Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Экономика производства в ИУ"»

/ Общая экономика
Лекция, 

Оглавление

1.    Управление  производственно-хозяйственной, финансовой деятельностью предприятий ИУ в условиях рыночных отношений

2.1 Основы управления производством исправительных учреждений

2.1.1 Сущность, принципы и функции управления производством в ИУ

Очевидно, что причины нестабильного положения производственных подразделений УИС  кроются в неэффективном управлении.  Необходим комплекс мер по повышению эффективности производственной деятельности, в котором важное место должны занимать меры по повышению ценовой конкурентоспособности выпускаемой продукции. В этой связи первостепенное значение должно придаваться управлению производственным сектором УИС.

Управление — это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Цель управления предопределяет его задачи, которые яв­ляются конкретизацией цели и служат предпосылкой образования адекватных организационных структур и верного определения, наи­более действенных в данных условиях методов управления.

Под принципами управления подразделениями ИУ понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуются в управлении.

Принципы социального управления образуют систему, в ко­торой они, так или иначе, взаимосвязаны. Ввиду этого эффектив­ность управления достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности.

В системе принципов социального управления выделяются общие (основные, главные, фундаментальные) принципы управле­ния, которые имеют всеобщий характер и реализуются в социаль­ном управлении независимо от уровня и специфики сферы управ­ления. К числу общих принципов управления относятся: объектив­ность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность и дисциплина.

Наряду с общими принципами, действуют принципы, кото­рые относятся только к отдельным системам управления, сферам, отраслям или функциям. Примером таких принципов могут служить принципы подбора и расстановки кадров, относящиеся к кадровой функции. Рассмотрим общие принципы социального управления.

Объективность. Социальные процессы протекают в   соот­ветствии с объективными законами развития общества. Поэтому от субъекта управления требуются познание и умелое использование объективных закономерностей, учет реальных возможностей, фак­тического состояния производства. Эти требования и составляют суть принципа объективности.

Конкретность. Суть этого принципа состоит в осуществле­нии управления применительно к конкретным производственным обстоя­тельствам в исправительных учреждениях с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации, как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится.

Эффективность. Суть данного принципа заключается в том, чтобы достигнуть цели и задачи управления при наименьших затратах сил, средств и времени. Среди средств оптимизации управления производством в ИУ большое значение имеет избрание эффективных методов управленческого воздей­ствия, стимулирования, материальной заинтересованности, предо­ставления исполнителям простора для разумной инициативы и са­мостоятельности, установление ответственности за результаты своей работы.

Организация   работы   по  укреплению и развитию учебно-производственной     базы,     повышению     эффективности     использования оборудования  и  другой  техники,   экономии  материально-технических  и топливно-энергетических ресурсов.

 

Сочетание централизации и децентрализации.

Данный принцип представляет собой сочетание централизованного управления предприятиями вышестоящим управляющим органом с предоставлением  самостоятельности нижестоящих субъектов управления при осуществлении оперативных функций управления.

Например, центр трудовой адаптации осужденных или учебно-производственная (трудовая) мастерская являются структурными подразделениями   учреждений,   исполняющих   наказания,   и   реализуют требования     уголовно-исполнительного     законодательства     Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков с одной стороны, и с другой стороны деятельность ЦТА представляет собой инициативную       самостоятельную       производственную       деятельность (собственную производственную деятельность) Учреждения. 

Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством Российской Федерации. 

Планируемые трудовые, производственные и финансово-экономические показатели, а также отчеты об их исполнении в целом по деятельности Центров (Мастерских), входящих в состав Учреждений соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, направляются в Управление трудовой адаптации осужденных ФСИН России и утверждаются заместителем, директора ФСИН России, курирующим вопросы трудовой адаптации осужденных. 

Центр (Мастерская) Учреждения осуществляет свою деятельность на основании договоров, заключаемых Учреждением по линии деятельности Центра    (Мастерской)    с    другими    органами    и    учреждениями УИС, организациями любых организационно-правовых форм, а также физическими лицами[1].                                        

Единоначалие.

Управление в  органах, исполняющих наказания осуществляется на основе единоначалия. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого им органов (подразделения), однако это не исключает коллегиального обсуждения наиболее важных вопросов управления. В этих целях в органах, исполняющих наказания образуются коллегии, оперативные совещания и другие совещательные органы.

Центр (Мастерскую) Учреждения возглавляет начальник, который непосредственно   подчиняется   начальнику   Учреждения   и   является   его заместителем.

Начальник Центра (Мастерской) Учреждения и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности приказом территориального органа УИС.

