Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Коммерческое право»»

/ Общее право
Лекция, 

Оглавление

 

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

 

Структура лекции:

1.     Понятие, цели и содержание коммерческой деятельности.

2.     Понятие, предмет и метод коммерческого (торгового) права.

3.     Система и источники коммерческого права.

 

1.     Понятие, цели и содержание коммерческой деятельности.

Слово «коммерция» нам достаточно знакомо. Но часто оно трактуется необоснованно широко, как любая деятельность, связанная с извлечением прибыли. Отсюда и происходит деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, которое мы встречаем в ГК РФ. Наряду с этим коммерция нередко рассматривается как синоним торговли.

Расхождение в трактовке рассматриваемого понятия восходит своими истоками еще к Древнему Риму, где под ius commercium понималось право участвовать в гражданском обороте, т.е. быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок[1], а собственно под commercium понималась торговля, торговые сношения. Эту распространенную проблему расхождения в толковании одних и тех же терминов обозначил еще русский философ А.А. Зиновьев, отмечавший, что, создавая путаницу в простейших понятиях, некоторые группы людей порождают непонимание и трудности как у широких слоев общества, так и у тех, кому приходится пользоваться такими понятиями. Как видим, подобная путаница возникла и в юридической науке в отношении понятий «предпринимательство» и «коммерция».

До сих пор эти понятия объясняются по-разному в том числе и на международном уровне. Так, «Типовой закон об электронной торговле», принятый Комиссией ООН по праву международной торговли[2]  и утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. № ООН А/51/628, указывает, что используемый в нем термин «торговая деятельность» следует толковать широко. С тем чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера, как договорных, так и недоговорных. Отсюда можно сделать вывод, что отношения торгового характера включают: любые торговые сделки на поставку товаров (услуг) или обмен товарами (услугами); дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультационных услуг; инжиниринг; купля-продажа лицензий; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом. Вместе с тем данный подход не совсем приемлем, поскольку не отражает специфику торговой деятельности.

Понятие «коммерция» можно рассматривать в широком смысле как любую деятельность, связанную с извлечением прибыли, и в узком – как собственно торговую деятельность, содержание которой составляют операции по купле и продаже товаров, а также сопутствующую им деятельность. Поэтому во избежание разночтений целесообразнее было бы употреблять русский эквивалент и, соответственно, говорить не о коммерческом праве, а о торговом.

Между тем взаимосвязь торговли и предпринимательства очевидна. Торговля как промысел изначально была связана  с извлечением прибыли. Но отождествлять предпринимательскую и торговую деятельность вряд ли возможно. Первое понятие, безусловно, шире, поскольку охватывает и другие сферы бизнеса, хотя то же самое можно сказать и о торговле, если рассмотреть ее под несколько иным углом зрения. Есть все основания утверждать, что не любая торговля в современной российской действительности является предпринимательской деятельностью с юридической точки зрения. В эту конструкцию явно не вписывается, например, деятельность лиц, реализующих продукцию с приусадебных участков. С одной стороны, эта деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли, регулируется органами государственной власти (в части требований к товару) и органами местного самоуправления (в части порядка осуществления торговли). С другой стороны, здесь нет существенного признака – регистрации в качестве предпринимателя. Более того, согласно НК РФ, доходы, полученные от реализации такой продукции, не подлежат налогообложению[3].

Исходя из этого коммерческую (торговую) деятельность можно определить как деятельность, выраженную в совокупных процессах и операциях, направленных на совершение актов купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Кроме того, нельзя не учитывать, что понятием торговой деятельности в некоторых нормативных правовых актах  охватывается и предоставление услуг общественного (массового) питания[4], что не лишено смысла, поскольку речь идет о продаже продукции собственного производства согласно выбору клиента либо о перепродаже ранее купленных товаров.

 

2. Понятие, предмет и метод коммерческого (торгового) права.

Еще в дореволюционной науке решался вопрос о сущности коммерческого (торгового) права и его соотношении с другими отраслями права. Так, Г.Ф. Шершеневич полагал, что «торговля… подчиняется действию общего гражданского права», хотя и признавал существование «специальных и исключительных норм», регулирующих торговые отношения[5], а П.П. Цитович и А.И. Каминка отстаивали самостоятельность торгового права, приводя не мало веских доводов[6].  Расхождение во мнениях – результат различного отношения к проблеме дуализма частного права, под которой в европейской правовой науке традиционно понимается обособленность норм, регулирующих торговую деятельность, от гражданского права в противоположность монизм, предполагающему подчинение норм торгового оборота гражданскому праву и включение в его систему.

Дискуссии велись еще в средние века, когда потребности развивающегося торгового оборота потребовали применения более гибких механизмов правового регулирования, в том числе включения в эту сферу обычаев делового оборота, сложившихся среди купцов. А поскольку торговля была лишь их «привилегией», торговое право стало, прежде всего, правом купеческого сословия. Оно оказалось более прогрессивным, чем гражданское право, в значительной степени унаследовавшее черты классического jus civile  и отличавшееся формализмом и консерватизмом. По мере стирания сословных границ гражданское право стало воспринимать многие выработанные торговым правом нормы и принципы, что нередко приводило к их слиянию. Вследствие этого некоторые европейские страны отказались от дуализма частного права. Одними из первых были Нидерланды и Италия, где объединение гражданского и торгового законодательства состоялось соответственно в 1970 и 1942 г. но при этом нельзя не отметить, что около 70 стран мира имеют кодифицированное торговое законодательство (торговый или коммерческий кодекс)[7], которое, однако, не демонстрирует единство подхода ник определению предмета правового регулирования, ни к соотношению с гражданским законодательством. Достаточно сказать, что Торговый кодекс Турции 1956 г. (а вслед за ним и Торговый кодекс  Афганистана 1975 г.) рассматривается как составная часть Гражданского кодекса, несмотря на то, что затрагивает вопросы недобросовестной конкуренции, коммерческого представительства, ведения торговых книг, определяет правовой режим коммерческих документов (прежде всего ценных бумаг), охватывает торговое мореплавание и даже страхование.

Весьма противоречиво выглядит подход к определению предмета правового регулирования. Так, Коммерческий кодекс Эстонии 1995 г. и Коммерческий кодекс Латвии 2000 г. закрепляют лишь статус субъектов предпринимательских отношений. Значительно более широкий круг вопросов охватывают Торговый кодекс  Чехии 1991 г. и Торговый кодекс Словакии 1991 г., где предметом регулирования становятся договорные обязательства и их обеспечение, конкуренция, порядок ведения торговых реестров и бухгалтерской отчетности. Специальная глава посвящена предпринимательской деятельности иностранных лиц. Единообразный торговый кодекс США помимо купли-продажи значительное внимание уделяет ценным бумагам, активно используемым в торговле, а также обеспечению сделок.

