Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по юридической психологии»

/ Психология
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Раздел 1. Введение в юридическую психологию

 

Тема 1. Предмет, задачи, методы юридической психологии.

 

Предмет, система содержание юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений адвокатуры и пр.

Методологические основы юридической психологии. Принципы юридической психологии. Принцип системности  в изучении и интерпретации психолого-юридической явлений. Принцип субъективности правовой активности. Принцип детерминизма психических явлений. Принцип личностного подхода к оценке психических явлений.

Методы юридической психологии. Методы изучения субъектов правоприменительной деятельности. Наблюдение. Беседа (интервью). Эксперимент. Биографический метод (метод исследования документов). Метод анализа продуктов деятельности. Метод обобщения независимых характеристик. Психологический портрет как метод установления преступника. Тестирование (многопрофильные личностные опросники, проективные методики и пр.). Методы психологического воздействия на личность. Методы СПЭ.

 

 

Раздел 2. Криминальная психология

 

Тема 2. Общая психологическая характеристика преступников и причин преступного поведения

 

Преступник как специальный объект психологического исследования. Понятие «преступник» в криминальной психологии. Психологические особенности преступников. Особенности ценностно-нормативной системы смысловых образований. Теория черт и преступное поведение. Подсознание человека и преступное поведение. Импринтинг и преступное поведение. Преступление и психические аномалии, патологии. Биологические и наследственно обусловленные детерминанты преступного поведения.

Генезис преступного поведения. Единство социопсихобиологических факторов преступного поведения. Семейные и социальные корреляты преступности. Фактор внутрисемейного воспитания, семейной структуры и взаимодействия и преступное поведение. Социальное научение и криминальный образ жизни. Человеческая неполноценность как мотивирующий фактор к деструктивным формам поведения. Взгляды на природу преступного поведения А. Адлера, Ю. Антоняна, А. Ратинова, Р. Экерса, сторонников З.Фрейда и др.. Общий механизм преступного поведения. Типология преступников.

 

Тема 3. Психология преступников, совершивших предумышленные убийства.

 

Уголовно-правовая характеристика преступников насильственного типа. Феномен убийства в ракурсе психологического анализа. Концепции З. Фрейда, Э. Фромма, С. Грофа и др.

Агрессия и насильственные преступления. Теории агрессии. Антецеденты агрессии. Личность и агрессия. Цикл насилия.

Социально-психологический портрет убийц и их психологические особенности (импульсивность, ригидность, демонстративность, агрессивность и пр.). Импульсивное насилие. Преступники-убийцы с завышенным и заниженным самоконтролем. Борьба мотивов в преступном поведении (В.Н. Кудрявцев). Деиндивидуализация и насилие толпы.

Типология убийц. Общий механизм умышленного убийства. Механизм убийства по Е. Краснушкину. Предупреждение насильственных преступлений (социально-психологический аспект).

 

Тема 4. Психология преступников, совершивших преступления на сексуальной почве

 

Социальные и биологические детерминанты сексуального насилия. Типология насильников Ю. Антоняна, Грота. Изнасилование, связанное с утверждением власти, сопряженное с проявлением злости и агрессии. Садистическое изнасилование. Классификация изнасилований С. Виноградова. Профиль насильника. Методы изучения и характеристика «охотящего», «регрессивного», «аффективного», «тотально-самоутверждающего» и пр. преступников (Ю. Антонян, В. Голубев, Ю. Кудряков).

Понятие «серийный преступник» (проблема вопроса). Личностные особенности организованно-несоциального и дезорганизованно-ассоциального типов серийных преступников. Особенности мотивации сексуальных убийств (Н. Дворянчиков). Генезис серийного преступления (Э. Амбарцумян). Симптоматика серийного преступника по Х. Шехтер, Д. Эверит. «Феномен Чикатило» (А Ковалев, А. Бухановский). Среднестатистический портрет серийного преступника.

Понятие о виктимности. Факторы, предрасполагающие к виктимному поведению. Гипотезы о провоцирующем поведении жертвы (М. Амир, Ю. Антонян, В. Волженкин, А. Дьяченко, В. Коновалов, Д.В. Ривман, Л. В. Франк др.). Типология жертв насильственных преступлений.