Работа Центра (Мастерской) Учреждения организуется на основе планирования,  сочетания единоначалия в решении вопросов  служебной деятельности   и   коллегиальности   при    их    обсуждении,    персональной ответственности каждого его работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Решение   о   создании   или   ликвидации   Центра   (Мастерской) Учреждения, принимается начальником территориального органа УИС по представлению начальника Учреждения, в составе которого создается или ликвидируется Центр (Мастерская) Учреждения.

Законность и дисциплина.

Законность как принцип  управления предприятиями ИУ означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления законов и подзаконных нормативных актов.  С принципом законности тесно связана дисциплина.

Сущность дисциплины как принципа управления состоит в исполнении обязанностей, возложенных на систему управления, которые содержатся в нормах и правилах, установленных полномочными субъектами управления,  а также в исполнении индивидуальных предписаний (актов) субъектов управления теми, кому они адресованы. Соблюдение законности и дисциплины в уголовно-исполнительной системе особенно важно в силу возложенных на них правоохранительных функций.

Злоупотребление властью, служебным положением и со­вершение иных противоправных действий влекут для субъекта управления установленную законом ответственность. Невыполне­ние управленческих решений может служить основанием для при­влечения объекта управления к дисциплинарной или иной ответ­ственности.

Целенаправленные воздействия на управляемый объект, используемые для достижения желаемого конечного результата, являются функциями управления. Функции управления формируются при решении общих и специфических производственных задач.   

Для изучения сущности функций и для управленческой прак­тики существенное значение имеет классификация функций управ­ления. Однако в связи с тем, что нет четкого критерия такой класси­фикации, решение этой задачи производится неоднозначно. Наибо­лее распространенной является классификация функций по содер­жанию выполняемых работ. По этому признаку различаются общие функции управления, присущие всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям; специфические функции управления направлены на решение задач производственно-хозяйственного характера: текущее планирование производства, оплата труда, материально-техническое обеспечение и др.

Специальные функции управления для исправительных учреждений: изоляция и охрана осужденных; осуществление надзора за осужденными; проведение воспитательной работы; привитие    осужденным   необходимых   трудовых   навыков    и уважительного  отношения к труду,  создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда и др.

Общие функции управления.

К данной группе функций отно­сятся: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль.

Учет - это систематический сбор сведений данных о статике (структуре) и динамике (изменении) объекта управления, осу­ществляемый путем регистрации, сравнения и сопоставления кон­кретных фактов (параметров), характеризующих с количественной и качественной сторон состояние и развитие социальных процессов. Посредством учета производится обеспечение субъекта управления информацией о ходе достижения целей управления, реализации планов, управленческих решений, распоряжений и т.д.

Благодаря учету создается возможность осуществлять кон­троль за осужденными, привлеченными к  труду, повышать исполнительность и дисциплину, ответственность и действенность, а также во­время вносить соответствующие коррективы в процессы управле­ния.

Анализ. Данные, полученные в результате осуществления функций учета, подлежат анализу, под которым понимается позна­вательный вид деятельности по обработке и осмыслению инфор­мации, осуществляемый в целях глубокого изучения и понимания состояния объекта управления, объективной оценки этого состоя­ния, с тем, чтобы своевременно оказать на объект управления со­ответствующее управленческое воздействие.  Анализируются положи­тельные и отрицательные явления и их причинно-следственные связи, факторы, влияющие на эффективность управления. Благода­ря анализу достигается объективная оценка реальной действитель­ности.

Аналитическая работа в настоящее время должна стать неотъемлемым элементом управления производством ИУ. К сожалению, до сих пор значительная доля рабочего времени экономистов, плановиков уходит на сбор, подготовку и другую элементарную обработку планово-экономической информации. Анализ все еще занимает мало места в процессе производством и подготовке управленческих решений, а в результате снижаются качество и эффективность всей деятельности.

Анализ дает возможность правильно определить цель и вы­брать средства ее достижения. На основе результатов анализа осуществляется прогнозирование.

Прогнозирование - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта управления в будущем или путях и сроках достижения этих состояний. На практике прогноз - это доку­мент, фиксирующий возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий.

Для совершенствования информационного обеспечения управления производственно-хозяйственной деятельностью в ИУ необходимо использовать комплексные экспертные системы для анализа и прогнозирования деятельности в области сбыта и маркетинга, комплексного исследования рынка, оценки результатов внебюджетной деятельности, выявления проблем в управлении, анализа финансового положения, денежных потоков, дебиторской и кредиторской задолженности, имеющихся финансовых инструментов и др.

Прогнозирование выступает в качестве ступени предплано­вых разработок, выбора планового решения.

Планирование - это разработка общей концепции развития системы управления, обоснование конкретных заданий, сроков, целей и путей их реализации, то есть программы действий (мероприятий) на перспективный период.

