Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность»»

/ Уголовное право
Лекция, 

Оглавление

2 ЛИЦА, ИЗУЧАЕМЫЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

2. 1. Понятие и классификация изучаемых лиц

 

Лицо, изучаемое в ОРД (другие названия – фигурант, объект оперативной заинтересованности), – это лицо, чье деяние (действие или бездействие) связано с совершением преступления (фактически или с достаточной степенью вероятности), а равно гражданин, подлежащий проверке по иным основаниям.

Основными признаками понятия изучаемого лица являются:

·                 им всегда выступает только физическое лицо, так как согласно уголовному закону только люди могут быть субъектами совершаемых преступлений;

·                 интерес оперативно-розыскного органа к такому лицу основан на нормах  Закона об ОРД;

·                 этим человеком может быть каждый, вне зависимости от возраста, пола, национальности, служебного положения и т.п.;

·                 только поведение лица или каким-либо образом высказывание во вне им своих намерений (например: сообщение в письменной форме (письме) сообщения о желании ограбить магазин) может служить основанием для проявления к нему как человеку и гражданину интереса со стороны оперативно-розыскного органа;

Человека как изучаемое лицо следует отличать от: а) юридического лица; б) объекта оперативной заинтересованности, в разведывательной и контрразведывательной деятельности (например, иностранной спецслужбы или иностранной организации); в) подозреваемого в уголовном процессе.

В Законе об ОРД не установлено четкой градации этих лиц, однако, в оперативно-розыскной теории с учетом потребностей практики и в зависимости от ряда критериев различают несколько категорий. Так, с учетом выделения в оперативно-розыскной деятельности двух основных видов – оперативно-розыскного процесса и оперативно-проверочной работы различают две категории лиц:

·                 чья деятельность связана с совершением преступления;

·                  чья деятельность не связана с совершением преступления (оперативный интерес вызван необходимостью реализации режимно-административных мер.

В зависимости от формы, в которой осуществляется ОРД известны:

·                 лицо проверяемое;

·                 лицо разрабатываемое;

·                 лицо, находящиеся под оперативным контролем (наблюдением);

·                 лицо разыскиваемое.

Во всех случаях им является определенный человек, в отношении деятельности которого проводятся ОРМ в рамках дела оперативного учета (проверки, разработки, контроля и розыска) на основании и в порядке, предусмотренных Законом об ОРД и других нормативных правовых актах в области ОРД.

В зависимости от того, непосредственно ли изучается человек или интерес к нему как к лицу, которое может располагать информацией о непосредственном объекте интереса, различают:

·                 лицо, являющееся непосредственным объектом оперативного интереса – проверяемый, разрабатываемый, находящийся как под оперативным контролем и разыскиваемый;

·                 связь проверяемого лица (родственник, сослуживец, знакомый по дому, коллега по совместному проведению отдыха и т. п.).

 

 

2.2. Права и обязанности изучаемых лиц

 

 

Изучаемое лицо является субъектом ОРД. Как и любому субъекту правоотношений, законодатель предоставил фигуранту определенные права и возложил соответствующие обязанности. Конечно, права фигурантов по сравнению с правами других субъектов ОРД носят ограниченный характер. Тем не менее они ими обладают и реализуют их.

В оперативно-розыскном законодательстве предусмотрены три группы прав фигурантов:

1.              На получении информации.

Так, согласно ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД это лицо вправе истребовать от оперативно-розыскного органа, сведения полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

2.       На обжалование.

Лицо, изучаемое в оперативно-розыскной деятельности, в праве обжаловать:

·                 отказ в предоставлении информации (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД);

·                 действия оперативно-розыскного органа, если они привели к нарушению или ограничению прав и свобод лица (ч. 2 ст. 6 Закона об ОРД);

·                 иные незаконные действия и решения оперативно-розыскного органа.

3. На освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания.

Каждый человек, включая проверяемого, в соответствии с уголовным законодательством имеет право на добровольный отказ от совершения преступления.

Оперативно-розыскным законодательством предусмотрены и соответствующие обязанности этих лиц, которые корреспондируют правам и возлагаются на фигурантов с целью реализации предоставленных им прав.

Выделяют две группы обязанностей:

1. Соблюдать предоставленные права. Каждый проверяемый должен соблюдать: порядок истребования от оперативно-розыскного органа сведений (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД); порядок обжалования, предусмотренный законом.

2. Использовать предоставленные права.

