Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Педагогический процесс
Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы
Основные звенья процесса обучения:
Процесс обучения — это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются творческие способности, познавательные и практические умения и навыки, научное мировоззрение.
подготовка обучаемых к восприятию материала, создание активной установки в учебной работе, формирование положительных мотивов обучения;
«живое созерцание», которое выражается в восприятии фактического материала. Демонстрация фактического материала достигается различными средствами наглядности: натуральной, изобразительной, символической — зрительной и слуховой.
Иногда преподаватель обходится без наглядности. В последнее время в учебном процессе высшей школы находит применение система технических средств, обеспечивающих наглядность, активизирующих процессов бучения, характер мыслительного анализа, создающих положительный эмоциональный фон учебных занятий;
осмысливание учебного материала, которое выражается в усвоении и понимании связей и отношений: причин и следствий, цели и средства, предмета и его качеств, части и целого, субъекта и объекта действия, общего и частного и т. д.;
запоминание учебного материала;
применение знаний на практике.
Педагогический процесс - это целенаправленная организация жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности.
Главной характеристикой педагогического процесса является целостность, подчеркивающая подчиненность всех составляющих его процессов единой цели - образовательной, развивающей и воспитательной. Еще одной важнейшей методологической характеристикой педагогического процесса является системность.
Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.
Уровень образования определяется не только требованиями производства, но и интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев.
Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.), а также от действий субъективного фактора — руководителей органов образования.
Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.
Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, т.е. в принципах.
В современной науке принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.
Принципы педагогического процесса, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.
В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: 1) организации педагогического процесса; 2) руководства деятельностью воспитанников.
Принципы организации педагогического процесса.
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности.
Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой.
Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.
Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности.
С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.
Принципы управления деятельностью воспитанников.
Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Учащиеся должны осознавать технологию учения и владеть приемами учебной работы. Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна.
Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
Успешная реализация указанных принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа — согласованности требований школы, семьи и общественности.
Большое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны i; троиться на основе учета реальных возможностей.
С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников н анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как и всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).
Цель - Принципы - Содержание - Методы - Средства - Формы
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической.
В психологической структуре урока можно выделить три подструктуры: 1 — познавательные процессы, 2 — мотивация учения, 3 — напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент как управление.
Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели; формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; планирование деятельности по достижению цели; реализация проекта — контроль за ходом выполнения — корректировка — подведение итогов.
Вопросы и задания:
1. Назовите выдающихся педагогов прошлого и расскажите об их роли в развитии педагогики.
2. Дайте определение предмета педагогики и основных педагогических понятий.
3. Как Вы разрешите спор между теми, кто считает её искусством. Приведите аргументы в пользу того или иного утверждения.
«ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»
План лекции:
Общие принципы дидактики.
Цели и содержание современного образования (Госстандарт, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия).
Формы организации обучения в современной школе и вузе.
Образование как общественное явление и педагогический процесс.
Сущность, структура и функции процесса обучения
Что следует понимать под обучением и в чем состоит сущность относящихся к нему понятий?
Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:
стимулирование познавательной активности учащихся
организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
развитие мышления, сообразительности, памяти, твоpческих способностей и дарований;
формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
выработка и совершенствование у учащихся учебно-познавательных умений и навыков;
формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).
Какова внутренняя структура процесса обучения?
В процессе обучения, как и во всякой человеческой деятельности, выделяются следующие структурные компоненты: целевой; потребностно-мотивационный; содержательный; операционно-деятельностный; эмоционально-волевой; контрольно-регулировочный; оценочно-результативный.
В чем состоит сущность, значение и определение целевого компонента обучения?
Цель обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся. В этом отношении целевые установки обучения делают для учащихся понятными смысл, способы и направленность учебно-познавательной деятельности.
В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков). Ко второй — развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей). К третьей — воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).
Функции обучения:
1. Образовательная функция
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
2. Воспитывающая функция.
Обучение воспитывает всегда, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
3. Развивающая функция.
Развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса.
Общие принципы дидактики
Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
К. Д. Ушинский к дидактическим принципам он относил сознательность и активность обучения, наглядность, последовательность, прочность знаний и навыков.
Анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Наиболее важными дидактическими принципами являются следующие:
обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
обучение должно характеризоваться проблемностью;
обучение должно быть наглядным;
обучение должно быть активным и сознательным;
обучение должно быть доступным;
обучение должно быть систематическим и последовательным;
в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.
Методы и формы организации учебной деятельности
СУЩНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные характеристики учебной деятельности:
1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3. общие способы действия предваряют решение задач;
4. учебная деятельность ведет к изменениям в самом
человеке — ученике;
В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на 5 групп:
а) методы устного изложений знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся — рассказ,
объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр. Выделяют также монологические (информационно-сообщающие) методы обучения — например, рассказ, лекция, объяснение и диалогические методы изложения учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Педагогические средства — это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр).
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов:
Содержание
Цель - > Принципы - > Методы - > Формы
Средства
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные.
Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт и т. п. Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, трудовой десант, конференция, КВН. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.
Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм: это дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, дни защиты детей, недели театра, книги, музыки, спорта.
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика, факультативные занятия (экскурсии) и пр.
Выделяют формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учащихся. Можно выделить индивидуализированные формы (консультация, зачет, экзамен), групповые формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между учащимися, например, игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т. п. ).
Урок - основная форма организации обучения в современной школе
Урок - это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся, устойчивыми временными рамками (45 минут), заранее составленным расписанием и организацией работы над одним и тем же материалом. В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения.
Структура урока - совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура определяется также целью, содержанием, методами и средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. Типичная структура комбинированного урока включает: организационный момент, проверку домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом.
В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности детей. Выделяют три ее формы - фронтальную, индивидуальную, групповую.
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации обучения. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (школьные лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Лекция. Это теоретическая форма обучения, основной метод - устное последовательное изложение содержания науки.
