Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Педагогика и психология профессиональной деятельности»»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

 

1.5.  Методы психологии

 

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Методы исследований позволяют изучить психологические особенности личности, оценивая ее развитие в волевой, когнитивной и эмоциональной сферах. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, оттого, насколько они валидны и надежны. Валидность - качество метода психологического исследования, характеризующее точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. Надежность - качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.

Явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспери­ментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабора­торного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифферен­циально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования матема­тических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В. Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относятся: наблюдение, беседа, эксперимент. К вспомогательным методам - все остальные методы: оценок, анкет, тестов, самонаблюдения, интервью, анализа продуктов и т.д. Такое деление имеет относительный характер, ибо в ситуациях конкретного исследования тех или иных проявлений психики, изучения ее закономерностей, вспомогательные методы могут стать основными, а основные - вспомогательными.

Для того чтобы объяснить эмпирические факты, их нужно сопоставить друг с другом и на основе сопоставления обобщить, найти закономерность, которой они подчиняются. Такая процедура исследования связана со статистическими методами обработки полученных данных. Нахождение средней арифметической величины, или, как говорят математики, математического ожидания, - одно из важнейших правил применения методов в психологическом исследовании.

Наблюдение - научный метод исследования, заключающийся в последовательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений в их естественном проявлении. По словам Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением. Наблюдатель делает выводы, осмысливает факты, явления, высказывает гипотезы, требующие проверки. Наблюдение всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию. Можно выделить два вида самонаблюдения: самонаблюдение настоящего и самонаблюдение прошлого.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

Иногда используется скрытое наблюдение. В ходе него наблюдаемый не знает и не подозревает о том, что за ним ведется наблюдение. Этот метод применяется в психологии тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, когда испытуемый знает, что за ним наблюдают. Например, если человеку, который находится в комнате, сказать, что за ним наблюдают, он будет вести себя иначе, чем в том случае, когда ему известно, что его никто не видит. Во время скрытого наблюдения, часто применяющегося по отношению к детям дошкольного возраста, могут использоваться магнитофон, видеокамера, зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой (со стороны того, за кем наблюдают).

Методом скрытого наблюдения нередко изучают поведение и взаимоотношения детей, их индивидуальные и совместные игры. С помощью наблюдения собирают обычно самые общие, предва­рительные, сведения об исследуемых явлениях.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, заходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоот­ношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее   наблюдение,   например,   менее   субъективно,   чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Древнейшим методом исследования в психологии, наряду с наблюдением, являются психологические тесты, история которых своими корнями уходит в глубокую древность.

Вначале испытуемый проходил собеседование. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умение трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой и угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях к учению. В III тыс. до н.э. в Китае существовала должность правительственного чиновника, который осуществлял первые элементы профессионального отбора и сам подвергался тому же, были государственные экзамены, которые определял император. Опыт различных форм контроля, особенно письменного, способствовал возникновению тестов. Ценность письменных контрольных работ быстрее всех оценил орден иезуитов, который распространил письменную форму проверки знаний во многих странах. Однако подобные новшества не всегда воспринимались положительно. В 1762 г. состоялось открытое выступление студентов Йельского университета против использования письменной формы экзамена.

Классическим периодом развития тестового контроля можно назвать время с конца XIX до середины XX в. Этот период появления первых научных исследований, положенных затем в фундамент развившейся несколько позже теории тестов.

Тест - стандартизированная методика психологического измерения,  предназначенная для диагностики  выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач.

От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Психологические тесты классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики тесты можно условно разделить на тесты достижений, личностные тесты, по способу реализации -манипулятивные тесты, тесты «карандаш-бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Различают аналитические тесты, тестовые батареи, индивидуальные и групповые тесты. По цели применения выделяют тесты готовности к школе, клиничекие тесты, тесты профотбора и пр. По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий и на критериально-ориентированные тесты.

Тесты достижений выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями, навыками. Иногда такие тесты называют тестами специальных способностей.

Тесты достижений разделяют на три группы: тесты действия (тесты письменные и тесты устные); тесты интеллекта, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида; тесты креативности, с помощью которых изучают и оценивают творческие способности личности, способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных стереотипов мышления, быстро решать проблемные ситуации и т.п.

Тесты критериально-ориентированные выявляют, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, которые необходимы для выполнения определенных учебных или профес­сиональных заданий.

Тесты личностные - методика психодиагностики; с их помощью исследуют различные стороны личности: мотивационные, эмоцио­нальные и поведенческие.

Выделяют следующие разновидности тестов: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Критериями психологического теста являются: валидность, научность, надежность.

Среди психологических методов значительное место отводится и опросам. Опрос представляет собой метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Основное значение опроса получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа.

