Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «История адвокатуры»»

/ Общее право
Лекция, 

Оглавление

Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТУРЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

В первые дни существования большевистского режима адвокатура функционировала в соответствии с принципами, заложенными Судебными Уставами. Вместе с тем, по мнению большевиков, институты буржуазного судопроизводства, в том числе и адвокатура, не могли быть приемлемы для нового политико-правового режима. Кроме того, сами адвокаты  открыто осуждали  большевистский переворот, который оценивали как преступное покушение на суверенные права народа, они, как и представители прочих юридических профессий выступали против нового режима, отказываясь служить новой правовой системе. Тем не менее, некоторые адвокаты из числа большевиков и левых эсеров были приглашены на посты в новые государственные учреждения. Так, в  Народном комиссариате юстиции начинает работать        П. И. Стучка  – бывший присяжный поверенный. Именно он впервые призвал к роспуску существующей прокуратуры и адвокатуры и объединению обеих в единый публичный выборный орган.

С принятием Декрета о суде № 1  были упразднены: прокуратура, адвокатура, отделы уголовных расследований и практически вся судебная система.

 С этого момента интересы личности в суде было разрешено представлять любому человеку обладающими гражданскими правами. В районах, где советская власть установилась прочно, были закрыты Советы присяжных поверенных. Данные органы самоуправления могли продолжать действовать лишь нелегально, хотя они и становились все более изолированными от политической и правовой систем.

 19 декабря 1917 г. вышло предписание  Комиссариата юстиции о создании коллегий обвинителей и защитников для работы в революционных трибуналах, которые должны были образовываться в каждой губернии. Прием в коллегии производился по рекомендации местных Советов. Члены коллегии должны были приглашаться в революционные трибуналы для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях.

Следующее изменение в деятельности адвокатуры произошло в связи с принятием  7 марта 1918 г. Декрета о суде № 2, согласно которому при местных Советах предусматривалось создание коллегий правозащитников, но заваленные работой местные Советы были не в состоянии исполнить новый закон, что, соответственно, не привело к незамедлительной замене старой адвокатуры коллегиями правозащитников. Только к концу весны 1918 г. местные Советы приступили к созданию коллегий.

В дальнейшем было принято типовое положение, требующее установления фиксированного месячного оклада для всех правозащитников, и запрещения адвокатам свободно договариваться с клиентом о размере гонорара.

Первые восемь месяцев 1918 г., пока власть пыталась образовать коллегии, де-факто продолжали действовать Советы присяжных поверенных. Типичным примером являются Омский и Иркутский Советы, члены которых активно участвовали в вооруженном сопротивлении советской власти. Адвокаты на территориях, находившихся под более устойчивым большевистским контролем, пытались  заключить с властями временное соглашение, по сути, компромиссную сделку, создав новую форму адвокатской корпорации  – союзы адвокатов. Предполагалось, что создание союзов означало формальный разрыв с наследием старого режима. Сам нарком Стучка высказал одобрение в отношении союза адвокатов.

Конец лета 1918 г. ознаменовал  новую фазу в развитии революции. Установление красного террора и углубление гражданской войны оказало серьезное воздействие на карательную политику правовой системы. Обязанность расследования уголовных дел и судопроизводства по ним была снята с обычных судов и органов расследования и возложена на чрезвычайные правовые институты, а именно на ВЧК и революционные трибуналы.

С августа до конца сентября 1918 г. были закрыты все оставшиеся Советы присяжных поверенных и объединения адвокатов, а частным адвокатам было запрещено  выступать в суде. В этот период был издан декрет, предписывающий местным властям образовать единую организованную корпорацию защитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников. Адвокатская деятельность вне новых коллегий была прекращена.

Очередной этап реорганизации адвокатуры начался  30 ноября 1918 г. с принятием  положения «О народном суде», согласно которому коллегии правозаступников заменялись коллегиями обвинителей, защитников, представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладах, назначаемых местными советами, размер которых приравнивался к окладу судей народных судов.  Клиенты  оплачивали  юридические услуги  в наркомате юстиции, из бюджета которого выплачивалась зарплата.

Необходимые прошения и по уголовным, и по гражданским делам, направлялись руководству коллегии или в суд, и после этого инстанции назначали адвоката.

Отметим, что данное положение  вступало в действие не сразу, и переход на новую систему не был завершен к 1 марта 1919 г., особенно в  районах, свободных от большевиков.

Одним из наиболее серьезных последствий реформы явилось сокращение численности корпорации, вызванное финансированием коллегий государством, которое естественно было заинтересовано в  минимальных затратах. В Москве для городской коллегии был установлен предел численности в 200 человек, в то время как в начале года в нее входило в 4 раза больше членов.

Сокращение числа адвокатов сделало недоступной  юридическую помощь для большинства населения. В результате  население пользовалось услугами подпольных адвокатов, которые  в этот период формировались из числа дореволюционных присяжных поверенных, боровшихся за то, чтобы выжить при новом режиме.