Данная функция заключается в планировании учебно-производственной и финансово-экономической деятельности Центра (Мастерской) Учреждения и перспектив его развития с учетом необходимости создания дополнительного количества рабочих    и    учебных    мест    для    осужденных,    а    также    повышения потребительского спроса на производимую продукцию, выполняемые работы и    предоставляемые    услуги с    учетом    обеспечения    внутрисистемной потребности. Также в планировании, использования и учета доходов, получаемых в ФСИН России от осуществления разрешенной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Организация - суть ее заключается в разработке и осу­ществлении конкретных мер по реализации принятого решения. К их числу относятся: подбор исполнителей; доведение заданий и сроков их выполнения до каждого исполнителя; специальная подго­товка или переподготовка исполнителей для осуществления по­ставленных перед ними новых задач; выбор методов (способов) до­стижения поставленных целей; материальное, финансовое и иное обеспечение исполнителей. В конечном счете назначение органи­зации состоит в том, чтобы сформировать в системе управления та­кие организационные отношения, которые могли бы обеспечить до­стижение ее целей с минимальными затратами сил и средств.

В процессе решения организационных задач используются различные средства, которые выбираются с учетом особенностей объекта воздействия или процесса управления. К числу этих средств относятся нормативные акты (правила) и конкретные пред­писания, с помощью которых формируются и закрепляются необхо­димые для нормального функционирования системы управления ор­ганизационные отношения. Посредством нормирования устанавли­ваются также необходимые затраты материальных и трудовых ре­сурсов. Нормирование занимает особое место в системе организа­ционных средств, так как практически без нормирования невозмож­на действенная организация.

Например, организация  работы   Учреждения   по   обеспечению   занятости осужденных общественно-полезным трудом и созданию дополнительных рабочих мест.

Организация    профессиональной    подготовки    и    повышения профессиональной квалификации осужденных, производственного обучения их смежным профессиям в соответствии с потребностями производственно-хозяйственной деятельности Учреждения и с учетом перспективы  развития производства, а также потребностей рынков труда в рабочей силе.

Организация работы по привлечению инвестиционных ресурсов, поиску и размещению заказов на выпуск продукции с учетом экономической целесообразности и эффективной трудовой занятости осужденных.

Организация   участия   Учреждения   в   конкурсах   на   поставку  продукции для государственных и муниципальных нужд и обеспечение выполнения государственных и муниципальных заказов.

Организация материально-технического обеспечения собственной производственной деятельности Центра (Мастерской) Учреждения.

Регулирование - это действия, направленные на устано­вление, изменение или прекращение тех или иных управленческих отношений, складывающихся между участниками социального управления, на упорядочение их поведения. Благодаря регулирова­нию сохраняется установленная организация, поддерживаются су­ществующие связи между различными элементами системы управ­ления, своевременно ликвидируются возможные отклонения от про­граммы заданий в поведении объекта управления. С помощью регу­лирования осуществляется непосредственное оперативное управ­ление системой. Без регулирования невозможно целенаправленное поведение объекта управления в соответствии с намеченными це­лями.

Функция регулирования как раз и при­звана своевременно нейтрализовать и внешние, и внутренние воз­мущения или их адаптацию к существующей системе управления.

Регулирование систем управления осуществляется различ­ными способами, которые выбираются исходя из специфики объек­та управления. К их числу относятся правила, регламентирующие поведение объекта управления (органов, объединений и др.), инди­видуальные предписания, запреты и др. Необходимость в оперативно-техническом регулировании обусловлена исключительной подвижностью общественных систем управления, наличием в них массы возмущений внутреннего и внешнего порядка, зачастую незначительных, возникновением мас­сы текущих повседневных задач, связанных с течением управлен­ческих процессов. Ликвидация этих возмущений, решение текущих задач не требуют государственного вмешательства, каких-либо се­рьезных экономических мер, а осуществляются оперативно-техническими средствами.

Контроль - это действие, устанавливающее соответствие исполнения принятому решению путем сопоставления фактически достигнутых промежуточных или конечных результатов и задач (заданий), предусмотренных решением (планом).

Контролировать исполнение - отнюдь не значит только вы­являть недостатки и упущения в работе; важно анализировать лю­бые отклонения, как в сторону понижения, так и в сторону повыше­ния показателей; необходимо выявлять и положительный опыт с тем, чтобы поддерживать передовое, прогрессивное, создавать возможности для его широкого внедрения в практику. Цель контроля заключается не только в том, чтобы выявить нарушение или обна­ружить недостатки, но и в умении вовремя поправить, оказать прак­тическую помощь контролируемому.

