Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по юридической психологии»

/ Психология
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема № 1. Предмет «Юридическая психология», его цели и задачи, место в системе наук История возникновения и становления юридической психологии как науки.

 

При изучении темы №1: Предмет «Юридическая психология», его цели и задачи, место в системе наук История возникновения и становления юридической психологии как науки.необходимо убедиться в актуальности и сложности явлений, составляющих содержание изучаемого предмета, неоднозначности решаемых проблем, зависимости решения от конкретных обстоятельств, ситуации, от индивидуально-психологических особенностей участвующих в исследуемом событии лиц. На примерах из собственной практики, литературы, СМИ убедиться в возрастающей роли психологической науки в жизни общества, деятельности юрисдикционных органах в частности.

Раскройте понятие психики как функции мозга, заключающейся в отражении особым образом окружающей действительности, обратите внимание на важность активности субъекта в отражении действительности, в субъективности получаемого образа, в том, что критерием истинности психического отражения как познания окружающего мира служит общественно - историческая практика людей. Убедитесь в многообразии, различии по своим проявлениям психических явлений, но не хаотическом их существовании и проявлении.

На основании уже рассмотренного материала необходимо убедиться, что психика человека выполняет ряд функций: приспособительную, регулирующую, прогнозирующую. Первые две присущи как животным, так и человеку, третья является отличительной особенностью человеческой психики и её существование возможно только при наличии сознания.

Рассматривая вопрос о применении знаний психологии в деятельности сотрудников юрисдикционных органов, необходимо уяснить, что значение психологии в юридической деятельности многогранно и многоаспектно. Условно можно обозначить несколько направлений, где психологические знания наиболее необходимы и применение их перспективно:

·     знание психологических закономерностей развития психики в целом, формирования определённых качеств будет способствовать целенаправленному развитию и совершенствованию сотрудником юрисдикционных органов, собственных профессионально важных качеств.

·     знание психологии личности человека сотрудником юрисдикционных органов поможет ему в решении профессиональных задач.

·     знание психологических закономерностей функционирования групп людей позволит учитывать групповые закономерности поведения или же определённым образом оказывать на них влияние.

·     знание психологических особенностей преступной личности и преступной группы позволит учитывать эти факторы при решении профессиональных задач.

Необходимо также понять суть ключевых понятий психологии, взаимосвязь и содержание этих понятий, возможности применения их на практике. В качестве примерной схемы записей в тетради по изучаемой теме возможна следующая структура.

Психика – функция мозга, которая заключается в отражении действительности в идеальных образах.

Назначение человеческой психики сводится по меньшей мере к двум основным функциям: оценке окружающего мира и поведению в соответствии с этой оценкой.

Психология изучает не сам мозг, а его свойство отражать окружающий мир.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности.

Сознание – высшая форма развития психики.

Следует обратить внимание на то, что психическая регуляция деятельности человека осуществляется на трех уровнях:

1)     бессознательно – инстинктивным уровнем;

2)     подсознательно – субъективным эмоционально – импульсивным уровнем;

3)     сознательным, произвольным уровнем.

      Исходя из сказанного, делается  вывод о том, что психология изучает механизмы и закономерности формирования и развития психических явлений.

      Говоря о классификации психических явлений, преподаватель обращает внимание на то, что все психические явления принято делить на три группы:

-        психические процессы;

-        психические состояния;

-        психические свойства личности.

Процессы в свою очередь:

-        познавательные процессы;

-        эмоциональные процессы;

-        волевые процессы;

Состояния:

-        эмоциональные;

-        волевые;

-        состояния готовности к деятельности.

Методы психологии: 

1.     Метод наблюдения –специально организованное восприятие личности в условиях общения и деятельности, а также восприятие результатов деятельности личности. Цель – не только точное и полное описание наблюдаемых явлений и фактов, но и правильное психологическое их истолкование

2.     Метод беседы – процесс получения информации о психических переживаниях, отношении к различным сторонам действительности в ходе общения с изучаемым. Результатом беседы является не только содержание формально получаемых ответов, но и их «подтекстов» – обмолвок, недоговорок, которые должны стать объектом анализа.

3.     Метод обобщения независимых характеристик – данные о психологических особенностях личности получают путем обобщения возможно большего числа сведений о личности исследуемого, получаемых от разных  людей, наблюдавших за исследуемым в возможно большем числе видов его деятельности.

4.     Психологический эксперимент – исюрист создает оптимальные условия, чтобы сделать доступным для объективного внешнего наблюдения существенные особенности психических проявлений исследуемого.

 

Тема №2 Психология личности. Акцентуации. Использование индивидуально-психологических особенностей личности в юридической практике.

При подготовке ответов на контрольные вопросы целесообразно рассмотреть понятия: Человек Индивид Личность. Выявить дифференциацию данных понятий. Осмысленно развести данные понятия. Убедившись, что в психологии нет единого определения понятия «личность», выбрать одно из существующих, отражающих психологическое понимание личности как биосоциального единства в человеке врождённого и приобретённого.

Человек – родовое понятие по отношению ко всем остальным. Но прежде всего, говоря о человеке, мы подразумеваем его как организм – носитель соматических, анатомо-физиологических свойств, представитель биологического вида.

Индивид (от латинского неделимый) – это отдельный конкретный человек в обществе, группе людей. Из отдельных индивидов (как составных единиц) состоит общество, хотя оно не в коей мере не определяется их простой суммой.

Личность – это человек как субъект деятельности, общения и познания, активно преобразующий мир, носитель сознания и самосознания. Сущность личности в её социальной природе.

Прежде чем переходить к рассмотрению структуры личности целесообразно познакомиться с понятиями, которыми придётся пользоваться при её изучении.

Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека, на основе генетически обусловленного типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль её деятельности.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребность есть отражение внутренней среды или внешних условий. Осознанные потребности проявляются в мотивах поведения. Потребности – источник активности человека, основная побудительная сила мыслительной деятельности человека. Широта потребностей определяется уровнем развития человека и материальными условиями его жизни.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту, обусловленное его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью.

В основе интересов лежат потребности, но это не одно и тоже. Потребность – это необходимость, интерес – личная приязнь, стремление, предпочтение перед прочим объектами, видами деятельности.

Материальный интерес (жилище, пища, одежда). Уродливые формы материального интереса приводят к стяжательству, накоплению.

Духовные интересы характеризуют уровень развития личности. Это, прежде всего, познавательный интерес (к различным областям человеческих знаний, музыке, живописи, театру, литературе и т.п.).

Специальные общественные интересы – интерес к общественной работе, к организационной деятельности.

Мировоззрение – система взглядов на природу, общество, человеческое мышление. Оно определяет направленность личности, её целеустремленность, стойкость, твердость характера. Оно характеризует весь облик человека, его поведение, привычки, наклонности.

Убежденность – глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Убежденный человек - это цельный, определенный, целеустремленный, стойкий, страстный человек, способный отстаивать свои взгляды и дела, готовый ради них на жертвы.

Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Уровень развития личности определяется наличием высокого нравственного идеала. Зрелый идеал человека содержит обобщенный образ совершенной личности. Отношение человека к идеалу может быть содержательно-восторженным и страстно-деятельным.

Раскрывая для себя понятия «характер» и «способности», следует убедиться в распределении компонентов, входящих в состав целого понятия по всем четырём подструктурам, чем объясняется их интегративный характер и выделение в отдельные элементы структуры.

Характер – это каркас  личности, в который входят наиболее выраженные, отчетливо выражающиеся свойства личности, в различных видах деятельности.

Способности – качества личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней.

Следует обратить внимание на то, что личностью человек становиться только в процессе социализации. Под социализацией понимается двусторонний процесс, включающий с одной стороны, усвоение индивидуумом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидуумом за счет его активного включения в социальную среду.

Вторая часть, приведенного определения, особенно важна, т. к. показывает активность личности и объясняет почему каждая  личность своеобразна и неповторима.

Необходимо обратить внимание на то, что формирование  личности происходит как бы в трёх сферах. Это - деятельность, общение и самосознание. В каждой из названных сфер происходит процесс расширения и умножения социальных связей личности с внешним миром. Одновременно происходит и усложнение этих связей.

Деятельность – это процесс, в котором осуществляется психическое отражение мира в голове человека, т. е. Происходит переход отражаемого в психическое отражение. С другой стороны это процесс, который управляется психическим отражением.(Леонтьев А.Н.).

Общение – необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное развитие и формирование у человека ни одной из психических функций, ни одного блока психических свойств.  Одновременно межличностное общение есть так же и условие нормального функционирования общности людей.

Самосознание – одно из проявлений сознания как выделение себя (Я) из объективного мира, осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения и т.д. Самосознание имеет иерархию проявления от низшего самочувствия через самопознание до высшего – самоотношение, объективизирующихся в самоконтроле и саморегуляции своего поведения (К.К. Платонов).

Переходя к изучению акцентуаций личности, вначале необходимо понять смысл и запомнить определение акцентуации. Затем рассмотреть особенности каждой из десяти акцентуаций личности, их особенности и поведенческие проявления.

