Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Экономика органов и учреждений УИС"»

/ Уголовное право
Лекция, 

Оглавление

Лекция 6.

 Планирование деятельности предприятий

исправительных учреждений

 

Понятие и сущность планирования. Виды планирования. Оперативно-производственное планирование. Этапы стратегического планирования. Бизнес-план предприятия. Структура бизнес плана.

 

1. Понятие и сущность планирования

Планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.

Планирование – процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации планов развития и функционирования предприятия.

Планирование – основа управления, это процесс в котором участвуют все управленческие звенья предприятия для установления целей и выработки решений с учетом внутренних и внешних факторов.

Планирование включает в себя четыре этапа:

1.    выработка общих целей предприятия;

2.    конкретизация целей для определенного этапа развития;

3.    определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;

4.    контроль над достижением целей.

Роль планирования заключается в том, что оно способствует выявлению и формулированию целей, позволяет учесть возможности предприятия в условиях рынка, изменения внешних факторов, возможные риски.

Виды планирования.

В зависимости от классификационных признаков выделяют следующие виды планирования:

1.    по назначению:

1.1 стратегическое;

          1.2 оперативное;

2.    по времени:

2.1 долгосрочное;

2.2 среднесрочное;

2.3 краткосрочное;

3.    по последовательности:

3.1 предварительное – при создании предприятия;

3.2 текущее – на действующем предприятии;

4.    по объему:

           план предприятия в целом;

           план цеха, участка и т.д.;

5.    по предмету:

5.1 объем производства и продаж;

5.2 численность работников;

5.3 величина капитала;

5.4 издержки производства;

5.5 инвестиции;

5.6 прибыль;

6.    по методам:

6.1 балансовый;

6.2 графический;

6.3 экономико- математический.

Показатели, применяемые в планировании подразделяются на:

Ú   количественные (рубли, метры) – выражаются абсолютными величинами. Например, объем товарной продукции ФОТ, сумма прибыли, размер затрат на производственные ресурсы и др.

Ú   качественные показатели – величины относительные – выражают экономическую эффективность производства и его отдельных факторов. Например, рентабельность, фондоотдача качество продукции, снижение себестоимости.

Удельные показатели – устанавливают отношения двух или более взаимосвязанных показателей. Например, в лекции 3 рассмотрен пример 3.3 с двигателем, где удельный показатель – килограмм металла на лошадиную силу.

Для исчисления показателей плана применяются следующие измерители:

Ú   натуральные – используются при планировании объема производства, материальных ресурсов (штуки, метры, тонны и т.д.); недостаток – невозможно сравнить разные натуральные показатели;

Ú   для измерения объема производства однородных изделий применяются условно – натуральные измерители. В этом случае за условную единицу применяют одно изделие, а все остальные приравнивают к нему по одному из признаков (подробнее смотри лекцию 8: методы определения выработки);

Ú   трудовые измерители – используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, норм выработки;

Ú   стоимостные измерители – позволяют сравнить эффективность работы предприятий разных отраслей, разных цехов одного предприятия и т.д., т.е. универсальный показатель.

 

2. Оперативно-производственное планирование

Оперативно-производственное планирование представляет собой комплекс методов по доведению производственных заданий до исполнителей и обеспечение их выполнения.

Основные задачи оперативно-производственного планирования:

Ú   согласование работы всех звеньев предприятия;

Ú   обеспечение эффективного использования ресурсов.

Системы оперативного планирования.

Позаказная система чаще всего применяется в одиночном производстве, которое характеризуется широкой номенклатурой выпускаемых товаров и небольшим объемом.

При позаказной системе за учетную единицу принимается заказ на изготовление одного или нескольких товаров.

Каждому подразделению предприятия устанавливается перечень заданий для изготовления заказанного товара и сроки их выполнения.

Подетальное планирование применяется преимущественно в крупносерийном и массовом производстве. В качестве учетной единицы выступает деталь или узел (группа деталей). Подетальное планирование на склад заключается в поддержании складских запасов для обеспечения бесперебойного выполнения сборочных работ. Планирование по графику движения деталей учитывает период обработки деталей и сроки сдачи их на сборку.

Комплектная система планирования чаще всего применяется в серийном производстве, когда выпускается ограниченная номенклатура продукции. В качестве учетной единицы применяется комплект деталей, которе входят в одно или несколько изделий. Для этого разрабатываются нормативы и календарные графики комплектации.