 

Тема 5. Психология преступников, совершивших экономические преступления, преступления против общественного порядка и другие преступления.

 

Уголовно-правовая характеристика преступников корыстного и корыстно-насильственного типа. Психология взломщиков и их типология. Профиль мошенника. Оценки идентичности и распространенности. Особенности поведенческого паттерна. Психология вора. Проблема «патических» краж. Типология воров (Р. Крафт-Эбинг, В. Панкратов, М. Арсеньева, М. Гончарова и др).  Проблема клептомании как поведенческого паттерна (Н. Плиский, М. Лукомская, С. Потапов, А. Ткаченко, Д. Менделевич и др.) Психология поджигателя. Мотивы преступления: пиромания, потребность в возбуждении и пр.  Психология проститутки. Мотивы проституции.

Психология террористов (типология Д. Ольшанского, Э Шоу, Поуста, Э. Фромма и пр.). Психология заложников (А. Китаев – Смык, И. Малкина-Пых и пр.). 

 

Тема 6. Психология участников организованных преступных групп

 

Понятие группы в социальной психологии. Преступная группа – разновидность малой группы с антиобщественной направленностью. Классификация преступных групп. Общая характеристика и признаки преступной группы. Причины объединения в преступную группу. Структура коммуникативных связей. Функциональная и психологическая структура преступной группы. Факторы, обуславливающие сплоченность. Психолого-криминалогическая характеристика лидера преступной группы и возможные источники его власти.

Групповые поведения, динамические процессы в группе. Групповая сплоченность и групповой конформизм. Феномен группового давления. Групповая совместимость членов группы. Процесс выработки и принятия группового решения. Эффект "сдвига риска" при принятии групповых решений, «механизм эскалации ситуации», «механизм группового мышления». Уязвимость участников преступных группировок: мотивы, конфликты, конформность и пр. Подростковая групповая преступность. Психологические основы разобщения преступных групп.

 

Раздел 3. Психология следственных действий 

Тема 7. Общие психологические закономерности следственной деятельности. Психология осмотра места происшествия и обыска 

 

Психологические особенности личности следователя, мотивы, цели его деятельности. Профессионально – важные качества следователя, их характеристика. Профессиональное мышление следователя. Особенности восприятия процессуальной самостоятельности следователя различными должностными лицами. Понятие о профессиональной деформации следователя.

Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о психологических особенностях личности преступника. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Влияние на способ совершения преступления динамического стереотипа. Установление по материальным следам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника. Инсценировка преступления на месте преступления и методы распознавания их следователем, проблема "ошибочных действий". Психологическая характеристика действий следователя на месте происшествия. Психологические приемы, повышающие качество следственного осмотра.

Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминанта. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска. Психология обыскиваемого. Учет данных о свойствах его личности, психическом состоянии следователем. Психологические факторы, влияющие на способы сокрытия объектов. Объективная и субъективная недоступность искомого. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки его непроизвольных реакций. Психологическая структура деятельности следователя при производстве обыска.

 

Тема 8. Психология допроса и иных следственных действий

 

Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения. 

Общение: определение виды, стороны. Средства невербального общения, их роль в установлении и поддержании про­дуктивного диалога. Пространственная организация общения. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения. 

Допрос как разновидность общения, его психологическая структура. Основные стадии допроса. Социально – психологические особенности процессуальных форм профессионального общения юриста, допроса различных участников уголовного процесса. Содержание и источники изучения следователем психологии обвиняемого.

Допрос в бесконфликтной ситуации. Особенности в установлении психологического контакта  с участником допроса. Пространственная организация коммуникативных процессов во время  бесконфликтного допроса. Требование к постановке вопросов и  процессу уяснения информации. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания. Приемы допроса в бесконфликтной ситуации.

Допрос в конфликтной ситуации. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса. Основные способы противодействия во время допроса. Защитная доминанта, ее влияние на поведение допрашиваемого. Критерии допустимости и приемы психического воздействия на допрашиваемого. Оговорки и показания допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем. Психология лжи. Структура ложного показания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельствования). Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетельствования. Психологические особенности допроса несовершеннолетних.

