Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Педагогика и психология профессиональной деятельности»»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

Психологическая структура сознания

 

Исходной предпосылкой структурирования сознания как предмета исследования должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном культурно-историческом образовании. В науке существуют представления о сознании и как о эпифеномене, и как о сущности, редуцированной к подсознанию, - они формировались соответствующими типами культурного развития общества. Согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву, развитое сознание человека характеризуется психологической многомерностью, при этом имеет смысловое строение. Смыслы укоренены в бытии, существенными аспектами которого являются человеческая деятельность и общение, они опредмечиваются в действиях и языке. Говоря о структуре сознания, Л.С. Выготский, отталкиваясь от идеи Л. Фейербаха, выделял в нем две составляющих: сознание для бытия и сознание для сознания, образующих два слоя - бытийный и рефлексивный. Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Бытийный слой сознания представлен миром реальных представлений, воображения, культурных символов и знаков, производственной, предметно-практической деятельности. Бытийный слой является истоком рефлексивного слоя, ибо значения и смыслы рождаются в бытийном слое, и наоборот - испытывает на себе влияние рефлексивного слоя, т.к. смысловая оценка присутствует в чувственной ткани образа и биодинамической ткани действия. 

А.Н. Леонтьев выделил в структуре сознания три составляющих. Ими являются: 

Чувственная ткань образа. 

Значение. 

Личностный смысл.

Чувственная ткань - это обобщенное наименование для различных перцептивных образов. В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается. Она состоит или из актуально воспринимаемых, или всплывающих в памяти, или воображаемых образов, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и прочим характеристикам. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его, объективно, как объект деятельности индивида.

Природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессе деятельности, связывающей субъекта с внешним предметным миром. Чувственные впечатления служат толчком, приводящим в действие познавательные процессы и способности человека, «добывающие» дополнительные, скрытые от непосредственной перцепции, сведения о действитель­ности. У человека чувственные образы приобретают новое качество - собственную означенность.

Значения - следующий важнейший компонент человеческого сознания. Значения - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Они преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык. Он фиксирует в идеальной форме предметы и явления материального мира, их свойства и отношения, общественно выработанные действия, нормы жизни и поведения, традиции, культуру. Значения классифицируют как:

-         операциональные (связанные с биодинамической тканью);

-         предметные (связанные с чувственной тканью);

-         вербальные (связанные со смыслом).

Значения существуют объективно вне индивидуального сознания человека. В процессе интериоризации происходит присвоение предметных значений, знаковых систем. Интериоризация укорачивает путь постижения значений (ничего не изобретается вновь). Это явление позволяет присваивать человеческий опыт в свернутом обобщенном виде. Первоначально овладение значениями происходит во внешней деятельности ребенка с реальными предметами, где он усваивает непосредственно предметно отнесенные значения. Позднее он усваивает логические операции, помогающие интериоризировать предметные значения, превратить их в отвлеченные, используемые в идеальном (умственном) плане. Итак, интериоризуясь, значения становятся достоянием индивидуального сознания, превращаясь в личностный смысл.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Характерной особенностью значений на уровне личностного смысла является их пристрастность, их особая субъективность. Важно .отметить, что -значения при этом не утрачивают своей объективности и общественно-исторической природы (разумеется, речь идет о сохранном сознании). Понятие смысла в. равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не является безличным знанием, оно всегда принадлежит живому субъекту, включенному в систему деятельностей, и потому всегда связано с отношением. Таким образом, можно считать, что понятие значения выражает подключенность индивидуального сознания к общественному, а понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека. Значения и смыслы взаимно трансформируемы: в сознании человека постоянно случаются, означения смыслов и осмысление значений (В.П. Зинченко). При подобных взаимопереходах возможны элементы недопонимания, вызванные недосказанностью или сложностью постигаемых значений. При этом подобное непонимание не следует расценивать только негативно, оно может стать и позитивным моментом в развитии уровня познания человека, в его творчестве.

В.П. Зинченко, развивая традицию отечественной психологии, дополнил структуру сознания. Им введено понятие биодинамической ткани движения и действия. В его видении сознание образовано двумя слоями: бытийным, состоящим из чувственной ткани образа и биоди­намической ткани живого движения и действия, и рефлексивным - куда входят значение и смысл.

Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия. По мере их построения и формирования более сложным становится и их внутреннее содержание, заполняясь когнитивными, эмоционально-оценочными образованиями. Произвольность и целесообразность движениям и действиям задает слово, придающее им внутреннюю форму. В чистом виде, без внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать в хаотических движениях новорожденных, в импульсивных действиях взрослых.

Чувственная ткань представляет собой строительный материал образа.               И динамическая, и чувственная ткань обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Кроме того, они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другую. Так, движение, развернутое во времени, способно обратиться во вневременной образ пространства. «Остановка может рассмат­риваться как накопленное движение» (И. Мандельштам).  И пространст­венный образ может развернуться в динамичный.

Рефлексивный (оценочный) слой сознания представлен значениями и смыслами. Содержанием рефлексивных актов становится сопоставление ситуации с промежуточными результатами действий и возможностью их продолжения. Между бытийным и рефлексивным слоями существует живая связь и взаимопереходы: рефлексивный слой присутствует в процессе реализации бытийного, а бытийный - является условием включения рефлексивного.

В обобщенном виде сказанное может звучать следующим образом: идеи, понятия, житейские и научные знания соотносятся со значением как компонентом рефлективного слоя сознания; человеческие ценности, переживания, эмоции, аффекты соотносятся со смыслом, также входящим в рефлективный слой; производительная, предметно-практическая деятельность соотносима с биодинамической тканью движения и действия как компонентом бытийного слоя; представления, воображение, культурные символы и знаки соотносимы с чувственной тканью, входящей в бытийный слой сознания.

В подобной структуре сознания все компоненты могут развиваться гармонично, или какой-либо компонент может взять на себя доминирующую роль. При вовлечении в деятельность сознания всех компонентов оно приобретает бытийный и рефлексивный опыт и соответствующие ему черты.

Разумеется, выделение слоев сознания и его образующих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Каждый акт сознания, по словам           Г.Г. Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт могут быть вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В.П. Зинченко).

 

 

Самосознание

 

Формирование личности осуществляется по трем основным направлениям: деятельность, общение, самосознание.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовер­шенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием, многочис­ленных социальных влияний и включает 4 компонента (по B.C. Мерлину):

сознание отличия себя от остального мира;

-         сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

-         сознание  своих  психических  свойств,   эмоциональные
самооценки;

-         социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

По мнению Л.Д. Столяренко, в современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом геле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Несознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко).

Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым полушарием.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды, социальной среды);

осознание своей активности - «Я управляю собой»;

осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это
может быть и мое качество»);

моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего
внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непре­рывность таких переживаний и дает человеку возможность интег­рировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я»
(«Я как действующий субъект»);

осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я»
и «Идеальное Я»);

3)   познавательные, когнитивные представления о себе («Я как
наблюдаемый объект»);

4)   эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:

самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г. Юнгом и основана на противо­поставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов челове­ческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал»,  «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я» - субъекта и «Я» - объекта, все же необходимо их различать - принято называть первую сторону личности «Я», а вторую - «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать - и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенап­равленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

-          непосредственно-чувственный уровень - самоощущение,
самопереживание психосоматических процессов в организме и
собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате
достигается простейшая самоидентификация личности;

-          целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как
деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоакгуализация, отрицательная и положительная идентификация и
поддержание аутоидентичности своего «Я»;

-          рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень -
осознание личностью содержания собственных мыслительных
процессов личности, в результате возможно самонаблюдение,
самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

-          целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез
трех рассмотренных уровней, в результате выполняются рёгулятивно-
поведенческие и мотивационные функции через многочисленные
формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации,
самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики,
самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

отношение к себе;

отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная
проекция).

Осознание отношения к другим людям бывает качественно различным:

эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как
самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне
помогают, то - хорошие люди»);

группоцентрический уровень отношений («Если другой человек
принадлежит к моей группе, он - хороший»);

просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность,
уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с
другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек
находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом.
Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому
человеку»).

