Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Конституционное право РФ»»

/ Конституционное право
Лекция, 

Оглавление

61. Особенности правового статуса республик, входящих

в состав Российской Федерации 

Главной особенностью правового положения республик, входящих в состав Российской Федерации является наличие государственно-подобного наименования их органов (вместо губернатора – «Президент»; Законодательного Собрания – Государственная Дума; Устава – «Конституция» и т. п.), которое может дублироваться и на национальном языке (например, в Республике Алтай Государственная Дума называется «Эл Курултай»). Также, в республиках может устанавливаться свой государственный язык, употребляемый наряду с государственным языком РФ (но не вместо него) в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных учреждениях республик и т. д.

В целом, республика является равноправным субъектом РФ, не имеющим ни преимуществ, ни недостатков по сравнению с другими субъектами РФ.

 

62. Способы реорганизации субъектов Российской Федерации 

Реорганизация субъектов РФ представляет собой процесс переноса их территориальных границ, и, как правило, связана с изменением правового статуса. Существуют 4 основные способа реорганизации субъектов РФ: разделение, объединение, выделение, присоединение.

Разделением называется способ реорганизации, при котором в составе РФ образуется два и более субъекта РФ на территории ликвидируемого субъекта РФ.

Объединение представляет собой процесс обратный от разделения, заключающийся в образовании в составе РФ нового субъекта РФ на территории ликвидируемых субъектов РФ.

Выделение – способ реорганизации, выражающийся в образовании в составе РФ нового субъекта РФ на части территории субъекта РФ. При этом, субъект, из состава которого выделяется часть территории, не утрачивает свой правовой статус (что и отличает его от разделения).

Присоединение заключается в ликвидации субъекта РФ с последующим вхождением его территории в состав другого субъекта РФ. При этом не образуется нового субъекта РФ: правовой статус «вновь образуемого» субъекта РФ остаётся прежним.

Также выделяется пятый способ реорганизации – «переименование». Он не связан с изменением территориальных границ, а заключается лишь в изменении наименования субъекта РФ.

При разделении или выделении не допускается проведение границы вновь образуемого субъекта РФ по территории, находящейся в частной или муниципальной собственности (она должна проходить по границам данных участков). Объединение или присоединение возможны лишь в тех случаях, когда субъекты РФ имеют общую территориальную границу. Реорганизация субъектов РФ должна проходить с учётом исторических, культурных, экономических и иных традиций и особенностей населения соответствующих территорий.

63. Правовые начала реорганизации субъектов в Российской Федерации 

Решение о реорганизации субъектов РФ принимается представительными органами власти соответствующих субъектов РФ или народом субъектов РФ на региональном референдуме с последующим одобрением Совета Федерации ФС РФ, в результате чего издаётся Федеральный конституционный закон об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (с последующим внесением изменений в Конституцию РФ, в частности – ст. 65), в котором, в обязательном порядке, содержатся следующие положения: 1) наименование, территориальные границы и правовой статус вновь образуемого субъекта РФ; 2) порядок правопреемства нового субъекта по правам и обязанностям ликвидируемых субъектов РФ; 3) порядок осуществления управления на территории вновь образуемого субъекта РФ (например, на первоначальном этапе при разделении и выделении, на территории вновь образуемых субъектов РФ отсутствуют органы управления субъекта РФ) – его, как правило, осуществляет орган власти, из состава территории которого выделился субъект РФ.

 

64. Особенности формирования органов государственной власти

субъекта Российской Федерации 

Система органов власти субъекта, в отличие от федеральных органов власти определяется не Конституцией РФ, а основным законом субъекта РФ (Конституцией, Уставом), что влечёт образование множества отличающихся друг от друга систем органов государственной власти субъектов РФ. Во многом они повторяют порядок функционирования федеральных органов власти: субъекты имеют законодательные, исполнительные органы власти субъекта РФ, но есть некоторые особенности. В частности, могут отличаться названия данных органов (в особенности, это характерно для республик), иметься различная структура органов власти (двух, либо однопалатный законодательный орган; наряду с должностью главы субъекта РФ имеется пост главы администрации субъекта РФ, либо их полномочия осуществляются одним лицом – главой субъекта РФ).

Немаловажную особенность имеет судебная система субъектов РФ. Так, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» к судебным органам власти субъекта РФ относятся конституционные суды субъектов РФ и мировые суды.

