Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Управление производственно-хозяйственной, финансовой деятельностью предприятий ИУ в условиях рыночных отношений
2.1 Основы управления производством исправительных учреждений
2.1.1 Сущность, принципы и функции управления производством в ИУ
Очевидно, что причины нестабильного положения производственных подразделений УИС кроются в неэффективном управлении. Необходим комплекс мер по повышению эффективности производственной деятельности, в котором важное место должны занимать меры по повышению ценовой конкурентоспособности выпускаемой продукции. В этой связи первостепенное значение должно придаваться управлению производственным сектором УИС.
Управление — это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.
Цель управления предопределяет его задачи, которые являются конкретизацией цели и служат предпосылкой образования адекватных организационных структур и верного определения, наиболее действенных в данных условиях методов управления.
Под принципами управления подразделениями ИУ понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуются в управлении.
Принципы социального управления образуют систему, в которой они, так или иначе, взаимосвязаны. Ввиду этого эффективность управления достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности.
В системе принципов социального управления выделяются общие (основные, главные, фундаментальные) принципы управления, которые имеют всеобщий характер и реализуются в социальном управлении независимо от уровня и специфики сферы управления. К числу общих принципов управления относятся: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность и дисциплина.
Наряду с общими принципами, действуют принципы, которые относятся только к отдельным системам управления, сферам, отраслям или функциям. Примером таких принципов могут служить принципы подбора и расстановки кадров, относящиеся к кадровой функции. Рассмотрим общие принципы социального управления.
Объективность. Социальные процессы протекают в соответствии с объективными законами развития общества. Поэтому от субъекта управления требуются познание и умелое использование объективных закономерностей, учет реальных возможностей, фактического состояния производства. Эти требования и составляют суть принципа объективности.
Конкретность. Суть этого принципа состоит в осуществлении управления применительно к конкретным производственным обстоятельствам в исправительных учреждениях с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации, как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится.
Эффективность. Суть данного принципа заключается в том, чтобы достигнуть цели и задачи управления при наименьших затратах сил, средств и времени. Среди средств оптимизации управления производством в ИУ большое значение имеет избрание эффективных методов управленческого воздействия, стимулирования, материальной заинтересованности, предоставления исполнителям простора для разумной инициативы и самостоятельности, установление ответственности за результаты своей работы.
Организация работы по укреплению и развитию учебно-производственной базы, повышению эффективности использования оборудования и другой техники, экономии материально-технических и топливно-энергетических ресурсов.
Сочетание централизации и децентрализации.
Данный принцип представляет собой сочетание централизованного управления предприятиями вышестоящим управляющим органом с предоставлением самостоятельности нижестоящих субъектов управления при осуществлении оперативных функций управления.
Например, центр трудовой адаптации осужденных или учебно-производственная (трудовая) мастерская являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков с одной стороны, и с другой стороны деятельность ЦТА представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) Учреждения.
Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством Российской Федерации.
Планируемые трудовые, производственные и финансово-экономические показатели, а также отчеты об их исполнении в целом по деятельности Центров (Мастерских), входящих в состав Учреждений соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, направляются в Управление трудовой адаптации осужденных ФСИН России и утверждаются заместителем, директора ФСИН России, курирующим вопросы трудовой адаптации осужденных.
Центр (Мастерская) Учреждения осуществляет свою деятельность на основании договоров, заключаемых Учреждением по линии деятельности Центра (Мастерской) с другими органами и учреждениями УИС, организациями любых организационно-правовых форм, а также физическими лицами[1].
Единоначалие.
Управление в органах, исполняющих наказания осуществляется на основе единоначалия. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого им органов (подразделения), однако это не исключает коллегиального обсуждения наиболее важных вопросов управления. В этих целях в органах, исполняющих наказания образуются коллегии, оперативные совещания и другие совещательные органы.
Центр (Мастерскую) Учреждения возглавляет начальник, который непосредственно подчиняется начальнику Учреждения и является его заместителем.
Начальник Центра (Мастерской) Учреждения и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности приказом территориального органа УИС.
Работа Центра (Мастерской) Учреждения организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого его работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.
Решение о создании или ликвидации Центра (Мастерской) Учреждения, принимается начальником территориального органа УИС по представлению начальника Учреждения, в составе которого создается или ликвидируется Центр (Мастерская) Учреждения.
Законность и дисциплина.
Законность как принцип управления предприятиями ИУ означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления законов и подзаконных нормативных актов. С принципом законности тесно связана дисциплина.