Область применения: опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной инфор­мацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного социологического исследования.

Основные нормативные требования к опросам: четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопроса (и вопросника) задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; побуждение интереса респондентов и интервьюеров к результатам опроса; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опросов.

Ограничение в применении: данные опроса выражают субъективное мнение опрашиваемых, выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной практики в сознании, индивидов, выступающих в качестве респондентов.

Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Наблюдение, о котором шла речь чуть выше, входит составной частью и в два других метода - беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью - вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое -непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти») - сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или - при объективном анамнезе - от хорошо знающих его лиц.

С помощью наблюдения собирают обычно самые общие, предварительные, сведения об исследуемых явлениях. Для того чтобы их уточнить, прийти к окончательным выводам о природе изучаемых явлений, а главное - выявить их причины и следствия, необходимо провести настоящий эксперимент. Только он в состоянии ответить на вопрос о подлинных источниках тех или иных психологических феноменов, поступков, действий и реакций человека. В психологии, в отличие от других наук, эксперимент всегда ставится над людьми, и это создает дополнительные морально-этические проблемы. Во-первых, над людьми можно экспериментировать только с их добровольного согласия. Во-вторых, такие эксперименты, которые могут нанести человеку вред, нельзя ставить вообще, даже с согласия самого человека. В-третьих, ход и результаты психологического эксперимента существенно зависят оттого, где, кем и как проводится эксперимент, от того, как ведет себя во время исследования экспериментатор, и от многих других причин. Поэтому результаты психологического эксперимента не всегда оказываются такими, на которые рассчитывает исследователь. Эксперимент в психологии, особенно если он касается изучения личности или межличностных отношений, - наиболее сложный вид научного исследования, он требует тщательной подготовки и, по сравнению с другими методами, на практике применяется не так уж часто.

Существует несколько разновидностей психологических экспериментов: естественный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий.

Две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный друг от друга отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встреча­емся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Психологические методы исследования непосредственно связаны с той или иной личностью. Исходя из этого, встает вопрос об этике, нравственности психолога, проводящего исследование и являющегося обладателем психологической информации о человеке, которая подчас бывает и негативной. Как поступить с информацией, из каких критериев исходить - все зависит не только от человека, но и определяется профессиональной этикой психолога. Кодекс психолога включает следующие положения:

компетентность - владение теоретико-методологическим
знанием психодиагностики и психологии;

ответственность за решения, принимаемые на основе                                    психо­логического исследования, обеспечивая репрезентативность и
прогностическую валидность метода;

конфиденциальность обязательства хранить тайну, информацию,
полученную от человека на основе личного доверия;

соблюдение правил добровольности участия в тестировании и
информированности клиента о целях и результатах обследования;

этическая и юридическая правомочность психологического
исследования;

морально-позитивный эффект исследования - использование
результатов не во вред клиенту, а в целях его профессионального и
личностного роста.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

В психологическом словаре дано такое определение психики. Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоор­ганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию. Основными функциями психики являются: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. Основными признаками психики являются: формирование рефлексов; удовлетворение потребностей в контактах со средой; отражение образа предметной среды; ориентация в среде; приспособление к условиям среды.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

возникновение и развитие психики в животном мире;

возникновение и развитие человеческого сознания;  

развитие психики в онтогенезе человека (является предметом
изучения возрастной психологии).

Для понимания развития психики с точки зрения эволюционной теории отправными моментами являются филогенез и онтогенез, а также переход от простейших форм психического к сознательному отражению на уровне человека.

Понятием филогенез принято обозначать: во-первых, историческое развитие мира животных; Во-вторых, процесс возникновения, историческое развитие психики и поведения человека как вида.

Понятие онтогенез означает, прежде всего, развитие (индивидуальное) особи, от рождения до смерти. Кроме того, развитие психики в онтогенезе человека - в процессе индивидуальной жизни и формирование основных структур психики индивида в детстве.

2.1. Истоки психики живых существ. Чувствительность как элементарная форма психики

Для того чтобы понять природу психики необходимо ответить на такие вопросы: когда и почему возникла психика; как развивалась и усложнялась психика.

