Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Финансы»»

/ Финансы
Лекция, 

Оглавление

 

Тема 6. Расходы бюджета и пути повышения эффективности расходов.

 

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Классификация расходов бюджетов  - группировка расходов бюджетов бюджетной системы РФ, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов РФ, ОМСУ и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.

Код классификации расходов состоит из двадцати знаков.

1) кода главного распорядителя бюджетных средств (1 - 3 разряды);

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета (4 - 17 разряды);

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (18 - 20 разряды).

Классификация расходов

Сравнительная характеристика разделов расходов

 

Наименование разделов (в ред. Федерального законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

В ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ  (вступили в действие с 1 января 2011г.)

  1. общегосударственные вопросы

  2. национальная оборона

  3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность

  4. национальная экономика

  5. жилищно-коммунальное хозяйство

  6. охрана окружающей среды

  7. образование

  8. культура, кинематография, средства массовой информации

  9.здравоохранение, физическая культура и спорт

 10. социальная политика

 11.межбюджетные трансферты

1) общегосударственные вопросы

2) национальная оборона

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4) национальная экономика

5) жилищно-коммунальное хозяйство

6) охрана окружающей среды

7) образование

8) культура, кинематография

9) Здравоохранение

10) социальная политика

11) физическая культура и спорт

12) средства массовой информации

13) обслуживание государственного и муниципального долга14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам   субъектов РФ и муниципальных образований

 

 

Классификация операций сектора государственного управления

1. доходы

          2. расходы

          3. поступление нефинансовых активов

 4. выбытие нефинансовых активов

          5. поступление финансовых активов

 6. выбытие финансовых активов

7. увеличение обязательств

          8. уменьшение обязательств.

Ведомственная структура расходов – это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по ГРБС, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по ГРБС, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов:

1.    Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти  и ОМСУ

2.    Применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета

3.    Переход к утверждению программного бюджета

4.    Реформирование финансового контроля и развитие внутреннего контроля

5.    Совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях закупок

6.    Создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и ОМСУ.

Инструмент повышения  эффективности бюджетных расходов – программно-целевой принцип. Государственная программа – это документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического  развития РФ на период до 2020 года, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки  крупномасштабных мероприятий общенационального или международного значения.

 

Литература: Бюджетный кодекс РФ  Раздел II.

 

 Тема 7. Финансы государственных внебюджетных фондов.

 

Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного или регионального значения.

Внебюджетные фонды различаются по правовому положению (находятся в распоряжении федеральных или региональных органов власти)

          целям создания (фонды социального назначения или экономического назначения).

Страховые случаи и их страховое обеспечение

 

Виды социальных страховых рисков

Виды страхового обеспечения

необходимость получения медицинской помощи

оплата медицинскому учреждению расходов по страховому полису

временная нетрудоспособность

пособия по временной нетрудоспособности

трудовое увечье и профзаболевание

пособие в связи с трудовым увечьем и профзаболеванием

инвалидность

пенсии по инвалидности

наступление старости

пенсии по старости

потеря кормильца

пенсия по случаю потери кормильца

смерть застрахованного лица

социальное пособие на погребение

признание безработным

пособие по безработице

материнство

- пособие по беременности и родам

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

-единовременное пособие при рождении ребенка

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком

- материнский капитал

 

 

Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов

1. государственные внебюджетные фонды РФ

        бюджет Пенсионного фонда РФ

        бюджет Фонда социального страхования РФ

        бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

1.    Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

 

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании  Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (ред. от 14.12.2015).

Фонд социального страхования РФ  управляет средствами государственного социального страхования РФ. Это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 «О фонде социального страхования РФ» ред. от 10.08.2016) в Фонд входят следующие исполнительные органы:

1. региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ

2. центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства

3. филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Основная задача фонда - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством.

Фонд обязательного медицинского страхования сформирован в целях исполнения норм Конституции РФ об охране здоровья граждан. ФФОМС является юридическим лицом. Основная задача -  обеспечение реализации Закона  «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 10 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

Источники доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов:

1.    Налоговые доходы (доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения; ЕНВД; ЕСХН; погашения задолженности ЕСН)

2.     Неналоговые доходы (ПФ- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ; взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени и штрафы по взносам; доходы от размещения средств; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; ФСС - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы, доходы от размещения временно свободных средств; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; ФОМС - страховые взносы на обязательное медицинское страхование; недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС; доходы от размещения временно свободных средств; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба)

3.    Безвозмездные поступления межбюджетные трансферты из федерального бюджета (ПФ - безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций прочие поступления; ФСС - межбюджетные трансферты из федерального бюджета; прочие поступления; ФФОМС - межбюджетные трансферты из федерального бюджета; прочие поступления).

 

Литература: Бюджетный кодекс РФ глава  17

 

Тема 8. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм.

