Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по юридической психологии»

/ Психология
Контрольная,  10 страниц

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий мы можем выполнить контрольную работу на заказ.

Стоимость работы от 600 р. и выше в зависимости от сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – мы можем выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 600 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 1200 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь с нами по электронной почте (studentshopadm@yandex.ru) и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

С уважением, администрация сайта http://studentshop.ru/

 

Задания:

Тема 1. Предмет, метод, история развития юридической психологии,
основные проблемы и современное состояние науки
1.    Юридическая психология как одна из прикладных психологических дисциплин. Задачи юридической психологии. Связь с юридическими дисциплинами: криминологией, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и уголовным процессом, гражданским и арбитражным процессом. Связь с вопросами этики адвокатской деятельности, судебной деятельности.
2.    Методологическая основа юридической психологии: общая психология (понятие мотивов, вины, эмоций, памяти, внимания и др.), социальная психология (понятие массового, группового сознания, малой группы), конфликтология (индивидуальные конфликты при производстве следственных действий и в психологии судебной и адвокатской деятельности). Связь юридической психологии с возрастной и педагогической психологией, психологией девиантного поведения, психологией аддикций, социальной психологией (психология суда присяжных), психоанализом, психологией эмоций и психологией влияния и другими прикладными психологическими дисциплинами.
Роль психоанализа для юридической психологии связана со следующими положениями:
•    Деление всей психики на сознание и подсознание;
•    Этапы психосексуального развития, выделение «недонормированного» и «перенормированного» типов личности;
•    Психологические защиты личности.
Развитие психоанализа Эрихом Фроммом. Психологические корни таких явлений, как некрофилия, садизм.
Использование в юридической психологии понятий, разработанных в других направлениях психологии: понятия жизненного сценария, социальной роли.
Значение законов внимания, памяти, в том числе работ Г. Эббингауза для психологии допроса, психологии обыска.
3.    Методы психологии, используемые в юридической психологии: тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент и другие. Стэндфордский эксперимент (эксперимент с моделированной тюрьмой). Исследование субкультуры заключенных методом включенного наблюдения (Лондон, 1965 г.). Метод естественного эксперимента, использовавшийся Чезаре Ломброзо, его работа «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» 1876 г. Работа Д.А. Дриля «Частная психология преступности.» (1890 г.) Работа Бехтерева «Об экспериментальном психологическом исследовании преступников» (1902 г.) А.Ф. Кони «О прес¬тупных типах», «Память и внимание». Работа П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда». Психологическая школа права Л.И. Пет¬ражицкого. Исследования М.Н. Гернета по «Психологии преступника» и «Психологии заключенного». Выделение С.В. Познышевым двух типов преступников: экзогенных и эндогенных (внешне или внутренне обусловленных) в работе «Криминальная психология. Преступные типы».
4.    Особенности методов в юридической психологии: ретроспективная оценка состояний, связь практической деятельности юриста и юридической
5.    Структура курса юридической психологии: правовая психология, криминальная психология, судебная психология, пенитенциарная психология.
6.    История развития юридической психологии в России, СССР и РФ.
7.    Понятие личности в психологии. Структура личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, мотивационная сфера личности. Методы психологической диагностики.
Эмоции и чувства, их виды. Выражение эмоциональных состояний.
Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, потерпевшими.
Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Влияние стресса на профессиональную деятельность юриста. Факторы, способствующие возникновению стресса и его переходу в дистресс.
Фрустрация, механизм возникновения и ее роль в понимании причин агрессивного поведения насильственных преступления и совершения самоубийств. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) и их влияние на поведение и психику людей. Аффект. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического от патологического аффекта. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Аномальный аффект. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.
Психические, физические, нравственные страдания.
Психические, эмоциональные состояния. Способы саморегуляции своего психического состояния юристом.
Понятие о темпераменте. Основные свойства различных типов темперамента. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуации характера.

Дополнительная литература
1.    Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. Уч. пособие. М., ИТК «Дашков и К». 2007.
2.    Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. СПб.: Питер, 2003.
3.    Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. Киев, 1990.
4.    Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Ро¬ма¬нова. М.: Юрист, 2000.

Тема 2. Психология социально–регулятивной сущности права
1. Психология правоисполнительного и девиантного (делинквентного) поведения.
2.    Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.
3.    Особенности национального характера, менталитета и отношение к
закону.
Дополнительная литература
1.    Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001.
2.    Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
3.    Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Изд. группа НОРМА–ИНФРА, 1999.
4.  Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
5.  Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.: Зерцало, 2000