Наиболее ярко появляющиеся при определенных условиях черты личности в психологии называют акцентуациями. Иначе говоря, под акцентуациями характера понимают усиление отдельных его черт, при котором (усилении) наблюдается избирательная уязвимость в отношении определенных психотравмирующих (факторов) воздействий при хорошей или повышенной устойчивости к другим. Акцентуация всегда предполагает усиление степени определенной черты.

 

Тема № 3. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

При подготовке данной темы необходимо обратиться в первую очередь к учебникам А.Р. Ратинова и В.Л. Васильева. Положения, которые должны быть усвоены:

·       общие признаки профессиональной деятельности и их проявления в деятельности сотрудника юрисдикционных органов;

·       характеристика условий, в которых протекает деятельность сотрудника юрисдикционных органов;

·       проблема экстремальных условий в деятельности ряда сотрудников юрисдикционных органов и ее отнесения к разряду «критических» (См.: уч. пособие С.М. Котова и Г.Г. Шиханцова);

·       значение знания о психологических особенностях деятельности сотрудников юрисдикционных органов для решения задач  психологической подготовки специалистов.

·       анализ традиционной структуры деятельности;

·       сравнение различных точек зрения (А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.П. Васильева, М.И. Еникеева) на психологическую структуру деятельности сотрудника юрисдикционных органов;

·       понятие профессиограммы и характеристика отдельных юридических профессий;

Предполагается обращение к пособию Д.П. Котова и Г.Г. Шиханцова, где дана развернутая характеристика ПВК сотрудника ОВД, а также к учебнику А.Р. Ратинова.

При рассмотрении ПВК следует выделить такие группы как познавательные, характерологические и психофизиологические или нервнопсихические свойства личности. Среди познавательных качеств личности, например, оперативного сотрудника особого внимания заслуживают наблюдательность, оперативное тактическое мышление и воображение. Характерологические качества включают в себя направленность (мативационной сферы) личности и волевые качества. ПВК личности должны соотносится с элементами профессиограммы (См.: учебник В.П. Васильева). Комплекс нервнопсихических качеств оптимальных для деятельности оперативника определяется теми условиями, в которых она осуществляется.

Изучая деформацию личности сотрудника юрисдикционных органов, следует использовать учебник А.В. Дулова и пособие Д.П. Котова и Г.Г. Шиханцова. Все деформационные явления необходимо рассматривать как следствия отдельных психологических особенностей деятельности. Однако нельзя ограничиться констатацией: ответ должен содержать конструктивный элемент, т.е. предложения о путях предупреждения и преодоления профессиональной деформации.

Рассматривая проблемы формирования профессионального мастерства, рекомендуется опираться на учебное пособие А.Е. Ямпольского.

Положения, которые необходимо усвоить:

·       понятие профессионального мастерства в психологической и судебно - психологической литературе и его критерии;

·       структура профессионального мастерства сотрудника юрисдикционных органов;

·       ;процесс его формирования.

По итогам практического занятия должны быть усвоены знания раздела «Психология юридического труда», определены требования, предъявляемые деятельностью к личности будущего специалиста.

 

Тема №4. Психологический анализ преступной деятельности. Психология преступного поведения.

Анализируя социально-психологические причины преступной деятельности, необходимо, прежде всего, дифференцировать понятия: личность преступника и преступная личность. В юридической психологии, говоря о личности преступника, подразумевают личность виновного, признанного таковым судом, а не подогреваемого или обвиняемого. Под преступной личностью понимают совокупность негативных социально значимых индивидуально-психологических качеств, обусловливающую преступное поведение индивида. Следует обратить внимание на то, что тип личности это интеграция ее направленности ценностной ориентации с характерными для нее способами поведения и адаптации в конкретной среде. Отсюда следует классификация типов преступной личности.

1.     Асоциальные личности.

2.     Антисоциальные личности.

3.     Личность преступника с дефектами психической саморегуляции – случайный тип.

Преступление совершено впервые в результате случайного стечения обстоятельств. Совершенное преступление противоречит общему типу поведения личности, случайно, нехарактерно для нее, обусловлено отдельными дефектами психорегуляции. Для них характерны: низкий уровень самоконтроля, обусловленность поведения особенностями ситуации.

Здесь выделяют четыре вида;

- лица, допускающие преступную халатность, бездействие:

- лица, совершающие преступления в результате чрезмерной самонадеянности:

- лица, совершающие преступления в состоянии сильного душевного волнения, вызванного действиями других лиц:

- лица, совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезариентации.

Далее необходимо раскрыть содержание концепции А. В. Дулова, суть которой заключается в том, что основой многих преступлений являются дефекты социализации личности. Наиболее важные элементы социализации личности:

- выполнение социальных ролей;

- восприятие социального опыта;

- структура общений;

- социальный контроль;

- социальная адаптация.

Необходимо усвоить причины дефектов выполнения социальных ролей, в частности:

§       отсутствие психофизиологических свойств, качеств личности, необходимых для выполнения определенной социальной роли;

§       отсутствие необходимых знаний, умений, навыкав (осознанное или неосознанное);

§       сознательное отрицание сущности, направленности, значимости выполняемой роли (сознательно не выполняет, выполняет формально);

§       отрицательное отношение к социальной роли из-за недостаточно полного понимания ее значимости, престижа, ошибочного представления о материальном и моральном стимулировании, возможностях роста, удовлетворения потребностей.

2) Дефекты структуры связей (общений)

Содержание, элементы, связи данного общества личность воспринимает путем общения. Система общения нашего общества несовершенна, что ведет к появлению дефектов социализации личности.

Следует выделить дефекты внешней структуры общений и дефекты содержания общений.

3. Дефекты социального опыта.

Социальный опыт приобретается в течении всей жизни. Дефекты социального опыта у человека формируются в тех микроколлективах, где проходит его социализация.

4 Дефекты социального контроля.

5 Дефекты социальной адаптации.

После рассмотрения контрольных вопросов анализируются материалы конкретных уголовных дел и выявляются дефекты социализации личности (сочетания нескольких дефектов), которые привели к совершению данного преступления, в тех обстоятельствах, о которых идёт речь в фабуле дела.

 

 

Тема №5. Изучение личности и оказание на нее психологического воздействия в юридической практике.

Для объективного решения юристом вопросов, входящих в его компетенцию, ему необходимо глубоко и тщательно изучать личность участников конкретных правоотношений, т. к. только знание сильных и слабых сторон личности человека позволит юристу эффективно реализовывать свои профессиональные функции.

Далее кратко рассматриваются источники информации и методы, используемые для сбора информации о личности участников расследования.

Общая схема изучения личности

Составляя на занятии психологический портрет другого, необходимо избегать чисто внешних, особенно ярких идентифицирующих признаков. Следует особенно тщательно и информативно характеризовать признаки психологические.

II. Внешние признаки:

1.     лицо – общее впечатление, краткий словесный портрет, особенность строения лица.

2.     рост: а) высокий, б) средний, в) низкий, г) аномалии в росте (какие)

3.     вес и телосложение: а) полный, б) крупный, в) коренастый, г) стройный, д) худощавый, е) очень худой.

4.     одежда: опрятен – неопрятен, за модой следит – не следит и др;

5.     манеры: производит приятное впечатление – неприятное впечатление, выразительность – бедность мимики и жестов, ловкость – скованность в движениях; воспитанность – невоспитанность и др.;

6.     походка: а) плавная, б) скачущая, в) напряжённая, г) расслабленная, д) тяжёлая, г) лёгкая, д) другая;

7.     голос: приятный – неприятный; монотонный – насыщенный интонациями; а) звонкий, б) приглушённый, в) сиплый, г) гнусавый, д) ровный, е) дребезжащий, ё) другой;

III. Жизненный путь: 

1.     родители: социальное положение, образование, профессия, их взаимоотношения, отношение к детям, увлечения, источники дохода, постоянное занятие, проведение свободного времени и др. сведения;

2.     характеристика места рождения – город, деревня; особенности места рождения;

3.     раннее детство – жизнь в семье, какой по счёту ребёнок, жизнь вне семьи, братья и сёстры, их взаимоотношения, важные события этого периода жизни;

4.     школа – посещение дошкольных учреждений, специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности, увлечения, круг общения важные события этого периода жизни;

5.     иные учебные заведения ( ВУЗы, техникумы, училища, колледжи и т.п.) – причины поступления, специализация заведения, планы на будущее, успехи, полученные навыки, умения и навыки, важные события в 16-18 лет;

6.     трудовая деятельность в молодости, служба в армии – характер работы и службы, отношение к работе и службе, положение среди других людей, удовлетворённость работой, службой; влияние трудовой деятельности, службы на личность;

7.     брак, рождение детей, с кем проживает в настоящее время.

IV. Жизненные сферы: 

1.     семья – отношение между супругами, отношение  к детям, отношение к родителям, доминирующее положение в семье (кто глава семьи), зависимость от жены (мужа) и др.;

2.     профессия и специальность – мотивы выбора профессии и работы, удовлетворённость профессией и работой, продвижение по работе/службе, социальный статус на работе (авторитетность, популярность и т.п.) и др.;

3.     общественная и политическая активность: активен – неактивен, сколько тратит времени на общественную деятельность и др.;

4.     проведение свободного времени – кино, театр, музыка, спорт, спиртное, азартные игры, круг друзей и знакомых и др.;

5.     материальные условия жизни – жилищные условия, интерьер, бюджет семьи, удовлетворённость своим материальным положением и др.;

6.     здоровье – общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие серьёзных , хронических заболеваний и др.