 

Раздел 4. Судебно-психологическая экспертиза

Тема 9. Судебно–психологическая экспертиза: предмет, цели, задачи

 

Понятие судебно – психологической экспертизы. Краткий экскурс в историю становления судебно-психологической экспертизы. Круг вопросов решаемых судебно – психологической экспертизой. Отличие судебно – психологической экспертизы от судебно - психиатрической экспертизы. Цели и задачи судебно - психологической экспертизы. Основные принципы судебно – психологической экспертизы. Основные методы судебно – психологической экспертизы. Правовые основания назначения и правоведения судебно – психологической экспертизы. Порядок организации судебно – психологической экспертизы.

 

Тема 10.Виды судебно–психологической экспертизы

Судебно–психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Аффект: виды, причины, признаки, механизмы. Вопросы, выносимые юристом в постановлении о назначении СПЭ. «Иные эмоциональные состояния», оказывающие существенное влияние на поведение подэкспертного (стресс, фрустрация). Дифференциально-диагностические критерии физиологического аффекта и аффективной вспышки, возникшей вследствие фрустрации и стресса.

Судебно–психологическая экспертиза осознания  содеянного несовершеннолетними правонарушителями. Психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая зрелость. Вопросы, выносимые юристом в постановлении о назначении СПЭ данного вида.

Судебно–психологическая экспертиза беспомощного состояния. Юридические критерии. Вопросы, выносимые юристом в постановлении о назначении СПЭ данного вида

Судебно-психологическая экспертиза семейных проблем и другие виды экспертиз: понятие сущность, вопросы, выносимые юристом в постановлении о их назначении.

 

Раздел 5. Судебная и коррекционная психология 

Тема 11. Проблемы уголовного и гражданского судопроизводства

 

Психологическая характеристика судебной деятельности. Психологические особенности судопроизводства. Проблема истинности автобиографических воспоминаний в процессе судопроизводства. Роль автобиографической памяти в показаниях обвиняемых и свидетелей. Виды лжи по В.В. Знакову. Сущность феномена автобиографического фантазирования, концепции «укоренных рассказов», явления «планка доказательности» и пр..

Психология деятельности адвоката как представителя потерпевшего. Установление доверительных отношений между защитником и подзащитным. Особенности взаимодействия адвоката со следователем Психологическая характеристика фигуры адвоката в судебном процессе. Адвокатские допросы потерпевшего, свидетелей, других подсудимых. Понятие, структура и содержание защитительной речи адвоката. Психология взаимоотношений адвоката с другими участниками судебного процесса.

Психология участников гражданского процесса. Позиция сторон в гражданском процессе и их коммуникативная активность. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству. Психологические аспекты организации судебного заседания и судебного ритуала. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе. Психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве.Установка, стереотипы, преждевременные заключения как факторы первого впечатления. Самопрезентация и имидж юриста. Приемы активизации общения ("Нарастание", "Детализация", "Переключение", "Репрезентативный прием" и др.). Методика активного слушания и вопросной техники. Не вербальные способы поддержания и коррекции общения. Эмоциональная саморегуляция в общении (рационализация, визуализация, релаксация). Эмоциональная регуляция в общении.

Понятие «порок воли» в гражданском судопроизводстве.

 

Тема 12. Проблемы исправления и ресоциализации осужденных

 

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста – сотрудника пенитенциарного ведомства. Современные требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений. Профессиограмма сотрудника УИС.

Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Влияние лишение свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных (М.Н. Гернет, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.А.Елеонский). Психолого-этические проблемы наказания, кары, раскаяния. Режим и его влияние на психику осужденного. Социально-психологические закономерности тюремной среды. Обобщенный психологический портрет личности осужденного. Криминальные группировки осужденных. Проблемы ресоциализации осужденных. Понятие о профессиональной деформации сотрудника пенитенциарного ведомства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

основная литература

1.     Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2007.

2.     Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2006.

3.     Романов В.В. Юридическая психология: Учебник – М., 2006.

дополнительная литература

4.     Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992.

5.     Антонян Ю. М., Гульдан В. Криминальная патопсихология. М., 1991. 

6.     Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996.

7.     Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Изнасилования: причины и предупреждения. М., 1990.