Сущность дисциплины как принципа управления состоит в исполнении обязанностей, возложенных на систему управления, которые содержатся в нормах и правилах, установленных полномочными субъектами управления, а также в исполнении индивидуальных предписаний (актов) субъектов управления теми, кому они адресованы. Соблюдение законности и дисциплины в уголовно-исполнительной системе особенно важно в силу возложенных на них правоохранительных функций.
Злоупотребление властью, служебным положением и совершение иных противоправных действий влекут для субъекта управления установленную законом ответственность. Невыполнение управленческих решений может служить основанием для привлечения объекта управления к дисциплинарной или иной ответственности.
Целенаправленные воздействия на управляемый объект, используемые для достижения желаемого конечного результата, являются функциями управления. Функции управления формируются при решении общих и специфических производственных задач.
Для изучения сущности функций и для управленческой практики существенное значение имеет классификация функций управления. Однако в связи с тем, что нет четкого критерия такой классификации, решение этой задачи производится неоднозначно. Наиболее распространенной является классификация функций по содержанию выполняемых работ. По этому признаку различаются общие функции управления, присущие всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям; специфические функции управления направлены на решение задач производственно-хозяйственного характера: текущее планирование производства, оплата труда, материально-техническое обеспечение и др.
Специальные функции управления для исправительных учреждений: изоляция и охрана осужденных; осуществление надзора за осужденными; проведение воспитательной работы; привитие осужденным необходимых трудовых навыков и уважительного отношения к труду, создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда и др.
Общие функции управления.
К данной группе функций относятся: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль.
Учет - это систематический сбор сведений данных о статике (структуре) и динамике (изменении) объекта управления, осуществляемый путем регистрации, сравнения и сопоставления конкретных фактов (параметров), характеризующих с количественной и качественной сторон состояние и развитие социальных процессов. Посредством учета производится обеспечение субъекта управления информацией о ходе достижения целей управления, реализации планов, управленческих решений, распоряжений и т.д.
Благодаря учету создается возможность осуществлять контроль за осужденными, привлеченными к труду, повышать исполнительность и дисциплину, ответственность и действенность, а также вовремя вносить соответствующие коррективы в процессы управления.
Анализ. Данные, полученные в результате осуществления функций учета, подлежат анализу, под которым понимается познавательный вид деятельности по обработке и осмыслению информации, осуществляемый в целях глубокого изучения и понимания состояния объекта управления, объективной оценки этого состояния, с тем, чтобы своевременно оказать на объект управления соответствующее управленческое воздействие. Анализируются положительные и отрицательные явления и их причинно-следственные связи, факторы, влияющие на эффективность управления. Благодаря анализу достигается объективная оценка реальной действительности.
Аналитическая работа в настоящее время должна стать неотъемлемым элементом управления производством ИУ. К сожалению, до сих пор значительная доля рабочего времени экономистов, плановиков уходит на сбор, подготовку и другую элементарную обработку планово-экономической информации. Анализ все еще занимает мало места в процессе производством и подготовке управленческих решений, а в результате снижаются качество и эффективность всей деятельности.
Анализ дает возможность правильно определить цель и выбрать средства ее достижения. На основе результатов анализа осуществляется прогнозирование.
Прогнозирование - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта управления в будущем или путях и сроках достижения этих состояний. На практике прогноз - это документ, фиксирующий возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий.
Для совершенствования информационного обеспечения управления производственно-хозяйственной деятельностью в ИУ необходимо использовать комплексные экспертные системы для анализа и прогнозирования деятельности в области сбыта и маркетинга, комплексного исследования рынка, оценки результатов внебюджетной деятельности, выявления проблем в управлении, анализа финансового положения, денежных потоков, дебиторской и кредиторской задолженности, имеющихся финансовых инструментов и др.
Прогнозирование выступает в качестве ступени предплановых разработок, выбора планового решения.
Планирование - это разработка общей концепции развития системы управления, обоснование конкретных заданий, сроков, целей и путей их реализации, то есть программы действий (мероприятий) на перспективный период.
