Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Экономика органов и учреждений УИС"»

/ Уголовное право
Лекция, 

Оглавление

 

Лекция 10.

Себестоимость продукции, прибыль и рентабельность предприятий исправительных учреждений

 

Себестоимость и издержки. Классификация издержек. Виды цен на промышленную продукцию. Структура отпускных цен. Прибыль. Рентабельность.

 

1. Себестоимость и издержки

Себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, энергии, труда.

Для анализа и оценки деятельности предприятия используют различные виды себестоимости:

Ú   цеховая – включает все виды затрат цехов;

Ú   производственная (фабрично-заводская) – отражает все затраты внутри предприятия, т.е. к цеховым затратам прибавляются затраты по управлению и обслуживанию предприятия в целом;

полная себестоимость – включает абсолютно все затраты предприятия, к производственным затратам прибавляются коммерческие расходы, т.е. расходы, связанные с реализацией продукции.

Таблица 10.1.

Соотношение видов себестоимости

 

Цеховая

Общехозяйственные расходы

Коммерческие

расходы

Производственная

Полная

 

 

2. Классификация издержек

Для классификации издержек предприятия используют различные критерии, рассмотрим некоторые из них:

1. По характеру отражения в учете выделяют:

Ú   явные издержки – все издержки предприятия на приобретение ресурсов, т.е. суммы, фактически истраченные предприятием на приобретение факторов производства, явные издержки отражаются в финансовой отчетности;

Ú   неявные (альтернативные) издержки – отражают стоимость собственных ресурсов используемых в производстве. На эти цели предприятие фактически не тратит денег, но недополучает их, так как ресурсы могли быть использованы по другому назначению и приносить альтернативный доход. Отсюда их название – альтернативные. Данные издержки не отражаются в учете.

2. По способу отнесения на себестоимость конкретного вида продукции:

Ú   прямые издержки – расходы, относимые на себестоимость конкретного вида продукции, например расходы на приобретение сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих;

Ú   косвенные издержки – расходы, которые нельзя рассчитать по отдельным видам изделий по признаку прямой принадлежности, т.к. они относятся к предприятию в целом, например, зарплата АУП, проценты за кредит. Данные издержки распределяются по видам продукции пропорционально какой-либо условной базе, как правило, пропорционально выручке от реализации.

Например, предприятие выпускает два вида продукции. Выручка от реализации первого вида продукции – 100 тыс. руб., второго – 200 тыс. руб., зарплата АУП – 60 тыс. руб., тогда из общего фонда оплаты труда административно-управленческого персонала на себестоимость первого вида продукции будет отнесено 20 тыс. руб. – одна треть; на себестоимость второго вида будет отнесено 40 тыс. руб. – две трети.

3. По отношению к технологическому процессу:

Ú   основные издержки – непосредственно связанные с технологическим процессом (стоимость сырья, материалов);

Ú   накладные издержки – не связанные непосредственно с изготовлением продукции (командировочные расходы, оплата услуг связи).

4. По отношению к изменению объема производства:

Ú   постоянные издержки – издержки, которые не зависят от изменения объема производства, самый простой пример – амортизационные отчисления, т.к. амортизация начисляется ежемесячно независимо от того, какое количество продукции производит предприятие;

Ú   переменные издержки – издержки, изменяющиеся вслед за изменением объема производства – увеличивается объем производства, увеличиваются издержки, например, стоимость сырья, электроэнергии для технологических нужд.

Вышеназванные издержки производства в разных источниках иногда называют условно-постоянные, условно-переменные. Действительно, постоянные издержки можно назвать постоянными, только на относительно небольшом временном промежутке времени, например, величина амортизационных отчислений изменится при вводе в эксплуатацию новых объектов основных средств.

Также в этой классификации уместно рассмотреть еще два вида издержек: валовые издержки – сумма постоянных и переменных издержек; средние издержки – издержки на единицу продукции. Чтобы получить величину средних издержек необходимо сумму постоянных и переменных издержек разделить на выпуск продукции в натуральном выражении.