 

 

Возникновение и развитие сознания

 

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллек­тивное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последо­вательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (социализации).

Для развития человеческого сознания важное значение имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направ­ленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и посте­пенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредст­вованным путем. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный и в постнатальный период эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент -это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью, т.е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. Мать здесь дает культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития челове­ческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного произ­водства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это - рост экономического благосостояния разных народов и стран, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

 

Психология бессознательного

 

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические процессы, но актуально человеком не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, вызывающие непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.

У истоков изучения бессознательного стоял основатель психо­анализа                             3. Фрейд, создавший первую теорию бессознательного. Ряд положений теории                 3. Фрейда был изложен в предыдущей главе. Согласно этой теории, психика человека представлена сознанием, предсознанием и бессознательным.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений -ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминиро­ванные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. 3. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно постав­ленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

Забывание имен представляет собой другой пример бессозна­тельного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забы­вающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными жела­ниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая - детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредст­венно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответст­вующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим меха­низмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Оно включается в действие в следующих случаях:

-         когда перед человеком возникают неожиданные, интеллек­туально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

-         когда человеку требуется  преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

-         когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;

-         когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении, поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Если 3. Фрейд выделял индивидуальное бессознательное, то К. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного. Юнг рассмат­ривал психику как взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Коллективное бессознательное есть комплексный результат филоге­нетического опыта, коллективных идей, представлений человечества, воплощенных в мифах и передавшихся генетической памятью. Коллективное бессознательное у всех людей идентично и выступает для каждого индивидуального бессознательного всеобщим осно­ванием. По своей природе это наиболее глубинный слой психики. В структуре бессознательного Юнг открыл функциональные единицы - «комплексы» как совокупность психических элементов (идей, мнений, убеждений). Центральную часть комплекса составляют «архетипы» (с греч. - первообраз) - такие связи идей, образов и прочих образований, которые передаются из поколения в поколение, создавая при этом заданную предрасположенность к определенному поведению. Подобная предрасположенность определяет не только индивидуальное поведение, но характеризует поведенческие особенности общности, этноса и даже поколений. Другими словами, Юнг увидел в архетипе проявление коллективного бессознательного. При этом архетип как таковой отличается от его переработанных форм - сказок и мифов. У каждого человека он трансформирован индивидуально, но все же оказывает на него направленное типичное влияние.

В структуре человеческой психики К. Юнг выделил три компонента: Эго - собственно сознание; Оно - индивидуальное бессознательное; коллективное бессознательное (как уже сказано, состоящее из архетипов). Согласно Юнгу, человек способен преодолеть границы собственного Эго и стать причастным к человечеству и космосу.

Значительный интерес представляет еще один подход к видению бессознательного, предпринятый итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Психический строй личности, по Ассаджиоли, складывается из ряда динамических составляющих:

низшего   бессознательного, управляющего базовыми
психологическими активностями, примитивными потребностями и
эмоциональными комплексами;

среднего   бессознательного, ассимилирующего опыт
(соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда);

сверхсознания,   воплощающегося в высших чувствах и
способностях;

поля сознания, включающего анализируемые чувства, мысли,
побуждения;

ясного осознавания, проявляющегося как сознательная самость;

высшей самости, существующей отдельно от сознания, ума и
тела.

Перечисленные элементы представлены в индивидуальной психике каждого и структурируют коллективное бессознательное.

Представленные подходы к толкованию бессознательного указывают на его актуальность в целом для науки. Вместе с тем различие подходов обнаруживает сложность и неоднородность описываемого явления. Несмотря на наличие в определенные периоды в отечественной психологии негативного отношения к проблеме бессознательного, она исследовалась Л.С. Выготским. Он рассматривал эту проблему как методологическую, предлагая решить вопрос о ее психологическом статусе. «Это философский вопрос, который должен быть решен теоретически, прежде чем мы можем приняться за объяснение специальных фактов» (Л.С. Выготский). В работе «Психика, сознание, бессознательное» Л.С. Выготский затрагивал проблему основных характеристик и критериев бессознательного в его противопоставлении сознанию. Он развивал идею о полиморфности бессознательного, а также о формировании бессознательного, происходящего по мере развития сознания.