Данная функция заключается в планировании учебно-производственной и финансово-экономической деятельности Центра (Мастерской) Учреждения и перспектив его развития с учетом необходимости создания дополнительного количества рабочих и учебных мест для осужденных, а также повышения потребительского спроса на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги с учетом обеспечения внутрисистемной потребности. Также в планировании, использования и учета доходов, получаемых в ФСИН России от осуществления разрешенной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
Организация - суть ее заключается в разработке и осуществлении конкретных мер по реализации принятого решения. К их числу относятся: подбор исполнителей; доведение заданий и сроков их выполнения до каждого исполнителя; специальная подготовка или переподготовка исполнителей для осуществления поставленных перед ними новых задач; выбор методов (способов) достижения поставленных целей; материальное, финансовое и иное обеспечение исполнителей. В конечном счете назначение организации состоит в том, чтобы сформировать в системе управления такие организационные отношения, которые могли бы обеспечить достижение ее целей с минимальными затратами сил и средств.
В процессе решения организационных задач используются различные средства, которые выбираются с учетом особенностей объекта воздействия или процесса управления. К числу этих средств относятся нормативные акты (правила) и конкретные предписания, с помощью которых формируются и закрепляются необходимые для нормального функционирования системы управления организационные отношения. Посредством нормирования устанавливаются также необходимые затраты материальных и трудовых ресурсов. Нормирование занимает особое место в системе организационных средств, так как практически без нормирования невозможна действенная организация.
Например, организация работы Учреждения по обеспечению занятости осужденных общественно-полезным трудом и созданию дополнительных рабочих мест.
Организация профессиональной подготовки и повышения профессиональной квалификации осужденных, производственного обучения их смежным профессиям в соответствии с потребностями производственно-хозяйственной деятельности Учреждения и с учетом перспективы развития производства, а также потребностей рынков труда в рабочей силе.
Организация работы по привлечению инвестиционных ресурсов, поиску и размещению заказов на выпуск продукции с учетом экономической целесообразности и эффективной трудовой занятости осужденных.
Организация участия Учреждения в конкурсах на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд и обеспечение выполнения государственных и муниципальных заказов.
Организация материально-технического обеспечения собственной производственной деятельности Центра (Мастерской) Учреждения.
Регулирование - это действия, направленные на установление, изменение или прекращение тех или иных управленческих отношений, складывающихся между участниками социального управления, на упорядочение их поведения. Благодаря регулированию сохраняется установленная организация, поддерживаются существующие связи между различными элементами системы управления, своевременно ликвидируются возможные отклонения от программы заданий в поведении объекта управления. С помощью регулирования осуществляется непосредственное оперативное управление системой. Без регулирования невозможно целенаправленное поведение объекта управления в соответствии с намеченными целями.
Функция регулирования как раз и призвана своевременно нейтрализовать и внешние, и внутренние возмущения или их адаптацию к существующей системе управления.
Регулирование систем управления осуществляется различными способами, которые выбираются исходя из специфики объекта управления. К их числу относятся правила, регламентирующие поведение объекта управления (органов, объединений и др.), индивидуальные предписания, запреты и др. Необходимость в оперативно-техническом регулировании обусловлена исключительной подвижностью общественных систем управления, наличием в них массы возмущений внутреннего и внешнего порядка, зачастую незначительных, возникновением массы текущих повседневных задач, связанных с течением управленческих процессов. Ликвидация этих возмущений, решение текущих задач не требуют государственного вмешательства, каких-либо серьезных экономических мер, а осуществляются оперативно-техническими средствами.
Контроль - это действие, устанавливающее соответствие исполнения принятому решению путем сопоставления фактически достигнутых промежуточных или конечных результатов и задач (заданий), предусмотренных решением (планом).
Контролировать исполнение - отнюдь не значит только выявлять недостатки и упущения в работе; важно анализировать любые отклонения, как в сторону понижения, так и в сторону повышения показателей; необходимо выявлять и положительный опыт с тем, чтобы поддерживать передовое, прогрессивное, создавать возможности для его широкого внедрения в практику. Цель контроля заключается не только в том, чтобы выявить нарушение или обнаружить недостатки, но и в умении вовремя поправить, оказать практическую помощь контролируемому.
Организационные формы и методы контроля предопределяются структурой и процессом системы управления. Контроль наиболее эффективен тогда, когда он адекватен уровню организации и характеру деятельности контролируемого объекта, объективно оценивает работников по их практическим делам. Например, осуществление контроля за работой осужденных, создание необходимых условии труда, соответствующих правилам охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии
Общие и специфические функции существуют наряду и во взаимодействии друг с другом. В связи с этим недооценка той или иной функции, недобросовестное ее выполнение неминуемо отрицательно отражаются на всей системе функций и результатах управления. Развитие и совершенствование всех функций управления означают улучшение работы людей, связанных с управлением.
