Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Конституционное право РФ»»

/ Конституционное право
Лекция, 

Оглавление

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

1. Понятие, предмет и метод науки «Конституционное право России» 

Конституционное право России – это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения в области порядка функционирования органов государственной власти во взаимосвязи с реализацией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Часто ошибочно «Конституционное право (в целом, не Российской Федерации)», связывают с отраслью права, отстаивающей демократические основы развития общества и государства, защищающей права и свободы человека и гражданина и т. п. Конституционное право, с формальной точки зрения, это отрасль права, базирующаяся на основном нормативном правовом акте – конституции. В этой связи, право, сформированное на его основе будет иметь черты, характерные для самого источника (отдельно взятой конституции): если конституция является демократической, то право приобретает демократический характер, если тоталитарной, – то тоталитарный.

Как правило, науки имеют один предмет правового регулирования. Особенность науки «Конституционное право России» заключается в том, что оно имеет два основных предмета правового регулирования: общественные отношения, связанные с порядком функционирования органов государственной власти; а также общественные отношения, связанные с реализацией прав и свобод человека и гражданина. Основным методом правового регулирования в конституционном праве России является императивный метод (метод властного предписания), который может выражаться в запрете или наложении обязательства. Реже используются диспозитивные (дозволительные) нормы.

 

2. «Конституционное» или «государственное» право?

Спор о терминах 

В настоящее время понятия «Конституционное право России» и «Государственное право России» зачастую употребляются как тождественные, но, все-таки, между ними есть некоторые различия. Термин «государственное» употребляется по отношению к отраслям права, регулирующим общественные отношения, связанные с порядком функционирования органов власти государства без опоры на такой источник права, как конституция. Государственное право, например, существует в Великобритании – стране, не имеющей единого писаного источника права, признанного основным законом государства. Конституционное право основано на едином писаном источнике права, обладающем высшей юридической силой. В этой связи, право является «конституционным» в том случае, если основывается на конституции, как основном законе государства, и «государственным», если не основывается на конституции (в силу её отсутствия), но регулирует те же отношения (связанные с организацией и порядком функционирования органов государства).

 

 

3. Виды конституционных норм права в Российской Федерации 

Основными видами конституционных норм в России являются нормы-декларации, нормы-принципы и нормы-дефиниции (определения). Причина частого обвинения Конституции РФ в неисполнении её правовых норм связана с наличием норм-деклараций, устанавливающих высокие идеалы, к которым стоит стремиться. Наличие таких норм необходимо, поскольку они стимулируют и ориентируют развитие внутригосударственного правотворчества на «высокие» и, подчас, труднодостижимые начала, но без них эволюция правового поля была бы, попросту, невозможна. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала, «фундамент» для формирования российского законодательства, служат ориентиром для развития иных отраслей права. Нормы-дефиниции (определения) раскрывают содержание используемых в Конституции РФ понятий.

 

4. Особенности конституционных норм в Российской Федерации

Традиционно все правовые нормы имеют следующие элементы: гипотеза (элемент нормы права, устанавливающий условие действия нормы), диспозиция (элемент нормы, устанавливающий порядок действия нормы) и санкция (элемент нормы, устанавливающий ответственность за соблюдение/несоблюдение предписания нормы права (ответственность может быть как негативной, так и позитивной, поощряющей)).

Как уже было сказано ранее, особенность конституционных норм связана с тем, что в них, зачастую, отсутствует санкция (как, например, в нормах-декларациях, -принципах и -дефинициях), она носит бланкетный (отсылает к нормам иных отраслей права, в основном, уголовного, административного, гражданского) или отсылочный характер (к нормам, содержащимся в том же источнике, т. е. в нашем случае – в Конституции РФ). В некоторых случаях конституционные нормы права имеют в своём составе санкцию, но она носит особый характер: направлена на привлечение к ответственности должностных лиц федеральных органов власти (отставка Правительства РФ, роспуск Государственной Думы, отрешение Президента РФ от должности и т. п.). В основном, ответственность за нарушение конституционных норм применяется опосредованно: через иные отрасли права, в частности, через уголовное, административное, гражданское, трудовое право и т. п. Поэтому, за совершение деяния, нарушающего охраняемые Конституцией РФ общественные отношения, связанные с обеспечением жизни и здоровья человека и гражданина (убийства, причинения вреда здоровью и т. п.), ответственность наступает не на основании нормы Конституции РФ, а в соответствии со статьёй Уголовного кодекса РФ.