 

65. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: порядок избрания, состав, структура, функции 

Порядок формирования и функционирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ определяется Основным законом (Конституцией, Уставом) субъекта. Данные органы могут иметь как двухпалатную, так и однопалатную структуру. В них входят депутаты «Законодательного Собрания Области», «Государственной Думы Республики» и т. д., представляющие интересы населения данного субъекта РФ. Численность депутатов определяется исходя из численности населения субъекта РФ: при количестве населения от 0 до 500 тыс. человек, лимит представительного органа субъекта составляет от 15 до 50 депутатов; от 500 тыс. до 1 млн. человек – от 25 до 70 депутатов; от 1 до 2 млн. человек – от 35 до 90 депутатов; свыше 2 млн. человек – от 45 до 110 депутатов.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов, и фактически присутствует не менее 50 процентов из них, т. е. одна треть от общего числа депутатов данного органа. 

Функции данного органа существенно не отличаются от функций Государственной Думы РФ и заключаются в принятии законов Субъекта РФ, представлении интересов его населения. Депутаты представительного (законодательного) органа субъекта РФ избираются на выборах, проводимых в пределах данного субъекта РФ, в том же порядке, что установлен для проведения федеральных выборов.

 

66. Порядок формирования поста высшего должностного лица

субъекта РФ 

Главой субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства, либо документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет (не устанавливается требования, относительно факта его проживания, либо регистрации на данной территории).

Кандидаты на должность главы субъекта РФ выдвигаются политическими партиями и не могут быть членами других политических партий (но могут вовсе не иметь партийной принадлежности). Законом субъекта РФ может предусматриваться также и порядок самовыдвижения кандидата.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), т. е. губернатор, мэр г. Москвы или Санкт-Петербурга, президент Республики, избирается не более двух раз подряд на срок не более 5 лет (с момента вступления в должность) гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, и не может замещать должность более двух сроков подряд. При вступлении в должность, он приносит присягу на верность народу и Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ.

Президент РФ по своей инициативе вправе проводить консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность главы субъекта РФ, а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Впоследствии, выдвинутую кандидатуру должны поддержать депутаты представительных органов муниципальных образований (городских, сельских поселений и т. п.) в количестве от 5 до 10 процентов.

В случае признания выборов главы субъекта РФ несостоявшимися или недействительными, Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы субъекта РФ.

 

67. Правовой статус высшего должностного лица

субъекта Российской Федерации

В отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации распространяются как специальные требования, установленные для членов Правительства РФ (федеральных министров), так и общие требования, связанные с недопустимостью его пребывания в иных государственных и муниципальных должностях. Он не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Не может быть выдвинуто кандидатом на должность главы субъекта РФ лицо:

1.  отрешённое Президентом РФ от должности главы субъекта РФ в течение двух лет со дня вступления в силу соответствующего указа Президента РФ и до дня назначения выборов главы субъекта РФ – ни в одном субъекте РФ.

2.  ушедшее в отставку в связи с выражением ему недоверия представительным органом государственной власти возглавляемого им субъекта РФ – на выборах, назначенных в связи с этими обстоятельствами. Лицо, ушедшее в отставку по собственному желанию, по общему правилу также не имеет права быть избранным главой субъекта РФ на предстоящих выборах, но в случае осуществления им полномочий главы субъекта РФ на протяжении не менее чем одного года, и с соответствующего согласия Президента РФ, может участвовать в выборах.

 

68. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: система, порядок формирования

Органы исполнительной власти субъектов РФ и Федеральные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, и включают в себя органы, дублирующие направления федеральных министерств.

Структура органа исполнительной власти отдельно взятого субъекта РФ определяется его высшим должностным лицом (губернатором, мэром, президентом) в соответствии с основным законом субъекта РФ (уставом, конституцией). В различных субъектах РФ она может отличаться: в одних, наряду с должностью главы субъекта РФ имеется пост главы органа исполнительной власти (администрации), в других – глава субъекта РФ одновременно является главой органа исполнительной власти субъекта РФ.

