в определенных условиях ок­ружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%.

Только незначительная часть (8%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицин­ских учреждений и усилиями медицинских работни­ков! Поэтому здоровье человека – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обус­ловленных врожденными и приобретенными биологи­ческими и социальными свойствами, а болезнь – нарушение этой гармонии.

 

Профилактика заболеваний. Со времен Гиппократа всем медицинским работ­никам хорошо известно, что болезнь легче предупре­дить, чем вылечить. Научными исследованиями дока­зана экономическая эффективность профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и защиту населения от влияния отрица­тельных факторов измененной окружающей среды.

В медицине, как науке, существует два основных направления – лечение заболеваний и их  профилактика. Также в системе здравоохранения есть две службы, одна из которых занимается лечением больных, а другая – предупреждением заболеваний у здоровых людей. Если первое направление действительно занимается науч­ным обоснованием диагностики заболеваний и лечением больных, то второе профилактическое направле­ние, возглавляемое гигиеной, занимается изучением здорового человека и разрабатывает эффективные способы профилактики заболеваний.

Гигиена (греч. hygieinos – приносящий здоровье) является наукой о здоровье насе­ления. Это одна из древних наук. Название ее происходит от имени одной из дочерей древнегреческого бога врачевания Эскулапа – Гигиеи. О развитии гигиены в античном мире свидетельствуют трактаты Гиппократа «О воздухе, воде и почве» и особенно «О здоровом образе жизни». Из опыта Спарты он заимствовал правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, веселые ежедневные танцы. Современная гигиеническая наука изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды, учебной и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжи­тельность жизни.

Что же следует понимать под термином «профилак­тика»?

Профилактикаэто система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупрежде­ние или устранение причин, вызывающих заболева­ние, различающихся по своей природе.

Важнейшей составной частью всех профилактичес­ких мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоро­вый образ жизни.

Социально-профилактическое направление вклю­чает в себя медицинские, санитарно-технические, ги­гиенические и социально-экономические мероприятия. На практике весь комплекс профилактических мероприятий подразделяют на общественную и индиви­дуальную, первичную, вторичную и третичную профилактику.

Общественная профилактика включает в себя сис­тему мер, преимущественно социального и гигиени­ческого характера. Они планируются и проводятся на государственном уровне (гигиенические и противоэпи­демические нормы и правила) в масштабах страны, региона, города, района, в каждом коллективе. В основ­ном эти меры касаются вопросов санитарно-гигиени­ческого содержания помещений (отопление, освеще­ние, вентиляция и т. д.) и условий труда, вопросов питания, отдыха и др.

Основу индивидуальной профилактики составля­ет здоровый образ жизни, потому что здоровье челове­ка, предрасположенность его к тем или иным заболе­ваниям, тяжесть их течения и исход в значительной мере определяются индивидуальными особенностями поведения людей на работе и в быту, т. е. образом его жизни. Помимо общегигиенических норм и правил здоро­вого образа жизни, которые необходимо соблюдать всем, в определенных профессиях на рабочих местах должны осуществляться специальные мероприятия, направленные на нейтрализацию профессиональных факторов риска.

Первичная профилактика это система меропри­ятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Задача первичной профилактики – улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья (рациональный режим труда и отдыха, рацио­нальное качественное питание, физическая активность, соблюдение гигиенических норм и правил). Меропри­ятия по повышению специфической и неспецифичес­кой резистентности организма детей и взрослых так­же относятся к системе мер первичной профилактики. Это и система закаливания, и календарь профилакти­ческих прививок.

К первичной профилактике относят и социально-экономические мероприятия государства по оздоров­лению образа жизни, окружающей среды, воспитанию.

Вторичная профилактика это система меропри­ятий, направленная на раннее выявление доклиничес­ких признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и про­гнозирование риска, а также своевременное проведе­ние лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни, осложнений ост­рых заболеваний и их хронизации. Наиболее эффек­тивным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, эффективного лечения, рационального последователь­ного оздоровления.