Для лекции характерны большой объем учебного материала, фундаментальность, сложность логических построений, доказательств и обобщений.
Вводная лекция является вступлением к учебной дисциплине.
Лекции систематического курса носят тематический характер и последовательно раскрывают содержание учебного предмета, его место и роль в подготовке специалистов.
Обзорные лекции читаются обычно на выпускных курсах перед государственными экзаменами.
Установочные лекции сориентировать студентов в содержании курса, объеме учебного материала, оказать помощь в самостоятельном его изучении.
Итоговые лекции проводятся после изучения всего предмета: они углубляют и обобщают ранее изученные знания, логически систематизируют весь учебный материал, раскрывают его профессиональную направленность.
Лекция-дискуссия проводится по темам сложного, гипотетического характера, имеющим неоднозначное толкование или решение. Существуют методические варианты проведения лекции-дискуссии. Вариант первый: студенты в самом начале лекции задают преподавателю вопросы по заранее объявленной теме. Он отвечает на них, разворачивая содержание материала, одновременно предлагает студентам новые вопросы, размышляет, тем самым вовлекая их в дискуссию. Преподаватель создает благоприятную атмосферу для восприятия материала, выступая то в роли участника дискуссии, то в роли лектора.
Вариант второй: дискуссия занимает не все время лекции, а лишь часть ее, обычно в конце. Преподаватель предлагает студентам 2-3 вопроса по теме занятия, которые рассматриваются в дискуссионной форме с опорой на их предыдущие знания.
Лекция-аудиовизуализация
Данный тип лекций приобрел популярность в тех вузах, где имелись аудитории, специально оборудованные обучающей техникой.
Практика показывает, что к лекции-аудиовизуализации целесообразно обращаться на вводном или итоговом, обобщающем, этапах изучения дисциплины или раздела.
Лекция вдвоем (или лекция с приглашением экспертов). Под вторым названием данный тип лекции в литературе встречается чаще. Методика проведения лекции вдвоем относительно проста. В ее проведении помимо преподавателя участвуют еще 2-3 специалиста - эксперты по теме занятия. Это могут быть преподаватели-коллеги, ученые, работники образования. Важно, чтобы они имели разные точки зрения, тогда возникает проблемная ситуация, завязывается диалог, в который «втягиваются» и студенты. Они задают вопросы, могут излагать свою позицию. Необходимо, чтобы стороны, формируя свое отношение к обсуждаемому вопросу, проявляли культуру дискуссии и совместного поиска, осуществляли взаимопонимание и взаимодействие.
Лекция с запланированными ошибками может быть применена на старших курсах, когда студенты достаточно теоретически подготовлены. Ее цель состоит в том, чтобы активизировать студентов, держать их в напряжении в течение всей лекции, развивать внимательность. Преподаватель, готовясь к лекции, закладывает в ее текст определенное количество ошибок содержательного или методического характера, маскирует их, чтобы выявить их было не так просто (А.А.Вербицкий, Н.В.Борисова). Студенты, воспринимая учебную информацию, отмечают ошибки, если их обнаружат. Затем в конце лекции происходит разбор и анализ ошибок, в результате студенты усваивают верную информацию. Ценность лекции данного типа состоит в том, что она одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функции.
Семинарское занятие. Цель семинара - синтез изученной студентами литературы, соотнесение ее с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей студентов.
В современном вузе наиболее распространены следующие три типа семинарских занятий:
1. развернутая дискуссия по плану, заранее предложенному преподавателем;
2. дискуссия по проблеме, названной предварительно, но вопросы сформулированы совместно преподавателем и студентами на самом занятии;
3. обсуждение и защита рефератов по теме занятия.
Семинарским занятиям присущи следующие основные функции:
углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы; развитие умений и способностей самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской работы; формирование аналитического мышления, развитие рефлексии;
привитие умений вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения; развитие устной речи; контроль за степенью и характером усвоения учебного материала.
Критерии эффективности семинарского занятия:
степень активности студентов;
уровень дискуссионности;
глубина обсуждения темы;
весомость коллективно сформулированных выводов;
удовлетворенность студентов и преподавателя проведенным занятием.
Курсовые и дипломные работы
Цель рассматриваемых форм УИРС состоит в том, чтобы студенты углубляли, систематизировали и расширяли знания сверх учебной программы по ведущим предметам, чтобы у них формировались умения в области научно-исследовательской деятельности, развивалось аналитическое мышление, творческий потенциал личности. Обе формы УИРС носят характер самостоятельного теоретического или опытно-экспериментального исследования.
Лабораторно-практические занятия
Цель практических занятий - углубление и закрепление знаний, формирование умений интеллектуально-познавательной, трудовой, профессиональной деятельности. Лабораторно-практические занятия проводятся в кабинетах, лабораториях, мастерских, учебных хозяйствах и, как правило, предусматривают использование учебного оборудования, современной аппаратуры и приборов, электронно-вычислительной техники.
Каждое лабораторно-практическое занятие имеет свой план проведения в зависимости от цели занятия и учебной дисциплины.
Практические занятия могут проводиться после рассмотрения темы на лекции. В этом случае они помогают ее закреплению и формированию заданных умений.
В современном вузе приняты следующие формы лабораторно-практических занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Вопросы и задания:
1. В чем сходство и отличие процесса познания и процесса обучения.
2. Сформулируйте два-три правила обучения, вытекающие из принципов сознательности, прочности, наглядности.
3. Что определяет содержание образования.
4. раскройте основные формы организации обучения в современной школе и вузе.
5. Педагогический процесс: сущность, принципы, основная характеристика.
«ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
План лекции:
1. Создание системы непрерывного образования.
2. Основные принципы непрерывного образования.
3. Структура непрерывного образования.
Создание системы непрерывного образования
Идея непрерывного образования занимает все более заметное место в ряду прогрессивных идей XX в. Смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит обеспечить процветание всему обществу.
Истоки идеи непрерывного образования можно найти у древних философов: Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки.