 

5. Понятие и классификация источников (форм) конституционного права Российской Федерации

Понятия «источник права» и «форма права» в науке зачастую отождествляются. Это связано с подходами к познанию, по сути, одного и того же явления. Под источником права принято понимать некий «ресурс», содержащий определённый набор правовых норм, регулирующих общественные отношения в отдельно взятой отрасли права, а под «формой» – «внешний» способ их закрепления, оформления. В мире существует множество источников (форм) права. В частности, в государствах, принадлежащих к романо-германской правовой семье (к которым относится и Россия), им является нормативный правовой акт, включающий в себя законы и акты органов государственной власти). Нормативные правовые акты имеют различные виды и различаются, в основном, по юридической силе.

В России, в порядке убывания юридической силы, действуют следующие источники права: Международные договоры (в случае их ратификации; не все учёные выделяют их в качестве таковых); Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; Законы субъектов федерации (Устав Кемеровской области, Конституция Республики Бурятия и т. п.); Постановления, распоряжения, указы органов государственной власти субъектов РФ (распоряжения администрации области, указы губернатора и т. п.); Нормативные правовые акты муниципальных образований (Устав города), органов муниципальных образований (распоряжения администрации города). Здесь следует заметить, что согласно ст. 12 Конституции РФ, муниципальные органы власти не относятся к федеральным органам власти.

Среди всех перечисленных актов непосредственно источниками конституционного (государственного) права России будут являться лишь те, которые регулируют общественные отношения, связанные с порядком функционирования федеральных органов государственной власти, а также устанавливающие, изменяющие, отменяющие и т. п. права и свободы человека и гражданина. Иные (например, устанавливающие стандарты оформления научной литературы) к источникам конституционного права России относиться не будут.

 

6. Система конституционного права России

Система конституционного права, как и иные системы права, состоит из институтов, подинститутов и норм. Норма, в свою очередь, делится на гипотезу, диспозицию и санкцию. Каждый из названных элементов сужает область своего правового регулирования. Отрасль имеет наибольший спектр, норма – наименьший спектр правового воздействия. Отрасль охватывает все вопросы, затрагивающие её предмет, а институты, подинституты – отношения, соответствующие отдельным сторонам предмета (они соответствуют, как правило, главам и отдельным подвопросам, рассматривающимся в главах нормативного правового акта). Деление права на отрасли, подотрасли, институты и подинституты довольно условно, и зависит от основания классификации. Между данными уровнями права существует тонкая грань, связанная с логическим объёмом тех или иных правовых норм.

Институты конституционного права являются «отраслями отрасли», структурными элементами, определяющими основные направления правового регулирования для иных отраслей права. Институты соответствуют главам Конституции РФ: институт прав и свобод человека и гражданина, Президента РФ, Правительства РФ, институт внесения изменений в Конституцию РФ и т. д.

 

7. Место и роль конституционного права России

в системе юридических наук

Конституционное право России занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук, быть может, уступая только такой фундаментальной отрасли знаний, как «Теория государства и права». Конституционное право России формирует, устанавливает, провозглашает основополагающие начала (принципы) для формирования иных отраслей права, являясь, тем самым, вектором, указывающим направление внутригосударственного правового развития. Ряд конституционных норм прямо дублируются иными юридическими науками: презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ); недопустимость привлечения лица к уголовной ответственности дважды за одно деяние (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ и ч. 2 ст. 6 УК РФ) и т. п. Таким образом, основное значение данной науки для иных юридических наук состоит в том, чтобы служить фундаментом, основой формирования их правового пространства.

 

8. Конституционные правоотношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения – это отношения, складывающиеся между субъектами права по вопросам правового регулирования конституционных норм (не обязательно только Конституции РФ, но и Федеральных конституционных законов и т. д.). Как и всякое другое правоотношение, конституционное правоотношение состоит из объекта (то, на что оно направлено), субъектов (непосредственных участников отношений) и содержания правоотношения (прав и обязанностей субъектов).

Существует множество классификаций субъектов конституционных отношений: физические и юридические лица, коллективные и единоличные, постоянные и временные и т. п. Но, в целом, важнейшую роль занимают человек и государство, народ и государственный орган. Народ является особенным субъектом правоотношений и встречается только в конституционном праве России (например, при решении вопросов референдума). В России субъектами конституционно-правовых отношений являются, в первую очередь, граждане Российской Федерации (в особых случаях, иностранные граждане и лица без гражданства), обладающие дееспособностью, достигшие установленного законом возраста, а также органы государственной власти. В иных случаях человек (его права и свободы) может рассматриваться не как субъект данных отношений, а как их объект.

 

9. Ответственность за нарушение норм конституционного права
в Российской Федерации

Конституционная ответственность представляет собой особый вид юридической ответственности.

Возможно наступление конституционной ответственности в отношении отдельных государственных органов (Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ и т. д.) в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.