5. По способу отнесения на себестоимость в целом по предприятию:

Ú   лимитируемые – включаются в себестоимость в строго определенных размерах, оставшаяся часть затрат финансируется за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; например, при выбытии в командировку сотрудники всех предприятий и организаций получают суточные, их величина составляет, как правило, 100 рублей. Поскольку по этой статье расходов установлен предел для включения в себестоимость, т.е. предприятия могут платить своим работникам любую величину суточных, но включать в себестоимость могут только 100 руб.;

Ú   нелимитируемые – полностью включаются в себестоимость.

Классификация по данному критерию используется в целях налогообложения. Чем больше мы включим в себестоимость, тем меньше останется налогооблагаемая прибыль, в результате предприятие заплатит меньше налога на прибыль.

Здесь уместно напомнить, что унитарные предприятия, входящие в УИС, являются коммерческими и обязаны платить налоги на общих основаниях.

 

3. Виды цен на промышленную продукцию.

Структура отпускных цен

При установлении цены предприятия должны учитывать как собственные интересы, так и интересы покупателей. Цена на продукцию должна быть приемлемой для потребителей и обеспечивать достаточную прибыль производителю. Ориентация на спрос – неотъемлемая часть ценовой политики любого предприятия в рыночной экономике.

Для того чтобы лучше ориентироваться в разнообразии цен, имеющих место в рыночной экономике, остановимся на наиболее распространенных видах цен.

В зависимости от того, какой критерий взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают:

Ú   оптовые цены, по которым предприятия реализуют продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям крупными партиями;

Ú   розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, как правило, населению.

Как разновидность розничных цен выделяют цены предприятий общественного питания и цены на услуги населению.

2. В зависимости от государственного регулирования различают:

Ú   свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителем или продавцом на основе спроса и предложения на рынке данного товара;

Ú   регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления. Здесь возможно два варианта. Уполномоченный государственный орган по согласованию с производителем устанавливает предел цены, как правило, это цены на продукцию предприятий монополистов. Например, в каждом регионе ест региональная энергетическая комиссия, которая по согласованию с энергетиками устанавливает цены на электроэнергию. И второй вариант, уполномоченный орган устанавливает не верхний предел цены, а условия, ограничивающие цену, это такие условия как, предельный размер торговой надбавки по тому или иному товару, как правило, основные продукты питания, предельный уровень рентабельности предприятия и другие.

3. По способу установления в договоре:

Ú   твердые цены – устанавливаются в момент подписания договора и не изменяются в течение всего срока его действия;

Ú   подвижные цены – могут изменяться в течение срока действия договора при наступлении обстоятельств, предусмотренных в договоре. Например, если вы берете кредит в банке, в договоре может быть предусмотрено повышение процентной ставки по кредиту, в случае повышения учетной ставки Центробанка или повышения уровня инфляции;

Ú   расчетные цены применяются в договорах на нестандартное оборудование, производимое, как правило, по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом производственных и коммерческих условий.

4. По условиям поставки и продажи. В зависимости от того, кто продавец или покупатель берет на себя транспортные расходы, цены различают по виду «франко». Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути следования товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все транспортные расходы по доставке несет покупатель, а франко-склад потребителя – все расходы оплачивает продавец.

В заключение этой части вопроса необходимо отметить ещё одну разновидность цен – цены торгов, или тендерные цены. Это особенно актуально для бюджетных организаций, в том числе, для предприятий и организаций уголовно-исполнительной системы, так как нормативно-правовыми актами бюджетным организациям во многих случаях предписано проводить тендер при заключении сделок. Тендерные цены основаны на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство работ по заранее объявленным условиям, предполагающим привлечение нескольких предложений от разных производителей и поставщиков с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для её организатора.

Состав и структура отпускных цен. Цены любых товаров и услуг включают в себя однородные экономические элементы. В зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. Например, акциз уплачивается по подакцизным товарам, перечень которых относительно небольшой, устанавливается Налоговым кодексом; торговая надбавка будет присутствовать в цене товара, если товар реализуется в розницу. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены (рис. 10.2).


Таблица 10.2

Структура отпускных цен

 

Себестоимость продукции

Прибыль предприятия

Акциз

(по подакцизным

товарам)

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Торговая надбавка

Оптовая цена предприятия без НДС

Оптовая цена предприятия с НДС

Розничная цена

 

4. Прибыль и рентабельность

Все предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие.

Цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли. Предприятия, входящие в уголовно-исполнительную систему, по организационно-правовой форме являются унитарными, т.е. представляют собой разновидность коммерческих предприятий.

В последнее время активно идет реформирование производственного сектора УИС, унитарные предприятия ликвидируются и их производственные мощности переводятся в исправительные учреждения. По сути, этот процесс представляет собой ликвидацию унитарного предприятия как юридического лица, но само производство не ликвидируется. В любом случае, в исправительных учреждениях остается задача привлечения осужденных к труду. Продукция, которую они производят, и будут производить должна быть востребована, т.е. пользоваться спросом на рынке, а самому исправительному учреждению приносить доход и прибыль.

Невзирая на положения федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в котором сказано, что труд осужденных нельзя подчинять цели получения прибыли, но производить продукцию в убыток себе – бессмысленно. Соответственно необходимо иметь представление о том, что такое прибыль и рентабельность, как рассчитываются эти показатели.

Прибыль – обобщающий показатель деятельности любого предприятия, его эффективности, источник финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного вознаграждения работникам.

В общем виде: прибыль – разница между доходами и расходами предприятия.

В рыночной экономике различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль фиксируется в бухгалтерских документах, в отчетности и представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и явными издержками.

Экономическая прибыль – разница между доходами и всеми издержками (явными и неявными). Таким образом, при расчете экономической прибыли учитываются не только затраты предприятия на приобретение ресурсов на стороне, но и стоимость собственных ресурсов, так как имеющиеся ресурсы можно было бы использовать по-другому и получать альтернативный доход, который и представляет собой неявные издержки.

Далее рассмотрим, что собой представляет валовая и чистая прибыль предприятия.

Валовая (балансовая) прибыль – это сумма прибыли от реализации продукции, реализации основных средств и иного имущества и прибыли от внереализационных операций. Представим это высказывание в формализованном виде:

Пв= Прп + При + Пво

где, Пв – валовая прибыль, Прп – прибыль от реализации продукции, При – прибыль от реализации основных средств и иного имущества, Пво  – прибыль от внереализационных операций.

Для целей налогообложения используется валовая прибыль. Валовая прибыль, уменьшенная на сумму налога на прибыль, представляет собой чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. За счет чистой прибыли могут создаваться различные фонды и резервы, используемые для удовлетворения различных нужд.

Факторы, влияющие на величину прибыли принято делить на зависящие от предприятия:

Ú   объем производства;

Ú   себестоимость продукции;

Ú   качество продукции;

Ú   ассортимент продукции;

Ú   величина постоянных расходов;

Ú   производительность труда;

и не зависящие от предприятия:

Ú   налоговая и ценовая политика правительства;

Ú   наличие или отсутствие конкурентов;

Ú   величина платежеспособного спроса.

Прибыль – абсолютный показатель, который не отражает величину затрат предприятия. Например, есть два предприятия: одно имеет прибыль 1 млн. руб., второе – 2 млн. руб. Какое из этих предприятий работает более эффективно, или, проще говоря, лучше, мы ответить не можем, так как не знаем сколько предприятия потратили для получения данной прибыли.

Для того чтобы сравнить работу предприятий, или одного предприятия в разные периоды времени и просто оценить эффективность работы предприятия за анализируемый период, существует показатель рентабельность.

Рентабельность – относительный показатель, характеризующий эффективность производства с учетом всех затрат на выпуск продукции.

В общем виде показатель рентабельности можно представить как соотношение результата и затрат или прибыли и затрат:

Рентабельность =  или Рентабельность =  

 

В зависимости от целей анализа деятельности предприятия рассчитывают различные показатели рентабельности. Рассмотрим некоторые из них.

Общий уровень рентабельности предприятия – определяется отношением годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости его производственных фондов, может рассчитываться по показателям валовой и чистой прибыли:

 

Р =  

 

где, Р – общий уровень рентабельности, (%); П – прибыль, (руб.); ОФ – стоимость основных фондов, (руб.); ОС – стоимость оборотных средств, (руб.).

Общий уровень рентабельности показывает эффективность использования производственных фондов предприятия.