2.1.2 Методы управления производством ИУ
Методы управления производством ИУ представляют собой систему способов и приемов, с помощью которых реализуются цели, задачи и функций управления. Существование множества методов обусловлено сложностью процессов управления. Методы управления не исключают дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.
Правильное понимание единства и взаимной связи методов управления, их классификация важны для познания сущности и условий более эффективного их использования.
Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального управления.
Вместе с тем в управленческой деятельности убеждением, принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов социального управления.
Вопрос о классификации этих методов в литературе решается неоднозначно. Выделяются экономические, организационно - административные, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Существуют и иные виды классификации.
В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере управления производством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной сфере управления широко применяются социально-психологические методы. В управлении обороной преобладают административные методы.
В сфере управления органами, исполняющими наказание широкое применение имеют административные методы. Важную роль играют также социально-психологические и экономические методы.
Выбор конкретных методов управления и их практическое применение обусловливаются рядом факторов субъективного и объективного характера.
В управленческой практике органов, исполняющих наказания, так же как и в других системах управления, при выборе и использовании методов управления решаются следующие задачи: определение наиболее эффективных методов или оптимальной комбинации методов для решения управленческого дела, умелое применение выбранных методов в процессе управления.
Применение методов без учета изменяющихся объективных условий и происходящих изменений в деятельности органов, исполняющих наказания ведет к шаблону и стереотипности в применении методов управления, а, следовательно, к снижению их действенности.
Рассмотрим подробнее каждый из методов управления производством ИУ.
Экономические методы управления
В основе организации производственной, учебно-производственной и хозяйственной деятельности Центра (Мастерской) Учреждения лежат экономические отношения с другими органами и учреждениями УИС, организациями любых организационно-правовых форм, физическими лицами, а также с работниками Центра (Мастерской) Учреждения.
Экономические методы управления производством - это способы воздействия на производственно-хозяйственную деятельность с помощью реализации требований экономических закономерностей.
К экономическим методам относятся все те методы, посредством которых осуществляется материальное стимулирование всего коллектива (сотрудников, вольнонаемных, начальствующего состава и в определенной степени осужденных), хозяйственная самостоятельность и др.
Применение экономических методов управления требует действенной системы контроля их эффективности.
Известно, что повышение размера материального вознаграждения, особенно индивидуального, если оно правильно выбрано, обычно обеспечивает желаемый результат.
Вместе с тем неправильное применение экономических методов может привести к тому, что материальное вознаграждение не обеспечит достижение желаемого эффекта. Например, необоснованное материальное вознаграждение нередко приводит к отрицательным результатам, снижает силу материального воздействия, размер премии ниже критического, как правило, не оказывает стимулирующего влияния.
В органах и учреждениях, исполняющих наказания наиболее широко используются такие экономические методы, как материальное поощрение работников за достижение больших успехов в труде путем выдачи денежной премии, награждение ценным подарком, повышение должностного оклада.
Для оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности используют различные социально-экономические показатели, а именно: использовать такой показатель как размер доходов учреждения от внебюджетной деятельности.
Организационно-распорядительные (административные) методы
Правильное применение административных методов способствует четкой и слаженной работе в органах, повышает оперативность и гибкость управления органами. И, наоборот, недооценка роли административных методов влечет отрицательные последствия, затрудняет управление, ведет к утрате оперативности, к снижению дисциплины и организованности. От их умелого использования зависит эффективность деятельности органов, исполняющих наказания по выполнению возложенных на них задач и функций.
Особая роль административных методов управления в органах, исполняющих наказания обусловлена спецификой сферы управления внутренними делами государства, требующей широкого применения административных методов, непосредственного их действия. Если результаты использования социально-психологических и экономических методов управления могут последовать не сразу вслед за их применением, то результаты использования административных методов нередко проявляются непосредственно, особенно при решении оперативных, текущих вопросов управления, присущих сфере исполнения уголовных наказаний.
Правильный выбор административных методов управления в деятельности органов, исполняющих наказания определяется: целями и характером задач, решаемых органами; организационными традициями, сформировавшимися в коллективе органа или подразделения; сложившимся соотношением (взаимодействием) административных методов с социально - психологическими и экономическими методами в коллективе.
Административные методы разнообразны. Они могут быть классифицированы по ряду оснований:
- по форме выражения;
- по юридическим свойствам;
- по способу воздействия на поведение объектов управления;
- по форме предписания.