По составу оперативно-производственное планирование включает:

Ú   распределение работ между производственными подразделениями;

Ú   составление календарно-плановых нормативов;

Ú   расчет движения производства по технологическим переходам;

Ú   оперативный учет и контроль.

 

3. Этапы стратегического планирования

Стратегическое планирование – разработка комплексного плана на длительный период с учетом внутренних и внешних факторов, которае включает следующие шаги.

I. Миссия предприятия – определение основной цели организации, ориентированной на внешнюю среду, т.е. интересы и запросы потребителей.

Например, получение прибыли – внутренняя цель предприятия. Миссия компании «Форд» – предоставление людям дешевого автомобиля.

II. Анализ внешней среды – предполагает изучение и контроль внешних факторов, которые разделяют на следующие:

Ú   экономические факторы – темпы инфляции, уровень занятости, налоговые ставки, стабильность единицы, подъем или спад в экономике;

Ú   политические факторы – деятельность законодательной и исполнительной власти, требование нормативных документов. Например, обязательность для всех предприятий уплачивать МРОТ;

Ú   рыночные факторы – платежеспособный спрос, уровень доходов, жизненный цикл разных товаров, уровень конкуренции;

Ú   технологические факторы – изменения в технологии, связанные главным образом с развитием научно-технического прогресса;

Ú   социальные факторы – уровень образования, национальные конфликты, отношения в обществе, демографическая ситуация.

На основе анализа внешних факторов делается заключение, в котором учитывается перечень опасностей, с которыми сталкивается предприятие.

III. Анализ внутренних возможностей предприятия:

Ú   человеческие ресурсы – рассматривают уровень образования и профессиональной подготовки, в первую очередь, руководящего состава, текучесть кадров;

Ú   маркетинговая деятельность – изучает доли рынка занимаемая предприятием, разнообразие и качество выпускаемой продукции, возможность разработки новых товаров, послепродажное обслуживание, реклама и движение товаров;

Ú   финансы – постоянный контроль финансового положения предприятия позволяет выявить имеющиеся и потенциальные способности предприятия, при этом проводится анализ доходов и расходов, объемов продаж и прибыли, соответствие фактических показателей плановым.

Ú   производство – в процессе анализа выявляются сильные и слабые стороны производственного процесса: анализ поставщиков, оборудования, качество выпускаемой продукции, издержки производства.

IV.         Выбор стратегии – обычно осуществляет высшее руководство, после анализа внешних факторов и внутренних возможностей предприятия.

Выбранная стратегия может предусматривать:

Ú   ограниченный рост – характерен для предприятий с устоявшейся технологией, планирование осуществляется от достигнутого.

Ú   динамичный рост – характерен для развивающихся отраслей с быстро изменяющимися технологиями, при этом планируется ежегодное превышение показателей над предыдущими.

Ú   сокращение – осуществляется с целью оздоровления предприятия, в этом случае сокращаются неэффективные производства.

Ú   сочетание – обычно характерно для крупных предприятий, которые действуют в разных отраслях, при этом в одной отрасли может происходить сокращение производства в другой рост.

V.             Оценка и анализ стратегии – заключается в постоянном сравнении результатов работы с поставленными задачами, т.е. используется в качестве механизма обратной связи для корректировки ранее намеченных планов.

 

 

 

4. Бизнес-план предприятия

Бизнес-план – это документ, в котором описываются вопросы предпринимательской деятельности, анализируются проблемы и определяются способы решения этих проблем.

Бизнес-план – план развития бизнеса. На предстоящий период носит вероятностный характер, всегда имеет адресат: (инвестор, банк, органы государственного управления).

Бизнес-план разделяют на несколько типов.

1.    Внутренний бизнес-план – не имеет особых внешних требований, по возможности должен быть приспособлен к внутренней системе учета. В состав плановых показателей должны включаться показатели, которыми можно управлять.

2.    Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств – имеет требование к структуре и содержанию. Составляется с целью привлечения средств на небольшой срок (до 1 года). Он должен быть по возможности кратким, ясным, логичным. Необходимость ясности вызвана тем, чтобы читающий инвестор быстро понял суть предлагаемого проекта.

3.    Инвестиционный бизнес-план – составляется под обновлением основных фондов, должен предусматривать освоение капитальных вложений, производство, реализацию продукции. Объем реализованной продукции должен обеспечить величину выручки способной обеспечить возврат кредита.