Тема 3. Криминальная психология
1.    Психология девиантного поведения. Понятие девиантного поведения (Э. Леммерт, 1951 г.). Разные подходы к объяснению причин девиантного поведения. Психология аддикций. Дисфункции в социальных нормах, противоречия между социальными нормами. Социализация личности.
2.    Психология личности преступника. Мотивация преступного поведения. Психологические типы преступников по различным критериям.
2.1.    Классификация типов личности преступников по глубине и стойкости антисоциальной направленности.
2.1.1. Черты случайного преступника: преступление противоречит общей социально-положительной направленности личности, личностным установкам и в целом законопослушному поведению.
2.1.2. Характеристика криминогенного типа: особенности системы ценностных ориентаций, наличие криминальной личностной нормы, фиксированной криминальной установки, криминального стереотипа.
2.2. Типология личности преступника по степени общественной опасности личности и ее криминогенной активности:
2.2.1. Активные асоциальные преступники (профессиональные преступники, рецидивисты). Устойчивое преступное поведение носит характер активного противостояния обществу, сами создают, формируют криминогенные ситуации.
2.2.2. Десоциализированные или пассивные асоциальные – сами криминогенные ситуации не создают, а используют ситуации, возникшие помимо их участия.
2.2.3. Неустойчивые – лица, характеризующиеся частичной криминальной зараженностью и совершающие преступления не в силу стойких антиобщественных установок, а в силу своего образа жизни – девиантного поведения.
2.2.4. Ситуативные, для которых характерна жесткая зависимость от ситуации, в силу чего они не могут найти социально приемлемый способ ее разрешения; действуют в соответствии со сложившимся стереотипом поведения.
2.3. По степени социальной адаптации: социально адаптированный и социально дезадаптированный тип. Отличие по степени стрессоустойчивости.
2.4. Классификация по мотивационным критериям.
2.4.1. Утверждающийся (самоутверждающийся тип). Мотив самоутверждения. Низкая самооценка, для повышения которой совершаются насильственные действия.
2.4.2. Дезадаптивный тип. Варианты данного типа: алкогольный или наркотический тип. Алкоголь или наркотики, их получение, становятся смыслообразующим мотивом поведения.
2.4.3. Семейный тип: преступление совершается для материального обеспечения семьи.
2.4.4. Игровой тип. Характерна потребность в риске, в поиске новых ощущений.
2.4.5. Защитная мотивация. Типичные преступления: хулиганство, терроризм (защита нации или идеологии); превышение пределов необходимой обороны.
2.4.6. Мотивы замещения. Направления агрессии при замещающих действиях:
1) Против неодушевленных предметов (погромы, хулиганство, уничтожение или повреждение имущества);
2) Посторонних лиц, подвернувшихся под руку, беззащитных людей;
3) Зооагрессия – агрессия против животных и птиц;
4) Аутоагрессия – агрессия, обращенная против самого себя. Суицид; повышенная виктимность лица.
2.4.7. Мотивы самооправдания и их формы:
–    изображение себя жертвой обмана, принуждения; жертвой среды или ненормальных условий жизни;
–    убеждение в формальности нарушаемых норм и обыденности подобных действий, в силу чего они рассматриваются как допустимые;
–    облагораживание мотивов своих действий,
–    гипертрофия собственных личностных качеств, утверждение своей исключительности, ставящей лицо выше закона (терроризм; преступления, совершаемые работниками правоохранительных органов).
2.5. Психологическая характеристика преступников
в зависимости от характера преступления.
2.5.1.Корыстные преступники:
социально адаптированы; хорошо ориентируются в социальных нормах; низкий уровень тревоги; общительность.
2.5.2. Насильственные преступники (общая характеристика):
•    восприятие окружающей среды как враждебной;
•    высокая тревожность и сильная эмоциональная возбудимость;
•    отсутствует представление о ценности жизни другого человека;
•    склонность к конфликтам с окружающими, психологическая отчужденность, трудность в установлении контактов;
•    стереотип насильственного выхода из конфликта,
•    сниженный уровень интеллекта.
Особенности психологии террористов:
•    религиозно-фанатическое мировоззрение;
•    неразборчивость в средствах, нечувствительность к страданиям других; высокая готовность умирать и убивать;
•    коммуникативная закрытость;
•    неразвитое индивидуальное сознание;
•    поведением руководит групповое сознание и эмоции.
Характерные черты киллеров – наемных убийц :
•    некрофильские черты (потребность в уничтожении живого),
•    потребность в риске;
•    хладнокровие, умение быть незаметным,
Сексуальные маньяки. Характерные черты:
1) плохая социальная приспособляемость;
2) самая низкая чувствительность в межличностных контактах;
3) мотив самоутверждения, статусный мотив, установление власти над женщиной;
4) 2 типа: «отвергаемый» (самоутверждающийся) тип и тип «охотника» (игровой тип).
3. Взаимодействие антисоциальных черт личности и криминогенности ситуации. Зависимость вероятности совершения преступления от степени криминогенности ситуации и антисоциальности ситуации при разных типах личности преступника.
4. «Игры» преступного мира по Эрику Берну: «полицейские и воры», игры заключенных – «как отсюда выбраться? (побег)», игры мошенников («давай надуем Джо»).
5. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы). Групповые нормы поведения. Классификация групп. Соотношение понятий группы и коллектива.
Психологическая характеристика больших социальных групп. Роль национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных социальных группах людей. Групповое и индивидуальное сознание.
Психологическая характеристика малой группы, ее структура и признаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы). Групповые формы поведения, групповая сплоченность и групповой конформизм. Феномен группового давления. Групповая совместимость членов группы. Психологический «климат» в группе. Структура преступной группы. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах). Круговая порука в преступной группе. Признаки круговой поруки. Факторы, способствующие формированию круговой поруки. Психологические методы нейтрализации круговой поруки.
4.    Психология несовершеннолетнего преступника. Понятие социализации, этапы социализации. Типы «неправильного» воспитания. Семья, находящаяся в социально-опасном положении. Уровень агрессии у молодежи. Психологические возрастные кризисы. Формирование Я-концепции.
5.    Психологические особенности женщин–преступниц.
6.    Психические аномалии, акцентуации характера и преступное поведение.
7.    Элементы криминальной субкультуры:
•    нормы криминального мира. «Воровской закон», история его формирования, основные положения. Законы сицилийской мафии. Традиции и обычаи криминального мира.
•    Жаргон и его функции. История криминального и тюремного жаргона.
•    Клички, их функции в криминальном мире.
•    Татуировки как источник информации.
•    Жесты как невербальные способы передачи информации в преступном мире.
Касты в криминальном и тюремном сообществе. «Вор в законе», мужики, «обиженные» и «опущенные» и их статус в криминальном мире.
Функции криминальной субкультуры.

