Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Конституционное право РФ»»

/ Конституционное право
Лекция, 

Оглавление

15. Политические основы конституционного строя РФ 

К исключительно политическим основам конституционного строя относится: суверенитет РФ, распространяющийся на всю её территорию, непосредственное (а также представительное) осуществление власти народом, запрет захвата власти или присвоения властных полномочий, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, провозглашение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (система сдержек и противовесов), установление высших органов государственной власти в Российской Федерации, которую осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, установление состава субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), провозглашение принципа государственной целостности, единства системы государственной власти, установление разграничения предметов ведения между органами государственной власти РФ и её субъектов и отдельно с органами местного самоуправления, гарантия неприкосновенности своей территории.

 

16. Экономическая и социальная основа конституционного строя 

К экономическим основам конституционного строя следует отнести следующие гарантии: свобода экономической деятельности, единство экономического пространства на всей территории государства, свобода передвижения товаров и услуг, свобода конкуренции, недопущение монополизации экономики, наличие и защита государственной, муниципальной, частной собственности. К социальным основам конституционного строя относятся следующие принципы: провозглашение человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; направленность политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

 

17. Конституционные основы многопартийности и политического плюрализма в Российской Федерации 

Конституция РФ закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, который осуществляет её как непосредственно, так и через своих представителей (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов и т. п.); признаются политическое многообразие, многопартийность: запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации: захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

 

18. Конституционные основы правового статуса личности 

Основы правового статуса личности – это совокупность прав и обязанностей человека, являющихся неотъемлемой его составляющей (естественные права и обязанности). Соответственно, правовой статус личности состоит из прав и обязанностей. В соответствии со 2 главой Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Все виды прав можно подразделить на две основные категории: естественные права (принадлежат каждому человеку от рождения) и позитивные, или приобретённые – приобретаются в процессе жизнедеятельности (в основном, носят политический характер). К естественным правам следует отнести: право на жизнь и здоровье, право на свободу передвижения, свободу мысли и слова, вероисповедания, честь и достоинство, неприкосновенность частной (личной жизни), на неприкосновенность жилища и т. п. К позитивным (приобретённым) правам относятся: право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (только граждане РФ); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право участвовать в отправлении правосудия и т. п.

При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основной обязанностью является воздержание от нарушения государственного законодательства (т. е. его соблюдение), соблюдение прав и свобод других лиц, принципов, провозглашённых Конституцией РФ.

 

19. Система разделения властей в Российской Федерации 

Система разделения властей (или, как её называют, «система сдержек и противовесов») была впервые предложена ещё французским философом и литератором эпохи Просвещения – Шарлем Луи Монтескьё. Она заключается в разделении всех органов государства на 3 основные ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Цель такого разделения: 1. Недопущение монополизации власти в стране; 2. Профессионализм каждой из ветвей власти (как на мануфактурах – специализация труда увеличивает КПД предприятия). В Российской Федерации Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, но обладает рядом полномочий в каждой из них. Каждая из властей имеет возможности оказания воздействия как на Президента РФ (Государственная Дума может выразить недоверие Президенту РФ или Правительству РФ), так и друг на друга, а Президент, в свою очередь, – на каждую из ветвей власти (он имеет право распустить Государственную Думу, либо отправить Правительство в отставку).

 

20. Государственные символы Российской Федерации:

герб, флаг, гимн

Государственными символами Российской Федерации являются: государственный герб, флаг и гимн. Герб представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной (над двумя малыми), соединёнными лентой. В правой лапе орла находится скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, изображён серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Флагом является полотнище, ширина которого относится к его длине, как два к трём (2:3), состоящее из трёх равновеликих полос, расположенных по горизонтали (сверху вниз): белого, синего и красного цвета.

Гимн РФ представляет собой музыкальное поэтическое произведение, состоящее из трёх куплетов и припева, исполняемое в специально предусмотренных законом случаях. Присутствующие слушают гимн стоя, мужчины – без головных уборов, а военнослужащие прикладывают вытянутую вдоль кисть с прижатым большим пальцем согнутой в локте правой руки к основанию головного убора в районе виска.

Правила размещения государственного герба и флага практически идентичны. Они располагаются на зданиях федеральных органов власти (Администрации Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ и т. п.), дипломатических представительств. Символы субъектов РФ, муниципальных образований и иных органов и учреждений не могут быть идентичны государственным. При одновременном размещении с символами иных органов власти, государственный флаг и герб не могут быть размещены ниже, либо иметь меньший размер, а при обоюдном расположении с гербами или флагами иных органов (например, субъекта РФ), государственный символ располагается в центре; если их количество чётное, – то слева от центра (при 4 – на 2 месте; при 10 – на 5 и т. п.); если символа располагается 2, то на первом месте.