Но предтечей современных представлений о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский. Вся жизнь должна быть школой.
С середины 70-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.
Каковы же объективные и субъективные предпосылки, вызвавшие потребность перехода к непрерывному образованию?
Объективные предпосылки. В XX в. происходит бурный социально-экономический и научно-технический прогресс. В условиях научно-технического прогресса: обновление техники, технологий, форм труда стало превосходить темпы смены поколений людей. «Конечное образование» вызвало дефицит знаний.
Произошло отставание образования от новых реальностей жизни. Поиск выхода из тупика привел к рождению ряда инициатив: параллельное образование, продолженное образование, повышение квалификации, дистанционное образование, самообразование. Подобные инициативы смогли решить лишь часть стоящей задачи, но не внесли в существующую систему образования свойства непрерывности и целостности.
Таким образом, создались объективные предпосылки для поиска и перехода к непрерывному образованию.
Субъективные предпосылки.
Знания человек должен постоянно стремиться к их расширению и обновлению, к развитию своей личности, а система образования обязана ему в этом помочь.
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.
Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий для общего и' профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства. Функционирование непрерывного образования основывается на следующих принципах:
гуманизма;
демократизма;
мобильности;
опережения;
открытости;
непрерывности.
Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку.
Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте.
Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования.
Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики.
Принцип открытости системы непрерывного образования обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями.
Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества и как результат - преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом.
Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому: «Знания через всю жизнь».
Непрерывное образование способствует решению трех основных задач:
1. подготовке человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;
2. совершенствованию, развитию человека, уже включенного в общественное производство, с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;
3. разностороннему развитию личности, формированию ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей общей культуры.
В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы базовое и дополнительное образования. В свою очередь, базовое и дополнительное образования могут быть общим и профессиональным. Следовательно, можно говорить о четырех подсистемах образования: базовом общем, базовом профессиональном, дополнительном общем, дополнительном профессиональном.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
↓ ↓
Базовое Дополнительное
Общее Общее
Дошкольное (общекультурная подготовка
↓ физкультура, туризм и т.д.)
среднее
Профессиональное Профессиональное
Среднее
Профессионально-техническое Повышение
↓ квалификации
Специальное
↓
Высшее Переподготовка
↓
Магистратура
Аспирантура
Докторантура
Отношения между элементами подсистемы базового образования строятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование более высокого уровня. В подсистеме дополнительного образования звенья самостоятельны и независимы, существуют параллельно друг другу, однако, по сравнению с базовым образованием, оно не является образованием более высокого уровня.
Характерно, что непрерывное образование способствовало рождению ряда инициатив: появились дистанционное, экранное, инновационное, виртуальное и другие типы образования. Все они направлены на более плодотворное решение задач обучения, повышения квалификации, разностороннего развития личности в течение всей жизни.
Концепция непрерывного педагогического образования, подготовленная группой ученых и преподавателей Московского государственного педагогическогоинститута им. Ленина под руководством академика В.А.Сластенина.
Однако в этой концепции не получил глубокой разработки этап послевузовского образования и самообразования учителя. В 1991 г. в Научно-исследовательском институте педагогического образования АПН СССР (Минск) была разработана Концепция непрерывного педагогического образования (научный руководитель профессор Р.С.Пионова).
Непрерывное педагогическое образование - это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, «повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.
Цель непрерывного педагогического образования - формирование разносторонне развитой, свободно мыслящей, творческой личности учителя.
В Концепции непрерывного педагогического образования выдвигаются и рассматриваются три этапа (звена) профессионального становления учителя, которые функционируют в органическом единстве, образуя систему:
первый этап - допрофессиональная подготовка;
второй этап - профессиональное образование;
третий этап - послевузовское образование (повышение квалификации, совершенствование педагогического мастерства).
Структура непрерывного педагогического образования представлена
1этап Допрофессиональная подготовка
|
Детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи |
2 этап Профессиональное образование |
Пед. училища, пед. колледжи, пед.вузы, университеты, инженерно-педагогические факультеты |
3 этап Послевузовское образование |
Магистратура, аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК, академии последипломного образования, курсовая сеть |
Вопросы и задания:
1. Раскройте цели и содержание непрерывного образования.
2. Выделите основополагающие принципы непрерывного педагогического образования.
3. Охарактеризуйте структуру непрерывного педагогического образования.
«СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»
План лекции:
1. Система государственных общеобразовательных учреждений (альтернативных и негосударственных (частных) образовательных учреждений.
2. Образовательные учреждения: типы и организационная система.
3. Особенности состояния российской системы образования.
4. Средства и механизмы государственного управления образовательными системами (Госстандарт, лицензирование, аттестация, аккредитация).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИХ ТИПЫ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Комплекс институтов образования
Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (кор-рекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического
здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.
Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями.
Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: ( ступень — начальная школа (3—4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2—3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.
Специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В такие образовательные учреждения дети и подростки направляются органами управления образованием только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагогической консультации.
Для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.
Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.
Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени.
В системе общего образования России
преобладают различные формы государственных общеобразовательных учреждений. Вместе с тем определенное распространение получили частные и альтернативные общеобразовательные учреждения, которые функционируют на основе государственного лицензирования и последующей государственной аккредитации.
Система негосударственных и альтернативных образовательных учреждений действуют с 1991 г., когда был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы, которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения).
По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:
привилегированные, в которых за очень высокую плату
обеспечивается высокое качество образования;
для детей, которые нуждаются в особых условиях для
обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.
Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.
К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести такие гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; медико-философская школа-лицей при МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).
Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начальное профессионально 'образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.
Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях — техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах, колледжах).
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Цели и содержание
современного образования
Содержание образования — это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, и также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.
Содержание образования имеет исторический характер определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель.
Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация.
