Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по юридической психологии»

/ Психология
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

Лекция 1. Предмет «Юридической психологии», ее цели и задачи, место в системе наук. История возникновения и становления юридической психологии как науки.

Цель и основные задачи юридической психологии как прикладной, практически ориентированной отрасли научного знания. Психологическая сущность и структура предмета юридической психологии. Система юридико-психологического знания. Интегративный характер предмета юридической психологии. Концепция системы. Структура и состояние системы. Общенаучные и специальные методологические принципы юридической психологии (принцип юридической специфичности, принцип гуманности и законности и др.). Методы и методика юридико-психологического исследования.

Первые монографические работы по юридической психологии (К. Эккартегаузен, И. Шауманн и др.). Вклад отечественных ученых 18-го века в развитие юридической психологии (И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.М. Щербатый и др.). Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии. Изучение феномена преступности и личности преступника в первой половине 19-го века. Френологическая теория Ф. Галля; концепция «прирожденного преступника» Ч. Ломброзо. Изучение причин преступности отечественными и зарубежными учеными второй половины 19-го века. Обоснование юридической психологии как самостоятельной науки (Э. Клапаред, 1906 год). Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в 20-м столетии. Психотехники Г. Мюнстерберга. Развитие диагностического инструментария (тесты А. Бине, Ф. Люшера и др.).

 

Лекция 2. Психология личности. Акцентуации. Использование индивидуально-психологических особенностей личности в юридической практике.

Проблема личности в психологии. Влияние социальных и психологических факторов на формирование личности. Психологическая структура личности. Структура личности по Платонову. Социальное и биологическое в структуре личности, интегративные свойства. Особенности проявления биопсихических свойств в профессиональной деятельности сотрудника юрисдикционных органов. Акцентуации характера и их диагностика. Учёт и использование знаний об акцентуациях в юридической практике. Особенности проявлений характера в профессиональной деятельности юриста.

 

 

Лекция 3. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

Закономерности борьбы с современной преступностью, обуславливающие объективную необходимость психологической подготовки сотрудников юрисдикционных органов. Условия их профессиональной деятельности: большой объем достаточно разнообразной информации; наличие помех и противодействия заинтересованных лиц; высокая динамичность, изменчивость информации; дефицит времени; высокий уровень личной ответственности, и др.

Профессионально важные качества сотрудника юрисдикционных органов: коммуникативные качества и умения, интеллектуальные качества, особенности памяти, внимание и наблюдательность, волевые качества, эмоциональные особенности, моторные свойства и др.

Основные направления деятельности психолога ОВД: психологическое обеспечение работы с личным составом (работа с кадрами); психологическое обеспечение оперативно – служебной деятельности. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности. Влияние экстремальных ситуаций на психику и действия работников правоохранительных органов. Психологическое обеспечение переговорной деятельности при захвате заложников.

 

Лекция 4. Психологический анализ преступной деятельности. Психология преступного поведения.

Понятие преступного поведения, его психологическое содержание. Преступление как результат взаимодействия личностных свойств индивида и конкретной жизненной ситуации. Соотношение конкретного преступления и отклоняющегося поведения личности. Причины и условия преступного поведения. Отрицательное влияние среды как основа формирования антиобщественного образа жизни. Влияние социальных и психических характеристик преступника на восприятие криминогенной ситуации. Комплекс криминогенных причин, его роль в деформации образа жизни индивида. Психологические особенности преступного поведения на различных этапах (приготовление к преступлению, его совершение, сокрытие следов). Социально – психологическая классификация мотивов криминального поведения, ее характеристика и зависимость от уровня развития общественного сознания. Личность преступника и ее характерные черты. Соотношение биологического и социального в личности преступника. Формирование личности преступника. Механизмы усвоения личностью антиобщественных взглядов и ценностных ориентиров. Структура личности преступника, ее социальные роли и статусы, нравственно – психологические свойства, ценностные ориентации и направленность. Особенности личности преступника, исполняющего различные социальные роли. Понятие классификации личности преступника. Характеристика существующих типов в классификации личности преступника, их сравнительный анализ.

 

Лекция 5. Изучение личности и оказание на нее психологического воздействия в юридической практике.

Психологическое изучение личности юристом. Визуальная диагностика личности. Понятие и содержание визуальной психодиагностики. Значение визуальной психодиагностики для комплексного изучения личности. Взаимосвязь темперамента и характера, их внешнее проявление в мимике, пантомимике, жестах. Распространённые приёмы психологической интерпретации поведенческих реакции, жестов и пантомимики субъектов. Психологические основы воздействия на личность. Понятие психологического воздействия. Значение психологического воздействия для эффективного решения юристом профессиональных задач. Принципы психологического воздействия, структура психологического воздействия. Методы и приёмы психологического воздействия и их характеристика. Учёт и использование индивидуальных особенностей личности при осуществлении воздействия. Условия эффективного применения методов психологического воздействия в профессиональной деятельности юриста.