Не показывают единства подхода к предмету регулирования и старейшие торговые кодексы государств Европы. Так, Германское торговое уложение 1897 г., состоящее из четырех книг, закрепляя статус участников торговых отношений, особое внимание уделяет торговым сделкам и регулированию различных аспектов торгового мореплавания. Аналогичный подход демонстрирует и Торговый кодекс Португалии 1888 г., при том что в Португалии еще в 1905 г. был принято Торговый процессуальный кодекс. Испанский торговый кодекс 1885 г. помимо этого подробно регламентирует вексельное право и вопросы страхования. Французский торговый кодекс 1807 г. включает вопросы формирования и компетенции торговых судов, а также процедуры судебного разбирательства и правила обжалования принятых решений.

Таким образом, стандартный набор регулируемых вопросов включает: 1) правовой статус субъектов предпринимательства; 2) торговые сделки; 3) торговое мореплавание. Далее этот перечень корректируется с учетом приоритетов в правовом регулировании отдельных вопросов торговли и определения соотношения между кодифицированным и некодифицированным законодательством, баланс между которыми все чаще нарушается в пользу последнего.

В целом, в развитии зарубежного торгового права можно выделить несколько этапов:

1) итальянский (вв.), знаменующий зарождение европейского торгового права в связи с бурным развитием торговли, прежде всего морской;

2) французский (вв.), к которому относятся первые опыты кодификации торгового права (1673, 1681 гг.) и создание кодекса, позднее оказавшего значительное влияние на развитие торгового законодательства целого ряда государств Европы в результате наполеоновских войн, а также их бывших колоний;

3) германский (первая половина – начало в.), характеризующийся дальнейшим совершенствованием торгового законодательства, которое, помимо прочего, выступило одним из факторов интеграции германских государств, поскольку только Торговое уложение постановлением от 22 апреля 1871 г. стало для них (за небольшим исключением) общим законом[8];

4) международный ( в. и до нашего времени), отличительной чертой которого становится развитие международно-правовых норм, направленных на правовое урегулирование постоянно увеличивающихся и усложняющихся торговых связей представителей разных государств.

В России дуализм частного права признается не всеми. Противники этой теории считают, что «торговое законодательство должно пониматься как часть гражданского законодательства, а торговое право – как подотрасль гражданского права, подобно жилищному и транспортному, которые регулируются специальными кодексами, но никакого дуализма с Гражданским кодексом не создают»[9]. Однако с подобной точкой зрения трудно согласиться.

Во-первых, это было бы не совсем верно с исторической точки зрения, поскольку на определенном этапе более прогрессивный характер норм торгового права привел к тому, что ряд его институтов был воспринят гражданским правом.

Во-вторых, для гражданского права не характерны отдельные институты, занимающие ведущее место в коммерческом праве. К их числу, прежде всего. Следует отнести институт торгового представительства и посредничества биржевой торговли.

В-третьих, нельзя не учитывать, что для характеристики субъектов коммерческого права важна не столько их организационно-правовая форма, сколько выполняемая экономическая функция. Своего рода «миссия» на товарном рынке: брокера, дилера, организатора торговли.

Наконец, для отношений, регулируемых гражданским правом, не характерна активная роль государства, чего не скажешь о торговой деятельности, где без его участия не обходится ни формирование инфраструктуры товарного рынка. Ни осуществления контроля за качеством товара и состоянием конкурентной среды, ни организация торговли отдельными видами товаров.

Впрочем, и те, кто стоит на позициях дуализма частного права, также расходятся во мнениях. Одни считают, что коммерческое право – часть предпринимательского права, поскольку коммерческая деятельность как деятельность по реализации продукта-товара является разновидностью предпринимательской деятельности[10],, а это, как уже отмечалось, с учетом российских реалий вряд ли приемлемо. Другие предлагают рассматривать его как комплексную отрасль права, призванную урегулировать общественные отношения, возникающие в сфере товарооборота[11]. Последняя точка зрения представляется более оправданной, если взять за основу концепцию комплексных отраслей, хотя в российской науке она до сих пор продолжает оставаться дискуссионной. Как отмечает С.С. Алексеев, развитая правовая система, представляющая собой сложное, многоуровневое образование, включает в свою структуру комплекс фундаментальных отраслей, образующих ее ядро (гражданское, уголовное и др.), а также другие основные отрасли (трудовое, семейное, земельное и др.). Наряду с ними в правовой системе есть «образования комплексного характера … в том смысле, что нормы, в них входящие, не связанные единым методом и механизмом регулирования, почти все они имеют «прописку» в основных отраслях», ничуть не нарушая их целостности, объединяются в особую общность, юридические особенности которой выражены «в некоторых особых принципах, общих положениях, отдельных специфических приемах регулирования, свидетельствующих о существовании специального юридического режима»[12]. В результате оказывается, что нормы комплексной отрасли можно и нужно «распределять» по основным отраслям, но «замкнуть» их в рамках основных отраслей нельзя.

Здесь, однако, возникает проблема дублирования институтов и норм. Очевидно, что рассмотрение торговой деятельности невозможно без анализа опосредующих ее договоров. Что неизбежно порождает необходимость использования соответствующих институтов гражданского права. Ряд институтов коммерческого права в части управления  торговлей пересекается с институтами административного права. Но это вряд ли стоит относить к недостаткам правовой системы. Думается, можно согласиться с мнением С.С. Алексеева, что «именно в своей многомерности… развитая правовая система предстанет как действенный – стабильный и в то же время динамичный –организм, обладающий значительными регулятивными возможностями и способный оказывать глубокое и многостороннее воздействие на общественные отношения».

Исходя из этого коммерческое (торговое) право можно определить как комплексную отрасль права, регулирующую общественные отношения, возникающие при осуществлении торговой и торгово-посреднической деятельности, а также реализации мер государственного воздействия на сферу товарного обращения.

 Предмет коммерческого (торгового) права соответственно составляют две большие группы правоотношений: собственно торговые и связанные с осуществлением государственного регулирования и контроля в торговле.