Прежде всего — необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденции развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
Наряду с «Законом об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
Объем школьного компонента содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования относятся общеобразовательный характер учебною материала; гражданская и гуманистическая направленность содержания; связь учебного материала с практикой перемен в обществе; основообразующий и системообразующий характер материала; интегративность изучаемых курсов; гуманитарно-этическая направленность содержания образования; развивающий характер учебного материала; взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов; эстетические аспекты содержания образования.
Содержание образования находит выражение в учебных планах, программах, учебниках.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Соблюдение Государственного стандарта обязательно для всех учебных заведений страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.
В образовательном стандарте выделяются два компонента — инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и изменяется сравнительно редко, и вариативная часть — для быстрого реагирования на запросы общества. Эта часть систематически обновляется и пересматривается. Структура стандарта: типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативной составляющих содержания, государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.
Государственный компонент составляет инвариантную часть базисного плана, а региональный (школьный) компонент — часть вариативную. Главная цель внедрения стандарта — не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования во всех типах учебно-воспитательных учреждений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям выпускников. Образовательный стандарт — своеобразная гарантия на получение образования высокого уровня. Образование, как и любой иной продукт, должно иметь сертификат качества.
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.
В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным. Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным.
ОБЩЕСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
XX век стал веком образования.
Во-первых, с помощью образования существенно расширились возможности удовлетворения насущных потребностей человека; оно обогащает духовно-нравственную сферу личности; дает возможность осуществить профессиональную подготовку человека.
Во-вторых, образование помогает общению людей, возникновению общих интересов - духовных и профессиональных.
В-третьих, будучи составной частью культуры, образование, в свою очередь, активно содействует ее развитию и продвижению в широкие массы.
В-четвертых, ориентируя на проведение научных конференций, симпозиумов, учебных семинаров, образование способствует укреплению национальных контактов, расширению государственных связей.
В-пятых, знания становятся капиталом.
Существует ряд определений понятия «образование». По мнению академика Ю. К. Бабанского, «образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей».
Академик И.Ф.Харламов предлагает следующее определение: «Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие».
Как видно из приведенных определений, понятие «образование» рассматривается как явление многофункциональное, как процесс и результат познавательной деятельности, как средство формирования личности, ее мировоззрения и различных качеств, как путь профессиональной подготовки человека.
Опираясь на существующие подходы к трактовке образования, мы предлагаем следующее определение данному понятию.
Образование - это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации, знаний и умений, социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения и различных качеств.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте систему государственных и негосударственных образовательных учреждений в России.
2. отметьте основные стратегические факторы, создающие новый фон для управленческой деятельности в образовании. Дайте подробную характеристику данным факторам (нестабильности, неоднородности, ограниченности ресурсов).
«ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ»
План лекции:
1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
2. Коллектив как объект и субъект воспитания.
3. Понятие о методах воспитания, их классификация (методы формирования общественного поведения и организации деятельности: приучение и упражнения, пример, игра, поручение, соревнование, методы формирования сознания: беседы, диспуты, лекции, обсуждение материалов, СМИ, литературных произведений; методы поощрения и наказаний).
4. Воспитание в семье.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
'Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу.
Задачи воспитания более широкие - они сводятся к выработке у личности глубоких личных убеждений, чувств, привычек, потребностей и устремлений.
Процесс воспитания характеризует большая длительность.
«Воспитание осуществляется не только в классе, а буквально на каждом квадратном метре нашей Земли. Воспитательная работа руководит всей жизнью ученика» (А.С.Макаренко).
В процессе воспитания результатом является сформированное качество. Задача - воспитать общественно-значимые мотивы.
Характерной особенностью процесса воспитания является его перспективность и целеустремленность. Одной из особенностей воспитательного процесса является его непрерывность.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
2. Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив - группа людей, объединенная общими общественно значимыми целями, общими задачами, деятельностью, имеющая актив и подчиняющаяся дисциплине.
Признаки коллектива:
Общественно значимые цели. Общие задачи. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
Наличие актива. Воспитательная функция коллектива – разностороннее развитие личности.
Две основные задачи коллектива:
Формирование личности в коллективе.
Сохранение индивидуальности в коллективе.
Сам А.С.Макаренко писал: «Первую задачу я проверил, вторую не удалось». (1936г.)
Виды коллективов:
1. Связанные общественной деятельностью (ветеранов, партийный).
2. Связанные общей деятельностью (школьный, студенческий, рабочий).
3. Связанные общими увлечениями (спортивный, хоровой).
Этапы формирования коллектива
Первый этап - становление коллектива. В коллективе есть общие общественно значимые цели, общие задачи и деятельность. Таким обычно бывает вновь созданный коллектив.
На первом этапе руководитель должен выступать в позиции организатора коллектива, от него исходят все требования и проверка их выполнения. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились.
Ошибки первого этапа:
торопливость с выбором актива - на этом этапе нужно выбирать или назначать временный актив;
создание видимости демократии.
Второй этап развития коллектива: в коллективе есть общие общественно значимые цели, общие задачи, общая деятельность, актив, дисциплина. Дисциплина бывает двух видов: приказа и принуждения, сознания. Дисциплина формируется через принуждение, и только со временем появляется дисциплина сознательная. На втором этапе сознательной дисциплины у всех членов коллектива еще нет.
В этот период усиливается влияние актива, он сам предъявляет требования к членам коллектива. Происходит стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Руководитель на втором этапе переходит к позиции опосредованного руководства. Следует отказаться от прямых требований и проверки, действовать только через актив.
Ошибки второго этапа:
фальшивое опосредованное руководство - когда руководитель создает видимость демократии, но жестко контролирует деятельность как актива, так и коллектива в целом.
Третий этап - расцвет коллектива. Коллектив имеет все признаки. Возможен дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет к себе более высокие требования, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек.
Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива этой стадии.
Позиция руководителя - консультант, советчик.
Четвертый этап развития коллектива. Коллектив характеризуется наличием всех признаков. Возможен дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет требование к себе самому, как если бы это было требование коллектива. Все члены коллектива занимаются самовоспитанием. В производственной сфере таких коллективов пока нет. Приближаются к этому уровню коллективы альпинистов.
