Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность»»

/ Уголовное право
Лекция, 

Оглавление

Классификация ОРМ 

 

Существуют несколько методов классификации ОРМ. 

 

1.              В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

 

2. В зависимости от формы проведения ОРМ они могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления. 

Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна. Она может быть абсолютной и относительной.

При абсолютной негласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений).

При относительной негласности ОРМ об их проведении знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности.

Например, результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением кино- фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных технических и других средств, могут быть использованы в уголовной процессе в качестве доказательств по уголовному делу.

 

Все предусмотренные в ст. 11 Закона об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно выделяют  две основные группы:

 

а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно:

- опрос,

- наведение справок,

- сбор образцов для сравнительного исследования,

- исследование предметов и документов,

- проверочная закупка,

- наблюдение,

- отождествление личности,

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

 

б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются:

 

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров,

- снятие информации с технических каналов связи,

- оперативное внедрение,

- контролируемая поставка,

- оперативный эксперимент.

 

3. В зависимости от необходимости санкционирования ОРМ они могут быть:

а) не требующие санкционирования прокурором:

- опрос,

- наведение справок,

- сбор образцов для сравнительного исследования

- исследование предметов и документов;

- наблюдение, кроме наблюдения с помощью стационарных технических средств визуального контроля и фиксации информации в жилых помещениях и иных законных владениях граждан;

- отождествление личности;

- обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, кроме негласного обследования жилища и иных законных владений граждан.

б) требующие санкционирования прокурором

- слуховой контроль

- прослушивание телефонных переговоров

- снятие информации с технических каналов связи

- негласное обследование жилища и иных законных владений граждан

- наблюдение с помощью стационарных технических средств визуального контроля и фиксации информации в жилых помещениях и иных законных владениях граждан

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

г) требующие ведомственного санкционирования

- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;

- оперативное внедрение;

- оперативный эксперимент.

 

Возможны и другие виды классификации.

 

Так, по степени проникновения в криминально-криминогенную среду их можно разделить на глубокие и поверхностные. По этому критерию наиболее потенциально глубокими следует признать оперативное внедрение в преступную среду и агентурное наблюдение за ней, а самыми поверхностными - сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.

 

По направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ.

 

По субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами — субъектами ОРД и мероприятия, проводимые специализированными оперативными подразделениями. В частности, только с использовани­ем оперативно-технических сил и средств органов КГБ и ОВД проводятся ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи.

 

По степени ограничения прав граждан ОРМ можно разделить на ограничивающие конституционные права граждан и не носящие таких ограничений.

К ОРМ, ограничивающим конституционные права граждан, следует прежде всего относить ОРМ, которые:

А) ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. К таким ОРМ относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров.

Б) снятие информации с технических каналов связи,

В) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

 

По интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно-технические и не имеющие преобладающего или исключительно технического содержания их проведения. К оперативно-техническим относятся такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

 

По сочетанию ОРМ между собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Основания для проведения ОРМ

 

 

Понятие «основание» подразумевает причину, достаточный повод, оправдывающий что-либо. Применительно к ОРМ сам по себе повод является и достаточным основанием для их проведения.

Под основанием для проведения ОРМ в законе (ст. 12) понимаются поводы к началу ОРД.

Основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РБ.

По своей природе (происхождению) данные, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут быть получены:

- в рамках уголовного судопроизводства;

- в процессе осуществления ОРД;

- непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем.

 

Законодатель не ставит жестких ограничений или критериев появления таких данных. Основания для проведения ОРМ тесно связаны с целями и задачами ОРД.

Рассматривая основания в соотношении с целями и задачами, можно сделать вывод, что для проведения ОРМ достаточно лишь предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может носить характер версии, основанной на фактах.

 

Основания, указанные в ст. 12 Закоеа об ОРД, относятся не к ОРД в целом, а к проводимым ОРМ как в их совокупности, так и применительно к отдельным ОРМ.

 

При этом результаты проведения одного ОРМ могут являться основаниями для проведения другого. В процессе проведения ОРМ применительно к одному делу (событию, преступлению, ситуации, проверке заявления и т.д.) возможно получение оперативно-розыскной информации относительно событий или действий, выходящих за пределы первоначальной цели проведения ОРМ.

