Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Конституционное право РФ»»

/ Конституционное право
Лекция, 

Оглавление

45. Основные полномочия Правительства РФ 

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации и занимает особое место в системе разделения властей, выражающееся в том, что несмотря на наличие системы «сдержек и противовесов», обеспечивающей баланс между законодательной, исполнительной и судебной властью, Правительство РФ имеет неформальную поддержку со стороны Президента РФ, исторически стоявшего в его главе. Таким образом, в случае возникновения подобной «коалиции», у Правительства РФ появляется возможность оказания значительного политического давления на иные ветви власти (в основном, законодательную).

Основной функцией Правительства РФ, из которой логически следуют его полномочия, является организация взаимосвязанной и продуктивной деятельности подведомственных ему органов и учреждений. В силу того, что Правительство РФ состоит из федеральных министров (т. е. глав министерств), оно выступает своего рода координационным центром по реализации всей государственной политики в различных сферах общественной жизни и его полномочия связаны с совокупностью полномочий каждого из «входящих в его состав» министерств.

Условно все полномочия Правительства РФ можно разделить на законодательные, исполнительные и судебные, но подавляющая их часть, естественно, носит исполнительный характер. Так, в частности, оно обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области финансов, культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. п. (через соответствующие министерства), управляет федеральной собственностью, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны, обеспечивает меры по соблюдению прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью и т. п.

В законодательной сфере Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ; разрабатывает федеральный бюджет (впоследствии принимаемый Государственной Думой ФС РФ); даёт Федеральному Собранию РФ заключения на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета (о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и т. п.).

 

46. Основания и порядок сложения Правительством РФ своих полномочий 

Основания сложения Правительством РФ своих полномочий носят как добровольный, так и принудительный характер. Следует отметить, что отставка отдельно взятого федерального министра или заместителя Председателя Правительства РФ не влияет на расформирование Правительства РФ в целом, даже при фактическом изменении всего его состава. Правительство РФ считается расформированным только при сложении полномочий Председателем Правительства РФ (в связи с этим в печати часто употребляются выражения «правительство Примакова», «правительство Путина», «правительство Медведева» и т. п.).

Правительство РФ зависит от Президента РФ и Председателя Правительства РФ в том, что отставка кого-либо из них автоматически влечёт отставку Правительства РФ.

Вторым основанием принудительной отставки высшего органа власти в России выступает наличие конфликтной ситуации (выражающейся в отсутствии доверия друг другу) между ним и высшим органом представительной власти России (Государственной Думой ФС РФ), которая может быть инициирована как первым, так и вторым органом. Государственная Дума ФС РФ вправе выразить Правительству РФ недоверие, в результате чего Президент РФ может принять решение о роспуске Государственной Думы ФС РФ или отставке Правительства РФ, а может и не отреагировать на данное заявление. В случае повторного в течение трёх месяцев выражения Государственной Думой ФС РФ недоверия Правительству РФ, либо отказа ему в доверии при постановке Председателем Правительства РФ такого вопроса перед Государственной Думой ФС РФ, Президент РФ в обязательном порядке принимает одно из двух решений: распускает Государственную Думу ФС РФ или отправляет в отставку Правительство РФ. Кардинальное решение данного вопроса связано с необходимостью преодоления кризиса власти, при котором в конфликте между собой находятся два важнейших органа государства, что может повлечь непредсказуемые последствия для жизни общества и функционирования государства.

Основанием добровольной отставки Правительства РФ является подача им Президенту РФ прошения об отставке, которое принимается или отклоняется Президентом РФ.

Небезынтересным представляется тот факт, что как при добровольной, так и при принудительной отставке Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает (в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» сказано не «может продолжить», а именно «продолжает») исполнять свои полномочия до сформирования нового Правительства РФ. При этом ни Президент РФ не имеет права не предложить Правительству РФ продолжить осуществлять свои полномочия, ни Правительство РФ не вправе отказать Президенту РФ в его поручении, т. е. данные действия осуществляются исключительно с процедурной, а не качественной, по существу, целью.

В этой связи также возникает вопрос о продуктивности деятельности правительства, отправленного в отставку (тем более, если она носит принудительный, «наказывающий» характер).