По форме выражения административные методы подразделяются на:
- административно-правовые;
- административно-организационные (согласование, взаимодействие, координация, контроль и проверка, инспектирование, инструктирование и др.).
По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на:
- обязывающие к совершению определенных действий;
- уполномочивающие совершать деленные действия;
- поощряющие совершение социально-полезных действий;
- запрещающие совершение тех или иных действий.
По форме предписания административные методы могут быть подразделены на:
- категорические (императивные);
- поручительные;
- рекомендательные;
- диспозитивные.
Для успешной реализации целей и выполнения задач управления необходимо наличие строгой дисциплины исполнения. Невыполнение требований запретов и предписываемых действий или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей ведет к привлечению виновного работника к дисциплинарной ответственности, являющейся разновидностью административных методов управления.
Разновидностью административных методов управления являются также материальная ответственность работников органов, исполняющих наказания, состоящая в возмещении материального ущерба, причиненного неправомерными действиями, по решению управомоченного руководителя органа, исполняющего наказания в соответствии с действующими нормами права.
Все рассмотренные выше административные методы управления в той или иной степени используются в деятельности всех органов, отраслевых служб и аппаратов, а также подразделений органов, исполняющих наказания.
Социально-психологические методы управления
Сущность социально-психологических методов управления производственно-хозяйственной деятельностью состоит в целенаправленном воздействии на взаимоотношения осужденных в трудовом коллективе, привитии осужденным необходимых трудовых навыков и уважительного отношения к труду, создании условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда.
Сущность планирования производственно-хозяйственной деятельности ИУ в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
Производственно-хозяйственная деятельность исправительных учреждений организуется в следующих формах:
1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;
2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;
3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;
4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов;
При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны:
1) обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации;
2) выполнять обязательства по заключенным ими договорам;
3) нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;
4) вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) предоставлять органам государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию.
Для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право:
1) осуществлять собственную производственную деятельность без дополнительной регистрации;
2) привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, иное имущество, в том числе имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), физических и юридических лиц;
3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд;
4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги[2].
Планирование в уголовно-исполнительной системе осуществляется исходя из единых требований по организации планирования оперативно-служебной, финансово-хозяйственной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний, подразделениях, непосредственно подчиненных ФСИН России по федеральным округам, территориальных органах ФСИН России, учреждениях и организациях, непосредственно им подчиненных.
Организация планирования производственной деятельности возлагается на начальников подразделений, которые несут ответственность за качество подготовки планов и предложений к ним, полноту и своевременность реализации запланированных мероприятий.
Результаты выполнения планов подводятся по завершении планируемого периода, как правило, при подведении итогов работы структурного подразделения.
При планировании производственной деятельности необходимо учитывать ряд особенностей бюджетных учреждений, в том числе и исправительных учреждений ФСИН России, исходя из организационно-правовой формы:
- имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;
- как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;
- деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета;
- бюджетным учреждениям, основная деятельность которых направлена на достижение социальных, культурных, образовательных, научных целей, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ, учредительными документами может быть предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы;
- если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения;
- согласно п. 16 ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, могут осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения их жизнедеятельности и привлечения осужденных к труду;
- учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, переданное им в оперативное управление, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом;
- виды деятельности ЦТАО и ПМ должны осуществляться в соответствии с генеральным разрешением, выданным казначейством и положением учреждения. В рамках учредительных документов учреждения должны быть определены конкретные виды предпринимательской деятельности. Именно в рамках устава должно быть определено, по каким критериям разграничить работы, выполняемые учреждением за счет средств федерального бюджета, а какие он вправе осуществлять на платной основе.
Так же необходимо учесть, что пункты, включенные в Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности (далее Генеральное разрешение), могут распространяться на то или иное конкретное учреждение только в том случае, если вид, приносящий доход деятельности, указанный в Генеральном разрешении, нашел свое отражение в уставе этого учреждения.
При организации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности необходимо строго руководствоваться нормами и правилами планирования, использования и учета доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Так, например, к основным функциям Центра трудовой адаптации в частности относятся:
1. Планирование учебно-производственной и финансово-экономической деятельности Центра (Мастерской) Учреждения и перспектив его развития с учетом необходимости создания дополнительного количества рабочих и учебных мест для осужденных, а также повышения потребительского спроса на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги с учетом обеспечения внутрисистемной потребности.
2. Разработка плановых показателей деятельности Центра (Мастерской) Учреждения и согласование их с начальником Учреждения.