IV. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21. Понятие и виды избирательного права в Российской Федерации

Избирательное право понимается в двух основных значениях: как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по порядку проведения выборов в Российской Федерации (т. е., институт права) и как субъективное право человека на участие в выборах в Российской Федерации. Последнее подразделяется на 2 вида: активное и пассивное.

Активное избирательное право представляет собой право субъекта избирать кого-либо в представительные органы власти, участвовать в референдуме (в РФ им обладают дееспособные граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и иностранные граждане, апатриды, постоянно проживающие на территории РФ – они могут избирать(ся) в органы местного самоуправления по месту постоянного проживания); пассивное избирательное право – это право гражданина быть избранным в органы власти государства (возникает при достижении ряда условий, требуемых для поступления на конкретную должность, например, Президент РФ – достижение возраста 35 лет, проживание в России не менее 10 лет, гражданство РФ; Депутат Государственной Думы РФ – достижение возраста 21 года, наличие гражданства РФ).

 

22. Принципы избирательного права в Российской Федерации

Выборы в Российской Федерации производятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Граждане выражают свою волю свободно и добровольно: никто не вправе принуждать человека к участию или неучастию в выборах, препятствовать его свободному волеизъявлению.

Принцип всеобщности выражается в доступности участия всех граждан в выборах независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного, должностного положения и других дискриминирующих обстоятельств (указанных в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Равенство участников при производстве выборов выражается в одинаковой возможности всех лиц, допущенных к участию в выборах, выражать свою волю: все участники имеют одинаковое количество голосов (в России – один голос).

Прямое волеизъявление заключается в исключительной возможности лица выражать свою волю, в недопустимости передачи права голоса какому-либо третьему лицу.

Тайность голосования связана с недопустимостью указания личных данных на избирательных бюллетенях, а также существования каких-либо иных процедур, способствующих установлению личности проголосовавшего лица.

Наряду с тайностью, устанавливается принцип открытости проведения выборов. Он заключается в доступности информации о порядке проведения выборов для граждан, т. е. в наличии на избирательных участках независимых наблюдателей, обязательном опубликовании результатов выборов, трансляции порядка их проведения и т. п.

 

23. Виды избирательных систем в Российской Федерации

Существуют 2 основные избирательные системы: пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная чаще всего применяется при формировании коллективных представительных органов (Государственная Дума). Пропорционально полученному числу голосов конкретная политическая партия получает число мест в Госдуме (например, при 10 % голосов избирателей партия получит 45 мест в Госдуме – 10 % от 450). Перечень депутатов определяется избирательным списком: попадают те, кто заявлен в начале списка (в нашем примере – первые 45), именно по этой причине в начале списка стоят важнейшие лица партии (они гарантированно получают места, если партия вообще проходит в Парламент). Мажоритарная избирательная система применяется при выборах одного лица (чаще всего Президента РФ). Заключается в том, что на выборы выдвигается несколько кандидатур. Побеждает тот, кто набирает большинство голосов.

 

24. Недостатки мажоритарной избирательной системы

в Российской Федерации

В Российской Федерации действуют две основные избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная. При помощи мажоритарной избирательной системы проводятся выборы единоличных органов власти: Президента РФ, губернаторов, глав муниципальных образований и др.

Для того, чтобы выборы Президента РФ признать действительными, требуется участие в них более половины численности лиц, обладающих избирательным правом (т. е. дееспособных физических лиц, достигших возраста 18 лет, не отбывающих наказание в виде лишения свободы), к которым относится примерно, 75 % населения страны, т. е. 37,5 % граждан РФ. Для избрания Президента РФ кандидат должен набрать абсолютное число голосов избирателей (т. е. 50 % плюс 1 голос), что составляет 19,5 % от общей численности жителей государства. В случае, если ни один из кандидатов не набирает необходимого числа голосов, назначается второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, и для победы требуется простое (относительное) большинство голосов, что может составить и 10 %, т. е. 3,7 % всего населения страны. Таким образом, при использовании мажоритарной избирательной системы, наличие незначительного числа голосов избирателей может быть вполне достаточным.

 

25. Недостатки пропорциональной избирательной системы

в Российской Федерации

В Российской Федерации действуют две основные избирательные системы: пропорциональная и мажоритарная. При помощи пропорциональной избирательной системы формируются представительные (законодательные) органы власти различных уровней (Государственная Дума, законодательные собрания субъектов и муниципальных образований).