 

Законодатель обозначил следующие основания для проведения ОРМ.

 

1. Наличие возбужденного уголовного дела. Когда уголовное дело возбуждено следователем, прокурором или судьей, то органы, осуществляющие ОРМ, могут их проводить только при наличии данного им соответствующего письменного поручения или указания. В этом документе излагаются обстоятельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть оперативным путем. Выбор конкретного ОРМ – дело работников, его осуществляющих.

 

2.                       Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД сведенья о:

 

А. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении

Например, когда требуется собрать дополнительные фактические данные, необходимые для принятия решения об отказе или возбуждении уголовного дела. В этой ситуации наличных данных недостаточно для того, чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела:

-                 не установлено само событие преступления;

-                 известны лишь отдельные признаки, по которым в равной мере можно судить о наличии либо отсутствии преступления;

-                 первоначальное поведение лица не позволяет оценить его действия как преступные, но они могут перерасти в таковые и т.д.

 

В частности, не образует состава и не является признаком преступления возникновение умысла на его совершение.

 

Уголовно наказуемо только приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению, поэтому пока такие действия не переросли в реальное преступление, нет оснований:

- для возбуждения уголовного дела,

- но имеет место практическая целесообразность проведения ОРМ,

- при помощи которых можно предупредить преступление либо предотвратить его общественно опасные последствия.

В ряде случаев, особенно по экономическим преступлениям, невозможно и практически нецелесообразно возбуждать уголовное дело до того момента, пока не будет ясно:

что хотя бы одни эпизод криминальной деятельности содержит в себе все признаки состава преступления

- в противном случае никакой уголовной ответственности не последует

- виновные не откажутся от своих замыслов и действий

- а просто перенесут их на более поздний срок и будут более осторожными это касается случаев, когда раскрыть преступление можно лишь при задержании виновного с поличным, как, например, в случае получения взятки.

 

Б. Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности РБ.

 

Как основания для проведения ОРМ могут содержать информацию о таких событиях или действиях, которые не носят характера криминальных, а лишь гипотетически создают угрозу безопасности.

Под событиями могут рассматриваться реально происходящие или имевшиеся в прошлом факты, обстоятельства, явления, которые могут причинить вред соответствующему виду безопасности или вызвать возможную опасность.

В частности, угрозу безопасности может создавать неуправляемые технологические процессы (например, сбой в работе ядерного реактора) либо действия, самостоятельно не содержащие какой-либо угрозы, но в совокупности с другими действиями или событиями могут ее вызвать. Это, например, отключение электроэнергии от установок, производств, цехов с непрерывным технологическим циклом, на объектах химической отрасли или связанных с эксплуатацией хранением ядерных материалов, отходов, очистных объектов и сооружений и др.

Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам т.е. потребностям, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Осуществление ОРМ используется как одно из эффективных и вспомогательных средств обеспечения безопасности, а также служит целям обеспечения

-        Президента РБ,

-        Национального Собрания

-                 Правительства РБ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

-                 обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РБ в сфере безопасности;

-                 содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РБ

Проведение ОРМ, применительно к обеспечению безопасности носит превентивный, стратегический, глобальный характер.

 

В. Сведения о лицах, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда или уклоняющихся от уголовного наказания

 

- как самостоятельное основание для проведения ОРМ следует рассматривать в том смысле,

- что ОРО может быть неизвестно о самом факте возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица,

- его сокрытия от правоохранительных органов или уклонении от наказания,

- наличии соответствующего поручения о проведении розыска лица, поскольку такое поручение поступает в территориальный орган по месту совершения преступления.

Тем не менее все иные ОРО, при отсутствии такого поручения вправе и обязаны проводить ОРМ по выявлению указанных лиц и в случае получения соответствующей информации проводить ОРМ на предмет причастности к совершению преступления, а также установления факта уклонения от наказания или сокрытия от уголовного преследования и суда.

Объявление розыска, не связанного с решением задач ОРД, не является основанием для проведения ОРМ.

