Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
1. Педагогика – наука и искусство.
Предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.
Педагогику можно рассматривать:
1 Как искусство (К.Д. Ушинский) – ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками.., а только искусствами…
1. Науку (П.П. Блонский, С.И. Гессен) – лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки, может существовать педагогика.
2. Технологию (В.П. Беспалько, А.Г. Ободовский) – искусство основано на интуиции, технология, на науке.
Объект П – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Предмет П – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии и организации и осуществления воспитательного процесса.
П как наука решает несколько важных теоретических задач:
Ø выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
Ø изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
Ø разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
Ø внедрение результатов исследования в практику преподавания;
Ø планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Функции П: теоретическая – объяснительно-описательная, прогностическая, диагностическая; технологическая – проективная, рефлексивная, преобразовательная.
Методы П: наблюдение, опрос, работа с документацией, тесты, эксперимент, моделирование.
2. Основные категории педагогики
Образование – процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков, умений, развитие ума и чувств, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новыми поколениями общественного исторического опыта с целью подготовки его к жизни.
Обучение – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности – преподавание и учение.
Педагогическая деятельность - специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Педагогическое взаимодействие - способ, процесс и результат достижения учителем и учеником совместной цели в пед. деятельности.
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.
Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п.
Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.
Педагогическая технология - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основой, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития.
3. Цели и функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе
Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом, который представляют как систему из (Н.В. Кузьмина):
· цель обучения – для чего учить;
· содержание учебной информации – чему учить;
· методы, приёмы обучения, средства педагогической коммуникации – как учить;
· преподаватель;
· учащийся.
Структура педагогического процесса: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы.
Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает - задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса.
Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Одновременно с образовательной функцией, процесс обучения реализует и воспитательную функцию. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения преподавателя с обучаемым. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, отношений, качеств личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм.
Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость.
Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы:
· формирование отношений личности к себе и миру;
· воспитание всесторонне развитой личности;
· воспитание социально-компетентной личности;
· приобщение человека к культуре;
· воспитание гражданской личности;
· воспитание автономной личности;
· развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Единство воспитательной и образовательной функций обучения проявляются в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания - в роли методов стимулирования учения.
4. Общие формы организации учебной деятельности
Форма организации обучения – способ организационного построения процесса обучения, определяющий характер учебно-познавательной деятельности ученика, руководство этой деятельностью со стороны преподавателя и структуру занятий.
Урок – динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, в рамках которой осуществляется пед. взаимодействие определенного состава учителей и учащихся, включая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая в равные отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Классно-урочная система обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива: комбинированный урок ; урок изложения нового материала ; урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков; урок самостоятельной работы; урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала; урок проверки и оценки знаний, умений и навыков; интегрированный урок и т.д.
Лекция – занятие, на котором осуществляется передача знаний обучающимся через монологическую форму по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.: установочная (служит основой для самостоятельной работы) - краткое знакомство с содержанием курса или темы; краткое изложение основного учебного материала по теме; методические рекомендации для самостоятельной работы (вопросы, литература, пособие; информационная (систематическое изложение учебного материала программы); обобщающая (расширение и систематизация имеющихся знаний).
Семинар – активная форма учебного процесса, построенная на основе знаний, приобретаемых обучаемыми самостоятельно по заданию руководителя путём непосредственного их взаимодействия с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Наряду с семинарами, важное значение в подготовке студента к профессиональной деятельности имеют практические занятия. Выполняемые на них задания можно подразделить на несколько групп: служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер (выявляют качество понимания студентами теории); представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории; предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.
Лабораторные занятия - один из видов самостоятельной практической работы учащихся в высшей, средней специальной и общеобразовательной школе: имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание.
Диспут - коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.
Конференция - съезд, совещание, собрание членов каких-либо организаций, представителей организаций или государств, учёных. Крупное совещание, предназначенное для решения научных и других проблем, это в первую очередь обмен мнениями.
Консультация – занятие, проводимое для оказания педагогически целесообразной помощи обучающимся в самостоятельной работе: групповая (текущая, преъэкзамениционная); индивидуальная (вводная; текущая; заключительная).
Самостоятельная работа – предполагает самоподготовку обучаемого и имеет формы: изучение учебного материала программ с использованием технической и справочной литературы, учебного пособия; выполнение практических заданий (расчетных, графических и т.д.); написание конспекта, реферата, доклада и т.д.
Зачёт - форма проверки выполнения студентами вузов и учащимися средних специальных учебных заведений лабораторных и расчётно-графических работ, курсовых проектов (работ), а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики.
Сдача всех З, предусмотренных учебным планом на данный семестр (как правило, не более 6), является обязательным условием для допуска студента (учащегося) к экзаменационной сессии. З с дифференцированными оценками ставятся за курсовые проекты (работы), производственную практику, по дисциплинам, перечень которых устанавливается советом вуза (факультета), педагогическими советами средних специальных учебных заведений.
Экзамен - форма итоговой проверки знаний обучающихся, а также поступающих в учебные заведения и оканчивающих их. В отличие от зачётов знания на Э., как устных, так и письменных, всегда оцениваются отметками.
Факультативный курс - необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).