Так, фигурант обязан добросовестно использовать право на добровольный отказ от совершения преступлений или на деятельное раскаяние, т.е. выполнить соответствующие условия уголовного закона.

 

 

3 ЛИЦА, ЗАЩИЩАЕМЫЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1. Понятие лица, защищаемого в оперативно-розыскной деятельности

 

В ОРД под лицом, подлежащим оперативно-розыскной защите (защищаемое лицо), подразумевают физическое или юридическое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу указания на то в оперативно-розыскном законодательстве либо обращения в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите.

Это лицо является носителем «причинно-образующего фактора», так как именно для защиты соответствующих субъектов от преступных посягательств предназначен данный вид юридической государственной деятельности. Иначе говоря, только необходимость защиты человека и общества от преступлений (прежде всего тех, которые совершают тайно, различными ухищрениями) вызывает к жизни функционирование оперативно-розыскной работы как специфического средства государства в лице уполномоченных на то оперативно-розыскных органов.

Понятие этого субъекта ОРД образуют следующие признаки:

·                 это физическое или юридическое лицо;

·                 им может стать каждый человек, которому угрожает преступное посягательство (ст. 1 Закона об ОРД) и которое обратилось в соответствующий оперативно-розыскной орган;

·                 юридическое лицо может стать субъектом оперативно-розыскύной защиты только в случае преступного посягательства на его законные интересы;

·                 для защиты лица используются оперативно-розыскные возможности, основанные на нормах оперативно-розыскного законодательства;

·                 данное лицо с момента его признания защищаемым лицом становится носителем соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем в отличие от оперативного работника, прокурора и судьи участие защищаемого лица в ОРД основано на праве, а не на обязанности.

Защита физических и юридических лиц путем проведения ОРМ предусмотрена оперативно-розыскным законодательством и нормативными правовыми актами оперативно-розыскных органов.

Основным законодательным актом в данном случае является Закон об ОРД. Законодатель обязал оперативно-розыскные органы защищать от преступных посягательств жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность, общество и государство (ст. 1).

Физическим лицом, которое подлежит защите в ОРД, может стать каждый человек (гражданин) для жизни, здоровья, прав и свобод которого возникла угроза преступного свойства (ст. 1 Закона об ОРД). Это возможно и необходимо с учетом конституционного предписания о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства.

Вместе с тем особую категорию физических защищаемых лиц составляют лица:

1) объекты государственной охраны;

Они перечислены в нормах Закона о государственной охране. Это Президент, определенные Законом лица, замещающие государственные должности Республики Беларусь, государственные служащие, а также главы иностранных государств во время пребывания на территории республики.

2) подлежащие государственной защите.

Согласно Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов ими являются:

1) судьи всех судов общей юрисдикции и хозяйственных судов, народные заседатели; 2) прокуроры; 3) следователи; 4) лица, производящие дознание; 5) сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; 6) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; 7) сотрудники органов контрразведки; 8) сотрудники органов налоговой инспекции; 9) судебные исполнители; 10) работники контрольных органов Президента, главы администраций;11) сотрудники органов государственной охраны; 12) работники таможенных органов и т.д.;13) родственники и близкие лица, перечисленных выше лиц.

Основным юридическим лицом, которое подлежит защите в ОРД выступает Республика Беларусь, основным субъектом является общество (ст. 1 Закона об ОРД).

В ОРД защищаемых лиц следует отличать от:

·                 иных субъектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут стать защищаемым лицом, не теряя своего юридического статуса (например, лиц, объектов оперативной заинтересованности);

·                 тех субъектов, которые при определенных обстоятельствах могут получить статус защищаемого лица. Это относится и к оперативникам, и к агентам, и к судьям, и к прокурорам, и др.;

·                 защищаемых в этой деятельности интересов соответствующих субъектов и материализованных объектов. В соответствии с оперативно-розыскным законодательством подлежат защите: государственная граница республики, собственность (ст. 1 Закона об ОРД) и др.

 

 

3.2 Классификация защищаемых лиц

 

 

Существует две группы (вида) лиц, защищаемых в ОРД.

Первую составляют лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу указания на то в законе.

Вторую группу составляют лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу обращения их в оперативно-розыскной орган с законным требование о своей защите.

Дополнительная градация лиц, нуждающихся в оперативно-розыскной защите.

Во-первых, всех их делят на физических и юридических.