8.     Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология.  М., 1999.

9.     Антонян Ю.М., О.В. Леонова, Б.В. Шостакович. Феномен зависимого преступника.  М., 2007.

10.  Балабанова Л.М. Судебная патопсихология.  Д., 1998.

11.  Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004.

12.  Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». — М., 1968. 

13.  Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль.  СПб., 2001.

14.  Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 1984. 

15.  Васильев В. Л., Мамайчук И. И. Анализ личности несовер­шеннолетних жертв половых преступлений. // Вопросы психологии. — 1993., 1. 

16.  Васильев В. Л., Мамайчук И. И., Смирнов В. П. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии. — СПб., 1997. 

17.  Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие, М., 2003.

18.  Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х пер с франц. М., 1992.

19.  Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. Д.,1997.

20.  Ефремова Г.Х. Экспериментальная проверка возможности применения многофазного личностного теста при изучении личности преступника //Психологическое изучение личности преступника. М., 1976.

21.  Ким Д.В. Психологический портрет преступника: подходы и перспективы. //Сибирский психологический журнал   2004., №19.

22.  Китаев-Смык А.А. Психология и концепция стресса. М.,1987.

23.  Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза.   М., 1977.

24.  Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспер­тизу. М., 1980.

25.  Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.

26.  Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю. Основы юридической психологии: Учебник. – Х.: одиссей, 2006.

27.  Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экс­пертиза. — М., 1988. 

28.  Кудрявцев В.И. , Ратинова Н. А. Криминальная агрессия.   М., 2000.

29.  Кудрявцев В.И. Механизмы преступного поведения.   М., 1981.

30.  Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.  М., 1982.

31.  Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.

32.  Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. М., 2007.

33.  Правовое поведение: норма и патология.  М., 1982.

34.  Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Ростов н / Д: Наука – Пресс, 2006

35.  Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1982.

36.  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1982.

37.  Малкина – Пух И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

38.  Мамайчук И. И. Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних. — СПб., 1995.

39.  Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психо­коррекции. — СПб., 2000.

40.  Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2005.

41.  Мельник В. В., Цыцарев С. В., Яковлев Я. М. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. — Л., 1987.

42.  Могачев М.И. Серийные изнасилования.  М., 2003.

43.  Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.  СПб., 1999.

44.  Мотивация и мотивы /Е. Ильин – Спб., 2003.

45.  Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие.  – М., 2002.

46.  Общая психология: курс лекции./ Составитель Рогов Е.И./ М., 1995.

47.  Ольшанский Д.В. Психология терроризма СПб., 2002.

48.  Папкин А.И. Юридическая психология: Учебно-методическое пособие.  Домодедово, 2002.

49.  Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.

50.  Прозоров А.В. Психология преступника и расследования преступлений: лекции по юридической психологии. Калининград, 2003.

51.  Психология криминального поведения. /Р. Блэкборн. СПб., 2004.

52.  Психология. Словарь. М., 2006.

53.  Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М. 1967.

54.  Ратинов В. В. Юридическая психология. М., 1998.

55.  Ситковский О.Д. Психология уголовной ответственности. М.,  1998.

56.  Словарь по юридической психологии. М., 2003.

57.  Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. —  М., 1992.

58.  Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. //Учебн. пособие. Рязань, 2000.

59.  Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб., 2001

60.  Фрай О. Детекция  лжи и обмана. – Спб., Прайм-Еврознак, 2005.

61.  Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. М., 1989.

62.  Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. — Ростов н \ Д., 2004.

63.  Чалдини Р. Психология влияния – СПб., Питер, 2000.

64.  Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. М., 2006.

65.  Чуфаровский Ю. В. Психология в оперативно-розыскной деятельности: установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности. М., 1996.

66.  Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 2006.

67.  Экман П. Психология лжи. – СПб: Питер, 1999.

68.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – Спб, Питер Пресс, 1997.

69.  Юридическая психология: Сб. науч. трудов /Под ред. проф. А. Р. Ратинова, Г. Х. Ефремовой. М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ, ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ОБЩЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Семинар - это групповая форма теоретического обучения. Она применяется для обсуждения тем учебной програм­мы читаемой дисциплины, расширяет и углубляет содержание лекционного материала.

