Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Криминология»»

/ Уголовное право
Лекция, 

Оглавление

Тема 17

Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по неосторожности

Преступления, совершаемые по неосторожности, - особый срез преступности. Уголовные кодексы многих стран предусматривают массивы неосторожных преступлений. Так же дифференцировано законодатели подходят и к наказанию неосторожных преступников, отделяя их от преступников умышленных.

Неосторожная вина может быть двух видов:

- небрежность, т. е. когда человек не предвидит вредных последствий своих действий и не желает их наступления;

- самонадеянность, когда человек понимает, что вредные последствия могут наступить, но надеется, что он сам их предотвратит или они просто не наступят.

На первый взгляд, отделить умысел от неосторожности просто, но при более серьезном анализе этой проблемы возникают трудности. Так, рассмотрев криминологическую (т. е. качественную) характеристику неосторожной преступности, легко разделить умышленное и неосторожное убийство (или телесные повреждения различной степени тяжести). Но ведь смерть человека может наступить, например, от ненадлежащего или несвоевременного лечения, в то время как врач имел возможность оказать помощь своевременно и обязан был сделать это качественно. Смерть может наступить и в результате наезда на человека автомашины, а это, в свою очередь, может быть следствием и плохого состояния дороги, и недостаточной освещенности, и неисправности автотранспорта, и т. д.

Научно-технический прогресс также повлиял на "качество" и "цену" неосторожных преступлений. Нередки случаи, когда неожиданно для изобретателя возникают непредвиденные негативные последствия его изобретения, которые могут повлечь за собой более тяжкие последствия, чем при умышленной преступности. И это может коснуться не только самого создателя техники, но и окружающих его людей. Новые технические устройства, недостаточно очищенные медицинские препараты постепенно разрушают организм человека и отрицательно влияют на окружающую среду. Какие и чьи именно действия считать в подобных случаях преступными - вопросы совсем не праздные, и далеко не всегда они удовлетворительно решаются законодателем, хотя именно в условиях технического прогресса стремительно растет количество неосторожных преступлений и увеличивается ущерб от них.

Всем известно, что случаи нарушения техники безопасности имеют очень высокую латентность. Нарушение, пусть даже неосторожное, правил обращения (хранения, ношения и др.) с вооружением также может привести к человеческим жертвам. Одним из самых страшных примеров преступной неосторожности является авария на Чернобыльской АЭС. Недоброкачественное строительство без учета сейсмичности региона на о. Сахалин повлекло за собой трагедию во время землетрясений в 1995 г. и начале 1996 г. Нормой стало, когда новоселы вынуждены ремонтировать новую квартиру, месяц назад "досрочно" сданную строителями на "хорошо" и "отлично". А насколько опасен выпуск недоброкачественной техники? До 30 % выпускаемых отечественных автомобилей идут на рекламацию. Еще опаснее для населения бывает выпуск недоброкачественных товаров, продуктов и лекарств.

Наиболее пораженной неосторожной преступностью сферой общественной практики является транспорт. Каждый год в мире происходит примерно 60 млн автомобильных аварий. В 1994 г. в России почти в 160 тыс. дорожно-транспортных происшествий погибли более 32 тыс. человек, ранения получили 174 тыс. человек. По структуре этого вида преступлений 81,9 тыс. серьезных ДТП приходится на водителей индивидуального транспорта. Смертность от аварий на транспорте одна из самых высоких. Причин этому много, но главным бедствием для безопасности движения является алкоголь. Так, в 1994 г. каждое четвертое ДТП совершено лицами, находящимися в нетрезвом состоянии.

Эта печальная статистика свидетельствует о том, что тяжкие последствия неосторожной преступности объясняются стремительным развитием и насыщением среды обитания человека новой техникой, неготовностью многих людей к освоению этой техники, к управлению ею ни с точки зрения уровня их образования, подготовленности к работе со сложными системами, ни с позиций психологических, а в определенных случаях и физических. Специалисты уголовного права оправданно ведут речь о преступной неосторожности вообще и профессиональной неосторожности в частности, вызванной отсутствием профессионализма, техническими и моральными перегрузками человека.

