Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность»»

/ Уголовное право
Лекция, 

Оглавление

4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Условия проведения ОРМ – это установленные оперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов ОРД при их проведении.

В Законе об ОРД закреплены два вида условий осуществления ОРМ: общего свойства и содержащие исключения из общих правил их проведения.

 

Первым общим условием является возможность осуществления ОРМ на территории РБ, если иное не предусмотрено законодательством. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия Закона об ОРД в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Нормы Закона об ОРД полностью применяются на всей территории РБ. 

Вторым общим условием является то, что гражданство, национальность отдельных лиц и другие обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД, не являются препятствием для проведения в отношении них ОРМ, если иное не предусмотрено законодательством ФЗ. В этом предписании конкретизирован конституционный принцип равенства всех перед законом и судом. Тем самым в отношении каждого может проводиться ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств (при наличии соответствующих законных оснований и т.п.).

 

Условия, содержащие исключения из общих правил проведения ОРМ

 

 
Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля допускаются только с санкции прокурора или его заместителя на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего ОРД, и при наличии информации о: 
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления;
2) лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление;
3) событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

 

Первая группа условий гарантирует законность при осуществлении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на частную жизнь. Непосредственно в ст. 13 указаны два обязательных условия: наличие санкции прокурора и наличие соответствующей информации. 

 
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, указанных в частях второй и шестой ст.13, на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора или его заместителя на проведение такого оперативно-розыскного мероприятия
либо прекратить его проведение.
 
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности граждан по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, а также снятие информации с их технических каналов связи на основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение 48 часов. 
 
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводятся на основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение 48 часов.
 
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия менее тяжкого преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, общественной безопасности и здоровья населения, тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, могущего принести вред национальной безопасности, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и только с санкции прокурора или его заместителя.
 
Оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводится только с разрешения руководителей соответственно Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь или их заместителей, а также Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, его заместителя - директора Департамента финансовых расследований или его заместителей.
 
   При сборе данных о лицах, в отношении которых необходимо принять решения, перечисленные в пунктах 1-4 части второй статьи 9 настоящего Закона, запрещается осуществление оперативно-розыскных мероприятий, указанных в пунктах 8-15 части первой статьи 11 настоящего Закона.
 
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся  в  соответствии  с  настоящим  Законом  и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных законодательством  Республики  Беларусь. При сборе данных о лицах, в отношении которых необходимо принять решения, перечисленные в пункте 5  части второй статьи 9 настоящего Закона, разрешается осуществлять оперативно-розыскные мероприятия,  указанные  в  пунктах  8-12 части первой статьи 11 настоящего Закона,  при наличии согласия гражданина в письменной форме без санкции прокурора или его заместителя. 
 
             Срок проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в части  второй  настоящей  статьи,  исчисляется  в  сутках  со  дня санкционирования  постановления прокурором или его заместителем и не может превышать двух месяцев. В случае необходимости этот срок может быть  продлен до шести месяцев прокурорами области,  города Минска и приравненными к ним прокурорами  или  их  заместителями.  Дальнейшее продление  сроков  может  быть осуществлено в исключительных случаях заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь на период до одного  года  и  Генеральным  прокурором  Республики  Беларусь  - до полутора лет.
 
Оперативно-розыскные   мероприятия  по  проверке  сведений    о подготовке  или  совершении  преступлений  против государства, мира, безопасности  человечества  проводятся  в срок до двух лет. В случае необходимости  этот  срок  может быть продлен Генеральным прокурором Республики Беларусь до пяти лет. 
 
Оперативно-розыскные  мероприятия  по  проверке  сведений    об организованных  преступных  группах или преступных организациях и их деятельности,  за  исключением  сведений о подготовке или совершении ими  преступлений,  указанных в части одиннадцатой настоящей статьи, а также по проверке сведений о фактах коррупции проводятся в срок не более  одного  года.  В  случае особой необходимости этот срок может быть  продлен  Генеральным  прокурором  Республики  Беларусь или его заместителем до двух лет. 
 
Все другие оперативно-розыскные  мероприятия  осуществляются  в срок   не   более   шести   месяцев   с  момента  начала  проведения оперативно-розыскного мероприятия.  В случае необходимости этот срок может быть продлен до одного года прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их  заместителями.  Дальнейшее продление  сроков  может  быть осуществлено в исключительных случаях заместителем  Генерального   прокурора   Республики   Беларусь   или Генеральным  прокурором  Республики  Беларусь  на период до полутора лет. 
 
О прекращении  проведения   оперативно-розыскного   мероприятия выносится постановление органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

 

 

1.     НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

          Нравственные основы ОРД являются предметом бурного обсуждения ученых. С одной стороны ОРД – это основанная на законных и подзаконных актах деятельность, с другой стороны это основанная на принципах конспирации деятельность. Со стороны общественности возникает ряд противоречивых мнений, так как ОРД имеет скрытый характер и некоторые аспекты не подлежат обнародованию, и следовательно, скрыты от широкого круга лиц, которые не имеют непосредственного отношения к ОРД.

          Оперативно-розыскная деятельность – разновидность общественно полезной деятельности, но не смотря на это, как уже отмечалось выше, она вызывает неоднозначную нравственную оценку в обществе.