 

Лекция 6, Лекция 9. Учет в юридической практике психологических закономерностей в процессе производства следственных действий Психологические основы производства отдельных следственных действий. Психологические основы осмотра места происшествия. Психологическая характеристика осмотра места происшествия. Учет психологических факторов при выявлении скрываемых обстоятельств.

Психология допроса. Психологические основы допроса. Методы психологической диагностики допрашиваемого. Приемы установления психологического контакта и доверительных отношений. Использование методов психолого-педагогического воздействия на допросе. Психологические аспекты оценочной деятельности в отношении информации, получаемой на допросе. Психологические основы очной ставки.

Психологические основы обыска. Психологическая характеристика обыска. Психологические аспекты моделирование мыслительных задач по избранию места сокрытия, маскировке сокрытого и выбору линии поведения.

Понятие опознания, психологические аспекты тактики предъявления для опознания и оценки его результатов.

Психологическая характеристика следственного эксперимента. Психологические приемы, способствующие эффективному воссозданию обстановки преступления, ассоциативных связей и психических состояний лиц, участвующих в эксперименте. Психологические закономерности проверки и уточнения показаний на месте.

 

Лекция 7. Судебно-психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза, ее предмет и объект. Правовые и организационные предпосылки использования психологических знаний в судебно-психологической экспертизе. Виды судебно-психологической экспертизы: судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого; аффекта; несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; судебно-психологическая экспертиза способности потерпевшей по делам о сексуальной неприкосновенности понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление; судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

 

Лекция 8. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. Психология судебной деятельности.

Психология участников гражданско-правовых отношений. Психологические основы принципов гражданского процесса.

Организация судебного заседания и судебного ритуала. Профессиограмма судьи, адвоката. Психологическая характеристика участников судебного рассмотрения. Психологическая структура судебной деятельности. Психологические особенности отдельных стадий судебной деятельности, судебных прений. Особенности познавательной, конструктивной, воспитательной деятельности в суде. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству. Психологические аспекты деятельности адвоката в судебном процессе. Психологические аспекты деятельности прокурора в судебном процессе. Психологические особенности подсудимого, свидетеля в суде. Психология судебной речи. Психология познания судом обстоятельств дела, их оценки и принятия судебных решений.

 

Лекция 9. Основы пенитенциарной психологии.

Основные функции исправительного учреждения: карательная, воспитывающая, обеспечивающая. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний. Основные направления ресоциализирующей деятельности. Меры превенции. Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений. Психология личности и среды осужденных. Влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных. Особенности адаптации к условиям исправительного учреждения. Статусно- групповые категории лиц отбывающих наказание. Социально – психологические закономерности тюремной среды. Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

 


ПЛАНЫ  СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинарское занятие № 1

Тема: Психология личности. Акцентуации. Использование индивидуально- психологических особенностей личности в юридической практике.

  1. Понятие личности, её психологическая структура.
  2. Темперамент: понятие, свойства, типы.

3.     Общее понятие об акцентуациях личности. Характеристика акцентуаций характера.

4.     Учёт и использование знаний об акцентуациях характера в юридической практике (специальность юриста по выбору).

Практические задания:

1.     Диагностика акцентуаций личности по методике Шмишека – Леонгарда, обработка результатов тестирования.

Контрольные вопросы:

1.     Каково соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «человек»?

2.     Что такое социализация личности?

3.     Современные теории структуры личности.

4.     Практическая значимость функциональной динамической структуры личности (по К.К. Платонову).

5.     Соотношение биологического и социального в структуре личности.

6.     Типы темпераментов. Свойства нервной системы человека.

7.     Взаимосвязь темперамента и характера.

8.     Способности: Виды, уровни развития, взаимосвязь биологического и социального факторов в развитии способностей.

9.     Направленность личности и виды мотивационных состояний.

10.  Каково соотношение акцентуаций личности, психопатий и психической нормы?

11.  Практическая значимость знаний об акцентуациях личности для деятельности юриста.

12.  Типичные поведенческие проявления акцентуаций темперамента и характера.

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1.     Еникеев М.И. Общая психология, М., 2002.

2.     Рогов Е.И. Общая психология, М., 2001.

3.     Еникеев  М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, 1997.

4.     Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1998, М., 1991..

5.     Общая психология. Под ред. Петровского А.В., М., 1986,1994.

6.     Общая психология. Под ред. Богословского В.В., М., 1973, 1980.

7.     Исправительно-трудовая психология. Под ред. Платонова К.К., Рязань, 1985.

 

Дополнительная литература:

1.     Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М., 1996.

2.     Леонгард К. Акцентуированные личности, Киев, 1989.

3.     Личко А.Е. Акцентуации характера у подростков.