При формировании Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов, политические партии получают количество мандатов, прямо пропорциональное числу набранных на выборах голосов. Голосование происходит не за отдельно взятого кандидата, а по партийным спискам, в которых члены партии располагаются по своей политической значимости в порядке убывания (т. е. лидер находится в начале списка). Депутатами становится лишь процент лиц (исчисляемый от общего количества депутатов – т. е. 450), находящихся в начале списка, который набрала та или иная политическая партия. Так, например, при наличии 10 % голосов избирателей, политическая партия автоматически будет представлена лицами, находящимися с 1 по 45 номер в списке (45 мест – это 10 % от общего числа мест – 450). Таким образом, в нижнюю палату Парламента РФ могут попасть лица, не имеющие поддержки населения, т. к. голосование происходит за партийную элиту, находящуюся в начале списка, а неизвестные, но нужные, по тем или иным политическим, экономическим или иным мотивам кандидаты, расположенные в середине списка, получают депутатский мандат автоматически.

 

26. Особенности избирательного права лиц, содержащихся

в местах лишения свободы

В местах лишения свободы находятся две основные категории лиц: подозреваемые и обвиняемые до момента вступления приговора суда в законную силу, а также лица, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда, назначающий наказание в виде лишения свободы.

В силу того, что согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными лишь граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, подозреваемые и обвиняемые (формально, «свободные», невинные люди) таким правом обладают. В этой связи стоит отметить, что процедура проведения выборов в следственных изоляторах имеет некоторую специфику, связанную с особенностями режимных требований в данных учреждениях, но, в целом, соответствующую всем требованиям, предъявляемым к порядку проведения выборов «на свободе».

Интересен тот факт, что срок содержания под стражей подозреваемым и обвиняемым засчитывается в последующий (если таковой будет назначен) срок отбытия наказания. Таким образом, лицо, содержащееся под стражей, которому впоследствии вынесен обвинительный приговор с назначением наказания в виде лишения свободы, на протяжении всего срока содержания до вступления приговора в законную силу имеет право участия в выборах, в то время, как лицо, которому приговор был назначен незамедлительно после совершённого им преступления, в период содержания в местах лишения свободы таким правом не обладает.


27. Избирательная система Российской Федерации

Понятие избирательная система употребляется в двух основных смыслах: как порядок избрания представительных органов власти (мажоритарная и пропорциональная) и как система органов власти по порядку проведения выборов.

Избирательная система Российской Федерации представляет собой упорядоченную совокупность органов государства, обеспечивающих реализацию и защиту избирательных прав граждан. Она состоит из следующих органов: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные избирательные комиссии (районные, городские, избирательные комиссии муниципальных образований – сельских, городских поселений, муниципальных районов, городских округов и др.), участковые избирательные комиссии. Стоит отметить важную особенность, заключающуюся в том, что Центральная избирательная комиссия (а, следовательно, и подотчётные ей избирательные комиссии субъектов, территориальные избирательные комиссии и т. д.) не входит ни в одну из ветвей власти, не подчиняется ни одному из органов государства, осуществляет свою деятельность самостоятельно.

К основным полномочиям Центральной избирательной комиссии относится организация и подготовка проведения выборов, осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан, выдача кандидатам, а также избранным депутатам удостоверений установленного образца, определение и официальное опубликование результатов выборов (референдума). Иные избирательные комиссии, в основном, исполняют те же полномочия, но лишь на нижестоящих уровнях.

 

28. Порядок проведения выборов в Российской Федерации

Всю процедуру проведения выборов в Российской Федерации условно можно разделить на несколько последовательных стадий, к которым относятся: 1) назначение даты проведения выборов; 2) регистрация избирателей; 3) установление избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных органов; 5) выдвижение кандидатов и формирование партийных списков; 6) регистрация кандидатов и партийных списков; 7) предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов; 8) проведение выборов.

На различных уровнях власти (федеральном, региональном, местном) порядок проведения выборов имеет соответствующие нюансы. Так, например, дата выборов Президента РФ назначается Советом Федерации ФС РФ в промежуток времени от 90 до 100 дней до дня голосования на второе воскресенье месяца, в котором шесть лет назад был избран действующий Президент РФ. Далее происходит регистрация избирателей территориальными избирательными комиссиями согласно спискам, предоставляемым органами власти муниципальных образований. После установления численности избирателей в отдельно взятых местностях, Центральной избирательной комиссией формируются избирательные округа и избирательные участки, создаются избирательные органы численностью пропорциональной численности лиц, участвующих в выборах. В дальнейшем происходит выдвижение кандидатов (политическими партиями или в порядке самовыдвижения), или, при выборах в Государственную Думу – формируются партийные списки кандидатов, которые регистрируются в соответствующих избирательных комиссиях. С этого момента они приобретают статус кандидата, дающий им ряд гарантий (в том числе неприкосновенность), а также право на проведение предвыборной избирательной кампании, которая должна закончиться не позднее, чем за сутки до даты проведения выборов (так называемый «День тишины», устанавливаемый с целью формирования у избирателей единого, целостного восприятия политической обстановки, выражения собственного, не навязанного извне, мнения).