Организационно-правовая форма – в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм (ОКОПФ) (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст, ред. от 12.12.2014)  – понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

 

1 00 00

организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими кооперативными  организациями;

2 00 00

организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими кооперативными организациями;

3 00 00

организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;

4 00 00

организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;

5 00 00

организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц)

6 00 00

организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями

7 00 00

организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями

 

 

1.    коммерческие корпоративные  организации: Хозяйственные товарищества; Хозяйственные общества; Акционерные общества; Общества с ограниченной ответственностью; Хозяйственные партнерства; Производственные кооперативы (артели); Сельскохозяйственные производственные кооперативы; Производственные кооперативы (кроме сельскохозяйственных производственных кооперативов); Крестьянские (фермерские) хозяйства; Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями

2.     некоммерческие корпоративные организации: Потребительские кооперативы; Общественные организации; Ассоциации (союзы); Товарищества собственников недвижимости; Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ; Общины коренных малочисленных народов РФ

3.     Коммерческие унитарные организации: Унитарные предприятия;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия); Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

4.    Некоммерческие унитарные организации: Фонды; Автономные некоммерческие организации; Религиозные организации; Публично-правовые компании; Учреждения.

Коммерческие корпоративные  организации  в соответствии с российским законодательством формируют уставный капитал и резервный капитал; некоммерческие корпоративные организации и унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – уставный фонд.

 

Литература: ОКОПФ: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст)

 

Тема 9. Содержание и структура кредитной системы, цель деятельности и основные функции Банка России и коммерческих банков.

Экономической основой, на которой  появляются  и развиваются кредитные отношения, выступает кругооборот и оборот средств.

Отличие кредитных отношений от денежных

 

 

Отличительные признаки

Деньги

Кредит

Различный состав участников

Продавец-покупатель

получатель-плательщик

Стоимость совершает встречные движения

Кредитор-заемщик

Стоимость не совершает встречные движения

Отсрочка платежа

Проявляет суть в акте рассрочки платежа в момент самого платежа

Элемент движения стоимости на началах возвратности. Проявляет свою сущность в самом факте отсрочки платежа

Различие потребительских стоимостей

Обладает способностью превращения в продукт любого вида овеществленного труда

Заинтересованность в предоставлении и получении стоимости на определенное время

Движение

Товар становится деньгами только в том случае, если он стал всеобщим эквивалентом

Предоставляется в денежной или товарной форме

 

 

Элементы кредита: субъекты отношений – кредитор – заемщик (кредитор – сторона кредитных  отношений, которая предоставляет ссуду. Заемщик – сторона  кредитных отношений,  которая получает кредит и обязана  возвратить полученную ссуду); бъект передачи – ссуженная стоимость, как особая  часть стоимости.

Законы кредита:

1.    Закон движения кредита (выражает особенности движения ссуженной стоимости)

2.    Закон возвратности кредита  (отражает возвращение ссуженной стоимости к кредитору, к своему  исходному пункту)

3.    Закон равновесия (регулирует зависимость кредита от источников его образования)

4.    Закон сохранения ссуженной стоимости (средства, которые возвращаются  к кредитору, не теряют потребительских свойств и своей стоимости).

Основные принципы кредита:

1.    Возвратность

2.    Срочность

3.    Платность

4.    Обеспеченность

5.    Целевой характер

6.    Дифференцированный характер.

Функции кредита:

1. Перераспределительная: межтерриториальная, межотраслевая,

     внутриотраслевая

2. Замещение действительных денег кредитными операциями.

Кредитная система – это  совокупность элементов, которая призвана реализовать свойства, характерные для кредита.

Структура кредитной системы РФ

 

Наименование блока

 Элементы

Фундаментальный  блок

 

Кредит, границы, законы его движения; субъекты

кредитных отношений; принципы кредита

Организационный блок

 

Кредитная инфраструктура; кредитная политика; виды и объемы  кредита; условия и механизм кредитования

Регулирующий блок

 

Государственное регулирование кредитной

деятельности и банковское законодательство;

нормативные положения Банка России;

инструктивные материалы, разрабатываемые

коммерческими банками

 

 

 

 

Типы кредитных систем

Содержание

по типу хозяйствования

Централизованная кредитная система

Рыночная

Кредитная система переходного периода

по  географическому признаку

 

Международные кредитные системы

Национальные кредитные системы

 

 

Банковская система определяется как совокупность Центрального банка РФ и коммерческих банков. Они призваны обеспечить мобилизацию денежных средств и включение их в деловой оборот.

Структура банковской системы:

 

 

 

Банк России

 

Кредитные организации:

1. банки

2. небанковские КО

КО - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные  ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские КО: расчетные (проводят обслуживание юр.лиц); депозитно-кредитные (привлекают и размещают денежные средства; покупают и продают ин.валюту; выдают банковские гарантии); небанковские кредитные организации инкассации (осуществляют только инкассацию)

 

Функции Банка России:

1)разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ

5) устанавливает правила проведения банковских операций

6) осуществляет банковский надзор и т.д.

 

Литература: О центральном банке РФ (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016); О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 (ред. от 03.07.2016)

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!