Вопросы и задания:
1. Что общего у воспитательной работы и образовательной и в чём состоят её особенности.
2. Назовите основные этапы формирования коллектива, отметьте основные ошибки каждого этапа.
3. Что Вы считаете самым удачным в воспитательных приемах ваших родителей. Какие традиции были в вашей семье. Какие формы воздействия вызывали у вас отрицательную реакцию, почему.
Идеал
Идеал (от греч. iδεa) - образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую её от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни — социальной, политической, нравственной, эстетической и т. д. Категория идеала обладает глубоким социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства, братства.
Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой классической философии. Кант, связав проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел её в анализе эстетической способности суждения. Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не имеют и идеала, например естественно-природные ландшафты. Также не могут иметь идеала и предметы, имеющие свою цель «вне себя», как, например, орудия труда, инструменты и проч. Единственным из всех известных нам явлений, говорил Кант, действующих по внутренней целесообразности, является человек как представитель рода, составляющего его цель. В животном внутренняя целесообразность осуществляется, как и в растении, без сознания и воли, лишь инстинктивно.
Для человека характерно свободное, т. е. сознательно совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рода. Он включает в себя, таким образом, осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то, будь то бог или вещь в себе.
Согласно Канту, идеал как состояние достигнутого совершенства человеческого рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением противоречий между индивидом и обществом, т. е. между индивидами, составляющими общество (род). Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом и влечением и т. п. Каждый шаг по пути прогресса есть поэтому шаг по пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.
Однако при таком толковании этот идеал оказывается как раз чем-то абсолютно недостижимым или достижимым лишь в бесконечности. Идеал, как горизонт, всё время отодвигается в будущее по мере приближения к нему. Между каждой наличной, данной ступенью «совершенствования» человеческого рода и идеалом всегда лежит бесконечность - бесконечность эмпирического многообразия явлений в пространстве и времени. Как только человек начинает мнить, что он достиг конца пути (в науке, в политическом строе, в морали и т. д.), так мнимость эта сейчас же обнаруживается для него в виде антиномий, в виде противоречий, раздирающих его сознание. В науке это положение выражается в том, что по поводу каждого предмета всегда возможны по крайней мере две взаимоисключающие теории, равно оправданные и с точки зрения «чистой логики», и с точки зрения опыта. Эти антиномии — индикаторы вечной незавершенности познания и нравственной сферы («практики») — Кант анализирует в «Критике чистого разума» и в «Критике практического разума».
Согласно Канту, ни теоретический, ни практический идеал невозможно задать в виде образа - в виде чувственно созерцаемой картины «совершенного» и «завершённого» состояния, ибо в науке это было бы претензией на изображение «вещи в себе», а в «практическом разуме» — на изображение бога. Но ни «вещь в себе», ни бога чувственно представить себе нельзя. Их можно только мыслить как условия возможности и науки, и нравственности, как гарантии «теоретического» и «практического» разума, всегда остающиеся «по ту сторону» рассудка и опыта, как необходимые априорные допущения, делающие возможными и опыт, и рассудок. Иными словами, в «теоретическом разуме» в науке идеал может выступать только в виде постулата «запрета противоречия», а в «практическом разуме» — в виде категорического императива. Эти постулаты никогда не могут быть реализованы в реальной деятельности человека (в науке и практике). Они действуют здесь лишь как априорно принимаемые «регулятивные принципы» деятельности.
Единственно, где идеал как непосредственно созерцаемый образ «совершенства» и «завершённости» может быть дан, это — в искусстве, в художественном творении гения. Здесь достигается «примирение» всеобщего (нормативного) и индивидуального (характеристичного), целого и частей, морального и легального, должного и сущего и проч. Поэтому идеал выступает как прекрасное. Если «характеристичное» (индивидуальное) преувеличено за счёт «нормального» (абстрактно- всеобщей нормы), то красота исчезает и возникает карикатура. Если же, наоборот, на первый план выпячивается «нормальное» (среднеобщее), то возникает безжизненная абстрактная фигура, чертеж, не прекрасный, а лишь правильный, не художественно-эстетический, а лишь школьно-академический образ.
Из этого понимания идеала развились эстетические и философ-ско-теоретические концепции Фихте, Шеллинга и Шиллера. Фихте, расшифровывая учение Канта об идеале на непосредственно политической проблематике, ясно показал, что под категорическим императивом на самом деле скрывалось требование абсолютного равенства всех индивидов перед лицом закона, а под «эмпирическими» условиями его осуществления - реальное сословное неравенство, расцененное как «безнравственное» состояние общества и индивида.
И Кант, и Фихте полагали, что идеал этот есть высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного самоусовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека» (индивида) как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства. Они исходили из того, что абсолютное формально-правовое равенство любого индивида любому другому индивиду само по себе обеспечит полное раскрытие всех «естественных» задатков и способностей каждого индивида. Таким образом, в виде идеала, в виде постулата и императива ими был сформулирован принцип буржуазного права, идеального буржуазного общества. Фихте изобразил этот идеал в виде всемирного содружества абсолютно равноправных «Я», добровольно установленного ими самими. Но при таком толковании идеал кантовско-фихтеанской философии начинал казаться чем-то очень трудно достижимым, чем-то очень далёким. Обращаясь к «притеснителям» нравственности человека (т. е. к сторонникам сословного неравенства и феодальной раздробленности страны), Фихте восклицал: «Стесняйте, расстраивайте его планы! Вы можете задержать их, но что значит тысяча и паки тысяча лет в летописи человечества?» Толкуя этот идеал как абсолютное равенство всех индивидов «во Едином великом Единстве чистого духа…», он констатировал «Единство чистого духа есть для меня недосягаемый идеал, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена в действительности». Это — неизбежный вывод из представления, согласно которому полное раскрытие личности, гармоническое развитие индивида, может быть лишь результатом постепенного нравственного самоусовершенствования всех людей, всех «эмпирических» (т. е. нравственно испорченных сословным строем) индивидов, в том числе князей, попов, чиновников всей Земли.