3. Подготовка предложений и организация освоения и выпуска конкурентоспособной продукции, работ по совершенствованию технологии производства, повышению качества изделий, внедрению передового опыта.
Исходя из специфики производственно-хозяйственной деятельности ИУ определен перечень показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации (унитарные предприятия УИС), разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2001 г. N 543 "О внесении дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23 и от 16 марта 2000 г. N 234"[3] с учетом особенностей деятельности этих предприятий, определенных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"[4]и методикой рейтинговой оценки деятельности учреждений УИС, которая была утверждена Приказом ФСИН России от 15 апреля 2005 г. № 262.
Определение утверждаемых величин показателей экономической эффективности деятельности предприятий УИС, с учетом особенностей их деятельности, осуществляется территориальными органами уголовно-исполнительной системы и управлениями исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности по согласованию с центральным органом управления уголовно-исполнительной системы ежегодно до начала отчетного года на основании:
а) представляемых руководителями предприятий УИС программ (планов) деятельности унитарных предприятий, содержащих в том числе предложения по величине указанных показателей на отчетный год, а также иной отчетности;
б) иных информационных ресурсов.
Определение фактически достигнутых за отчетный период величин показателей экономической эффективности деятельности предприятий УИС осуществляется руководителями данных предприятий ежеквартально в соответствии с установленной ведомственной статистической отчетностью. Для предприятий УИС определяются утверждаемые и фактически достигнутые величины следующих показателей экономической эффективности:
· заработная плата осужденных на 1 отработанный человеко-день (в руб.);
· отношение неработающих из-за не предоставления работы осужденных к списочной численности осужденных, содержащихся в учреждениях (в %);
· вывод осужденных на оплачиваемые работы;
· объем выпуска товарной продукции (в тыс. руб.);
· размер доходов учреждения от внебюджетной деятельности.
Конечно же, нельзя забывать, что производственная деятельность исправительных учреждений в первую очередь направлена на решение социальных задач, связанных с подготовкой человека к нормальной жизни и работе после освобождения. Основными задачами, которой являются:
- организация трудового воспитания осужденных, привлечение их к оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах;
- восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков, необходимых осужденным для последующей скорейшей адаптации в обществе;
- организация упреждающего профессионального обучения осужденных специальностям, потребность в которых испытывают региональные рынки труда;
- проведение трудовой терапии для осужденных, страдающих психическими расстройствами, инвалидов и ограниченно трудоспособных.
Поэтому производственное планирование, отражая необходимость эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, подчинено главной задачи, стоящей перед учреждениями уголовно-исполнительной системы, - трудовой адаптации осужденных.
2.2.2 Система планов на предприятиях ИУ и их взаимосвязь
Существуют различные виды планов, разрабатываемые в уголовно-исполнительной системе, в частности:
- ежегодный план и основные показатели деятельности ФСИН России на год;
- план и график проведения документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ФСИН России;
- план оказания практической помощи территориальным органам ФСИН России, имеющим низкие показатели в оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности и др.
В производственном планировании на предприятиях ИУ общепризнано выделять две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия ИУ в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Основой для разработки текущего технико-экономического плана являются:
- лимит наполнения ИУ и численность трудоспособных осужденных в колонии;
- план вывода осужденных на оплачиваемые работы;
- план по государственным заказам;
- спрос на продукцию и предполагаемый объем ее реализации;
- технико-экономические нормы и нормативы, и их изменения в течение планируемого периода.
Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.
Главная задача текущего планирования - разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: по сырью, производства, по труду, движения запасов готовой продукции, сметы расходов.
Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач. Например, календарные планы производства составляют на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа.
Основная форма текущего планирования - техэкономплан.
Техэкономплан представляет собой набор таблиц, взаимосвязанных между собой методологией экономических расчетов. Годовые показатели даются в поквартальном разрезе, а квартальные – в помесячном. Техэкономплан корректируется по мере необходимости.
Основные задачи техэкономплана:
- выполнение детальных расчетов себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с имеющимся портфелем заказов;
- сделать обоснование производственной программы производственными мощностями, выявить «узкие» места и незагруженное технологическое оборудование;
- рассчитать трудоемкость производственной программы, численность осужденных, фонд оплаты труда;
- определить потребность в материальных ресурсах на производственную программу.
Основные разделы:
1. План по производству продукции, работ, услуг и использованию производственной мощности (производственная программа).
2. План по труду и заработной плате.
3. План материально-технического обеспечения.
4. План по себестоимости и рентабельности производства.