4.     Петровский А.В. Популярные беседы о психологии М., 1976.

5.     Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. М., 2001.

 

Семинарское занятие №2

Тема: Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

1.       Психологическая характеристика условий, в которых осуществляется деятельность юриста.

2.       Психологическая структура деятельности следователя (судьи, прокурора, адвоката, нотариуса и др.)

Практическое задание:

Изучение особенностей юридической деятельности и их влияния на личность (по следующей схеме):

 

Положительное влияние на личность

Психологические особенности юрид. деятельности (специальность по выбору)

Отрицательное влияние на личность

 

 

 

 

Примерная тематика рефератов:

1.   Роль мотивации в становлении личности юриста.

2.   Проблема экстремальных условий в юридической практике.

Контрольные вопросы:

1.   Психологические профессионально важные качества личности юриста, их формирование и развитие (специализация по выбору).

2.   Психологическая подготовка специалиста – составная часть его мастерства.

3.   Профессиональная деформация личности сотрудника юрисдикционных органов.

Практические задания:

1.   Составление схемы профессиограммы юриста (специализация по выбору). Самооценка собственных психических свойств и определение их соответствия профессиограмме. Пути развития и совершенствования психологических профессионально важных качеств личности специалиста.

2.   Диагностика коммуникативных и организационных способностей (по методике «КОС»-2).

Вопросы для самоконтроля:

1.       Психологические особенности юридической деятельности.

2.       Психологическая характеристика компонентов юридической деятельности.

3.       Мотивационная сфера личности юриста.

4.       Система познавательных качеств личности сотрудника юрисдикционных органов.

5.       Дискурсивный и эвристический способы решения мыслительных задач.

6.       Практическое мышление юриста, его особенности.

7.       Характерологические качества личности специалиста, их роль в реализации профессиональных функций.

8.       Специальные знания, умения и навыки юриста.

9.       Понятие и структура профессионального мастерства.

10.    Система психологической подготовки юриста к профессиональной деятельности.

11.    Профессиональный рост и профессиональная деформация.

12.    Самокоррекция профессиональной деформации.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1.     Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, СПб., 1997.

2.     Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2000.

3.     Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, 1997.

4.     Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

5.     Шиханцов Г.Г. Юридическая психология, М., 1998, 2002.

6.     Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж. 1977.

7.     Ямпольский А.Е. Психологические основы формирования следственного мастерства. Волгоград, 1980.

8.     Чуфаровский Ю.М. Юридическая психология. М.,1998.

Дополнительная литература:

1.     Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

2.     Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков,1978.

3.     Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб, 1995.

4.     Буданов А.В. Программа и практические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел. М.: Академия МВД РФ, 1992.

5.     Психология и педагогика управления в органах внутренних дел. М.: Академия МВД РФ, 1989.

6.     Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996.

7.     Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава внутренних дел. М.: Академия МВД РФ, 1989.

Семинарское занятие № 3

Тема: Психологический анализ преступной деятельности.

Психология преступного поведения.

1.     Социально-психологические причины преступного поведения.

2.     Психологическая сущность криминальной мотивации.

3.     Психология потерпевшего. Виктимное поведение.

Практические занятия:

Психологический анализ фабул уголовных дел.

Примерная тематика рефератов:

1.   Преступление как результат взаимодействия личностных свойств индивида и конкретной жизненной ситуации.

2.   Психологическая характеристика преступных групп.

3.   Влияние социальных и психологических характеристик личности на восприятие криминогенной ситуации.

4.   Законы преступного мира молодёжи.

Вопросы для самоконтроля:

1.   Наиболее важные элементы социализации личности.

2.   Причины дефектов выполнения социальных ролей.

3.   Причины дефектов структуры общения.

4.   Дефекты социального опыта и поведение людей в криминальной ситуации.

5.   Проявление дефектов социального контроля в противоправных деяниях.

6.   Структура преступного деяния.

7.   Асоциальный и антисоциальный тип личности преступника.

8.   Влияние макро- и микросреды на формирование личности.

9.   Уровни и механизмы воздействия преступной группы на личность.

10.    Виктимное поведение потерпевшего как одно из условий преступного деяния.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1.   Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2000.

2.   Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, 1997.

3.   Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

4.   Исправительно-трудовая психология под редакцией Платонова К.К., Рязань, 1985.

5.   Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, 2000, СПб., 1997.

6.   Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1982.

7.   Антонян Ю.М. и др. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996.

8.   Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2002.

Дополнительная литература:

1.     Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 1990.

2.     Котов Д.П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. Воронеж, 1987.

3.     Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сб. научных трудов. М.. 1990.

4.     Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1971.

 

Семинарское занятие №4

 Тема: Изучение личности и оказание на нее психологического воздействия в юридической практике

1.   Цели, задачи, методы изучения личности в уголовном и гражданском процессе.

2.   Структура и содержание психологического портрета личности.

3.   Методы и приёмы психологического воздействия в юридической практике.