Практическое занятие
Вопросы:
1.    Типы личности преступников.
Тестовое задание для проверки знаний студентов.
2.    Психология криминальной среды.
    нормы криминального мира. «Воровской закон», история его формирования, основные положения. Законы сицилийской мафии. Традиции и обычаи криминального мира.
    Жаргон и его функции. История криминального и тюремного жаргона.
    Клички, их функции в криминальном мире.
    Татуировки как источник информации.
2.4.    Жесты как невербальные способы передачи информации в преступном мире.
2.5. Касты в среде осужденных.
3.    Психология несовершеннолетнего преступника.
4.    Психологические особенности женщин–преступниц.
5.    Психология насильственных преступников.
5.1. Психология террористов.
5.2. Психология наемного убийцы.
6.    Психология корыстного преступника. Психология мошенничества.

Дополнительная литература
1.    Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001.
2.    Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.: Зерцало, 2000.
3.    Академический проект; Деловая книга, 2002.
4.    Анатомия разборки // Криминальная хроника. 1993. № 11.
5.    Антонян Ю.М. Психология убийства. М., 1998.
6.    Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений. М.: Юрист, 1996.
7.    Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступления. М., 1996.
8.    Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб.: Юрид центр ПРЕСС, 2004.
9.    Ахмедшин Р.Л. Психолого–криминалистическая характеристика социально–дезадаптированной личности преступника: Автореф. Дис.... канд. юр. наук. 12.09.00. / Юрид. ин–т Том. гос. ун–та. Томск, 1999.
10.    Балдаев Д.С., Белко В.К., Исупов И.М. Словарь тюремно–лагерно–блатного жаргона. М.: Края Москвы, 1992.
11.    Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
12.    Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм–еврознак, 2001.
13.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988.
14.    Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников. СПб.: тип. «Энергия», 1902.
15.    Бурлаков В.Н. Криминология личности: криминолого-правовое исследование. СПб.: Юрид.центр ПРЕСС, 2004.
16.    Быков В.М. Преступная группа: криминалистические проблемы. Ташкент, 1991.
17.    Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001.
18.    Вагин Ю.И. Психология зла. Практика решения конфликтов. СПб.: Питер, 2001.
19.    Георгадзе З.О.,.Царгасова Э.Б. Судебная психиатрия. М.: Юнити, 2002.
20.    Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатических личностей: Криминальная мотивация. М., 1986.
21.    Илларионов Ю.И. Переговоры с преступниками. М., 1993.
22.    Кандыба В.М. Криминальный гипноз: Примеры технология криминального психовоздействия: СПб.: Лань, 1999.
23.    Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция в России: какой ей быть? // Юридический консультант. 2005. № 5. С. 17–21.
24.    Косевский М. Агрессивные преступники. Варшава, 1979.
25.    Криминальная мотивация: Сб. научных трудов // Отв. ред. В.Н. Куд¬ряв¬цев. М, 1986.
26.    Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. – М.: Норма, 2007.
27.    Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность. М., 1995.
28.    Леви А. Воровской закон. М.: Вече ACT, 1995.
29.    Липман О. Психология лжи. Харьков, 1926.
30.    Личность преступника / Под ред. Б.С. Волкова. Казань: Казань–книга, 1972.
31.    Личность преступника как объект психологического исследования // Под ред. А.Р. Ратинова. М., 1979.
32.    Макклелланд Д. Мотивация человека. Питер, 2007.
33.    Максимовский Э. Империя страха. М., 1991.
34.    Маслоу А. Мотивация и личность. Питер, 2008.
35.    Назаретян А. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2003.
36.    Налчаджан А.А. Агрессивность человека. Питер,2007.
37.    Насилие, агрессия, жестокость: Криминально–психологическое исследование: Сб. научных трудов // Под ред. А.Р. Ратинова. М., 1990.
38.    Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. –М. –Харьков –Минск: 2001
39.    Ольшанский Д.В. Психология террора. М., – Екатеринбург:
40.    Петин И.А. Механизм преступного насилия. СПб.: Юрид. Центр ПРЕСС, 2004.
41.    Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. Кн. 1 и 2. М., 1998.
42.    Преступная толпа: Антология классической психологии. М., 1998.
43.    Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост К.В. Сель¬ченок. Минск, 1999.
44.    Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М.: Академический проект, Деловая книга, 2000–2002.
45.    Пуховский. Психология страха: Популярная энциклопедия. М.: Эксмо–Пресс, 2002.
46.    Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1999.
47.    Солодовников С.А. Преступная направленность личности убийцы // Юрид. Вестник. 1999. № 4. С. 55–60.
48.    Судебная психиатрия / Под ред. Г.В. Морозова. М.: Юридическая литература, 2001.
49.    Тревога и тревожность: Хрестоматия/ Под ред. В.М. Астанова. СПб., 2001.
50.    Щербатых. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. СПб.: Прайм–Еврознак, 2000.
51.    Экман Пол. Психология лжи. СПб., 2000.