Организационные формы и методы контроля предопреде­ляются структурой и процессом системы управления. Контроль наи­более эффективен тогда, когда он адекватен уровню организации и характеру деятельности контролируемого объекта, объективно оце­нивает работников по их практическим делам. Например, осуществление  контроля   за   работой    осужденных,   создание необходимых  условии  труда,   соответствующих  правилам   охраны  труда, техники безопасности и производственной санитарии

Общие и специфические  функ­ции существуют наряду и во взаимодействии друг с другом. В связи с этим недооценка той или иной функции, недобросовестное ее вы­полнение неминуемо отрицательно отражаются на всей системе функций и результатах управления. Развитие и совершенствование всех функций управления означают улучшение работы людей, свя­занных с управлением.

2.1.2 Методы управления производством  ИУ

 Методы управления производством ИУ представляют собой систему способов и приемов, с помощью которых реализуются цели, задачи и функций управления. Существование множества методов обусловлено сложностью процессов управления. Методы управления не исключают дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

Правильное понимание единства и взаимной связи методов управления, их классификация важны для познания сущности и условий более эффективного их использования.

Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального управления.

Вместе с тем в управленческой деятельности убеждением, принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов социального управления.

Вопрос о классификации этих методов в литературе решается неоднозначно. Выделяются экономические, организационно - административные, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Существуют и иные виды классификации.

В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных мето­дов. Так, в сфере управления производством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной сфере управления широко применяются социально-психологические методы. В управ­лении обороной преобладают административные методы.

В сфере управления органами, исполняющими наказание широкое применение имеют административные методы. Важную роль играют также социально-психологические  и экономические методы.

Выбор конкретных методов управления и их практическое применение обусловливаются рядом факторов субъективного и объ­ективного характера.

В управленческой практике органов, исполняющих наказания, так же как и в других системах управления, при выборе и использовании методов управления решаются следующие задачи: определение наиболее эффективных методов или оптимальной комбинации методов для решения управленческого дела, умелое применение вы­бранных методов в процессе управления.

Применение методов без учета изменяющихся объективных  условий и происходящих изменений в деятельности органов, исполняющих наказания ведет к шаблону и стереотипности в применении методов управления, а, следовательно, к снижению их действенности.

Рассмотрим подробнее каждый из методов управления производством ИУ.

Экономические методы управления

В основе организации производственной, учебно-производственной и хозяйственной деятельности   Центра   (Мастерской)   Учреждения лежат экономические отношения  с    другими    органами    и    учреждениями УИС, организациями любых организационно-правовых форм, физическими лицами, а также с работниками Центра   (Мастерской)   Учреждения.   

Экономические методы управления производством - это способы воздействия на производственно-хозяйственную деятельность с помощью  реали­зации требований экономических закономерностей. 

 К экономическим методам относятся все те методы, посред­ством которых осуществляется материальное стимулирование всего коллектива (сотрудников, вольнонаемных, начальствующего состава и в определенной степени осужденных), хозяйственная самостоятельность и др.

Применение экономических  методов управления требует действенной системы контроля их эффективности.

Известно, что по­вышение размера материального вознаграждения, особенно инди­видуального, если оно правильно выбрано, обычно обеспечивает желаемый результат.

Вместе с тем неправильное применение экономических  ме­тодов может привести к тому, что материальное вознаграждение не обеспечит достижение желаемого эффекта. Например, необоснованное материальное вознаграждение нередко приводит к отрицательным результатам, снижает силу мате­риального воздействия, размер премии ниже критического, как пра­вило, не оказывает стимулирующего влияния.

В органах и учреждениях, исполняющих наказания наиболее широко используются та­кие экономические методы, как материальное поощрение работников за достижение больших успехов в труде путем выдачи денежной премии, награждение ценным подарком, повышение должностного оклада.

Для оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности используют различные социально-экономические показатели, а именно: использовать такой показатель как размер доходов учреждения от внебюджетной деятельности.

Организационно-распорядительные (административные) методы

Правильное применение административных методов способствует четкой и слаженной работе в органах, повышает оперативность и гибкость управления органами. И, наоборот, недооценка роли административных методов влечет отрицательные последствия, затрудняет управление, ведет к утрате оперативности, к снижению дисциплины и организованности. От их умелого использования зависит эффективность деятельности органов, исполняющих наказания по выполне­нию возложенных на них задач и функций.

Особая роль административных методов управления в орга­нах, исполняющих наказания обусловлена спецификой сферы управления  внутренними делами государства, требующей широкого применения административных методов, непосредственного их действия.  Если результаты использования социально-психологических и экономиче­ских методов управления могут последовать не сразу вслед за их применением, то результаты использования административных ме­тодов нередко проявляются непосредственно, особенно при решении оперативных, текущих вопросов управления, присущих сфере исполнения уголовных наказаний.

