Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Государство и гражданское общество: соотношение, взаимосвязь»

/ Общее право
Курсовая,  44 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Гражданское общество как теоретическая концепция и юридическая категория
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Структура, признаки и функции гражданского общества
Глава 2. Проблемы гражданского общества в современной России
2.1. Государство и гражданское общество в постсоветской России: соотношение и взаимодействие
2.2. Перспективы развития российского гражданского общества
Заключение

Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты
1.    Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Литература
2.    Белокурова Е.В. Концепция гражданского общества в российском прочтении. Обзор публикаций последних лет // Граждане и власть: проблемы и подходы. М., 2011
3.    Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001
4.    Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. // URL: http://www.putin2004.ru/shtab/dover/402C6917.shtml
5.    Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. №7
6.    Галкин А.А. Гражданское общество в России: формы существования и основные виды деятельности // Публичное пространство, гражданское общество и власть: Опыт развития и взаимодействия. М., 2008
7.    Галкина Е.В., Конопелько И.В. Формирование гражданского общества и укрепление институтов демократии как основа развития современной России // Социально-гуманитарные знания. 2009. №9
8.    Гегель. Философия права. М., 1990
9.    Гегель. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2
10.    Гершунский Б.С. Гражданское общество в России. М., 2011
11.    Гнусарева Ю.А. Общественная Палата Российской Федерации как новый институт гражданского общества // Власть. 2008. №8
12.    Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. М., 2001
13.    Дука А.В. Методологические вопросы изучения гражданского общества и государства // Гражданское общество – в поисках пути. Приложение к журналу «Северная Пальмира» / Под ред. А.Ю. Сунгурова.  СПб., 2007
14.    Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. СПб., 2007
15.    Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Собр. соч.  Т. 4. Ч. 1. М., 1965
16.    Кара-Мурза С. Интеллигенция на пепелище России. М., 1997
17.    Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 2008
18.    Ключевский В.О. Из «дневника». Литературные портреты. М., 1991
19.    Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 2010
20.    Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. №5
21.    Лей Я. Гражданское общество, демократия и закон // Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы науч. семинара. М., 2009
22.    Макиавелли Н. Государь. Искусство стратегии. М., 2008
23.    Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учебник. М., 2006
24.    Манов Г.Н. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 2005
25.    Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 2. М., 1976
26.    Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2011
27.    Медведев Д.А. Россия, вперед! // http://www.new-pressa.ru/content/view/235/160/
28.    Медушевский А.Н. Насколько универсальна модель гражданского общества // Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы науч. семинара / Науч. ред. С.С. Сулакшин. М., 2010
29.    Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999
30.    Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995
31.    Орлова И.В. Перспективные формы развития институтов гражданского общества // Государство, НКО и бизнес: процесс взаимодействия: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Ред. коллегия: Т.А. Васильева, С.А. Гладкова. М., 2007
32.    Орлова И.В. Автономия личности и автономия гражданского общества // Государство и право. 2006. №1
33.    Папырин Д.И. Гражданское общество: социально-философское содержание понятия и его применение к социальной действительности России. М., 2011
34.    Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. №2
35.    Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М., 2011
36.    Полухин О.Н. Становление гражданственности в России. М., 2008
37.    Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 г. // URL: http://www.kremlin.ru/appears/2004/05/64879.shtml
38.    Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Политические исследования. 2009. №2
39.    Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2007. т.4
40.    Резник Д. Гражданское общество как идея // Социально-гуманитарные знания. 2002. №4
41.    Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй и последний. Мысли о литературе. М., 1989
42.    Рябев В.В. Гражданское общество современной России: проблемы и перспективы становления // Вестник МГТУ. 2010. Том 13
43.    Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России //  Полис. 2007. №1
44.    Соломатова С.Н. Ценностные ориентации россиян в процессе формирования гражданского общества в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2007. №6
45.    Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // В кн.: О России и русской философской культуре. М., 1990
46.    Состоялось ли гражданское общество в России: материалы «круглого стола», прошедшего в апреле 2006 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ // Социологические исследования. 2007. №1
47.    Степун Ф.А. О свободе // Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997
48.    Струсь К.А. Государство и   гражданское   общество: Генезис идеи и современная Россия // Новая правовая мысль. 2007. №2
49.    Тарасов Б.Н. Чаадаев. М., 1990
50.    Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. 2002. №1
51.    Цирель С.В. Какие силы могут создать гражданское общество в России? // Неприкосновенный запас. 2009. №2
52.    Цыбулевская О.И. Защита чести и достоинства личности в гражданском праве // Цивилист. 2008. №3
53.    Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2006
54.    Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении // Социологические исследования. 2008. №11


Работа похожей тематики


Е.Н. ХАЗОВ,

кандидат юридических наук

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ

В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Под экономическими гарантиями следует понимать закрепленные Конституцией формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворить его  разумные  материальные и духовные потребности.