Тема 4. Психология виктимного поведения (психология потерпевшего)
1.    Психология потерпевшего (психология виктимности).
Виктимология – учение о жертве.
Работа 1948 г. «The Criminal and his Victim» Ганса фон Гентинга. Идеи Гентинга о существовании зависимости между определенной категорией преступников и определенным типом жертвы, концепция врожденной латентной жертвы.
Подход к виктимологии румынского ученого Б. Мендельсона: ее объект – не только жертва преступлений, но и пострадавших от несчастного случая, стихийных бедствий.
–    Объективные виктимные факторы социально-демографического характера: пол, возраст, профессиональная деятельность, социальный статус, групповая принадлежность, антисоциальная средА, девиантное поведение;
–    Индивидуальные, психологические факторы виктимного поведения:
Психологические основы виктимного поведения:
1.    Низкая самооценка.
2.    Установки и стереотипы.
3.    Садо–мазохистский комплекс.
4.    Чувство вины (комплекс вины).
5.    В обществе преобладает отношение к жертвам: осуждение, желание подавить жертву.
6.    Постоянное, непрерывное насилие является более травматичным. «Цикл насилия».
7.    Аутоагрессия – против себя – стереотипная реакция на агрессию. Ее крайняя форма (аутоагрессия) – суицид.
8.    Повышенная комфортность потерпевших, проявляющаяся в неоказании сопротивления на ранних стадиях развития конфликта.
9.    Социальная изоляция потерпевших.
Психологические особенности жертв семейного насилия. Психологическую травму получают как потерпевшие, так и свидетели насилия (например, дети, систематически наблюдающие насилие). Посттравматический синдром. Психологическая травма нарушает целостность личности и пробивает броню психологических защит.
Формы семейного насилия:
•    Эмоционально-психологическое насилие (унижения, оскорбления, допросы, запугивания, шантаж, угрозы – отобрать детей или покончить с собой, постоянные допросы, ограничение круга общения, постоянная критика, навязывание собственных ценностей, принуждение сменить вероисповедание или убеждения и др.)
•    Физическое насилие (толчки, шлепки, пинки, пощечины, плевки, бросание предметов, удушение, поливание кипятком, обстригание волос, истязания, побои)
•    Сексуальное насилие к супругу или ребенку и его формы выражения;
•    Экономическое насилие (отказ в содержании детей, лишение собственных «карманных» денег, запрет или принуждение работать, растрата денег или имущества семьи, тотальный единоличный контроль за распределением средств).
Расширение форм семейного насилия : от одной к нескольким.
Чувства жертвы – страх, аутоагрессия, социальная изоляция. Социально изолированной жертвой легче управлять, диктовать свою волю. Постоянные стрессы, психофизиологические расстройства, постепенное ухудшение состояния здоровья.
Для насильника также характерна низкая самооценка, «двуличность», переносят в свою семью опыт насилия, полученный в родительской семье, но в более травматичной форме.
Цикличность насилия в семье. Три стадии цикла насилия:
1)    Стадия нарастающего напряжения. Фаза относительно длительная.
2)    Активное насилие.
3)    Стадия раскаяния и «любви».
Психологические последствия семейного насилия у детей разного возраста:
1)    школьный возраст: депрессия, беспокойство, недоверие ко взрослым, пассивное социальное поведение, жалобы психосоматического характера (болит живот, голова), агрессивность и жестокость к другим, разрушение мебели, вещей, формирование вредных привычек
2)    юношеский возраст: отчуждение от семьи, стремление уйти из семьи, антисоциальное и саморазрушающее поведение, мысли о самоубийстве, гнев и ярость, депрессия и чувство безнадежности, недоверие ко взрослым, прогулы занятий, побеги из дома, повышенная сексуальная активность, пристрастие к алкоголю, наркотикам, смешение любви и насилия, насилие и оскорбление любимых.
Состояние посттравматического стресса потерпевших, синдром посттравматических стрессовых нарушений (PTSD- синдром), синдром избиваемой женщины.
Стокгольмский синдром. Факторы возникновения Стокгольмского синдрома:
1)    внезапность, экстремальность ситуации захвата, перехода от свободы к несвободе;
2)    продолжительность во времени;
3)    механизмы психологических защит: любой стресс вгоняет человека в регресс, возникает «травматическая связь» между жертвой и насильником, подстраиваются под агрессора, чтобы выжить;
4)    существует угроза жизни пострадавших, у пострадавших нет возможности избежать опасности;
5)    психологическое отчуждение – изоляция от других людей;
6)    захватчик настроен дружелюбно по отношению к жертве.
Классификация жертв в зависимости от личностных качеств:
1.    Агрессивные жертвы, поведение которых связано с нападением, оскорблением, клеветой, издевательством над причинителем вреда или другими лицами. Для них характерно намеренное создание конфликтной ситуации. Поведение может быть преступным, административно наказуемым или аморальным.
2.    Активные жертвы – способствуют причинению им вреда или сами обращаются с просьбой о причинении вреда.
3.    Инициативные жертвы – поведение носит положительный характер, при этом происходит перенос агрессии на новую жертву.
4.    Пассивные жертвы не оказывают сопротивления преступнику по объективным или субъективным причинам.
5.    Некритичные жертвы, для которых характерны неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации.
6.    Нейтральные жертвы.
Среди потенциальных жертв определенную часть составляют лица с психическими отклонениями.
2.    Факторы, влияющие на достоверность показаний. Индивидуальные особенности восприятия, запоминания и воспроизведения.
3.    Тактические приемы, применяемые при допросе свидетеля и потерпевшего. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего. Особенности допроса потерпевшего по делам о половых преступлениях.