Правильный выбор административных методов управления в деятельности органов, исполняющих наказания определяется: целями и ха­рактером задач, решаемых органами; организационными традиция­ми, сформировавшимися в коллективе органа или подразделения; сложившимся соотношением (взаимодействием) административных методов с социально - психологическими и экономическими метода­ми в коллективе.

Административные методы разнообразны. Они могут быть классифицированы по ряду оснований:

-        по форме выражения;

-        по юридическим свойствам;

-        по способу воздействия на поведение объ­ектов управления;

-        по форме предписания.

По форме выражения административные методы подразде­ляются  на: 

         -  административно-правовые;

         - административно-организационные (согласование, взаимодействие, координация, контроль и проверка, инспектирование, инструктирование и др.).

По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на:

-         обязывающие к совершению определенных действий;

-         уполномочивающие совершать деленные действия;

-         поощряющие совершение социально-полезных действий;

-         запрещающие совершение тех или иных дей­ствий.

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на:

-         категорические (императивные);

-         поручитель­ные;

-         рекомендательные;

-         диспозитивные.

Для успешной реализации целей и выполнения задач управ­ления необходимо наличие строгой дисциплины исполнения. Невы­полнение требований запретов и предписываемых действий или не­надлежащее выполнение служебных обязанностей ведет к привле­чению виновного работника к дисциплинарной ответственности, яв­ляющейся разновидностью административных методов управления.

Разновидностью административных методов управления являются также материальная ответственность работников органов, исполняющих наказания, состоящая в возмещении материального ущерба, причиненного неправомерными действиями, по решению управомоченного руководителя органа, исполняющего наказания в соответствии с действующими нормами права.

Все рассмотренные выше административные методы управления в той или иной степени используются в деятельности всех органов, отраслевых служб и аппаратов, а также подразделений орга­нов, исполняющих наказания.

Социально-психологические методы управления

Сущность социально-психологических методов управления производственно-хозяйственной деятельностью состоит в целенаправленном воздействии на взаимоотношения осужденных в трудовом коллективе,  привитии    осужденным   необходимых   трудовых   навыков    и уважительного  отношения к труду,  создании условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда.

 

1.2           Система планирования производственно-хозяйственной  деятельности ИУ

1.2.1    Особенности планирования производственно-хозяйственной  деятельности ИУ

 

 

Сущность планирования  производственно-хозяйственной деятельности ИУ в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Производственно-хозяйственная деятельность исправительных учреждений организуется в следующих формах:

1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;

2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;

3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов;

При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны:

1) обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации;

2) выполнять обязательства по заключенным ими договорам;

3) нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;

4) вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) предоставлять органам государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию.

Для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право:

1) осуществлять собственную производственную деятельность без дополнительной регистрации;

2) привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, иное имущество, в том числе имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), физических и юридических лиц;

3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд;

4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги[2].

Планирование в уголовно-исполнительной системе осуществляется исходя из единых требований по организации планирования оперативно-служебной, финансово-хозяйственной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний, подразделениях, непосредственно подчиненных  ФСИН России по федеральным округам, территориальных органах ФСИН России, учреждениях и организациях, непосредственно им подчиненных.

Организация планирования производственной деятельности возлагается на начальников подразделений, которые несут ответственность за качество подготовки планов и предложений к ним, полноту и своевременность реализации запланированных мероприятий.

Результаты выполнения планов подводятся по завершении планируемого периода, как правило, при подведении итогов работы структурного подразделения.

При планировании производственной деятельности необходимо учитывать ряд особенностей бюджетных учреждений, в том числе и исправительных учреждений ФСИН России, исходя из организационно-правовой формы:

-    имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;

-        как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;

-        деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета;

-        бюджетным учреждениям, основная деятельность которых направлена на достижение социальных, культурных, образовательных, научных целей, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ, учредительными документами может быть предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы;

-        если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения;

-        согласно п. 16 ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, могут осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения их жизнедеятельности и привлечения осужденных к труду;

-        учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, переданное им в оперативное управление, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом;

-        виды деятельности ЦТАО и ПМ должны осуществляться в соответствии с генеральным разрешением, выданным казначейством и положением учреждения. В рамках учредительных документов учреждения должны быть определены конкретные виды предпринимательской деятельности. Именно в рамках устава должно быть определено, по каким критериям разграничить работы, выполняемые учреждением за счет средств федерального бюджета, а какие он вправе осуществлять на платной основе.

Так же необходимо учесть, что пункты, включенные в Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности (далее Генеральное разрешение), могут распространяться на то или иное конкретное учреждение только в том случае, если вид, приносящий доход деятельности, указанный в Генеральном разрешении, нашел свое отражение в уставе этого учреждения.