Впоследствии эта идея «нравственного самоусовершенствования» как единственного пути человечества к идеальному состоянию вошла в арсенал всех антиреволюционных концепций (например, религиозно-этического учения Л. Толстого, Ф. Достоевского, Ганди и далее — вплоть до учений современных правых социалистов). Этот идеал направлен одним остриём против всякой формы «неравенства» человека человеку, другим - против революционного пути упразднения этого неравенства. Революция, как акт насилия, с точки зрения этого идеала выглядит так же, как «безнравственно-кровавый» акт с точки зрения нравственного императива; он ничуть не лучше того состояния, против которого он направлен.
Гегель, глубоко понявший бессилие этого «прекраснодушного» идеала, сравнил исследователей идеи нравственного самоусовершенствования с благороднейшим человеком, который боится обнажить меч в борьбе против порока, опасаясь, что он может быть «испачкан» кровью врага. В итоге меч остаётся, правда, чистым, но только потому, что он никому не грозит .…. Абсолютное бессилие абстрактного нравственного императива перед лицом эмпирических условий его осуществления (непосредственно перед лицом сословно-феодального неравенства и всей его культуры - теоретической, эстетической, моральной, бытовой и т. д.) заставило Гегеля искать другой путь решения проблемы идеала. Прежде всего Гегель позаботился о том, чтобы разрушить логический фундамент этой концепции — теорию «чистого разума».
Для Канта идеал теоретического разума, т. е. всеобщая форма и условие истины, состоит в полной и абсолютной непротиворечивости знания, т. е. в полном тождестве научных представлений всех людей об одной и той же вещи «в одно и то же время и в одном и том же отношении». Этот идеал науки и выступает у Канта в виде категорического императива рассудка, т. е. в виде запрета логического противоречия. Неосуществимость этого постулата в науке, развивающейся именно через выявление и разрешение противоречий, является, согласно Канту, показателем того, что истина не достигнута и никогда в течение «конечного времени» достигнута не будет. Поэтому выявление противоречия в науке Кант расценивает как индикатор незавершённости знания, указывающий теоретическому разуму, что его претензия «объять необъятное» (т. е. вещь в себе) обречена на вечную неудачу.
Идеал, однако (как и в нравственной сфере), — полный теоретический синтез всех эмпирических сведений, их «единство в духе» (т. е. в мышлении) - составляет неустранимую потребность этого разума, его «регулятивный принцип» и идеал, к которому он стремится и никогда не достигает. Тем самым непротиворечивое единство знания выступает у Канта как «необходимая иллюзия разума». Таким образом, запрет противоречия выступает как высший априорный закон рассудка, а наличие противоречия — как вечное «эмпирическое» состояние разума, гоняющегося за полным синтезом, за своим идеалом. Запрет противоречия - ложное, а наличие необходимо возникающего противоречия - сущее, действительное и необходимое состояние разума, его форма и закон. Так почему же, спрашивает Гегель, неосуществимое должное мы обязаны считать и почитать за высший и непререкаемый закон мышления, а реальную форму и закон развития человеческой научной культуры - за «иллюзию», хотя бы и необходимую, за «фикцию» разума, гоняющегося за синей птицей «полного синтеза знания», за познанием «вещи в себе».
Не разумнее ли рассудить как раз наоборот?
Гегель разрушает оба постулата кантовской философии (запрет противоречия и категорический императив) с позиций историзма. Против них он заставляет свидетельствовать историю науки и нравственности. При этом нравственность понимается Гегелем широко, включая, по словам Энгельса, «1) абстрактное право, 2) мораль, 3) нравственность, к которой, в свою очередь, относятся, семья, гражданское общество, государство».
История показывает, что вовсе не запрет противоречия и не категорический императив были тем идеалом, к которому изначально стремилась история человечества. Напротив, движущей силой развития духа в теории всегда было противоречие. Стало быть, не запрет, а наличие противоречия является формой и законом реального развивающегося духа (мышления). Диалектическое противоречие, т. е. столкновение двух взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих тезисов, есть поэтому не «фикция», не «иллюзия», не показатель заблуждения разума, не индикатор тщетности его попыток понять «вещь в себе», а его «естественная», имманентная ему форма и закономерность развития, а потому и форма постижения «вещи в себе».
Действительный идеал науки - это понимание «вещи в себе» как единства противоположностей, как живого, развивающегося процесса, снимающего силой противоречия все «конечные», зафиксированные свои состояния.
Идеал знания и нравственности, который выдвигает Гегель против Канта, — это не застывшая мертвая «вещь», а «суть дела» — категория, диалектически противоречивая природе духа.
Вечное, никогда не завершаемое обновление духовной культуры человечества, происходящее через выявление противоречия в составе наличной стадии знания и нравственности и через разрешение этого противоречия — в рождении новой стадии, в свою очередь чреватой противоречием и потому также подлежащей «снятию», — таков идеал Гегеля. Это и было главной заслугой Гегеля в истории мысли. Однако это огромное завоевание было нейтрализовано идеализмом гегелевской философии. Гегель исходил из того, что именно мышление, саморазвивающееся через противоречие тезиса и антитезиса, есть причина развития науки и нравственности (т. е. истории). Поэтому идеал в его чистом виде вырисовывается перед человеком не в образах искусства и не в образе «идеального строя» жизни и нравственности, а только в «Науке логики», в виде системы диалектически развивающихся категорий. Всё же остальное - и искусство, и политическая история человечества, и промышленность - короче говоря, всё предметное тело цивилизации есть только «побочный продукт», издержки производства «чистой логики», сами по себе не имеющие значения. Таким образом, все другие (кроме логики) формы сознания и самосознания человечества — конкретные науки, право, искусство и т. д. — суть только «несовершенные воплощения» творческой силы диалектического мышления, земные воплощения идеала, представленного в «Науке логики».