Практическое занятие*
Вопросы.
1.    Исследования Г. Гентинга, Мендельсона, Миядзавы и других представителей виктимологии. История развития виктимологии как науки.
2.    Социально-демографические и психологические факторы виктимного поведения. Виды жертв. Виктимные состояния.
3.    «Цикл» семейного насилия.
Психологические особенности жертв семейного насилия. Психологические особенности семейных агрессоров. Психологические травмы у детей, выросших в обстановке семейного насилия. Влияние обстановки семейного насилия на психику ребенка.
4.    Посттравматический синдром. «Стокгольмский» синдром.
5.    Особенности допроса потерпевшего.
6.    Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего.

Дополнительная литература
1.    Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Консорциум «Социальное здоровье России», 1993.
2.    Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций. Уч. Пособие. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
3.    Жизнь без страха / Гайдаржийская Н.А., Ермакова Л.М., Селькова О.Н. Практическое пособие. Екатеринбург, изд. «Баско», 2008.
4.    Канторович Я.М. Психология свидетельских показаний // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. М.: Юрист, 2000. С. 359–378.
5.    Ключников С. Психоэнергетическая защита. М., 1996.
6.    Ривман Д.В., Устинов B.C. Виктимология. СПб.: Юрид. Пресс, 2000.
7.    Ривман Д. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2001.
8.    Тревога и тревожность: Хрестоматия / Под ред. В.М. Астанова. СПб., 2001.
9.    Косякова Н.С. Лжесвидетельство. // Государство и право. 2001. № 4 С. 66–75.
10.    Шеварев П.А. Исследования в области психологии свидетельских показаний. // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Ро¬ма¬нова. М.: Юрист, 2000. С. 379–385.

Тема 5. Психология свидетеля
Исследования Б. Латанэ и Д. Дарлея в США (1981 г.). Феномен апатии свидетеля. Гипотезы, выдвинутые Латанэ и Дарлеем: феномен «рассеивания ответственности» (в присутствии нескольких свидетелей индивидуальная ответственность каждого снижается); в условиях недостатка информации присутствие других людей снижает остроту ситуации – принцип «социального доказательства».
Исследования Дарлей и Бэтсона (1973 г.): влияние спешки на помощь жертве.
Исследования Шерифа и Аша : исследование группового давления или комформности как реакции на групповое давление.
Исследования Лиона Фестингера. Понятие «Социального доказательства».

Литература
1.    Чалдини Р. Психология влияния. М., 2005.