В психологии нет единого подхода к теории происхождения психики. Разные авторы в разные времена со своих точек зрения трактуют понятие психики, по разному определяют того, кому присуща психика:

1)       согласно теории панпсихизма  (гилозоизма)  (Эмпедокл  (490-430 г. до н.э.), итальянец Джордано Бруно (1548-1600), француз Дени Дидро (1713-1784) и др.) всеобщая одухотворенность природы,  всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

2)       согласно теории антропопсихизма (Р. Декарт (1596-1650) и его последователи) психика присуща только человеку, а животные, как и растения, только «живые автоматы»;

3)       представители  теории   биопсихизма     (англичанинТ.  Гоббс (1588-1679),  француз К.  Бернар (1813-1878),  немец Э. Геккель (1834-1919), В. Вундт и др.) считали, что психика – это свойство живой природы, присущее и растениям;

4)       представители нейропсихизма (Ч. Дарвин (1809-1882), Т. Спенсер (1820-1903) считали, что психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5)       согласно теории мозгопсихизма (К.К. Платонов) психика есть только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);

6)       агностицисты считали невозможным познать тайну соотношения психического и материального - англичанин Д. Юм (1711-1776), немец И. Кант (1724-1804) и др.;

7)       критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри) - способности реагировать на биологически нейтральные воздействия среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.

Биологически нейтральные (абиотические) воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм. Но они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Если живой организм приобретает способность, как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более высокими.

Например, звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе -важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с поведением - формой активности живых существ. Смысл этой активности состоит в том, чтобы обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют реализоваться ему непосредственно, сразу. Практически все животные обнаруживают отражение биологически нейтральных воздействий, сигнальное поведение, и на основании этого мы считаем, что у них есть психика.

С критериями «отражение биологически нейтральных воздействий», «сигнальное поведение» связаны понятия «раздражимость» и «чувствительность».

Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Это самая первая, допсихическая форма реагирования живого. Простейшим видом врожденного поведения, имеющего форму раздражимости, считаются тропизмы и таксисы. Главная особенность такого поведения - его адаптированность к образу жизни живых организмов. Тропизм - это вынужденное автоматическое движение, обусловленное биологическим значением раздражителя. Примерами тропизмов могут служить: проникновение растений в глубь почвы в поисках влаги и питательных веществ - геотропизм; поворот созвездия подсолнечника к солнцу -гелиотропизм. Тропизмы регулируют приспособительное поведение растений и простейших. В целом различают: фототропизм - тенденция живого организма двигаться под воздействием света, термотропизм - под воздействием тепла, хемотропизм - тенденция избирать определенную химическую среду, топотропизм - тенденция двигаться под воздействием механических раздражителей и др. Тропизмы регулируют приспособительное поведение растений и простейших -одноклеточных животных.

Чуть более сложное поведение - направленное движение организма к биологически значимому агенту названо таксисом. Таксис - это общая механическая ориентация организма в отношении источника раздражения. Таксисы свойственны одноклеточным, но наблюдаются и у некоторых более сложно организованных видов. Яркий пример таксиса можно увидеть, когда насекомые вечером слетаются к источнику света.

Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Это способность к элементарной форме психического отражения - ощущению.

В отличие от раздражимости в понятии «чувствительность» используется критерий сигнальности: чувствительность - отражение организмом воздействий, которые не являются биологически значимыми (например, в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) других условий среды, которые являются жизненно важными. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н. Леонтьев).

Для обеспечения чувствительности требуются специальные органы (рецепторы), которые реагируют на биологически незначимые воздействия. Благодаря чувствительности возникают такие поведен­ческие эффекты, как опережающая реакция и непропорциональность энергии реакции по сравнению со слабой мощностью сигнальных, биологически нейтральных раздражителей. Критерием чувстви­тельности является способность образовывать условные рефлексы - закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя с той или иной деятельностью через посредство нервной системы.

Психическое отражение - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высоко организованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении и деятельности регуляторную функцию.

«Отражение», когда речь идет о чувствительности согласно гипотезе А.Н.Леонтьева, имеет два аспекта:

объективный;

субъективный.

В объективном смысле «отражать» - значит реагировать на данный агент (прежде всего, двигательно). Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Раздражимость субъективного аспекта не имеет.

Предположение о том, что субъективная форма отражения впервые появляется вместе с реакциями на абиотические раздражители, является очень важной научной гипотезой.

По мнению А.Н. Леонтьева, ощущение как элементарная форма психического составляет необходимое звено условного приспо­собительного акта. Функция этого «звена» - ориентировать организм относительно значимых условий среды.

Психика возникает в ходе биологической эволюции, как фактор эффективного приспособления к окружающей среде. Ее возник­новение и развитие в животном мире подчинялись действию общего закона эволюции, согласно которому закрепляется все, что оказывается биологически целесообразным.

 

 

2.2. Стадии и уровни развития психики и поведения животных

 

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил           А.Н. Леонтьев в труде «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева - Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней.

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1)    стадию элементарной сенсорной психики;

2)    стадию перцептивной психики;

3) стадию интеллекта.

К.Э. Фабри сохраняет лишь первые две стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения высших млекопитающих.  Затем К.Э. Фабри вводит разделение каждой стадии по крайней мере на два уровня: высший и низший (допуская возможность существования и промежуточных уровней).