Основные задачи семинара: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с литератур­ными источниками, правовыми актами, материалами практики и др.; формирование у слушателей умений и навыков работать с ли­тературой и служебными документами, анализировать и оценивать различные источники информации, готовить аргументированные выс­тупления, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно говорить; проверка усвоения программного материала и оценка знаний слушателей по темам курса.

Подготовка слушателей к семинарскому занятию под­разделяется на предварительную и непосредственную.

а) Предварительная подготовка предусматривает: получение заданий на подготовку рефератов, докладов; изучение литературы для написания рефератов, докладов; конспектирование (составление выписок) из различных источ­ников, в том числе; получение необходимых консультаций у преподавателей; написание рефератов, докладов.

б) Непосредственная подготовка включает: изучение и конспектирование рекомендованной литературы; выполнение письменных заданий; подготовка развернутых планов выступлений по учебным воп­росам, поставленным на обсуждение; индивидуальное консультирование у преподавателя.

Выступление слушателя на семинаре должно удовлетворять ряду требований: оно должно быть близко к научному сообщению; в нем должна быть постановка проблемы;  даны определения основных психологических категорий; психологические категории должны быть развернуты в стройную цепь умозаключений; положения, претендующие на истинность, должны быть обос­нованы, доказаны; в выступлении должно проглядываться самостоятельное, субъективное, оценочное отношение к поднятым вопросам. Студентам предлагаются реферирование научных статей, учебных пособий и других публикаций, подготовка тезисов докладов на научных конференциях, написание курсовых работ.

Практическое занятие - это одна из основных форм профессио­нального обучения. В ней наилуч­шим образом реализуется дидактический принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой.

Основными целями практических занятий следует считать: формирование у слушателей умений и навыков практических действий, необходимых специалистам для грамотного выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных штатной должностью;  развитие у обучающихся таких профессионально-деловых ка­честв, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами и квалификационной характеристикой специалиста-вы­пускника учебного заведения; закрепление теоретических знаний при отработке профессио­нальных ситуаций, практических задач и действий в ходе занятий; формирование у обучающихся интереса к будущей специальнос­ти и любви к профессии

Подготовка слушателей к практическому занятию включает: изучение задания и указаний к практическому занятию;  прослушивание консуль­тации (по мере необходимости, индивидуально); изучение литературы; подготовка ответов (решений) на предложенные задания.

Неотъемлемой частью педагогического процесса в учебных заве­дениях выступает самостоятельная подготовка. Методом ее прове­дения является самостоятельная работа студентов по освоению учебной дисциплины и овладению навыками профессиональной, научно-исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа подчиняется строгим законам, опреде­ляющим последовательность познавательных актов: знакомство с ин­формацией, ее восприятие, переработка, осознание, овладение но­выми знаниями такого уровня, который позволяет применять эти знания в учебной или профессиональной деятельности.

Дидактические цели самостоятельной работы слушателей состоят в том, чтобы: научить их самостоятельно добывать знания из различных ли­тературных источников, формировать навыки и умения, необходимые будущим специалистам;  повысить ответственность слушателей за свою профессиональ­ную подготовку, формирование личностных и профессионально-дело­вых качеств; развивать самостоятельность в планировании, организации и выполнении своей профессиональных задач; формировать у слушателей профессиональное мышление на ос­нове самостоятельной работы над выполнением индивидуальных твор­ческих заданий по учебной дисциплине.

Формы самостоятельной работы: подготовка докладов и реферативных сообщений, конспектирование литературных источников, составление опорных конспектов, написание рефератов, дополнение материалов лекций, отработка пропущенных занятий.

Формы методической помощи студентам: консультирование, по проблемам, вызывающим затруднение, предоставление методической литературы, контроль за отработкой пропущенных занятий, консультации при написании рефератов, подготовке докладов и сообщений.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

Тема 2. Общая психологическая характеристика преступников и причин преступного поведения

Вид занятия: семинар.

Время: 2-часа.

Цели занятия:                                                                                     

- сформировать у студентов теоретические подхо­ды к пониманию личности преступника;

- закрепить и расширить знания о теориях, объясняющих природу преступника и факторах его формирования;

- сформировать знания, связанные с попытками ин­теграции разноплановых идей и теорий в объяснение причин преступ­ности и личности преступника;

- сформировать навыки психологического структу­рирования личности преступника.