Тема 6. Психология оперативной и следственной деятельности
1. Психологические особенности оперативной и следственной работы.
Властные полномочия – структурная составляющая деятельности следователя. Направленность деятельности на преодоление противодействия обвиняемых, подозреваемых и других заинтересованных лиц.
Действия следователя и оперативного работника в проблемных ситуациях, обусловленных информационной неопределенностью. Деятельность следователя и оперативного работника в ситуациях тактического риска.
Разрешение проблемных, конфликтных и ситуаций тактического риска в процессе раскрытия и расследования преступлений. Роль версий в раскрытии преступления. Психологические особенности процесса доказывания. Психологические особенности процесса доказывания. Роль интуиции в следственной деятельности.
Психологическая основа конфликтных ситуаций. Тактико-психоло¬гические приемы – как метод разрешения конфликтных ситуаций. Установление психологического контакта – основа перехода от конфликтных ситуаций к ситуациям бесконфликтным. Предъявление доказательств как метод преодоления конфликтных ситуаций.
Психологические основы следственной и оперативно-розыскной деятельности в ситуациях тактического риска. Фактор случайности и психологической готовности работников правоохранительных органов к внезапному изменению ситуации.
Психологические аспекты организационной и управленческой деятельности следователя и оперативного работника. Психологические аспекты коммуникативной деятельности следователя и оперативного работника. Психология взаимодействия работников правоохранительных органов в процессе расследования преступлений.
Психологические особенности следственной работы:
Социально психологическая характеристика правоохранительной деятельности как вида государственной службы. Правовая регламентированность.
Противодействие заинтересованных лиц.
Наличие властных полномочий.
Необходимость сохранения служебной тайны.
Индивидуальность труда. Положительные и отрицательные стороны коллективной работы.
Дефицит времени, перегрузки.
Конфликтный или бесконфликтный характер тактических ситуаций. Виды конфликтов, стадии развития конфликтов и рекомендации в конфликтных ситуациях. Следственные действия, проводимые в условиях острой конфликтной ситуации.
Отличие понятий «психическое воздействие» и «психологическое воздействие».
Теория и практика современного менеджмента применительно к правоохранительной деятельности.
Психологическая структура личности юриста:
– Развитое правосознание
– Познавательная активность, развитый интеллект. Творческое мышление. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять приоритеты. Развитая интуиция.
– Коммуникативная компетентность. Способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты. Свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Гибкость, адаптивность коммуникативного поведения. Адекватная самооценка, развитый самоконтроль.
– Организаторские, управленческие качества личности юриста. Самостоятельность в работе.
– Нервно-психическая устойчивость. Высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха. Стенический тип реагирования в психогенных (фрустрирующих) ситуациях.
Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы. Концепция профессиональных ограничений для кандидатов, отбиваемых на службу в правоохранительные органы.
Проблема риска в деятельности юриста.
2.    Профессиональные формации в деятельности юриста. Неизбежность профессиональных деформаций. Профессиональные деформации в сфере «человек» – «человек». Профессиональные деформации как деструктивные изменения личности возникающие в процессе выполнения профессиональной деятельности. Негативные последствия профессиональных деформаций в сфере профессиональной деятельности и других сферах жизнедеятельности человека. Негативные проявления профессиональной деформации: завышенная самооценка, самоуверенность при решении профессиональных задач; «обвинительный» уклон, подозрительность, ошибки в восприятии других людей, правовой нигилизм (пренебрежение к требованиям закона или произвольное толкование закона), правовой ригоризм (установка на ужесточение наказания), перенос стереотипов социальной роли на внеслужебные отношения, усвоение элементов криминальной субкультуры (жаргона, норм поведения), снижение культуры и этики обращения с гражданами (на «ты»), излишний формализм в работе, профессиональный эгоизм, блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб и снижающий результаты совместной деятельности.
Суть «обвинительного уклона» в деятельности правоохранительных органов.
Уровни профессиональных деформаций:
1)    общепрофессиональные деформации. Синдром «асоциальной перцепции» у работников правоохранительных органов.
2)    Специальные профессиональные деформации, возникающие в ходе специализации по профессии,
3)    Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности – темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру личности. Проявление: в перестройке ценностных ориентаций; комплексе превосходства, завышенной самооценке.
4)    Индивидуализированные, проявляющиеся в чрезмерном развитии отдельных профессиональных качеств. Возникновение сверхкачеств или акцентуаций характера: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудоголизм.
Психологические детерминанты профессиональных деформаций:
•    Стереотипы социальной роли, связанной с профессиональной деятельностью. «Залипание» на стереотипах социальной роли.
•    Механизмы психологических защит. «Эффект выгорания эмоций».
•    Достижение пределов профессионального роста, стагнация профессионального развития.
•    Психофизиологические изменения.
•    Акцентуации характера.
Профессиональные деформации свойственны не только представителям определенной профессии, но и конкретной социальной роли, например, осужденный, отбывающий лишение свободы – тюремный синдром (синдром заключенного).
Факторы, которые влияют на возникновение профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов: изоляция – сокращение контактов с другими людьми вне рамок правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей.
3. Психология допроса.
3.1. Психология допроса свидетелей.
Понятие психологического контакта при допросе. Эмпатия. Рефлексия.
Приемы допроса в бесконфликтной ситуации.
Исследования достоверности свидетельских показаний в начале ХХ века (1902 г.) немецкого психолога В. Штерна. Безошибочные показания являются исключениями, правилом должны считаться показания с ошибками.
Осторожность при допросе несовершеннолетних, легко поддающихся внушению.
Объективная форма допроса (был ли…) и субъективная (видели ли…).
Негативная конструкция вопроса и позитивная.
Свободное изложение фактов или ответы на вопросы. Перекрестный допрос.
Влияние на качество свидетельских показаний :
•    личностных особенностей (пол, возраст, темперамент, уровень интеллектуального развития),
•    чужих мнений, мнение СМИ, внушение и самовнушение;
•    эмоционального состояния,
•    временного промежутка.
Улавливающие вопросы и их форма.
Влияние сильного аффекта – страсти, возбуждения, раздражения, страха – притупляет или обостряет восприимчивость, искажает действительность.
Влияние времени связано с незначительностью воспринятого факта.
Апперцепция- это свойство восприятия, отражающее его зависимость от опыта и знаний человека.
Исследования, посвященные изучению метода серийной репродукции.
«Улики поведения», «проговорка».
Отрицательные феномены внимания:
1)    Привлечение внимания к автоматизированной деятельности приводит к ее распаду,
2)    Феномен смыслового и семантического пресыщения проявляется в невозможности удержания внимания на однородных и повторяющихся стимулах («глаз замылился»).
3)    Продолжительное удержание произвольного внимания приводит к переутомлению.
Особенности восприятия. Эффекты восприятия, которые встроены в механизм восприятия:
1)    Эффект первого впечатления.
2)    Эффект проекции.
3)    Эффект средней ошибки.
4)    Эффект порядка.
Явление атрибуции.
Субъективные неосознаваемые установки наблюдателя при восприятии: галоэффект, понятие аттракции, эффект ореола и др.
Законы памяти, изученные Г. Эббингаузом. Кривая забывания Эббингауза. Эффект ряда (закон края). Эффект выделения. Эффект интерференции. Механизм рационализации при запоминании. Воспроизведение – не репродукция, а реконструкция информации.
Факторы искажения информации в ходе передачи информации, получаемой в ходе допроса.
Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Роль дистанции в общении. Использование направления взгляда. Жесты и способы воздействия ими. Средства невербального общения, их роль в установлении и поддержании продуктивного диалога.
Виды вопросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемого. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса.
Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний потерпевшего.
Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
3.2. Психология допроса обвиняемого и подозреваемого.
Психические состояния, которые испытывает лицо после совершения преступления (лицо, впервые совершившее преступление и «привычный преступник»). Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса.
Причины возвращения преступника на место преступления.
Психологическая природа межличностных конфликтов. Управление конфликтной ситуацией следователем. Способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах.
Факторы, влияющие на признание своей вины. Типичные причины (мотивы и цели) заведомо ложных признаний своей вины (самооговора).
«Оборонительная защитная доминанта», ее влияние на поведение допрашиваемого. Понятия «улики поведения», «виновная осведомленность», «проговорка». Улавливающие, наводящие, риторические вопросы.
«Жесты неискренности».
Опрос методом ассоциативных реакций, недостатки есть этого метода.
Требования, предъявляемые к проведению допроса под гипнозом в целях повышения достоверности данных. Аргументы против использования гипноза в целях получения показаний.
Признаки, по которым по речевым высказываниям допрашиваемого можно сделать вывод о правдивости или ложности информации
Психодиагностические признаки ложных показаний.
Отличия виновного от невиновного по формам поведения:
а) в ответ на прямое обвинение держится выжидательно и ждет, когда допрашивающий «отстреляет весь запас патронов»;
б) старается доказать свою невиновность активно, постоянно возвращаясь к отдельным вопросам, ссылаясь на факты, свидетелей;
в) старается избегать возврата к критическим вопросам, при постановке прямого вопроса пытается отодвинуть щекотливые обстоятельства на задний план, избежать прямого ответа;
г) доказывает, что преступление несовместимо с его обычным поведением, социальным статусом, образом жизни, воспитанием, характером, темпераментом;
д) беспокоится и остро переживает мнение друзей, сослуживцев, отношение к семье.
Отличия виновного от невиновного по формам поведения:
а) в ответ на прямое обвинение держится выжидательно и ждет, когда допрашивающий «отстреляет весь запас патронов»;
б) старается доказать свою невиновность активно, постоянно возвращаясь к отдельным вопросам, ссылаясь на факты, свидетелей;
в) старается избегать возврата к критическим вопросам, при постановке прямого вопроса пытается отодвинуть щекотливые обстоятельства на задний план, избежать прямого ответа;
г) доказывает, что преступление несовместимо с его обычным поведением, социальным статусом, образом жизни, воспитанием, характером, темпераментом;
д) беспокоится и остро переживает мнение друзей, сослуживцев, отношение к семье.
Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.
4. Психология очной ставки. Психология допроса на очной ставке.
5. Психология обыска.
Поисковая доминанта.
Влияние черт характера и других личностных особенностей, влияющих на выбор обыскиваемым мест– «тайников». Объективная и субъективная недоступность искомого.
Субъективные факторы, которые могут отрицательно повлиять на результаты обыска.
Признаки инсценировки.
Роль наблюдения при обыске. Виды наблюдения при обыске: наблюдение за поведением обыскиваемого и членов его семьи, предметами окружающей обстановки, поведением животных и членов следственной группы. Улики поведения. Анализ поведения обыскиваемого, методы проверки его непроизвольных реакций. Подготовка к обыску. Учет информации о профессиональной деятельности обыскиваемого, членов семьи, хобби, близком окружении, особенностях характера и др.
6.Психология предъявления для опознания.
Особенности восприятия человека и психологические закономерности его отождествления. Симультанное и сукцессивное узнавание. Статические и динамические признаки внешности. Психологическая причина ошибок, допускаемых при опознании.
Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия. Проверка показаний как способ активизации памяти участников уголовного процесса.
7.    Психология осмотра места происшествия. Место происшествия как источник информации о психологических особенностях личности преступника. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа. Установление по материальным следам структуры преступного поведения, психологических особенностей личности преступника. Инсценировки преступника на месте происшествия, методы их распознавания.
8.    Психология поисковой и розыскной деятельности.
9.    Использование полиграфа (детектора лжи).

