Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Экономика производства в ИУ"»

/ Общая экономика
Лекция, 

Оглавление

1.2          Финансовая деятельность, бухгалтерский учет и отчетность на предприятиях ИУ

2.3.1 Понятие, виды и задачи финансовой деятельности исправительных учреждений

 

Повышение экономической эффективности производства продукции центров трудовой адаптации и  производственных (трудовых) мастерских во многом зависит от рационального использования всех имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов,  от успешного выполнения финансового плана и смет.

Финансы предприятий ИУ - это совокупность экономических отношений, посредством которых в плановом порядке образуются и используются фонды денежных средств для нужд исправительных учреждений.

Осуществляя производственную деятельность исправительные учреждения соизмеряют свои затраты и результаты деятельности в стоимостном выражении. С целью сбалансирования доходов и расходов предприятия исправительных учреждений составляют оперативные и текущие финансовые планы.

Исходя из особых условий деятельности,  исправительные учреждения должны определять оптимальный размер денежных средств, а также источники  их получения. Для этого составляется смета доходов и расходов по производственной деятельности, где и определяются источники финансирования.

В организации финансовой работы в исправительных учреждениях есть специфические особенности, так как существуют два вида финансово-хозяйственной деятельности: производственная и бюджетная.

Производственная деятельность исправительных учреждений осуществляется на общих рыночных принципах, т.е. на тех же принципах, что и на конкурирующих предприятиях, с тем лишь отличием, что данная деятельность является не  самоцелью, а средством достижения более высокой целевой установки - исправления,  воспитания  и социально-трудовой адаптации осужденных к жизни в обществе.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» утвержден перечень основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптации осужденных[1].

Исправительному учреждению, как любому промышленному отраслевому предприятию, предоставляется полная самостоятельность в выборе партнеров (физических и юридических лиц), поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, в осуществлении внешне-экономической деятельности, и как обычные предприятия они распоряжаются выпускаемой продукцией, самостоятельно устанавливают на нее цены, за исключением продукции, изготовленной по заказу для государственных нужд[2].

Таким образом, производственная деятельность предусматривает получение доходов от трудового использования осужденных и расходы на улучшение содержания осужденных, решение социальных проблем и т.п.[3]

 Финансовая деятельность предприятий ИУ    представляет собой систему денежных отношений, которые связаны с планомерном поступлением, распределением и использованием финансовых ресурсов и возникают в процессе производства, реализации товарной продукции и трудового использования осужденных.

Финансовый план предприятий ИУ составляется в виде баланса доходов и расходов на основе а) плана произ­водства и реализации продукции; б) календарного плана плате­жей в бюджет и внебюджетные фонды; в) заключенных ИУ договоров (аренды, хозяйст­венных договоров); г) приказов начальника учреждения, связанных с возмещени­ем затрат, премированием, возмещением ущерба и т.д.

Финансирование учреждений исправительной системы (УИС) осуществляется  в основном за счет средств федерального бюджета, и расходуются эти   средства в пределах утвержденных по смете ассигнований и в меру выполнения предусмотренных планом мероприятий. Дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение УИС может производиться также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Уголовно-исполнительная система вправе дополнительно использовать другие источники финансирования, предусмотренные законом и Положением.  

Особенности порядка составления отчетности и исчисления налоговых платежей бюджетными учреждениями в первую очередь вызваны организационно-правовой формой таких организаций.

В соответствии с пунктом 1 Статьи 161 Бюджетного кодекса РФ «Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».

Поэтому при составлении отчетности учреждения учитывается, что:

·             имущество, отражаемое на балансе учреждения, является государственным имуществом;

·             как некоммерческая организация бюджетное учреждением не ставит получение прибыли целью своей деятельности;

·             деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета.

Под бюджетным учетом в исправительных учреждениях следует понимать обеспечение постоянной и правильной информации об исполнении сметы расходов по бюджету и специальным (внебюджетным) средствам.

В колониях, тюрьмах, следственных изоляторах и т.п. за бухгалтерский учет отвечает главный бухгалтер этих учреждений.

Основными задачами и функциями бухгалтерии данного бюджетного учреждения являются:

·               Осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров, объемом ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов или лимитом бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета: своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций.