Таким образом, неосторожная преступность - это особого рода преступность, а сами преступники вовсе не похожи на уголовников, и тем не менее они - преступники. Неосторожную преступность ни в коем случае нельзя оправдывать. А говорить о ликвидации этого вида преступности вообще не приходится, поскольку она крепко связана с индивидуальными особенностями личности, с жизнью и развитием общества. В то же время профилактикой этого вида преступности может заниматься каждый на своем месте.

Мерами предупреждения неосторожной преступности являются: соблюдение правил дорожного движения; вождение автомобиля в трезвом состоянии; следование правилам техники безопасности на рабочем месте; соблюдение правил хранения и применения оружия и боеприпасов и др.

Тема 18

Криминологическая характеристика преступлений против здоровья населения и общественной нравственности

18.1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 разд. IX УК) по критерию непосредственного объекта посягательства подразделяются на три вида:

1) преступления против здоровья населения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 228-234 УК);

2) иные преступления против здоровья населения, посягающие на санитарно-эпидемиологическую и медико-фармацевтическую безопасность населения (ст. 235-238 УК);

3) преступления против общественной нравственности, посягающие на сложившиеся отношения к культурным ценностям и живой природе (ст. 239-245 УК).

Преступления первого вида в общей структуре преступности составляют наиболее регистрируемую ее часть, в то время как преступления других видов официальной статистикой практически не учитываются. Так, из 2,89 млн зарегистрированных в 2004 г. преступлений 150,1 тыс. были связаны с незаконным оборотом наркотиков, что составляет 5,2 % от общего количества преступлений.

В соответствии с нормами Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" к наркотическим средствам и психотропным веществам (далее - наркотики) относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты и природные материалы, которые включены в утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Указанные наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры включаются в Перечень и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в Списки I-III.

Наркотики обладают стимулирующим, депрессивным, галлюциногенным воздействием на центральную нервную систему, при систематическом употреблении развивается стойкая психическая и физическая потребность в постоянном их приеме, приводящая к физической и нравственной деградации личности.

Прекурсорами являются вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотиков, перечень которых включает вещества 26 наименований (Список IV), утвержденных названным выше постановлением Правительства. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения прекурсоров, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, подлежит уголовному наказанию по ст. 228.1 УК.

К сильнодействующим и ядовитым веществам относятся вещества из Списка № 1 сильнодействующих веществ (119 позиций) и Списка № 2 ядовитых веществ (65 позиции), утвержденных Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН) при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. Сильнодействующие вещества являются лекарственными средствами и в той же мере, что и наркотики, но с меньшим эффектом, воздействуют на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации, нарушение моторных функций и состояние зависимости. Количество регистрируемых преступлений в отношении незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ (ст. 234 УК) примерно в 50 раз меньше регистрируемого объема преступлений, связанных с наркотиками.

Незаконный оборот почти всех наркотиков и сильнодействующих веществ (далее - одурманивающие вещества) обусловлен конечным их использованием в качестве средства добровольного приведения в состояние одурманивания, вследствие чего развивается трудноизлечимое заболевание наркоманией или токсикоманией, в результате которого организм перестает нормально функционировать без периодического приема данных веществ.

Наркомания в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" определяется как заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества (ст. 1). Термином "токсикомания" обозначается нозологическая единица, характеризующая немедицинский прием любых веществ или лекарственных средств, не отнесенных к наркотикам (сильнодействующих веществ, растворителей, клеев), но также являющихся предметом злоупотребления и вызывающих болезненное состояние психики и поведения. Признание в нормативном порядке лекарственного вещества наркотиком автоматически трансформирует болезнь с диагнозом "токсикомания" в диагноз "наркомания", хотя клиническая картина продолжает оставаться без изменений.

Незаконный оборот одурманивающих веществ и обусловленное им возникновение и эпидемиологическое распространение заболеваний наркоманией и токсикоманией приводят к резкому снижению уровня физического и нравственного здоровья потребителей этих веществ, лишает их способности выполнять общественно полезные функции, воспроизводить полноценное потомство. При массовом заболевании части населения государство вынуждено отвлекать огромные ресурсы на содержание репрессивного аппарата по борьбе с распространителями наркотиков, а также организовывать медицинские учреждения для реабилитации наркоманов и токсикоманов, что в целом негативно отражается на уровне экономического состояния государства, его обороноспособности, общественной безопасности в целом.