Практическое занятие.*
Вопросы:
1.    Психология допроса.
1.1.    Психология допроса потерпевшего.
1.2.    Психология допроса свидетелей.
1.3.    Психология допроса обвиняемого и подозреваемого.
1.4.    Особенности допроса несовершеннолетних.
2.    Психология обыска.
3.    Психология очной ставки.
4.    Использование полиграфа (детектора лжи).
5.    Тренинг: исследование индивидуальных особенностей восприятия времени.
6.    Тренинг: изучение особенностей индивидуальных реакций на слова-стимулы.
Дополнительная литература
1.    Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. Дис. Канд. Психол. Н. М.: Академия управления МВД России, 1998.
2.    Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско–следственной деятельности / С–Петербургский юрид. Ин–т Ген. Прокуратуры РФ. СПб., 1998.
3.    Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. Омск: Омская ВШ МВД СССР, 1979.
4.    Драпкин Л.Я., Долинин В.Н. Частная следственная деятельность. Екатеринбург, 2002.
5.    Дубовик О.Л., Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994.
6.    Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учеб. Пособие. М., 1997.
7.    Иванникова Н.Н. Синдром менеджера или профилактика профессионального выгорания. М., ИТК «Дашков и К». 2008.
8.    Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.
9.    Кертес И. Тактика и психология допроса. М., 1965.
10.    Комиссарова Я.В. Процессуальные аспекты применения полиграфа в ходе предварительного следствия // Бюл. М–ва юстиции РФ. М., 2000. № 12. С. 149–154.
11.    Коноваленко М.Ю. Моделирование деловой карьеры. М., ИТК «Дашков и К». 2008.
12.    Криминалистическая психология / В.А. Образцов, С.Н. Богомолова. М.: Юнити, 2002.
13.    Крылов И.Ф. Были и легенды криминалистики. М., 1987.
14.    Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. Справочное пособие. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. М.: МВД РФ, 1997.
15.    Панасюк А.Ю. Психология профессиональной коммуникации юриста // Юрист. 1996. № 2.
16.    Порубов Н.И. Научные основы допроса. Минск, 1979.
17.    Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. Пособие / Под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. М.: ЦЮЛ «Щит», 2001.
18.    Психодиагностика невербального поведения. СПб., 2001.
19.    Психология оперативно-розыскной деятельности. В.Л. Цветков, В.М. Шевченко. Уч. Пособие. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
20.    Психология переговорного процесса в экстремальных условиях. А.Г. Караяни, Ю.П. Зинченко, В.Л. Цветков. Уч. Пособие. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
21.    Ратинов А.Р. Судебная психология. М.: Юристъ, 2001.
22.    Социальная конфликтология. Т.Н. Кильмашкина. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
23.    Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пособие. М.: Юрайт, 2001.
24.    Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. Практическое пособие. М., 2000.
25.    Торвальд Ю. Век криминалистики. М., 1984.
26.    Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. М., 1974.
27.    Юридическая конфликтология/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995.
28.    Юридические конфликты: сферы и механизмы. М.: Юристъ, 1994.
29.    Яджин Н.В. Психология явки с повинной и тактика проверки заявления явившегося: Автореф. Дис. …кандидата наук; Юридические науки: 12.00.00 / Юрид. институт МВД Рос. Федерации. М., 1998.