Первые, безусловно, являются основой данной отрасли, отражают ее специфику. Отличительными признаками собственно торговых правоотношений являются:

1) субъектный состав, представленный продавцами, торговыми организациями, организаторами торговли, торговыми агентами и посредниками;

2) объекты регулируемых общественных отношений, в качестве которых, прежде всего, выступают товары, требующие определения правового режима их обращения;

3) юридические факты, способствующие возникновению соответствующих отношений, рол которых часто выполняет договор;

4) практическая деятельность, содержание которой образуют чисто торговые и технологические процессы. Первые связаны с куплей и продажей товаров, а также организационно-хозяйственной деятельностью (изучением потребностей, договорной работой, рекламой, организацией торговли на рынках, ярмарках и биржах и т.п.). Вторые – с организацией движения товара (транспортировкой, хранением, упаковкой, расфасовкой и проч.).

Метод правового регулирования торговых отношений характеризуется:

1) сочетанием методов диспозитивного и императивного регулирования при явном доминировании первого, хотя в целях защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения безопасности и охраны окружающей среды государство может активно вмешиваться в торговую деятельность, определяя требования к качеству и основным характеристикам товара, порядку его реализации и т.д.;

2) сочетанием централизованного регулирования с региональным, местным и локальным. Что предопределяется особенностями разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления;

3) широким применением договорного регулирования, которое опосредует практически все отношения в торговой и торгово-посреднической деятельности. Именно договор зачастую является тем юридическим фактом, с котором связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений в рассматриваемой сфере;

4) сочетанием мер тарифного и нетарифного регулирования, отражающим особенности проводимой государством торговой политики, в которой могут отдаваться приоритеты как экономическим, так и административным методам воздействия на сферу товарного обращения.

Таким образом,  в настоящее время в системе российского права постепенно оформляется новая отрасль – коммерческое (торговое) право, призванная урегулировать общественные отношения, возникающие в сфере торговли. В связи с этим можно говорить о коммерческом праве как науке и учебной дисциплине. Коммерческое право как наука представляет собой совокупность научных взглядов и представлений о системе правового регулирования торговой деятельности, истории и перспективах его развития. В результате проводимых в этой области исследований формируется система понятий, категорий, концепций, теорий, объясняющих закономерности и механизмы правового регулирования торговли и обеспечивающих их совершенствование с учетом опыта зарубежных стран.

Коммерческое право как учебная дисциплина представляет собой элемент профессиональной подготовки юристов и призвана сформировать представление о данной сфере правового регулирования, а также выработать практические навыки разрешения конкретных жизненных ситуаций. Следует заметить, что за коммерческим правом иногда признают лишь этот статус, полагая, что основной целью его изучения является углубления знаний в области правового регулирования торговли.

 

3. Система и источники коммерческого права.

Коммерческое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных правовых норм, которые, группируясь в определенной последовательности и взаимосвязи в различные институты, образуют в своей совокупности сложную целостную систему. Группировка правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими коммерческих (торговых) отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение – регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы коммерческого (торгового) права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики. Следовательно, система коммерческого (торгового) права – это объективно обусловленное системой  торговых отношений его внутреннее строение, объединение и расположение  коммерческо-правовых норм в определенной последовательности. В системе  коммерческого права можно выделить целый ряд институтов, которые в зависимости от своего содержания и значимости для регулирования торговых отношений могут быть отнесены к его Общей или Особенной части.

К Общей части относятся нормы коммерческого права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы коммерческой деятельности, правовой статус участников коммерческого оборота, механизмы государственного регулирования коммерческой деятельности, в том числе в части создания инфраструктуры товарного рынка. Они действуют независимо от способов организации торговли и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части коммерческого права конкретизируются в Особенной части, которая состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие институты. Каждое их этих подразделений представляет собой совокупность коммерческо-правовых норм, регулирующих группу однородных торговых отношений. Коммерческо-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу торговых отношений. Так, раздел «Правовые основы организации торговли» включает институты розничной и оптовой торговли. Целый ряд институтов объединяет раздел «Договорные отношения в торговой деятельности».

Рассмотрение коммерческого права в качестве комплексной отрасли требует и содержательного анализа его институтов, которые по этому признаку могут быть подразделены на институты:

1) заимствованные из гражданского права и регулирующие прежде всего договорные отношения;

2) заимствованные из предпринимательского права и определяющие правовые основы организации товарного рынка в части защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, развития информационного обеспечения, внедрения инноваций и проч.;

3) заимствованные из административного права и опосредующие отношения по государственному регулированию торговой деятельности;

4) собственные институты торгового права, регулирующие посредническую деятельность, закрепляющие правовой режим товаров в торговле и проч.

Нормы и институты коммерческого права находят свое закрепление в источниках права, которые представляют собой внешнею форму их выражения. Источники коммерческого права достаточно разнообразны и включают наряду с нормативными правовыми актами обычаи и договоры нормативного содержания.

С расширением внешнеэкономических связей России исключительную роль стали играть как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Венская конвенция о международных договорах купли-продажи товаров и др.) международные договоры РФ.  В соответствии со ст. 15 Конституции РФ они признаются неотъемлемой частью российской правовой системы и имеют приоритет перед российским законодательством. ГК РФ также решает возможные коллизии международного и национального законодательства в пользу первого.

Источником коммерческого права высшей юридической силы является Конституция РФ, нормы которой разграничивают компетенцию органов государственной власти в сфере торговли, закрепляют конституционные гарантии и законные ограничения торговой деятельности. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции в ведении РФ находятся, в частности, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. Ст. 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых  средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также равное признание и защиту всех форм собственности. А ст. 34 закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности, одновременно запрещая деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Перечень  норм, составляющих конституционные основы торговой деятельности, можно было бы продолжить.

Говоря об источниках коммерческого права, следует учитывать комплексный характер отрасли, ее тесную связь с гражданским и предпринимательским правом. Поэтому анализ источников следует начать с такого универсального в частноправовой сфере нормативно-правового акта,  как  Гражданский кодекс РФ, который охватывает товарные отношения, регулируя правовые основы договорной работы.   Наряду с ним большую роль в правовом регулировании торговой деятельности играют федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

1) законы, регулирующие общее состояние товарного рынка, например Закон  РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

2) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», законы РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», «О торгово-промышленных палатах в РФ» и др.;

3) законы, регулирующие отдельные виды торговой деятельности, например федеральные законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.;

4) законы, закрепляющие правовой режим товаров в торговле, например федеральные законы «Об ограничении курения табака», «Об оружии», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и др.;

5) законы, закрепляющие правовой режим информации в торговле, например федеральные законы «О рекламе», «О коммерческой тайне» и др.;

6) законы, устанавливающие требования к торговой деятельности и правовой режим ее осуществления, например федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании» и др.

