Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Педагогика и психология профессиональной деятельности»»

/ Психология
Лекция, 

Оглавление

 

1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

 

В Психологическом словаре дается такое определение психологии: «Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности». Психология как наука обладает особыми качествами, отличающими ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. А как система жизненных явлений она знакома каждому человеку в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

Свое название и первое определение психология черпает в красивом древнегреческом мифе: Эрот, сын Афродиты, влюбился в молодую женщину Психею. Разумеется, перспектива соединения божественного сына с простой смертной женщиной не радовала Афродиту, и она, стремясь разлучить влюбленных, устроила Психее ряд труднейших испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а душа ее так чиста и прекрасна, что покорила богинь и богов Олимпа, и те помогли ей справиться со всеми требованиями Афродиты. Более того, Психея заслужила бессмертие, тоже став богиней. А именем ее люди нарекли то вечное, таинственное и красивое, что было в каждом человеке -душу. «Псюхе» в переводе с греческого означает «душа».

Термин «психология» составлен из двух слов: «психе» - душа и «логос» - знание или изучение. Предложен же был этот термин не в Древней Греции, внесшей бесценный вклад в наше понимание психической жизни, а в Европе в XVI веке.

Мнения историков о том, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором соратника Лютера Филиппа Меланхтона, другие - философа Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов. Это слово получило всеобщее признание в XVIII веке после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Учитель же Вольфа - Лейбниц пользовался еще термином «пневматология».

Об использовании слова «психолог» (с ударением на последнем слоге) в русском языке говорит реплика Мефистофеля в пушкинской сцене из Фауста»: «Я психолог... о, вот наука!..» Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Психолог означал знатока человеческих страстей и характеров.

В XVI веке под «душой» и «логосом» понималось нечто иное, чем в период античности. Если бы, например, спросили у Аристотеля, к чему относится знание о душе, то его ответ существенно отличался бы от позднейших, ибо такое знание, с его точки зрения, имеет объектом любые биологические явления, включая жизнь растений, а также те процессы в человеческом теле, которые мы сейчас считаем сугубо соматическими.

Еще удивительнее был бы ответ предшественников Аристотеля. Они понимали под душой движущее начало всех вещей, а не только организмов. Так, например, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает другие тела потому, что обладает душой. Это учение о всеобщей одушевленности материи - гилозоизм - может показаться примитивным с точки зрения последующих успехов в познании природы, однако оно было крупным шагом вперед на пути от анимистического (мифологического) мышления к научному.

Приверженцы гилозоизма видели в природе единое материальное целое, наделенное жизнью, понятой как способность ощущать, запоминать и действовать. Принцип монизма, выраженный в этом воззрении, делал его привлекательным для передовых мыслителей значительно более поздних эпох (Телезио, Дидро, Геккеля и других).

Анимизм же (от лат. «анима» - душа) каждую конкретную вещь наделял сверхъестественным двойником - душой. Перед взором анимистически мыслившего человека мир выступал как скопление произвольно действующих душ. Элементы анимизма представлены, как отмечал Г.В. Плеханов, в любой религии. Анимистические донаучные взгляды на душу веками влияли на понимание человеческих мыслей, чувств, поступков. Эти рудименты дают о себе знать и в значительно более поздние времена в представлениях об обитающем в мозгу «внутреннем человеке» (скрывающемся под термином «душа», «сознание», «Я»), который воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

Господствовавшая в средние века религиозная идеология придала понятию о душе определенное мировоззренческое содержание (душа рассматривалась как бесплотная, нетленная сущность, переживающая бренное тело, служащая средством общения со сверхъестественными силами, испытывающая воздаяние за земные поступки и т.д.).

Именно это содержание было заложено в древнегреческом по своей этимологии слове «психология», когда оно впервые стало прилагаться к совокупности сведений о душевных явлениях. Однако средневековое человечество кроме религиозно-идеалистических имело и другие взгляды на психику и сознание. Царившая в университетах схоластическая философия (ее и представляли те, кто создал термин «психология») действительно подчинялась диктату церкви. Однако даже в пределах этой философии возникали, отражая запросы новой социальной практики, передовые идеи.