На двух первых стадиях поведение животных выражено врожденными формами. Каждая из стадий характеризуется определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

 

2.2.1. Стадия элементарной сенсорной психики

 

Эта стадия охватывает длинный эволюционный ряд животных, включающий высших инфузорий, червей, ракообразных и даже некоторых позвоночных, и представлена чувствительностью. Чувствительность, как первое проявление психики и показатель ее возникновения, становится возможной с усложнением жизне­деятельности живых организмов. Усложнение жизнедеятельности заключалось в том, что выделились процессы внешней деятельности, опосредующие отношение организма к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Таким образом, возникла способность организмов к отражению воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях - психическое отражение. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства раздражителей (запахи, форма, цвет, механическое прикосновение). Деятельность животных на ранней стадии развития психики характеризуется тем, что отвечает какому-либо биотическому свойству, значимому для животного. Отражение происходит на уровне рефлекторной деятельности. Рефлекс - ответ организма на раздражение, производимый при посредстве нервной системы. Причем рефлекторные реакции проявляются уже у существ с примитивной нервной системой, даже не имеющих мозга. Примером может служить медуза, рефлекторно удаляющаяся от раздражителя при его прикосновении. Поведение медузы - пример безусловного врожденного рефлекса: животное реагирует на раздражитель как на источник опасности. Развитие психического отражения совершается вместе с усложнением строения организмов и, как уже было сказано, в зависимости от развития их деятельности. Главной особенностью этой деятельности является то, что она определяется не самими воздействиями среды, а сочетанием или отношением данных воздействий с другими, значимыми для организма. Например, как только насекомое попадает в паутину, паук немедленно направляется к нему и начинает опутывать паутиной. Это происходит независимо от биотического значения объекта, вызывающего вибрацию. Так, когда вибрация вызывалась камертоном, паук также хищно набрасывался на него, хотя тот не представлял никакой биологической (пищевой) ценности или опасности. Дело в том, что в природных условиях вибрация является сигналом о биологически значимом раздражителе, т.е. является косвенным носителем биологического смысла для паука. Биологический смысл воздействий не является постоянным. Так, если жабу систематически кормить пауками, а затем предложить ей кусочки мха и спички, то она выберет мох, при этом другая, вскармливаемая червями, соответственно, выбирает спички.

Благодаря возникновению чувствительности, животные приоб­ретают способность воспринимать более расширенный спектр воздействий. Отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью. С одной стороны, всякое отражение формируется в процессе деятельности животного, с другой - всякая деятельность животного, опосредуемая ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного.

Понятно, что развитие деятельности и чувствительности животных связано с их анатомической организацией. Имеются в виду перестройка и увеличение роли дистантных органов чувств, в первую очередь зрения, с одновременной перестройкой центральной нервной системы - образованием переднего мозга, а затем и коры. Одновременно переходят под контроль коры двигательные функции животных. С усложнением органов чувств соответственно усложняются и дифференцируются ощущения. Это приводит к изменению строения деятельности животных. А на этой основе - и к возникновению новой формы отражения. Наступает вторая стадия развития психики животных.

 

2.2.2. Стадия перцептивной психики

 

Возникновение перцептивной психики обусловлено рядом анатомо-физиологических изменений. У более высокоорганизованных животных формируются органы чувств, обеспечивая им возможность целостного восприятия.  Поведение животных на этой стадии управляется сочетанием многих одновременных воздействий, а их деятельность определяется воздействием уже не отдельных свойств, а объектами, предметами в целом.

На стадиях элементарной сенсорной и перцептивной психики животные активно реализуют такой вид врожденного поведения как инстинкт. Инстинкты - сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах. По сути, это системы безусловных врожденных рефлексов.   Основные  инстинкты:   питания,   самосохранения, продолжения рода и др. Инстинктивное поведение, по сути, видовое поведение животных. Для инстинктов характерны относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного вида. Так, отмечено, что дикие птицы, выведенные в инкубаторе, строили гнезда так, как обычно строят гнезда птицы данного вида. Инстинктивное поведение - это жизнеобеспечивающее поведение многих видов насекомых и животных, порой своей сложностью оно приближено к разумному. Например, медовые пчелы строят ювелирно точные восковые соты; тропические муравьи строят свои гнезда, связывая их шелковыми нитями; осы выкапывают подземные гнезда и доставляют туда добычу и т.п. Однако инстинкт - целесообразная форма поведения в строго определенных условиях. При изменении условий инстинкты чаще остаются, но смысл их утрачивается. Например: пчелы продолжают заполнять медом поврежденные соты; муравьи, реагируя на чужой запах, уничтожают свое потомство и друг друга (хотя запах может и не быть сигналом опасности). Латиноамериканский зверек скунс защищается с помощью выделения мускусной железой специфически пахнущей жидкости, запах которой ни один преследователь не способен вынести. В Московском зоопарке первое время не могли работать с этим зверьком, были вынуждены удалить мускусную железу. После этого скунс стал легкой добычей для собак, ибо продолжал рассчитывать на свой «обороняющий орган».

