Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Конституционное право РФ»»

/ Конституционное право
Лекция, 

Оглавление

33. Внешнеполитические полномочия Президента РФ 

Внешнеполитические полномочия Президента РФ, преимущественно, имеют представительский характер и связаны с установлением международного сотрудничества в различных сферах жизни общества (экономической, социальной, культурной и др.), а также с обеспечением суверенитета РФ. Так, в частности, Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ; решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

 

34. Порядок отстранения Президента РФ от исполнения своих полномочий 

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в следующих случаях:

1.  Отставка или отрешение от должности по причине его стойкой неспособности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья. Как верно отмечает М. В. Баглай, в данном случае речь должна идти «не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, имеющем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий». При этом, отсутствие чёткой процедуры отрешения Президента РФ от должности в связи с болезнью не должно приводить к его необоснованному отстранению, превращаться в способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ.

Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ во всех случаях его неспособности осуществления своих полномочий. При этом он не имеет права роспуска Государственной Думы, назначения референдума, внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ.

2.  Президент РФ несёт ответственность перед народом в лице его представительного органа – Государственной Думы: он может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Инициативная группа Депутатов Государственной Думы по отрешению Президента РФ от должности должна включать не менее 1/3 от всего состава «нижней палаты» парламента (т. е. 150 человек и более). В результате проведённой инициативы выдвижения обвинения, из числа Депутатов Государственной Думы создаётся специальная комиссия, дающая заключение о целесообразности данного обвинения. На основании заключения комиссии, в Государственной Думе проводится голосование по вопросу отрешения Президента РФ от должности. Для поддержки обвинения требуется не менее 2/3 голосов Депутатов Государственной Думы (т. е. 300 и более). На основании утверждённого решения Государственной Думы, Совет Федерации, не позднее чем через три месяца, принимает решение об отрешении Президента РФ от должности, которое должно быть поддержано не менее чем 2/3 его членов, иначе обвинение против Президента РФ считается отклоненным.


VI. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

35. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания

Российской Федерации 

Федеральное собрание Российской Федерации (Парламент) является высшим представительным (законодательным) органом государства. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ определяется совокупностью статусов каждого из этих органов. Государственная Дума РФ («нижняя палата») разрабатывает и принимает законопроекты, которые подлежат одобрению Советом Федерации РФ («верхняя палата») и направляются на подпись Президенту РФ. Госдума РФ может выражать недоверие Правительству РФ и Президенту РФ, Совет Федерации выражает одобрение на решение о недоверии Президенту РФ. Таким образом, данный орган может отправить в отставку главу государства. Он играет одну из ключевых ролей в системе разделения властей, имея возможность оказывать существенное политическое давление на высшие органы государственной власти России.

 

36. Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 

Государственная Дума ФС РФ состоит из 450 депутатов и избирается гражданами РФ на пятилетний срок посредством использования пропорциональной избирательной системы (по партийным спискам). Политические партии, независимо от их численности, предоставляют в Центральную избирательную комиссию РФ списки своих членов, за которые и происходит голосование избирателей. Как правило, лица, занимающие лидирующее место в партии, располагаются в начале списка, остальные – в порядке убывания их значимости. Все голоса избирателей, отданных за тот или иной партийный список, распределяются в их процентном соотношении: сто процентов голосов соответствуют 450 мандатам депутатов Государственной Думы ФС РФ. Соответственно партийная фракция (часть партии, представленная в Государственной Думе) будет насчитывать число лиц, пропорциональное количеству отданных за неё голосов. Так, в случае наличия 20 % голосов избирателей, в нижнюю палату Парламента РФ попадут первые 90 человек, указанных в списке (20 % от 450 мест).

В настоящее время ведутся дискуссии о возврате к смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе формирования Государственной Думы, при которой часть депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, а голосование проходит за отдельно взятого кандидата.


37. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Государственная Дума ФС РФ является высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Российской Федерации, что и предопределяет основные направления её деятельности: представление интересов граждан РФ и принятие нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой в государстве (после Конституции РФ). Также нельзя не заметить, что Государственная Дума РФ, в силу представления интересов народа, являющегося единственным источником власти в стране, играет одну из важнейших политических ролей по реализации системы сдержек и противовесов в отношении органов государственной власти РФ.

Помимо законодательных полномочий, к ведению Государственной Думы ФС РФ относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; объявление амнистии.