 

69. Вопросы общего ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

В Российской Федерации предусматривается разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Каждый из указанных уровней имеет свои исключительные полномочия, т. е. сферу компетенций, реализуемую только лишь органами, принадлежащими данному уровню власти. Также существуют вопросы, находящиеся в совместном ведении федеральных и региональных органов власти (т. е. субъектов РФ), органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, реализуемые ими совместно, по взаимному соглашению. В данном случае решение подобных вопросов не находится в исключительной компетенции ни одного из уровней власти, а происходит лишь при их обоюдном согласии. Стоит также отметить, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти по вопросам, не относящимся к ведению РФ или совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы, связанные с обеспечением соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов субъектов РФ; защитой прав и свобод человека и гражданина; решением проблем населения в социальной сфере; обеспечением правопорядка; вопросы, связанные с правилами пользования и распоряжения природными ресурсами; охраной памятников истории и культуры; борьбой с катастрофами и стихийными бедствиями; установлением системы налогообложения; назначением на должность и освобождением от должности ряда государственных служащих (судей, нотариусов, адвокатов, и т. п.); установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

 

70. Понятие и признаки государственного органа

в Российской Федерации, его отличие от органа государства

Понятие «государственный орган» и «орган государства» следует различать между собой. Первое, в большей степени, связано с понятием «федеративный орган» («орган федерации»). К государственным органам относятся все органы законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, а также Прокуратура, Центральный Банк и другие органы, не входящие в систему разделения властей. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не являются государственными органами (но, естественно, являются органами государства). Таким образом, в число государственных органов входят все органы государства за исключением органов местного самоуправления.

Признаками государственного органа являются: наличие функциональных властных полномочий; нормативно-правового акта, регламентирующего его деятельность; иерархическая соподчинённость; наличие физических лиц, входящих в его состав (хотя бы одного).

Система органов государства состоит из:

-      высших органов государственной власти: Президент, не входящий ни в одну из ветвей власти; высшие органы законодательной власти (Парламент РФ, т. е. Федеральное Собрание РФ, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации), исполнительной (Правительство РФ), судебной власти РФ (Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

-      органов государственной власти субъектов (название которых устанавливается основным законом субъекта, но, которые повторяют систему высших органов федерации, только на уровне субъекта).

-      органов местного самоуправления (также повторяющих структуру государственных органов, но со своим названием).

Система органов государства имеет строение по вертикали и горизонтали. Указанная выше модель – пример вертикального деления. Органы, находящиеся на одном уровне соотносятся друг с другом по горизонтали.


XI. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

71. Понятие и формы осуществления местного самоуправления

в Российской Федерации

Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой процесс самостоятельного и под свою ответственность осуществления народом своей власти по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования. Оно осуществляется исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций в двух основных формах: непосредственно (путём референдума, выборов, схода граждан) и опосредованно (через конференции, выборные органы власти муниципального образования – главу города, законодательное собрание, и др.). И в первом и во втором случае предполагается, что решение принимается населением соответствующего муниципального образования.

Порядок проведения выборов и референдума на местном уровне практически не отличается от подобных процедур федерального и регионального значения. Особенными формами демократии на местном уровне являются сход и конференции граждан. Сход проводится на территории муниципальных образований (сельских, городских поселений) с численностью постоянно проживающих на данной территории лиц, обладающих избирательным правом менее 100 человек. Сход является временным органом местного самоуправления и осуществляется населением непосредственно.

Конференция граждан представляет собой собрание делегатов от определяемого уставом муниципального образования числа граждан, постоянно проживающих на территории данного муниципального образования и обладающих избирательным правом. Конференция, по сути, мало чем отличается от схода, с той лишь разницей, что каждый делегат отстаивает не собственные интересы, а группы представляемых им лиц.

 

72. Конституционные гарантии местного самоуправления

Категорию «гарантия» обеспечения права какого-либо субъекта следует различать с категорией «право» этого субъекта. Гарантии, в отличие от прав, заключаются в механизме обеспечения, реализации имеющегося права, а не провозглашении права как такового. Местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления. Данные гарантии реализуются посредством обращения в органы государственной власти (суд, прокуратуру, полицию, федеральную службу безопасности и т. п.) по защите нарушенных прав.

 

73. Понятие органа местного самоуправления

Орган местного самоуправления – это выборный орган власти муниципального образования, осуществляющий самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Согласно ст. 12 Конституции РФ, «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Таким образом, они не являются государственными (федеральными) органами, но являются органами государства. Несмотря на это, законом они могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. При этом, процесс реализации данных полномочий находится под контролем государства.