Установлено, что программа инстинктивных действий вызвана начальными сигналами. Например, для лягушки - это мелькание, для щенка и обезьяны - шерсть, для ягненка - затемнение темени.

П.В. Симонов в 1986 году предложил оригинальную класси­фикацию инстинктов как сложнейших безусловных рефлексов, составляющих потребностно - эмоциональную основу поведения.

Витальные (пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный и другие) инстинкты характеризует то, что в них не требуется участие другой особи, а их нарушение ведет к гибели животного. Параметры внешних объектов, участвующих в осуществлении животным инстинк­тивного поведения, накладывают заметный отпечаток на характер этого поведения. Например, кошачьи подстерегают добычу и настигают ее прыжком - засадное поведение, а собачьи преследуют, догоняют добычу - нападающее поведение. Порой инстинктивное поведение данного вида напоминает разумное. Например, морской зверек калан ложится в воде на спину, кладет себе на грудь плоский камень и вскрывает раковины моллюсков, ударяя ими об этот камень; Оборонительное поведение, имея врожденный характер, может видоизменяться в зависимости от конкретных условий: например, у крысы, загнанной в угол, убегание сменяется агрессивностью. Важно отметить, что вообще у животных не существует агрессивности ради самой агрессивности. В основе наступательного поведения животных лежит либо потребность в самосохранении, либо борьба за территорию, за самку, за потомство.

Ролевые инстинкты (половой, родительский, территориальный) возникают при взаимодействии с другими особями. Их характеризуют феномены «сопереживания» и формирования групповой иерархии. Демонстрируются они в поведении ухаживания, в репродуктивном поведении. Причем, как правило, подобное поведение у самок сложнее, чем у самцов. Особенно это касается родительского поведения, которое включает тесный контакт с детенышем и его защиту. Групповая жизнь животных имеет очевидные преимущества в выживании вида. Организация многих сообществ базируется на двух главных факторах - доминировании и территориальности. Эти факторы имеют очень.важное биологическое обоснование: самка выберет самого сильного самца, который обеспечит здоровое потомство и будет владеть самой хорошей территорией, - что важно для того, чтобы прокормить потомство. Согласно П.В. Симонову, первобытное человеческое общество, вероятнее всего, тоже не было обществом равных - факторы доминирования и территориальности лежали в основе его организации.

Инстинкты саморазвития - как проявление разнообразного поисково-исследовательского поведения. Это поведение обращено к будущему, оно не выводится из других потребностей, а побуждается самостоятельной потребностью в получении информации. Вырази­тельные действия любопытствующего животного вызывают умиление и улыбку, напоминая подобные человеческие действия. Данное поведение являет собой важнейший акт освоения окружающей среды и доказывает, что нормальная жизнедеятельность требует непре­рывного поступления из внешней среды не только энергии, но и информации. Регулирование исследовательского поведения осуществляется при участии эмоций: положительные эмоции служат фактором удовлетворения исследовательской потребности, отри­цательные - фактором перестройки поведения.

Подражательные (имитационные) инстинкты лежат в основе передачи опыта, служат освоению молодыми особями видового поведения, а также сохранению вида.

Игровые инстинкты - игровая деятельность наследственна для всех видов животных, предваряя разнообразное взрослое поведение, служащее удовлетворению потребностей и выживанию.

Следует помнить, что данные виды инстинктивного поведения базируются на врожденных потребностях, но при этом реализуются с учетом индивидуального опыта каждой особи. Поэтому они выступают в сложных формах, сочетающих инстинктивное и приобретенное поведение.

А.И. Карамян, И.В. Малюкова, обобщая представление о развитии мозгового обеспечения поведения животных, разделяют эволю­ционный путь на пять критических этапов:

-  первый этап представлен животными со слабой дифферен­циацией головного мозга (бесчерепные и круглоротые);

-  второй этап представлен животными с недостаточно развитыми структурами таламуса (пластино-жаберные - скаты, акулы), условные рефлексы вырабатываются,  но они отличаются непрочностью, сохраняются в течение нескольких суток;

-  на третьем этапе нервная деятельность усложняется, но все еще отличается слабостью нервных процессов, несовершенством памяти, отсутствием способности к прогнозированию (рептилии);

-    четвертый этап представлен низшими млекопитающими (насекомоядные)   -   они   способны   к   образованию   сложных последовательных поведенческих актов,  впервые в эволюции позвоночных у них проявляется свойство прогнозирования (хоть и в слабой форме). Но их высшая нервная деятельность достаточно примитивна: ее характеризуют слабость ориентировочно-исследо­вательских реакций, трудность формирования межсенсорных связей, инертность нервных процессов;

-    пятый,   высший этап представляют приматы.  Их мозг организован как единая интегративная система,  позволяющая формировать сложные формы поведения. Это поднимает приматов на высокую степень эволюционной лестницы - ступень интеллекта.

Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных представляет значительный интерес для исследователей. Любопытно явление, названное импринтингом (запечатление). Его описал Конрад Лоренц, занимавшийся изучением гусят, выведенных в инкубаторе. Он стал для только что вылупившихся гусят первым движущимся объектом, и те послушно следовали за ним как за своей матерью. Более того, достигнув половой зрелости, гуси искали брачных  партнеров среди людей, никак не реагируя на своих сородичей. В экспериментах была обнаружена подобная прочная привязанность к любому движущемуся объекту, увиденному первым. Он становился моделью, с которой гусята строили свое поведение. Импринтинг был обнаружен главным образом у выводковых птиц, у некоторых рыб и млекопитающих. У обезьян импринтинг происходит гораздо позднее и выражен сильнее. У ребенка импринтинг, как проявление социальных связей, устанавливается очень рано и носит очень глубокий характер. Механизм импринтинга можно квалифицировать как связующий между врожденным и приобретенным. Обнаружено, что у видов, которым свойственен эффективный импринтинг, формы социального, полового поведения обусловлены генетически. Но их направленность зависит от жизненного опыта, т.е. является приобретенной. Приобретенное поведение формируется в результате научения. Способность к научению увеличивается у животных по мере их продвижения по эволюционной лестнице - в связи с усложнением их нервно-психической организации. В основе научения лежит образование временных нервных связей, следовательно, скорость их образования определяет возможность формирования приобретенного поведения. Приобретенное поведение более прогрессивно, по сравнению с врожденным. На примере инстинктов мы убедились, что в изменившихся условиях среды инстинкт теряет свой приспособительный эффект и становится нецелесооб­разным, даже вредным. Приобретенное поведение в этом смысле более пластично, способно видоизменяться, адаптироваться к среде. Способность чему-то научиться, приобрести новое поведение появляется уже у дождевых червей. В опытах Йеркса.(1912) у некоторых особей удалось выработать условные рефлексы - менять направление движения под воздействием тока в Т-образном лабиринте. Для этого потребовалось более  150 проб, но все же было доказано, что примитивная нервная система этих животных способна к накоплению информации и изменению поведения. По мере усложнения органи­зации животного в его поведении все большее место занимают приобретенные формы. У человека осталось лишь ограниченное число безусловных рефлексов, как форм врожденного поведения - соса­тельный, дыхательный, мигательный, глотательный, чихательный и т.д.

 

2.2.3. Стадия интеллекта

 

Существенным приобретением животных, достигших стадии интеллекта, становится способность решать двухфазовые задачи.

Интеллектуальный характер имеют, прежде всего, действия человекообразных обезьян. Они впервые изучены в экспериментах В. Келера. Находясь в клетке, обезьяна стремилась достать банан, находившийся на недосягаемом расстоянии (имелся подручный материал - палка и ящик). Интеллектуальное поведение обезьяны в данных условиях обнаруживало следующие особенности:

1)      нужное решение принималось достаточно быстро;

2)  если опыт повторялся, правильное решение воспроизводилось мгновенно;

3)  была обнаружена возможность решения двухфазовых задач  (состоящих из двух операций - «сооружение» орудия труда, доставание банана).

Подражательная деятельность выделяется в качестве самостоятельной формы поведения антропоидов (Л.А. Фирсов). Особенно она выражена у детенышей шимпанзе в возрасте 2-2,5 лет. Подражание становится возможным уже после однократного наблюдения и сохраняется от нескольких часов до нескольких недель. Подражание следует рассматривать как особую форму отражения действительности, основанную на принципе «животное - другое животное - окружающий мир». Манипулирование разнообразными предметами среды - есть неотъемлемая черта сложного поведения всех приматов. Наряду с примерами бессмысленно-манипулятивного поведения, антропоиды обладают способностью к целесообразному манипулированию с предметами. Орудийная деятельность отчетливо проявляется у шимпанзе в опытах с огнем, который служил препятствием для достижения приманки, с доставанием банана, подвешенного в клетке на недосягаемой высоте.