Другим последствием упрощения правовой системы явилось упразднение окружных народных судов, в которых крупные уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей.

Следующим этапом реорганизации адвокатуры явилось принятие  декрета Совнаркома «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием», согласно которому лица с юридическим образованием обязаны были под страхом уголовного преследования зарегистрироваться в местных Советах для привлечения их в дальнейшем периодически к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это окончательно ликвидировало адвокатскую корпорацию.

Летом 1920 г. коллегии обвинителей и защитников были распущены. Однако система обязательной трудовой повинности не была налажена, и соответственно население осталось вообще без юридической помощи. В результате взять на себя обязанность оказания юридической помощи пришлось отделам юстиции. Были организованы консультационные подотделы, на которых возлагалась функция оказания юридической помощи. Однако по всей стране насчитывалось только 650 защитников, работавших в таких отделах, которые естественно не могли обеспечить доступную юридическую помощь. По гражданским делам консультанты не выступали вообще, а по уголовным – очень редко.

Таким образом, дореволюционная адвокатура, представлявшая собой хорошо организованную корпорацию, была ликвидирована, а вместо нее осталось небольшое число государственных консультантов, не имевших права выступления в советском суде. Число адвокатов сократилось с 13000 адвокатов, входивших в корпорации до революции, до 650 – в советское время.

Значительная часть адвокатов (приблизительно 15%) эмигрировала. Небольшое их количество переехало в государства,  ранее принадлежавшие Российской империи – в Польшу и Латвию, но большинство все же предпочло Западную Европу и Америку. Некоторые адвокаты  стали жертвами красного террора, некоторые – ввиду преклонного возраста просто умерли. Большинство же адвокатов занималось совершенно другой работой.

В марте 1921 г. большевики отказались от политики военного коммунизма и провозгласили введение новой экономической политики, суть которой сводилась к восстановлению элементов капиталистической экономики. Восстановление традиционного экономического уклада резко увеличило спрос на квалифицированную юридическую помощь. Естественно, что работники местных отделов юстиции не могли удовлетворить такой спрос.  В городах стала еще в большей степени распространяться подпольная адвокатская практика. В этой связи возникла настоятельная необходимость создания организованной адвокатуры, иначе можно было бы констатировать возрождение частной адвокатской деятельности, что явно противоречило бы принципам социалистического государства. Адекватной реакцией на данную потребность стал «Проект декрета об адвокатуре», разработанный Наркомюстом в конце 1921 г.

Летом 1922 г. было принято «Положение о коллегии защитников», согласно которому последние создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегии являлись  общественной организацией. В их состав не включались лица, работавшие  в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоры и преподаватели высших учебных заведений. «Положение» не устанавливало образовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов и, с этой точки зрения коллегиям была предоставлена значительная автономия. Делами  губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный срок общим собранием защитников. Президиум наделялся полномочиями принимать и исключать членов коллегии, рассматривать дисциплинарную практику, организовывать юридические консультации для обслуживания населения.

Государство возложило на коллегии исполнение следующих обязанностей: участие  в делах по назначению суда и дежурство в  юридических консультациях. По назначению адвокаты, как правило, вели уголовные дела, которые распределялись между членами коллегий по очереди. По закону защитники получали вознаграждение почти за все дела, хотя плата была  чисто символической.

Согласно «Положению»  адвокат имел право принимать клиентов на дому. Система оплаты, как ни странно,  во многом напоминала дореволюционную. Как правило, размер оплаты определялся взаимным соглашением между клиентом и членом коллегии защитников. С лиц, признанных судом неимущими или малоимущими, плата не взималась. Кроме того, с рабочих государственных и частных предприятий, а также служащих государственных учреждений плата взималась в соответствии с установленной государством таксой.

С целью контроля за деятельностью членов коллегии каждый из них представлял президиуму  подробные отчеты о проведенных делах. Информация по всем аспектам дела, от юридических документов до расчетов между адвокатом и клиентом, подлежала регистрации в книгах для записей дел и представлялась адвокатом в президиум коллегии.

Надзор за деятельностью коллегий возлагался на суды, исполкомы и прокуратуры на губернском уровне. Так, исполкомам было предоставлено право в течение одного месяца со дня вынесения президиумом решения о приеме кандидата в члены коллегии наложить вето на это решение и объявить его недействительным. В губернский суд или прокуратуру коллегии должны были высылать стенограммы всех заседаний коллегий. Дважды в год президиум был обязан представлять отчеты о деятельность коллегии в губернский суд.