·                  Контроль за правильным и законным расходованием средств по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей е местах их хранения и эксплуатации.

·           Начисление и выплата заработной платы сотрудникам, работникам и осужденным.

·                   Ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

·                    Контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей.

·                   Участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение, их в учете.

·                   Проведение инструктажа материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на ответственном  хранении.

·                  Составление, и представление, в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности.

·                  Составление для утверждения руководством учреждения смет доходов и расходов и расчетов.

·                  Ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб.

·                   Хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности).

В настоящее время готовится проект документа, который называется «Методические рекомендации по организации планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их центре трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских. В данных рекомендациях можно найти ответы на ряд важных вопросов: порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов; порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов; порядок формирования учетной политики; организация бухгалтерского учета; взаимодействие с органами казначейства; калькуляция себестоимости готовой продукции; налоги и налогообложение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений УИС.

 

2.3.2    Организация и задачи бухгалтерского учета по исполнению сметы исправительных учреждений

Организация бухгалтерского в исправительных учреждениях, его задачи и порядок учета операций по исполнению бюджетной и внебюджетной сметы определены различными нормативными актами.

Главным методологическим центром является Министерство финансов РФ.

Выделяют 4 уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в ИУ:

  • Законодательный уровень (первый уровень) - законы и иные законодательные акты (указы президента, постановления правительства), правовые  акты РФ, субъектов РФ, нормативные акты Министерства юстиции, ФСИН России, регулирующие постановку учета на предприятиях УИС. Особое место занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В нем закреплена обязанность предприятий в ведении бухгалтерского учета, кроме того, установлены основные правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Кроме этого закона, на этом уровне важными являются Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, также закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
  • Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету. Здесь обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, как в общем, так и применительно к определенным видам деятельности.
  • Третий уровень - методологические указания и рекомендации по ведению бухгалтерского учета. Одним из важнейших документов здесь является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.
  • Четвертый уровень занимают рабочие документы организации, формирующие направленность ведения бухгалтерского учета в методическом, техническом и организационном аспектах.

Качество выполнения учетных функций на предприятии исправительных учреждений зависит от того, насколько соблюдаются основные принципы формирования бухгалтерской информации.

Принципы формирования бухгалтерской информации

  • Полнота и достоверность - соответствие законодательным и нормативным актам.
  • Принцип осмотрительности - организация должна быть ориентирована на большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
  • Принцип непрерывности деятельности - предприятия будет существовать в ближайшем будущем.
  • Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности - все хозяйственные операции отражаются в учете в момент их осуществления.
  • Принцип последовательности - использование определенной совокупности способов формирования информации, которые организация применяем из года в год. При внесении изменений в способы учета требуется пересчет показателей.
  • Принцип непротиворечивости - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
  • Принцип существенности - формирование информации об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах обособленно в случае их существенности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

  • Формирование полной и достоверной информации о процессах и результатах деятельности предприятия ИУ;
  • обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций;
  • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, капитала и обязательств, а также за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  • своевременное предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий ИУ и выявление внутрихозяйственных резервов.

Совокупность показателей, характеризующих результаты исполнения смет по бюджету и внебюджетным средствам,  а также данные оперативно-технического и статистического учета за отчетный период, называется  бухгалтерской отчетностью. Отчетность строится в соответствии с   принципами, задачами бюджетного учета. Специфические особенности учреждений УИС объективно налагают отпечаток на порядок ведения учета, организацию и методику контроля.

После реформирования производственного сектора УИС (преобразования  государственных унитарных предприятий, далее по тексту ГУПы,  в центры трудовой адаптации, далее по тексту ЦТА) существенно стала отличаться методология, структура и характер отражения операций в бюджетном учете. 

С 1 января 2005 года лимиты бюджетных обязательств, ассигнования, сметы необходимо составлять и кассовые и фактические расходы необходимо вести в разрезе новой бюджетной классификации. Также в платежных документах необходимо указывать новые коды бюджетной классификации.

В соответствии с приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н новый план счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению вводятся в действие с 1 января 2005 года. Данные бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений подлежат консолидации в отчетах распорядителя, главного распорядителя, финансового органа.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что «Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации».