В борьбе с церковно-богословской концепцией души утверждалось самосознание рвавшейся из феодальных пут личности. Отношением к этой концепции определялся общий характер любого учения.

В эпоху Возрождения, когда студенты какого-нибудь университета хотели с первой лекции оценить профессора, они кричали ему: «Говорите нам о душе!» Наиболее важное в те времена могли рассказать о душе не профессора, кругозор которых был ограничен сочинениями античных авторов и комментариями к ним, а люди, представления которых не излагались ни в лекциях, ни в книгах, объединенных Гоклениусом под общим названием «Психология». Это были врачи типа Вивеса или Фракасторо, художники и инженеры типа Леонардо да Винчи, а позднее - Декарт, Спиноза, Гоббс и многие другие мыслители и натуралисты, не преподававшие в университетах и не претендовавшие на то, чтобы разрабатывать психологию.

Длительное время по своему официальному статусу психология считалась философской (и богословской) дисциплиной. Иногда она фигурировала под другими именами. Ее называли ментальной философией, душесловием, пневматологией. Но было бы ошибочно представлять ее прошлое по книгам с этими заглавиями и искать ее корни в одной только философии. Концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества. Поэтому история психологии (до момента, когда она около ста лет назад начала вести свою историческую летопись в качестве самостоятельной экспериментальной науки) не совпадает с эволюцией философских учений о душе (так называемая метафизическая психология) или о душевных явлениях (так называемая эмпирическая психология).

Однако это не означает, что в интересах научного прогресса, радикально изменившего объяснение явлений, некогда названных словом «душа», следует отказаться и от термина «психология», хранящего память об этом древнем слове-понятии.

Л.С. Выготский писал: «Мы понимаем исторически, что психология как наука должна была начаться с идеи души. Мы также мало видим в этом просто невежество и ошибку, как не считаем рабство результатом плохого характера. Мы знаем, что наука как путь к истине непременно включает в себя в качестве необходимых моментов заблуждения, ошибки, предрассудки. Существенно для науки не то, что они есть, а то, что, будучи ошибками, они все же ведут к правде, что они преодолеваются. Поэтому мы принимаем имя нашей науки со всеми отложившимися в нем следами вековых заблуждений как живое указание на их преодоление, как боевые рубцы от ран, как живое свидетельство истины, возникающей в невероятно сложной борьбе с ложью».

 

1.1. Основные исторические этапы развития психологии

 

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй, когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй (середина XIX в. - настоящее время) больше столетия. По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. (Boring E.A. History of Experimental Psychology)

Выделение этих двух периодов не требует специальных обосно­ваний, так как его критерии очевидны. Но поскольку каждый из этих периодов растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по различным признакам - хронологическому (например, история психологии XVII в., XVIII в. и т.п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Один из возможных вариантов периодизации психологии, разработанный Степановым В.Е. и Ступницким В.П., приведен в таблице. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (табл. 1).

 

Таблица 1

Развитие психологии в рамках философии

 

 

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

1

2

3

VI в. до н.э. -Vb.

Душа

Формирование двух направлений - мате­риализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые импирические знания о психологических процессах и явлениях - ощущении (воспри­ятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состо­яниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приоб­ретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души

V- XVI вв.

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования

XIV-XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических открытий XIV - XVI вв.

Отказ  от души  как  предмета  иссле­дования и объяснительного принципа телесных    и    психических    явлений. Введение термина "психология"

XVII-сер. XIX вв.

Внутренний опыт как данные самонаблюдения сознания

 

Формирование   эмпирической   интрос­пективной      психологии.   Понятие   о бессознательной психике

Нач. XIX-60-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественно - научных предпосылок   психологии   как   самос­тоятельной науки. Экспериментальный метод.  Факты и теории ощущений и восприятий.   Формирование   психофи­зики. Учение о рефлексе

60-е гг. ХГХв.-конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении

Проникновение       экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических   программ   психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание,    и   духовно-научную, ориентированную     на     историю     и культуру.  Возникновение прикладных исследований  в  психологии.   Возник­новение новых областей в психологии

10-е гг. XX в. -сер. 30-х гг. ХХв

Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с истории-чески возникшими ценностями. Развитие высших психических функций. Психологическое исследование деятельности