Таким образом, несмотря на то, что частично деятельность адвокатов была восстановлена по подобию дореволюционной модели, адвокатура была лишена независимости и находилась под жестким контролем. Однако даже несмотря на это, государство продолжало дискриминационную политику в отношении представителей профессии. Так, адвокатам, как членам свободной профессии, не предоставлялась бесплатная медицинская помощь, они были исключены из системы социального страхования, их дети не получали бесплатного образования, с них взимались высокие налоги, плата за квартиру и телефон была выше средней.

7 июня 1923 г. Положение о коллегии защитников было включено в общее «Положение о судоустройстве» отдельной главой.

В конце 1927 – начале 1928 гг. нэп сменила политика индустриализации и коллективизации страны, проведение которой осуществлялось исключительно административными методами. Коммунистическая партия считала, что такие понятия (институты), как «государство», «право», со временем отомрут[1]. Следствием подобного подхода стало, в частности, сокращение в учебных заведениях факультетов и курсов, готовивших будущих, а также упрощение производства по уголовным делам, что позволило судьям выносить решения по большинству дел  без привлечения обвинителей или защитников.  Естественным образом это сказалось и на отношении к адвокатуре, и хотя состязательный процесс и был признан культурным достижением, которым нельзя пренебрегать, и соответственно, адвокат должен был оставаться участником судопроизводства, роль последнего была сведена к минимальной[2].

Начиная с 1931 г., право стало играть роль охраны и защиты созданных общественно-политических тоталитарных институтов. Точка зрения об отмирании государства и права была признана ошибочной, и на первый план была поставлена задача укрепления «социалистической» законности. Правовые нормы должны были заменить революционное правосознание и стать основой для принятия судебных решений. В свою очередь это привело к новому возрождению адвокатуры, что, конечно, не означало возвращения адвокатской корпорации к царской или нэповской модели. Начинается процесс, так называемой, советизации адвокатуры, суть которого заключалась в превращении адвоката в работника, который бы: 1) по-советски интерпретировал законы, ни на минуту не забывая о границах революционной законности; 2) по-советски разбирался в существе юридических вопросов; 3) целью своей ставил не обслуживание клиента, а укрепление советского общества.

Таким образом, роль адвоката в этот период в процессе можно отождествлять с ролью статиста, единственной возможностью которого является  лишь смягчение вины обвиняемого своими доводами. По такой модели защиты адвокат фактически был обязан публично признавать вину своего клиента, если это было установлено обстоятельствами дела.

В августе 1939 г. было принято Положение об адвокатуре в СССР. В соответствии с этим документом для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, создавались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.

Организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельности осуществлялось Народным комиссариатом юстиции СССР, республиканским наркоматом юстиции и региональным управлениями Наркомюста. Этим органам было предоставлено право издавать обязательные к исполнению коллегиями защитников директивы. Коллегиям были предоставлены права юридических лиц. Однако в условиях жесткой централизации государственной власти того времени принципиальные вопросы внутренней жизни корпорации по-прежнему регулировало государство, а не сама корпорация. В соответствии с новым законом  членами коллегии могли стать лица с высшим юридическим образованием; окончившие  юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских или иных органах юстиции не менее одного года; не имевшие  юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов. Кроме того, адвокатской деятельностью могли заниматься не только члены коллегии, но и лица с разрешения Наркомюста союзной республики. Не могли быть членами коллегии лица, ранее судимые, лишенные избирательных прав, находящиеся под следствием и судом.

По этому положению президиум коллегии наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать их заведующих, которые о своей деятельности отчитывались перед президиумом, контролировали работу адвокатов,  распределяли нагрузку между ними и устанавливали размер оплаты. Исключение  из коллегии производилось президиумом по следующим мотивам: за совершение преступления, установленного приговором суда; совершение проступка, порочащего звание советского адвоката, нарушение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.

Прием в адвокатуру находился под постоянным контролем  и постепенно усиливался. 22 апреля 1941 г. был издан приказ Народного Комиссариата Юстиции № 63 «О контроле за приемом в адвокатуру СССР». Дисциплинарная ответственность адвокатов полностью находилась под контролем НКЮ СССР.

Период действия положения 1939 г. характеризуется значительными изъятиями из нормального судопроизводства. Так, в период репрессий в 1937 г. был установлен порядок судопроизводства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях, по которым не допускались к участию адвокаты. Данное положение продолжало действовать  до окончания периода репрессий и наступления хрущевской «оттепели». Кроме того, согласно положению от 22 июня 1941 г., всем военным трибуналам было предоставлено право рассмотрения дел по истечении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения. Адвокаты были допущены в этих случаях, только при условии получения от суда извещения накануне слушания дела.

В начале 60-х гг. 20 века Положение 1939 г. было заменено республиканскими  законами. В РСФСР соответствующий Закон был принят 25 июня 1962 г. В соответствии с положением 1962 г. коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающиеся адвокатской деятельностью. Республиканские, краевые, областные и городские коллегии адвокатов создавались в целях осуществления защиты на предварительном следствии и на суде, представительства по гражданским делам в суде и арбитраже, а также для оказания иной юридической помощи гражданам. Адвокатской деятельностью могли заниматься только члены коллегии.  Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий осуществлялись Советами министров  автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся. Общее руководство и контроль осуществлялось Министерством юстиции РСФСР.

