Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Конституционное право РФ»»

/ Конституционное право
Лекция, 

Оглавление

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

52. Виды органов государственной власти, не входящих

в систему разделения властей 

Концепция «разделения властей», предложенная Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, как известно, заключается в необходимости существования трёх независимых друг от друга ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых при помощи ряда «политических инструментов, рычагов» призвана не допустить монополизации власти другими её ветвями. Подобная модель функционирования органов государства обеспечивает развитие политической конкуренции естественным путём. Несмотря на то, что в Российской Федерации действует именно такая система, она обрела некоторые исключения, подчёркивающие особенности развития российской государственности. В частности, такие органы, как Президент РФ, Центральный Банк РФ (Банк России), Счётная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Генеральная Прокуратура РФ, Академия наук РФ не входят ни в одну из ветвей власти, являются самостоятельными и независимыми в процессе исполнения своих полномочий.

Особенность правового статуса данных органов власти связана со спецификой выполняемых ими функций, носящих, как правило, контрольно-ревизионный, чрезвычайный экономический или политический характер. Так, отсутствие принадлежности Президента РФ к какой-либо из ветвей власти объясняется недопущением получения ими политического «перевеса», который мог бы возникнуть, учитывая ряд чрезвычайных его полномочий; Центрального Банка РФ (Банка России) – с его исключительным правом на эмиссию денежных знаков, обеспечением устойчивости рубля; Счётной Палаты РФ – с контролем над порядком денежного оборота в РФ; Уполномоченного по правам человека – защитой конституционных прав и свобод граждан РФ.

 

53. Порядок формирования и функции органов управления

Центрального Банка РФ (Банка России) 

Банк России является некоммерческим юридическим лицом, самостоятельно (независимо от других органов власти) осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (включая золотовалютные резервы). Несмотря на то, что имущество Банка России относится к федеральной собственности, ни федеральный бюджет, ни Банк России не отвечают по обязательствам друг друга.

Основной целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, которая осуществляется посредством эмиссии денежных знаков, что напрямую влияет на уровень инфляции в стране, конкурентоспособность рубля на мировом рынке.

Наряду с тем, что Банк России является независимым органом власти в вопросе исполнения своих полномочий, он подотчётен Государственной Думе ФС РФ (как высшему представителю воли народа в стране), которая по представлению Президента РФ назначает на должность и освобождает от должности Председателя и членов Совета директоров Банка России, в количестве 12 человек.

В состав органов управления Банка России также входит Национальный банковский совет, включающий по два представителя от Совета Федерации ФС РФ и три – Государственной Думы ФС РФ, а также трёх членов, направляемых Президентом РФ, трёх – Правительством РФ (не из его числа) и Председателя Банка России. За исключением Председателя Банка России, все из них работают безвозмездно (т. е. даром) на непостоянной основе. Путём голосования большинством голосов членов Совета, выбирается Председатель Национального банковского совета (которым может стать любой из членов Совета, а не только Председатель Банка России). Функции Национального банковского совета заключаются в осуществлении контроля за внутренней деятельностью Банка России, а также – в реализации обратной связи между Банком России и органами, направившими представителей в Совет (Государственной Думой ФС РФ, Федеральным Собранием ФС РФ, Президентом РФ, Правительством РФ).

 

54. Порядок формирования и функции органов управления

Счётной палаты РФ

Счётная палата РФ представляет собой постоянно действующее юридическое лицо, образуемое Федеральным Собранием РФ с целью осуществления государственного финансового контроля.

Одна из главных задач Счётной палаты РФ состоит в осуществлении контроля за своевременным исполнением федерального бюджета, и, в случае необходимости – внесении предложений, направленных на устранение выявленных нарушений. Наряду с этим Счётная палата РФ оценивает эффективность и целесообразность расходования государственных средств, проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов и подзаконных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета.

Счётная палата РФ состоит из Председателя Счётной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и аппарата. Председатель Счётной палаты РФ назначается Государственной Думой ФС РФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет.

Претендовать на пост Председателя Счётной палаты РФ, а также его заместителя, может гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, экономики и финансов.