18.2. Состояние преступности, связанной с посягательством на здоровье населения

В 2003 г. в сфере незаконного оборота наркотиков было зарегистрировано более 176 тыс. преступлений (на 3,9 % меньше уровня предыдущего года), из которых 67,3 тыс. преступлений (38 % от общего количества) приходится на факты их сбыта.

В 2004 г. зарегистрировано около 369 тыс. преступлений, совершенных в общественных местах, из них 7,8 тыс. (2,1 %) было связано с наркотиками, их аналогами и сильнодействующими веществами.

В настоящее время поступление наркотиков в незаконный оборот осуществляется по следующим каналам.

1. Контрабандный ввоз. Таким способом обеспечивается практически весь наличный оборот наркотиков, произведенных из растительного сырья, - героина, опия, кокаина (Афганистан, Пакистан, Колумбия).

Эфедриносодержащие вещества незаконно ввозятся с территории Китая, синтетические наркотики - из Голландии, наркотикосодержащие лекарственные препараты - из Индии. По данным МВД России, в 1998 г. общая доля одурманивающих веществ, незаконно ввезенных из-за рубежа, составила 15,6 %.

2. Изготовление в подпольных лабораториях (1,3 % от общего количества изъятого).

3. Хищения одурманивающих лекарственных препаратов. Строгость режима легального обращения наркотиков существенно препятствует незаконному их изъятию с охраняемых и технически оснащенных медицинских складов. Как правило, хищения совершают лица, которым наркотики были вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или охраной. Хищения совершаются под видом осуществления профессиональной деятельности. В 1998 г. доля преступлений подобного рода составила 21,7 % от всех зарегистрированных хищений одурманивающих веществ, из которых 99,9 % - барбитураты и транквилизаторы. За совершение хищений одурманивающих веществ привлечено к ответственности 86 человек.

Как правило, изъятие одурманивающих веществ осуществляется несколькими способами. Это могут быть постановка ложного диагноза и последующее приобретение по фиктивному рецепту требуемого наркотика; инъекция наркотикосодержащих препаратов под видом оказания экстренной медицинской помощи; незаконная продажа работниками частных аптек одурманивающих и других контролируемых лекарств без рецепта. В 2004 г. зарегистрировано 721 преступление данного вида, в 2003 г. - 161.

4. Незаконное распространение наркотикосодержащих лекарственных препаратов под прикрытием деятельности юридического лица (аптеки). В этом случае лекарственные препараты приобретаются по поддельным лицензиям и учредительным документам у легально действующих фармацевтических фирм и затем сбываются оптовым распространителям.

Не меньшую общественную опасность представляет и незаконный оборот прекурсоров, поскольку без их использования процесс производства наркотиков технологически невозможен. К примеру, опий при помощи прекурсора (ангидрида уксусной кислоты) сначала перерабатывается в ацетилированный опий и лишь затем потребляется путем внутривенных инъекций. И если в 2004 г. на долю опия приходилось 3,4 % всего наличного незаконного оборота одурманивающих веществ, то потребляемый объем данного наркотика косвенно свидетельствует о требуемом количестве прекурсоров, обеспечивающих его использование. При этом собственный объем изъятых прекурсоров составил 802 кг.

Подобным же образом используется непригодная для непосредственного употребления маковая соломка, из которой с помощью прекурсора (ангидрида уксусной кислоты) или иных химических растворителей извлекаются в раствор алкалоиды с последующей их внутривенной инъекцией. Примерное количество прекурсоров, расходуемых на переработку маковой соломки, следует исчислять исходя из объема самого наркотического средства, доля которого, по данным МВД России за 2004 г., в общей структуре всех изъятых одурманивающих веществ составила 14,4 % (или 4665,9 кг).

Таким образом, косвенное потребление прекурсоров вследствие их включения в состав молекулы наркотического средства свидетельствует о той же степени общественной опасности их незаконного оборота для здоровья населения, что и конечного продукта.

18.3. Криминологическая характеристика личности преступника, действующего в сфере незаконного оборота наркотиков

В 2004 г. за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, к уголовной ответственности привлечены 68 852 человека, 54,1 % из которых составили лица в возрасте от 18 до 29 лет (37 258), среди них не было ни одного в возрасте до 18 лет.

Степень феминизации данных преступлений составляет 16,4 % (или 11 261 человек), хотя по ряду направлений преступной деятельности она может резко возрастать. Например, в сфере здравоохранения заметно преобладание женского персонала. По данным ГУВД Саратовской области, в 1997 г. из всех расследованных по ст. 234 УК уголовных дел в отношении медицинских работников 83,3 % из них составляли женщины.