V. Поведение: 

1.     доминирующий эмоциональный тонус: а) настроение – приподнятое, ровное, угнетённое, изменчивое; б) в играх азартен – неазартен; в) реакция на трудности – энергичность, растерянность, безразличие, угнетённость и др.;

2.     особенности проявления эмоций и чувств:

а) возбуждается – легко, быстро, средне, медленно, с трудом;

б) подавляет раздражение – легко, с трудом;

в) переживает неудачи – заметно, незаметно; долго, недолго;

г) обиды помнит долго – недолго;

д) расстраивается – не расстраивается по мелочам;

е) привязанность хранит долго – недолго.

ё) другое

3.     проявление воли: самостоятельный – несамостоятельный, настойчивый – ненастойчивый, дисциплинированный – недисциплинированный, решительный – нерешительный, смелый – трусливый, инициативный – безынициативный и др.;

4.     компенсаторные возможности психики: развиты – не развиты;

5.     поведение личности в сложной ситуации: сохраняет логичность и рассудительность речь и поступков – теряет их, сохраняет спокойствие – теряется и др.;

6.     поведение в состоянии опьянения: спокоен, раздражителен, агрессивен, теряет контроль над собой, повышение коммуникабельности (становится очень общительным), снижение коммуникабельности (замыкается в себе, уединяется); пьёт мало, средне, много, не пьёт и др.

7.     нравственное поведение: честность и правдивость, соблюдение моральных норм, отношение к женщине и детям, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными и др.

VI. Темперамент и характер: 

1.     темперамент:

·       сила нервной системы;

·       уравновешенность нервной системы;

·       подвижность – инертность нервных процессов;

2.     характер:

·       свойства характера, выражающие отношение:

*доминирующие черты характера: первичные черты, вторичные черты, кардинальные черты.

*акцентуации характера: гипертимный тип (как разновидности, гипертимно-неустойчивый тип, гипертимно-истероидный (демонстративный) тип, гипертимно-эксплозивный тип); неустойчивый тип; циклоидный тип; сенситивный тип; психастенический тип (тревожно-мнительный); эпилептоидный тип; паранойяльный тип; шизоидный тип.

*Гипертимность, эмотивность, демонстративность, дистимичность, циклотимичность, экзальтированность, возбудимость, застревание, педантичность, тревожность.

VII. Мотивация поведения: 

1.     доминирующие потребности: какой вид потребностей превалирует у интересующей личности: потребность в самосохранении, физиологические потребности, в принадлежности к коллективу и социальной группе, потребность в уважении своей личности, потребность в самоуважении и др.;

2.     ценности и установки:

·       личностные ценности

·       социальные ценности

·       материальные ценности

·       политические ценности

·       идейные ценности

·       другие

·       интересы

·       идеалы

VIII. Социальная адаптация:

1.     социальное окружение: связь с родственниками, взаимоотношения с друзьями и знакомыми, признание со стороны окружающих и др.;

2.     восприятие социальной ситуации: как правило, исходит из реальной обстановки; адаптируется быстро – медленно; в действиях преобладает логичность; явления/события  действительности подменяет плодами вымысла и т.п.

3.     самооценка: оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность – неуверенность в себе, чувство собственного достоинства – комплекс неполноценности и др.

IX. Способности: 

·       общие способности: речь (беглость, плавность и т.п.), умственные способности; память; воображение; контактность; особенности решения проблемных задач и др.;

·       специальные способности: организаторские, педагогические, лингвистические и др.; способность устанавливать знакомство и развивать контакты, влиять на людей, располагать их к себе, разбираться в людях и др.

 

Тема №6 Учет в юридической практике психологических закономерностей в процессе производства следственных действий

При изучении данной темы нужно обратиться в первую очередь к учебникам А.Р. Ратинова и В.Е. Коноваловой, поскольку в них наиболее полно отражено психологическое содержание осмотра места происшествия.

Особое внимание следует обратить на следующие положения:

·       обоснование специфики этого следственного действия, обуславливающей также его сложность;

·       характеристика познавательной информации, которая может быть установлена на месте происшествия;

·       детальное рассмотрение психологических аспектов (планов) ОМП:

Þ  восприятия обстановки места происшествия;

Þ  мысленного анализа обнаруженных следов и вещественных доказательств;

Þ  установление причинного отношения обнаруженного к событию преступления;

Þ  создания мысленной модели прошедшего события.

Следует иметь в виду, что в учебной литературе наиболее полно представлена психология деятельности следователя на месте происшествия, поэтому особенности протекания психической деятельности иных участников осмотра необходимо выявить самостоятельно.

При изучении данной темы следует учесть, что система качеств личности, определяющих успешность ОМП определяется, исходя из его психологической характеристики: совокупности психологических особенностей и психологической структуры деятельности. Особого внимания заслуживают такие качества, как криминалистическая наблюдательность, аналитические способности, воображение, специальная устойчивость, а также такие свойства внимания, как объем, распределенность, концентрация, устойчивость и переключаемость. Для того, чтобы обеспечить необходимую полноту ответа рекомендуется ориентироваться на соответствующую профессиограмму юриста.

Наряду с объективной информацией место происшествия содержит данные о личности преступника, для установления которых необходимы знания психологии и навыки применения такого метода изучения личности, как анализ результатов ее деятельности. Далее должны быть приведены конкретные данные о личности, которые могут быть установлены в процессе ОМП (пол, возраст, привычки, черты характера, психическое состояние, в котором находился преступник и др.), указаны признаки, свидетельствующие о них, а также степень достоверности таких данных.

При рассмотрении следственного действия «Допрос» необходимо обратить внимание на ряд психологических особенностей этого следственного действия. В частности на то, что познавательная функция психологии на допросе связана с тремя основными процессами, определяющими объем и уровень познания :

·       диагностика личности допрашиваемого;

·       реализация системы психологических приемов, способствующих получению информации;

·       оценка полученной на допросе информации с точки зрения достоверности и доказательственного значения.

Особенно большое значение имеет первый из названных процессов, т.к. получение и оценка информации во многом зависит от знания психических характеристик допрашиваемого, и которые  помогают установить  психологический   контакт, определить систему наиболее    эффективных  приемов воздействия. Реализация этого процесса сложна по следующим причинам:

·       необходимость высокой психологической подготовленности следователя ;

·       допустимость применяемых приемов ;

·       ограниченность во времени , влияющая на глубину анализа ;

·       состояние   допрашиваемого , находящегося   в    системе судопроизводства.

            Следует также иметь в виду, что в процессе отражения  окружающей  действительности происходит личностная реконструкция материала. При его сохранении и воспроизведении она ( реконструкция ) может проявляться в следующем :

·       в искажении смыслового содержания исходного материала;

·       в иллюзорной конкретизации, детализации ;

·       в замене содержания другим , сходным содержанием ;

·       в объединении разрозненных элементов;

·       в разобщении или перемещении отдельных сторон исходного события .

Важно также иметь в виду приемы, способствующие познанию в процессе допроса.

·       Способствующие актуализации в памяти запечатленного;

·       Направленные на установление мотивации показаний,

·       Помогающие изобличить виновного ;

·       Способствующие обнаружению лжи ;

·       Устраняющие конфликтные ситуации и способствующие установлению контакта.

Следственное действие «Обыск» характерно тем, что имеет принудительный характер. Данный факт обусловливает повышенное психическое напряжение, конфликтность ситуаций. В психической деятельности обыскиваемого интенсивно функционируют защитные механизмы. Скрываемое жизненно важное событие, боязнь изобличения вызывают в его сознании «очаг аффектации», функционально перестраивающий всю психическую деятельность. Этот очаг психотравмы не только дезорганизует психическую деятельность индивида, но и субъективно переживается как душевная тяжесть. Формирующиеся спонтанно защитные механизмы функционируют в зависимости от личностных особенностей, в частности, от акцентуаций. Психологическая направленность деятельности следователя при обыске состоит в поиске специально скрываемых объектов, имеющих доказательственное значение в условиях контактного взаимодействия противоборствующих сторон. При этом каждая сторона стремится узнать стратегию поведения другой, повлиять на нее и не демаскировать себя. Конечно, позиции сторон при обыске не равнозначны. На стороне следователя властные полномочия, профессиональная подготовленность. Обыскиваемый, как правило, находясь в конфликтной ситуации, опасаясь обнаружения изобличающих его предметов, документов, испытывает состояние повышенной психической напряженности, сдвиги в эмоционально - волевой сфере.