 В настоящее время бюджетные учреждения при составлении отчетности руководствуются Приказом Минфина РФ от 13 ноября  2008 г. N 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Для выявления состояния средств бюджетной деятельности исправительных  учреждений на определенную дату составляется бюджетная отчетность. В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:

   -  Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130)

   -  Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);

    - Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110);

    - Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503127);

     - Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф.0503137);

  -   Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121);

  -   Пояснительная записка (ф.0503160);

   -  Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503230);

Бюджетная отчетность составляется на следующие даты:
          - месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным,
          - квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года,
          - годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
          Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.
     Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

      

    2.3.3  Виды учета и их использование на предприятиях ИУ

 

Предметом учета являются имущество, или средства предприятия, а так же финансовые ресурсы, или источники их образования.

На предприятиях исправительных учреждениях используют различные виды учета. В отношении собственного производства и внебюджетной деятельности используется хозяйственный учет.

Управление хозяйственными процессами связано с обработкой большого количества информации в целях принятия управленческих решений, их выполнения и оценки их результатов.
Хозяйственный учет - это система наблюдения, измерения и регистрации процессов деятельности предприятий ИУ с целью контроля и управления ими,  таким образом включает количественное отражение и качественную характеристику хозяйственной деятельности организации

В бюджетном учете исправительных учреждений применяются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные измерители.

  • К натуральным измерителям относятся мера, вес, объем. Выбор единицы измерения зависит от свойств учитываемых предметов. В таких измерителях учитывают материальные ценности, энергию, выполненные работы. Для учета сложных явлений применяются натурально-условные показатели. Например, для работы транспортных средств используются тонно-километры, потребление энергии - киловатт-часы. Естественно, что с помощью натуральных показателей конкретного вида учитываются только однородные объекты.
  • Трудовые измерители предназначены для измерения затрат труда в единицах рабочего времени, т.е. в днях, часах, минутах. Эти измерители используют при нормировании труда осужденных, для контроля выполнения норм выработки и при начислении заработной платы осужденным. Часто применяются в сочетании с натуральными измерителями, например, количество произведенной продукции и количество времени на это производство.
  • Денежные измерители позволяют соизмерить все объекты в стоимостном измерении - в рублях и копейках. Этот тип измерителя является обобщающим.

Таким образом, указанные измерители призваны дополнить друг друга для получения полной и разносторонней информации о различных видах деятельности исправительных учреждений.  Примером их взаимосвязи могут служить бухгалтерские отчеты, представляемые исправительными учреждениями в вышестоящие органы.

Формирование информации в хозяйственном учете происходит по различным направлениям, которые определяют виды хозяйственного учета.

  • Оперативно-технический учет используется для контроля и отражения различных операций выборочно в зависимости от ситуации, например, вывод на работу, выработка на одного осужденного. Формирование информации может происходить с помощью первичных документов, а при необходимости - посредством оперативных сведений, собранных устно или с помощью технических средств.
  • Статистический учет отражает и контролирует массовые явления хозяйственной деятельности и используется для изучения количественных и качественных показателей исправительных учреждений. В соответствии с установленной ведомственной статистической отчетностью исправительные учреждения используют такие статистические показатели, как:

- заработная плата осужденных на 1 отработанный человеко-день (в руб.);
 - отношение неработающих из-за не предоставления работы осужденных к списочной численности осужденных, содержащихся в учреждениях (в %);

         - объем выпуска товарной продукции (в тыс. руб.).

  • Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах предприятий ИУ и их движении путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.  

Бухгалтерский учет в исправительных учреждениях ведется по двойной системе. Это значит, что каждая хозяйственная операция записывается обязательно на двух счетах – на дебете одного и кредите другого. Итог сумм дебетовых записей должен быть равен итогу сумм всех кредитовых записей.

При исполнении смет ведется учет фактических расходов, оформленных соответствующими документами. 

Систематизированный перечень счетов, которые необходимы для отражения хозяйственных операций бюджетных учреждений, называется планом сетов.

В исправительных учреждениях учет операций по исполнению сметы расходов по бюджету, сметы специальных (внебюджетных) средств, а также учет операций по собственному производству ведется по единому для всех бюджетных учреждений плану счетов.