Подобную классификацию можно провести и в отношении подзаконных актов, особо выделив две группы:

1) подзаконные нормативно-правовые акты. Устанавливающие режим товаров в торговле, например постановления Правительства РФ, которыми в разное время были утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврат или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации и др.

2) подзаконные нормативно-правовые акты, закрепляющие различные способы организации торговли, например постановления Правительства, которыми были утверждены Правила продажи товаров по образцам, Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит, нормативные письма Роскомторга (Департамента регулирования и координации внутренней торговли МВЭС РФ), которыми были утверждены примерные правила работы предприятий розничной торговли и основные требования к работе мелкорозничной торговой сети, правила реализации алкогольной продукции в организациях мелкорозничной торговой сети и т.д.

Немалую роль в правовом регулировании торговли играют нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Здесь можно назвать Закон Рязанской области «О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Рязанской области», распоряжения Главы администрации Рязанской области «О лицензировании розничной торговли на территории области» и др.

Помимо нормативно-правовых актов, источниками коммерческого права являются обычаи делового оборота, правила поведения, сложившиеся  в силу их длительного применения в какой-либо области торговой деятельности как наиболее целесообразный способ ее регулирования. Особую роль обычаи играют во внешнеторговом обороте, где широкое распространение получили правила ИНКОТЕРМС (Международные правила толкования торговых терминов).


ЛЕКЦИЯ 2. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

 

Структура лекции:

1.     Понятие и состав субъектов коммерческого права.

2.     Продавцы и покупатели.

3.     Субъекты коммерчекого права, содействующие торговле.

 

1. Понятие и состав субъектов коммерческого права.

Ключевой фигурой торгового оборота всегда были торговцы или торговые фирмы, поэтому их правовому положению в торговых кодексах уделяется значительное внимание. При этом, однако, происходит неоправданное дублирование правовых норм, а специфика торговой деятельности не отражается.

Между тем для торгового права важно выявить и закрепить не столько организационное и имущественное своеобразие участников торговой деятельности, сколько их экономическую функцию и характер участия в ней. Исходя из этого всех участников коммерческой деятельности можно разделить на несколько групп: продавцы, покупатели и субъекты, содействующие торговле. Однако вряд ли правомерно отождествлять субъектов торговой деятельности и субъектов коммерческого права. Последнее понятие, несомненно, шире и включает органы государственной власти и местного самоуправления. Состав этих органов и их полномочия  мы рассмотрим при анализе методов воздействия на торговую деятельность. Здесь же остановимся на характеристике основных субъектов коммерческих правоотношений, к которым, как уже отмечалось, относятся:

1) продавцы – организации или индивидуальные предприниматели, реже физические лица, не имеющие статуса предпринимателя, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи:

- реализующие товары собственного производства;

- занимающиеся торговлей в качестве основного вида деятельности;

2) покупатели – юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги;

- приобретающие товары для производственных целей;

- приобретающие товары для личного, семейного, бытового и иного подобного использования, не связанного с предпринимательством;

3) субъекты, содействующие торговле:

- торговые представители и посредники;

- организаторы торговли;

- субъекты, оказывающие сопутствующие торговле услуги.

Есть несколько правовых форм предпринимательства, которым отдают предпочтенье в сфере торговли: индивидуальное предпринимательство и предпринимательская деятельность коммерческих организаций. Определяющими факторами здесь являются:

- сфера торговой деятельности (оптовая, розничная): для розничной, реже мелкооптовой, торговли характерно доминирование индивидуального предпринимательства; в оптовой торговле чаще встречаются хозяйственные общества, прежде всего ООО;

- характер деятельности. Так, товарная биржа в силу закона не может быть создана в форме товарищества либо организована индивидуальным предпринимателем;

- масштабы деятельности: расширение деятельности и завоевание новых рынков требует значительных финансовых вложений и развития организационных структур, чего, например, индивидуальный предприниматель, как правило, себе позволить не может.

В любом случае их деятельность может быть признана законной только после государственной регистрации, постановки на учет в налоговых органах, территориальных отделениях социальных фондов, органах статистики, а также, если это предусмотрено для отдельных видов торговли, получения лицензии.

Включая в предмет коммерческого права отношения по поводу осуществления мер государственного воздействия на сферу товарного обращения, нельзя не отметить. Что субъектами торгового права могут быть публичные образования, а также уполномоченные ими органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица, которые вправе вмешиваться в эту сферу лишь в пределах предоставленных им полномочий.

 

2. Продавцы и покупатели.

Продавцы на товарном рынке организационно представлены предприятиями розничной и оптовой торговли. Предприятия оптовой торговли осуществляют куплю-продажу товаров в целях их последующей перепродажи, а также оказывают услуги по организации оптового оборота товаров. Предприятия розничной торговли осуществляют куплю-продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Для ведения хозяйственной деятельности они используют магазины, павильоны, киоски и палатки.

Магазин представляет собой специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. По ассортименту реализуемых товаров принято различать: универсальные магазины, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров; специализированные магазины, реализующие одну группу товаров или ее часть; магазины с комбинированным ассортиментом товаров, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности; магазины со смешанным ассортиментом товаров, реализующих отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

За основу классификации может быть положена характеристика торговой площади и форма торгового обслуживания покупателей. Здесь выделяют: магазины самообслуживания, характеризующиеся открытой выкладкой товаров и дающей покупателю возможность свободного выбора продукции; торговые комплексы, представляющие собой совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности по инженерному обеспечению (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборке мусора, охране торговых объектов, организации питания служащих и т.п.; торговые центры, образованные совокупностью торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин; торговые дома, представляющие собой многопрофильные торговые предприятия, интегрированные в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

Павильон характеризуется наличием оборудованного строения, имеющего торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанного на одно или несколько рабочих мест. Киоск – это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. Палатка – представляет собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, не имеющую торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанную на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли[13].

В настоящее время в торговле создаются цепные торговые организации, представляющие собой объединения, где крупная торговая организация создает собственную тоговую сеть организаций, заключает договор с малыми или средними торговыми организациями, которые получают право на реализацию  определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой основной организации. Это позволяет снизить издержки на реализацию продукции, контролировать её сбыт и изменение спроса на товар, проводить более гибкую торговую политику.

Покупатели также деляться на две категории: юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары для производственных целей или для перепродажи, а также граждане-потребители, приобретающие товары для личного, семейного, бытового и иного подобного использования, не связанного с предпринимательством. Положение первых за последние 15 лет существенно изменилось: на смену плановому распределению пришла предпринимательская инициатива, которая, с одной стороны, предоставляет широкие возможности для поиска потенциальных партнеров, а с другой – налагает ответственность за правильно сделанный выбор.