 

План семинарского занятия

1. Личность преступника, ее черты, соотношение социального и биологического в личности преступника.

2. Основные подходы к пониманию личности преступника в оте­чественной и зарубежной криминальной психологии. Соотношение биологического и социального в преступнике.

Самостоятельная работа

Темы рефератов и докладов (на выбор)

1. Взаимосвязь биологического  и  социального  в  концепциях С. В. Познышева и Н.П. Дубинина, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева в книге "Генетика. Поведение. Ответственность". М., 1982.

2. Концепции "преступного человека" в работах Ч. Ломброзо и его последователей.

3. Психоанализ З.Фрейда и его использование в понимании лич­ности преступника.  Фрейдовская  концепция воздействия на преступ­ность.

4. Общее и особенное в марксистской концепции преступности и теории Э. Фромма "Анатомия человеческой деструктивности".

5. Понимание личности преступника и причин преступности  с позиции деформации правосознания (теория А. Ратинова).

Вид занятия: практическое.

Время: 2-часа.

 

Цели занятия:                                                                                     

- сформировать у слушателей навыки диагностики мотивов преступного поведения;

-развитие у обучающихся таких профессионально-деловых ка­честв, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами и квалификационной характеристикой специалиста-вы­пускника учебного заведения;

- при подготовке к практическому занятию включает: изучение задания и указаний к практическому занятию;  прослушивание консуль­тации (по мере необходимости, индивидуально).

 

Вопросы для подготовки к практическому занятию.

1. Психологические особенности преступников. Особенности ценностно-нормативной системы смысловых образований. Теория черт и преступное поведение. Подсознание человека и преступное поведение. Преступление и психические аномалии, патологии. Биологические и наследственно обусловленные детерминанты преступного поведения.

2. Генезис преступного поведения. Единство социопсихобиологических факторов преступного поведения. Семейные и социальные корреляты преступности. Фактор внутрисемейного воспитания, семейной структуры и взаимодействия и преступное поведение. Социальное научение и криминальный образ жизни. Человеческая неполноценность как мотивирующий фактор к деструктивным формам поведения.

3. Взгляды на природу преступного поведения А. Адлера, Ю. Антоняна, А. Ратинова, Р. Экерса, сторонников З.Фрейда и др.. Общий механизм преступного поведения. Типология преступников.

 

Вопросы и задания для размышления и групповой дискуссии

1. Как известно, в современной юридической психологии существует значительное число разноплановых теорий причин преступности и личности преступника. В чем, по Вашему мнению, основные причины подобной многоплановости? Каковы, на Ваш взгляд, могут быть в перспективе пути интеграции различных подходов? Свою позицию подкрепите аргументацией, базирующейся на знаниях из ранее изученных дисциплин.

2.Как Вы думаете, насколько актуально во всех преступных деяниях учитывать не только личностные характеристики преступника, но и роль и процесс «становления» жертвы? Какие еще из ситуационных переменных могут приниматься во внимание?

3.По мнению американских психологов D.P. Farrington, L.E. Ohlin, J.Q. Wilson (1985), результаты непосредственной психодиагностики личности преступника или ретроспективного опроса их по социализации менее эвристичны для объяснения причин преступности, чем пролонгированные «когортно-слоевые» исследования. В какой мере Вы согласны с их позицией в отношении любых социальных слоев?

 

На практическом занятии слушатели выявляют мотивы поведения на основе приговоров, просмотра видеофильма "Криминальная Рос­сия", периодической печати о преступных деяниях. Пример задания:

Задание 1.

Потерпевшая А., 17,5 лет, хорошо сложенная девушка, познако­милась с двумя молодыми людьми, согласилась с их предложением по­ехать на загородную дачу и провести там время. Прибыв на дачу, она взялась за сервировку стола: у мужчин были с собой две бутылки коньяка объемом 0,7 л и бутылка шампанского. А. не стеснялась в принятии спиртных напитков и через некоторое время утратила воле­вую регуляцию. Домой она была доставлена в нетрезвом виде теми же молодыми мужчинами. Родители обнаружили, что она вступала в половую связь.  Ее заставили написать в органы милиции заявление об изнасиловании. Виновные были задержаны и арестованы по подозрению в совершении преступления по ст.131 УК РФ.