При организации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности необходимо строго руководствоваться нормами и правилами планирования, использования и учета доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Так, например, к основным функциям  Центра трудовой адаптации  в частности относятся:

1.      Планирование учебно-производственной и финансово-экономической деятельности Центра (Мастерской) Учреждения и перспектив его развития с учетом необходимости создания дополнительного количества рабочих и учебных мест для осужденных, а также повышения потребительского спроса на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги с учетом обеспечения внутрисистемной потребности.

2.    Разработка плановых показателей деятельности Центра (Мастерской) Учреждения и согласование их с начальником Учреждения.

3.        Подготовка предложений и организация освоения и выпуска конкурентоспособной продукции, работ по совершенствованию технологии производства, повышению качества изделий, внедрению передового опыта.

Исходя из специфики производственно-хозяйственной деятельности ИУ определен перечень показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации (унитарные предприятия УИС), разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2001 г. N 543 "О внесении дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23 и от 16 марта 2000 г. N 234"[3] с учетом особенностей деятельности этих предприятий, определенных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации  и Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"[4]и методикой рейтинговой оценки деятельности учреждений УИС, которая была утверждена Приказом ФСИН России от 15 апреля 2005 г.   № 262.

Определение утверждаемых величин показателей экономической эффективности деятельности предприятий УИС, с учетом особенностей их деятельности, осуществляется территориальными органами уголовно-исполнительной системы и управлениями исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности по согласованию с центральным органом управления уголовно-исполнительной системы ежегодно до начала отчетного года на основании:

а) представляемых руководителями предприятий УИС программ (планов) деятельности унитарных предприятий,  содержащих в том числе предложения по величине указанных показателей на отчетный год, а также иной отчетности;

б) иных информационных ресурсов.

Определение фактически достигнутых за отчетный период величин показателей экономической эффективности деятельности предприятий УИС осуществляется руководителями данных предприятий ежеквартально в соответствии с установленной ведомственной статистической отчетностью. Для предприятий УИС определяются утверждаемые и фактически достигнутые величины следующих показателей экономической эффективности:

·       заработная плата осужденных на 1 отработанный человеко-день (в руб.);

·       отношение неработающих из-за не предоставления работы осужденных к списочной численности осужденных, содержащихся в учреждениях (в  %);

·       вывод осужденных на оплачиваемые работы;

·       объем выпуска товарной продукции (в тыс. руб.);

·       размер доходов учреждения от внебюджетной деятельности.

Конечно же, нельзя забывать, что производственная деятельность исправительных учреждений в первую очередь направлена на решение социальных задач, связанных с подготовкой человека к нормальной жизни и работе после освобождения. Основными задачами,  которой являются:

- организация трудового воспитания осужденных, привлечение их к оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах;

- восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков, необходимых осужденным для последующей скорейшей адаптации в обществе;

- организация упреждающего профессионального обучения осужденных специальностям, потребность в которых испытывают региональные рынки труда;

- проведение трудовой терапии для осужденных, страдающих психическими расстройствами, инвалидов и ограниченно трудоспособных.

Поэтому производственное планирование, отражая необходимость эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, подчинено главной задачи, стоящей перед учреждениями уголовно-исполнительной системы, - трудовой адаптации осужденных.

 

 

2.2.2 Система планов на предприятиях ИУ и их взаимосвязь

 

Существуют различные виды планов, разрабатываемые в уголовно-исполнительной системе, в частности:

- ежегодный план и основные показатели деятельности ФСИН России на год;

- план и график проведения документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ФСИН России;

- план оказания практической помощи территориальным органам ФСИН России, имеющим низкие показатели в оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности и др.

В производственном планировании на предприятиях ИУ общепризнано выделять  две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия ИУ в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Основой для разработки текущего технико-экономического плана являются:

- лимит наполнения ИУ и численность трудоспособных осужденных в колонии;

- план вывода осужденных на оплачиваемые работы;

-  план по государственным заказам;

- спрос на продукцию и предполагаемый объем ее реализации;

- технико-экономические нормы и нормативы, и их изменения в течение планируемого периода.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

Главная задача текущего планирования - разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: по сырью, производства, по труду, движения запасов готовой продукции, сметы расходов.

Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач. Например, календарные планы производства составляют на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа.

Основная форма текущего планирования - техэкономплан.

Техэкономплан представляет собой набор таблиц, взаимосвязанных между собой методологией экономических расчетов. Годовые показатели даются  в поквартальном разрезе, а квартальные – в помесячном. Техэкономплан корректируется по мере необходимости.

Основные задачи техэкономплана:

- выполнение детальных расчетов себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с   имеющимся портфелем заказов;

- сделать обоснование производственной программы производственными мощностями, выявить «узкие» места и незагруженное технологическое оборудование;

- рассчитать трудоемкость производственной программы, численность осужденных, фонд оплаты труда;

- определить потребность в материальных ресурсах на производственную программу.