Изыскивая способ сокрытия, преступник неизбежно моделирует поисковую деятельность следователя. Прячущий руководствуется «слабостями» обыскивающего. Наиболее опытные, вдумчивые ориентируются даже на установку следователя на трудный, изобретательный поиск. Они прибегают к квази – маскировке, оставляют скрываемую вещь почти на виду, т. е. Открытое выставление вещей , как не представляющих интереса для обыскивающих. Однако страх изобличения в большинстве случаев вызывает гиперболизацию действий прячущего, аномалию его поведенческих проявлений, что и является основным демаскирующим фактором. Прячущий, предвидя возможный обыск, осуществляет рефлексию, но это рефлексия первого порядка (не учитывающая рефлексию самого следователя). В этой связи для сокрытия используются места. 1) вызывающие резко отрицательные эмоции человека :помойки, выгребные ямы туалета, грязное белье и т, п. 2) В расчете на стеснительность следователя тайники устраиваются в постеле больного, маленького ребенка, в культовых принадлежностях. 3) Иногда прячущий рассчитывает на отталкивающий эффект места сокрытия : собачьи будки, ульи, клетки диких животных, розетки, патроны, щитки, находящиеся под напряжением и т. п. 4) В расчете на прямолинейность действий следователя в качестве мест сокрытия используются стены здания, мебель, предметы обихода, мусор, дрова и т. п. 5) Если ставка сделана на утомляемость следователя используются книги, журналы и вообще большое количество однотипных вещей. б) Нередко тайник делается в обыденном, малоценном предмете (сахарнице, солонка, кусок хлеба, мыла, колбасы и т. п.) 7) Субъективно считая определенные места в доме, квартире «недоступными «, прячущие делают тайники за батареями, унитазом, картинами, в колодцах, печках и т. п.

При изучении следственного действия «Опознание» необходимо обратить внимание на тот факт, что описание объекта зачастую задача более сложная, чем его узнавание. Поэтому весьма часто возникает ситуация, когда опознающий дает описание лишь отдельных, опорных признаков и затрудняется описать индивидуальные признаки объекта, но твердо заявляет, что сможет при предъявлении опознать его. Для решения этой проблемы студенты должны вспомнить ранее изученную тему «Познавательные психические процессы» и проанализировать их роль в подготовке и проведении опознания.

Подробное описание индивидуальных признаков человека создает больше возможностей для оценки результатов предъявления для опознания. Однако могут возникнуть определенные трудности при полноте и точности описания признаков. Поэтому процесс опознания следует рассматривать как сложный психический акт, в котором могут присутствовать и элементы бессознательного. Поэтому и в тех случаях, когда опознающий не может описать индивидуальные признаки объекта, предъявление последнего для опознания не исключается.

Хотя допрос опознающего и является средством мобилизации его памяти, повышения психической активности, опознающего перед опознанием необходимо предварительно соответственно психически подготовить. Такая подготовка необходима: для вызова у опознающего психического состояния, активизирующего предстоящую деятельность, для оживления мысленного образа ранее воспринимающегося объекта; для активизации предстоящего изучения объекта и его сравнения с мысленным образом; для усиления волевых качеств, волевых усилий данной личности. Последнее обстоятельство, особенно важно иметь ввиду в тех случаях, когда опознающему приходится делать вывод о тождестве лица, которое, например, ему угрожало. Опознание будет иметь положительные результаты, если опознающий искренне желает осуществить опознание и будет достаточно активен.

В настоящее время выделяют два типа опознания: симультанное и сукцессивное. По первому типу происходит мгновенное опознание предъявленного объекта без выделения отдельных его деталей (примет), по второму – опознание предъявленного объекта на уровне логического анализа и сравнения его отдельных характерных особенностей с чертами образа, который хранится в памяти. Опознание по первому типу в юридической практике  считается более надежным, хотя с психологической точки зрения это утверждение является спорным.

Подготовка к производству данного следственного действия включает как собственную психологическую подготовку следователя, так и тех лиц, которые являются участниками опознания. Кроме психологической подготовки опознающего, юрист должен создать все необходимые условия для процесса опознания, К ним относятся место предъявления для опознания, освещенность и т.д. Условия должны, как правило, соответствовать условиям первичного восприятия, так как во многом от них зависит надежность опознания.

Местом предъявления для опознания чаще всего является служебный кабинет следователя. Это, однако, не исключает возможность проведения опознания в обстановке и в условиях, в которых ранее опознающий наблюдал опознаваемого. Место предъявления для опознания должно быть хорошо освещенным естественным светом (если не требуется иного) и достаточно просторным (особенно когда опознание проводится по функционально-динамическим признакам). Если опознание проводится по голосу, нужно позаботиться о соответствующих акустических условиях.

Опознаваемым может быть предложено изменить позу, встать, повернуться, сделать какие-нибудь  жесты, пройти некоторое расстояние, чтобы были видны осанка, походка. При необходимости в процессе опознания можно изменить степень и направленность освещения. Все это целесообразно  фиксировать видеосъемкой, причем съемку в момент опознания рекомендуется выполнять непрерывно, так как это позволяет зафиксировать эмоциональное проявления опознаваемого и опознающего, что также важно для оценки в полученных результатов.

Следует обращать внимание на те сложности, которые могут встретиться при проведении нетрадиционных, сложных видов опознания. Например, опознание по голосу, по динамическим признакам: походке, бегу, выполнении каких-либо движений, по запаху и т. п.

В таких случаях особое внимание необходимо уделить психологической подготовке опознающего, а именно, его психологической адаптации к условиям опознания.

Свои особенности имеет опознание по голосу и речи. Предъявление для опознания по голосу и речи должно проводиться при соблюдении условий, которые бы исключали преднамеренное изменение голоса и речи опознаваемым. Для этого необходимо организовать опознание таким образом, чтобы опознающий не видел опознаваемого, а только слышал его голос и одновременно имел возможность сравнить особенности его голоса и речи с голосом и речью других лиц. При этом важно обеспечить нормальные  условия слышимости.

Оценка результатов опознания производимая следователем носит сложный характер, так как в его оценке данные о признаках объекта и данные наблюдения самого акта опознания, носят фрагментарный характер и не содержат всего комплекса признаков, создающего твердую уверенность в произведенном опознании. Кроме того, он непосредственно не воспринимал лицо при первичном наблюдении и поэтому относительно этого момента его представления опосредствованы теми данными, которые содержатся в сообщении допрашиваемого.

Подлежит оценке и психическая реакция субъекта, сопровождающая узнавание, внешне выражающаяся в уверенности избрания среди предъявленных лиц именно того, который наблюдался ранее. Неуверенность в своих выводах, длительное сравнение предъявляемого также дает материал для оценки результатов опознания.

 

Тема №7. Судебно-психологическая экспертиза.

При подготовке данной темы необходимо усвоить несколько общих положений. В частности экспертиза – одна из форм применения научных и технологических достижений в деятельности правоохранительных органов преимущественно уголовно-процессуальной. Экспертиза назначаемое и осуществляемое с соблюдением определенных правовых норм исследование на основе применения специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле с дачей заключения, которому закон придает значение источника доказательств или, говоря иначе, - средства доказывания.

Признаками понятия судебной экспертизы являются а) ее подготовка, назначение и проведение с соблюдением специального правового регламента, определяющего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, лица, назначающего экспертизу, а также права обвиняемого (подозреваемого) в связи с этим, б) проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла, в) дача заключения, имеющего статус источника доказательства. Экспертизу недопустимо назначать для решения правовых вопросов, в частности о наличии состава преступления, доказанности или недоказанности совершения преступления определенным лицом, его виновности и форме вины, т.е. вопросов, решение которых требует специальных знаний, не выходящих за рамки профессиональной подготовки следователя, прокурора или судьи.

Особо следует подчеркнуть, что основной задачей СПЭ является научно – обоснованная диагностика непатологических правозначимых психологических аномалий.

К компетенции СПЭ следует отнести установление:

·           • способности обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью осознавать значение своих действий и руководить ими ;

·           • способности обвиняемых, свидетелей, потерпевших, с учетом их индивидуально - психологических и возрастных особенностей, состояния, умственного развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

·           способности потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий;

·           наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта;

·           возможности возникновения различных психических состояний, препятствующих осуществлению профессиональных функций (в частности, взаимодействия с техникой)

·           психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший смерти;

·           признаков оказываемого на подозреваемого N психологического давления, внушения, заученности, фантазирования, которые могли бы свидетельствовать о недобровольности либо несамостоятельности дачи показаний.

 

Тема №8 Психология судебной деятельности.

Следует обратить внимание на психологическую структуру судебной деятельности, психологическую сущность организации судебного заседания, судебного ритуала. Особенности познавательной, конструктивной, воспитательной деятельности судьи, психологические особенности отдельных стадий судебной деятельности.

 

Тема 9 Основы пенитенциарной психологии.

Следует обратить внимание на психологическую сущность основных функций исправительного учреждения: карательную, воспитывающую, обеспечивающую. Выявить психологический смысл дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, основных направлений ресоциализирующей деятельности, мер превенции. Необходимо увидеть специфику, психологическую природу влияния лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных, конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

 

1.3.В процессе изучения курса предполагается обязательная работа с литературой (монографической и справочной, статьями в журналах и сборниках). Поскольку студентам приходится изучать значительное количество литературных источников, к их чтению нужно подходить дифференцированно. Иногда достаточно лишь бегло ознакомиться с содержанием книги, нередко нужно детально изучить отдельную главу или даже параграф, а подчас требуется тщательно прочитать всю книгу. Положительных результатов в изучении литературы можно добиться только при условии, если эта работа будет носить систематический характер.