Членами коллегий могли стать лица  с высшим юридическим образованием  и стажем работы по специальности не менее двух лет или не имеющие юридического образования, но при наличии стажа работы по специальности не менее 5 лет.

В 1977 г. была принята Конституция СССР, в  которой впервые было сказано об адвокатуре, как о публичном институте. Так, в частности, ст. 161 гласила, что для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов, а также в случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР об адвокатуре, а 20 ноября 1980 г. на его основе – «Положение об адвокатуре РСФСР».

Коллегия адвокатов была определена как добровольное объединение лиц, единственной организационно-правовой формой деятельности адвокатов являлась коллегия адвокатов. Членами коллегии могли стать граждане с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее 2 лет. Коллегии адвокатов создавались по принципу административно-территориального деления субъектов  и могли быть республиканскими, краевыми, областными и городскими.  Коллегия могла быть открыта только с согласия Министерства юстиции.

Органами коллегии  адвокатов являлись: общее собрание членов коллегии, президиум коллегии  – исполнительный орган, который избирался общим собранием на три года, и ревизионная комиссия. Общее собрание созывалось  не реже одного раза в год и обладало следующими полномочиями: избрание президиума и ревизионной комиссии, досрочный отзыв членов президиума и ревизионной комиссии, установление численного состава президиума, заслушивание и утверждение отчета о деятельности президиума и ревизионной комиссии, утверждение правил внутреннего распорядка, рассмотрение жалоб на постановления президиума и др.

Президиум коллегии обладал следующими полномочиями:  созыв общих собраний, организация юрконсультаций и контроль за ними,  прием кандидатов в коллегию и в состав стажерства, организация стажировки, отчисление и исключение из коллегии, мероприятия по повышению квалификации членов коллегии, контроль за деятельностью членов коллегий,  распределение бесплатной юридической помощи и т. д.

Ревизионная комиссия проводила ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.

Согласно положению  президиум коллегии мог создавать юрконсультации в других городах и населенных пунктах, определять их местонахождение и численность  по согласованию с территориальными органами юстиции, назначать заведующего из числа членов коллегии. Юридическая консультация как структурное подразделение не являлось юридическим лицом.

Такая организация адвокатуры   предоставила  ей со стороны государства  некоторую автономию, хотя бы  для  свидетельства, так называемой, законности советской правовой системы.  Радикальные изменения отношений собственности, происшедшие в стране в 1990 – годы ХХ в., обострили проблемы создания адвокатуры, способной эффективно защищать права граждан, и, прежде всего, отстаивать права в сфере предпринимательской деятельности. Спрос на высококвалифицированную правовую помощь обусловил создание в стране новых коллегий адвокатов, а также новых организационно-правовых форм.  В связи с этим Положение 1980 г. явно не отвечало задачам нового времени и в 1992 г. началась работа над проектом нового закона об адвокатуре, который был принят лишь спустя десять лет – в 2002 г.

 

 

Глава 7. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ В РОССИИ 

 

§ 1. Место адвокатуры в концепции судебной реформы 

 

Основы российского законодательства до принятия нового закона об адвокатуре были закреплены в таких документах как:

- Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята 22 ноября 1991 г.  Верховным Советом РСФСР). Ст. 37 закрепляла, в частности, порядок, согласно которому каждому гражданину гарантировалось право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывалась бесплатно. Каждое задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имело право пользования помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения;

- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Ст. 48 Конституции в точности повторила положения, закрепленные в Декларации.

 В развитие  Декларации прав и свобод человека и гражданина 24 октября 1991 г. была принята концепция судебной реформы Российской Федерации[3], в которой, помимо всего прочего,  затрагивалась адвокатура и оказание юридической помощи[4]. Согласно данной концепции квалифицированная правовая помощь населению немысли­ма без расширения организационных и правовых возможностей адвокатуры. Нужна реформа, которая позволила бы вывести ад­вокатуру из-под контроля Министерства юстиции, обеспечить независимость и высокий престиж судебной зашиты.

Исходя из того, что уровень развития адвокатуры является  индикатором состояния демо­кратии в обществе, одним из признаков реальной защищенности прав  человека, авторы концепции предложили закрепить в Конституции РСФСР положение, согласно которому в России в це­лях оказания квалифицированной юридической помощи граж­данам и организациям должна действовать независимая адвокатура.

Авторы концепции полагали, что необходимы резкое увеличение численности адвокатуры и такая организация работы адвокатов, которая будет обеспечи­вать реальное расширение юридической помощи, в том числе и участие защитников в уголовном судопроизводстве с момента объявления подозреваемому постановления об аресте или про­токола задержания.