Число привлеченных к ответственности потребителей одурманивающих веществ составило 134 937 человек, что на 15 % превысило аналогичный показатель предыдущего года. В общей структуре потребителей одурманивающих веществ наибольшая доля приходится на потребителей опия - 40,6 %, производных конопли - 32,1 %, героина - 10,7 %.

По данным МВД России, по состоянию на август 2005 г. в стране постоянно принимают наркотики примерно 8 млн человек, 70 % из которых составляют лица в возрасте от 18 до 30 лет. При этом на учете в учреждениях Минздрава в 2002 г. состояли лишь 494 646 человек.

Увеличение объема потребления одурманивающих веществ неизбежно детерминирует рост иных общеуголовных преступлений, особенно корыстной направленности. В 1998 г. потребителями одурманивающих веществ было совершено 24,3 % оконченных расследованием имущественных преступлений. При этом из общего числа совершивших преступления в 2004 г. более 5 тыс. человек (0,5 %) находились в состоянии наркотического опьянения.

Незаконный оборот одурманивающих веществ обеспечивается преступной деятельностью следующих групп его участников.

1. Мелкорозничные сбытчики одурманивающих веществ. Преступления совершаются ими, как правило, в местах удовлетворения потребительского спроса либо традиционно ассоциирующихся с продажей запрещенных к обороту веществ. Организация сбыта включает предоставление потребителю возможности выбора готовых для непосредственного употребления веществ, а также сопутствующих химических компонентов, в том числе прекурсоров, используемых в процессе изготовления наркотика.

2. Поставщики одурманивающих веществ, приобретаемых за рубежом. Преступник, как правило, обладает лишь необходимыми навыками и умениями по скрытой доставке наркотиков с территорий стран с либеральным режимом обращения лекарственных препаратов (Китай, Индия и др.), имеющих развитую технологическую базу подпольного производства синтетических одурманивающих средств (например, "экстази" в Голландии), или традиционного их произрастания (Афганистан и территории сопредельных государств).

3. Сбытчики прекурсора - ангидрида уксусной кислоты. Для данных групп не характерна попутная торговля наркотиками или сильнодействующими лекарственными препаратами.

4. "Клофелинщики", или лица, использующие для усыпления жертв сильнодействующее вещество "клофелин" с последующим похищением их имущества. Преступления подобного рода совершаются с участием лиц, способных расположить к себе потенциальных жертв, например молодых привлекательных женщин. В качестве мест преступлений выбираются вокзалы, гостиницы или многолюдные общественные места, исключающие последующую возможность установления круга лиц, причастных к совершенному преступлению. Фактор национальности не играет определяющей роли и лишь незначительно влияет на выбор объекта криминального воздействия. Уровень незаконного оборота данного вещества определяется, с одной стороны, корыстными побуждениями сбытчика, получающего незначительную материальную выгоду за счет разницы между ценой приобретения и ценой продажи клофелина, а с другой стороны - корыстными устремлениями приобретателя вещества, направленными на последующее завладение чужим имуществом в результате воздействия приобретенным веществом на организм собственника или иного владельца имущества.

5. Организованные группы по сбыту сильнодействующих лекарственных веществ под прикрытием коммерческой деятельности юридического лица.

Здесь следует различать вовлечение веществ с использованием организационно-правовой формы юридического лица и выполнение должностных обязанностей физического лица в рамках коммерческой деятельности самого юридического лица. В первом случае государственная регистрация юридического лица совершается без намерения осуществлять деятельность, определяемую учредительными документами, а направлена на придание легальности общественно опасным деяниям. Во втором случае юридическое лицо (фармацевтическая фирма, частная аптека, медицинское государственное учреждение с правами юридического лица) занимается своей уставной деятельностью, однако лица, которым сильнодействующие лекарственные вещества вверены в связи с выполнением служебных обязанностей (фармацевт, врач), или лица, обладающие правом распоряжения ими (собственник аптеки или исполнительный директор), осуществляют их незаконную продажу.

Другая особенность преступлений, совершаемых данной группой участников незаконного оборота наркотиков, заключается в объемах вовлекаемых веществ в незаконный оборот. Если в первом случае счет идет на сотни тысяч лекарственных форм, то во втором случае объемы незначительны, что определяется рамками допустимых утрат либо логикой предписываемого "лечения".