Открытый     кризис     в     психологии. Возникновение   школ   в   зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, геш-тальтпсихология,  французская  социо­логическая    школа,     индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психо­логии: теория установки, поведенчес­кие направления, культурно-историчес­кая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной   и   зарубежной   психо­логии.  Развитие естественно-научных представлений     о     физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов

Конец 30-х гг. XX в. -50-е гг. ХХв.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция    научных    школ    периода открытого   кризиса.   Необихевиоризм, неофрейдизм.   Возникновение   новых отраслей   и   направлений:   генетичес­кая   психология,   персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории   установки).   Развитие   теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в.-конец ХХв.

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность

Возникновение новых направлений в зарубежной   психологии:    гуманисти­ческая психология, логотерапия, когни­тивная Психология. Возникновение     теории     поэтапного формирования умственных действий и понятий   в   советской   психологии   о предмете психологии,    по    проблемам бессознательного общения и др.

         

 

 

Краткий экскурс в историю психологии, представленный Л.Д. Столяренко, выглядит так.

1.  Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» - дух, душа) -древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

2.  Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма.

А. Материалисты-философы древности Демокрит (ок. 460-370 до н.э.), Лукреций (1 в. до н.э.), Эпикур (341-270 до н.э.) понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Душевные явления или факты психической жизни они объясняют физическими и механическими причинами.

Б. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа (470-399 гг. до н.э.), душа - это что-то божественное, отличающееся от тела. Существует некий идеальный мир, в котором расположены души или идеи вещей, т.е. совершенные образцы, становящиеся прообразом реальных вещей и предметов. Реальные предметы являются результатом соединения души (идеи) с неодушевленной материей. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа - самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» - спрашивают Сократ и Платон.

В. Великий философ Аристотель (384-322 до н.э.) в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель по праву считается основателем психологии (как и целого ряда других наук).

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», - это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека -это сущность живого тела, это осуществление его бытия, - считал Аристотель. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозак­лючений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на и-х основе. Первичная познавательная способность человека - ощущение, оно принимает формы чувственно воспри­нимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей - ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

3.  В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

4.  С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология   стала   развиваться   как   наука   о   сознании.   Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Французский философ Р. Декарт (1596-1650) считается родоначальником рационалистической философии. Он приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической. Суть ее в том, что духовная субстанция (душа) имеет свои атрибуты и проявления (главный из которых - мышление), а телесная субстанция (тело, природа) - свои (главный атрибут - протяжение), при этом обе субстанции абсолютно противоположны друг другу и могут лишь фактически соединиться в человеке с помощью третьей (божественной) субстанции.

Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют. Это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие.

Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу.

Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее - в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология - она сделала своим предметом сознание.

5. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677). Он утверждал, что нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

6.   Немецкий философ Г.   Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. «Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, - подчеркивал он, - является величайшим источником заблуждений».    Он разделил психическое явление и его представленность на уровне сознания. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций»   (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Лейбниц, доказывая, что существующее в сознании обусловлено не физиологическими, а бессознательными психическими актами, стал родоначальником учения о психической причинности, содержавшего рациональный момент, т.к. оно ставило вопрос о реальной динамике психических явлений, существующей независимо от того, что и как представляется рефлексирующему сознанию.

7.  Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века X. Вольфом (1679-1754)   для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания.

Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник - это объекты внешнего мира, второй - деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Рефлексия - по Локку - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня - восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня – наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

8. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях. Также связано с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Развитию экспериментальной психологии предшествовало следующее. В конце XIX начале XX века в психологии разразился кризис - метод психологии пришел в противоречие с предметом. В научном знании в это время властвуют естественные науки: физика, механика и т.д. Их главный метод - эксперимент. Психология с методом интроспекции (проверки состояния собственной психической жизни) наукой в строгом смысле этого слова стать не может. Интроспекция подвергнута сомнению.

Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоя­тельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В лаборатории Вундта учились будущие знаменитости психологии - 136 человек. И среди них три россиянина - Бехтерев В.М., Ланге Н.Н. и Чиж В.Ф.

Вскоре, в 1885 г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабора­торию в России.

Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. При этом субъект психологии и объект исследования сливаются. Предметом изучения остаются явления сознания, но изучаются они экспериментальным методом.

В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология - это наука о структурах сознания» - это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.

Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания - все это может находиться в сознании одновременно.      В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область - «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены - это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания,  находятся  в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроиз­вольно ритмизуются, т.е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость - это удовольствие и возбуждение, надежда - удовольствие и напряжение, страх - неудовольствие и напряжение.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

9. Функционалистский подход. Американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль  сознания заключается в том,  чтобы дать человеку возможность приспо­собиться к различным ситуациям, повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Согласно представлениям функционалистов: «Психология - это наука о функциях сознания». Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.

Джемс отразил в понятии «поток сознания» - процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непроизвольными, вторые - произвольными.

10.  В XIX веке в России представитель идеалистического направления профессор Петербургского университета А.И. Введенский(1856-1925) в своей работе «Психология без всякой метафизики» (1914) считал, что задачей психологии является исследование состава каждого душевного явления   и влияния душевных явлений друг на друга.

Другими представителями идеалистического подхода в России XIX и начала XX века можно назвать Владиславлева М.И. (1840-1890), Троицкого М.М. (1835-1899), Грота Н.Я. (1852-1899).

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

В своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченов писал, что научная психология не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей, об их сочетании и воспроизведении. При этом психическая деятельность рассматривалась по аналогии с сердечной деятельностью,, деятельностью мозга и т.п. Сеченов считается родоначальником программы построения психологии в России.

11. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит             Г.И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Позитивной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура исследований, проводившихся под руководством Челпанова. Он отстаивал форму эксперимента как единственно возможную в психологии, считал, что предметом изучения служат показания самонаблюдения.

12.    Экспериментальное    направление    в    психологии    с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.  Его работы  плодотворно повлияли  на понимание физиологических основ психической деятельности. По мнению Бехтерева В.М. предметом изучения психологии должна стать сочетательная деятельность как система сочетательных рефлексов, которые представляют реакцию психики на внешнее раздражение. И.П. Павлов же считал, что психология должна изучать субъективный мир и использовать достижения физиологии.

Ланге Н.Н. (1858-1921) был сторонником экспериментального изучения психических явлений. Он считается одним из основателей экспериментальной психологии в России.

На примере России мы видим, что во второй половине XIX века психология уже начала рассматриваться как самостоятельная наука.

В XX веке психология переживает кризис. В ней возникает несколько направлений.

13. Бихевиоризм - направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспек­тивной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы.            Э. Торндайк, изучая реакции животных при помощи лабиринтов, проблемных клеток, аппаратов для исследования способности различения и др., установил, что решение проблемы достигается методом проб и ошибок, истолкованным как «слепой» отбор произведенных наугад движений. Этот вывод был распространен на процесс учения у человека, причем качественное отличие его поведения от поведения животных отрицалось.

В тот же период в России И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, развивая идеи   И.М. Сеченова, разработали экспериментальные методы объективного исследования поведения животных и человека. Их работы оказали значительное влияние на бихевиористов, но были истолкованы в духе крайнего механицизма.

В 1913 г. сложилась первая программа бихевиоризма, сформу­лированная американским психологом Д. Уотсоном (1878-1958).

Бихевиоризм, исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с           рече-двигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма и т.д. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения, согласно бихевиоризму, фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) бихевиоризм считает неподдающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению.

Основной метод бихевиоризма - наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники бихевиоризма провели на животных (преимущественно на белых крысах), перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются.

Явный механицизм бихевиористов в понимании поведения вызвал серьезную критику со стороны его многочисленных оппонентов, которая повлияла на возникновение необихевиоризма (Толмен, Халл). Представители последнего стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.).

Американский психолог Скиннер Б.Ф., представитель современного бихевиоризма выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции.

В 1970-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении - как теорию социального научения. Эта теория делает особый упор на то, что многие наши действия формируются под влиянием социальной среды. По-мнению Бандуры (1965) и других теоретиков социального научения, одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас самих.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объек­тивных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основной недостаток бихевиоризма - в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самооп­ределения личности.