Потребители вообще образуют особую категорию субъектов коммерческого права, поскольку находятся в явно привилигированном положении по отношению к другим участникам торгового оборота. Правда, некоторые ученые даже не рассматривают их в этом качестве, указывая на то, что субъектами торговых правоотношений могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую и торгово-посредническую деятельность.

 

3. Субъекты коммерчекого права, содействующие торговле.

Развитие торговли невозможно без целого ряда вспомогательных операций: перевозки и хранения товара, организации торгов и проч. Это позволяет выделить группу субъектов коммерческого права, содействующих торговле, которую образуют только индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Функцию хранения товара выполняют товарные склады. В этом качестве выступают организации, обеспечивающие и (или) осуществляющие хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям. Товарный склад может функционировать и как структурное позразделение предприятия оптовой торговли. Принято различать: общетоварный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения; специализированный (общетоварный) склад, осуществляющий складские операции с одной группой товаров; универсальный (общетоварный) склад, осуществляющий складские  операции  с универсальным ассортиментом товаров. Кроме того, различают товарные склады: общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принимать товары на хранение от любого товаровладельца; ведомственные, обслуживающие определенные организации, которые могут, но не обязаны брать на хранение имущество посторонних организаций (создаются на транспорте, при оптовых торговых и других организациях).

Среди организаторов торговли выделяют рынки, ярмарки и товарные биржи.

В настоящее время в торговле создаются цепные торговые организации, представляющие собой объединения, где крупная торговая организация создает собственную тоговую сеть организаций, заключает договор с малыми или средними торговыми организациями, которые получают право на реализацию  определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой основной организации. Это позволяет снизить издержки на реализацию продукции, контролировать её сбыт и изменение спроса на товар, проводить более гибкую торговую политику.

Покупатели также деляться на две категории: юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары для производственных целей или для перепродажи, а также граждане-потребители, приобретающие товары для личного, семейного, бытового и иного подобного использования, не связанного с предпринимательством. Положение первых за последние 15 лет существенно изменилось: на смену плановому распределению пришла предпринимательская инициатива, которая, с одной стороны, предоставляет широкие возможности для поиска потенциальных партнеров, а с другой – налагает ответственность за правильно сделанный выбор.

Потребители вообще образуют особую категорию субъектов коммерческого права, поскольку находятся в явно привилигированном положении по отношению к другим участникам торгового оборота. Правда, некоторые ученые даже не рассматривают их в этом качестве, указывая на то, что субъектами торговых правоотношений могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую и торгово-посредническую деятельность.

 

3. Субъекты коммерчекого права, содействующие торговле.

Развитие торговли невозможно без целого ряда вспомогательных операций: перевозки и хранения товара, организации торгов и проч. Это позволяет выделить группу субъектов коммерческого права, содействующих торговле, которую образуют только индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Функцию хранения товара выполняют товарные склады. В этом качестве выступают организации, обеспечивающие и (или) осуществляющие хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям. Товарный склад может функционировать и как структурное позразделение предприятия оптовой торговли. Принято различать: общетоварный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения; специализированный (общетоварный) склад, осуществляющий складские операции с одной группой товаров; универсальный (общетоварный) склад, осуществляющий складские  операции  с универсальным ассортиментом товаров. Кроме того, различают товарные склады: общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принимать товары на хранение от любого товаровладельца; ведомственные, обслуживающие определенные организации, которые могут, но не обязаны брать на хранение имущество посторонних организаций (создаются на транспорте, при оптовых торговых и других организациях).

Среди организаторов торговли выделяют рынки, ярмарки и товарные биржи.

В настоящее время в торговле создаются цепные торговые организации, представляющие собой объединения, где крупная торговая организация создает собственную тоговую сеть организаций, заключает договор с малыми или средними торговыми организациями, которые получают право на реализацию  определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой основной организации. Это позволяет снизить издержки на реализацию продукции, контролировать её сбыт и изменение спроса на товар, проводить более гибкую торговую политику.

Покупатели также деляться на две категории: юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары для производственных целей или для перепродажи, а также граждане-потребители, приобретающие товары для личного, семейного, бытового и иного подобного использования, не связанного с предпринимательством. Положение первых за последние 15 лет существенно изменилось: на смену плановому распределению пришла предпринимательская инициатива, которая, с одной стороны, предоставляет широкие возможности для поиска потенциальных партнеров, а с другой – налагает ответственность за правильно сделанный выбор.

Потребители вообще образуют особую категорию субъектов коммерческого права, поскольку находятся в явно привилигированном положении по отношению к другим участникам торгового оборота. Правда, некоторые ученые даже не рассматривают их в этом качестве, указывая на то, что субъектами торговых правоотношений могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую и торгово-посредническую деятельность.

 

3. Субъекты коммерчекого права, содействующие торговле.

Развитие торговли невозможно без целого ряда вспомогательных операций: перевозки и хранения товара, организации торгов и проч. Это позволяет выделить группу субъектов коммерческого права, содействующих торговле, которую образуют только индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Функцию хранения товара выполняют товарные склады. В этом качестве выступают организации, обеспечивающие и (или) осуществляющие хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям. Товарный склад может функционировать и как структурное позразделение предприятия оптовой торговли. Принято различать: общетоварный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения; специализированный (общетоварный) склад, осуществляющий складские операции с одной группой товаров; универсальный (общетоварный) склад, осуществляющий складские  операции  с универсальным ассортиментом товаров. Кроме того, различают товарные склады: общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принимать товары на хранение от любого товаровладельца; ведомственные, обслуживающие определенные организации, которые могут, но не обязаны брать на хранение имущество посторонних организаций (создаются на транспорте, при оптовых торговых и других организациях).

Среди организаторов торговли выделяют рынки, ярмарки и товарные биржи.

Рынок представляет собой частную или муниципальную организацию, создающую условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи. Он может рассматриваться и как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам, отвечающим требованиям к содержанию его территории и оборудования. Различают универсальные, вещевые, продовольственные и специализированные рынки. В зависимости от характера совершаемых на нем торговых операций выделяют оптовые и розничные рынки.

 

ТЕМА 3. ТОРГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ПОСРЕДНИЧЕСТВО

 

Структура лекции:

1.     Соотношение торгового представительства и посредничества.

2.     Коммерческое представительство в торговле.

3.     Договоры о представительстве и посредничестве в торговле.

 

1. Соотношение торгового представительства и посредничества.