Во-вторых, в зависимости от характера принимаемых мер среди защищаемых лиц различают тех, кто подлежит:

·                 государственной охране;

·                 государственной защите;

·                 защите с преимущественным использованием оперативно-розыскных возможностей;

В-третьих, их классифицируют по степени реализации угрозы преступного посягательства:

а) лица, подлежащие защите от потенциальной угрозы преступного посягательства. В данном случае всегда подлежит защите Республика Беларусь, так как любая угроза жизненно важным интересам страны (в уголовно правовом аспекте), какой бы она не воспринималась маловероятной, должна своевременно предупреждаться. Что касается человека как субъекта защиты, то он подлежит ей не во всех потенциально возможных случаях совершения преступления (таковых не может быть без совершения общественно опасного деяния на той или иной стадии развития), а только в ситуации оперативного обнаружения так называемого «голого» умысла на совершение преступления (защита данной категории лиц типична для стадии оперативно-розыскного поиска и проверки);

б) лица, защищаемые от реальной угрозы совершения преступления (в отношении них преступная угроза была частично реализована). В данной ситуации должно существовать посягательство на интересы конкретного лица, причем это посягательство должно быть общественно опасно, иметься в наличии и быть реальным (действительным). Защита этой категории лиц характерна для стадии оперативно-розыскной разработки;

в) лица, в отношении которых угроза совершения преступления была полностью реализована, т.е. преступление окончено. Например, у владельца похищен автомобиль, а похититель скрылся. В данном случае возникает необходимость розыска лица, совершившего преступление.

 

 

3.3 Права и обязанности защищаемых лиц

 

 

В начале рассмотрим права и обязанности лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Законом о государственной охране. Так, Президент со дня официального объявления о его избрании вправе требовать предоставление государственной охраны в местах своего постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных законодательством (ст.7):

1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе его безопасности;

2) осуществление в соответствии с законодательством об ОРД в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;

3) проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объекта государственной охраны;

4) поддержание порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.

Кроме того, право на государственную охрану имеют (ст.8):

Премьер-министр Республики Беларусь; Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий.

При необходимости по решению Президента Республики Беларусь государственная охрана может быть предоставлена и иным должностным лицам государственных органов Республики Беларусь.

Безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории Республики Беларусь обеспечивается в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а также соглашениями между органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств.

При необходимости безопасность иных лиц иностранных государств в период пребывания на территории Республики Беларусь обеспечивается на основании решений Президента Республики Беларусь (ст.10).

Согласно ч.2 и 6 ст.20 Закона об ОРД защищаемое лицо, в отношении которого принято решение о применение мер безопасности, имеет право:

1)             знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности;

2)             просить о применении или неприменении в отношении его конкретных мер безопасности;

3)             требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применение в отношении его, кроме осуществляемых, иных мер безопасности, предусмотренных законодательством, или отмены каких-либо из осуществляемых мер;

4)             обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.

Защищаемое лицо обязано:

1)             выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность;

2)             2) незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении его;

3)             3) бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в личное пользование для обеспечения безопасности;

4)             4) не разглашать сведения о применяемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.

Права и обязанности лиц, которые подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в силу обращения их в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите.

Этим лицам в Законе об ОРД предоставлены следующие права:

·                 требовать от оперативно-розыскных органов обеспечить их защиту путем принятия соответствующих оперативно-розыскных мер (ч. 3, 6 ст. 20);

·                 призывать не нарушать правил, согласно которым в ходе проведения ОРМ, используя информационные системы, видео- и аудиозапись, кино -и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, запрещено наносить ущерб жизни и здоровью людей или причинять вред окружающей среде (ст.15);

·                 в случае возникновения угрозы своей жизни, здоровью или собственности давать разрешение оперативно-розыскному органу на прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без предварительной санкции судьи (ч. 8 ст. 13);

·                 обжаловать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в вышестоящий оперативно-розыскной орган, прокуратуру и суд (ч. 3 ст. 6);

Вместе с тем в Законе об ОРД предусмотрены и обязанности защищаемых лиц. Эти лица должны:

·                 письменно оформить свое согласие (разрешение оперативно-розыскному органу) на прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов без предварительной санкции прокурора ( ч. 8 ст. 13);

·                 исполнять законные требования должностных лиц оперативно-розыскных органов;

·                 не препятствовать законному осуществлению ОРМ;

·                 соблюдать порядок обжалования действий оперативно-розыскных органов, право на которое изложено в ч. 3 ст. 6.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!