Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Лекция 6.
Планирование деятельности предприятий
исправительных учреждений
Понятие и сущность планирования. Виды планирования. Оперативно-производственное планирование. Этапы стратегического планирования. Бизнес-план предприятия. Структура бизнес плана.
1. Понятие и сущность планирования
Планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
Планирование – процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации планов развития и функционирования предприятия.
Планирование – основа управления, это процесс в котором участвуют все управленческие звенья предприятия для установления целей и выработки решений с учетом внутренних и внешних факторов.
Планирование включает в себя четыре этапа:
1. выработка общих целей предприятия;
2. конкретизация целей для определенного этапа развития;
3. определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
4. контроль над достижением целей.
Роль планирования заключается в том, что оно способствует выявлению и формулированию целей, позволяет учесть возможности предприятия в условиях рынка, изменения внешних факторов, возможные риски.
Виды планирования.
В зависимости от классификационных признаков выделяют следующие виды планирования:
1. по назначению:
1.1 стратегическое;
1.2 оперативное;
2. по времени:
2.1 долгосрочное;
2.2 среднесрочное;
2.3 краткосрочное;
3. по последовательности:
3.1 предварительное – при создании предприятия;
3.2 текущее – на действующем предприятии;
4. по объему:
план предприятия в целом;
план цеха, участка и т.д.;
5. по предмету:
5.1 объем производства и продаж;
5.2 численность работников;
5.3 величина капитала;
5.4 издержки производства;
5.5 инвестиции;
5.6 прибыль;
6. по методам:
6.1 балансовый;
6.2 графический;
6.3 экономико- математический.
Показатели, применяемые в планировании подразделяются на:
Ú количественные (рубли, метры) – выражаются абсолютными величинами. Например, объем товарной продукции ФОТ, сумма прибыли, размер затрат на производственные ресурсы и др.
Ú качественные показатели – величины относительные – выражают экономическую эффективность производства и его отдельных факторов. Например, рентабельность, фондоотдача качество продукции, снижение себестоимости.
Удельные показатели – устанавливают отношения двух или более взаимосвязанных показателей. Например, в лекции 3 рассмотрен пример 3.3 с двигателем, где удельный показатель – килограмм металла на лошадиную силу.
Для исчисления показателей плана применяются следующие измерители:
Ú натуральные – используются при планировании объема производства, материальных ресурсов (штуки, метры, тонны и т.д.); недостаток – невозможно сравнить разные натуральные показатели;
Ú для измерения объема производства однородных изделий применяются условно – натуральные измерители. В этом случае за условную единицу применяют одно изделие, а все остальные приравнивают к нему по одному из признаков (подробнее смотри лекцию 8: методы определения выработки);
Ú трудовые измерители – используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, норм выработки;
Ú стоимостные измерители – позволяют сравнить эффективность работы предприятий разных отраслей, разных цехов одного предприятия и т.д., т.е. универсальный показатель.
2. Оперативно-производственное планирование
Оперативно-производственное планирование представляет собой комплекс методов по доведению производственных заданий до исполнителей и обеспечение их выполнения.
Основные задачи оперативно-производственного планирования:
Ú согласование работы всех звеньев предприятия;
Ú обеспечение эффективного использования ресурсов.
Системы оперативного планирования.
Позаказная система чаще всего применяется в одиночном производстве, которое характеризуется широкой номенклатурой выпускаемых товаров и небольшим объемом.
При позаказной системе за учетную единицу принимается заказ на изготовление одного или нескольких товаров.
Каждому подразделению предприятия устанавливается перечень заданий для изготовления заказанного товара и сроки их выполнения.
Подетальное планирование применяется преимущественно в крупносерийном и массовом производстве. В качестве учетной единицы выступает деталь или узел (группа деталей). Подетальное планирование на склад заключается в поддержании складских запасов для обеспечения бесперебойного выполнения сборочных работ. Планирование по графику движения деталей учитывает период обработки деталей и сроки сдачи их на сборку.
Комплектная система планирования чаще всего применяется в серийном производстве, когда выпускается ограниченная номенклатура продукции. В качестве учетной единицы применяется комплект деталей, которе входят в одно или несколько изделий. Для этого разрабатываются нормативы и календарные графики комплектации.