В результате гегелевское учение об идеале оказалось в общем и целом крайне консервативным. Мышление, идеальный образ которого задан в «Науке логики», диалектично. Но когда это идеальное мышление обрабатывает естественно-природный материал, оно вынуждено с ним считаться. В итоге продукт всегда выглядит как идеал, преломленный через упрямую антидиалектичность земного, вещественно-человеческого материала.
Поэтому Гегель под видом единственно возможного в земных условиях «воплощения» идеала и увековечивает (обожествляет) всю ту наличную эмпирию, которая ему исторически была дана. В том числе экономическую (хозяйственную) структуру «гражданского» — буржуазного - общества, а далее её надстройку - конституционную монархию по образцу Англии или империи Наполеона. Прусская же монархия была им истолкована как весьма близкая к этому идеалу форма государства или как система, воплощающая этот идеал единственно возможным в национально-немецких условиях способом.
Этот образ мысли вовсе не был личной изменой Гегеля принципам диалектики. Это было абсолютно необходимым последствием и выводом из идеалистической диалектики. Соответственно идеал человека для Гегеля - это уже не всесторонне и гармонически развитая личность, а только личность, умеющая мыслить диалектически. При этом совершенно безразлично, кем эта личность является во всём остальном — чиновником или монархом, предпринимателем или даже лакеем. Таким образом, в качестве эмпирической предпосылки идеального (т. е. диалектически мыслящего) человека эта теория идеала увековечивает наличную форму разделения труда в обществе, в частности товарно-капиталистическую. Разумеется, что ближе всего к идеалу с этой точки зрения стоит представитель диалектической логики. Таким образом, эта точка зрения идеализирует профессиональный кретинизм, возводит уродство в добродетель.
Условия же, обеспечивающие всесторонне гармоническое развитие личности в современном (а тем более в грядущем) мире, согласно этому пониманию, абсолютно невозможны. Они были возможны лишь в младенческом состоянии мира, в рамках маленького античного полиса с его демократией. Большие размеры «современных» государств и сложность системы разделения труда делают невозможной и демократическую организацию общества, и всестороннее развитие способностей личности. Здесь, по Гегелю, естественной, т. е. соответствующей идеалу, формой является только иерархически-бюрократическая система управления общественными делами. Против этой стороны гегелевской философии государственного права и была направлена критика Гегеля «слева», левогегельянская версия диалектики и учения об идеале.
С этого же начал и Маркс. Именно в силу идеализма гегелевского учения об идеале гегелевский идеал органически враждебен коммунистическому идеалу, принципиально несовместим с ним. В силу этого выход из тупика, в который неумолимо попадала идеалистическая концепция идеала, был найден только тогда, когда диалектика связала свою судьбу с революционной борьбой пролетариата и порвала с формально-юридическим представлением о «равенстве» и об условиях развития личности.
Рассмотрев буржуазную ограниченность как кантовско-фихтеанского, так и гегелевского понимания идеала и подвергнув их критике с позиций пролетариата, Маркс и Энгельс материалистически переработали и использовали классические идеалистические учения об идеале. Человек отличается от животного не «мышлением» и не «моральностью», а трудом. Он деятельно преобразует природу и самого себя. В этом и заключается его подлинная «природа». Этим исторически определяется и высшая цель, т. е. идеал человеческой деятельности. Человек является самоцелью только как субъект предметно-практического преобразования природы и общественных отношений, а не как мыслящая или моральная личность. В понимании этого факта и был найден ключ к проблеме идеала.
Формально-правовое равенство человека человеку есть классовый идеал буржуазии. Его реальным субстратом оказывается конкретно-историческая форма экономического неравенства — капиталиста и наёмного рабочего. Свобода в сфере мысли и морали здесь рассматривается в отчуждении от экономических отношений и предполагает абсолютное рабство человека в сфере реальной жизни, и прежде всего в экономике, и ведёт к превращению человека в частичную деталь частичной машины, в раба вещей. Для пролетариата и вообще для большинства рода человеческого этот идеал вовсе не так заманчив, как для философа - идеолога буржуазии.
Первой формой преодоления буржуазного идеала в истории оказались учения социалистов-утопистов — Фурье, Сен-Симона, Оуэна. В противоположность реальному положению человека внутри буржуазного общества утописты провозгласили социалистический идеал общественного устройства, основанного на принципах общественной собственности на средства производства и обеспечивающего всесторонне гармоническое развитие каждого человека. Однако, будучи оторванными от реальной борьбы пролетариата, они апеллировали при обосновании своего идеала к абстрактным принципам разума и справедливости, хотя, по существу, их идеал был отражением интересов пролетариата в буржуазном обществе.
Пролетариат, в силу реально-бесчеловечных условий своего существования внутри буржуазного мира, оказывается естественным врагом этого общества и его идеала. Но только теоретики пролетариата приходят к выводу, что подлинная свобода человека может быть достигнута лишь на основе коммунистического обобществления материальных средств и условий жизни, и прежде всего средств производства. Иными словами, социалистический идеал может быть осуществлён только через коммунистическую революцию. Этот акт в силах совершить только класс и никогда — не индивидуум, каким бы он ни был нравственно или интеллектуально совершенным. А класс поднимается на борьбу не силой идеала, как бы заманчив тот ни был, а только силой реальной жизни, т. е. когда идеал совпадает с назревшей в общественном организме массовой потребностью, с массовым материальным интересом класса. Только при условии такого совпадения идеал и вызывает в массах отклик и вдохновляет на действие. В этом смысле Маркс и Энгельс категорически возражали против толкования коммунизма как идеала: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние».
В этой форме выражения мысли отчетливо видна полемическая направленность против кантовско-фихтеанского и левогегельянского понимания идеала и его отношения к «теперешнему состоянию», к совокупности налично-эмпирических условий борьбы.