Практические задания:

1.   Составление психологического портрета, обсуждение и сравнение результатов оценки и самооценки.

2.   Решение задач с целью формирования умений выбора и применения методов и приёмов психологического воздействия на личность. (Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии, М., 2001. С.96-103, 105-152, Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии. Минск, 1977. стр. 89-106.

3.   Выполнение упражнений, иллюстрирующих косвенную суггестию.

Вопросы для самоконтроля:

1.       Цели психологического портретирования.

2.       По каким внешним проявлениям юрист может диагностировать:

Ø   тип темперамента,

Ø   свойства внимания,

Ø   особенности восприятия,

Ø   тип памяти,

Ø   уровень развития воображения и степень внушаемости,

Ø   общая культура личности,

Ø   жизненный и профессиональный опыт,

Ø   направленность личности,

Ø   черты характера.

3.       О каких психологических особенностях лица можно судить по:

Ø   внешнему облику, манере ношения одежды,

Ø   походке, мимике, жестам, пантомимике,

Ø   эмоциональным реакциям,

Ø   характеру принимаемых решений,

Ø   содержанию высказываний и поступков,

Ø   характеру знаний, в том числе проведению досуга, удовлетворению потребностей и интересов,

Ø   кругу общения, социальному статусу.

4.       Особенности использования визуальной психодиагностики в деятельности юриста.

5.       Понятие психологического воздействия на личность.

6.       Формы и функции воздействия.

7.       Характеристика основных типов информационных моделей психологического воздействия.

8.       Факторы, обусловливающие выбор информационной модели.

9.       Отличие допустимого информационного воздействия от психологического насилия.

10.    Возможности методов психологического воздействия.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1.     Столяренко А.М. Психологические приёмы в работе юриста. М., 2001.

2.     Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2000.

3.     Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. М.,1996.

4.     Хайдуков Н.П. Тактико-психологические основы воздействия на участвующих в деле лиц. Саратов, 1984.

5.     Аудиовизуальная диагностика осужденных. Под ред. Ковалёва А.Н. Рязань, 1997.

6.     Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

7.     Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, 2000, СПб, 1997.

Дополнительная литература:

1.     Исправительно-трудовая психология под редакцией Платонова К.К., Рязань, 1985.

2.     Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии, М., 2001.

3.     Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии. Минск, 1977.

 

Семинарское занятие № 5

 Тема: Учёт в юридической практике психологических закономерностей в процессе

производства следственных действий

Психология допроса и очной ставки.

1.     Роль психологических знаний в производстве допроса.

2.     Психология формирования показаний.

3.     Психологические основы очной ставки.

Практическое задание:

Выявление факторов, влияющих на формирование показаний допрашиваемых. Изучение приёмов установления психологического контакта с допрашиваемым лицом. См.: Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии, М., 2001. С. 392-473; Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии. Минск, 1977.

Примерная тематика рефератов:

1.   Психологическая природа лжи, её диагностика и разоблачение.

2.   Современные методики диагностики лжи и психологические основы их применения на предварительном следствии.

3.   Приемы установления психологического контакта и доверительных отношений с допрашиваемым. Психологические основы допроса мужчин и женщин.

Практическое занятие:

Деловая игра «Допросы по факту карманной кражи».

Вопросы для самоконтроля:

1.       Основные функции психологии в решении задач допроса.

2.       Цели и методы диагностики личности допрашиваемых.

3.       Стадии формирования показаний.

4.       Факторы, определяющие характер и содержание свидетельских показаний.

5.       Личностная и ситуативная апперцепция.

6.       Реконструкция и деформация воспроизводимого допрашиваемым материала.

7.       Методы психологического воздействия на допросе.

8.       Система психологических приёмов, способствующих получению информации.

9.       Сущность индивидуального подхода к допрашиваемому.

10.    Особенности восприятия события преступления потерпевшим

11.    Факторы, обусловливающие психическое состояние потерпевшего.

12.    Психологические проблемы, возникающие в работе следователя со свидетелями.

13.    Обусловленность показаний свидетеля его индивидуально-психологическими особенностями.

14.    Мотивы лжесвидетельства.

15.    Факторы, определяющие поведение подозреваемого на допросе.

16.    Защитная доминанта и улики поведения.

17.    Особенности построения ложного высказывания и симптоматика лжи.

18.    Диагностическое значение внешних проявлений эмоционального состояния допрашиваемого.

19.    Рефлексивное управление поведением допрашиваемых.

20.    Психологические особенности повторного допроса.

21.    Содержание оценочной деятельности следователя на допросе.

22.    Психологическая обоснованность целесообразности очной ставки.

23.    Психологические особенности очной ставки.

24.    Социально-психологические аспекты очной ставки.

25.    Психологическая подготовка следователя к допросу и очной ставке.