По составу оперативно-производственное планирование включает:
Ú распределение работ между производственными подразделениями;
Ú составление календарно-плановых нормативов;
Ú расчет движения производства по технологическим переходам;
Ú оперативный учет и контроль.
3. Этапы стратегического планирования
Стратегическое планирование – разработка комплексного плана на длительный период с учетом внутренних и внешних факторов, которае включает следующие шаги.
I. Миссия предприятия – определение основной цели организации, ориентированной на внешнюю среду, т.е. интересы и запросы потребителей.
Например, получение прибыли – внутренняя цель предприятия. Миссия компании «Форд» – предоставление людям дешевого автомобиля.
II. Анализ внешней среды – предполагает изучение и контроль внешних факторов, которые разделяют на следующие:
Ú экономические факторы – темпы инфляции, уровень занятости, налоговые ставки, стабильность единицы, подъем или спад в экономике;
Ú политические факторы – деятельность законодательной и исполнительной власти, требование нормативных документов. Например, обязательность для всех предприятий уплачивать МРОТ;
Ú рыночные факторы – платежеспособный спрос, уровень доходов, жизненный цикл разных товаров, уровень конкуренции;
Ú технологические факторы – изменения в технологии, связанные главным образом с развитием научно-технического прогресса;
Ú социальные факторы – уровень образования, национальные конфликты, отношения в обществе, демографическая ситуация.
На основе анализа внешних факторов делается заключение, в котором учитывается перечень опасностей, с которыми сталкивается предприятие.
III. Анализ внутренних возможностей предприятия:
Ú человеческие ресурсы – рассматривают уровень образования и профессиональной подготовки, в первую очередь, руководящего состава, текучесть кадров;
Ú маркетинговая деятельность – изучает доли рынка занимаемая предприятием, разнообразие и качество выпускаемой продукции, возможность разработки новых товаров, послепродажное обслуживание, реклама и движение товаров;
Ú финансы – постоянный контроль финансового положения предприятия позволяет выявить имеющиеся и потенциальные способности предприятия, при этом проводится анализ доходов и расходов, объемов продаж и прибыли, соответствие фактических показателей плановым.
Ú производство – в процессе анализа выявляются сильные и слабые стороны производственного процесса: анализ поставщиков, оборудования, качество выпускаемой продукции, издержки производства.
IV. Выбор стратегии – обычно осуществляет высшее руководство, после анализа внешних факторов и внутренних возможностей предприятия.
Выбранная стратегия может предусматривать:
Ú ограниченный рост – характерен для предприятий с устоявшейся технологией, планирование осуществляется от достигнутого.
Ú динамичный рост – характерен для развивающихся отраслей с быстро изменяющимися технологиями, при этом планируется ежегодное превышение показателей над предыдущими.
Ú сокращение – осуществляется с целью оздоровления предприятия, в этом случае сокращаются неэффективные производства.
Ú сочетание – обычно характерно для крупных предприятий, которые действуют в разных отраслях, при этом в одной отрасли может происходить сокращение производства в другой рост.
V. Оценка и анализ стратегии – заключается в постоянном сравнении результатов работы с поставленными задачами, т.е. используется в качестве механизма обратной связи для корректировки ранее намеченных планов.
4. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план – это документ, в котором описываются вопросы предпринимательской деятельности, анализируются проблемы и определяются способы решения этих проблем.
Бизнес-план – план развития бизнеса. На предстоящий период носит вероятностный характер, всегда имеет адресат: (инвестор, банк, органы государственного управления).
Бизнес-план разделяют на несколько типов.
1. Внутренний бизнес-план – не имеет особых внешних требований, по возможности должен быть приспособлен к внутренней системе учета. В состав плановых показателей должны включаться показатели, которыми можно управлять.
2. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств – имеет требование к структуре и содержанию. Составляется с целью привлечения средств на небольшой срок (до 1 года). Он должен быть по возможности кратким, ясным, логичным. Необходимость ясности вызвана тем, чтобы читающий инвестор быстро понял суть предлагаемого проекта.
3. Инвестиционный бизнес-план – составляется под обновлением основных фондов, должен предусматривать освоение капитальных вложений, производство, реализацию продукции. Объем реализованной продукции должен обеспечить величину выручки способной обеспечить возврат кредита.