В отношении должности Председателя Счётной палаты РФ и его заместителя имеются ограничения, связанные с недопущением:

1)    наличия гражданства, вида на жительство и т. п. на территории иностранного государства;

2)    родственных отношений со следующими представителями высших органов государственной власти: Президентом РФ, с Председателями палат Парламента РФ (Совета Федерации ФС РФ и Государственной Думы ФС РФ), Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Следственного комитета РФ, председателем одного из «высших» судов РФ (Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);

3)    занятия должности депутата Государственной Думы, члена Правительства РФ, осуществления иной оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и творческой (которая, в свою очередь, не должна финансироваться за счёт средств иностранных государств, их граждан, международных организаций и т. д.).

Председатель Счётной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счётной палаты РФ не вправе получать вознаграждения от физических и юридических лиц (в том числе услуги, оплату отдыха, и т. п.), выезжать за границу территории России в служебные командировки за счёт средств физических и юридических лиц, разглашать и использовать сведения, содержащие служебную тайну в личных целях.

 

55. Место и роль Прокуратуры РФ в системе разделения властей

в Российской Федерации

Прокуратура РФ представляет собой самостоятельную в реализации своих полномочий централизованную систему федеральных органов власти, осуществляющих надзор за соблюдением законов Российской Федерации.

Не допускается одновременное занятие должности прокурорского работника и осуществление иной оплачиваемой деятельности (кроме научной, творческой и преподавательской), занятия иных должностей в органах государственной власти и местного самоуправления.

Система прокуратуры РФ состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов РФ (а также приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур), прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ. При этом председатель Совета Федерации ФС РФ приводит его к присяге.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ (какими именно, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» не уточняется, говорится лишь, что эти органы определяются субъектами самостоятельно). Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокурором, который является заместителем Генерального прокурора РФ.

Прокурор при осуществлении своих полномочий по предъявлении служебного удостоверения имеет право беспрепятственного допуска на территорию и в помещения органов власти, находящиеся в его подведомственности (федеральные органы государственной власти, органы и учреждения государственной власти субъектов РФ, в т. ч. исправительные учреждения различного типа, органы местного самоуправления, и т. д.), а также имеет право на требование от их руководителей и иных должностных лиц представления необходимых документов, материалов, и иных сведений, касающихся факта проверки.

 

56. Место и роль Уполномоченного по правам человека в системе разделения властей в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека представляет собой независимый в процессе исполнения своих полномочий орган государственной власти, назначаемый на должность на пять лет и освобождаемый от должности Государственной Думой ФС РФ, осуществляющий деятельность по обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной и местной власти. Уполномоченным по правам человека назначается гражданин РФ в возрасте не моложе 35 лет, имеющий опыт защиты прав и свобод человека и гражданина, не более двух сроков подряд. На него распространяются общие ограничения, связанные с недопустимостью занятия должности в иных органах власти (федеральных, региональных, местных, заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии, иного общественного объединения и т. д.), заниматься иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и творческой).

Уполномоченный по правам человека обладает неприкосновенностью, связанной с недопущением его задержания, обыска, ареста и т. п. (за исключением случаев обнаружения его на месте преступления, либо если это необходимо для обеспечения безопасности других лиц), привлечения к уголовной, административной и иной ответственности без соответствующего согласия Государственной Думы ФС РФ. Он не несёт ответственности за отказ от дачи показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением своих полномочий.

Деятельность Уполномоченного по правам человека связана исключительно с дополнением существующих средств защиты прав и свобод граждан, но не их отменой.

Основным законом (уставом, конституцией) субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека на уровне субъекта РФ, финансирование которого осуществляется из средств соответствующего регионального субъекта.

Уполномоченным по правам человека рассматриваются жалобы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия федеральных, региональных или местных органов власти и т. п., лишь в том случае, если заявитель обжаловал их в судебном, либо административном порядке, но не согласен с принятым по жалобе решением. Не рассматриваются жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Не подлежат просмотру и подлежат направлению в течение 24 часов жалобы, направляемые лицами, находящимися в местах принудительного содержания (исправительных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах и т. п.).