 

Психология обыска

Практическое занятие:

1.     Общая психологическая характеристика обыска.

2.     Психология сокрытия.

3.     Психология обнаружения.

4.     Психологические особенности выемки.

Практическое задание:

Формирование умений применения приёмов рефлексивного управления поведением обыскиваемых.(фрагменты деловых игр). См: Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. М., 2001. С.275-379; Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии. Минск, 1977. С. 149-157. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология обыска и выемки. М., 1986.

Вопросы для самоконтроля:

1.     Психологические особенности обыска.

2.     Психологические профессионально важные качества личности следователя, влияющие на результативность обыска.

3.     Рефлексивное управление как психологическая сущность обыска.

4.     Понятие сокрытия и задачи, решаемые прячущим.

5.     Объективные и субъективные факторы, определяющие выбор места сокрытия.

6.     Понятие маскировки, квази-маскировки, демаскирующих признаков.

7.     Используемые прячущим при устройстве тайника «слабости» обыскивающих.

8.     Маскирующее поведение в период, предшествующий обыску, и в ходе обыска.

9.     Типичные психические состояния обыскиваемого.

10.  Сущность психологии обнаружения.

11.  Рефлексивное управление, осуществляемое обыскивающим.

12.  Диагностическое значение произвольных и непроизвольных реакций, отдельных поведенческих актов.

13.  Психологические аспекты выдвижения и проверки разных версий в ходе обыска.

14.  Психологический механизм «словесной разведки».

15.  Психологическая подготовка следователя к производству обыска.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1.     Еникеев М.И. Юридическая психология М., 2000.

2.     Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, 1997.

3.     Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, 1997,2000.

4.     Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

5.     Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983.

6.     Чуфаровский Ю.М. Юридическая психология. М.,1998.

Дополнительная литература:

1.     Волков В.Н. Юридическая психология. М., 2002.

2.     Романов В.В. Юридическая психология. М., 2001.

3.     Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков,1978.

4.     Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

5.     Следственные действия. Под ред. Смагоринского Б.П. Волгоград, 1995.

6.     Ефимичев С.П., Кулагин Н.И., Ямпольский А.Е. Допрос. Волгоград, 1978.

7.     Закатов А.А. Ложь и борьба с ней. Волгоград, 1984, 1999.

8.     Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979.

9.     Гаврилов А.К., Закатов А.А. Очная ставка. Волгоград, 1978.

10.  Закатов А.А., Ямпольский А.Е. Обыск. Волгоград, 1983.

11.  Глазырин Ф.В., Кругликов А.П. Следственный эксперимент. Волгоград, 1982.

Семинарское занятие №6

Тема: Судебно-психологическая экспертиза.

1.     Предмет, компетенция, организация СПЭ.

2.     СПЭ свидетелей и потерпевших.

3.     СПЭ потерпевших по делам о половой неприкосновенности.

4.     СПЭ личности несовершеннолетних обвиняемых.

Практическое задание:

Анализ заключений эксперта.

1.     СПЭ эмоциональных состояний.

2.     СПЭ по гражданским делам.

3.     Посмертная СПЭ.

4.     Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Вопросы для самоконтроля:

1.       Возможности СПЭ на предварительном следствии и в уголовном судопроизводстве.

2.       Основания для назначения СПЭ следователем и судом.

3.       Особенности организации СПЭ.

4.       Типичные ошибки при назначении СПЭ.

5.       Круг вопросов, решаемых СПЭ свидетелей и потерпевших.

6.       Особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы личности, характера как объект судебно-психологического исследования.

7.       Диагностика внушаемости и склонности к фантазированию у свидетелей и потерпевших.

8.       Основания назначения СПЭ потерпевших по фактам сексуального насилия.

9.       Оценка способности потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий.

10.    Психологические критерии беспомощного состояния потерпевшего.

11.    Виктимное поведение потерпевшей как одно из условий сексуального посягательства.

12.    Профессиональный стресс и состояние растерянности как объекты судебно-психологического исследования.

13.    Особенности производства посмертной СПЭ.

14.    Юридически значимые эмоциональные состояния.

15.    Физиологический аффект, его сущность, динамика, разновидности.

16.    Характеристика аффектогенной ситуации.

17.    Стресс, фрустрация. Их дезорганизующее влияние на поведение человека в криминальной ситуации.

18.    Психологические основания назначения СПЭ несовершеннолетних обвиняемых.

19.    Уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего и его способность сознавать характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

20.    Влияние личностных особенностей несовершеннолетнего на его поведение в криминальной ситуации.

21.    Компетенция СПЭ по гражданским делам.

22.    СПЭ морального вреда.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1.     Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, 1997.

2.     Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2000.

3.     Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, 2000, СПб., 1997.

4.     Сафуанов Ф.С. СПЭ в уголовном процессе. М., 1998.

5.     Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1978.

 

Дополнительная литература:

1.     Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

2.     Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Калуга, 1996, 1997.