5. Финансовый план.
Неотъемлемой частью техэкономплана является заключительная сводная таблица основных показателей с наиболее полными сопоставимыми данными.
План по производству продукции, работ, услуг и использованию производственной мощности (производственная программа).
В годовом плане производства содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;
- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;
- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.
В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств.
План производства и реализации продукции включает планирование производства продукции в натуральном выражении, производство продукции в стоимостном выражении, объема реализации продукции, показателей качества выпускаемых изделий, обоснование плана производства показателями использования производственных мощностей и основных фондов.
Объем производства предприятия в стоимостном выражении характеризуется показателями: товарной, реализуемой, валовой и нормативно – чистой продукции.
Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются:
а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации;
б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям (частичная обработка деталей и т. д.);
в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации.
г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия.
Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции не включается.
Объем товарной продукции планируют в стоимостном выражении по действующим оптовым ценам и нормативу чистой продукции по каждой номенклатурной позиции и определяют по формулам:
Для каждого вида изделия или услуг
, (4.1)
а по всему объему товарной продукции
, руб/год, (4.2)
где - товар продукции по i-му изделию, полуфабрикат;
- объем производства продукции i-го наименования в натуральном выражении, шт, т, м;
- оптовая цена i-го вида продукции, полуфабрикатов, руб.;
n – номенклатура изготавливаемых изделий и полуфабрикатов для реализации на сторону;
- стоимость производственных услуг сторонним организациям и капитальное строительство, руб.;
- затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств.
Реализуемая продукция в отличие от товарной включает продукцию, поставленную потребителем и оплаченную по счетам.
В плане объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям.
При расчете объема реализуемой продукции учитывают изменение остатков готовой продукции на складе и стадии реализации на начало и конец планируемого периода по формуле
. (4.3)
Объем реализуемой продукции определяется по действующим оптовым ценам предприятия и нормативу чистой продукции.
Состав и объем товарной и реализуемой продукции на один и тот же период разделяется, так как последняя не учитывает складских остатков или продукцию, находящуюся в стадии реализации (товаропродвижении, транспортировки и расчетах).
Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, незаконченная в изготовлении продукция, находящаяся на различных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке.
В состав незавершенной продукции входят заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, в контрольных пунктах, в цеховых кладовых, на сборке и испытаниях, а также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.
Материалы, заготовки и полуфабрикаты, полученные от поставщиков, если даже они завезены в цех, не включаются в незавершенное производство до тех пор, пока они не запущены в обработку на данном предприятии.
Незавершенное производство (заделы) – необходимое условие обеспечения непрерывности и ритмичности работы производства. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства.
На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает существенных изменений и в плане не учитывается.
В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства уровень незавершенного производства на конец планируемого периода зависит от среднедневного выпуска продукции планируемого в последующем периоде и производственного цикла изготовления продукции.
В стоимостной форме планируемая величина незавершенного производства на конец периода определяется по формуле
, (4.4)
где – себестоимость изделия;
– коэффициент, учитывающий соотношение цены и себестоимости;
– коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.
Этот коэффициент определяется отношением себестоимости изделия в незавершенном производстве к себестоимости готового изделия по формуле
. (4.5)
Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе и которые подлежат доработке в других цехах предприятия.
Валовой называется продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции входят товарная продукция и изменения остатков незаконченной продукции, полуфабрикатов, остатков незавершенного производства и запчастей к оборудованию своего производства.
, (4.9)
где - остаток незавершенного производства на конец планового периода;
- остаток незавершенного производства на начало планового периода.
Производственная программа содержит детализированное номенклатурно-количественное задание, вытекающее из плана производства предприятия. См. ТАБЛ
Анализ выполнения производственной программы заключается в выполнении объема производства по его основным показателям (объем реализованной и товарной продукции, НЧП, незавершенное производство, ритмичность выпуска).
В плане по труду и заработной плате предусматривается: уровень производительности, численность и фонд заработной платы, средняя заработная плата осужденных.
Численность работающих на предприятиях исправительных учреждений определяется как вольнонаемным работникам, так и по осужденным[5]. В этом заключается специфическая особенность плана по труду и заработной плате предприятий исправительных учреждений.
Одновременно с разработкой плана по труду и заработной плате, составляют план по трудовому использованию осужденных, который содержит следующие показатели:
- численность сдельщиков;
- средний процент выполнения норм выработки;
- количество человеко-дней;
- заработная плата осужденного на один человека-день.