 

29. Понятие, виды и основания проведения референдума

в Российской Федерации

Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В России признаётся как непосредственное, так и опосредованное выражение воли народа (который является высшим источником власти в стране). К непосредственному выражению воли относятся выборы (Президента РФ, Депутатов Государственной Думы ФС РФ, иных представительных органов субъектов РФ и т. д.) и референдум. К опосредованному – принятие законов Депутатами Государственной Думы ФС РФ, где каждый из Депутатов выражает волю своего электората (избирателей).

Референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений государственного, регионального или местного значения (в зависимости от уровня его проведения). Он проводится посредством голосования граждан РФ, обладающих активным избирательным правом на основе тех же принципов, на которых проводятся выборы: принцип всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы), или против него (них) непосредственно.

Ограничения на право участия в референдуме имеют тот же характер, что и при проведении выборов: не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации (на практике такой орган ещё не учреждался, закон, регулирующий его деятельность, не принят).

 

30. Вопросы, не выносимые на референдум в Российской Федерации

При определении круга вопросов, выносимых на референдум в Российской Федерации, действует логика, согласно которой «разрешено всё то, что не запрещено». На референдум могут выноситься вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, а, в случае с местным референдумом – вопросы местного значения.

Не могут выноситься на референдум вопросы, подрывающие основы конституционного строя, противоречащие Конституции РФ, требующие внесения в неё изменений, относящиеся к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (Президент РФ обладает исключительным правом помилования, соответственно, вопрос о помиловании кого-либо не может быть вынесен на референдум РФ), а также вопросы, формулировка которых допускает множественность толкования или неопределённость правовых последствий принятых по ним решений.

В частности, на референдум не выносятся вопросы об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ; о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ, а также о проведении их досрочных выборов, либо о перенесении сроков проведения таких выборов; об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ; о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов и др.


V. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

31. Основания и порядок избрания Президента Российской Федерации

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации ФС РФ. Решение о назначении выборов принимается не ранее 100 и не позднее 90 дней до дня голосования. Днём голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ, и в котором тогда был избран Президент РФ. В случае досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий, Совет Федерации ФС РФ не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы Президента РФ, которые должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

После назначения даты выборов наступают следующие стадии: регистрация избирателей; установление избирательных округов и избирательных участков; создание избирательных органов; выдвижение и регистрация кандидатов (кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения); предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов (агитация); непосредственно день выборов; подсчёт голосов в пользу кандидатов; подведение итогов выборов.

 

32. Место и роль Президента РФ в системе разделения

властей в Российской Федерации.

Внутригосударственные полномочия Президента РФ

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета России, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней политики государства.

Президент РФ занимает особое место в системе государственной власти России: он не относится ни к одной из ветвей власти (Конституция РФ 1978 года (в последней редакции) закрепляла его в качестве главы исполнительной ветви власти), но обладает рядом полномочий в каждой из них. В частности, а) в законодательной сфере: он назначает выборы Государственной Думы ФС РФ, имеет право её роспуска, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы, вносит в Государственную Думу ФС РФ законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы (имеет право «вето»); подписывает ратификационные грамоты; издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ; б) в исполнительной сфере: назначает с согласия Государственной Думы ФС РФ Председателя Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ назначает и освобождает от должности его заместителей и федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об его отставке; вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия законодательству РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; фактически возглавляет часть Правительства РФ: вследствие того, что Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (включающий в себя ряд «военных» министров), он руководит соответствующими министерствами (Вооружёнными Силами – являясь Верховным Главнокомандующим, назначает их руководителей; внутренними войсками, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, формированиями гражданской обороны, силами безопасности средств связи и информации и др.), минуя Председателя Правительства РФ; вправе ввести на территории России или в отдельных её местностях чрезвычайное или военное положение; в судебной сфере: представляет Совету Федерации ФС РФ кандидатуры для назначения на должности судей «высших» судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ), самостоятельно назначает судей других федеральных судов; осуществляет помилование.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!