Приступая к самостоятельной работе с книгой, полезно иметь под рукой разнообразный справочный материал, программу курса, конспекты лекций, методические пособия по рассматриваемым темам, кодексы, словари и т.п.

Важным элементом в работе с книгой является ознакомление с её структурой и предисловием. В предисловии автор вводит читателя в проблему, раскрывает методы работы с материалом, в ряде случаев давая пояснения, без которых работа с книгой существенно усложняется.

Самым распространённым недостатком в работе с книгой является формально (механическое) чтение. Однако читать надо творчески, осмысленно. Важно выделить главные идеи, разобраться в аргументации, увидеть и понять взаимосвязь выдвигаемых доводов.

Для прочного усвоения материала целесообразно конспектировать прочитанное, в отдельных случаях бывает достаточно плана. При использовании цитат, положений, заимствованных из литературных источников, следует делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствование текста без ссылки на источник (плагиат) не допускается. В тексте конспекта рекомендуется отмечать соответствующие страницы книги, чтобы в случае необходимости, можно было отыскать нужное место.

Немаловажное значение имеет и техническая сторона оформления конспекта, всего материала, полученного при самостоятельной работе с литературным источником. Записи должны представлять собой определённую систему, вестись аккуратно, систематически. Этот материал будет полезен при подготовке к семинару, к экзамену, при написании контрольной, курсовой, дипломной работы. Этот же материал может пригодиться в будущей практической деятельности.

1.4. При работе с тестами студент должен иметь в виду следующее. Тесты содержат ключевые вопросы темы. Ответы на них предлагаются в виде конкретных формулировок точных и полных, не полных, близких по смыслу к правильным и полным ответам. В ряде случаев ответы могут быть правильными и полными, но на близкие по содержанию вопросы данной темы. Правильных ответов может быть один или несколько. Если при нескольких правильных ответах будет иметь значение их последовательность, это будет оговорено в примечании к вопросу или самом вопросе. При выборе правильного ответа необходимо быть внимательным и указывать ответ, максимально соответствующий содержанию вопроса.

1.5. Готовиться к экзамену по юридической психологии необходимо начинать в самом начале первой лекции по предмету. При конспектировании содержания лекции следует стремиться проникнуть в сущность вопроса, понять его юридико-психологический смысл. Очень полезны вопросы лектору по ходу лекции (если лектор предлагает это сделать), после её окончания, на семинарах, консультациях, в то числе предэкзаменационных. Целесообразно в лекционных конспектах оставлять места для последующего дополнения лекционного материала из учебников, учебных пособий, монографий и т.п. в процессе проработки темы после лекции, при подготовке к семинарскому или практическому занятию. Можно дополнять лекционный материал примерами из практики (практические занятия, практика, стажировка, беседы с практическими работниками), собственными размышлениями по теме, по поводу конкретного заинтересовавшего Вас вопроса. При подготовке к семинарскому занятию по теме материал систематизируется, реконструируется в соответствии с вопросами, выносимыми на семинар. Таким образом, у Вас создаётся основательная информативная база по теме, формируются умения и навыки оперировать данной информацией в конкретных ситуациях, при изменяющихся обстоятельствах. При изучении последующих тем Вы получаете представление о взаимосвязи понятий, закономерностей, процессов, составляющих содержание изучаемого предмета. В дни, отведённые на подготовку к экзамену, Вам необходимо будет только просмотреть наиболее сложные для Вас темы, систематизировать все знания по предмету, уточнить отдельные положения, повторить то, что вызывало наибольшие трудности при изучении.

 

РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы, задачи по темам лекций

 

Тема. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Проблемы и задачи её психологического обеспечения.

 

Вариант 1.

1. Познание события совершенного преступления осуществляется путем:

а) опроса очевидцев преступления;

б) построения мысленной модели на основании собираемой, оцениваемой, систематизируемой информации, постоянно дополняемой в ходе расследования;

в) анализа аналогичных ситуаций, которые достоверно известны следователю из собственного опыта или из опыта коллег;

г) все ответы правильные.

2. Какой вид мышления позволяет разгадать, предвосхитить действия правонарушителя:

а) анализ;

б) оценка;

в) синтез;

г) рефлексия.

3. Интуитивный способ мышления состоит в:

а) движение к цели путем постепенного решения отдельных вопросов и в конце нахождение истины;

б) нахождение истины сразу же, возвращение к началу  и доказывание найденной истины;

в) нахождение истины путем консультации у коллег;

г) все ответы неправильные.

4. Способы решения мыслительных задач:

а) дискурсивный;

б) конструктивный;

в) оценка доказательств;

г) интуитивный.

5. Большую роль в предотвращении профессиональной деформации играют:

а) строгий надзор;

б) совершенствование моральных качеств, процессуальная регламентация, планирование деятельности, наличие разнообразных интересов, здоровый коллектив;

в) смена работы;

г) предоставлений дополнительного отпуска, снижение контроля, материальные и моральные поощрения.

 

ВАРИАНТ 2.

 

1. Удостоверительная деятельность следователя должна быть направлена на:

а) оценку полученной  в ходе предварительного расследования информации;

б) доказывание достоверности полученной информации;

в) фиксацию устанавливаемых элементов, собственных действий и действий других лиц в предусмотренной законом форме;

г) удостоверение полученных сведений собственной подписью.

 

2. Какой вид мышления не свойственен следователю:

а) рефлексия;

б) анализ;

в) синтез;

г) все свойственны.

 

3.  Профессиограмма это:

а) комплексная иерархическая структура, в которой  все стороны деятельности, а также личностные свойства, знания, умения и навыки представлены в их взаимной связи и взаимной зависимости;

б) структура деятельности,  в которой отражены необходимые личностные качества следователя;

в) совокупность сторон деятельности, знаний,  умений и навыков отдельно друг от друга;

г) совокупность сторон деятельности, знаний,  умений и навыков в одной системе.

 

4. Экстремальность в деятельности следователя обуславливается:

а) внешними факторами;

б) физическими факторами среды;

в) постоянно действующими эмоциональными факторами;

г) конфликтностью деятельности.

 

5. Предпосылками профессиональной деятельности являются:

а) низкий уровень нравственного  развития, отсутствие самокритичности;

б) строгий надзор и четкая регламентация деятельности;

в)низкий уровень образования;

г) карьеризм.

 

ВАРИАНТ 3.

 

1. Удостоверительная деятельность следователя должна быть направлена на:

а) доказывание достоверности полученной информации;

б) удостоверение полученных сведений собственной подписью;

в) оценку полученной  в ходе предварительного расследования информации;

г) фиксацию устанавливаемых элементов, собственных действий и действий других лиц в предусмотренной законом форме.

 

2. Профессиограмма это:

а) структура деятельности,  в которой отражены необходимые личностные качества следователя;

б) совокупность сторон деятельности, знаний,  умений и навыков отдельно друг от друга;

в) комплексная иерархическая структура, в которой  все стороны деятельности, а также личностные свойства, знания, умения и навыки представлены в их взаимной связи и взаимной зависимости;

г) совокупность сторон деятельности, знаний,  умений и навыков в одной системе.

 

3. Дискурсивный способ мышления состоит в:

а) движение к цели путем постепенного решения отдельных вопросов и в конце нахождение истины;

б) нахождение истины сразу же, возвращение к началу  и доказывание найденной истины;

в) нахождение истины путем консультации у коллег;

г) все ответы неправильные.

 

4. Какой вид мышления не свойственен следователю:

а) анализ;

б) рефлексия;

в) синтез;

г) все свойственны.

 

5. Профессиональная деформация это:

а) нежелательные изменения в личности специалиста отрицательно влияющие на его работу;

б) положительные изменения в личности специалиста оказывающие стимулирующее влияние на его работу;

в) прогнозируемые изменения в личности специалиста;

г) не прогнозируемые изменения в личности специалиста.

 

Тема Психологический анализ преступной деятельности. Психология преступного поведения. Психология личности преступника.

 

1-й вариант

 

1. Тип личности преступника, у которого не сформированы положительные социальные позиции, удерживающие личность от антиобщественных поступков в неблагоприятных ситуациях:

1.              ; корыстный;

2.              антисоциальный;

3.              с дефектами психической саморегуляции;

4.              асоциальный

5.              корыстно-насильственный;

6.              насильственный

 

2. Наиболее важные компоненты социализации личности:

1.              выполнение социальных ролей;

2.              конформность;

3.              социально- психологическая адаптация личности;

4.              структура и содержание общений;

5.              социальный контроль;

6.              негативизм;

7.              эмоциональное восприятие;

8.              внушаемость;

9.              восприятие социального опыта.

 

3. Причинами возникновения дефектов социального опыта являются:

1.              отсутствие психофизиологических свойств, качеств личности;

2.              обязательная система связей не выполняет своих функций;

3.              отсутствием контроля передачи и восприятия содержания передаваемого опыта;

4.              сознательное отрицание значимости выполняемой роли;

5.              нарушена внешняя структура общений;

6.              ценностные ориентации микроколлектива, в котором личность чаще всего находится, и где происходит его социализация;

7.              отрицательное отношение к социальной роли из - за недостаточно полного понимания ее значимости, престижа.