Как учет,  так и отчетность исправительных учреждений осуществляется по единым формам.

Как уже отмечалось ранее, производственная база учреждений, исполняющие наказания, предназначена для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создается при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности как структурные подразделения этих учреждения или объединения учреждений.

Учредителем предприятий учреждений, исполняющих наказания, является федеральный орган уголовно-исполнительной системы, который утверждает их уставы, разработанные учреждениями, исполняющими наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и закрепляет за предприятиями учреждений, исполняющих наказания, федеральное имущество.

Предприятия учреждений, исполняющих наказания, по своей организационно-правовой форме являются центры трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) и учебно-производственные мастерские (УПМ), государственные унитарные предприятия. Учреждения, исполняющие наказания, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Места их расположения определяют территориальные органы уголовно-исполнительной системы. По решению федерального органа уголовно-исполнительной системы могут создаваться объединения учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания.

Предприятия учреждений, исполняющих наказания, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом следующих особенностей:

1) создание, реорганизация и ликвидация предприятий учреждений, исполняющих наказания, распоряжение их имуществом осуществляются федеральным органом уголовно-исполнительной системы и его территориальными органами;

2) руководство предприятиями учреждений, исполняющих наказания, осуществляется начальниками этих учреждений либо руководителями объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности;

3) перечни должностей в штатах предприятий учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации;

4) предприятия учреждений, исполняющих наказания, производят обязательные отчисления из прибыли в специальные внебюджетные фонды, создаваемые федеральным органом уголовно-исполнительной системы и его территориальными органами для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, и финансирование программ развития уголовно-исполнительной системы;

5) предприятия учреждений, исполняющих наказания, самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных;

Исходя из  специфики функционирования учреждений УИС можно отметить, что их деятельность имеет более сложную организационную структуру, по сравнению с коммерческими фирмами. Главной целью коммерческой организации является получение прибыли. Остальные декларируемые цели: удовлетворение потребностей покупателей, расширение рыночного сегмента, сохранение престижа фирмы и т.д. в конечном счете, направлены на извлечение доходов. Цель функционирования УИС не ограничивается получением прибыли. Главная цель предопределяется назначением уголовно-исполнительной системы – исполнение наказаний и обеспечение трудовой занятости осужденных.

Специфика деятельности этих учреждений является причиной усложнения процесса управления приносящей доход деятельностью. Современная уголовно-исполнительная система помимо основной пенитенциарной функции проводит оперативно-розыскные мероприятия, занимается санитарно-профилактической работой среди осужденных и производственной деятельностью. В связи с этим необходимо выделять особенности приносящей доход деятельности в учреждениях УИС и производить оценку влияния основных отраслевых особенностей учреждений УИС на организацию в них бюджетного учета и контроля.

Отраслевые особенности организации бюджетного учета и контроля заключаются:

- организация бюджетного учета в разрезе источников финансирования;

- раскрытие информации о приносящей доход деятельности учреждений УИС в бюджетной отчетности с учетом потребностей пользователей и требованиями МСФООС;

- учет затрат и формирование себестоимости конкретных видов продукции и услуг;

- организация аналитического учета и контроля по видам доходов и расходов и соответствующим КОСГУ;

- организация учета затрат по службам, отделениям и т.д.;

- организация учета и контроля доходов и расходов в соответствии с целями и задачами бюджетного и налогового учета;

- учет расходов на предупредительные мероприятия, создание и учет фондов риска;

- установление критериев для проведения аудита эффективности.

 Отраслевые особенности учреждений УИС обусловливают необходимость совершенствования бюджетного учета и контроля по целому ряду специфичных проблем формирования учетной информации для различных видов деятельности названных учреждений.

В настоящее время происходит процесс реформирования государственных унитарных предприятий (ГУП) при учреждениях, исполняющих наказания в центры трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) и учебно-производственные мастерские (УПМ). Результатом реформирования является переориентация деятельности производственного сектора УИС на решение, в первую очередь, социальных задач - восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе после истечения срока наказания. Основной этап реформирования пришелся на 2007 год.