Тщательно проанализируйте ситуацию преступления и ответьте письменно на следующие вопросы.

1. Условия и причины совершения преступления.

2. Роль в совершенном преступлении потерпевшей и правонару­шителей.

Задание 2.

Во взводе роты охраны, которым командовал лейтенант Г., были солдаты различной национальности. Старшиной взвода был назначен сержант К. из числа русских. Будучи властолюбивым, авторитетным и безнравственным, он постоянно унижал внеочередными нарядами сол­дат другой национальности, обзывал их нецензурными словами, при­бегал к рукоприкладству.

Во время очередного развода на посты дежурства сержант К. грубо приказал солдату Х. принести из казармы сигареты. Тот не нашел их в тумбочке К., о чем доложил. К. обозвал Х. нецензурно, чем унизил его достоинство. При подходе к посту N2. Х. дослал патрон в патронник автомата и короткой очередью выстрелил в сер­жанта К., нанеся ему тяжкое телесное повреждение со смертельным исходом.

Изложите письменно:

1. Составьте характеристику индивидуально-психологических особенностей сержанта К. и солдата Х. до, в момент и после совер­шения преступления.

2. Психическое состояние солдата Х. в момент совершения преступления.

3. Можно ли было предотвратить преступление? Какие для этого необходимо было предпринять меры ?

Задание 3.

Майор Л., прибыв из командировки в г. П, был назначен на должность начальника отдела одного из военкоматов г. П. Его же­на О. попросила его не прописываться в квартире своей матери и встать на очередь для получения жилой площади в облвоенкомате. Через некоторое время она предложила ему перейти из квартиры ма­тери на частную квартиру. Л. стал замечать, что О. стала поздно приходить домой, а затем заявила, что она уезжает в служебную ко­мандировку сроком на четыре дня. В последствии Л. выяснил, что О. на самом деле находилась в доме отдыха пос. Солотча с сослуживцем Н., после чего Л. предложил О. произвести раздел имущества и офи­циально расторгнуть брак. О. выгнала Л. из квартиры матери, зая­вив, что его вещей у нее нет. Л. принял решение переговорить с любовником О. - Н., убедить его, чтобы он со своей стороны воз­действовал на О. Последний обозвал Л. словами, унижающими челове­ческое достоинство, и ударил по лицу ладонью. Л. стал защищаться, нанес Н. ответные удары, от чего Н. упал, и в это время Л. , бу­дучи обутым в сапоги нанес ему несколько ударов в область головы, а затем быстро ушел.

Утром Л. задержали сотрудники милиции, объяснив, ему, что от нанесенных им ударов Н. скончался по причине кровоизлияния в мозг.

Ответьте письменно на следующие вопросы:

1. Какие причины и условия (субъективные и объективные) обусловили данное преступление?

2. На каком этапе развития криминальной ситуации можно было бы предотвратить преступление, какими приемами и методами?

3. В каком психическом состоянии находились потерпевший и преступник в момент совершения криминального деяния?

Литература по теме

 

основная литература

1.     Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2007.

2.     Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2006.

3.     Романов В.В. Юридическая психология: Учебник – М., 2006.

дополнительная литература

4.     Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992.

5.     Антонян Ю. М., Гульдан В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

6.     Антонян Ю.М., О.В. Леонова, Б.В. Шостакович. Феномен зависимого преступника.  М., 2007.

7.     Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004.

8.     Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие, М., 2003.

9.     Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х пер с франц. М., 1992

10.  Ким Д.В. Психологический портрет преступника: подходы и перспективы. //Сибирский психологический журнал   2004., №19.

11.  Кудрявцев В.И. Механизмы преступного поведения.   М., 1981.

12.  Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.

13.  Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Ростов н / Д: Наука – Пресс, 2006

14.  Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие.  – М., 2002.

15.  Психология криминального поведения. /Р. Блэкборн. СПб., 2004.

16.  Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 2006.

17.  Юридическая психология: хрестоматия /Сост. В.В. Романов, Е. В. Романова. М., 2000.