 14. Гештальтпсихология, или психология формы, - течение, возникшее в Германии в начале XX века, базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих.  Немецкое слово «гештальт»   означает форму организацию или конфигурацию. К числу его основателей принадлежат немецкие психологи Вольфганг Кёлер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1941).

Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.

Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Кёлер).

Построение сложного психического образа происходит в инсайте. Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

15. Психоанализ основан австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939).

Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были проинтерпретиро­ваны Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характе­ристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики). Впервые в едином теоретическом контексте были поставлены проблемы движущих сил, душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, структурной организации и психодинамики.

Становление взглядов Фрейда прошло два основных этапа. На первом этапе была разработана топографическая модель личностной организации. На втором этапе - структурная модель психической жизни. Согласно топографической модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознательное, предсознательное и бессоз­нательное, отделенном от первых двух особой психической инстанцией - цензурой.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые осознаются в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

Цензура выполняет две функции:

1)  вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания;

2)  оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание.

Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах.

Начиная с 1920-х гг. психоанализ приобретает окончательную форму и превращается в учение о личности, в которой выделяется три структуры: Оно (Ид); Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго) - структурная модель психической жизни.

Структура Оно (Ид), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности. Ид функционирует исключительно в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, наполняющими наше поведение энергией.

Структура Я (Эго) - компонент психического аппарата, ответст­венный за принятие решений. Эго образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двусторонним давлением. Оно (Ид) и Сверх-Я (Суперэго) - стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличие от Ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности, позволяющему ему в любой момент времени оценить уместность или выполнимость действий, мотивируемых потребностями Ид.

Структура Сверх-я (Суперэго) содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений - замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.

Всего описано более 20 видов механизмов психологической защиты. Основные из них:

1) вытеснение - устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;

2)  реактивное образование  (инверсия) - трансформация в сознании   эмоционального   отношения   к   объекту   на   прямо противоположное;

3) регрессия - возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

4) идентификация - бессознательное уподобление угрожающему объекту;

5) рационализация - рациональное объяснение человеком своих желаний и действий,  истинные причины которых коренятся в иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

6) сублимация - преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;

7)  проекция  -   приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

8)  изоляция - блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником.

Взаимосвязь структурной модели с уровнями сознания изображена в виде диаграммы на рис. 1.

 

 
 

 

                                                                                          

                                                                                                        сознание

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

                                                                                                           бессознательное

 

 

Рис. 1. Связь структурной модели с уровнями сознания

 

На рисунке показано, что Ид полностью неосознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трех уровнях сознания.

Психоаналитическая концепция заняла устойчивую позицию в мировой психологической науке. Ее дальнейшее развитие связано с именами К. Юнга (аналитическая психология), А. Адлера (индиви­дуальная психология).

Сегодня психоанализ - один из наиболее распространенных методов психотерапии.

16.  Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм - реформаторы психоанализа Фрейда {неофрейдисты). Неофрейдизм возник в 1920-30-е годы. Представители неофрейдизма так или иначе опираются на психоанализ Фрейда. На его становление повлияли идеи К.Юнга и А.Адлера. Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен), влияния соцэкономической структуры общества (Фромм).

17.  Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), один из наиболее известных ученых, представляет генетическую психологию. В результате своих исследований по формированию мышления и речи у детей он пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из после­довательных ступеней,  или стадий.  Ребенок,  пытаясь понять окружающую действительность, постоянно сталкивается с новыми проблемами, нарушающими уже сложившиеся у него представления о мире. По Пиаже, фактором, побуждающим ребенка искать новые ответы на эти проблемы, является внутренний процесс «уравновешивания». Механизмами     уравновешивания     являются     аккомодация (приспособление действия к изменившейся ситуации) и ассимиляция (распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия). Инструмент уравновешивания - интеллект. Равновесие не может быть постоянным, и развитие идет ко все более сложным формам, ассимиляции и аккомодации. Именно таким путем ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания.

Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. По мнению Пиаже, функционирование интеллекта наследственно и потому присуще всем людям. Этим объясняется то, что все дети проходят различные стадии в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов.