Реальное движение вызывается давлением реальных же, и прежде всего экономических, противоречий и направляется на их разрешение путём действия, путём установления нового состояния, в котором прежние противоречия «снимаются». Это новое состояние, единственно способное разрешить существующие противоречия, и есть тот образ, который называется идеалом. В мышлении он рождается раньше, чем противоречия будут разрешены реально, т. е. раньше его собственного предметного осуществления. Это оригинальное положение, когда образ рождается раньше того предмета, который он отражает, и создаёт всю трудность проблемы идеала, неразрешимую для метафизического материализма с его вариантом теории отражения. Предмета как непосредственно созерцаемой вещи ещё нет, а его образ уже есть. Этот образ — коммунизм как единственно возможная форма разрешения противоречий буржуазной капиталистической системы производства.
Именно поэтому контуры идеала как образа необходимо наступающего будущего есть не что иное, как вывод из анализа существующих противоречий, разрушающих наличное состояние. В этом - вся суть диалектико-материалистического понимания идеала.
Это ни в коем случае не нравственный или интеллектуальный образ желаемого, но не реального состояния, не императив, который противостоит эмпирической действительности и условиям места и времени, как что-то вне их и против них стоящее. Это - сама действительность в полном теоретическом синтезе её имманентных противоречий, т. е. с точки зрения тех перспектив, которые ей же самой имманентны. Из этого ясно видно, как глубоко было усвоено Марксом и Энгельсом рациональное зерно гегелевской критики кантовско-фихтеанского понимания идеала как должного, как априорного императива и постулата. Вместе с тем ясно видно и принципиальное отличие материалистического толкования диалектики идеала и действительности от идеалистически-гегелевского толкования этой диалектики. Отличие подлинной революционности от консерватизма под маской ультрареволюционности левой гегелевской школы.
Конкретный состав идеала даётся, таким образом, только научным анализом действительности, эмпирически данной картины развития, с точки зрения тех противоречий, которые нагнетаются и властно требуют своего разрешения. В чём и как может быть найдено это разрешение? Ответ на этот вопрос и совпадает с выработкой правильного, жизненного, конкретного идеала.
Идеал, который был выведен Марксом и Энгельсом из анализа противоречий буржуазного общества и хода классовой борьбы, был чётко обрисован в ряде произведений, и в частности в «Критике Готской программы», в виде контурного изображения (образа) коммунистического строя. Этот теоретически выверенный идеал совпадает с художественно-эстетическим идеалом, вызревшим внутри искусства. Идеал в данном случае выступает как теоретическое и художественно-эстетическое выражение реального, происходящего у нас на глазах движения, с необходимостью ведущего к установлению строя, обеспечивающего всесторонне гармоническое развитие каждого человека. Такой идеал не имеет ровно ничего общего с априорно постулированным императивом, нравственным постулатом, как это пытаются изобразить правые социалисты, базирующие свою социологию и политику на неокантианских схемах, идеалах. Теоретики и лидеры правого социализма (например, К. Реннер, В. Каутский, А. Стрейчи и другие), прикладывая к реальным событиям свой абстрактный масштаб императива, с необходимостью приходят к выводу, что революция и революционная борьба противоречат высшим идеалам человечности, поскольку связаны с насилием и т. п. Но тот же самый императив приводит их к лакейской позиции по отношению к империалистическому, так называемому «свободному миру». Этот мир под их идеал подходит. И не случайно, ибо сам императив уже у Канта был скроен по мерке «совершенного» буржуазного строя с его иллюзиями «свободы личности», «свободы мысли» и т. д. и т. п.
В противоположность кантовско-фихтеанскому представлению об идеале, марксистско-ленинское понимание идеала и его отношение к действительному развитию общества предполагает осуществимость идеала — при условии, разумеется, его адекватности действительному развитию. В противоположность Гегелю, марксистско-ленинское учение об идеале отнюдь не связывается с фетишизацией одной, и именно наличной, ступени общественно-человеческого развития. По мере приближения к этапу развития, обрисованному в идеале, этот идеал вовсе не отодвигается, подобно горизонту, снова и снова вдаль, в грядущее. Напротив, сам состав идеала вырабатывается по ходу развития общественной деятельности, т. е. является исторически творимым, т. е. творимым историей.
Этот процесс конкретизации идеала (коммунистического строя) очень ясно прослеживается на эволюции теоретических и практических представлений об образе коммунистического строя. Чем ближе к коммунизму, тем более рельефными и зримыми, более конкретными становятся черты его образа, складывающегося уже сегодня в труде миллионов. Идеал коммунизма включает в себя представление не только о конечной цели, но и о средствах, о путях её достижения. Именно в этом — конкретность и жизненная сила этого идеала.
Идеал теоретического познания (науки) излагается в диалектико-материалистической теории познания, в диалектике, как логике и теории познания марксизма-ленинизма. Эстетически-художественный идеал разрабатывается мировым искусством и задаётся индивиду через его эстетическое развитие, через потребление сокровищ мирового искусства.
Поздно говорить о политическом идеале, о нравственном идеале и т. д. Деятельность индивида (а потому и форма его продукта) всегда «отклоняется» от абстрактно-всеобщего теоретического норматива. Но это отклонение и есть единственно возможная форма и способ реализации всеобщего идеала, это и есть сам идеал, скорректированный условиями места и времени, характером материала, в котором он осуществляется, особенностями личности индивидуума и т. д. То же самое относится и к реализации идеала в специфически национальных условиях развития целых стран, народов и т. д. В этом в полной мере сказывается диалектика всеобщего, особенного и индивидуального.
Такое отклонение ни в коем случае нельзя толковать как отказ от идеала, как признание его неосуществимости. Наоборот, только полный учёт конкретных условий места и времени и позволяет осуществить через деятельность теоретически или эстетически выверенный идеал. Иначе этот идеал так и останется неосуществимым «благим намерением», разбивающимся о неодолимое упрямство «грубой» реальности.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!