VIII. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

47. Судебная система Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных, но не подчинённых между собой специализированных органов власти (судов), наделённых исключительным правом на осуществление правосудия в области конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, что качественно отличает её от системы исполнительных органов власти, находящихся в отношениях власти-подчинения.

Стоит отметить, что в целях упрощения понимания структуры судебной системы РФ по отношению к судам употребляются понятия «вышестоящий» и «нижестоящий», что, практически, не имеет ничего общего с аналогичными органами исполнительной ветви власти, соподчинённых в порядке субординации.

В России сложились три основные «ветви» судебной системы: суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды, возглавляемые Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ соответственно.

Судебная система РФ состоит из двух уровней власти: федерального и регионального (субъектов РФ). К федеральным судам относятся «высшие» суды РФ (Верховный Суд РФ, Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ), «высшие» суды субъектов РФ (краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, верховные суды республик), а также районные и военные суды, составляющие систему судов общей юрисдикции. Арбитражные суды по иерархии распределяются следующим образом: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Также в систему федеральных судов входит дисциплинарное судебное присутствие (состоящее из 6 судей – по 3 от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ). Данный орган рассматривает жалобы на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационной коллегии судей субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности судей.

К судам субъектов РФ относятся лишь конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи (являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ). Следует отметить, что правосудие в России осуществляется именем Российской Федерации, независимо от уровня, к которому относится тот или иной судебный орган. Факт указания региональной принадлежности данных судов связан с порядком их формирования, осуществляемом на уровне субъектов РФ.

Таким образом, конституционные суды субъектов РФ (т. е. высшие органы конституционного правосудия в регионах) относятся к более низкому (региональному) уровню власти, чем районные суды («нижестоящие» по отношению к верховным, областным, краевым и т. д. судам субъектов РФ – являющимся высшими судебными органами власти общей юрисдикции субъектов РФ).

Наибольшая часть судебных разбирательств относится к ведению судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным и административным делам. Специфика деятельности арбитражных судов связана с решением вопросов экономического характера. Конституционный суд РФ занимается установлением соответствия законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ Конституции РФ, а конституционные (уставные) суды субъектов РФ – основному закону (конституции, уставу) субъекта РФ.

 

48. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации

Принципами права называются основополагающие начала, лежащие в основе развития правовых норм. К непосредственным принципам организации деятельности судебной власти относятся принципы:

1)  законности (необходимости соответствия принимаемых судебных решений законам РФ);

2)  осуществления правосудия только судом (ни один другой орган, кроме суда не вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации);

3)  самостоятельности, независимости, неприкосновенности и несменяемости судей (данный комплекс принципов связан с обеспечением принятия судьёй решения, основанного исключительно на букве закона и его внутреннем убеждении, независимом от внешнего воздействия);

4)  недопустимости создания чрезвычайных судов (история России хранит память о так называемых «судебных тройках», непосредственно на месте принимавших решение и приводивших приговор в исполнение);

5)  равенства сторон перед законом и судом (независимо от их половой, расовой, религиозной принадлежности, должностного, имущественного положения и т. п.);

6)  рассмотрения дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которого относится дело (т. е. недопустимости передачи дела «по вертикали» суду, к компетенции которого оно не относится: например, при решении вопроса о совершении Президентом РФ преступления – мировому судье или «по горизонтали» – суду осуществляемому правосудие на другой территории, например, при совершении преступления в г. Калининграде, рассматривать его в г. Владивостоке);

7)  гласности судебного процесса (каждый человек вправе присутствовать на рассмотрении любого судебного разбирательства, за исключением закрытых заседаний по рассмотрению дел о государственной тайне, о совершении преступлений интимного характера и т. п.);

8)  толкования неустранимых сомнений в виновности подсудимого в его пользу (лицо не может быть признано виновным при наличии исключительно косвенных, непосредственно не указывающих его вины доказательств);

9)  презумпции невиновности (никто не обязан доказывать свою невиновность; лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана судом в установленном законом порядке и соответствующий приговор суда не вступит в законную силу) и др.