Исходной базой разработки плана по труду и заработной плате является производственная программа, с учетом которой планируются численность и фонд заработной платы.
План материально-технического снабжения определяет потребность в материальных ресурсах для нужд собственного производства.
Разрабатывается в соответствии с производственной программой, с учетом обеспечения бесперебойного производства. Он составляется на год, с поквартальной разбивкой с учетом имеющейся номенклатуры изготовляемой продукции. В этом же разделе составляется план реализации продукции с выделением поставок продукции на государственные нужды.
План по себестоимости и рентабельности производства.
Себестоимость товарной продукции является важнейшим качественным показателем работы и выражает в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Этот раздел техэкономплана включает смету затрат но производство, расчет товарной продукции, калькуляцию себестоимости товарной продукции.
Смета затрат на производство составляется с целью установления финансовых нормативов и увязки с другими разделами техэкономплана.
Смета затрат разрабатывается по единой номенклатуре однородных экономических элементов. Состав затрат предприятия конкретной отрасли определяется в соответствии с Типовыми рекомендациями по учету и калькулированию себестоимости в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, обществ, питании и в других отраслях, разрабатываемыми министерствами (ведомствами) по согласованию с Минфином РФ.
Расчет затрат, относимых на себестоимость продукции для целей исчисления налога на прибыль осуществляется в соответствии с гл. 25 НК РФ. В состав затрат включают расходы на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), управление и сбыт продукции (не входят в состав затрат на производство расходы по капитальным вложениям, на освоение новых видов продукции, непроизводственные расходы).
Группировка затрат в смете осуществляется по экономическим элементам: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо, запасные части и прочее); затраты на оплату труда (заработная плата, выплаты в виде выслуги лет, резерв на оплату отпусков); отчисления в социальные фонды; амортизационные отчисления (по основным средствам (фондам), прочие затраты (оплата услуг сторонних организаций, хозяйственные расходы, расходы по рекламе и сбыту продукции и др.).
Себестоимость товарной продукции должна соответствовать себестоимости отдельных видов изделий, установленных в плановых калькуляциях, помноженной на количество изделий, установленных производственной программой.
В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции выделяют следующие ее виды:
– цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризует затраты цеха на изготовление продукции;
– производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;
– полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.
Рентабельность - показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств.
Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.
Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):
где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия в целом.
В исправительных учреждениях рентабельность нельзя противопоставлять главным социальным задачам учреждения.
Но крайне ограниченные финансовые возможности УИС не позволяют обновить и модернизировать материально-техническую базу центров трудовой адаптации осужденных и мастерских исправительных учреждений (износ зданий и сооружений составляет 62,2%, машин и оборудования – 72,5%).
В этих условиях исполнение требований действующего уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении к труду всех трудоспособных осужденных неизбежно повлечет за собой убыточность собственной производственной деятельности исправительных учреждений, рост кредиторской задолженности.
Безусловно, главным источником работы в исправительных учреждениях остаются государственные заказы. Но и размещение заказов предприятий и организаций может быть успешным. Вынуждать это делать административно - себе во вред, а стимулировать вполне реально. К примеру, в части прибыли, направляемой на модернизацию оборудования в ИУ.
В этой связи исправительные учреждения вправе рассчитывать на то, что и порядок налогообложения их собственной производственной деятельности будет аналогичен порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для образовательных учреждений начального профобразования и лечебно-производственных мастерских при противотуберкулезных, психиатрических учреждениях, а также учреждениях соцзащиты или социальной реабилитации населения.
Финансовый план.
Финансовый план предприятий ИУ составляется в виде баланса доходов и расходов на основе а) плана производства и реализации продукции; б) календарного плана платежей в бюджет и внебюджетные фонды; в) заключенных ИУ договоров (аренды, хозяйственных договоров); г) приказов начальника учреждения, связанных с возмещением затрат, премированием, возмещением ущерба и т.д.
В ходе подготовки и разработки техэкономплана предприятиях ИУ осуществляется:
- проведение всестороннего анализа производственно-хозяйственной деятельности ИУ, использования основных фондов, производственных мощностей, организации производства;
- анализ номенклатуры и качества продукции конкурирующих предприятий;
- разработка мероприятий по освоению новой продукции, с учетом спроса и предложения на нее.
[1] Приказ Минюста России от 01 апреля 2008 г. № 80 Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы
[3] Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 31, ст. 3296
[4] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1316
[5] См. приказ Минюста России от 27.11.07 №228
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!