Действовавшее Положение об адвокатуре РСФСР, по мнению авторов документа, замалчивает вопрос о независимости адвокатов, характеризуется избыточной правовой регламентацией, порой неверно определяет взаимоотношения коллегий адвокатов с государственными органами.

Приведем и другие суждения разработчиков концепции судебной реформы:

·           Разрабатывая закон «Об адвокатуре в РСФСР», следует пре­дусмотреть невозможность его корректировки всякого рода подзаконными актами, то есть не включать в него отсылочные к ним нормы. Закон должен гарантировать независимость адвокатуры как самоуправляемой общественной организации и быть посвящен взаимоотношениям коллегий с государственны­ми органами, их должностными лицами, гражданами.

·           Коллегия адвокатов вправе по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие действующему за­конодательству, а потому дозволительный порядок регуляции ее деятельности недопустим. Внутренние вопросы адвокатуры могут быть решены в уставах коллегий.

·           В законе «Об адвокатуре в РСФСР» и уставах коллегий адвокатов  должны быть отражены следующие принципиальные по­ложения:

- добровольность вступления в коллегию и выхода из нее;

   -сочетание личных, коллегиальных (адвокатских), общественных и государственных интересов;

- материальная заинтересованность в результатах своего труда и социальная справедливость;

- коллегиальность руководства;

- активное участие адвокатов в деятельности коллегии, в сво­бодном обсуждении ее работы;

- избрание путем прямых выборов при тайном голосовании на альтернативной основе органов и лиц, осуществляющих в коллегии функции руководства, их систематическое обновление и регулярная отчетность перед адвокатами;

- самоуправление коллегии, включая самостоятельность в решении вопросов о ее численном составе, приеме, отчислении, исключении и дисциплинарной ответственности сотрудников;

- защита профессиональных прав и интересов членов коллегии, внимательное отношение к их нуждам и запросам;

- обязанность адвоката соблюдать требования закона, хранить профессиональную тайну и выполнять свой долг перед клиентом на высоком профессиональном уровне, а также блюсти правила адвокатской этики: запрет для адвоката признавать виновность подсудимого, когда он отрицает, что совершил преступление;

- льготное налогообложение коллегий адвокатов. Придавая существенное значение повышению роли адвока­туры, необходимо покончить с недоверием к адвокатам. Зако­нодательство ряда зарубежных стран предусматривает их уча­стие в правотворческом процессе.

·            В отличие от других участников подготовки проектов реше­ний адвокаты не связаны принадлежностью к какому-либо ве­домству и могли бы выступать независимыми экспертами. Их знание судебной практики и постоянное общение с граждана­ми, несущими в юридическую консультацию свои заботы, не­бесполезно для прогнозирования эффективности законопроек­тов. Следовало бы наладить официальное информирование коллегий адвокатов Российской Федерации о подготовке нор­мативных актов по вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан, направление коллегиям проектов нормативных актов на рецензирование.

·            Уважая многотрудную адвокатскую работу, не нужно прегра­ждать путь в судебные залы юристам, не входящим в коллегии и желающим практиковать вне их рядов.

·            Поле деятельности по оказанию юридической помощи насе­лению столь обширно, а монополия в любой сфере столь губи­тельна, что не следует использовать иные рычаги, помимо кон­куренции, для установления преимуществ услуг адвокатуры пе­ред правовыми услугами, которые берутся оказывать юридиче­ские фирмы, кооперативы, индивидуально практикующие кон­сультанты-юристы. Соревнование их с традиционными коллегиями адвокатов пойдет на пользу обеим сторонам и обществу в целом.

·            Непременными условиями выдачи лицензии на оказание юридической помощи должны стать: высшее юриди­ческое образование претендента, способность его преодолеть некие моральные цензы (отсутствие судимости, например), на­личие опыта работы по юридической специальности, сдача ква­лификационного экзамена специальной комиссии с участием судей, адвокатов, преподавателей юридических вузов, научных работников в области права. Результаты таких квалификацион­ных экзаменов будут, в частности, определять право выступать перед судом того или иного уровня. Квалификационная диффе­ренциация возможна также для юристов, входящих в состав коллегий адвокатов.

Спустя 11 лет после принятия Концепции судебной реформы,  был принят Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в России»  от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ[5]. В настоящее время законодательство об адвокатуре  включает в себя Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в России», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. законодательные и подзаконные акты.

 

§ 2. Характеристика Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

 

Закон преследует решение задачи по расширению правовых и организационных возможностей адвокатов в оказании квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. В Законе отражены все основные понятия и направления деятельности адвокатуры.

Согласно Закону адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицамв целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.  Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Кроме того, не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

– работниками юридических служб  (далее – организаций), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

– нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Значительно расширен перечень адвокатских услуг по сравнению с предыдущим законодательством, а именно, оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную Федеральным законом.

 Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводствах, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено Федеральным законом.

 Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

 Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

В то же время,  22 августа 2005 г. было принято Постановление правительства РФ № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», в целях реализации которого было создано десять государственных федеральных учреждений «Государственное юридическое бюро», услуги которых оплачиваются из федерального бюджета. Вместе с тем, как уже было сказано выше, бесплатная юридическая помощь уже оказывается адвокатами всех существующих, независимых от правительства коллегий адвокатов. Помимо этого государство имеет многомиллионную задолженность перед адвокатским сообществом за оказанную бесплатную юридическую помощь, объем которой определяется п. 3. ст. 3  рассматриваемого Федерального закона. В данном случае налицо попытка создания так называемой «государственной адвокатуры» и таким образом ограничение ее независимости, которую не так давно она  смогла приобрести.

Возвращаясь снова к Закону, хотелось бы отметить, что он достаточно подробно определил полномочия адвоката, который при осуществлении своей деятельности вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Закон также  регламентирует определенные этические принципы деятельности адвокатуры, в соответствии с которыми адвокат не  вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

– имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

– участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также, если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

– состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

– оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты.

Кроме того, адвокату  запрещается негласное сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

При исполнении своих функций адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя;  исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты, а также на содержание соответствующих адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро.

Новшеством  Федерального закона, ранее  не предусмотренного законодательством  российского государства, является то, что адвокат должен  постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию, соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, а также  осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности, причем правила о страховании вступают в силу с 1 января 2007 г.

Поскольку данные обязанности закреплены законодательно, то естественно за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом об адвокатской деятельности.

Опираясь на анализ предыдущего законодательства об адвокатуре, хотелось бы отметить, что ранее как таковая статья об адвокатской тайне  отсутствовала, присутствовали лишь некоторые моменты в статьях, регламентирующих права и обязанности членов коллегий. Что же касается настоящего закона, то ст. 8 полностью посвящена адвокатской тайне, под которой понимаются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ФЗ приобретение статуса адвоката зависит от наличия высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученой степени по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании.

 Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными и  имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

 Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.  Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.

Законом предусмотрено введение реестра адвокатов, что, несмотря на признание адвокатуры независимой от государственных органов, возложено на территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции.  Кроме того, территориальный орган юстиции выдает  адвокату удостоверение, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.

Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Российской Федерации, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании.

Основаниями приостановления статуса адвоката  являются:

1) избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;

2) неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;

3) призыв адвоката на военную службу;

4) признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном Федеральным законом порядке.

Основаниями прекращения статуса адвоката являются:

1) личное заявление адвоката в письменной форме о прекращении статуса адвоката;

2) вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) отсутствие в адвокатской палате в течение шести месяцев со дня присвоения статуса адвоката, либо внесения сведений об адвокате в региональный реестр после изменения им членства в адвокатской палате, либо возобновления статуса адвоката;

4) смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

5) совершение поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры;

6) неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;

7) вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;

8) установление недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию.

Законом предусмотрены гарантии независимости адвоката, а именно:

1. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.

2. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.

4. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

5. Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

По сравнению с предыдущим законодательством новый закон регламентирует  различные формы адвокатских образований в виде адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро и юридической консультации. Причем адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности.

 Адвокатский кабинет – это форма адвокатского образования, когда адвокат принял решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

 Коллегия адвокатов – это некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, основанная на членстве двух и более адвокатов,  и действующая на основании устава, утверждаемого ее учредителями.

 Адвокатское бюро – это форма адвокатского образования двух и более адвокатов, основанная на партнерском договоре в простой письменной форме, по которому адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

Юридическая консультация – это некоммерческая организация, созданная адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

 Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Адвокат выступает в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводствах, в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами только на основании договора поручения.

Иные виды юридической помощи адвокат оказывает на основании договора возмездного оказания услуг.

При осуществлении своей деятельности адвокат вправе иметь помощников. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование.   Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью. Помощник адвоката обязан хранить адвокатскую тайну.

Адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров. Стажерами адвоката могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование .  Стажер адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя его отдельные поручения. Стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью. Стажер адвоката обязан хранить адвокатскую тайну.

Все адвокаты одного субъекта Российской  Федерации, независимо от формы адвокатского образования, объединяются в  Адвокатскую палату, которая является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов  и создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

 Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов. Адвокатская палата является юридическим лицом.  Адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов.

Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.

Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

 К компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся:

1) формирование совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов совета;

2) утверждение порядка определения норм представительства и порядка избрания делегатов на конференцию;

3) избрание ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов;

4) избрание делегатов на Всероссийский съезд адвокатов;

5) определение порядка направления адвокатов для работы в юридических консультациях;

6) определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты;

7) утверждение сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

8) утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности палаты;

9) утверждение отчетов совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание совета;

10) утверждение регламентов собрания (конференции) адвокатов, совета и ревизионной комиссии;

11) определение места нахождения совета;

12) утверждение штатного расписания аппарата органов адвокатской палаты;

13) установление мер поощрения и видов ответственности адвокатов;

14) принятие иных решений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).

 Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты, который избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на одну треть.

Совет адвокатской палаты:

1) избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов;

2) определяет нормы представительства на конференцию;

3) обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В этих целях совет:

– принимает решения о создании по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций;

– направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в соответствии с порядком, определенным собранием (конференцией) адвокатов;

– финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов;

4) определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда и в иных случаях; доводит этот порядок до сведения указанных органов, а также адвокатов и контролирует исполнение его адвокатами;

5) определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно;

6) представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях;

7) содействует повышению профессионального уровня адвокатов;

8) рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии;

9) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;

10) содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями;

11) организует информационное обеспечение адвокатов, а также обмен опытом работы между ними;

12) занимается методической деятельностью;

13) созывает не реже одного раза в год собрания (конференции) адвокатов, формирует их повестку дня;

14) распоряжается имуществом адвокатской палаты в соответствии со сметой и с назначением имущества.

Президент адвокатской палаты представляет адвокатскую палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени адвокатской палаты без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты, распоряжается имуществом адвокатской палаты по решению совета в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокатской палаты, созывает заседания совета, обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов.

Президент и вице-президенты, а также другие члены совета могут совмещать работу в совете адвокатской палаты с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов.

 Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов создается квалификационная комиссия

 Квалификационная комиссия формируется на срок два года в количестве 13 членов комиссии по следующим нормам представительства:

1) от адвокатской палаты – семь адвокатов. При этом адвокат – член комиссии – должен иметь стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет;

2) от территориального органа юстиции -–два представителя;

3) от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – два представителя. При этом представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания указанных представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъектов Российской Федерации;

4) от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – один судья;

5) от арбитражного суда субъекта Российской Федерации – один судья.

Председателем квалификационной комиссии является президент адвокатской палаты по должности.

Адвокаты – члены квалификационной комиссии – могут совмещать работу в квалификационной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в квалификационной комиссии в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов.

 Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации, которая создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом и  образуется Всероссийским съездом адвокатов, который и принимает устав Федеральной палаты

Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда.

 Всероссийский съезд адвокатов:

1) принимает устав Федеральной палаты адвокатов;

2) принимает кодекс профессиональной этики адвоката;

3) утверждает единую норму представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов;

4) формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов;

5) определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, исходя из численности адвокатских палат;

6) утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;

7) утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;

8) избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов;

9) утверждает регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов;

10) утверждает штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов;

11) определяет место нахождения совета Федеральной палаты адвокатов;

12) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

 Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов, который:

1) избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению – трех вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов;

2) представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях в Российской Федерации и за рубежом;

3) координирует деятельность адвокатских палат;

4) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;

5) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;

6) участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;

7) организует информационное обеспечение адвокатов;

8) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации;

9) занимается методической деятельностью;

10) созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;

11) распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества;

12) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Таким образом, подводя итоги общей характеристики современного законодательства об адвокатуре, можно заметить, что тенденции построения современной системы судоустройства, свидетелями которых мы являемся, во многом напоминают процессы построения судебной системы  во второй половине XIX в., в период реализации Судебной реформы 1864 г.

Основными задачами осуществления судебной реформы во второй половине   XIX в. являлись: отделение суда от администрации, преобразование судебной системы, введение мирового суда, суда присяжных заседателей, института судебных приставов и т. д. Одной из приоритетных задач Судебной реформы 1864 г. являлось введение  адвокатуры как института правозащиты личности, без которого немыслимо  осуществление реальной состязательности процесса.

Декларируемыми задачами реформирования суда на современном этапе являются построение правового государства и содействие формированию гражданского общества. Решение этой правовой установки действительно невозможно без проведения  значительной реорганизации судебной системы.  Рассматривая концепцию судебной реформы Российской Федерации от 24 октября 1991 г., согласно которой планировалось ввести суд присяжных, судебных приставов и мировых судей, мы наблюдаем  картину, в целом повторяющую процессы реформирования судебной системы в XIX в., с одним лишь исключением, в России до 1864 г.  не был узаконен институт адвокатуры, тогда как в 1990-е г.  в российском государстве данный институт существовал на законных основаниях уже довольно давно. Вместе с тем,  при становлении  новых экономических отношений в этот период поменялись и требования к характеру, объему и качеству правовых услуг, и советская адвокатура не смогла  приспособиться к новым рыночным отношениям. Явственно назрел вопрос  о расширении организационных и правовых возможностей адвокатуры, в том числе, и  о ее независимости. 