В последние годы предлагается термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реаби­литации больных, утративших возможность полноцен­ной жизни – инвалидов. Этот комп­лекс должен включать социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (восстановление трудовых навыков, профессиональная переподготовка), психологическую (устранение психоэмоционального напряжения, обусловленного болезнью, восстановление социальной ак­тивности) и медицинскую (максимальное восстановле­ние функций органов и систем) реабилитацию.

Центры медицинской профилактики. Организаци­ей профилактической работы среди населения явля­ются центры медицинской профилактики, которые находятся в подчинении комитетов по здравоохране­нию административных территорий. Основные на­правления их деятельности; консультации населения по вопросам охраны здоровья и профилактики заболе­ваний, формирование гигиенических навыков и гра­мотного гигиенического поведения, борьба с вредны­ми привычками, преодоление факторов риска для здоровья, профилактическое лечение, формирование у населения установок на здоровый образ жизни.

Центры медицинской профилактики координируют профилактическую работу, которую проводят все меди­цинские работники во всех лечебно-профилактических учреждениях, т. к. профилактика является обязательной составляющей деятельности врачей и медсестер.

Социально-экономическое значение профилакти­ческих мероприятий. Ведущим критерием оценки эф­фективности могут быть только показатели здоровья в динамике: снижение заболеваемости, смертности, инвалидизации, увеличение продолжительности периода трудовой деятельности и др.

Основные слагаемые экономической эффективнос­ти (или предотвращенного ущерба): прирост продукции за счет уменьшения времени, потерянного трудящими­ся из-за временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смерти; уменьшение потерь от сни­жения производительности труда работников, ослаблен­ных болезнью; сокращение дополнительных затрат на оздоровление и технику безопасности на участках с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение затрат на дополнительную подготовку работников, за­мещающих заболевших и инвалидов; сокращение рас­ходов на медицинскую помощь в учреждениях здра­воохранения в связи с уменьшением численности пациентов; уменьшение затрат на социальное стра­хование временной нетрудоспособности.

Например, если после проведения прививок и дру­гих оздоровительных мероприятий заболеваемость рабочих снизилась на 800 рабочих дней, то экономи­ческая эффективность будет являться сохраненная стоимость этих рабочих дней, умноженная на сто­имость выпускаемой продукции за каждый из 800 дней.

 

4.3. Образ жизни и здоровье человека

 

Древнее изречение гласит: «Искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее». Создатель учения об иммунитете И.И. Мечников (1845-1916) занимался проблемой долголетия и считал, что естественная продолжительность жизни человека составляет 100-120 лет. Сейчас становится все понятнее, что болезни современного чело­века обусловлены, прежде всего, его образом жизни и поведением. Согласно заключению экспертов ВОЗ, здо­ровье индивида на 50% зависит от его образа жизни. Что же понимают под образом жизни?

В переводе с латинского «modus vivendi» – образ жизни – это система взаимоотношений человека с са­мим собой и факторами внешней среды. Более подроб­ное определение приводит В.В. Колбанов (1998): «Об­раз жизни – устойчивая, долговременная система отношений человека с природной и социальной сре­дой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов пове­дения, реализации стратегий, направленных на удов­летворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям обще­ства».

По определению B.C. Лучкевича, образ жизни – ведущий обобщенный фактор, определяющий основ­ные тенденции в изменении здоровья, рассматрива­ется как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят:

¾   трудовая деятельность и условия труда;

¾   хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты време­ни на бытовую деятельность и др.);

¾   рекреационная деятельность, направленная на вос­становление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

¾   социальная деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);

¾   планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

¾   формирование поведенческих характеристик и со­циально-психологического статуса;

¾   медико-социальная активность (отношение к здо­ровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

Образ жизни человека влияет на многие соци­альные процессы и характеристики общества. Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в зна­чительной степени обусловлен социально-экономичес­кими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особен­ностей его психики, состояния здоровья и функцио­нальных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие образа жизни различных людей.

Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской по­мощью, уровень образования, продолжительность ра­бочего и свободного времени и др. Уровень жизни — это в первую очередь экономическая (преимуществен­но социальная) категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей. Наряду с качеством жизни уровень жизни входит в число важнейших условий образа жизни. Понятие «уровень жизни» шире и богаче таких показателей, как рост доходов и производство предме­тов потребления. Оно включает в себя и культуру быта, поведения, потребления, общественный порядок, ра­зумное использование свободного времени и т. д.