Производственный потенциал УИС на 1 января 2009 года составляет 262 федеральных унитарных предприятий, 495 ЦТАО, 34 УПМ и 37 лечебно-производственных мастерских (ЛПМ).   

Одна из важнейших задач УИС на современном этапе заключается в том, чтобы организовать работу реформированного производственного сектора УИС таким образом, чтобы она не только не приносила убытка, но и способствовала бы развитию системы, обеспечивала бы выполнение возложенных на УИС задач по трудовому воспитанию осужденных.

Реформирование промышленного сектора УИС затронуло такие важные аспекты, как планирование, учет, отчетность и контроль. Особенно много вопросов возникает в рамках приносящей доход деятельности. Специфические особенности учреждений УИС объективно налагают отпечаток на порядок ведения учета, организацию и методику контроля. По сравнению с ГУПами существенно отличается методология, структура и характер отражения операций в бюджетном учете. Это, в свою очередь, обуславливают повышенное внимание к теоретико-методологическим проблемам, методике и организации контрольно-ревизионной и аналитической работы в учреждениях УИС.

Как показывает практика, усиление контрольно-ревизионной работы в ФСИН России в последние годы повлекло за собой общие позитивные изменения в состоянии финансовой дисциплины в УИС. В то же время следует признать, что многие финансовые нарушения возникают вследствие недостаточности теоретических, методологических и методических разработок по учету, анализу и контролю доходов и расходов от приносящей доход деятельности в учреждениях УИС.

 

          2.3.4 Организация финансового контроля в подразделениях УИС

 

В учреждениях и органах ФСИН России государственный финансовый контроль осуществляется в полном объеме всей системой уполномоченных органов государственной власти в рамках своей компетенции. Соответственно все проблемы, присущие деятельности органов государственного финансового контроля, оказывают влияние также на эффективность государственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе.

Финансовый контроль представляет собой неотъемлемую составную часть финансовой деятельности государства. Сущность государственного финансового контроля состоит, во-первых, в том, что он является одним из важнейших направлений реализации контрольно-надзорной функции государства в области финансов (теоретико-правовой подход);
во-вторых, функцией государственного управления (управленческий подход); в-третьих, формой реализации контрольной функции финансов (финансово-правовой подход).[4]

Главная цель финансово-правового регулирования всех сфер финансовой деятельности УИС заключается в полноте и своевременности образования фондов денежных средств, а также в законности и рациональности их использования, что одновременно выступает главной целью финансового контроля. 

Финансовый контроль подразделяется на государственный, включающий в себя общегосударственный, вневедомственный, ведомственный, и негосударственный финансовый контроль, состоящий из внутрихозяйственного, муниципального, общественного и независимого финансового контроля (аудита). Кроме того, в зависимости от уровней бюджетной системы выделяется три уровня финансового контроля: федеральный уровень финансового контроля, региональный уровень финансового контроля, местный уровень финансового контроля. Также государственный финансовый контроль подразделяется на две обособленные подсистемы: внешний финансовый контроль, осуществляемый органами, созданными законодательными (представительными) органами государственной власти, и местного самоуправления, и внутренний финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления.

         Финансовый контроль подразделяется на несколько видов. В зависимости от времени проведения различают:

        - Предварительный финансовый контроль - проводится до со­вершения операций по образованию, распределению и исполь­зованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполне­нию документы, которые служат основанием для осуществле­ния финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансо­вых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. п.

       - Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансо­вых обязательств перед государством, получения и использова­ния денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).

       - Последующий финансовый контроль — это контроль, осу­ществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использова­ния предприятием или учреждением денежных средств и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Выделяют различные методы осуществления финансового контроля: в первую группу входят методы выявления нарушений, такие как: ревизия, проверка, обследование и экспертиза, а во вторую группу – методы реагирования. К ним относятся: а) предупреждение о возможности или неизбежности нарушений правовых норм; б) указание на обязательность устранения нарушенных правил, оказание практической помощи по устранению обнаруженных нарушений, недостатков; в) государственное принуждение в отношении субъектов, нарушивших правовые требования, либо в отношении субъектов, не выполнивших требования об устранении ранее обнаруженных нарушений; г) передача материалов в компетентный орган для привлечения виновных к предусмотренной законом ответственности.