 

74. Компетенция органов местного самоуправления

В компетенцию органов местного самоуправления входит решение вопросов местного значения, т. е. вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, обустройство дорог, парков, площадок для отдыха населения и т. п.), решение которых, в соответствии с законом осуществляется населением самостоятельно (в том числе, и через органы местного самоуправления). В круг их полномочий также входит управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установка местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, а также решение иных вопросов местного значения без контроля со стороны государства.

 

75. Место и роль органов местного самоуправления в системе органов власти Российской Федерации

Органы местного самоуправления занимают особое место в системе органов власти Российской Федерации. Находясь на «нижнем» – третьем уровне организации власти в государстве, они играют важнейшую роль в осуществлении непосредственного регулирования общественных отношений. Это обстоятельство объясняется тем, что, в отличие от федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления занимаются не формированием общей государственной политики, а её непосредственной реализацией. В этом смысле следует констатировать тот факт, что реальное значение органов власти в государстве, зачастую, обратно пропорционально их иерархическому положению: деятельность Президента РФ, занимающего «высшую» ступень в системе органов государственной власти, преимущественно не связана с прямым обеспечением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в то время, как усилия органов местного самоуправления, занимающих «низшую» ступень, напрямую направлены на реализацию жизненно-важных общественных потребностей (предоставление газо-, водо-, электроснабжения, вывоз мусора, и т. п.).


76. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Органы местного самоуправления подлежат на равных с гражданами РФ основаниях всем видам ответственности, предусмотренным законами РФ (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и др.), а также специальной – отзыву выборных должностных лиц, осуществляемому в том же порядке, что и их избрание (формируется комиссия по отзыву, граждане голосуют за отзыв депутатов).

 

77. Роль муниципального права РФ в обеспечении конституционных основ местного самоуправления в РФ

Основным источником права при регулировании вопросов местного значения является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Настоящий нормативный правовой акт, в отличие от Конституции РФ, основных законов (уставов, конституций) субъектов РФ, имеет достаточно обобщённый характер, оставляя возможность конкретизации его положений в основных законах (уставах) соответствующих муниципальных образований. В этой связи, в большинстве случаев, отдельно взятое муниципальное образование имеет «собственное муниципальное право», исходя из культурных, исторических, экономических и иных особенностей населения, проживающего на его территории. Данная черта муниципального права приводит к возникновению обширнейшего многообразия систем и видов органов местного самоуправления, а также их полномочий.

Основной чертой муниципального права является его комплексный характер, проявляющийся в наличии лишь минимального количества непосредственно муниципальных правовых норм. Основная часть вопросов местного значения решается посредством использования норм гражданского, административного, трудового, семейного, налогового, земельного, жилищного и иных отраслей права. Это связано, прежде всего, с широким спектром, многообразием разновидностей проблем, решаемых муниципалитетами (от вывоза мусора до сбора налогов на территории муниципального образования). В этой связи можно говорить, преимущественно, о бланкетном характере норм муниципального права, как правило, имеющих ссылку на нормы иных правовых отраслей. Таким образом, можно констатировать тот факт, что муниципальное право, не имея собственных средств для решения возложенных на него обязанностей, заимствует инструментарий, содержащийся в иных источниках.

 

78. Понятие и сущность муниципального образования

Муниципальным образованием называется территория, установленная соответствующим законом субъекта РФ, в рамках которой осуществляется местное самоуправление.

Выделяются следующие виды муниципальных образований: сельское поселение; городское поселение; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения.

Субъект Российской Федерации состоит из территорий входящих в его состав муниципальных образований, а именно – муниципальных районов и городских округов. В силу того, что территория Российской Федерации состоит из территорий субъектов Российской Федерации, логично заключить, что вся территория Российской Федерации состоит из территорий муниципальных образований.

Сельским поселением является один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение представляет собой город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией.

Межселенной территорией признаётся территория, находящаяся вне границ сельских и городских поселений. Не стоит путать её с территорией, находящейся между сёлами, станицами, посёлками и т. п., образующими единое сельское поселение: территория между ними не считается межселенной территорией. Территория, располагающаяся между двумя и более посёлками, будет признаваться межселенной лишь в том случае, если они являются самостоятельными сельскими поселениями.

Городской округ – городское поселение, не входящее в состав муниципального района.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!