Конституционная ответственность – это мера государственного принуждения, налагаемая за совершение органом государственной власти деяния, противоречащего конституционным нормам и принципам. Она налагается в отношении органов государственной власти в связи с совершением ими (в лице их отдельных членов) противозаконных деяний. Как правило, данный вид ответственности связан с расформированием (отстранением от исполнения обязанностей) всего органа или отдельно взятого его члена. После снятия «неприкосновенности», связанной с занимаемой должностью, к лицу может быть применена иная мера ответственности за то же деяние. Например, в случае совершения убийства Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, он подлежит уголовной ответственности только после отстранения от должности. Субъектами являются исключительно органы государственной власти Российской Федерации. Физические лица, в случае совершения ими правонарушений, подлежат иным видам ответственности (гражданско-правовой, уголовной и иным).


II. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕЁ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

 

10. Понятие и юридические свойства Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации является основным законом российского государства. Она обладает высшей юридической силой на всей территории России (ни один другой нормативно-правовой акт не может противоречить её положениям, в противном случае он подлежит отмене). Всё внутригосударственное законодательство должно строиться на основе принципов и положений, установленных Конституцией Российской Федерации. По способу принятия она относится к неоктроированным конституциям (в отличие от октроированных, т. е. дарованных «свыше», её положения исходят от народа, т. е. «снизу»). Поэтому её называют народной (поскольку принята народным референдумом). По способу внесения изменений Конституция РФ относится к жёстким конституциям, что предполагает особый порядок внесения в неё изменений. В частности, требуется квалифицированное число голосов членов каждой из палат Парламента РФ: 2/3 «нижней» и 3/4 «верхней» палаты. Особенность заключается в том, что в обычном законодательном порядке внесение изменений происходит абсолютным большинством голосов – более половины от каждой из палат Федерального Собрания РФ (Парламента РФ). В главы 1,2 и 9 внесение изменений не допускается. Изменения в гибкие конституции производятся в обычном законодательном порядке.

Нормы Конституции РФ имеют прямое действие (несмотря на то, что большинство из них действует опосредованно через иные отрасли права). Например, положения ст. 51 Конституции, гарантирующие человеку право хранить молчание, право не свидетельствовать против себя и своих близких, могут быть использованы человеком непосредственно.

 

11. Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации

По способу внесения изменений, Конституция РФ является жёсткой: устанавливается особый порядок внесения изменений – требуется, как минимум, 2/3 от общего числа членов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и не менее 3/4 от состава Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для принятия и одобрения законопроекта федерального конституционного закона о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в указанном выше порядке, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Изменения в гибкие конституции производятся в обычном законодательном порядке. Более того, в главы 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина», 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» Конституции РФ невозможно внести изменения, поскольку главы 1 и 2 регулируют наиболее важные отношения (собственно, и составляющие непосредственно предмет науки конституционного права – государство и человек), а в главе 9 установлена процедура внесения изменений в Конституцию РФ (собственно, благодаря 9 главе, 1 и 2 главы не могут быть изменены. Если иметь возможность внесения изменений в 9 главу, то «жёсткость» 1 и 2 становится бессмысленной). Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом (ещё не принятым), созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование (референдум). При проведении референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.


III. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

12. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Конституционно-правовой статус Российской Федерации представляет собой совокупность конституционно-правовых признаков российского государства, закреплённых в первой главе Конституции РФ. Каждая из таких характеристик одновременно является одной из основ (принципов) конституционного строя и отображает принципиальные фундаментальные особенности российской государственности или государственного строя: тип государства, разновидность государственного (политического) режима, его демократическую сущность, ограничение (связанность) государственной власти правом, правами и свободами человека и гражданина, федеративную форму государственного устройства, республиканскую форму правления, социальный и светский характер Российского государства. Эти конституционные характеристики определяют место и роль Российского государства (Российской Федерации) в системе институтов конституционного строя, отображают его конституционную природу.

 

13. Государственный суверенитет Российской Федерации

Суверенитет представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении; он является необходимым качественным признаком Российской Федерации как государства. Субъекты РФ обладают всеми признаками государства, за исключением суверенитета. В случае обладания таким признаком каждый из субъектов РФ стал бы самостоятельным государством. Для того чтобы войти в состав РФ, государствам пришлось лишиться своего суверенитета.

 

14. Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ

Конституционный строй – это определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

В основы конституционного строя (России) входит форма государства, которая подразделяется на форму правления (республиканскую), форму территориального устройства (федеративную) и политический режим (демократический). Также в число элементов конституционного строя входит принцип демократизма, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закреплённых правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

Глава 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» может быть изменена лишь в одном случае: принятия новой Конституции РФ. Внесение в неё изменений путём издания федеральных конституционных законов невозможно.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!