Исследуя правовое регулирование ведомственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе, можно отметить, что формирование самостоятельной системы ведомственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе началось после ее передачи в ведение Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». Первоначально в Управлении бухгалтерского учета и отчетности ГУИН Минюста России в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 ноября 1998 г. № 1170-к было создано подразделение бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы, включающее в себя контрольно-ревизионный отдел. Самостоятельное, напрямую подчиняющееся начальнику ГУИН Минюста России контрольно-ревизионное подразделение, впервые в уголовно-исполнительной системе было образовано в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1276-к «О создании Управления ревизий и финансового контроля при Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации». На его базе в соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 12 июля 2005 г. № 645 «Об утверждении Положения о главной контрольно-ревизионной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний» была образована Главная контрольно-ревизионная инспекция (на правах управления), которая функционирует до настоящего времени.

Одним из важнейших звеньев в системе финансового и хозяйственного контроля являются: ревизии и проверки работы предприятий, организаций и учреждений любых организационно-правовых форм собственности.

Ревизия -  обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообраз­ности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Реви­зии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоох­ранительных.

В задачи ревизии входит выявление причин плохой работы и устранение недостатков, выявление злоупотреблений, нарушений и виновных в этом лиц.

 По организационному признаку они могут быть плановыми и вне­плановыми, комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные).

Наиболее    прогрессивной    формой   хозяйственного    контроля   являются документальные      ревизии     и,    прежде    всего    комплексные ревизии     производственной    и    финансово-хозяйственной    деятельности и организаций, где сочетаются и взаимно дополняют друг друга фактический и  документальный (финансовый) контроль. Обычно путем проверок выявляют излишки (недостачу) денежных средств, ценностей, а после этого обращаются к документам бухгалтерского учета.

В задачу документальной ревизии входит выявление внутренних резервов роста производительности труда, снижения производственных затрат, увеличения внутрипромышленных накоплений, усиление контроля за правильным расходованием материальных, денежных средств. 

Ревизии  и проверки имеют огромное значение для улучшения финансово-хозяйственной    деятельности    предприятий,    организаций.    С    их   помощью выявляются недостатки в работе, недостачи и хищения, изыскиваются скрытые резервы производства.

При  проведении документальных ревизий уделяется внимание проверке сохранности  денежных  средств,   материальных  ценностей,   бланков  строгой отчетности.    При   этом    особое    внимание    обращается   на   осуществление мероприятий по предотвращению порчи и потере материальных ценностей хищения денежных средств, своевременность проведения внезапных проверок, правильности    списания    с    баланса    материальных    ценностей    и    ведения бухгалтерского   учета и достоверность отчетных данных.

Для проведения комплексных   ревизий в состав ревизионной группы, помимо бухгалтеров-ревизоров, должны включаться специалисты, хорошо знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие производственной  и  финансово-хозяйственной деятельности.

Привлечение различных специалистов позволяет значительно расширить проверяемых  вопросов.   Основные  вопросы  проверки  при  проведении комплексной ревизии определяются исходя из анализа данных отчетности и других     источников,    характеризующих   работу   предприятия,    организации. Назначение специалистов для проверки производится с учетом задач ревизии.

При проведении комплексной ревизии нет необходимости, чтобы все члены ревизионной группы работали весь период до окончания ревизии. Привлеченные специалисты по  определенному кругу вопросов, убывают после окончания конкретных вопросов по плану ревизии.

Вместе  с тем для консультации, входе ревизии могут быть дополнительно привлечены работники   соответствующих   специальностей   как   вышестоящей организации так и других предприятий и организаций любых организационно-правовых форм, а также аудиторских служб.

Руководитель комплексной группы, приступая к ревизии, составляет план работы группы,   распределяет   между   членами   бригады   участки   проверки, устанавливает сроки ревизии.

При составлении рабочего плана ревизии руководитель группы должен определить, какие методы проверки группа будет использовать (инвентаризацию, встречные проверки, контрольные запуски сырья и материалов в производство).

По результатам целевых проверок   специалистами составляются отдельные акты справки.