 

Вид занятия: практическое.

Время: 2-часа.

 

Цели занятия:                                                                                     

- сформировать у слушателей навыки диагностики мотивов преступного поведения;

-развитие у обучающихся таких профессионально-деловых ка­честв, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами и квалификационной характеристикой специалиста-вы­пускника учебного заведения;

- при подготовке к практическому занятию включает: изучение задания и указаний к практическому занятию;  прослушивание консуль­тации (по мере необходимости, индивидуально).

Литература по теме

 

основная литература

1.     Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2006.

2.     Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2006.

3.     Романов В.В. Юридическая психология: Учебник – М., 2006.

дополнительная литература

4.     Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Изнасилования: причины и предупреждения. М., 1990.

5.     Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология.  М., 1999.

6.     Балабанова Л.М. Судебная патопсихология.  Д., 1998.

7.     Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004.

8.     Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». — М., 1968.

9.     Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль.  СПб., 2001.

10.  Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 1984.

11.  Васильев В. Л., Мамайчук И. И. Анализ личности несовер­шеннолетних жертв половых преступлений. // Вопросы психологии. — 1993., 1.

12.  Васильев В. Л., Мамайчук И. И., Смирнов В. П. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии. — СПб., 1997.

13.  Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие, М., 2003.

14.  Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. Д.,1997.

15.  Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.  М., 1982.

16.  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1982.

17.  Малкина – Пух И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

18.  Могачев М.И. Серийные изнасилования.  М., 2003.

19.  Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.  СПб., 1999.

20.  Мотивация и мотивы /Е. Ильин – Спб.: 2003.

21.  Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие.  – М., 2002.

 

Тема 6. Психология участников организованных преступных групп

Вид занятия: семинар.

Время: 2-часа.

Цели занятия:                                                                                     

- сформировать у студентов теоретические подхо­ды к пониманию социально-психологических процессов, происходящим в преступных общностях;

- закрепить и расширить знания о теориях, объясняющих природу и методы воздействия на преступные общности;

- сформировать навыки психологического структу­рирования и методики разобщения преступных общностей.

 

План семинарского занятия

1. Общая характеристика и признаки преступной группы. Причины объединения в преступную группу. Функциональная и психологическая структура преступной группы.

2. Групповая сплоченность и групповой конформизм. Феномен группового давления. Групповая совместимость членов группы. Процесс выработки и принятия группового решения. Эффект "сдвига риска" при принятии групповых решений, «механизм эскалации ситуации», «механизм группового мышления».

3.Уязвимость участников преступных группировок: мотивы, конфликты, конформность и пр.

Самостоятельная работа

Темы рефератов и докладов (на выбор)

1. Психолого-криминалогическая характеристика лидера преступной группы и возможные источники его власти.

2. Подростковая групповая преступность.

3.Психологические основы разобщения преступных групп.

На занятии так же слушатели анализируют особенности преступных деяний, совершенных несовершеннолетними в составе группы и составляют индивидуальный план профилактики преступности несовершеннолетних.

Литература по теме

 

основная литература

1.     Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2006.

2.     Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2006.

3.     Романов В.В. Юридическая психология: Учебник – М., 2006.

дополнительная литература

4.     Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996.

5.     Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004.

6.     Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие, М., 2003.

7.     Кудрявцев В.И. , Ратинова Н. А. Криминальная агрессия.   М., 2000.

8.     Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие.  – М., 2002.

9.     Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб., 2001

10.  Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 2006.

 

Тема 7. Общие психологические закономерности следственной деятельности. Психология осмотра места происшествия и обыска

Вид занятия: семинар.

Время: 2-часа.

Цели занятия:                                                                                     

- сформировать у студентов теоретические подхо­ды к пониманию психологических закономерностей следственной деятельности, а так же психологии осмотра места происшествия и обыска.

 

План семинарского занятия

1. Психологические особенности личности следователя, мотивы, цели его деятельности.

2. Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о психологических особенностях личности преступника. Инсценировка преступления на месте преступления и методы распознавания их следователем, проблема "ошибочных действий".

3. Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминанта. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки его непроизвольных реакций. Психологическая структура деятельности следователя при производстве обыска.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!