 

4. Защитная мотивация предполагает действия направленные на:

1.              оправдание своих противоправных действий;

2.              перенос защитной агрессии со слабого объекта на объект способный оказать сопротивление;

3.              защиту от внешней угрозы, которой реально может и не быть;

4.              завоевание социального статуса;

5.              оправдание своих противоправных действий

6.              защита на социально-психологическом уровне;

7.              защита и утверждение на индивидуальном уровне.

 

5. Мотивы самооправдания преступного поведения проявляются:

1.              в защите от внешней угрозы, которой реально может и не быть;

2.              в получении острых ощущений, интеллектуальном противоборстве, умении максимально использовать благоприятные обстоятельства;

3.              в искажении представлений о криминальной ситуации;

4.              в изображении себя жертвой принуждения, вероломства;

5.              в минимизации и приукрашивании своей роли;

6.              в облагораживании истинных мотивов своих действий;

7.              в утверждении на социально-психологическом уровне;

8.              в утверждение на индивидуальном уровне.

 

2-й вариант

1. Тип личности преступника, постоянно готового к совершению преступления, поведение его регулируется устойчивыми подсознательными криминальными убеждениями:

1.              асоциальный;

2.              рецидивный;

3.              антисоциальный;

4.              с дефектами психической саморегуляции;

5.              корыстный;

6.              корыстно-насильственный;

7.              насильственный.

2. Наиболее важные компоненты социализации личности:

1.              конформность;

2.              восприятие социального опыта;

3.              социально- психологическая адаптация личности;

4.              негативизм;

5.              структура и содержание общений;

6.              социальный контроль;

7.              эмоциональное восприятие;

8.              внушаемость;

9.              выполнение социальных ролей.

3. Причинами дефектов выполнения социальных ролей являются:

1.              отсутствие психофизиологических свойств, качеств личности;

2.              обязательная система связей не выполняет своих функций;

3.              отсутствие необходимых знаний, умений, навыков;

4.              отсутствием контроля передачи и восприятия содержания передаваемого опыта;

5.              сознательное отрицание значимости выполняемой роли;

6.              нарушена внешняя структура общений;

7.              отрицательное отношение к социальной роли из- за недостаточно полного понимания ее значимости, престижа.

 

4. Мотивами антисоциальной деятельности личности являются:

1.              антисоциальные;

2.              игровые;

3.              сексуальные;

4.              самоутверждения;

5.              психологические;

6.              защитные

7.              замещения

8.              самооправдания

5. Мотивы замещения предполагают действия направленные на:

1.              оправдание своих противоправных действий;

2.              перенос агрессии со слабого объекта на объект способный оказать сопротивление и продемонстрировать силу воздействующего лица;

3.              защиту от внешней угрозы, которой реально может и не быть;

4.              завоевание социального статуса замещающего недоступную цель;

5.              замещение своих противоправных действий иными, более социально выигрышными;

6.              утверждение на социально-психологическом уровне;

7.              утверждение на индивидуальном уровне;

замена первоначальной цели, по какой- либо причине недостижимой, на другую – доступную;

 

3-й вариант

1 Тип личности преступника, совершившего преступление в результате случайного стечения обстоятельств.

1.              асоциальный;

2.              антисоциальный;

3.              с дефектами психической саморегуляции;

4.              корыстный;

5.              корыстно-насильственный;

6.              насильственный.

 

2. Наиболее важные компоненты социализации личности:

1.              внушаемость;

2.              выполнение социальных ролей;

3.              конформность;

4.              негативизм;

5.              структура и содержание общений;

6.              социальный контроль;

7.              эмоциональное восприятие;

8.              социально- психологическая адаптация личности;

9.              восприятие социального опыта.

 

3. Причинами возникновения дефектов структуры и содержания связей (общений) являются:

1.              отсутствие психофизиологических свойств, качеств личности;

2.              обязательная система связей не выполняет своих функций;

3.              отсутствие необходимых знаний, умений, навыков;

4.              отсутствием контроля передачи и восприятия содержания передаваемого опыта;

5.              сознательное отрицание значимости выполняемой роли;

6.              нарушена внешняя структура общений;

7.              отрицательное отношение к социальной роли из- за недостаточно полного понимания ее значимости, престижа.

 

4. Мотивы самоутверждения предполагают действия направленные на:

1.              завоевание социального статуса;

2.              оправдание своих противоправных действий

3.              перенос агрессии со слабого объекта на объект способный оказать сопротивление;

4.              утверждение на социально-психологическом уровне;

5.              реальная защита от внешней угрозы, которой реально может и не быть;

6.              утверждение на индивидуальном уровне.

 

5. Игровые мотивы предполагают действия направленные на:           

1.              защиту от внешней угрозы, которой реально может и не быть;

2.              минимизацию и приукрашивание своей роли;

3.              облагораживание истинных мотивов своих действий;

4.              оправдание своих противоправных действий;

5.              получение острых ощущений, интеллектуальное противоборство, умение максимально использовать благоприятные обстоятельства;

6.              перенос агрессии со слабого объекта на объект, способный оказать сопротивление и продемонстрировать силу воздействующего лица;

7.              утверждение на индивидуальном уровне. 

 

Тема Изучение личности и оказание на нее психологического воздействия в юридической практике

Вариант 1

1.     Из ниже перечисленных задач, решаемых на предварительном следствии в процессе психодиагностики, укажите те, которые имеют процессуальный характер:

1.              воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его последующей ресоциализации;

2.              выбор тактических приемов, способствующих  успешному производству следственных действий;

3.              выявление причин конкретного преступления;

4.              правильная квалификация совершенного преступления;

5.              установление психологического контакта с участниками ПС.

6.              все ответы правильные.

2.     Укажите, какие методы психодиагностики преимущественно используются следователем в процессе допроса:

1.              метод общения независимых характеристик;

2.              метод беседы;

3.              метод анализа результатов преступной деятельности;

4.              метод наблюдения;

5.              метод эксперимента;

6.              все ответы правильные

 

3.Укажите, с помощью какого психодиагностического метода на ПС может быть процессуально установлено состояние аффекта у лица в момент совершения им противоправных действий:

1.              обобщение независимых характеристик;

2.              беседы;

3.              наблюдения;

4.              эксперименты;

5.              метод экспертных оценок;

6.              все ответы правильные.

4.     Воздействие одного человека на другого (на ПС) – это:

1.              процесс совместной деятельности двух и более лиц с целью решения профессиональной задачи;

2.              процесс передачи информации, имеющей целью вызвать необходимую реакцию со стороны реципиента;

3.              передача социального опыта и воспитание мотивов деятельности индивида;

4.              составление программы поведения реципиента в конкретной ситуации;

5.              все ответы правильные.

5.     Из приведенного ниже перечня исключите психодиагностические методы:

1.              методы регулируемых общений;

2.              метод примера;

3.              метод убеждения;

4.              метод обобщения независимых характеристик;

5.              эмоциональный эксперимент;

6.              метод наблюдения.

6.     Укажите признаки, отличающие психическое насилие от правомерно допустимого воздействия:

1.         противоречие воле и желаниям объекта воздействия;

2.         ограничение прав и свободы выбора линии поведения;

3.         противоречие законности и нравственным принципам общества;

4.         процессуальное закрепление результатов воздействия;

5.         все ответы правильные.

 

Вариант 2.

1.     Укажите условия, подлежащие учету при использовании метода обобщения независимых характеристик на ПС.

1.            непосредственный контакт следователя с источником информации;

2.            обязательная устная форма сообщения информации;

3.            обязательная письменная форма сообщения информации об изучаемом лице;

4.            учет особенностей источника информации, вероятности субъективизма в оценке;

5.            все ответы правильные.

2.     Из приведенного ниже перечня исключите методы, не являющиеся психодиагностическими:

1.              анализа результатов (продуктов) деятельности;

2.              беседа с изучаемым лицом;

3.              метод экспертных оценок;

4.              метод передачи информации;

5.              наблюдение за изучаемым в различных ситуациях общения;

6.              метод регулируемых общений.

3.     Какой из ниже перечисленных методов изучения личности на ПС предполагает обязательное процессуальное закрепление его результатов?

1.              метод анализа результатов (продуктов) деятельности;

2.              метод беседы;

3.              метод экспертных оценок;

4.              метод наблюдения;

5.              метод общения независимых характеристик.

4.     Необходимое условие воздействия одного человека на другого – это:

1.              применение технических средств;

2.              особые психические состояния взаимодействующих лиц;

3.              использование информационных данных, полученных непосредственным путем;

4.              использование информации, полученной опосредованным путем;

5.              наличие реальной актуальной информации.

5.     Из приведенного ниже перечня исключите психодиагностические методы:

1.              метод постановки и варьирования мыслительных задач;

2.              метод приказа;

3.              метод беседы;

4.              метод регулируемых общений;

5.              эмоциональный эксперимент;

6.              метод наблюдения.

6.     Укажите ведущую динамическую информационную модель, используемую следователем при проверке показаний на месте:

1.              наглядно-образная;

2.              графическая;

3.              абстрактно-логическая;

4.              комбинированная.

 

Вариант 3.