Институт торгового представительства и посредничества возник одновременно с появлением экономического обмена. Первыми посредниками были купцы и торговцы, которые выступали связующим звеном между производителем и потребителем. Нередким было и представительство интересов покупателя или продавца. Вопрос об их соотношении в российской и зарубежной науке решается неоднозначно, что отражается и в законодательстве: одни полагают, что любая деятельность, в которой одно лицо действует в интересах другого, охватывается понятием представительства, другие исходят из прямо противоположного суждения, третьи пытаются разграничить эти два во многом схожих института. ГК РФ оперирует двумя понятиями: коммерческий представитель (ст. 184) и коммерческий посредник (п. 2 ст. 182). Юридическая наука единого подхода к решению этого вопроса не сформировала. В частности предлагается интегрированная характеристика торгового посредничества, как сочетание посредничества и представительства[14]. Основанием для этого послужил тот бесспорный факт, что торговый посредник может сочетать  функции простого посредника и представителя. Но вряд ли подобный подход обоснован, так как представительство интересов торговой организации, как это будет показано далее, может осуществляться разными субъектами, которые не могут получить статус торгового посредника с правовой точки зрения. То есть любой посредник при необходимости на договорных началах может выполнять функции коммерческого представителя, но не каждый представитель (например, работник организации) может получить статус торгового посредника.

Вместе с тем нельзя не признать, что представительство и посредничество имеют единые корни, а следовательно, и ряд общих черт, которые четко обозначил А.С. Ли:

1) оба явления есть совокупность правовых отношений;

2) они имеют место в сфере услуг;

3) сущность этих отношений состоит в обеспечении, создании правовых связей между различными лицами при помощи совершения сделок и (или) иных правомерных действий посредником или представителем;

4) возникают они в основном в сфере имущественного оборота[15].

Но это не дает повода к смешению посредничества и представительства.

Это позволяет сделать вывод, что торговое представительство и посредничество представляют собой самостоятельные, хотя и имеющие общую экономическую природу, институты, регулирующие отношения в сфере торговли, направленные на содействие в установлении правовых связей между клиентами путем совершения правомерных действий юридического и фактического характера.

 

Свойства

Представительство

Посредничество

Сущность

Способ приобретения прав и обязанностей по сделке без личного участия

Услуги по поиску контрагентов

Правовые основания

Гражданско-правовой (трудовой) договор и доверенность или устав

Посреднический договор

Лицо, от имени которого заключается договор

От имени представляемого, у которого в результате этого возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности

Как от своего имени, так и от имени клиента

Лицо, за счет которого совершается договор

Представляемое лицо

Посредник или представляемое лицо. В зависимости от содержания посреднического договора

Отношение к предпринимательству

За исключением коммерческого представительства осуществляется вне зависимости от наличия статуса предпринимателя

Является предпринимательской деятельностью

Характер отношений с представляемым

Доверительный

Как правило, не имеет значения

 

 

2. Коммерческое представительство в торговле.

Представитель совершает юридические действия от имени, за счет и в интересах другого лица (представляемого), и правовые последствия этих действий, если они совершены в пределах предоставленных полномочий, возникают непосредственно для представляемого. Представительство интересов торговой организации может быть возложено на:

1) ее специализированные подразделения (представительства, филиалы);

2) работников организации;

3) коммерческих представителей.

Отсюда разные подходы к правовым основам осуществления представительства. Так, правовые основы создания и деятельности филиалов составляют нормы ГК РФ (ст. 55). И при разрешении споров, возникающих при исполнении договоров, заключенных обособленными подразделениями (филиалами, представительствами и др.) юридических лиц, ВАС РФ рекомендует исходить из того, что руководители обособленных подразделений при наличии надлежаще оформленных юридическими лицами полномочий на заключение договоров вправе от их имени и в пределах данных полномочий заключать соответствующие договоры.

При наличии надлежаще оформленных полномочий отсутствие в тексте договора, заключенного руководителем обособленного подразделения, указания на то, что договор оформлен от имени юридического лица и по его полномочию, само по себе не может служить основанием для признания такого договора недействительным. В таком случае договор следует считать заключенным от имени юридического лица[16].

Когда функции представительства возлагаются на работников организации, основаниями для этого могут быть:

1) положения учредительного договора хозяйственного товарищества, где закреплено право каждого из полных товарищей либо некоторых из них выступать от его имени;

2) положения устава иных организаций, где закрепляются полномочия его единоличного исполнительного органа действовать от их имени без доверенности;

3) трудовой договор, содержание которого в области регламентации функций представителя аналогично договору поручения.

Причем соответствующие полномочия должны быть подтверждены доверенностью.

Во всех остальных случаях торговое представительство осуществляется на основании договора поручения между доверителем и поверенным (торговым представителем), не состоящим в служебных отношениях. Примером договорного торгового представительства является деятельность коммивояжеров, которые, как правило, работают на основе срочных и бессрочных соглашений с промышленными фирмами, которые они представляют. Следует заметить, что П.П. Цитович определял коммивояжеров как разъездных представителей, в качестве которых мог выступать: приказчик, действующий на стороне, исполняющий свои поручения с переездами из одной местности в другую; разъездной маклер, не служащий ни у кого, собирающий предложения от всех и каждого и действующий по поручению многих торговцев; разъездной агент – состоящий при каком-то торговом заведении и участвующий в заключении и в исполнении заключенных при его посредничестве сделок[17]. За свою деятельность коммивояжеры получают вознаграждение, исчисляемое в виде процента от суммы размещенных и реализуемых заказов.

В рассматриваемых случаях предлагается иногда говорить о договоре коммерческого представительства[18], который относится к сфере оказания услуг, но вытесняется договором поручения, несмотря на наличие некоторых преимуществ: возможности одновременного представительства каждой из сторон сделки, более гибкого подхода к оплате услуг представителя, законодательно закрепленной обязанности сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения (п. 3. ст. 184 ГК РФ) и проч.

 При необходимости полномочия поверенного удостоверяются доверенностью, которая подтверждает статус представителя и объем переданных ему полномочий. Правовое значение в отношениях торгового представительства имеют и указания доверителя, которые могут быть устными и письменными. Они позволяют оперативно корректировать первоначальные условия договора и имеют приоритет над другими документами. Именно с выполнением указаний доверителя закон связывает надлежащее исполнение своих обязанностей поверенным (ст. 973 ГК РФ). Это правило не распространяется лишь на отношения доверителя с коммерческим представителем, которому предоставлено право отступать от его указаний без предварительного запроса об этом. Коммерческий представитель обязан лишь в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором поручения.

Говоря о правовом оформлении отношений торгового представительства, следует заметить, что их основу может составлять и агентский договор, если агент действует от имени принципала.