 Экономические гарантии государства реализует прежде всего за счет налогов, а задержка поступлений которых приводит к несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий, вносит дезорганизацию в выполнении  многих государственных программ.

Специфика общественных отношений, охраняемых конституционным правом, выражается в отсутствии специальных экономических (материальных) гарантий этих прав и свобод. Разумеется, охрана прав и свобод человека и гражданина требует известных финансовых затрат (расходы на содержание органов внутренних дел, прокуратуры,  суда и т.д.), но эти затраты необходимы, а, следовательно, не могут рассматриваться в качестве специальных гарантий данного права. Следует, однако, заметить, что социальная сфера жизнедеятельности человека не может существовать автономно, независимо от источников ее материального финансирования. Любая самая оптимальная государственная программа, преследующая целью разрешение социальных проблем, нуждается в процессе своей реализации в определенных материальных затратах.

В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, провести анализ определенных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина. Сам процесс жизнедеятельности, в рамках которого, собственно, и реализуются права и свободы человека и гражданина - это процесс пользования определенными социальными благами, обеспечиваемыми либо  охраняемыми государством. Можно выделить три группы факторов в области социально-нравственных отношений личности и государства, оказывающих непосредственное влияние на возможность реализации исследуемого права. Это, во-первых, уровень социальной политики, проводимой государством; во-вторых, уровень общекриминальной преступности; в-третьих, комплекс  мер, предпринимаемых государством с целью создания максимально возможных благоприятных условий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Рассмотрим их более детально.

Главным определяющим  моментом  создания подобных условий является уровень социально-нравственного развития общества, позволяющий судить о потенциальных возможностях государства в выполнении данной задачи. Государство должно стремиться к такому уровню развития и функционирования своих структур, который исключает вероятность наступления экономических катаклизмов (гиперинфляции, экономического кризиса, массовой безработицы и т.п.), являющихся, в свою очередь,  предвестниками голода, преступности и многих других факторов, препятствующих нормальной жизнедеятельности человека. Гарантированность государством прав, свобод и обязанностей человека и гражданина на необходимый и достаточный уровень жизни (ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).[1] 

Участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого на достаточный уровень жизни создают условия нормального пользования пищей, одеждой, жилищем, они обеспечивают свободу от голода. Эти факторы, в свою очередь, выступают качестве предпосылок формирования политической стабильности, общественного порядка и иных условий нормальной реализации прав и свобод человека и  гражданина. Государственная политика в сфере социальной поддержки человека и России закреплена на конституционном уровне (ст.37-41 Конституции Российской Федерации), а также в текущем законодательстве. Ежегодно публикуемые "Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации" являются своеобразным отражением сложившейся в обществе социально-политической ситуации. Например, среди основных приоритетов социальной политики Правительства Российской Федерации на 2001 год можно выделить следующие:

- усиление адресности социальной поддержки, в первую очередь слабозащищенных групп населения с целью ограничения и сокращения масштабов бедности;

- адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов и т.д.

Безусловно, от реальности предпринимаемых государством мер по созданию условий благоприятствования для указанных категорий лиц зависит возможность реализации прав и свобод как их самих, так и окружающих.

В условиях современного российского правового государства законность повсеместно возведена в ранг центрального принципа деятельности всех органов публичной власти, в том числе тех, что осуществляют государственное управление. Об этом прямо говорится в Конституции РФ 1993 г., согласно части 2 ст. 15 которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию и законы.

Более того, как провозгласил Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г., цитируя известного дореволюционного юриста Н.М. Коркунова,[2] «установление законности всегда чувствуется как стеснение произвола властвующих. И здесь выбор для нас очевиден».[3]

Также в своем Послании Федеральному Собранию РФ глава государства отметил, что до сих пор не найдена схема оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти: «Их вообще очень много, надо их сокращать. А также нужна схема их эффективного взаимодействия с региональными органами власти».[4]

В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему. Однако эта норма Конституции в полной мере пока так и не реализована. При этом частью 1 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны. Таким образом, сама законность в трактовке, установленной Конституцией РФ, демонстрирует наличие в ней двух сторон.