1.              укажите следственные действия, в ходе которых для решения психодиагностических задач юрист опирается на метод анализа результатов (продуктов) деятельности:

1.              представление для опознания;

2.              проверка показаний на месте;

3.              осмотр места происшествия;

4.              очная ставка;

5.              допрос.

2.              Из приведенного ниже перечня выберите психодиагностические методы, применяемые следователем на предварительном следствии:

1.              метод постановки и варьирования мыслительных задач;

2.              метод примера;

3.              наблюдение за изучаемым лицом в различных ситуациях общения;

4.              метод передачи информации;

5.              метод обобщения независимых характеристик;

6.              инструментальные методы изучения личности.

3.              Укажите основные факторы, определяющие объем и направление изучения личностных особенностей участников предварительного следствия:

1.              навыки психодиагностики, имеющиеся у следователя;

2.              социальный статус участника ПС;

3.              возможность непосредственного контакта следователя с изучаемым лицом;

4.              процессуальный статус участника ПС;

5.              профессиональная принадлежность участника ПС;

6.              конкретная цель изучения личности на ПС.

4.              Под реальной актуальной информацией понимают:

1.              любые сведения, которые получают, перерабатывают и передают другому лицу;

2.              данные о психическом развитии лица, на которое оказывают воздействие;

3.              не используемые процессуально для решения задач предварительного следствия сведения;

4.              все ответы правильные.

 

5.              Из приведенного ниже перечня исключите психодиагностические методы:

 

1                метод обобщения независимых характеристик;

2                метод наблюдения;

3                лабораторный эксперимент;

4                метод примера;

5                метод передачи информации;

6                эмоциональный эксперимент.

 

5.              Укажите психическое явление, побуждающее человека к изменению им своего поведения:

1.              критическая оценка поступающей информации;

2.              защитная доминанта;

3.              состояние фрустрации;

4.              когнитивный диссонанс;

5.              потребностное состояние «информационного голода»;

6.              состояние психической готовности к действию

 

Тема Учёт в юридической практике психологических закономерностей в процессе производства следственных действий.

 

Осмотр места происшествия

1. Процесс собирания информации о происшедшем преступном событии на месте его совершения зависит, прежде всего, от:

а) степени развитости у следователя поисковых способностей;

б) наличия или отсутствия здоровой рабочей атмосферы в следственно-оперативной группе;

в) характера физических и психологических условий на месте преступления;

 

2. Поисковые способности следователя зависят от развитости у него таких личностных качеств, как:

а) интеллекта и креативности, криминалистической наблюдательности, отличной памяти, внимательности, избирательной направленности восприятия;

б) большой настойчивости, решительности, самостоятельности, терпения, выдержки, самообладания;

в) честности, правдивости, гуманизма;

 

3. Какие данные, устанавливаемые в ходе осмотра места происшествия, не являются «личностной информацией»:

а)о мотивах и целях действий преступления на месте происшествия;

б) о половой принадлежности и возрасте преступника

в) способах проникновения и времени пребывания, способах сокрытия следов.

г) данные об эмоциональных состояниях правонарушителя;

д) данные об изменениях обстановки места происшествия;

е) все ответы правильные.

 

4. Психологические особенности осмотра места происшествия включают в себя такие  объективные факторы, как:

а) незаменимость данного следственного действия определяется тем, что получаемая при осмотре информация чаще всего невосполнима;

б) сложности, обусловленные внешними факторами (холод, жара, снег, туман, большая или очень малая площадь и т. д);

в) «Страх ошибки», выражающийся в излишнем волнении, снижении разумной активности, целенаправленности, неспособности самоорганизации и организации деятельности группы;

г) наличие глубоких криминалистических знаний. Криминалистическая наблюдательность, способность правильно отобрать информацию;

д) неотложность проведения осмотра М.П. Отсрочка ведет к изменению обстановки, утрате следов, вещественных доказательств, забыванию свидетелями и потерпевшими деталей.

5. Психологические особенности осмотра места происшествия включают в себя такие  субъективные факторы, как:

а) психологический фон преступления. Положительное и отрицательное его воздействие;

б) психологическое состояние. Эффективность в большой степени зависит от состояния органов чувств, психофизиологической выносливости оперативного сотрудника, его активности, эмоциональной уравновешенности, сосредоточенности внимания;

в) неопределенность следственной ситуации;

г) дефицит информации, сопутствующий решению многих познавательных задач в ходе осмотра, а также задач по организации розыскных мероприятий;

д) развитость криминалистической наблюдательности. Выделение таких изменений в окружающей обстановке, поведении людей, которые имеют или могут иметь отношение к событию преступления.

 

6. Укажите положения характеризующую преступную инсценировку :

а) способ введения в заблуждение;

б) рефлексивная игра со следователем;

в) преобразование следов происшествия;

г) демонстрация ложной очевидности.;

д) все ответы правильные.

 

7. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях:

а) Оставленные на месте преступления ……. позволяют следователю с высокой вероятностью определить ……………. преступника.

б) О том, что преступление ……………………, свидетельствует способ преступления (взлом, перемещение тяжелых предметов, сильные удары ножом, применение инструментов).

в) Представление о ……………. преступника можно составить по ……………..  совершения преступления, по предмету посягательства.

г) Следы на месте происшествия содержат информацию о …………….и …………….. преступника.

 

8. Укажите типичные задачи, решаемые следователем на месте происшествия:

а) определение пола преступника

б) способ совершения

в) выявление черт характера;

г) установление возраста преступника;

д) установление профессиональных навыков, знаний, умений преступников;

е) определение мотива преступления;

ж) установление эмоциональных состояний;

 з) все ответы правильные.

 

9. Осмотр места происшествия с точки зрения психологии является действием, которое характеризуется:

а) неопределенностью элементов познания;

б) исследованием определенного объема фактов

в) анализом конкретного вещественного доказательства

10. Объективно существующая связь между результатами преступной деятельности и личностью правонарушителя устанавливается на этапе:

а) в процессе восприятия обстановки места происшествия;

б) мысленного анализа следов и вещественных доказательств;

в) установление причинного отношения обнаруженного к событию преступления;

г) построение мысленной модели происшедшего события;

д) все ответы правильные.

11.Наличие огромного объема информации на месте происшествия может приводить к:

а) рассеиванию внимания

б) сосредоточенности на восприятие фактов;

в) отвлечению внимания на факты не имеющих решающего значения для расследования дела;

12. Из приведенного ниже перечня исключите виды деятельности не представленные в осмотре места происшествия:

 а) удостоверительная;

 б) воспитательная;

 в) реконструктивная;

 г) организационно-управленческая;

 д) коммуникативная.

13. Множественные беспорядочные ножевые ранения на потерпевшем свидетельствуют о:

а) факте личного знакомства с потерпевшим;

б) об особой жестокости и садистских наклонностях преступника;

в) факте продолжительных конфликтных отношений существовавших между преступником и его жертвой;

г) состоянии физиологического аффекта у преступника имевшем место в данной ситуации;

д) устойчивых психических аномалиях имевшихся у правонарушителя.

 14. Какими факторами преимущественно определяется направление поисковой деятельности при осмотре места происшествия:

 а) наличием глубоких криминалистических  знаний у следователя; 

 б) численностью следственной - оперативной группы;

 в) особенностями материальной обстановки места происшествия;

 г) первоначальной мысленной моделью о происшедшем событии;

 д) технической оснащенностью следственной - оперативной группы.

 

1 вариант

1. Процесс сбора информации о происшедшем преступном событии на месте его совершения зависит прежде всего от:

а) степени развитости у следователя поисковых способностей;

б) наличия или отсутствия здоровой рабочей атмосферы в следственно-оперативной группе;

в) характера физических и психологических условий на месте преступления;

2. Какие данные устанавливаемые в ходе осмотра места происшествия не являются «личностной информацией»:

а) мотивах и целях действий преступления на месте происшествия;

б) данные о половой принадлежности и возрасте преступника

в) способах проникновения и времени пребывания, способах сокрытия следов.

г) данные об эмоциональных состояниях правонарушителя;

д) данные об изменениях обстановки места происшествия;

е) все ответы правильные.

 

3. Психологические особенности осмотра места происшествия включают в себя такие  субъективные факторы, как:

а) психологический фон преступления. Положительное и отрицательное его воздействие;

б) психологическое состояние. Эффективность в большой степени зависит от состояния органов чувств, психофизиологической выносливости оперативного сотрудника, его активности, эмоциональной уравновешенности, сосредоточенности внимания;

в) неопределенность следственной ситуации;

г) дефицит информации, сопутствующий решению многих познавательных задач в ходе осмотра, а также задач по организации розыскных мероприятий;

д) развитость криминалистической наблюдательности. Выделение таких изменений в окружающей обстановке, поведении людей, которые имеют или могут иметь отношение к событию преступления.

 

4. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях:

а) Оставленные на месте преступления ……. позволяют следователю с высокой вероятностью определить ……………. преступника.

б) О том, что преступление ……………………. , свидетельствует способ преступления (взлом, перемещение тяжелых предметов, сильные удары ножом, применение инструментов).

в) Представление о ……………. преступника можно составить по ……………..  совершения преступления, по предмету посягательства.