 

3. Коммерческое посредничество в торговле.

Торговое посредничество представляет собой предпринимательскую деятельность лица, выступающего в обороте от собственного имени или от имени клиента, за счет клиента или за свой собственный счет, но всегда в интересах клиента, направленную на оказание содействия последнему в области торгового оборота за определенное вознаграждение. Посредники могут заниматься поиском контрагентов, предоставлять о них информацию, необходимую для разрешения вопроса о заключении договора и налаживания долгосрочного сотрудничества, планировать объемы поставок (закупок), согласовывать содержание или отдельные условия будущих договоров, непосредственно производить получение, хранение и обработку товаров, страховать товары и иное имущество.

Следует заметить, что система торгово-посреднических структур достаточно разнообразна, но на уровне нормативно-правовых актов (за редчайшим исключением) не регулируется, что побуждает нас обратиться к сугубо экономической литературе. Здесь в качестве посредников рассматриваются  дилеры, дистрибьюторы, торговые агенты, трейдеры, стокисты и проч.

Главной особенностью дилерских компаний и фирм является то, что они покупают товары за свой счет у различных продавцов, становятся собственниками этих товаров, а затем перепродают их от своего имени. В отличие от них брокеры работаю за счет своих клиентов и от их имени. Дилеры сами выбирают продавцов и покупателей, которые выражают желание на продажу и покупку товаров через их посредничество, или берут на обслуживание своих торговых клиентов по их заказам. Они могут брать на себя и выполнение дистрибьюторских функций по отношению к производственным, торговым и финансово-промышленным корпорациям и группам, полномочными представителями которых они в этом случае становятся в регионах своего действия. Заключая дистрибьюторские контракты и соглашения с такими корпорациями и группами, они помимо своих дилерских функций нередко выполняют роль представительств промышленных корпораций на местах со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями[19].

Собственно дистрибьюторские фирмы могут быть подразделены на имеющие (арендующие) склады и не имеющие (не арендующие) их. Последних часто называют маклерами. Вместе с тем нельзя не отметить, что в русской науке в это понятие вкладывался иной смысл. В частности, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что в своей посреднической роли маклер выступает как должностное лицо, которое содействует обоим контрагентам, не служа ни кому из них. Маклер вправе был отклонить поручение, выходящее за границы его юридически определенной специальности, но не мог отказаться от поручения, выходящего за границы его фактически определившейся специальности. Объем предоставляемых дистрибьюторами услуг может существенно отличаться. При этом можно установить определенную закономерность: чем выше уровень и объем предоставляемых услуг, тем ярче выражена специализация на определенных видах товаров, что вполне оправдано, поскольку такой подход позволяет обеспечить необходимые условия хранения, предпродажной подготовки и соблюдения иных особых требований.

Особым разнообразием отличаются предприятия агентов и брокеров. Обслуживая оптовые сделки, они не становятся собственниками товаров. И потому их услуги оплачиваются покупателями на основе определенного процента, зависящего от объема и сложности совершаемых торговых операций. Правовой статус торговых агентов – деятелей «с весьма мало определившимся юридически обликом»[20], пытались определить давно. В частности, П.П. Цитович относил к ним:

1) лиц, стоящих во главе отделений торгового заведения, действующих на стороне, но в обстановке своего отделения (конторы, пристани, агентства);

2) приказчиков, действующих на стороне и вне всякого отделения;

3) посредников взаимных справок и осведомлений. Между последними он различал агентов, действующих для всех и каждого, кто бы к ним не обратился; агентов, имеющих своих хозяев, постоянных доверителей, для которых они сообщают (и вызывают) предложения и о принятии таких предложений сообщают тем, кто их сделал. Подлинное назначение агента – «собирать предложения (оферты) от лиц, желающих заключить договор с хозяином агента, находящимся в другой местности»[21].

Среди многочисленных групп агентов в первую очередь следует выделить промышленные, сбытовые и торговые группы агентов. Первые, как правило, заменяют собой собственный сбытовой аппарат компании, но в отличие от торговых служащих этой промышленной компании получают не заработную плату, а комиссионное вознаграждение. Они, сохраняя за собой формальную самостоятельность, в большей степени, чем другие агенты, зависят от указаний поставщика. Они участвуют в реализации только определенной части продукции, изготовленной поставщиком, и ограничиваются в своей деятельности определенным районом или территорией. В реализуемый ассортимент при этом может включаться только продукция не конкурирующих между собой производителей.

Промышленные агенты не имеют складского хозяйства, трудятся в агентских конторах и только в отдельных случаях могут функционировать в роли консигнатора, принимающего на себя обязательства исполнять поручения организации консигнационной торговли со складов, находящихся за рубежом, от своего имени, но за счет консигнанта – юридического или физического лица, дающего соответствующее поручение. На него возлагается подготовка помещений для организации торговли, наем персонала, рекламная деятельность и организация торговли в целом.

Сбытовые агенты, как правило, имеют дело с небольшими промышленными фирмами и компаниями в течение длительного времени и занимаются сбытом всей их продукции, почти полностью заменяя персонал этих фирм. Поставки товаров по сделкам обычно производятся транзитом, т.е. в крупных объемах и напрямую конечному потребителю без участия других посреднических звеньев. Разновидностью этой группы агентов являются комиссионеры, к услугам которых фирмы прибегают при необходимости сбыть излишки товарных партий. Комиссионеры обычно имеют в наличии реализуемые товары, на которые у них не возникает права собственности, продают от своего имени, но за счет владельца, получая от него вознаграждение в виде процентов от стоимости реализованной продукции.

Торговые агенты осуществляют свою коммерческую деятельность за счет и в интересах другого лица (принципала). Отношения между ними регулируются агентскими соглашением, которое предусматривает выплату вознаграждения в виде процента от суммы заключенных сделок, причем независимо от конечных ее результатов. Торговые агенты могут наделяться и исключительными правами, выступая в качестве единственного лица, имеющего право заключать сделки от имени принципала на данной территории.

Товарные брокеры представляют собой тип наиболее активного посредника, который осуществляет сделки купли-продажи от имени своего клиента и за его счет. Причем клиентом брокера может быть как продавец товаров (брокер продавца), так и покупатель (брокер покупателя). Он действует на основании разовых поручений и строго в пределах инструкций своих клиентов. Преимущества товарных брокеров заключаются в детальном знании рынка, на котором они специализируются, владении широкими деловыми связями, оперативной возможности качественно и полно выполнить поручения клиентов. За свои услуги брокеры получают вознаграждение (брокеридж), исчисляемое в процентах от стоимости заключенных при участии брокеров торговых сделок, размеры которых согласовываются ими с клиентами предварительно.