Среди современных подходов отечественных психологов к пониманию неосознаваемых процессов наиболее полной нам представляется классификация, предложенная Ю.Б. Гиппенрейтер. Согласно ей, все неосознаваемые процессы можно представить тремя классами:

неосознаваемыми механизмами сознательных действий;

неосознаваемыми побудителями сознательных действий;

3) надсознательными процессами.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают:

-      неосознаваемые автоматизмы;

-      явления неосознаваемой установки;

-      неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

 Неосознаваемые автоматизмы представляют собой действия или акты, совершающиеся без участия сознания, «сами собой». Происхождение автоматизмов двояко. Одни из них - первичные автоматизмы (врожденные акты - мигание, сосание, хватание) - никогда не осознавались. Другие - вторичные автоматизмы  (автоматизиро­ванные действия - чтение, письмо, игра на музыкальном инструменте, вождение автомобиля) - были осознаваемы первоначально, а затем перестали быть таковыми. Вторичные автоматизмы, как действия, характеризуют быстрота выполнения, свернутость, точность, отсутствие сознательного контроля  (он чаще сменяется мышечным контролем). Если чтение первоклассника часто медленно, маловыразительно и недостаточно понимаемо им самим, то чтение взрослого человека, как автоматизированное действие, отличается беглостью, пониманием смысла, ибо контроль со знания переходит с техники чтения на осмысление текста. Механизм возникновения автоматизмов может быть представлен следующим образом: поле сознания неоднородно - в нем выделяются фокус, периферия и граница, за которой простирается область бессознательного. Такая неоднородная картина как бы накладывается на структуру сложного действия, при этом наиболее поздние и сложные компоненты этого сложного действия попадают в центр сознания (его фокус) а ранее сформированные компоненты частью остаются на периферии, а частью выходят за границу сознания. При этом в поле сознания постоянно происходят изменения, его содержание представляется то одним, то другим видом компонентов действий. Так, человек давно не употреблявший иностранный язык, по возвращении    к   пользованию    им    вынужден    первое   время контролировать употребление грамматических форм, «возвращая» это действие в поле сознания. Обычно подобное «возвращение» бывает необходимо при переутомлении,  эмоциональном напряжении.          Ю.Б. Гиппенрейтер указывает на важность этого свойства навыка быть осознанным,  поскольку оно обеспечивает гибкость навыка и возможность его дополнительного совершенствования. Это свойство отличает навыки от автоматических действий.

Явления неосознаваемой установки - описание его принадлежит                 Д.Н. Узнадзе (1886-1950) и его ученикам и последователям (грузинская школа). Установка есть досознательный процесс, оказывающий влияние на конкретное содержание сознания, возникающее на ее базе. Установка - психофизиологический процесс, дающий готовность к определенной активности. Являясь специфической сферой психического, установка оказывается закономерным компонентом деятельности именно как неосознаваемое состояние.

Для возникновения установки в свою очередь необходимы актуальная потребность и объективная ситуация удовлетворения этой потребности. В.Г. Норакидзе выявлена так называемая фиксированная установка, создающаяся у человека в результате обретения им опыта и в силу его черт личности, аттитюдов и т.п.

Известны установки моторные (как готовность к началу двигательной активности), перцептивные (готовность к восприятию), эмоциональные (готовность к определенным переживаниям), умственные (готовность решать умственные, задачи). Значение установки чрезвычайно велико, ибо она, будучи готовностью к действию, дает возможность выполнить его четко и эффективно. Однако установка может ввести человека в заблуждение: каждый, вероятно, испытывал страх перед входом в стоматологический кабинет, в аудиторию для сдачи экзамена и т.п. Эти примеры показывают, что установка может быть и осознаваемой - если сознательно ждешь чего-то, то и получаешь в переживаниях. И эти же примеры указывают на возможность «ошибки установки», проявляющейся в ошибочных действиях или оценках. Таким образом, на основе сказанного можно выделить наличие особой «досознательной» формы психики, генетически и функционально предваряющей любой сознательный процесс.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий иллюстрируются нашими непроизвольными жестами, мимическими и различными вегетативными реакциями. Подобные неосознаваемые сопровождения сознательных действий выступают как средства коммуникации, давая дополнительную смысловую нагрузку выска­зываниям, они могут свидетельствовать о дополнительных, (возможно скрываемых) намерениях человека, могут служить индикаторами его личностных качеств.