Имеет свои особенности и круг потенциальных потребителей сильнодействующих веществ. Так, в первом случае преступная деятельность ориентирована на неопределенно широкий круг лиц; к тому же большие объемы реализуемых веществ предполагают наличие нижестоящего звена мелкооптовых сбытчиков, создающих собственную сеть розничных торговцев сильнодействующими веществами. Во втором случае между сбытчиком и потребителем устанавливаются личные взаимоотношения, обусловленные сохранением должности и желанием получать незаконный, стабильный доход.

Кроме того, в первом случае организованная деятельность может осуществляться преступниками с высоким уровнем профессиональной подготовки, позволяющей ориентироваться в структуре лицензионно-разрешительных органов, вести коммерческие переговоры и заключать контракты, быть участником расчетно-кредитных отношений и решать другие вопросы экономической деятельности юридического лица, когда компетентность выступает гарантией безопасности. Во втором случае образовательный и интеллектуальный уровень в большей степени определяется требуемыми качествами занимаемой должности, хотя в совокупности с характерологическими особенностями они могут влиять на видовое разнообразие совершаемых деяний.

18.4. Факторный комплекс преступности в сфере незаконного оборота наркотиков

Приобщение к потреблению одурманивающих веществ представляет во многом психосоциальную проблему, возникающую в результате разрешения межличностных конфликтов при недостаточной социальной адаптированности личности, а в ряде случаев и ее биопсихологической предрасположенности. Причины находятся в сфере сознания, "ибо все побудительные силы, вызывающие действие человека, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждение его воли".[12]

Потребление одурманивающих веществ рассматривается частью населения как эффективный способ ухода от проблем, это реакция на неспособность самореализации при существующих социально-экономических отношениях, а также на низкий уровень социальной защищенности и поддержки со стороны институциональных структур. При этом наркотики в силу их исключительной способности изменять психические функций человека в наибольшей степени "подходят" для достижения требуемого субъективного состояния.

Среди условий, способствующих наркотизации психоактивными веществами и ее распространению, необходимо выделить следующие.

1. Неконтролируемая демонстрация сцен в кино- и видеофильмах, издание книгопечатной продукции, в которых употребление одурманивающих веществ рассматривается как естественный атрибут молодежной культуры, составная часть досуга, отношений между полами.

2. Повсеместная реклама лекарственных препаратов, содержащих в качестве компонентов наркотики и сильнодействующие вещества. Например, в состав препарата "беллатаминал" входит сильнодействующее вещество фенобарбитал, а в состав препаратов "пенталгин" и широко рекламируемый "солпадеин" входит наркотическое средство кодеин. Трансформация основного предназначения лекарства как средства излечения от различных болезней в товар широкого потребления зачастую обусловливает их выбор не по строго индивидуальным врачебным предписаниям, а в соответствии с предпочтениями потребительского вкуса, формируемого распространением рекламных материалов в отношении наркотикосодержащих препаратов. Возникновение лекарственной зависимости от употребления навязанных рекламой препаратов может явиться причиной перехода к употреблению других одурманивающих веществ наркотического ряда.

Например, сравнение эффекта наркотически действующего лекарственного препарата (что обусловливает его сильнодействующий эффект) со сходным, но менее эффективным препаратом, не содержащим наркотиков, нередко детерминирует переход к приему наркотических средств. Согласно результатам исследований в 6,9 % случаев причиной наркотизации явилось начальное потребление сильнодействующих веществ, при этом среди мотивов перехода к приему наркотиков в 49 % случаев было любопытство, а в 30,3 % - отсутствие ожидаемого эффекта.[13]

3. Наличие очагов государственной нестабильности (Северный Кавказ), этнические и межгосударственные конфликты в регионах с традиционным наркопроизводством (Афганистан, Средняя Азия) и, как следствие, слабый контроль над наркотрафиком. При этом многие неправительственные организации в рамках оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению нередко осуществляют поставку находящихся под международным контролем веществ.

4. Общий рост потребительских возможностей населения, что благоприятно сказывается на конъюнктуре нарко-рынка, росте доходности на единицу товара и, соответственно, на его привлекательности в качестве объекта экспансии со стороны транснациональных преступных сообществ.