Под качеством жизни понимают степень комфор­та в удовлетворении человеческих потребностей (пре­имущественно социальная категория). Качество жиз­ни — степень уверенности отдельных людей или группы людей в том, что их потребности удовлетво­ряются, а необходимые для достижения счастья и са­мореализации возможности предоставляются (опре­деление ВОЗ). Как метод измерения благополучия и качества жизни можно использовать оценку уровня осуществления желаний.

Стиль жизни (греч. Stylos – палочка, стерженек для письма; в переносном смысле – прием, способ описания действительности) – особенности поведения кон­кретного человека или группы людей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни че­ловека, т. е. определенный стандарт, под который под­страивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Это суще­ственный признак индивидуальности, проявление от­носительной самостоятельности, способности постро­ить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.

Если попытаться оценить роль каждой из катего­рий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипо­тенциальны, т. к. носят общественный характер. Отсю­да понятно, что здоровье человека будет в первую оче­редь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традици­ями (менталитет) и личными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удовлетворе­ние потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного обще­ства, каждая личность характеризуется своим, инди­видуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продол­жительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. В настоя­щее время в России 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни[4].

В образе жизни человека проявляется борьба меж­ду биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иных тенденций человек орга­низует свой индивидуальный образ жизни.

Особенности жизнедеятельности современного человека.Двадцатый век дал людям много благ: электриче­ство, радио, телевидение, компьютер, Интернет, совре­менный транспорт и пр. Медицинская наука избавила человечество от многих инфекционных заболеваний. Однако в процессе развития цивилизации измени­лась форма организации жизнедеятельности челове­ка. Основные усилия современного человека направ­лены на освобождение от тяжелого физического труда и на создание все более комфортных условий жизни и удовлетворение все возрастающих потребностей в удовольствиях.

В достижении этой цели человек пошел нескольки­ми путями:

1.    Создал орудия и средства производства, которые облегчили труд и получение жизненных благ. Жиз­недеятельность современного человека стала про­текать в условиях более высокого комфорта. Это привело к тому, что последние десятилетия резко снизился объем двигательной активности людей всех возрастов. Доля физического труда в произ­водстве с 90% снизилась до 10%.

2.    Создал индустрию продуктов питания. В питании все большое место стали занимать высокоочищённые и искусственно синтезированные пищевые продукты, добавки и пр. В отличие от еще недале­ких предков, пища современного человека стала значительно менее разнообразна по набору при­родных продуктов.

3.    Стал преобразовывать природу, т. е. приспосабли­вать ее к себе, к своим запросам и комфорту. Все это привело к изменению самой природы, т. е. тех естественных условий, которые сформировали че­ловеческий организм.

Таким образом, измененная природная среда и условия жизни все больше вступали в противоречие с теми механизмами адаптации, которые сама природа в первозданном виде создала в процессе своего разви­тия у человека. Естественно, что такое противостояние не может пройти бесследно не только для природы, но и для здоровья человека.

Можно отметить следующие основные серьезные противоречия между эволюционным прошлым челове­ка и нынешним его образом жизни:

1.    Снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эво­люции организму выживание, привело человече­ство к тотальной гиподинамии.

2.    Опасное противоречие между все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг современного человека сопро­вождается перенапряжением центральной не­рвной системы, высшей нервной деятельности и психики.

3.    Комфортные условия существования со снижени­ем функциональных возможностей организма при­вело к развитию детренированности адаптацион­ных механизмов.

4.    Преобладание в питании продуктов, подвергшихся технологической переработке, лишает современно­го человека многих естественных компонентов пищи и увеличивает поступление в организм боль­шого количества ненатуральных синтезированных веществ.

5.    Преобразование человеком природы и научно-тех­нический прогресс увеличили комфортность жиз­недеятельности, но и породили экологический кри­зис. Поток структурной информации (включая химическое загрязнение вдыхаемого воздуха, пи­тьевой воды, продуктов питания) претерпел самые большие изменения и это определенным образом влияет на здоровье человека.