Таким образом, взгляды Пиаже значительно отличаются от взглядов бихевиористов, которые утверждают, что ребенок даже в очень раннем возрасте при надлежащем воспитании и обучении мог бы освоить, например, алгебру. Своими исследованиями Ж. Пиаже привлёк внимание к роли познавательной деятельности человека в его формировании и развитии.

18.  Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere - знать.

Когнитивная психология стремилась восполнить недостатки бихевиористской модели, неспособной удовлетворительно объяснить такие явления, как язык, память, рассудочное мышление или мысленные образы. Сторонники этого направления утверждали, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозгу. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, доказывали, что люди - не просто машины, слепо и механически реагирующие на внутренние факторы или на события во внешнем мире. С когнитивной точки зрения разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход состоит в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее для принятия решения, разрешения проблем, встающих перед нами каждую минуту.

Число исследований в этой области, во всех ее направлениях, постоянно растет, так что лидера или главного теоретика как такового в ней нет. Заслугой когнитивной психологии является открытие закономерностей и разработка механизмов психических позна­вательных процессов.

19. Гуманистическая психология - ее виднейшие представители                     Г.  Оллпорт,  Г.А.  Мюррей,  Г.  Мэрфи,  К.  Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека.

Американский психолог Карл Роджерс (1902-1987) - один из самых известных представителей гуманистической школы. Центральной идеей теории личности Роджерса является идея ценности и уникальности человека: человек от природы добр и имеет генетическую программу самосовершенствования и актуализации своих потен­циальных возможностей. Реализуя эту программу, он движется к независимости, рациональности и социальной ответственности. По мере последовательного достижения своих жизненных целей, человек становится более компетентным и самодостаточным. Приобретаемый им при этом жизненный опыт уникален и индивидуален. Роджерс называет его «феноменальным полем». Степень соответствия, тождественности этого поля реальной действительности К. Роджерс обозначил понятием «конгруэнтность». Высокая степень конгруэнт­ности означает соответствие «Я реального» и «Я осознаваемого» человеком. Нарушение конгруэнтности приводит к нарушению осознания человеком реальности, к подмене действительного желаемым, а это, в свою очередь - к напряженности, невротизации. К подобному же результату приводит и отказ от самоактуализации, как важнейшей потребности личности.

Другой американский психолог - гуманист Абрахам Маслоу (1908-1970) - создал иерархическую теорию потребностей и самореализации. К ней он пришел, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации.

А. Маслоу выдвинул гипотезу, согласно которой возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение или самореализация.

Согласно А. Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума - к его самореализации, открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей.

Как отмечает В. Франкл, представитель экзистенциальной психологии, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

20. Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправо­мерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования.

21.  Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом».

22.  Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии - изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов (Э. Берн).

23.  Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые Л.С. Выготский (1896-1934), А.Н. Леонтьев (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. Гальперин (1902-1988).

Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятель­ности ребенка и взрослого.

А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализаций высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки -нейропсихологии.

П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин - автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

 

1.2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

 

Психологию на ее многовековом историческом пути считали наукой о душе, сознании, психике, поведении. С каждым из этих глобальных терминов сочеталось различное предметное содержание, не говоря уже о конфронтации противоположных взглядов на него. Однако при всех расхождениях, сколь острыми бы они ни были, сохранялись общие точки, где пересекались различные линии мысли.

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследо­вателями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения».

Сознание как предмет психологии

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», обора­чиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность».' Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии - английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли). Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж.Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж.Ст. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоцианистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж.Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необ­ходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюдения и экспе­римента. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Для Г. Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Стержнем ассоцианистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды                   И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

Непосредственный опыт как предмет психологии

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В. Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии

Ф. Брентано кладет в основу своегоучения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты «действия», которые производит субъект (акты представления, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии

И.М. Сеченов выдвинул постулат о родственности психического и физиологического «по способу происхождения», то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психи­ческого акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.

Поведение как предмет психологии

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», - поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Бессознательное как предмет психологии

Согласно учению З.Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека - в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

В неофрейдистской концепции Карен Хорни поведение опреде­ляется внутренне присущим каждому человеку «основным беспо­койством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противо­речие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

К.Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие «коллективного бессознательного».

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограммиро­ванность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Собственно когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

Личный опыт человека как предмет психологии

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики, но ничего не внесли в теорию психологии. Более того, предмет исследования в рамках этого направления почти исчез.