г) Следы на месте происшествия содержат информацию о …………….и …………….. преступника.

 

5. Осмотр места происшествия с точки зрения психологии является действием, которое характеризуется:

а) неопределенностью элементов познания;

б) исследованием определенного объема фактов

в) анализом конкретного вещественного доказательства

 

6. Множественные беспорядочные ножевые ранения на потерпевшем свидетельствуют о:

а) факте личного знакомства с потерпевшим;

б) об особой жестокости и садистских наклонностях преступника;

в) факте продолжительных конфликтных отношений существовавших между преступником и его жертвой;

г) состоянии физиологического аффекта у преступника имевшем место в данной ситуации;

д) устойчивых психических аномалиях имевшихся у правонарушителя.

 

7. Наличие огромного объема информации на месте происшествия может приводить к:

а) рассеиванию внимания

б) сосредоточенности на восприятие фактов;

в) отвлечению внимания на факты не имеющих решающего значения для расследования дела;

 

2 вариант

1. Поисковые способности следователя зависят от развитости у него таких личностных качеств, как:

а) интеллекта и креативности, криминалистической наблюдательности, отличной памяти, внимательности, избирательной направленности восприятия;

б) большой настойчивости, решительности, самостоятельности, терпения, выдержки, самообладания;

в) честности, правдивости, гуманизма;

 

2. Психологические особенности осмотра места происшествия включают в себя такие  объективные факторы, как:

а) незаменимость данного следственного действия определяется тем, что получаемая при осмотре информация чаще всего невосполнима;

б) сложности, обусловленные внешними факторами (холод, жара, снег, туман, большая или очень малая площадь и т. д);

в) «Страх ошибки», выражающийся в излишнем волнении, снижении разумной активности, целенаправленности, неспособности самоорганизации и организации деятельности группы;

г)  наличие глубоких криминалистических знаний. Криминалистическая наблюдательность, способность правильно отобрать информацию;

д) неотложность проведения осмотра М.П. Отсрочка ведет к изменению обстановки, утрате следов, вещественных доказательств, забыванию свидетелями и потерпевшими деталей.

 

3. Укажите положения характеризующую преступную инсценировку :

а) способ введения в заблуждение;

б) рефлексивная игра со следователем;

в) преобразование следов происшествия;

г) демонстрация ложной очевидности.;

д) все ответы правильные.

 

4. Укажите типичные задачи, решаемые следователем на месте происшествия:

а) определение пола преступника

б) способ совершения

в) выявление черт характера;

г) установление возраста преступника;

д) установление профессиональных навыков, знаний, умений преступников;

е) определение мотива преступления;

ж) установление эмоциональных состояний;

 з) все ответы правильные.

5. Объективно существующая связь между результатами преступной деятельности и личностью правонарушителя устанавливается на этапе:

а) в процессе восприятия обстановки места происшествия;

б) мысленного анализа следов и вещественных доказательств;

в) установление причинного отношения обнаруженного к событию преступления;

г) построение мысленной модели происшедшего события;

д) все ответы правильные.

6. Из приведенного ниже перечня исключите виды деятельности не представленные в осмотре места происшествия:

 а) удостоверительная;

 б) воспитательная;

 в) реконструктивная;

 г) организационно-управленческая;

 д) коммуникативная.

 

7. Какими факторами преимущественно определяется направление поисковой деятельности при осмотре места происшествия:

 а) наличием глубоких криминалистических  знаний у следователя; 

 б) численностью следственной - оперативной группы;

 в) особенностями материальной обстановки места происшествия;

 г) первоначальной мысленной моделью о происшедшем событии;

 д) технической оснащенностью следственной - оперативной группы.

 

Психология допроса

 

1 вариант

1. С какими основными процессами связана познавательная функция психологии на допросе:

а) диагностика личности допрашиваемого;

б) реализация системы психологических приемов, способствующих получению информации;

в) оценка полученной на допросе информации с точки зрения достоверности и доказательственного значения;

г) все ответы правильные.

 

2.  Отметьте причины, которые вызывают сложность установление психологического контакта на допросе:

а) низкая психологическая подготовленность следователя;

б) ограниченность во времени, влияющая на глубину анализа;

в) состояние допрашиваемого, находящегося в системе судопроизводства.

                                                                                                                                   

3. Укажите, что позволяет выявить метод наблюдения в ходе допроса:

а) особенности темперамента;

б) свойства характера;

в) демографические данные;

г) психическое состояние;

д) социально-психологические качества.

 

4. Укажите формы, по которым реализуется метод независимых характеристик:

а) получение сведений из характеристик;

б) получение сведений из показаний других лиц;

в) получение сведений путем реализации мероприятий ОРД;

г) по результатам деятельности;

д) все ответы правильные.

 

5. Какому важному компоненту следует уделить внимание в ходе допроса:

а) паралингвистике;

б) физиогномике;

в) графологическим пробам;

г) все ответы правильные.

 

6.  Укажите основные социально-психологические факторы имеющие значение для формирования показаний:

а) социальный статус;

б) социальная роль;

в) профессиональная деятельность;

г) национальность;

д) уровень развития общей культуры;

е) жизненный опыт;

ж) возраст;

з) все ответы правильные.

 

7. Выделите объективные факторы определяющие готовность следователя к допросу:

а) положительное эмоционально-волевое состояние;

б) выдержка и терпимость; (неконфликтность)

в) обстоятельное изучение материалов дела;

г) составление подробного плана допроса;

д) все ответы правильные.

 

2 вариант

 

1.  Знание психических характеристик допрашиваемого помогают:

а) установить психологический контакт;

б) определить эффективные приемы воздействия;

 

2. Укажите методы психологической диагностики личности на допросе:

а) наблюдение;

б) беседа;

в) метод обобщения независимых характеристик;

г) анкетирование;

д) изучение продуктов деятельности;

е) тестовые испытания;

ж) все ответы правильные.

 

3. Укажите, что должен юрист учитывать при оценке получаемой на допросе информации:

а)  возрастные особенности допрашиваемых.

б) категорию лиц обладающих повышенной внушаемостью;

в) психодинамические особенности допрашиваемого лица;

г) знать, что получить интересующую органы следствия информацию, можно только используя систему вопросов, основанных на знании психики человека;

д) все ответы правильные.

 

4. Метод независимых характеристик является методом получения информации о:

а) контактах и поведении личности в разных социальных ситуациях и на разных уровнях связей;

б) динамических свойствах темперамента;

в) склонности к фантазии, внушаемости.

г) способности воспринимать, понимать, давать показания,

д) структуре мотивационной сферы.

 

5. Укажите, какие аспекты включает в себя паралингвистика:

а) жесты, мимика, позы, телодвижения;

б) состояние, тип нервной системы;

в) особенности основывающиеся на форме носа, бровей, глаз;

г) особенности почерка;

д) все ответы правильные.

 

6. Укажите, в каких факторах проявляется особенность личностной реконструкции материала:

а) в искажении смыслового содержания исходного материала;

б) в иллюзорной конкретизации, детализации;

в) в замене содержания другим, сходным содержанием;

г) в объединении разрозненных элементов;

д) в разобщении или перемещении отдельных сторон исходного события;

е) все ответы правильные.

 

7. Выделите субъективные факторы, определяющие готовность следователя к допросу:

а) эмоциональная устойчивость;

б) изучение личности допрашиваемого лица;

в) успешное регулирование собственным психическим состоянием;

г) разработка и построение версий;

д) интеллектуальная эффективность;

е) все ответы правильные.

 

3 вариант

1. Выделите, психический процесс, который является основным во время проведения допроса:

а) память; воспроизведение ранее воспринятого содержания;

б) воображение;

в) ощущение;

г) мышление;

д) восприятие;

е) внимание.

 

2. Укажите, что необходимо избегать на допросе:

а) сильных возбуждающих действий;

б) целенаправленности с соблюдением определенных правил;

в) полного знания материалов дела;

г) умения устанавливать контакты с представителями разных социальных и возрастных групп;

д) сбора определенных сведений;

е) все ответы правильные.

 

3.  Выделите признаки, которые оказывают существенное влияние на припоминание информации:

а) гибкость ума ;

б) словарный запас;

в) речевая культура;

г) наблюдательность;

д) все ответы правильные.

4. Укажите, что позволяет диагностировать метод беседы в ходе допроса:

а) манеры допрашиваемого;

б) социально-демографические данные;

в) состояние органов чувств;

г) индивидуально-психологические качества;

д) все ответы правильные.

5.  Укажите приемы, характеризующие оказание правомерного психологического воздействия  на допросе:

а) убеждение;

б) использование положительных свойств личности допрашиваемого;

в) пресечение лжи;

г) внезапность;

д) отвлечение внимания;

е) создание «незаполненности»

ж) все ответы правильные.

6. Распознавание следователем образа допрашиваемого создает предпосылки для:

а) поддержания психологического контакта;

б) избрания следователем тактики допроса;

в) преодоления добросовестного заблуждения;

 

7. Выделите значимый фактор, по которому поступает к следователю основная информация:

а) изучение материалов уголовного дела;

б) изучение имеющихся материалов оперативно-розыскной деятельности;

в) во время самого допроса, в ходе непосредственного общения с допрашиваемым;

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!