3.     Конышева Л.П., Коченов М.М. Исспользование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних. М., 1998.

4.     Назначение и производство судебных экспертиз. М., 1988.

5.     Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. М., 1983.

6.     Шипшин С.С. О судебно-психологической экспертизе по делам о ДТП. Тарту, 1986.

7.     Сахнова. СПЭ в гражданском процессе. М., 1999.

8.     Алексеева Л.В. Юридически значимые эмоциональные состояния, Тюмень, 1997.

Перечень вопросов, выносимых на разрешение судебно-психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам.

 

Судебно-психологическая экспертиза обвиняемых в убийстве, нанесении

тяжкого и средней тяжести вреда здоровью.

 

1.     Имеются ли у обвиняемого N. индивидуально-психологические особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли существенно повлиять на его психическое состояние в период, предшествовавший криминальной ситуации и в процессе её развития?

2.     Учитывая индивидуально-психологические особенности обвиняемого N., могли ли его отношения с потерпевшим М. в период, предшествовавший криминальному событию, существенно повлиять на сознание и деятельность N.? Если могли, то как именно?

3.     Учитывая индивидуально-психологические особенности N. и содержание исследуемой ситуации, находился ли он в момент инкриминируемого деяния в психологическом состоянии (физиологический аффект, фрустрация, стресс, растерянность и т. д.), которое могло существенно снизить его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?

4.     Какое влияние могло оказать на сознание и деятельность N. в момент совершения инкриминируемого деяния алкогольное опьянение?

 

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о посягательствах на половую неприкосновенность.

 

1.       Имеются ли у потерпевшей N. индивидуально-психологические особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации? Имеет ли место отставание потерпевшей в интеллектуальном развитии?

2.       В каком психическом состоянии находилась потерпевшая N. в исследуемой ситуации по настоящему делу?

3.       Учитывая её психологические особенности и содержание криминальной ситуации, находилась ли потерпевшая N. под воздействием психического насилия, принуждения со стороны обвиняемых, могла ли она оказывать сопротивление?

4.       Учитывая ее возрастные и индивидуально-психологические особенности, ее психическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, могла ли потерпевшая N. правильно воспринимать происходящие события, совершаемые с нею действия, осознавать их характер и значение, сохранять в памяти и давать адекватные показания?

5.       Обладает ли потерпевшая N. повышенной внушаемостью, повышенной склонностью к фантазированию, если да, то какое влияние это могло оказать на ее показания?

6.       Имеются ли у потерпевшей N. индивидуально-психологические особенности, способствующие эротическим, сексуальным фантазиям?

7.       Соответствуют ли показания потерпевшей N. о ее собственном поведении в ситуации, исследуемой в настоящем деле, выявленным у нее психологическим особенностям?

8.       Каким психологическим фактором могут объясняться различия в показаниях потерпевшей N. на различных этапах следствия?

9.       Если в процессе совершения с потерпевшей насильственных действий сексуального характера воля потерпевшей, ее способность к сопротивлению были подавлены, в какое время это произошло, какие лица из числа причастных к происшедшему играли наибольшую роль в этом?

10.    Учитывая особенности эмоциональной сферы потерпевшей N., может ли проведение очной ставки между ней и Обвиняемым привести к острой эмоциональной реакции, существенно затрудняющей ее способность давать показания?

 

Судебно-психологическая экспертиза обвиняемых и свидетелей по преступлениям, совершенным группой лиц

 

1.       Имеются ли у обвиняемого N. психологические особенности эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

2.       Учитывая его психологические особенности, в какой степени N. подвержен влиянию других лиц, если подвержен, то как это могло проявиться в исследуемой ситуации?

3.       Учитывая его психологические особенности, а также содержание криминальной ситуации, мог ли N. быть лидером и инициатором преступного деяния?

4.       В каком психологическом состоянии находился N. в период, предшествовавший криминальной ситуации и в момент совершения инкриминируемого ему деяния?

5.       Находился ли N. момент совершения инкриминируемого ему деяния под психологическим давлением авторитарной личности, если да, то какой именно?

6.       Учитывая его уровень психического развития, психологические особенности, конкретные обстоятельства криминального события, мог ли N. в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими?

 

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

 

1.   Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого N. не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии? Если да, то мог ли он во время совершения общественно опасного деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?

2.   Имеются ли у N. возрастные и индивидуально-психологические особенности, которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

3.   Учитывая его возрастные и индивидуально-психологические особенности, подвержен ли N. внушению, влиянию на его поведение других лиц? Если подвержен, то каким образом это могло проявиться в его поведении в исследуемой ситуации?

4.   Учитывая конкретные обстоятельства криминального происшествия, в какой степени N. мог противостоять оказываемому на него психологическому давлению? Мог ли он, учитывая его индивидуально-психологические особенности, действенно противостоять оказываемому на него психологическому давлению?