 

49. Порядок формирования и организации деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд РФ является высшим органом конституционного правосудия в Российской Федерации. Особенность его деятельности выражается в том, что, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, он не занимается рассмотрением дел с участием граждан. Главной его задачей является установление соответствия законов Российской Федерации Конституции Российской Федерации. Сторонами, как правило, выступают представители высших органов государственной власти Российской Федерации, принимавшие участие в принятии того или иного закона (депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Совета Федерации ФС РФ), представители органов и учреждений, обнаруживших неопределённость в каком-либо вопросе закона или иного нормативного правового акта (Президента РФ, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и т. д.), а также эксперты – признанные авторитеты в области конституционного права, иных отраслях права, позволяющих устранить обнаружившуюся неопределённость.

Непосредственно состав Конституционного Суда РФ включает в себя 19 судей, заседающих в двух палатах – по десять и девять человек, персональный состав которых определяется путём жеребьёвки с учётом избранной каждым судьёй специальности по одной или нескольким отраслям права. При этом Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители заседают в разных палатах. Палата считается полномочной осуществлять свою деятельность лишь при наличии не менее 3/4 от общего числа судей (т. е. 8 и 7 судей соответственно), а для решений, принимаемых в пленарном заседании (т. е. совместном заседании обеих палат) достаточно присутствия 2/3 от общего числа судей (т. е. 15 судей). При этом не принимаются во внимание судьи, отстранённые от участия в рассмотрении дела, а также судьи, полномочия которых приостановлены. Председатель Конституционного Суда РФ, а также два его заместителя назначаются на должность Советом Федерации ФС РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ из числа судей Конституционного Суда РФ, выбранных в результате закрытого пленарного заседания Конституционного Суда РФ, которое созывается не позднее двух месяцев с момента освобождения соответствующей должности.

 

50. Полномочия Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ рассматривает дела о соответствии внутреннего законодательства государства положениям Конституции РФ, а также дела о нарушении внутренним законодательством конституционных прав и свобод человека и гражданина.

По запросам Президента РФ и иных высших органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ даёт толкование норм Конституции РФ, а также разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов краёв, областей и др., а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле; по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

51. Виды и порядок принятия решений Конституционного Суда РФ

Решения Конституционного Суда РФ имеют следующие виды:

1)  постановления – решения, принимаемые Конституционным Судом РФ именем Российской Федерации по вопросам соответствия законодательства Российской Федерации Конституции РФ, разрешении спора о компетенции между органами государственной власти, а также решения, издаваемые при толковании положений Конституции РФ;

2)  заключения – решения, принимаемые Конституционным Судом РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

3)  определения – решения, принимаемые Конституционным Судом РФ по иным вопросам деятельности, а также по вопросам организации его деятельности.

Решения Конституционного Суда РФ принимаются большинством участвующих (председательствующий голосует последним) в голосовании судей открыто, т. е. путем поименного их опроса, имеют окончательный, неоспоримый характер, вследствие чего вступают в силу со дня их принятия.

Принцип толкования неустранимых сомнений в виновности подсудимого (применяемый в судах общей юрисдикции) находит своё отражение и в процедуре принятия решений Конституционным Судом РФ: в случае равного распределения голосов при оспаривании конституционности того или иного акта решение принимается в его пользу, а при толковании положений Конституции РФ вовсе требуется не менее 2/3 от общего числа судей. При этом, судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от него, но в случае несогласия с принятым решением, вправе выразить особое мнение, излагаемое в письменной форме, которое приобщается к материалам дела и подлежит официальному опубликованию вместе с принятым решением. Конституционный Суд РФ связан пределами жалобы, указанной в обращении и может вынести решение лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению.

Принятое решение провозглашается в открытом заседании незамедлительно после его подписания и подлежит незамедлительному опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а также официальных изданиях органов государственной власти, которых оно касается, а при необходимости – и в иных изданиях.

Не позднее, чем в двухнедельный срок со дня его подписания, принятое решение направляется судьям Конституционного Суда РФ, сторонам, высшим органам государственной власти: Президенту РФ, палатам Парламента РФ, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека, а также в «высшие» суды РФ (Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ, министру юстиции РФ, а, при необходимости – в иные государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!