По мнению исследований, объяснить интеллектуальное поведение животных можно через его связь с обычным видовым поведением: высшие животные распространяют привычные видовые способы действия на новые ситуации и объекты. Подтверждением могут служить тщетные попытки обучить обезьян печатать на пишущей машинке: дело заканчивалось тем, что обезьяны выполняли хаотичные действия, барабаня по клавиатуре. Аналогично выглядело и использование веника для уборки помещения - мусор разметался во все стороны - очевидна имитация человеческой деятельности, не приводящая к решению задач этой деятельности. В данном случае можно обнаружить аналогию при выполнении указанных действий маленькими детьми и обезьянами.

В целом интеллектуальное поведение животных характеризуется:

способностью выполнять задачи в пределах воспринимаемой
ситуации;

способностью решать двухфазовые задачи;

способностью использовать предметы как орудия труда;

способностью обходить препятствия;   

способностью к инсайту (внезапному озарению).

Конечно, интеллектуальное поведение высших животных и разумное поведение человека имеют качественное различие.

 

2.3.  Развитие высших психических функций у человека

 

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества:

изобретение орудий труда;

производство предметов материальной и духовной культуры;

возникновение языка и речи.

С помощью орудий труда человек получил возможность воздейст­вовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия - топор, нож, молоток - одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию улучшения функций руки, благодаря чему она превратилась с временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности.. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека.

Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-Физиологический аппарат, научиться по человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры. В орудиях труда, в предметах человеческой культуры стали людьми передаваться по наследству их способности и усваиваться следующими поколениями без изменения генотипа, анатомии и физиологии организма. Человек вышел за пределы своей биоло­гической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию.

Благодаря изобретению, совершенствованию и широкому использованию орудий, знаковых систем человечество получило уникальную возможность сохранять и накапливать опыт в виде различных текстов, продуктов творческого труда, передавать его из поколения в поколение при помощи продуманной системы обучения и воспитания детей. Следующие поколения усваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также становились цивилизованными людьми.

Так, постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали ему служить для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей и одновременно выступали в качестве источника для развития человеческих способностей.

Но самым, пожалуй, значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необхо­димость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использо­вания людьми стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы сигнальной системой (И.П. Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же. воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже большее, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества как предметность, константность, осмыс­ленность, структурность. Внимание стало произвольным, память -логической. Мышление стало словесным и абстрактным. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограни­ченности,  получили возможность дальнейшего,  потенциально безграничного совершенствования.

Слово стало основным регулятором человеческих поступков, носителем нравственных и культурных ценностей, средством и источником цивилизации человека, его интеллектуального и морального совершенствования. Оно же выступило как главный фактор воспитания и обучения. Благодаря слову человек-индивид стал человеком-личностью. Особую роль в развитии людей сыграла речь как средство общения. Ее развитие способствовало взаимному интеллектуальному и культурному обогащению людей, живущих в ' разных концах мира и говорящих на разных языках.

Единство высших психических функций образует сознание человека.

                     

 

2.4. Структура психики человека

 

Психика сложна и многообразна  по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений (рис. 3):

психические процессы;

психические состояния;

психические свойства.

Психические процессы. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

 

 

Основные формы психики человека и их взаимосвязь

 

 

 

Процессы

 

Состояния

 

Свойства личности

 

 

Познавательные

 

 

Эмоционально-волевые

 

 

Устойчивый интерес

 

 

Направленность

 

 

 

Ощущения

Чувства

Творческий подъем

Темперамент

Восприятие

Воля

Апатия

Характер

Память

 

Угнетенность

Способности

Мышление

 

 

Воображение

                 

 

 

Рис. 3. Формы проявления психики человека

 

Все психические процессы подразделяются на:

познавательные - к ним относятся ощущение и восприятие,
представление и память, мышление и воображение;

эмоциональные - активные и пассивные переживания;

 волевые - решение, исполнение, волевое усиление и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психические состояния. Данная категория введена Н.Д. Левитовым. Под психическим состоянием следует понимать разного вида интегрированное отражение субъектом внутренних или внешних стимулов без их отчетливого осознания.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. Они тесно связаны с индивидуальными особенностями человека, определяют специфику протекания психических процессов, особенно в ответственных и экстремальных ситуациях. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возни­кают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога и др.). внимания (сосредото­ченность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения) и т.д.

Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Психические свойства. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике: Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума, волевые - решительность, настойчивость, эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, эффективность и т.п.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов,
убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень
активности человека);

темперамент (систему природных свойств личности - подвижность,
уравновешенность поведения и тонус активности - характеризующую
динамическую сторону поведения);

способности (систему интеллектуально-волевых и                                    эмоциональ­ных свойств, определяющую творческие возможности личности);

характер как систему отношений и способов поведения.

Рядом авторов выделяется такая группа психических явлений как психические образования, включающая в себя знания, навыки, умения и убеждения.  Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно отметить, что развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой.