Высокая прибыльность наркосделок рассматривается частью населения как эффективное средство получения желаемых материальных благ при минимальных физических и интеллектуальных усилиях, особенно в условиях насаждаемых ценностей и норм, оправдывающих любой способ достижения материального благополучия.

Приобретение психической и физической зависимости в результате немедицинского потребления наркотиков характеризуется возрастанием частоты их приема и количества, а также требуемых для этого материальных средств. Постоянная материальная зависимость нередко заставляет наркомана (токсикомана) умышленно вовлекать в число потребителей других лиц, не имеющих криминального опыта приобретения наркотиков, чтобы за счет их средств выступать посредником у нелегального продавца. По утверждению ряда авторов, один наркоман, если он не изолирован от общества, может способствовать заболеванию 10-17 человек, что приводит к расширению социальной базы наркобизнеса и, как следствие, к увеличению объема потребляемых наркотиков. Следует также учесть, что начало приема наркотиков, как правило, связано с коллективным досугом, причем в 22,5 % случаев он проходил вдвоем, а в 63,8 % случаев - в компании из трех и более человек.

5. Низкая эффективность уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за легализацию наркодоходов, отсутствие как вида наказания конфискации имущества, полученного в результате совершенных преступлений в отношении одурманивающих веществ. К тому же если незаконное хранение наркотиков рассматривается с позиции оконченного состава преступления и влечет наказание, связанное с лишением свободы, то аналогичные действия с сильнодействующими веществами или прекурсорами не подлежат уголовной ответственности. Несоответствие в режимах уголовно-правового контроля разных видов веществ, предназначенных для одурманивания, со всей очевидностью означает фактическую легализацию незаконных изготовления, переработки, приобретения, хранения, перевозки или пересылки сильнодействующих веществ для целей личного потребления. Выведение незаконного оборота сильнодействующих веществ и прекурсоров из-под уголовного и административного контроля представляет собой по сути дела ликвидацию всяких барьеров на пути возникновения и распространения токсикомании в среде потребителей одурманивающих веществ.

18.5. Меры предупреждения незаконного оборота наркотиков

По уровню профилактического воздействия принято выделять общие и специальные меры предупреждения.

В первом случае позитивная направленность в развитии общества и всех его институтов объективно способствует социальному оздоровлению и снижает риск разрешения внутренних и межличностных конфликтов путем противоправного применения наркотиков либо прекращения их дальнейшего использования. Среди конкретных мер общего предупреждения можно выделить следующие направления государственных усилий:

- осуществление социально ориентированных экономических преобразований по вытеснению нищеты и бытовой неустроенности;

- формирование нравственных стандартов достижения духовного комфорта, обеспечение реальной доступности научных и культурных ценностей;

- пропаганда и поддержка здорового образа жизни, воспитание устойчивого неприятия к использованию психостимулирующих веществ в любых жизненных ситуациях;

- установление жесткого пограничного контроля за поступающими и транзитными грузами, а также миграционными потоками.

Специальные меры предупреждения направлены на ограничение незаконного оборота одурманивающих веществ и обусловленного им распространения наркомании и токсикомании. В эту группу входят следующие мероприятия:

- международное сотрудничество и совместные усилия по охране государственных границ, проведение совместных спецопераций по уничтожению наркопосевов, унификация законодательства в сфере противодействия наркопреступности;

- установление уголовной ответственности за незаконные действия с прекурсорами, сильнодействующими и ядовитыми веществами, совершенные общим субъектом без цели сбыта; восстановление такого вида уголовного наказания, как конфискация имущества; распространение норм уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, на случаи непредставления документальных подтверждений законного характера происхождения имущества;

- развитие мер эффективного лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией. Реабилитация наркоманов пока осуществляется в отсутствие выработанных и одобренных государством единых программ и подходов к их реализации, а также обобщенных критериев оценки их эффективности;

- совершенствование мер по ограничению незаконного оборота, в том числе безразличных для уголовного права веществ, с учетом вероятности замещения немедицинского потребления одних веществ, вызванного их малодоступностью, другими, например алкоголем и продукцией на его основе;

- осуществление контроля над легальным оборотом веществ в сфере индустрии профессионального спорта. По данным ВНИИ физкультуры и спорта, от 10-12 % до 38 % молодежи, занимающейся массовыми видами спорта, потребляют так называемые анаболики (стимуляторы, сравнимые по действию с наркотиками);

- запрет рекламы и свободной продажи лекарственных препаратов, содержащих в качестве составных компонентов наркотические и психотропные вещества;

- разработка комплекса законодательных мер, предусматривающих принудительное лечение наркоманов и токсикоманов.

