Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Финансы»»

/ Финансы
Лекция, 

Оглавление

 

Тема 1. Содержание финансов. Структура финансовой системы.

 

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

Основателем финансовой науки является  А.Смит (1723-1790гг.) шотландский экономист и философ.В 1776г. в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде.

Начало русской финансовой науки  положила книга Николая Ивановича Тургенева (1789-1871гг.) «Опыт теории налогов» (1818г.)

Обязательным условием существования финансов являются деньги.

Крупнейшие  денежные реформы в России (СССР) в ХХ в., организованные государством

 

Дата

Содержание

Руководители исполнительной власти

Руководители денежных и финансовых властей

Декабрь 1947 г.

Конфискационная денежная реформа

И. Сталин

А. Зверев

1 января 1961 г.

Конфискационная денежная реформа

Н.Хрущев

В. Гарбузов

21-23 января 1991 г.

Замена 50 и 100-рублевых банкнот

В.Павлов

В. Геращенко

23-25 июля 1993г.

Замена советских рублей на российские

 В. Черномырдин

В. Геращенко

 

 

Областью возникновения и функционирования финансов является распределение, т.е. вторая стадия  воспроизводственного процесса, на котором происходит распределение стоимости ВВП по целевому назначению и субъектам хозяйствования.

Признаки финансов:

 1) денежный характер финансовых отношений;

 2) распределительный характер финансовых отношений;

3) финансовые отношения всегда связаны  с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Функции финансов (это внешнее проявление свойства  какого-либо объекта  в данной системе отношений):

1.                      распределительная (функция, при помощи которой происходит первичное перераспределение вновь созданной стоимости);

2.                      перераспределительная;

3.                      стимулирующая (функция проявляется в конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины и тарифы);

4.                      воспроизводственная;

5.                       контрольная функция заключается в контроле за распределением ВВП. Органы финансового контроля: Счетная палата, Банк России, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство.

Финансовая система – это совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном производстве.

Структура финансовой системы в зависимости от методов формирования финансовых ресурсов подразделяется на децентрализованные финансы (финансы   организаций и  финансы домашних хозяйств) и  централизованные финансы (публичные финансы).

Звенья финансовой системы РФ:

1.    Государственная бюджетная система;

2.    финансы сектора «Домашние хозяйства»;

3.    финансы предприятий;

4.    государственные внебюджетные фонды;

5.    государственный кредит;

6.    фонды имущественного и личного страхования.

Финансы сектора «Домашние хозяйства» в структуре финансовой системы. Сектор домашних хозяйств – это небольшая группа людей, живущих в одном жилище, объединяющих весь свой доход и имущество или его часть и совместно потребляющих определенные типы продуктов и услуг, главным образом жилищные услуги и продукты питания.

Сектор «Домашние хозяйства» имеет следующие подсектора:

а) наниматели

б) самозанятое население

в) наемные работники

г) получатели доходов от собственности или трансфертов.

Финансовый механизм - система действия финансовых рычагов,  которая выражается в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Состав финансового механизма:

1. Организация: координация, регулирование

2. Планирование: разработка планов, обеспечение ресурсами, контроль

3. Стимулирование: экономическое, материальное.

Организация  финансового механизма - это система мер, направленных  на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на основе определенных правил и процедур. 

Организационные процедуры – это создание органов управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм, нормативов.

Координация ( лат. cope+ordinatio - расположение в порядке) согласованность работ всех звеньев системы финансового механизма, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений финансового механизма и финансовых ресурсов.

Регулирование (лат. Regulate – подчинение определенному порядку, правилу) – воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений  от заданных параметров.

Планирование – это процесс выработки плановых заданий составления графика их выполнения, выработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами, контроль за их исполнением.

Стимулирование выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности управления. К финансовым стимулам относятся: налоги, процентные ставки, премии, финансовые санкции и т.д.

Функции финансового механизма:

1.    Организация финансовых отношений

2.    Управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений (выражается через функционирование финансового менеджмента)

 

Литература: Финансы: учебник  под  ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2015. www.prospekt.org;         Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС): Приказ  Росстата от  02.08.2004 №  110 (с  изменениями 1/2007, 2/2008 и 3/2011).

 

Тема 2. Организация бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ. Правовое регулирование бюджетных отношений.

 

Сущность бюджетного федерализма - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Типы организации бюджетной системы государств с федеративным устройством:

1.                                 централизованные типы (разграничение полномочий не сопровождается наделением достаточными собственными источниками доходов)

2.                                  децентрализованные типы (строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов, Финансовая помощь – минимальная)

3.                                 комбинированные типы (используются механизмы горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания; значительная роль межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов).

Модели межбюджетных отношений

1.    Советская

2.    Китайская

3.    Американская

4.    Канадская

5.    Германская

6.    Российская.

 

Основные направления развития бюджетного федерализма:

1.    упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ

2.     четкое разграничение расходных полномочий и сокращение «нефинансируемых мандатов»

3.    четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами

4.    формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов

5.    повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне.

Сущность категории «бюджетные полномочия» - это  установленные Бюджетным  Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Бюджетные полномочия РФ:

1.    установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений

2.    определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной , утверждения и исполнения бюджетов, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением

3.    установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов

4.    определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований

5.    определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов  определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов

6.    определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов

7.    осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной

8.    установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

9.    предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и т.д.

Бюджетные полномочия субъектов РФ:

1.    установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, их утверждения и исполнения

2.    составление и рассмотрение проектов бюджета

3.    установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности

4.    установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ

5.    определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ

6.    установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в т.ч. от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению  в бюджеты субъектов РФ

7.    установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ

8.     предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ

9.    установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов и т.д.

 Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участники бюджетного процесса:

1.    Президент РФ

2.    высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования

3.    законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления

4.    исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)

5.    Центральный банк РФ

6.    органы государственного (муниципального) финансового контроля

7.    органы управления государственными внебюджетными фондами

8.    главные распорядители (распорядители) бюджетных средств

9.    главные администраторы (администраторы) доходов бюджета

10.главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета

11.получатели бюджетных средств.

Цель реформирования бюджетного процесса в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в        2004-2006 годах: Утв.  Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004г. № 249 – это создание условий  и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной  политики. Смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами) на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Стимулы повышения качества управления бюджетным процессом:

1.    создание системы мониторинга

2.    оценка качества управления бюджетным процессом

3.    разработка показателей оценки качества такого процесса.

Показатели  оценки качества:

1.    индикаторы использования в бюджетном процессе инструментов бюджетирования ориентированного на результат (БОР), включающих доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности и обоснования бюджетных ассигнований

2.    роста доли расходов, формируемых в соответствии с принципами БОР

3.    показатели состояния муниципальных правовых актов  обеспечения бюджетного процесса.

Сущность БОР -  это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета,  обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов  по целям, задачам и функциям государства и органов местного самоуправления с учетом приоритетов  государственной политики и общественной значимости ожидаемых непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств.

Основные методы и инструменты БОР:

1.    Планирование эффективности бюджетных расходов: определение стратегических и тактических задач

2.    Показатели результативности

3.    Доклады о результатах и основных направлениях деятельности

4.    Разработка и реализация  государственных (муниципальных) программ.

Задачи по совершенствованию инструментов управления бюджетным процессом, сформулированные в Распоряжении Правительства РФ от 8.08. 2009 г. N 1123-р:

1.    установление особенностей организации бюджетного процесса  в условиях экономического кризиса

2.    создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом

3.    корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам   местного самоуправления

4.    совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

5.    дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов.

 

Литература: Бюджетный кодекс РФ глава 16; Государственная программа Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации  от 18  мая  2016 г. № 445.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!