Следует заметить, что Закон о товарных биржах к брокерам относит служащих или представителей предприятий, учреждений и организаций – членов биржи и биржевых посредников, а также независимых брокеров (ст. 22), трактуя это понятие широко, фактически уравнивая статус торговых представителей и посредников.

Существуют и иные виды посредников. Гибридом дистрибьюторских и комиссионных организаций являются фирмы-стокисты – специализированные посредники, осуществляющие по договору комиссии исключительную продажу товаров определенного экспортера, реализуемого затем по договорам средним и мелким покупателям. Специализированными посредниками являются также трейдеры, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет, специализируясь при этом на краткосрочных сделках, коротких операциях. При этом трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели[22]. В нормативных актах иногда используется понятие «эксклюзивные трейдеры», которое охватывает покупателей, имеющих исключительное право на приобретение продукции, выпускаемой предприятием[23].

Основу деятельности всех рассмотренных видов торговых посредников в настоящее время составляют договоры комиссии и агентирования, хотя необходимость включения последнего в гражданское законодательство до сих пор оспаривается. Некоторые ученые, в целом соглашаясь с необходимостью учета зарубежного опыта правового регулирования, полагают, что «предпочтительнее было бы … регулировать отношения агентирования в рамках смешанного договора (содержащего элементы договора комиссии и поручения), заключение которого допускается в соответствии с принципом свободы договора  (п. 3 ст. 421 ГК)[24].

 

4. Договоры о представительстве и посредничестве в торговле.

Выше уже отмечалось, что правовую основу представительства и посредничества образуют договоры поручения, комиссии и агентирования.

Договор поручения – это договор, носящий доверительный характер, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Он может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.

Поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными. Поверенный вправе отступить от указаний, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Поверенный обязан уведомить доверителя о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным. Кроме того, он обязан: лично исполнять данное ему поручение, за исключением случаев, когда возможно передоверие; сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения; передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения; по исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и предоставить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора  или характеру поручения.

Доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором; возмещать поверенному понесенные издержки (если иное не предусмотрено договором); обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения; принять от поверенного все исполненное им в соответствии с  договором; уплатить поверенному вознаграждение, если договор поручения является возмездным.

Договор прекращается вследствие: отмены поручения доверителем; отказа поверенного; смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим. Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него в любое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно.

Договор комиссии – это договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

 Договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Принятое на себя поручение комиссионер  обязан выполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с его указаниями, а при их отсутствии – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением. Если иное не предусмотрено договором, комиссионер вправе в целях его исполнения заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за его  действия перед комитентом.

Комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Он обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным. Комиссионер, продавший имущество  по цене ниже согласованной, обязан возместить комитенту разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки. В случае, когда комиссионер был обязан предварительно запросить комитента, он должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительно согласие на отступление от ранее данных указаний. Если комиссионер купил имущество по цене выше согласованной с комитентом, комитент, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру в разумный срок по получении от него извещения о заключении сделки с третьим лицом. В противном случае покупка признается принятой комитентом.

Вещи, поступившие от комитента к комиссионеру или приобретенные комиссионером  за счет комитента, являются собственностью последнего. Комиссионер отвечает перед ним за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента. Комиссионер вправе удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо указанному им лицу, в обеспечение своих требований по договору.

По исполнении поручения комиссионер обязан предоставить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору. Возможные возражения по отчету должны быть сообщены комиссионеру в течение 30 дней со дня его получения, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Комитент обязан: принять от комиссионера все исполненное по договору комиссии; осмотреть имущество, приобретенное для него, и известить без промедления об обнаруженных в этом имуществе недостатках; освободить комиссионера от обязательств, принятых им на себя перед третьим лицом  по исполнению поручения; возместить ему израсходованные им на его исполнение суммы помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере. 

Договор комиссии прекращается вследствие: отказа комитента или комиссионера от исполнения договора (с возмещением вызванных этим убытков); смерти комиссионера, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; признания индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, несостоятельным (банкротом).

Агентский договор – это договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Он может быть заключен на определенный срок или без указания срока действия.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном в договоре.

Агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора, а также обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре.

В ходе исполнения договора агент обязан представлять принципалу отчеты в установленном порядке и в определенные сроки. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты предоставляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. Если договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течении 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом.

Если иное не предусмотрено договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора. Агентский договор прекращается по тем же основаниям, что и договор комиссии.


[1] См.: Римское частное право: Учебник / Под. ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М., 2001. С. 90.

[2] Далее – ЮНСИТРАЛ.

[3] Ст. 217 НК РФ.

[4] См., например, ст. 3 Закона Москвы от 9 декабря 1998 г. № 29 «О торговой деятельности в городе Москве».

[5] См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М., 2003. С. 45.

[6] См.: Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 66-68.

[7] Цифра весьма внушительная, если учесть, что для системы общего права, которой придерживаются по меньшей мере 49 государств – членов британского Содружества, этой проблемы вообще не существует, так как деление на отрасли она не знает. В равной степени это относится и к скандинавской системе права.

[8] Подробнее см.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М., 2003. С. 54-71.

[9] Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 30.

[10] См.: Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право в системе российского права // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 2: В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. В.В. Гриб. М., 2002. С. 636.

[11] См.: Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М., 2002. С. 36.

[12] Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М., 1984. С. 254.

[13] ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».

[14] См.: Саркисян М.Р. Институт торгового посредничества // Журнал российского права. 2002. № 3.

[15] См.: Ли А.С. Разграничение сделок представительства и посредничества // Законодательства и экономика. 1993. № 11-12, С. 9.

[16] См.: Письмо ВАС РФ от 2 ноября 1994 г. № С1-7/ОП-742 «О заключении договоров обособленными подразделениями» // Вестник ВАС РФ. 1995. № 1.

[17] См.: Цитович П.П. Учебник торгового права. Киев, 1891. С. 34.

[18] См.: Завидов В. Договор коммерческого представительства // Российская юстиция. 1998. № 1. С. 23.

[19] См.: Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. М., 2001. С. 296-297.

[20] Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. 3-е изд. М., 1919. С. 52.

[21] Цитович П.П. Указ. соч. С. 32.

[22] См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 97.

[23] См.: Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций), утвер. приказом Минэкономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118 // Экономика и жизнь. 1997. № 49.

[24] Кабалкин А., Санникова Л. Глобализация правового пространства и новеллы российского гражданского законодательства // Российская юстиция. 2001. № 12. С. 17.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!