4.    Бизнес-план финансового оздоровления (санация) – данный тип бизнес-плана составляют предприятия, находящиеся в состоянии неплатежеспособности, данный план должен пройти согласование в уполномоченном государственном органе, осуществляющим контроль над предприятиями, находящимися на стадии банкротства.

 

5. Структура бизнес-плана

Бизнес-план не имеет четко выраженной структуры, количества, название и содержание разделов может быть различным, исходя из целей бизнес-плана, требований инвесторов, сферы деятельности, объемов производства и т.д. Однако некоторые общие требования имеются. Ниже приведены наиболее типичные разделы бизнес-плана.

I Раздел. Цель и основное содержание проекта. (Резюме).

В этом разделе раскрывается главная цель проекта и основные показатели, рекомендуется указывать что планируется производить, преимущества данного товара, наличие конкурентов, планируемая цена и объем сбыта, основные финансовые показатели (издержки, прибыль, рентабельность), срок окупаемости.

II Раздел. Характеристика товара.

В этом разделе дается описание изготавливаемого товара, его преимущества перед товарами конкурентов, наличие патентов, предполагаемая цена, издержки и прибыль

III Раздел. Оценка рынка.

Самый сложный этап планирования, т.к. связан с большим объемом перерабатываемой информации и вероятностным характером принятия решений.

Рекомендуется рассматривать потенциальную емкость рынка, группы потребителей, которые пользуются товарами и величину платежеспособного спроса, объем продаж, выполнить оценку конкурентов и наметить методы борьбы с конкурентами.

IV Раздел. План по маркетингу.

На основе знаний потенциального спроса формируется ценовая политика, планируется рекламная компания с использованием всех способов рекламы, также целесообразно организовать службу маркетинга, направить на маркетинг не менее 1% от объема продаж (указанная цифра является оптимальной исходя из зарубежного опыта). Определяются каналы распространения товара и дополнительные услуги потребителям.

V Раздел. План по производству.

          В процессе планирования решаются следующие вопросы:

Ú   необходимость закупки нового оборудования;

Ú   выбираются поставщики сырья и материалов;

Ú   определяется производственная мощность и схема производственного потока;

Ú   рассчитывается необходимая численность работников;

Ú   определяются методы контроля качества выпускаемой продукции.

VI Раздел. Организационно-правовой.

Обосновывается выбор организационно-правовой формы (для новых предприятий), определяются системы оплаты труда и материального стимулирования, организационная структура предприятия (отделы, службы и т.д.), выбирается место производства и количество предприятий (свои филиалы, смежники и т.д.).

VII Раздел. Оценка риска и страхования.

При анализе рисков их классифицируют на две группы:

Ú   некоммерческие риски связаны с природно-климатическими факторами, природой человека (болезнь, смена места работы), изменением законодательства и политической ситуации;

Ú   коммерческие риски: изменение спроса и сокращение сбыта, банкротство поставщиков или кредитных организаций, валютные колебания, инфляция и т.д.

Для минимизации потерь от рисков предприятия могут создавать собственные резервы и фонды, а также застраховать предпринимательские риски.

Страхование может быть обязательным и добровольным.

VIII Раздел. Финансовый план.

Финансовый план просчитывается по результатам и прогнозам производства и сбыта продукции, как правило, включает:

Ú   баланс доходов и расходов, который показывает поступление денежных средств и их расходование на каждый момент времени;

Ú   отчет о прибылях и убытках – отражает размер получаемой прибыли за определенный период времени;

Ú   сводный баланс активов и пассивов показывает финансовое состояние предприятия на конкретную дату.

В данный раздел включают также расчет безубыточности, который позволяет определить объем производства, при котором предприятие начнет получать прибыль.

 

*    Термины и понятия:

-      оперативно-производственное планирование;

-      стратегическое планирование;

-      бизнес-план;

-      инвестиционный бизнес-план;

-      бизнес-план финансового оздоровления;

-      разделы бизнес-плана.

 

Вопросы и задания:

1.    Какие показатели используются в планировании?

2.    Что представляют собой удельные показатели?

3.    Какие этапы стратегического планирования вы знаете?

4.    Какие типы бизнес-плана вы знаете?

5.    С какой целью обычно составляют бизнес-план?

6.    Какие разделы обычно включаются в бизнес-план, какая информация в них указывается?

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!