 

Г. Сведенья о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

 

ОРМ по розыску лиц, без вести пропавших, как правило, проводятся по заявлениям родственников, знакомых или должностных лиц. Именно информация, содержащаяся в таких заявлениях, является достаточным основанием, позволяющим судить о самом факте исчезновения человека.

 

Обнаружение неопознанных трупов как основание для проведения ОРМ выступает до решения вопроса о возбуждении уголовного дела, когда имеется необходимость в проведении ОРМ непосредственно на месте обнаружения трупа, при работе по «горячим следам», а также в случае отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела по факту обнаружения трупа в случаях, когда установить личность, неприбегая к ОРМ, не представляется возможным.

 

3. Поручения и постановления органа уголовного преследования по уголовным делам, находящимся в его производстве.

 

Поручения и постановления органов уголовного преследования и определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, являются самостоятельным основанием для проведения ОРМ в связи с тем, что

- ст. 36 УПК закрепляет право следователя давать обязательные для исполнения поручения и указания о проведении ОРМ,

- в случаях, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах.

Данное обстоятельство не может сковывать инициативы ОРО, ограничивать их соответствующие права и обязанности,

- поскольку проведение ОРМ, в том числе и в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, может выходить за рамки расследуемого дела и касаться обстоятельств, которые возможно установить исключительно оперативным путем,

- т.е. выявить ранее неизвестные преступления либо установить действия, направленные на совершение новых преступлений,

- например, подкупа должностных лиц, запугивания свидетелей и др.

 

Вид и тактику ОРМ, проводимых по поручениям и указаниям следователя, органа дознания, прокурора и суда, определяет должностное лицо ОРО. Оно же несет ответственность за законность и обоснованность проведения соответствующих ОРМ.

Следователь же вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений, но не может давать указаний о характере, организации и тактике проводимых в ходе выполнения поручения ОРМ,

 

Под поручением следует рассматривать письменный документ, сходящий от соответствующего должностного лица о производстве ОРМ. Поручение оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или определением суда, где кратко излагаются существо дела, подлежащие выяснению обстоятельства, данные о лицах, розыск которых поручается.

 

Устное указание (поручение) следователя, дознавателя, прокурора не является основанием для проведения ОРМ.

 

4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в настоящей статье.

 

 

Запрос может направляться в ОРО по месту предполагаемого проведения ОРМ с. учетом их подведомственности и компетенции. При этом важно учитывать, что не все ОРО наделены полномочиями проведения ОРД в полном объеме. Поэтому одни органы дознания вправе направлять поручения в другие органы, наделенные соответствующими полномочиями, в частности, по проведению ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

 

5.Постановления органа, осуществляющего ОРД о применении мер безопасности в отношении охраняемых и защищаемых лицв порядке, предусмотренном законодательством РБ.

 

Для применения мер безопасности как основания ОРМ является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности охраняемого, защищаемого лица, что само по себе обусловливает проведение помимо прочего и ОРМ.

Поводы для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица:

- заявление указанного лица;

- обращение председателя суда, руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителя органа государственной охраны, начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы;

- получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица

Предполагают проверку такой информации, в том числе путем проведения ОРМ, и принятие на ее основе соответствующего решения. Постановление о применении мер безопасности не предопределяет виды и тактику проведения ОРМ.

 

6.Запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств в соответствии с международными договорами РБ.

 

Представляется допустимым проведение ОРМ по запросам субъектов ОРД иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми ОРО РБ с такими же субъектами иностранных государств.

 

Указанные запросы являются основанием для проведения ОРМ не сами по себе, а ввиду того, что содержащаяся в них информация относится к фактам конкретных преступлений, лицам их совершившим, разыскиваемым и без вести пропавшим лицам.

К международному запросу могут быть приложены постановления, содержащие соответствующие санкции. Тем не менее, такие документальные материалы запрашивающей стороны, в том числе содержащие соответствующие санкции на проведение ОРМ, не могут распространяться на деятельность ОРО РБ. Они лишь подтверждают обоснованность проведения ОРМ.

ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 13 ФЗ об ОРД.

Это связано с тем, что согласно международным договорам поручения исполняются в соответствии с требованиями внутреннего законодательства стороны, исполняющей запрос.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!