Первая сторона представляет собой строгую иерархию и соподчиненность всей системы нормативных правовых актов. Эту сторону законности можно характеризовать как нормативную.

Вторая сторона заключается в неуклонном исполнении Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов органами государст­венной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Эту сторону законности следует характеризовать как исполнительскую.[5] 

Обе выделенные стороны одного и того же явления неразрывно связаны между собой, поскольку исполнение законов, как правило, влечет за собой обусловленную компетенцией соответствующих субъектов нормотворческую деятельность, а реализация конституционных положений составляет фундамент законотворческой деятельности представительных органов власти.

Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата.

Сильная государственная власть - устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела.

Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

Помимо указанных факторов показателями благополучия общества может служить продолжительность жизни его членов, а так же уровень детской смертности. Приходится с сожалением констатировать, что демографические процессы в России развиваются негативно, а ожидаемая продолжительность жизни сокращается. Согласно сообщениям печати, среди европейских стран младенческая  смертность выше всех в странах СНГ, вплотную к нам приблизились Албания, Румыния, Югославия.

Причины подобного положения дел разнообразны и разномасштабны: от экологического неблагополучия и острого дефицита медицинской техники и лекарственных средств до снижения качественных характеристик репродуктивной способности населения. Данная проблема является одной из главных. Ей должно отводиться приоритетное место в системе государственных интересов, так как эффективность ее решения, в конечном  счете, предопределяет будущее России. Однако положительный результат может быть достигнут только в условиях позитивного взаимодействия  всех социальных факторов. Полагаю, что меры, направленные на нейтрализацию вышеуказанных негативных факторов, могут быть рассмотрены в качестве общих социальных гарантий основных политических и экономических прав и свобод человека и гражданина.

Период коренных преобразований в России сопровождается резким ростом преступности. Преступность как социальное явление является отражением переживаемых обществом катаклизмов. Нетрудно заметить непосредственную связь между особенностями экономической и политической ситуации в обществе и спецификой преступных посягательств. В настоящее время, например, отмечен рост преступных посягательств в сфере экономики, налогообложения, свободы и безопасности личности. Безусловно, подобный вал криминальных проявлений, помимо прямой угрозы прав и свобод человека и гражданина, представляет собой и косвенную угрозу. Это в частности, выражается в том, что огромные суммы государственного бюджета правительство вынуждено расходовать на борьбу с преступностью, тогда как эти средства могли бы быть использованы для поддержки таких жизнеобеспечивающих областей, как медицина, экология и т.д. В 1994 г. в России была принята Федеральная программа борьбы с преступностью. Ее целями являются создание дополнительных гарантий защиты жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан, обеспечение общественной безопасности и правопорядка. Мы полагаем, что данные гарантии могут быть отнесены к числу общих социальных гарантий исследуемого права.

Несомненно, наибольшую опасность прав и свобод человека и гражданина представляют преступные посягательства, повлекшие смерть лица. В России было зарегистрировано в 1999 году 3001748 (+ 16,3%) , в 2000 году 2952367 (- 1,6%), в 2001 году 2968255 (+),5%)  преступлений. Из них:

- убийства  -  в 1999 году свыше 31000  (+5,4%) в 2000 году 31829 (+ 2,2%), в 2001 году 33583 (+5,5%);

- преступления в сфере экономики  - в 1999 году 303000 (+ 20,4%) в 2000 году 376367 (+23,9%), в 2001 году 382406 (+1,6%);

- кражи  -  в 1999 году 1413800 (+23,7%), в 2000 году 1310079 (- 7,3%), в 2001 году 1273198 (-2,8%);

 - тяжкие преступления – в 1999 году 1848000 (+ 18,4%) в 2000 году 1735198 (- 6,1%), в 2001 году 1769565 (+2,0%);