          Эта неоднозначность вызвана тем, что ОРД связана:

Øс ограничением прав и свобод личности;

Øс использованием специфических (конспиративных) средств и методов борьбы с преступностью;

Øс применением мер принуждения.

          Однако, следует отметить, что ОРД ставит перед собой цель – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, которая по своему содержанию является нравственной и положительной.

          Отсюда, следует сделать вывод, что в ОРД, соблюдение и защита прав и свобод должны быть: а) ее целью; б) основой на которой она базируется; в) критерием ее эффективности и допустимости используемых средств. Данный принцип распространяется не только на непричастных к преступлениями граждан, но и на тех лиц, которые подозреваются в их совершении.

          Однако нельзя не видеть, что достижение благородных целей связано с использованием средств, носящих негативный оттенок. В ходе ОРД приходиться применять конспиративные меры, использовать легендирование, дезинформацию, устанавливать конфиденциальные отношения, вторгаться в частную жизнь людей. При этом допускается тайное проникновение в жилище, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи.

          Нельзя не учитывать и того, что ОРД оказывает не всегда положительное влияние на самих оперативников и граждан, оказывающих им конфиденциальное содействие. В частности, у них могут деформироваться нравственные позиции, сформироваться установка на признание допустимости любого вмешательства в личную и общественную жизнь граждан, произойти привыкание к «изнанке» жизни, притупиться чувство стыдливости и т.п.

          В связи с этим, ОРД можно отнести к тем видам деятельности, при которых конкретный поступок человека, используемые им средства могут не являться нравственно идеальными, но быть необходимыми для достижения благородной цели.

          В этике такой выбор называют «наименьшего зла», а вправе – крайней необходимостью.

          Таким образом, речь должна идти о том, в какой мере допустимы средства о которых шла речь выше, какова обоснованность их применения в каждом конкретном случае.

          Уместно вспомнить слова Г. Гегеля, «суды, воины не только имеют право убивать людей, но это их долг, однако при этом точно определено, по отношению к какого типа людям и при каких обстоятельствах это дозволено и является долгом»[1]. И. А. Ильин, много внимания уделивший вопросу о «сопротивлении злу», предупреждал, что только лучшие люди  способны на токую работу, не заражаясь ею. Они должны твердо знать, где, в чеми почему их деятельность отступает от заветов праведности, и допускать это не более, чем того требует необходимость борьбы со злом.[2]

          Вот почему так важно верно определить меру допустимого поведения в каждой конкретной ситуации.

          При принятии решения о проведении ОРМ и в ходе их проведения необходим правильный выбор средств, ибо может случиться так, что преступлений будет предотвращено или раскрыто, но такой ценой, что отрицательные последствия станут явно преобладать над достигнутыми положительными результатами.

          Нравственно допустимыми  то или иное ОРМ или средство ОРД могут считаться в том случае, если их проведение или использование повлекло за собой меньшие физические, нравственные, материальные и иные издержки, нежили его отсутствие (несовершение), или иначе, если положительный результат, достигнутый с помощью данного ОРМ, окажется по своему значению выше, чем ущерб, нанесенный им.

          Для преподавателя (охарактеризовать облик современного оперативника).

          Конечно, как и всякая борьба, борьба с преступностью с использованием оперативно-розыскных средств носит жесткий и бескомпромиссный характер. Но это не означает следование иезуитскому принципу «цель оправдывает средства». Государство должно придерживаться цивилизованных форм борьбы, основанных на принципах гуманизма и справедливости. В противном случае оно ничем не будет отличаться от тех, с кем ведет борьбу. Поэтому установление не только правовых, но и нравственных пределов в ОРД является требованием, отвечающим духу правового государства.

 

ТЕМА: КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ВОПРОСЫ:

1. Понятие субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней.

2. Общие положения президентского, парламентского, правительственного и судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

3 Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

4. Общие положения прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

 

 

1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ, КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАДЗИРАЮЩИХ ЗА НЕЙ

 

 

Субъектами, контролирующими оперативно-розыскной деятельности  и надзирающими за ней являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением оперативно-розыскной деятельности, а также Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением оперативно-розыскными органами законов Республики Беларусь.

Среди контролирующих субъектов в оперативно-розыскной деятельности выделяют исходя их функций:

1) субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность (реализующих функцию контроля);

2) субъектов, надзирающих за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (реализующие функцию прокурорского надзора);

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона об ОРД за реализацией законов в оперативно-розыскной деятельности надзирают Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры.

По сфере осуществления предоставленных “контролерам” полномочий различают субъектов, которые проводят внешний контроль (иначе вневедомственный) и внутренний контроль (ведомственный).

В соответствии с Законом об ОРД вневедомственный контроль осуществляют Президент, Национальное собрание, Правительство, Совет безопасности, Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Ведомственный контроль осуществляют руководители оперативно-розыскных органов (ст. 23 Закона об ОРД) и должностные лица специальных контролирующих подразделений оперативно-розыскного органа (инспекторских, организационных, кадровых и др.).

Среди субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней выделяют юридические и физические лица.

Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми - их должностные лица (например, руководители оперативно-розыскного органа).



[1] Гегель Г. Философия права. – М., 1990. С. 189.

[2] См.: Ильин И. А. Путь к очевидности. – М., 1993. С. 125 – 126.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!