 

38. Порядок формирования Совета Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в РФ 83 субъекта, следовательно, 166 членов Совета Федерации). Состав Совета Федерации (верхней палаты парламента) формируется путём выборов кандидатов от высшего исполнительного и представительного органа власти субъектов Российской Федерации на срок полномочий этого органа. В случае, если представительный орган субъекта имеет двухпалатную структуру, то представительство в Совете Федерации осуществляют по одному члену каждой палаты представительного органа субъекта РФ в течение половины срока полномочий этого органа. В этой связи, Совет Федерации не имеет установленного срока своих полномочий и является постоянно действующим органом. Срок полномочий отдельно взятого его члена равняется сроку полномочий органа власти субъекта, от которого он направлен. Поэтому, в большинстве случаев, даже одновременно направленные в Совет Федерации представители органов власти разных субъектов прекратят свои полномочия не одновременно, а в тот срок, который установлен в каждом из представляемых ими субъектов (он может составлять 3,4,5 и более лет).

 

39. Полномочия Совета Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации

Совет Федерации ФС РФ является верхней палатой Федерального Собрания РФ (Парламента РФ), что предопределяет законодательный уклон его деятельности, но, в силу специфики формирования, данный орган имеет ряд полномочий, носящих качественно иной, не законодательный характер. Так, помимо контрольной функции, заключающейся в одобрении законов, принятых Государственной Думой, Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ, утверждает указ Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения на территории РФ; даёт одобрение Президенту РФ на использование Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ; назначает выборы Президента РФ, даёт согласие на отрешение его от должности по решению о недоверии Президенту РФ, принятому Государственной Думой ФС РФ; назначает на должность судей «высших судов» РФ (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ), а также назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.

 

40. Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Как члены Совета Федерации, так и депутаты Государственной Думы обладают единым комплексом прав и обязанностей (т. е. правовым статусом). Особенность их правового положения связана со спецификой выполняемой ими деятельности, результаты которой (принятые законы) лежат в основе порядка функционирования государства, в связи с чем, и отдаётся приоритет по обеспечению реализации поставленных перед ними задач. Именно поэтому, несмотря на наличие принципа «равенства граждан», депутаты Государственной Думы ФС РФ и члены Совета Федерации ФС РФ наделяются особыми гарантиями их неприкосновенности, выражающимися в недопустимости привлечения их к уголовной или административной ответственности, задержания, ареста или обыска (кроме случаев обнаружения их на месте преступления), личного досмотра (за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей).

Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации помимо прав, включает в себя и ряд ограничений. Так, не допускается одновременное занятие должности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, иных органов государственной власти и местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

 

41. Порядок осуществления законодательного процесса

в Российской Федерации

Законодательный процесс – это порядок деятельности органов государственной власти по формированию и принятию законов. Условно его можно разделить на несколько последовательных стадий: 1) законодательная инициатива; 2) подготовка законопроекта в палатах и комитетах Парламента РФ (нижней палаты, т. е. Государственной Думы РФ); 3) рассмотрение законопроекта Государственной Думой РФ в трёх (финансовые – в четырёх) чтениях и его принятие; 4) подписание закона главой государства; 5) опубликование закона (промульгация).

Законодательная инициатива связана с внесением в Государственную Думу предложения о необходимости принятия какого-либо закона. При этом сам законопроект может отсутствовать, и быть сформирован лишь в дальнейшем комитетом Государственной Думы, ответственным за отдельное направление деятельности (социальное, экономическое, военное, и др.).

Правом законодательной инициативы обладают все «высшие» органы государственной власти, а именно: Президент РФ, Совет Федерации ФС РФ и его члены, депутаты Государственной Думы ФС РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ. Также данным правом наделены «высшие» суды (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), но исключительно по вопросам их ведения.

Внесённый законопроект или законодательное предложение рассматривается специализированным комитетом Государственной Думы ФС РФ, ответственным за какое-либо направление деятельности. На данной стадии решается вопрос о необходимости его дальнейшего направления на обсуждение в Государственную Думу ФС РФ, а, в случае необходимости, вносятся незначительные коррективы. Рассмотренный и одобренный комитетом законопроект направляется на рассмотрение его в трёх чтениях в Государственную Думу ФС РФ. В первом чтении парламентарии не знакомятся со всем текстом закона, обсуждается лишь его краткое содержание, решается вопрос о необходимости существования такого закона в целом. Во втором чтении законопроект обсуждается по существу, в него вносятся поправки, формируется его окончательный текст. На стадии третьего чтения внесение поправок в закон невозможно: депутаты могут проголосовать либо «за», либо «против» законопроекта, а при необходимости внесения даже одной поправки, он направляется на обсуждение в первое чтение. Принятый в третьем чтении закон в течение пяти дней направляется на рассмотрение в Совет Федерации ФС РФ (верхнюю палату Парламента РФ), который должен рассмотреть его не позднее 14 дней, иначе он считается одобренным автоматически.

Принятый и одобренный федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (на что ему даётся 14 дней). Обнародование связано с опубликованием его в печати (официальный источник в России – «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства РФ», и, следовательно, возможностью ознакомления с ним населения с целью дальнейшего его соблюдения.