Рентабельность продукции определяет величину прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, может рассчитываться как на весь объем продукции, так и по отдельным видам:

 

Рп  

 

 

где, Рп – рентабельность продукции, (%); П – прибыль от реализации продукции, (руб.); Спр – себестоимость продукции, (руб.).

С помощью этого показателя можно сравнить, какой вид продукции приносит предприятию наибольшую прибыль.

Рентабельность продаж определяется делением суммы прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки:

 

Рпр  =

где, Рпр – рентабельность продаж, (%); П – прибыль от реализации продукции (руб.); В – выручка от реализации продукции (руб.).

Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности и определяет величину прибыли с рубля продаж.

 

Пример 10.1.

Выручка от реализации продукции 500 тыс. руб., затраты на производство продукции 390 тыс. руб., прибыль от реализации материальных ценностей – 14 тыс. руб., прибыль от внереализационных операций – 12 тыс. руб., среднегодовая стоимость основных фондов – 400 тыс. руб., среднегодовая стоимость оборотных средств – 200 тыс. руб.

Определить валовую и чистую прибыль, рентабельность.

Решение.

1. Валовая прибыль: Пв= Прп + При + Пво

Прибыль от реализации материальных ценностей и прибыль от внереализационных операций нам известны из условия, прибыль от реализации продукции составит:

Прп = 500 тыс. руб. – 390 тыс. руб. = 110 тыс. руб.

Валовая прибыль:

Пв = 110 тыс. руб. + 14 тыс. руб + 12 тыс. руб. = 136 тыс. руб.

2. Чистая прибыль равна валовой прибыли уменьшенной на сумму налога на прибыль:

налог на прибыль = 136 тыс. руб. х 24% = 33 тыс. руб.

Пчистая  =  136 тыс. руб. – 33 тыс. руб. = 103 тыс. руб.

3. Общий уровень рентабельности:

 

Рп =   100 (%)

 

Рп = 136 тыс. руб. / (400 тыс. руб.+200 тыс. руб.) х 100 = 23%.

При расчете общего уровня рентабельности была использована валовая прибыль.

4. Рентабельность продукции:

 

Р  

 

Р = 110 тыс. руб. / 390 тыс. руб. х 100 = 28%.

5. Рентабельность продаж

 

Рпр =

Рпр = 110 тыс. руб. / 500 тыс. руб. х 100 = 22%.

Обратите внимание: при расчете рентабельности продукции и рентабельности продаж необходимо брать только прибыль от реализации продукции, а не валовую.

 

*Термины и понятия:

-      виды себестоимости;

-      виды издержек;

-      виды цен на промышленную продукцию;

-      структура отпускных цен;

-      ценовая политика: цели и методы;

-      виды прибыли: бухгалтерская

экономическая

валовая, чистая

-      порядок расчета экономической, чистой, бухгалтерской, валовой прибыли;

-      показатели рентабельности: общий уровень рентабельности,

рентабельность продукции,

рентабельность продаж.

Вопросы и задания:

1.    На какие величины отличается цеховая, производственная и полная себестоимость?

2.    В чем отличие явных и неявных издержек?

3.    В чем отличие постоянных и переменных издержек?

4.    В чем отличие лимитируемых и нелимитируемых издержек?

5.    Какие группы затрат, установленных НК РФ вы знаете?

6.    Что означает термин «франко» при установлении цены в договоре?

7.    С какой целью осуществляется классификация затрат по экономическим элементам?

8.    С какой целью осуществляется классификация затрат по статьям калькуляции?

9.    В чем плюсы и минусы метода установления цены «издержки+прибыль»?

10.В чем плюсы и минусы метода установления цены на основе анализа безубыточности?

11.Начертите графики постоянных, переменных, валовых  и средних издержек фирмы, исходя из следующей информации:

 

Количество изделий, тыс. шт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Переменные издержки,

тыс. руб.

9

17

24

30

37

45

54

65

78

93

Постоянные издержки, тыс. руб.

 10

 

 

Найдите графически порог безубыточности при цене за штуку – 12 рублей.

12.Предприятие производит и продает один товар, переменные издержки на единицу продукции составляют 80 рублей. Товар продается по цене 100 руб./шт. Постоянные издержки составляют 200 тыс. руб. Какое количество товара должно продать предприятие, чтобы получить 20 тыс. руб. прибыли?

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!