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов

В начальный период становления советской психологии вопрос о ■ ее предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли».

По мнению П.Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. «Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции» (Гальперин П.Я.).

К.К. Платонов считает предметом психологии психические явления. Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы.

В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.

В настоящее время представляется целесообразным объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.

В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Таким образом, объектом психологии является совокупность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности, то они выступают как основные объекты психологии.

Предметом изучения психологии являются, прежде всего, закономерности формирования, развития и становления психики человека и животных, включающие в себя многие субъективные явления.

 

1.3. Задачи и место психологии в системе наук

 

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания с целью повышения эффек­тивности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат ее уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности  психических явлений,  психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Любая деятельность людей (трудовая, учебная, общественная и т.д.) всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и моментами субъек­тивными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражаю­щийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятель­ности). Поэтому перед психологией стоит задача выявления особен­ностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Современная психология находится на стыке ряда наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными - с другой, социальными - с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.

Психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности. Известно, что философия и её составная часть - теория познания (гносеология) решают вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактуют психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы.

Человек - биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Так, выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Он отмечал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его надо всесторонне изучить. Взаимосвязь психологии с педагогикой не была неизменной, их взаимоотношения изменялись вместе с развитием каждой из этих наук, в особенности их методологических основ.

Взаимосвязь психологии с юриспруденцией также закономерна. Многие юристы второй половины XIX в. и начала XX в. писали о том, что психология должна составить научную основу Уголовного права. Они считали, что на началах психологии нужно строить в уголовном праве учение о субъекте преступления, о вменяемости преступника, о содержании наказания. Юристов волновали также вопросы, связанные с психологическими особенностями процедуры суда, вырабатывания на нем коллективного решения.

Социально-психологические мотивы преступлений, общественные условия, порождающие их, преступность как общественное явление и психология преступника стали, как известно, темой многих писателей -Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М. Горького, В.Г. Короленко и других, которые, воссоздавая картину русской действительности, заставляли читателей задумываться над мучительными проблемами преступления и наказания.

Взаимосвязи психологии с правоведением, так же как и с педагогикой, формировались, отражая особенности развития каждой из них и широкого социального контекста в стране. Сейчас, когда остро стоит вопрос об улучшении процесса воспитания молодежи, потребность в укреплении взаимосвязей психологии, педагогики и правоведения становится все более острой.

Обобщая можно сказать, что основная задача психологии - изучение механизмов закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности, которую Тейяр де Шарден назвал «думающей материей, осознающей свою эволюцию».

Таким образом, психология - это:

наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, которые носят у человека личностный характер; - наука о закономерностях развития и функционирования психики, образования связей между психическими явлениями как особой формы жизнедеятельности организма;

объективное изучение реального человеческого поведения и психологических функций, проявляющихся в поведении человека. Эти функции ни в коей мере не даются человеку, а постепенно образуются и изменяются всей деятельностью человека; они отражаются в творениях - продукте деятельности, а творения, в свою очередь, формируют среду для их формирования и организации (Ж.П. Вернет);

 наука, описывающая душевные явления;

 наука, объясняющая поведение;

 наука, показывающая отличие людей друг от друга, имеющих одно и то же физическое тело или состояния.

 

Принципы психологии. Отрасли психологии

 

Изучая психические явления, психология руководствуется следующими методологическими принципами: детерминизма; единства сознания и деятельности; развития психики в деятельности; личностного подхода.

Детерминизм - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и перестраивается с изменением образа жизни. Так, если говорить о психике животных, то ее развитие определяется естественным отбором как биологическим законом, который был открыт английским естествоиспытателем Ч. Дарвином (1809-1882). Если рассматривать психику человека, то происхождение, формы и развитие человеческого сознания определяются, в конечном счете, законами развития способа производства материальных средств жизни. Важнейшим выводом из этого общего материалистического принципа обусловленности сознания человека общественным бытием явилось понимание общественно-исторической природы человеческого сознания.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а составляют единство. Сознание образует внутренний план деятельности личности, оно проявляется и формируется в процессе осуществления человеком различных видов деятельности. Принцип этот позволяет психологам, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения целей действий, т.е. открывать объективные свойства личностей.