 

42. Порядок преодоления «вето» Совета Федерации и Президента РФ

при принятии законов

Порядок принятия закона в Российской Федерации имеет ряд последовательных стадий (принятие в первом, втором, третьем чтении в Государственной Думе ФС РФ, одобрение в Совете Федерации ФС РФ, подписание Президентом РФ), каждая из которых служит гарантией недопущения вступления в силу закона ненадлежащего качества. В этой связи, в случае отклонения (непринятия) законопроекта на любой из стадий, он направляется на рассмотрение в первое чтение Государственной Думой ФС РФ.

Главными «цензорами» закона в этом случае выступает Совет Федерации ФС РФ (верхняя палата Парламента РФ) и Президент РФ, но их несогласие в ряде случаев преодолимо.

Относительно «мирным» способом устранения разногласий между Государственной Думой ФС РФ и Советом Федерации ФС РФ является создание согласительной комиссии, состоящей из равного числа членов верхней и нижней палаты Парламента РФ, призванной «в малых группах», не задействовав всех членов Парламента РФ, прийти к единому соглашению. Но, даже в случае категорического несогласия Совета Федерации ФС РФ одобрить принятый Государственной Думой ФС РФ закон, он может быть направлен на подписание Президенту РФ, минуя верхнюю палату Парламента РФ, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы ФС РФ (т. е. 300 и более депутатов). При этом, в обязательном порядке в Совете Федерации ФС РФ происходит рассмотрение законов финансово-валютного характера (в т. ч. федерального бюджета), касающихся федеральных налогов и сборов, законов о ратификации (принятии положений международных договоров во внутригосударственное законодательство РФ) и денонсации (процесс, обратный от ратификации) международных договоров РФ, вопросов о войне и мире, о статусе и защите государственной границы РФ.

Президент РФ также вправе отказаться от подписания закона (т. е. наложить на него «вето»). Вето Президента РФ носит относительный характер и впоследствии может быть преодолено большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации ФС РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ (т. е. 2/3 от суммы числа всех парламентариев – 450 плюс 166, что составляет 411 человек). В Конституции РФ нет указания на то, что это число должно складываться из 2/3 нижней и 2/3 верхней палаты Парламента РФ, поэтому можно предположить, что 410 депутатов Государственной Думы ФС РФ и 1 члена Совета Федерации ФС РФ для проведения данной процедуры вполне достаточно.

Обращает на себя внимание тот факт, что Президент РФ, согласно Конституции РФ, в случае преодоления его «вето», обязан подписать закон, с которым он не согласен, т. е. брать на себя ответственность за последствия вступающих в законную силу правовых норм. Думается, целесообразнее в таких случаях было бы установить процедуру подписания законов председателями палат Парламента РФ, фактически принимающих закон вопреки мнению Президента РФ.


43. Особенности законодательного процесса при принятии Федеральных конституционных законов

Особенностью Федеральных конституционных законов является их разъяснительный характер по отношению к положениям Конституции РФ. Федеральные конституционные законы имеют особый порядок их принятия – большинством не менее 2/3 депутатов Государственной Думы ФС РФ (300 и более) и одобрения не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации ФС РФ (125 и более). Процедура их принятия в обязательном порядке включает все стадии законодательного процесса: принятие во всех чтениях в Государственной Думе ФС РФ, одобрение Советом Федерации ФС РФ и подписание Президентом РФ. Ни один из этих этапов не может быть преодолен.


VII. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

44. Основания и порядок формирования Правительства РФ

Процедура формирования Правительства РФ на разных стадиях связана с преодолением согласия Государственной Думы ФС РФ, а также Президента РФ. В состав Правительства РФ входят следующие лица: Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или после отставки Правительства РФ. Государственная Дума ФС РФ рассматривает представленную ей кандидатуру не более 7 дней и имеет право трёхкратного её отклонения (после чего, Президент РФ также имеет 7 дней на то, чтобы внести новую кандидатуру, которой может быть предлагаемое ранее лицо), в случае чего подлежит обязательному роспуску Президентом РФ, который, при этом, самостоятельно назначает Председателя Правительства РФ.

В дальнейшем Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности федеральных министров, которые, в случае согласия, им и назначаются. Учитывая особенности указанной выше процедуры формирования поста Председателя Правительства РФ, представляется сомнительной возможность предложения им Президенту РФ неугодных кандидатур на должности федеральных министров.

Заместители федеральных министров, а также руководители федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ и их заместители назначаются на должность (и освобождаются от неё) Правительством РФ. Кроме этого по представлению федеральных министерств (а также органов и организаций при Правительстве РФ) назначаются и освобождаются от должности руководители подведомственных им федеральных органов исполнительной власти.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!