4. Бизнес-план финансового оздоровления (санация) – данный тип бизнес-плана составляют предприятия, находящиеся в состоянии неплатежеспособности, данный план должен пройти согласование в уполномоченном государственном органе, осуществляющим контроль над предприятиями, находящимися на стадии банкротства.
5. Структура бизнес-плана
Бизнес-план не имеет четко выраженной структуры, количества, название и содержание разделов может быть различным, исходя из целей бизнес-плана, требований инвесторов, сферы деятельности, объемов производства и т.д. Однако некоторые общие требования имеются. Ниже приведены наиболее типичные разделы бизнес-плана.
I Раздел. Цель и основное содержание проекта. (Резюме).
В этом разделе раскрывается главная цель проекта и основные показатели, рекомендуется указывать что планируется производить, преимущества данного товара, наличие конкурентов, планируемая цена и объем сбыта, основные финансовые показатели (издержки, прибыль, рентабельность), срок окупаемости.
II Раздел. Характеристика товара.
В этом разделе дается описание изготавливаемого товара, его преимущества перед товарами конкурентов, наличие патентов, предполагаемая цена, издержки и прибыль
III Раздел. Оценка рынка.
Самый сложный этап планирования, т.к. связан с большим объемом перерабатываемой информации и вероятностным характером принятия решений.
Рекомендуется рассматривать потенциальную емкость рынка, группы потребителей, которые пользуются товарами и величину платежеспособного спроса, объем продаж, выполнить оценку конкурентов и наметить методы борьбы с конкурентами.
IV Раздел. План по маркетингу.
На основе знаний потенциального спроса формируется ценовая политика, планируется рекламная компания с использованием всех способов рекламы, также целесообразно организовать службу маркетинга, направить на маркетинг не менее 1% от объема продаж (указанная цифра является оптимальной исходя из зарубежного опыта). Определяются каналы распространения товара и дополнительные услуги потребителям.
V Раздел. План по производству.
В процессе планирования решаются следующие вопросы:
Ú необходимость закупки нового оборудования;
Ú выбираются поставщики сырья и материалов;
Ú определяется производственная мощность и схема производственного потока;
Ú рассчитывается необходимая численность работников;
Ú определяются методы контроля качества выпускаемой продукции.
VI Раздел. Организационно-правовой.
Обосновывается выбор организационно-правовой формы (для новых предприятий), определяются системы оплаты труда и материального стимулирования, организационная структура предприятия (отделы, службы и т.д.), выбирается место производства и количество предприятий (свои филиалы, смежники и т.д.).
VII Раздел. Оценка риска и страхования.
При анализе рисков их классифицируют на две группы:
Ú некоммерческие риски связаны с природно-климатическими факторами, природой человека (болезнь, смена места работы), изменением законодательства и политической ситуации;
Ú коммерческие риски: изменение спроса и сокращение сбыта, банкротство поставщиков или кредитных организаций, валютные колебания, инфляция и т.д.
Для минимизации потерь от рисков предприятия могут создавать собственные резервы и фонды, а также застраховать предпринимательские риски.
Страхование может быть обязательным и добровольным.
VIII Раздел. Финансовый план.
Финансовый план – просчитывается по результатам и прогнозам производства и сбыта продукции, как правило, включает:
Ú баланс доходов и расходов, который показывает поступление денежных средств и их расходование на каждый момент времени;
Ú отчет о прибылях и убытках – отражает размер получаемой прибыли за определенный период времени;
Ú сводный баланс активов и пассивов показывает финансовое состояние предприятия на конкретную дату.
В данный раздел включают также расчет безубыточности, который позволяет определить объем производства, при котором предприятие начнет получать прибыль.
Термины и понятия:
- оперативно-производственное планирование;
- стратегическое планирование;
- бизнес-план;
- инвестиционный бизнес-план;
- бизнес-план финансового оздоровления;
- разделы бизнес-плана.
Вопросы и задания:
1. Какие показатели используются в планировании?
2. Что представляют собой удельные показатели?
3. Какие этапы стратегического планирования вы знаете?
4. Какие типы бизнес-плана вы знаете?
5. С какой целью обычно составляют бизнес-план?
6. Какие разделы обычно включаются в бизнес-план, какая информация в них указывается?
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!