Ко второму классу неосознаваемых явлений - неосознаваемым побудителям сознательных действий - относят явления, изучаемые 3. Фрейдом и К. Юнгом. По Фрейду - это инстинкты и комплексы, вытесненные из сферы сознания, среди которых существенное место занимают сексуальные инстинкты; по Юнгу - коллективное бессоз­нательное, «подпитывающее» и наполняющее содержание инди­видуального бессознательного (см. выше). К этому же классу могут быть отнесены психические явления, возникающие во сне (сновидения), реакции, вызываемые неощущаемыми (субсенсорными), но реально воздействующими раздражителями.

В системе неосознаваемых явлений достойное место занимают надсознательные процессы. Подобно человеческой психике в целом надсознательное, как один из ее уровней, имеет активно-отражательный характер. Однако отражение субъектом реальности на этом уровне своеобразно. Так, вспоминая забытое имя, человек перебирает возможные варианты, испытывая ощущение сходства или несходства с искомым. И хотя он не может воспроизвести (т.е. представить в сознании) нужное слово, оно незримо присутствует, регулируя поиск и сразу же узнается. Другой пример - человек в каждой ситуации ведет себя определенным образом, неосознанно соотнося свои поступки с возможным отношением к ним значимых людей, принимая его за некий поведенческий ориентир. Другими словами, речь идет о непроизвольной сфере личности, комплексе ее поведенческих штампов, привычного образа действий и установок. К надсознанию в полной мере могут быть отнесены и переживания человеком кризисов, больших жизненных событий, процессы творческого мышления. Особое место среди всех надсознательных явлений занимает интуиция. Словарь определяет интуицию как:

чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь;

прямое знание или познание чего-либо без сознательного
рассуждения.

В ряде работ академик П.В. Симонов отнес интуицию к особой сфере сверхсознания, проявляющегося на начальном этапе любого творчества в форме порождения гипотез, догадок, «озарений» и тому подобных загадочных явлений. «Неосознаваемость творческой интуиции есть защита от преждевременного вмешательства сознания, от давления ранее накопленного опыта... В сверхсознании содержится нечто именно «сверх», т.е. нечто большее, чем собственно сфера сознания. Это «сверх» есть принципиально новая информация, непосредственно не вытекающая из ранее полученных впечатлений. Силой, инициирующей деятельность сверхсознания, является доминирующая потребность» (П.В. Симонов). Я.А. Пономарев признает возможность интуитивного решения «лишь в том случае, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте». По-видимому, сверхсоз­нание рождается не в изолированном смысловом пространстве - оно питается материалом, накопленным сознанием и частично зафик­сированным в подсознании. Оно, в принципе, не может породить гипотезу, свободную от этого опыта. По этой причине в голове гения каменного века не могла родиться теория относительности или межпланетных полетов. И хотя гений опережает свое время, дистанция этого опережения все же исторически ограничена. Даже гений может решить только те задачи, к которым он подготовлен. На современном уровне развития научного знания (философского, психологического и т.д.) за интуицией признано право на существование. Она изучается главным образом в рамках познания механизмов художественного и научного творчества. Постижение ее механизмов объяснит многие непонятные и неизвестные явления человеческой психики.

Неосознаваемые процессы по-разному влияют на сознательную активность человека, в том числе и разрушительно. Каждому человеку полезно владеть психологическими методами гармонизации собственного состояния. Среди современных техник самопомощи полезно выделить аутогенную тренировку - метод, основанный на самовнушении определенных физических и психических состояний, релаксацию - метод расслабления, снимающий стрессовые состояния и дающий отдых, медитацию и другие. Для гармонизации собственного состояния полезно также знать собственные детерминанты хорошего настроения, в числе которых достаточно универсальными являются музыка, природа, физические упражнения, общение со старыми друзьями, занятие любимым делом, сон, вкусная еда и прочие.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!