При проведении проверки по жалобе, Уполномоченный по правам человека имеет право беспрепятственного допуска во все органы государственной власти и местного самоуправления, ознакомления с материалами уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и т. д. Он пользуется правом безотлагательного приёма руководителями и иными лицами органов власти, в том числе лицами начальствующего состава Вооружённых Сил РФ, администрацией мест принудительного содержания, находящихся на территории РФ, а также руководителями политических партий и иных общественных организаций.


X. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

57. Понятие и принципы федеративного устройства

в Российской Федерации

Федеративная форма государственного устройства заключается в наличии, помимо единого политического центра, иных уровней государственной власти, способных самостоятельно реализовывать свои полномочия. В России федерализм связан с наличием ряда субъектов Российской Федерации (краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), являющихся своего рода «государствами в государстве», наделённых определённым объёмом государственных полномочий, но подчинённых единому политическому центру. Принципами федеративного устройства являются: государственная целостность (невозможность выхода из состава страны); равенство всех субъектов, входящих в состав РФ, как между собой, так и по отношению к федеральному уровню власти; разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти; равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории субъектов РФ и др.

 

58. Место и роль полномочного представителя Президента РФ

в федеративном устройстве России

Особенность современного федеративного устройства России связана, главным образом, с наличием должности полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является членом Администрации Президента РФ. Он назначается и освобождается от должности главой государства (и подотчётен исключительно ему) по представлению Руководителя Администрации Президента РФ. Срок исполнения его полномочий определяется Президентом РФ, но не может превышать периода полномочий Президента РФ.

Главной задачей полномочного представителя Президента РФ является осуществление представительской функции (что становится ясным исходя из самого названия должности). Немаловажное значение также имеет координация деятельности органов государственной власти субъекта РФ, реализация государственных задач, поставленных Президентом РФ в федеральных округах (а, точнее, в субъектах РФ, входящих в состав данных округов), установление «обратной связи» между региональным и федеральным уровнем власти. В связи с особенностями выполняемых им задач, полномочный представитель Президента РФ имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа. В Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» не указываются формы собственности данных объектов, что даёт основание полагать, что помимо организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, он имеет неограниченный доступ и к частным фирмам.

Особенность института «полномочного представителя» заключается в частичной централизации власти, установлении дополнительного федерального контроля над относительно самостоятельными государственно-подобными образованиями (субъектами РФ), что имеет как положительное, так и отрицательное влияние на «федеративность» государственного устройства, устанавливая, своего рода, промежуточную модель между федерацией и унитарным государством.

 

59. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Субъекты РФ представляют собой относительно самостоятельные государственно-подобные территориальные образования, входящие в состав всей территории РФ (помимо них к территории РФ относятся внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними). Каждый из них имеет все признаки государства (кроме одного – суверенитета): территория, население, органы власти и управления, бюджетная (финансовая) система. При наличии суверенитета субъектов РФ (т. е. политической, экономической и т. п. независимости) отсутствовала бы возможность формирования единых всероссийских органов власти и управления, что привело бы к формированию множества самостоятельных государств, а не образованию единого федеративного государства.

В состав Российской Федерации входят следующие субъекты: края, области, республики, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Несмотря на различные названия, все они имеют одинаковый правовой статус (т. е. права и обязанности) как друг по отношению к другу, так и по отношению к федеральному центру, определяемый Конституцией РФ и детализируемый основным законом (конституцией, уставом) соответствующего субъекта РФ.

 

60. Особенности правового статуса городов федерального значения

Особенностью правового положения городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) является несоответствие формы (наименования) их сущностному содержанию. В Российской Федерации существует 3 уровня организации власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный). Города федерального значения имеют название, присущее муниципальным образованиям (к ним относятся сельские, городские поселения и др.), а по своему содержанию (правовому статусу) являются субъектами РФ (к ним относятся края, области, республики и др.). Условно их можно сравнить с городами-государствами Древней Греции – полисами. В состав городов федерального значения, являющихся городами по форме, входят внутригородские муниципальные образования (в других субъектах они называются сельские поселения и муниципальные районы), являющиеся городами по сути.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!