Таким образом, в наш век – век изобилия совре­менных достижений и открытий (расщепление атома, полеты в космос, генетическое изменение вида, клонирование, пересадка органов и т. д.), растет смертность от сердечно-сосудистой патологии, от рака, нервно-психических заболеваний и травм. «Болезни цивили­зации» — основная причина смертности населения в настоящее время. К их числу относятся: ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, аутоиммунные болезни, вторичный иммунодефицит, психическая депрессия, рак, диабет. Многие из них взаимосвязаны, например, ожирение, атеросклероз и гипертоническая болезнь, снижение иммунитета и рак. Эти формы па­тологии рассматриваются как наиболее «человечные», т. е. «выпестованные» самим человеком в условиях цивилизации.

Здоровый образ жизни. Наиболее полно взаимосвязь между образом жиз­ни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Это понятие положено в основу валеологии.

Первую книгу о здоровом образе жизни написал древнекитайский мудрец Лао Цзи, и называлась она «Дао дэ дзин» — «Правильный путь». Было это около пяти с половиной тысяч лет назад.

Здоровый образ жизни человека это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данно­го человека, конкретным условиям жизни и направ­ленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.

ЗОЖ необходим человеку для:

¾   выполнения всех бытовых и общественных функ­ций в оптимальном режиме для человека;

¾   сохранения и укрепления здоровья;

¾   воплощения социальных, психологических и фи­зических возможностей, раскрытия потенциала личности;

¾   продления рода и достижения активного долголе­тия.

Известный популяризатор здорового образа жизни Поль Брегг утверждал, что человек – единственное существо в мире, которое умирает не своей смертью, все же остальные животные живут столько, сколько им определено генетической программой (если только не становится жертвой хищника). Причину такого поло­жения П. Брегг видел в том, что образ жизни современного человека далек от того, который привел к возникновению на Земле человека разумного.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлет­ворение которых лежит в основе человеческого пове­дения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

По современным представлениям в понятие «здо­ровый образ жизни» входят следующие составляющие (компоненты):

¾    рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;

¾    правильный режим труда и отдыха;

¾    рациональная организация свободного времени;

¾    оптимальный двигательный режим;

¾    рациональное питание;

¾    соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

¾    соблюдение норм и правил психогигиены;

¾    сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

¾    профилактика аутоагрессии;

¾    контроль за своим здоровьем.

При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, т. к. носит пер­сонифицированный характер и определяется истори­ческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому при более или ме­нее одинаковом уровне потребностей каждая личность характеризуется индивидуальным способом их удовлет­ворения. Это проявляется в разном поведении людей, что, в первую очередь, определяется воспитанием, и в разнообразии индивидуальных образов жизни. При этом необходимо учитывать типологические особенно­сти каждого человека (тип высшей нервной деятельно­сти, морфофункциональный тип, преобладающий ме­ханизм вегетативной регуляции), возрастную половую принадлежность, социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессия, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.).

Здравоохранение в России носит лечебно-профи­лактическое направление, однако большее внимание уделяется диагностике болезней и лечению больных. Служба здоровья представлена недостаточно. Непрос­тительно мало внимания уделяется здоровью здоровых людей. Поэтому важнейшим элементом ЗОЖ является медицинская активность каждого человека, сознатель­ная ответственность за свое здоровье и здоровье окру­жающих.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя»[5].

Эмпирическим путем человечество пришло к вы­воду, что неумеренность в еде, злоупотребление алко­голем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональ­ное питание, закаливание повышают его. И чем рань­ше у человека сформируется мотивация, т. е. осознан­ная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее станет каждый конкретный человек и обще­ство в целом.

Таким образом, здоровый образ жизни должен це­ленаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать ре­зервные возможности организма, обеспечивать успеш­ное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.


[1] Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М: ФиС, 1990. – С.23.

[2] Казначеев В.П., Петленко В.П., Петленко С.В. Этюды ин­тегральной медицины и валеологии. СПб., 1997. – С.43.

 

[3] Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2005. – С.34.

[4] Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2005. – С.45.

[5] Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М, 1987.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!