 Основные разделы:

1.    План по производству продукции, работ, услуг и использованию производственной мощности (производственная программа).

2.    План по труду и заработной плате.

3.    План материально-технического обеспечения.

4.    План  по себестоимости  и рентабельности производства.

5.    Финансовый план.

Неотъемлемой частью техэкономплана является заключительная сводная таблица основных показателей с наиболее полными сопоставимыми данными.

 План по производству продукции, работ, услуг и использованию производственной мощности (производственная программа).

В годовом плане производства содержится  взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;

- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;

- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств.

План производства и реализации продукции включает планирование производства продукции в натуральном выражении, производство продукции в стоимостном выражении, объема реализации продукции, показателей качества выпускаемых изделий, обоснование плана производства показателями использования производственных мощностей и основных фондов.

         Объем производства предприятия в стоимостном выражении характеризуется показателями: товарной, реализуемой, валовой и нормативно – чистой продукции.

Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются:

         а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации;

         б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям (частичная обработка деталей и т. д.);

         в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации.

         г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции не включается.

         Объем товарной продукции планируют в стоимостном выражении по действующим оптовым ценам и нормативу чистой продукции по каждой номенклатурной позиции и определяют по формулам:

         Для каждого вида изделия или услуг

,                                                                  (4.1)

         а по всему объему товарной продукции

 , руб/год,                                  (4.2)

где - товар продукции по i-му изделию, полуфабрикат;

       - объем производства продукции i-го наименования в натуральном выражении, шт, т, м;

       - оптовая цена i-го вида продукции, полуфабрикатов, руб.;

        n – номенклатура изготавливаемых изделий и полуфабрикатов для реализации на сторону;

        - стоимость производственных услуг сторонним организациям и капитальное строительство, руб.;

        - затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств.

         Реализуемая продукция в отличие от товарной включает продукцию, поставленную потребителем и оплаченную по счетам.

         В плане объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям.

         При расчете объема реализуемой продукции учитывают изменение остатков готовой продукции на складе и стадии реализации на начало  и конец  планируемого периода по формуле

.                                                (4.3)

         Объем реализуемой продукции определяется по действующим оптовым ценам предприятия и нормативу чистой продукции.

         Состав и объем товарной и реализуемой продукции на один и тот же период разделяется, так как последняя не учитывает складских остатков или продукцию, находящуюся в стадии реализации (товаропродвижении, транспортировки и расчетах).

Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, незаконченная в изготовлении продукция, находящаяся на различных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке.

В состав незавершенной продукции входят заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, в контрольных пунктах, в цеховых кладовых, на сборке и испытаниях, а также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.

Материалы, заготовки и полуфабрикаты, полученные от поставщиков, если даже они завезены в цех, не включаются в незавершенное производство до тех пор, пока они не запущены в обработку на данном предприятии.

Незавершенное производство (заделы) – необходимое условие обеспечения непрерывности и ритмичности работы производства. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства.

На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает существенных изменений и в плане не учитывается.

В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства уровень незавершенного производства на конец планируемого периода  зависит от среднедневного выпуска продукции  планируемого в последующем периоде и производственного цикла изготовления продукции.

В стоимостной форме планируемая величина незавершенного производства на конец периода определяется по формуле

,                                         (4.4)

где  – себестоимость изделия;

       – коэффициент, учитывающий соотношение цены и себестоимости;

       – коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Этот коэффициент определяется отношением себестоимости изделия в незавершенном производстве  к себестоимости готового изделия  по формуле

.                                                            (4.5)

Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе и которые подлежат доработке в других цехах предприятия.

Валовой называется продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции входят товарная продукция и изменения остатков незаконченной продукции, полуфабрикатов, остатков незавершенного производства и запчастей к оборудованию своего производства.

,                                         (4.9)

где - остаток незавершенного производства на конец планового периода;

       - остаток незавершенного производства на начало планового периода.

Производственная программа содержит детализированное номенклатурно-количественное задание, вытекающее из плана производства предприятия. См. ТАБЛ

Анализ выполнения производственной программы заключается в выполнении объема производства по его основным показателям (объем реализованной и товарной продукции, НЧП, незавершенное производство, ритмичность выпуска).

            В плане по труду и заработной плате предусматривается: уровень производительности, численность и фонд заработной платы, средняя заработная плата осужденных.

          Численность работающих на предприятиях исправительных учреждений определяется как вольнонаемным работникам, так и по осужденным[5]. В этом заключается специфическая особенность плана по труду и заработной плате предприятий исправительных учреждений.