5. Средства и методы воздействия на личность
Факторы формирования личности человека:
1. Наследственный фактор:
· особенности физиологии ВНД (своеобразие работы всей ВНД, проявление темперамента, эмоций, чувств, поведения и поступков);
· анатомо-физиологические особенности (характеристики личности, которые зависят от анатомической и физической структуры человека, оказывающих серьезное влияние на его психику и поведение);
· задатки (врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей).
2. Природно-географическая среда.
3. Социальный фактор:
· макросреда (общество в совокупности всех его проявлений);
· микросреда (семья и т.д.);
· трудовая деятельность;
· общение;
· организованное воспитание; самовоспитание.
Метод воспитания либо метод обучения - система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся.
Методы воздействия на личность оказывают комплексное влияние на учащихся и крайне редко применяются вне связи друг с другом. Поэтому любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.
Методы воздействия на личность:
· убеждение (основной метод воспитания, представляющий собой воздействие на рациональную сферу сознания человека);
· внушение, заражение, подражание; «личный пример» (целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека системой положительных примеров);
· упражнение (позволяет накапливать опыт правильного поведения)и приручение;
· обучение;
· принуждение (применение таких мер к человеку, которые побуждают его выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение);
· стимулирование (методы поощрения [внешнее активное стимулирование, побуждение человека к деятельности] и наказания, соревнование);
· контроль и оценка.
6. Компетентностный подход в подготовке специалиста
Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности.
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин и практик, объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей - полностью соответствовать уровню приобретаемых компетенций. К выявлению общих и специальных компетенций наряду с академическим сообществом будут привлекаться работодатели и выпускники последних лет. В результате система образования сможет более оперативно реагировать на запросы рынка труда и будет придавать гораздо большее значение перспективам трудоустройства своих выпускников.
7. Семья как фактор развития и самореализации личности,
ее функции и типология
Семья (фамилия) – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:
Ø репродуктивная (рождение детей) – заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека разумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их;
Ø хозяйственно-экономическая – ведение общего (обычно) хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;
Ø воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего детей; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача и воспроизведение социально-трудового, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;
Ø нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества;
Ø коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами;
Ø рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива;
Ø фелицитологическая – создание условий для счастья каждого члена семьи
8. Семейное воспитание, его задачи принципы
Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Задачи семейного воспитания:
Ø создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
Ø стать социально-экономический и психологической защитой ребёнка;
Ø передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
Ø научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
Ø воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Основные принципы семейного воспитания:
Ø гуманность и милосердие к растущему человеку;
Ø вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
Ø открытость и доверительность отношений с детьми;
Ø оптимистичность отношений в семье;
Ø последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
Ø оказание посильной своему ребенку, готовность отвечать на вопросы;
Ø запрещение физических наказаний;
Ø запрещение читать чужие письма и дневники;
Ø не морализировать; не говорить слишком много;
Ø не требовать немедленного повиновения и т.д.
Содержание семейного воспитания изменяется от возраста к возрасту: физическое; эстетическое; трудовое; умственное; нравственное; религиозное.
9. Основные типы неправильного воспитания в семье
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.
Безнадзорность, бесконтрольность – родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания своим детям (дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «плохих» компаний).
Гиперопека – жизнь ребенка под бдительным и неустанным надзором, он слышит постоянно строгие приказы и много численные запреты (ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя). Постепенно нарастает обида за то, что другим « все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья.
Кумир семьи – ребенок в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются (в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм, в коллективе его не понимают). Ребенок обвиняет всех, но только не себя.
Золушка – обстановка эмоциональной отверженности, безразличия, холодности (ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители внимательны и добры к нему). Как результат – появление неврозов, чрезмерная чувствительность к невзгодам, озлобленность детей.
Жесткое воспитание (синдром опасного обращения с детьми)– за малейшую повинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе (жестокость, угодничество). Страх – самый обильный источник пороков. чаще физическому наказанию подвергаются мальчики, в семьях с низким статусом отца, ущемленными матерями, с низкими заработками.
В условиях повышенной моральной ответственности - с младенчества ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются непосильные детские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких, невротические срывы.
10. Показатели родительского поведения
Выделяют следующие показатели родительского поведения (Эйдемиллер):
Ø уровень протекции в процессе воспитания – сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка;
Ø степень удовлетворения потребностей ребенка – в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых, так и духовных (прежде всего в общении и любви);
Ø количество требований к подростку в семье;
Ø количество требований-запретов;
Ø строгость санкций;
Ø неустойчивость стиля воспитания.
11. Причины неправильного родительского воспитания
Помимо определенных обстоятельств в жизни семьи, низкой педагогической культуры родителей, основную роль играют нарушения в личности самих родителей:
1.Отклонение характера самих родителей.
2.Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка (в основе лежит какая-то чаще неосознаваемая потребность):
Ø расширение сферы родительских чувств;
Ø предпочтение в подростке детских качеств;
Ø воспитательная неуверенность родителей;
Ø фобия утраты ребенка;
Ø неразвитость родительских чувств;
Ø протекция на ребенка собственных нежелаемых качеств;
Ø внесение конфликта между супругами в сферу воспитания;
Ø сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола последнего.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!