 

Судебно-психологическая экспертиза свидетелей

 

1.   Имеется ли у свидетеля N. выраженное снижение познавательных функций (внимания, ощущений и восприятий, памяти, мышления)?

2.   Имеются ли у свидетеля N. признаки повышенной склонности к фантазированию?

3.   Имеются ли у свидетеля N. признаки повышенной внушаемости?

4.   Учитывая уровень развития познавательной сферы свидетеля N., а также конкретные условия, в которых происходило восприятие криминальной ситуации, мог ли свидетель воспринимать обстоятельства исследуемой ситуации, сохранять их в памяти и давать о них адекватные показания?

 

Судебно-психологическая экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве

 

1.   Находился ли N в момент совершения аварии в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?

2.   Мог ли N., учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или её отдельные элементы), принять правильное решение и реализовать его?

3.   Соответствует ли психический уровень сформированности у N профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?

 

Посмертная судебно-психологическая экспертиза

 

1.   Находился ли N в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?

2.   Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?

 

Судебно-психологическая экспертиза видеозаписей следственных действий

1.     Имеются ли в показаниях подозреваемого N, данных им в ходе осмотра места происшествия с его участием (допроса и т.п.) с применением видеозаписи признаки оказываемого на него психологического давления, внушения, заученности, фантазирования, которые могли бы свидетельствовать о недобровольности либо несамостоятельности дачи показаний?

2.     Имеются ли в тексте допроса, на ауди или видеозаписи признаки психического воздействия на N со стороны допрашиваемого или третьих лиц?

 

Основные вопросы, выносимые на разрешение психолого-лингвистической экспертизы

 

1.     В чём состоит смысл диалога между Ивановым и Петровым?

2.     Следует ли из содержания диалога между Ивановым и Петровым, что Иванов передал Петрову деньги в сумме 50 тысяч рублей с целью вручения их должностному лицу, обещавшему решить вопрос о том-то?

3.     Можно ли из содержания диалога между Ивановым и Петровым сделать вывод о том, что Петров обещал Иванову решить вопрос в его пользу с помощью должностного лица Сидорова, передав тому деньги в сумме 30 тыс. рублей?

 

Основные вопросы, выносимые на разрешение судебно-психологической экспертизы по гражданским делам, связанным с причинением морального вреда.

1.       Каковы основные индивидуальные особенности памяти, мышления, воображения, внимания N?

2.       Имеются ли у N психологические особенности, существенно влияющие на способность правильно воспринимать последствия травмы, события?

3.       Имеются ли у N психологические особенности в чертах характера, свойства эмоционально-волевой сферы?

4.       Каково психологическое состояние N в ситуации, составляющей содержание данного дела?

5.       Учитывая психологические особенности N и его психическое состояние, мог ли он правильно понимать значение нанесенной ему физической травмы?

6.       Каковы основные психологические (характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные или иные) особенности N?

7.       Имеются ли у N индивидуально-психологические особенности, а если имеются, то какие, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний наступившего морального вреда?

8.       В какой мере отразился моральный вред, причиненный N, на основных показателях его психического состояния и деятельности?

9.       В какой мере отразились действия по причинению смерти М на основных показателях психического состояния и деятельности подэкспертных?

10.    Имеются ли у испытуемых индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний, связанных с причинением смерти М?

11.    Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей N, не нанесен ли ей ущерб?

12.    Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, если имеются, то в чем они выражаются?

13.    Усиливаются ли у подэкспертных нравственные страдания в связи с постоянным контактом с местом гибели М?

14.    Причинён ли Л моральный вред вследствие затопления её квартиры?

15.    Каковы критерии его оценки?

 

Основные вопросы, выносимые на разрешение судебно-психологической экспертизы по гражданским делам, связанным с признанием сделки недействительной.

 

1.     Имелись ли у N возрастные и индивидуально-психологические особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли в существенной степени снизить её способность понимать значение своих действий при составлении завещания?

2.     Имелись ли у N черты повышенной внушаемости, подверженности чужому влиянию?

3.     Имеются ли в материалах дела данные, характеризующие личность N и её отношения с М, которые бы свидетельствовали о том, что она при оформлении завещания находилась под психологическим давлением, принуждением?

4.     Предполагает ли заболевание N состояние повышенной внушаемости, подверженности внешнему влиянию?

5.     Способна ли была N при наличии имеющихся у неё заболеваний отдавать себе отчёт в справедливости своих действий по отношению к другим людям при написании завещания?

6.     Имеются ли у испытуемой N психологические особенности, существенно снижающие способность правильно воспринимать угрозу обмана при длительном психологическом воздействии в форме заботы, уговоров, внушения?

7.     Какова степень доверчивости испытуемой? Степень волевой сопротивляемости внушению, психологическому нажиму, запугиванию?