Принцип развития психики, сознания в деятельности означает, что психика и сознание могут быть правильно поняты и объяснены, если они рассматриваются как продукт развития и результат деятельности (игровой, учебной, трудовой, общественной и др.). Причем здесь имеется в виду не только предметно-практическая сторона деятельности, отражающая отношения типа «субъект - объект», но и та сторона, которая проявляется в коммуникативных актах (актах общения), отражающая отношения типа «субъект - субъект».

Личностный подход как принцип психологии означает, что при изучении любых психических явлений человека (свойств, состояний, процессов) необходимо учитывать включенность данного явления в структуру целостной личности, которая и обусловливает их.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений, связанных с изучением психических явлений и объяснением человеческого поведения. Таких дисциплин насчи­тывается около 20. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют общую, социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые  4-5 лет появляется какое-либо новое направление), поэтому правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психоло­гических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей, независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Общая психология изучает общие закономерности возник­новения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. К настоящему времени общая психология сформировалась как фундаментальное научное знание, является базой для прикладных направлений, при этом содержательно обогащается на основе их открытий.

Дифференциальная психология - раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми, предпосылками и процессами формирования этих различий. Название введено немецким психологом В. Штерном в 1900 году. Данные дифференциальной психологии имеют важное значение для учебно-воспитательной практики, психотерапии, профотбора и профориентационной работы.

Социальная психология в самостоятельную науку сформи­ровалась в середине XX века. Изучает закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей. Основные проблемы социальной психологии - проблема психологической совместимости людей, их взаимодействия и коммуникаций, сотрудничества людей при организации совместной деятельности.

Педагогическая психология возникла на стыке педагогики и психологии. Как самостоятельная наука начала формироваться в конце XIX века. Изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания, проблемы доступности учебного материала, эффективности различных методов обучения, особенности педаго­гического труда и личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса.

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Зоопсихология - изучает поведение животных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влияниями среды, с которой они вступают во взаимо­действие.

Психодиагностика - отрасль психологии, направленная на разработку методов выявления индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Эта отрасль зародилась в лаборатории Вундта вначале как экспе­риментальная, затем как дифференциальная дисциплина.

Генетическая психология - изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа и, в целом - психическое развитие человека от его пренатального состояния до окончания жизни.

Психотерапия, область пограничная между психологией и медициной, ориентирована на включение клиента в творческое сотрудничество с психотерапевтом, на оказание ему помощи путем использования его собственных внутренних резервов для снятия снижающих его самочувствие состояний, преодоления нежелательных ситуаций, устранения отдельных манер и способов поведения.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психоло­гические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использо­вания их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает глубокие психофи­зиологические механизмы различных функциональных состояний: стресса, напряженности, эмоционального дискомфорта, а также психологические аспекты патогенеза при различных нарушениях здоровья, разрабатывает реабилитационные методы. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие вовремя различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, для установления влияния этих изменений на различные аспекты человеческой активности: запоминание, усвоение, эмоциональную регуляцию поведения и т.п.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологи­ческие проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология - отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов воинской деятельности в зависимости от общественно-исторических условий, уровня военной техники, характеристик личности бойца, особенностей воинского коллектива.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить психо­логические механизмы воздействия религиозных идей на сознание человека, поведение верующих в целом или представителей различных конфессий и сект.

Экологическая психология - междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды, органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия.

Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранор­мальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - закономерности проявления и развития психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию -с техническими науками, через педагогическую психологию -с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками и т.д.).

 

                    Общественные науки

 

Технические науки

 

Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 2) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их форми­рования и развития.

 

  

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация А. Кедрова 

 

 

Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь; все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков. Кратко укажем функции некоторых из этих профессиональных психологов-практиков. Ж. Годфруа выделяет следующие прикладные области психологии: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог - эргономист, психолог-консультант.

Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздра­жительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушение деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обсле­дования, с тем, чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструк­тивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем, чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специа­листом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»), на'пример, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительски-детских отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответст­вующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию.

Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями.

Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем распо­ложении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т.п.

 

 

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!