Ревизия должна проводиться так,  чтобы не нарушать нормальный ход ревизуемого   предприятия,   организации,   учреждения.   Ревизоры   не вмешиваться  в  оперативную  деятельность  проверяемых  органов  и подменять должностных лиц в исполнении их обязанностей.

Общие результаты работы комплексной ревизионной группы оформляются в едином документе - акте ревизии.

В    случае    выявления    недостатков    в    работе,    нарушений,    фактов злоупотребления, составляется отдельный (промежуточный) акт с приложением необходимых объяснений должностных лиц. Эти акты, подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами. Они являются основанием для включения изложенных в них фактов в общий акт комплексной ревизии. Такой порядок   оформления   актов   проверок,   по   отдельным   вопросам   усиливает ответственность    членов   комплексной   ревизионной   группы   за   результаты осуществляемых им проверок (правильность, объективность).

Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей.

     Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности пред­приятия, организации, учреждения за определенный период.

      При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (на­пример, проверка командировочных расходов, работы по при­ему налоговых и страховых взносов).

Ведомственными нормативными актами и учетной политикой конкретного ведомства  устанавливаются сроки проведения ревизий на предприятиях, и учреждениях осуществляющих внебюджетную или бюджетную деятельность.

Плановые и внеплановые ревизии производятся внезапно, чтобы не дать  возможность скрыть от ревизующих допущенные нарушения и злоупотребления.

С целью всесторонней проверки не только финансовой, но и хозяйственной деятельности  предприятий и организаций осуществляющих производственную деятельность,  как правило, назначаются вышестоящими органами в подведомственных подразделениях комплексные ревизии с участием инженеров, нормировщиков и других специалистов, хорошо знающих организацию и технологию производства. Исследование всего комплекса финансовых и производственно-технических вопросов в их взаимосвязи способствует более правильной и обоснованной оценки результатов хозяйственной деятельности, облегчает вскрытие нарушений и недостатков в работе.

Бухгалтер-ревизор и проверяющие обязаны знать действующую нормативную базу всех уровней:

1. Федеральные законы по организации учета.

2. Приказы Минфина РФ.

3. Инструкции и методики по организации учета и контроля.

Они обязаны владеть современными методами ревизий, хорошо разбираться в организации бухгалтерского учета, проведения анализов производственно-хозяйственной деятельности. Используя методы анализа хозяйственной деятельности, проверяющие (ревизующие) могут более целеустремленно провести проверку, полнее выявлять недостатки в работе предприятия, превышение или не целевое расходование бюджетных ассигнований.

Обнаружив нарушения, требующие принятия срочных мер, ревизор обязан немедленно, до окончания ревизии, довести руководителю ревизуемого подразделения предложения и представить их на утверждение в свой вышестоящий орган, а при установлении преступления направляет материалы в правоохранительные органы.

При проведении ревизии проверяющие лица имеют право:

 -    проверять подлинные документы;

-         бухгалтерские записи, отчеты, сметы и планы;

 - осматривать помещения, в которых находятся материальные ценности, денежные средства;

-        проверять фактическое наличие имущества предприятия, организации;

-        требовать  от должностных и других лиц письменные  объяснения и справки по вопросам, требующим пояснения;

-        запрашивать иные учреждения, организации, если требуется проверить подлинность документов и достоверность хозяйственных операций;

-        в  необходимых    случаях    привлекать    экспертов,    специалистов    и технических работников.

Результаты ревизии отражаются в акте, который подписывается ревизором, руководителем,  главным бухгалтером ревизуемого предприятия, учреждения. При изъятии подлинных документов составляется акт. Объяснения лиц, допустивших  какие-либо  нарушения,  проверяются  непосредственно  по документам, хранящимся в бухгалтерии.

Методы документальных ревизий

При   проведении   документальных   ревизий,   в   том   числе   комплексных, используются следующие методы:

           - сплошные;

-  выборочные;

-  комбинированные.