Процесс реформирования адвокатуры в Российской Федерации в конце XX столетия прошел долгий путь, работа над законопроектом об адвокатуре затянулась почти на 11 лет и была закончена только в 2002 г. Закон от 31 марта 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» рассматривает адвокатуру как особый публично-правовой институт. Публичность адвокатуры обусловлена ее функциями и задачами, отражающими предназначение адвокатуры – защищать права, свободы, интересы граждан и организаций. Такую же позицию занимала дореволюционная правовая мысль второй половины XIX в. в этом вопросе, рассматривая адвоката как общественного деятеля, а адвокатуру как институт публичного права.

Безусловно, что на сегодняшнем этапе формирования в России новых социально-экономических и политических отношений назрела острая необходимость в использовании богатого исторического наследия, приобретенного предшествующими поколениями. Необходимость глубокого познания сущности защиты обусловливается тем, что только таким путем можно удовлетворять новые запросы адвокатской практики.

Историко-правовой   анализ   позволяет   сделать   выводы   о   наличии преемственности  дореволюционного и современного российского законодательства, регламентирующего адвокатскую деятельность. Так, в частности, похожие положения прослеживаются в соблюдении  условий для поступления в адвокатуру, механизме выплаты вознаграждения,  определении адвокатской тайны и т. д.

В то же время современное законодательство отличает также ряд принципиально новых положений, несвойственных дореволюционной адвокатуре: закрепление принципа состязательности и равенства сторон не только в суде, но и на стадии предварительного следствия; более четко определены полномочия адвоката;  адвокатура признана независимым профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для адвокатуры предусмотрены: сдача квалификационного экзамена, реестры адвокатов, выдача удостоверения адвокату (согласно которому  подтверждается статус адвоката), институт стажерства, напоминающий институт  дореволюционных помощников[6], создание в пределах субъекта РФ адвокатской палаты независимо от численности адвокатов и  объединяющей все адвокатские палаты субъектов РФ, орган самоуправления в виде Федеральной палаты адвокатов РФ. Ну и, конечно, нельзя не отметить регламентацию форм адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация).

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что многие принципы и каноны классической адвокатуры нашли применение в новом законе  об адвокатуре, что  также подтверждает преамбула  Кодекса профессиональной этики адвокатов, согласно которой: «Адвокаты Российской Федерации, в развитие требований, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в целях поддержания между собой профессиональной чести и создания нравственной ответственности перед обществом, развивая традиции российской присяжной адвокатуры, принимают настоящий Кодекс профессиональной этики адвоката». Ныне мы с полным основанием относим к принципам организации и деятельности адвокатуры: добровольность объединения адвокатов, независимость и самоуправление адвокатских корпораций, законность деятельности, соблюдение нравственных начал профессии, профессионализм, гуманизм. Эти принципы реализовывались  и в прошлом, а ныне нуждаются в постоянной защите, правовом и организационном обеспечении.

 В то же время современный закон  не лишен недостатков, в частности это касается независимости адвокатуры, как одного из самых важных вопросов, требующих незамедлительного разрешения исходя из концепции судебной реформы Российской Федерации. Однако, анализируя закон № 63-ФЗ, можно увидеть, что введение реестра адвокатов и выдача удостоверения, подтверждающего статус адвоката, отнесено к компетенции территориального органа юстиции,  кроме того, квалификационная комиссия, которая создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия адвокатов формируется в количестве 13 членов, в  число которых  помимо самих адвокатов входят также по два представителя от  территориального органа юстиции и законодательного органа субъекта РФ, и по одному представителю от  арбитражного и высшего суда общей юрисдикции субъекта РФ. Исходя из этого, возникает вопрос, насколько целесообразно  осуществление этих функций перечисленными органами, при наличии  независимой самоуправляющейся корпорации адвокатов?

Таким образом, современный закон об адвокатуре, способствовал значительному шагу на пути усовершенствования деятельности адвокатов, определивший адвокатуру как публичный  и независимый институт, но, тем не менее, требующий определенных доработок.



[1] В связи с этим далеко не случайным видится тот факт, что в 1927 г. решением центральных партийных органов адвокатам – членам ВКП (б) запрещалась частная практика [Прим. автора].

[2] Соответственно наблюдается стремление государства к ограничению численности корпорации. Так, 20 июня 1928 г. решением Наркомюста РСФСР губернским и окружным судам было предоставлено право устанавливать предельное число членов коллегий защитников [Прим. автора].

. 

[3] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 44. – Ст. 1435.

[4] См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С. А. Пашин. – М.: Верховный Совет РФ, 1992. – С. 67–70.

 

[5] Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в России» № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. // Российская газета. – 2002. –5 июня.

[6]Ныне же существующий помощник адвоката –  это лицо, которое не вправе заниматься адвокатской деятельностью [Прим. автора].

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!