8.     Могла ли N быть уверенной, что реализация произведённой сделки с М будет только после смерти испытуемой, а до этого момента она будет проживать в квартире одна, получая от М содержание и физическую помощь?

9.     Учитывая психические особенности и состояние испытуемой, условия, в которых воспринимались события (длительные уговоры произвести дарение в форме заботы об испытуемой и её имуществе), могла ли она правильно воспринимать во времени и критически отнестись к навязываемой опеке (к стремлению М лишить её общения с друзьями, знакомыми, квартирантами), сделать вывод об угрозе своему благополучию?

10.  В каком психическом состоянии находилась испытуемая в период, непосредственно предшествующий совершению сделки - договора купли-продажи её квартиры, желала ли она эту сделку, понимала ли существо сделки?

11.  Каково было психическое состояние испытуемой в момент восприятия сделки, совершаемой у нотариуса, могла ли испытуемая правильно воспринимать сделку?

12.  С учётом психических особенностей испытуемой, происходило ли повышение внушаемости в период её общения с М?

13.  Находилась ли N под влиянием заблуждения относительно предмета или мотивов сделки при заключении сделки по обмену дома на квартиру (по приватизации квартиры, при выдаче доверенности на что-либо, при составлении завещания и т.п.) ?

 

Семинарское занятие №7

Тема: Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. Психология судебной деятельности

 

1.     Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества.

2.     Психологическая характеристика судебного разбирательства по уголовным делам.

3.     Психология межличностного взаимодействия в судебном процессе.

4.     Психология формирования убеждения и принятия решения судом.

Вопросы для самоконтроля:

1.       Психология познания судом обстоятельств дела.

2.       Психологические аспекты стадий судебного разбирательства.

3.       Факторы, влияющие на формирование убеждения судьи.

4.       Социально-психологическая характеристика судебного заседания.

5.       Мысленная реконструкция события преступления судом.

6.       Профессионально-психологические особенности судьи.

7.       Психологическая сущность судебных прений.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

 

1.     Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, 2000, СПб, 1997.

2.     Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, 1997.

3.     Еникеев М.И. Юридическая психология М., 2000.

4.     Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

5.     Чуфаровский Ю.М. Юридическая психология. М.,1998.

Дополнительная литература:

1.     Волков В.Н. Юридическая психология. М., 2002.

2.     Романов В.В. Юридическая психология. М., 2001.

3.     Резниченко И.М. Психологические аспекты искового производства. Владивосток, 1989.

 

Темы рефератов:

 

Тема: Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

Примерная тематика рефератов:

1.     Роль мотивации в становлении личности юриста.

2.     Проблема экстремальных условий в юридической практике.

3.     Использование различных средств общения в работе юриста (специализация по выбору).

4.     Учёт закономерностей общения при проведении различных следственных действий.

 

Тема: Психологический анализ преступной деятельности. Психология преступного поведения.

Примерная тематика рефератов:

1.     Преступление как результат взаимодействия личностных свойств индивида и конкретной жизненной ситуации.

2.     Психологическая характеристика преступных групп.

3.     Влияние социальных и психологических характеристик личности на восприятие криминогенной ситуации.

 

Тема: Учёт в юридической практике психологических закономерностей в процессе производства следственных действий.

Примерная тематика рефератов:

1.   Психологическая природа лжи, её диагностика и разоблачение.

2.   Современные методики диагностики лжи и психологические основы их применения на предварительном следствии.

3.   Приемы установления психологического контакта и доверительных отношений с допрашиваемым.

4.   Психологические основы допроса мужчин и женщин.

Тема: Судебно-психологическая экспертиза.

Примерная тематика рефератов:

1.     Возможности СПЭ на предварительном следствии и в уголовном судопроизводстве.

2.    Диагностика внушаемости и склонности к фантазированию у свидетелей и потерпевших.

3.    Психологические критерии беспомощного состояния потерпевшего.

4.    Виктимное поведение потерпевшей как одно из условий сексуального посягательства.

5.    Профессиональный стресс и состояние растерянности как объекты судебно-психологического исследования.

6.    Особенности производства посмертной СПЭ.

7.    Компетенция СПЭ по гражданским делам.

8.    СПЭ морального вреда.

 

Тема: Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. Психология судебной деятельности.

Примерная тематика рефератов:

1.     Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества

2.     Психологические аспекты стадий судебного разбирательства.

3.     Факторы, влияющие на формирование убеждения судьи.

4.     Социально-психологическая характеристика судебного заседания.

5.     Мысленная реконструкция события преступления судом.

Тема: Основы пенитенциарной психологии

Примерная тематика рефератов:

1.   Режим как средство психологического воздействия на личность.

2.   Проблемы гендерных и возрастных особенностей осуждённых.

3.   Насилие, агрессия, жестокость в среде осуждённых.

4.   Субкультура осуждённых.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!