          Одновременно  с разработкой плана по труду и заработной плате, составляют план по трудовому использованию осужденных, который содержит следующие показатели:

- численность сдельщиков;

- средний процент выполнения норм выработки;

- количество человеко-дней;

- заработная плата осужденного на один человека-день.

Исходной базой разработки плана по труду и заработной плате является производственная программа, с учетом которой планируются численность и фонд заработной платы.

План материально-технического снабжения определяет потребность в материальных ресурсах для нужд собственного производства.

Разрабатывается в соответствии с производственной программой, с учетом обеспечения бесперебойного производства. Он составляется на год, с поквартальной разбивкой с учетом имеющейся номенклатуры изготовляемой продукции. В этом же разделе составляется план реализации продукции с выделением поставок продукции на государственные нужды.

План  по себестоимости  и рентабельности производства.

Себестоимость товарной продукции является важнейшим качественным показателем работы и выражает в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Этот раздел техэкономплана включает смету затрат но производство, расчет товарной продукции, калькуляцию себестоимости товарной продукции.

Смета затрат на производство составляется с целью установления финансовых нормативов и увязки с другими разделами техэкономплана.

Смета затрат разрабатывается по единой номенклатуре однородных экономических элементов. Состав затрат предприятия конкретной отрасли определяется в соответствии с Типовыми рекомендациями по учету и калькулированию себестоимости в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, обществ, питании и в других отраслях, разрабатываемыми министерствами (ведомствами) по согласованию с Минфином РФ.

Расчет затрат, относимых на себестоимость продукции для целей исчисления налога на прибыль осуществляется в соответствии с гл. 25 НК РФ. В состав затрат включают расходы на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), управление и сбыт продукции (не входят в состав затрат на производство расходы по капитальным вложениям, на освоение новых видов продукции, непроизводственные расходы).

Группировка затрат в смете осуществляется  по экономическим элементам: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо, запасные части и прочее); затраты на оплату труда (заработная плата, выплаты в виде выслуги лет, резерв на оплату отпусков); отчисления в социальные фонды; амортизационные отчисления (по основным средствам (фондам), прочие затраты (оплата услуг сторонних организаций, хозяйственные расходы, расходы по рекламе и сбыту продукции и др.).

Себестоимость товарной продукции должна соответствовать себестоимости отдельных видов изделий, установленных в плановых калькуляциях, помноженной на количество изделий, установленных производственной программой.

 В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции выделяют следующие ее виды:

цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризует затраты цеха на изготовление продукции;

– производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;

полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

          Рентабельность - показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

где     Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных  и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов): 

где     П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия  в целом. 

          В исправительных учреждениях рентабельность нельзя противопоставлять главным социальным задачам учреждения.

Но крайне ограниченные финансовые возможности УИС не позволяют обновить и модернизировать материально-техническую базу центров трудовой адаптации осужденных и мастерских исправительных учреждений (износ зданий и сооружений составляет 62,2%, машин и оборудования – 72,5%).

В этих условиях исполнение требований действующего уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении к труду всех трудоспособных осужденных неизбежно повлечет за собой убыточность собственной производственной деятельности исправительных учреждений, рост кредиторской задолженности.

Безусловно, главным источником работы в исправительных учреждениях остаются государственные заказы. Но и размещение заказов предприятий и организаций может быть успешным. Вынуждать это делать административно - себе во вред, а стимулировать вполне реально. К примеру, в части прибыли, направляемой на модернизацию оборудования в ИУ.

В этой связи исправительные учреждения вправе рассчитывать на то, что и порядок налогообложения их собственной производственной деятельности будет аналогичен порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для образовательных учреждений начального профобразования и лечебно-производственных мастерских при противотуберкулезных, психиатрических учреждениях, а также учреждениях соцзащиты или социальной реабилитации населения.

Финансовый план.

Финансовый план предприятий ИУ составляется в виде баланса доходов и расходов на основе а) плана произ­водства и реализации продукции; б) календарного плана плате­жей в бюджет и внебюджетные фонды; в) заключенных ИУ договоров (аренды, хозяйст­венных договоров); г) приказов начальника учреждения, связанных с возмещени­ем затрат, премированием, возмещением ущерба и т.д.

В ходе подготовки и разработки техэкономплана предприятиях ИУ осуществляется:

- проведение всестороннего анализа производственно-хозяйственной деятельности ИУ, использования основных фондов, производственных мощностей, организации производства;

- анализ номенклатуры и качества продукции конкурирующих предприятий;

- разработка мероприятий по освоению новой продукции, с учетом спроса и предложения на нее.



[1] Приказ  Минюста России от 01 апреля 2008 г.                                                                    №  80 Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы

 

[2] Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 19.06.2007) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

 

[3] Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 31, ст. 3296

[4] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1316

[5] См. приказ Минюста России от 27.11.07 №228

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!