Таким образом, использование всего комплекса мер экономического, социально-культурного, правового, нравственного и организационного воздействия является основным условием допустимого ограничения незаконного оборота одурманивающих веществ.

Тема 19

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Преступность в современном научном представлении - это сложное социальное явление с признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов экономического, общественного, психологического, юридического и иного свойства. Качественные и количественные характеристики преступности раскрывают ее состояние, структуру и динамику, позволяют судить о ее размерах, степени криминализации общества, служат основой для разработки стратегии и тактики предупреждения преступности, выбора средств и методов борьбы с нею. Уровень, темпы роста преступности, особенно наиболее опасных ее видов, могут служить индикаторами устойчивости развития государства и общества.

Сложность борьбы с преступностью определяется рядом обстоятельств. Прежде всего это связано с тем, что ее причины носят как национальный, так и региональный и международный характер. Поэтому разработка стратегических направлений борьбы с таким негативным явлением, как преступность, должна опираться в первую очередь на анализ причин внутреннего свойства. Вместе с тем нельзя не учитывать и причины регионального и международного уровня.

На национальном уровне на состояние преступности, ее динамику оказывает влияние ряд факторов, характеризующих социально-экономическое, политическое, духовное развитие государства и общества (в том числе состояние нравственной и культурной, правовой сфер и др.). В свою очередь, преступность, характер и степень криминализации и виктимизации общества оказывают серьезное влияние на его устойчивое развитие, в том числе в названных сферах. Поэтому стратегия устойчивого развития предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего контроля за преступностью с целью минимизировать степень ее отрицательного влияния на развитие государства и общества в новых социально-экономических условиях.

По признанию международного сообщества, преступность все больше приобретает транснациональный характер. Это относится прежде всего к таким ее видам, как экономическая и организованная преступность, легализация преступных доходов, незаконный оборот наркотиков, незаконное обращение оружия и ряд других. В целях координации усилий государств международным сообществом разработаны стандарты и нормы, как универсальные (на уровне ООН), так и региональные (на уровне Совета Европы). Кроме того, в рамках ООН разработаны и заключены договоры о борьбе с международными преступлениями (военными, апартеидом, геноцидом и др.).

Названные документы имеют большое значение для разработки и реализации стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Поэтому, с одной стороны, они должны стать предметом рассмотрения соответствующих ветвей власти с точки зрения выработки отношения к ним (путем ратификации, присоединения), а с другой - соответствующие положения этих документов должны быть учтены в национальном законодательстве, разрабатываемых концепциях и программах предупреждения преступности.

На международном уровне необходимо активизировать деятельность государства и его органов в области борьбы с преступностью, в том числе нужно решить такие вопросы, как:

- присоединение к основным международным договорам в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия;

- включение основных положений международных договоров в действующее национальное законодательство;

- осуществление тесного сотрудничества с соответствующими структурами ООН в области борьбы с преступностью (ЭКОСОС, Программа развития ООН, Программа ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Международная программа ООН по контролю за наркотиками, научно-исследовательские институты ООН по предупреждению преступности и др.), межправительственными и неправительственными организациями с доведением информации о таком сотрудничестве до широкой общественности;

- обеспечение активного сотрудничества в области практики борьбы с преступностью и отдельными наиболее опасными ее видами на межведомственном уровне;

- обеспечение решения вопросов технического сотрудничества, особенно в информационной сфере и в области информационных технологий, используемых в борьбе с преступностью;

- более активное привлечение экспертов ООН, Совета Европы для разработки конкретных программ борьбы с преступностью и отдельными ее видами (в частности, для разработки модели пенитенциарной системы, а также системы исполнения иных наказаний, не связанных с изоляцией преступника от общества, и программ ресоциализации таких лиц);

- организационное и финансовое обеспечение выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств.