Сама психика как способность ощущения возникла из раздра­жимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной форме сознания.

Психология изучает психические процессы и состояния, а также психические свойства и образования личности как биосоциального явления и как сознательного субъекта общественного развития. Психические состояния являются целостной характеристикой психики за достаточно короткий промежуток времени. Психические состояния характеризуются определенными вариантами (соотношениями проявлений) психических процессов. Особенности проявления психических состояний зависят от психических свойств и образований личности.

 

3. ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

 

Понятие и основные функции сознания

 

Видовой специфической характеристикой человека является его сознание.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобра­зование окружающей действительности.

Однако для понимания сложности и многомерности этого феномена полезно привести и другие его толкования, в частности, только в словаре Ожегова дается четыре определения сознания.

Сознание - это человеческая способность к воспроизведению
действительности в мышлении, психическая деятельность по отражению
действительности (общественное сознание).

Сознание - это состояние человека в здравом уме и памяти,
способность отдавать себе отчет в своих поступках (функциональное
состояние организма человека).

Сознание  -  это мысли, чувства,  понимание чего-либо
(содержание, наполнение сознания).

Сознание есть способность разбираться в окружающем, относиться ответственно к происходящему (сознательность). Данное определение характеризует сознание как критерий адекватности поведения и как некоторую устойчивость присущих человеку способностей.

У. Джемс сравнивал сознание с избирательной комиссией, выбирающей что-либо из многих стимулов (причем выбранный стимул акцентируется, а остальные подавляются). Последующая деятельность и поведение мотивируются сделанным выбором и выстраиваются на его основе, сознательно, с пониманием доли необходимости, ответственности, и, возможно, - риска.

Обобщение всех определений дает основание понимать сознание как уникальную особенность человека, давшую ему возможность выделить себя из окружающего мира, объективно познавать этот мир и на основе познания формировать к нему отношение, отдавать отчет в своем отношении к миру и другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за свои действия, ставить перед собой задачи и решать их, изменять мир и себя.

Согласно С.Л. Рубинштейну, сознание нельзя рассматривать как некое готовое образование. «В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя». При этом «сознание не покрывает психической деятельности человека в целом» (С.Л. Рубинштейн). Оно выполняет свои определенные задачи - «служит для регуляции поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается» (С.Л. Рубинштейн).

Основными функциями сознания являются:

Отражательная (отражение объективной и субъективной
реальности).

Порождающая (создающая, творческая).

Регулятивно-оценочная (регуляция и оценка мотивов, целей,
процесса и результата психической деятельности).

Рефлексивная (сосредоточение сознания на самом себе).
Рефлексивную функцию следует считать основной: она, по-видимому
характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии
выступают смысл бытия, жизни, деятельности, отражение мира и
мышления о нем, основания и способы регуляции человеком
собственного поведения, действий, поступков, сами процессы
рефлексии, и, конечно, собственное сознание.

Формой выражения сознания человека является язык. В нем «откладываются, объективируются и через него актуализируются»

(С.Л. Рубинштейн) знания и отношения, становящиеся стержнем сознания. Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

 

Основные характеристики и свойства сознания

 

Независимо оттого, каких философских позиций придерживаются исследователи сознания, они выделяют следующие основные характеристики сознания.

Рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности -вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Однако воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем, и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознанием в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. наделение его опреде­ленным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются тем, что с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и тем, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем.

Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к гой или иной категории.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, г.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.

Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоцииро­ванной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Уникальность сознания как психического феномена обусловлена его свойствами. К ним относятся:

1. Разнообразие содержания сознания. Шпрангер вводит для иллюстрации содержания сознания очень красивую метафору. Он сравнивает сознание с цветущим лугом, на котором зрительные образы, мысли, эмоциональные состояния - все сосуществует одновременно.

Неоднородность поля сознания. В сознании всегда выделяется
центральная область, отличающаяся наиболее ясным восприятием. Это
«фокус сознания». За его пределами находится менее отчетливая,
слитная, нерасчлененная область восприятия - «периферия сознания».
И.П. Павлов сравнивал сознание с лучом прожектора, высвечивающим
актуальное, при затененности остального.

Непрерывное движение содержания сознания. В этой связи
У. Джемс выделил два вида состояний сознания - устойчивые и
изменчивые. Он сравнивал сознание с полетом птицы. Ни одно
минувшее состояние сознания невозможно воспроизвести и повторить.

Представленность процессов сознания двумя большими
классами:

-         произвольные процессы (осуществляются с помощью воли -
способности человека действовать в направлении сознательно
поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия,
которыми могут являться его собственные желания и устремления);

-         непроизвольные (спонтанные, импульсивные - без участия воли).

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!