Выявлено лиц совершивших преступления в 1999  году 1716679, в 2000 году 1741439 (+1,4%), в 2001 году 1644242 (-5,6%). Из них: в 1999 году 1456005, в 2000 году 1557371, в 2001 году 1365371  совершили мужчины; почти половина из общего числа в 1999 году 954015, в 2000 году 954182 ( 0,0%), в 2001 году 905889 (-5,1%); - лица, не имеющие постоянных источников доходов; ранее судимые в 1999 году 464301, в 2000 году 384508 (-7,2%), в 2001 году 367084 (-4,5%); женщины в 1999 году 260674, в 2000 году 284068 (+9,0%), в 2001 году 278871 (-1,8%); несовершеннолетние в 1999 году 183447, в 2000 году 177851 (-3,1%), в 2001 году 172811 (-2,8%).[6]

Необходимо отметить, что смертность от убийств в нашей стране по сравнению с Европой с учетом численности населения в 20 раз выше у мужчин и в 12 - у женщин.[7] 

Причины подобной негативной тенденции в основном совпадают с причинами, вызвавшими всплеск общеуголовной преступности. Центральное место среди них, как уже было отмечено, занимают: рост социальной напряженности, снижение показателей уровня жизни больших масс народа, девальвация нравственных ценностей в сознании целых общественных групп. Причем последнее обстоятельство играет  немаловажную  роль. В силу этого представляется излишне идеализированным упование на благополучное бытие всего социума и каждой личности в отдельности в результате политической реформации общества. Не стоит полагаться на то, что успешная реализация предпринятых экономических и политических реформ автоматически повлечет за собой снижение уровня преступности.

Экономические и политические проблемы, при всей их сложности, могут быть разрешены куда быстрее, чем проблемы общественного и индивидуального сознания, формирующегося под влиянием бытия. Сознание, в свою очередь, по принципу "обратной связи" определяет формы бытия, причем одной из таких форм является противоправное поведение  отдельных лиц  или групп, образующее в комплексе преступность как явление общественной жизни.

Рост преступности, в частности умышленных убийств, привёл к более широкому назначению смертной казни: в 1990 году осуждены 233 человека ,в 1991 году -147 человек, в 1992 году - 159,в 1993 году - 157,в 1994 году - 160, в 1995 - 143. Однако число приводимых в исполнение смертных приговоров падало за счёт всё более широкого применения помилования этой категории лиц.

В 1992 году Комиссией по вопросам помилования рассмотрено 56 дел осуждённых к смертной казни, помиловано Президентом 55 человек, в 1993 году рассмотрено 153-помиловано  149, в 1994 году рассмотрено 137- помиловано 124.

Практика массовых помилований активно осуждалась в печати. В 1995 году она претерпела изменения: из 56 рассмотренных дел 5 человек помиловано. По имеющимся данным в 1996 году исполнено 53 смертных приговоров[8].

В последнее время смертные приговоры не выносятся, а заменяются пожизненным заключением.

Таким образом, при рассмотрении условий обеспечения и средств защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств необходимо уделить внимание двум существенным моментам:

а) выявлению внешних причин, условий и мотивов, побуждающих лицо к совершению преступления (однако это прерогатива таких отраслей науки, как криминология и судебная психология);

б) особенностям индивидуального правосознания и причинам, приводящим к его искажению (данный вопрос будет рассмотрен более подробно при анализе нравственных гарантий прав и свобод человека и гражданина).

 



[1] См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989. С. 296.

[2] См., напр.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2006.

[3] См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г./ Официальный сайт Президента Российской Федерации, http://kremlin.ru/sdocs/appears.shtml?stype=63372

[4] См.: Там же.

[5] См., напр.: Колосова Н.М. Обеспечение конституционной законности // Законность в Российской Федерации. – М.: Спарк, 1998. – С. 27; Она же. Конституционная ответственность в Российской Федерации. – М., 2000. – С. 139-141.

[6] См.: Преступность и правонарушения ( 1995-1999).Статистический  сборник  ГИЦ  МВД М.: 2000. С. 179.;   Состояние преступности в России (за январь- декабрь 2000 года.) // М., ГИЦ МВД России. 2001. С.19. Сведения о состоянии преступности по Северо-западному округу России.  Сведения за январь- декабрь 2001 года. ИЦ. ГУВД СПб. - СПб., 2002. С. 47.

[7] См.: Михлин А. Эволюция законодательства о применении смертной казни // Законность. 1997. № 4.

[8] См.: Михлин А. Смертная казнь «за» и «против» // Российская газета. 1997.1 апреля.

Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=r1

 


1500
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!