В последние годы в связи с ускорением интеграционных процессов в мире, взаимным упрощением порядка въезда и выезда значительно активизировалось международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Углубление международного сотрудничества в этой сфере объясняется и тем фактом, что проблема международной преступности приобретает все более глобальный характер. Рост преступности отмечается практически во всех развитых государствах. Идет процесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер (например, совершение преступлений на территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности за рубеж). Опасность для международного сообщества представляют и незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. По имеющимся сведениям, из 3 тыс. преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в противодействии преступности, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан.

Эти проблемы особенно важны для России в ее взаимоотношениях с другими государствами, ранее входившими в состав Советского Союза. Разрыв единого правового пространства, существовавшего на территории бывшего СССР, крайне негативно отразился на результативности действий правоохранительных органов. Так, преступники, совершившие преступления на территории бывших советских республик, пользуясь "прозрачностью" границ, скрываются от правосудия на территории другого государства - члена Содружества, в то время как сотрудники правоохранительных органов, руководствуясь принципами уважения государственного суверенитета и независимости стран СНГ, во взаимоотношениях со своими коллегами действуют исходя уже из принципов международного права, соблюдают установленные нормы и правила на территории другого государства.

В этих условиях МВД России предпринимает энергичные шаги по усилению координации и взаимодействия органов внутренних дел суверенных республик. Еще до распада СССР были заключены соглашения о сотрудничестве с МВД Белоруссии (1990), Армении и Молдовы (1991). В 1992 г. подписаны соглашения с МВД Украины, Киргизской Республики, Туркмении, в 1993 г. - с МВД Казахстана.

Учрежден новый консультативный орган - Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР. Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, об обмене информацией, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января 1993 г. в Минске главами государств - членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Сегодня подписанные документы необходимо наполнить конкретным практическим содержанием, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов.

Некоторые проблемы требуют решения на межправительственном уровне. Так, в настоящее время разрабатывается совместная программа борьбы с организованной преступностью. Утверждать ее будет совет глав правительств стран Содружества. Совещание министров внутренних дел рассмотрит порядок провоза огнестрельного оружия, конвоирования и этапирования задержанных и осужденных и др.

Развивается международное сотрудничество российских органов внутренних дел с партнерами из дальнего зарубежья по основным направлениям. К ним относятся:

- договорно-правовая сфера;

- борьба с организованной, в том числе экономической, преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и фальшивомонетничеством;

- подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.

Особое внимание уделяется расширению правовой базы, обеспечивающей возможности реального сотрудничества с органами полиции зарубежных стран в конкретных вопросах. К уже существовавшим и неплохо, надо сказать, "работавшим" соглашениям о сотрудничестве с МВД Германии, Венгрии, Австрии, Франции, Кипра добавились новые. МВД России были подписаны соглашения с соответствующими ведомствами Польши, Румынии, Турции, Китая, Монголии. В целом МВД России на сегодняшний день имеет 12 двусторонних соглашений о сотрудничестве с полицейскими органами зарубежных государств. В процессе разработки также находятся соглашения с Индией, северными странами.

В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный обмен информацией более чем с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.

Вместе с тем сегодня ощущается немало пробелов в деятельности как российских правоохранительных органов, так и наших партнеров за рубежом. В частности, отсутствует оперативность в предоставлении необходимой информации, что зачастую не позволяет предупреждать совершение преступлений.

Активизация международного сотрудничества России в правоохранительной сфере потребует в перспективе и принятия некоторых новых законов (например, по оказанию правовой помощи, экстрадиции, передаче осужденных, продолжению расследования, начатого на территории другого государства).

Примечания

  1. Временник Демидовского юридического лицея. Ярославль, 1873.
  2. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М., 1982. С. 45.
  3. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 1998. С. 55-56.
  4. Балабанова Л. Судебная патопсихология. Киев, 1997. С. 47.
  5. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 1998. С. 87.
  6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 1995. С. 68
  7. Стручков Н.А. Проблема личности преступника. Л., 1983. С. 77.
  8. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М., 1982. С. 45.
  9. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.
  10. Основы борьбы с организованной преступностью. Монография / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминовой и Н.П. Яблокова. М.: Инфра-М, 1996.
  11. Криминология / Под ред. А.И. Долговой. М.: Норма-Инфра-М, 1999.
  12. Стручков Н.А. Преступность как социальное явление. Л., 1979. С. 29.
  13. Клименко Т.М., Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков. Саратов, 1999. С. 26-27.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!