При ревизиях и проверках исследуются (проверяются):

1.   первичные    документы    (табеля,    наряды,    товарно-транспортные накладные,  документы по кассе, выписки из банков и другие);

 2. регистры     бухгалтерского     учета     (журналы-ордера,      карточки аналитического учета и другие);

 3. оперативные  документы, находящиеся в бухгалтерии и других службах  организации  (материалы  инвентаризации,  карточки складского учета материалов,   личные   дела   по   учету   кадров,   договоры   на  получение материалов и  поставку готовой продукции  и др.).

Методы проверки  документов  -  это  приемы  и  способы  исследования действительности   с   соответствующими   сопоставлениями.   Они и определяются конкретными условиями и задачами ревизии.

Основным  методом является проверка первичных документов записей в регистрах бухгалтерского учета и отраженных в них хозяйственных операций. Документы  проверяются   в   том   порядке,   как   они   хранятся   (подшиты, переплетены) а    хозяйственные    операции    -    по    записям    в    регистрах бухгалтерского  учета.

1. При сплошной документальной ревизии проводится сплошная проверка документов, отраженных в учетных регистрах, что даёт возможность выявить недостатки в  их оформлении, и  в ряде случаев помогает   установить крупные злоупотребления, а также приемы и способы их сокрытия.

При исследовании документов применяются следующие способы:

-        просмотр документов для определения законности изложенных в них хозяйственных и финансовых операций и правильности их оформления;

-        счетные проверки;

-        исследования взаимосвязи одних документов с другими, их логическая связь (посредством анализа);

-        опрос лиц, подписавших первичные документы;

-        встречные проверки в других предприятиях, организациях, подлинных бухгалтерских   документов   выданных   ими.   Задача   такой   проверки документов     установить     их     достоверность

При  сплошной  проверке  следует     исследовать  наибольшее  количество документов разными способами.

2.  При    выборочном    методе    проверяется   лишь   часть   документов бухгалтерского учета.  Полнота охвата    проверки и способы ее проведения определяются программой ревизии.

Основная   цель   изучения  документов  состоит  в  том,  чтобы  тщательно проверить все   факты,   указывающие   на   возможность   хищения   и   другие злоупотребления.

В первую очередь сплошным способом проверяются документы по приходу  и расходу денежных средств. Ревизор определяет соответствие суммы расходов установленным нормативам (лимитам) и законность операций.

Выборочным   способом   (за   определенные   месяцы)   проводится   счетная проверка отдельных документов  (ведомостей  на зарплату,  спецификации к счетам, расход    материальных   ценностей   и   др.),   также   проверяется взаимосвязь одних   документов    с   другими   и   подлинность   документов, подтверждающих  записи в регистрах бухгалтерского учета.

При проведении   выборочной   проверки   рекомендуется   отобрать   (как минимум)  каждый из подшитых в бухгалтерии учетных документов (например, наряды на  заработную плату, путевые листы, и др.) или полностью   все   документы   за   1-2   месяца.   При   установлении выборочной проверкой фактов злоупотребления, проверяющий обязан провести сплошную  проверку всех документов, имеющих отношение к выявленному злоупотреблению, за период до предыдущей проверки, а в необходимых случаях и за более  продолжительный период.

Выборочная   проверка   учетных   документов   имеет   свои   недостатки   и преимущества.

Недостатки состоят в том, что всегда допускается погрешность (разница) между результатами выборочного и сплошного обследования документов за проверяемый период.

Преимущества состоят в том, что проверка осуществляется с меньшими затратами труда и позволяет получить данные характеризующие данное явление в целом. Однако следует помнить, что выборочная проверка неприменима, если проверяют документы, характеризующие кассовые, банковские операции, а также в случаях выявления злоупотреблений. В этих случаях осуществляется только сплошная проверка (исследование) бухгалтерских документов.



[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.10.2007. №1499 р.

[2] Пожарницкая О.В. Организационно-правовые проблемы преодоления кризисного состояния производственного сектора уголовно-исполнительной системы. - Изд. ТПУ. - 2009. - С. 26.

[3] См. Пожарницкая О.В. Организационно-правовые проблемы преодоления кризисного состояния производственного сектора уголовно-исполнительной системы. - Изд. ТПУ. - 2009. - С.29.

[4] Карпов Э.А. Государственно-финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе (финансово-правовой аспект). - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Изд. Владимирского юридического института ФСИН. - 2009. С. 8.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!