Тема 7. Психология судебной деятельности
1.    Психологические особенности оценки доказательств, установления истины составом суда. Психологические особенности принятия решения судьей.
2.    Этические нормы в деятельности судьи. Кодекс судейской этики, утвержденный VІ Всероссийским съездом судей в 2004 г.
Правило Кодекса судейской этики «судьи не подвержены чужому влиянию». Возможность судьи при вынесении решения или приговора противостоять групповому давлению.
3.    Судебные ошибки при вынесении приговоров и их психологические причины и факторы. Влияние «эффекта психической установки» на принятие судьями окончательных решений по уголовным делам.
4.    Явление аттракции.
5.    Психология суда присяжных.
6.    Психологические аспекты в деятельности прокуратуры.
7.    Судебно–психологическая и психолого–психиатрическая экспертизы в гражданском судопроизводстве. Вопросы при назначении судебно–психологической экспертизы. Порядок проведения судебно-психологической экспертизы.
Практическое занятие
Вопросы
1. Этические нормы в деятельности судьи. Кодекс судейской этики.
2. Судебные ошибки при вынесении приговоров и их психологические причины и факторы. «Эффект психической установки».
3.    Явление аттракции.
4.    Психология суда присяжных.
5.    Судебно–психологическая и психолого–психиатрическая экспертизы в гражданском судопроизводстве.
Вопросы при назначении судебно–психологической экспертизы. Порядок проведения судебно-психологической экспертизы.

Нормативно-правовые акты
1. Кодекс судейской этики. Утв. VІ Всероссийским съездом судей. 2004 г.
Дополнительная литература
1.    Горский Г.Ф., Кокорев А.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Воронеж, 1973.
2.    Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. Учеб. Пособие. М., 1995.
3.    Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учеб. Пособие. М., 1997.
4.    Кони А.С. Нравственные начала в уголовном процессе. Избранные произведения. М., 1956.
5.    Морщакова Т.Г. Психологические истоки судебных ошибок и внутреннее убеждение судей// Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок. М., 1975.
6.    Проблемы судебной этики. Под ред. М.С. Строговича. М., 1974.
7.    Рубежов Г.С., Баренбойм П.Д. Психологические вопросы судопроизводства// Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 3.
8.    Судебные речи государственных обвинителей/ Под ред. Е.О. Кузьминой, Н.В. Губановой. Красноярск, 1995.

Тема 8. Психология адвокатской деятельности
Психологические аспекты тактики и методики защиты по уголовным делам.
Психологические аспекты тактики и методики защиты по гражданским делам. Заповедь Гиппократа «Не навреди» в отношении адвокатской деятельности.
Защитительная речь. Психологические основы полемики в судебном процессе. Известные русские юристы Кони, Плевако, Сергеич о тактике и методике защиты по уголовным делам.
Профессиональная этика адвоката. Кодекс профессиональной этики адвокатов. Адвокатская тайна. Содержание адвокатской тайны.
Межролевой конфликт в профессиональной деятельности адвоката – между интересами подзащитного и правосудия.
Особенности судебного допроса. Основной, перекрестный, шахматный, дополнительный, повторный допрос. Психологические особенности допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.
Эффекты первичности и новизны в ходе судебного процесса. Особенности восприятия доказательств присяжными заседателями

Практическое занятие
Вопросы:
1.    Межролевой конфликт в профессиональной деятельности адвоката.
2.    Психологические аспекты тактики и методики защиты.
3.    Кодекс профессиональной этики адвокатов. Адвокатская тайна.

Нормативно-правовые акты
1.    Кодекс профессиональной этики адвоката. Принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003. Ред. От 5.04.2007.
2.    Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от №!.05.2002 № 63 – ФЗ (в ред. 24.07.2007).
Дополнительная литература
1.    Аврах Я.С. Психологические проблемы защиты по уголовным делам. Казань, 1972.
2.    Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. М., 1989.
3.    Ария С.Л. Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов // Российская юстиция. 1996. № 2.
4.    Ария С.Л. Об адвокатской тайне // Российская юстиция. 1997. № 2.
5.    Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978.
6.    Бойков А.Д. Нравственные основы судебной защиты. М., 1978.
7.    Васьковский Е.В. Основные вопросы адвокатской этики. СПб., 1895.
8.    Ватман Д.П. Адвокатская этика и нравственные основы судебного представительства по гражданским делам. М., 1977.
9.    Гольдинер В.Д. Защитительная речь. М., 1970.
10.    Девяткина В.В. Современная речь адвоката в свете теории ораторского искусства // Типы языковых единиц и особенности их функционирования. Саратов, 1993.
11.    Дубовик О.Л., Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994.
12.    Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. (Риторика для юристов). Учеб. Пособие. М., 2000.
13.    Ивакина Н.Н. Средства речевого воздействия на суде // Риторика и синтаксические структуры: Тезисы докладов и сообщений. Красноярск, 1988.
14.    Иванова С.В. Специфика судебной речи. М., 1978.
15.    Киселев Я.С. Этика адвоката. Л., 1974.
16.    Кисенишский И.М. Судебные речи по уголовным делам. М., 1989.
17.    Кисенишский И.М., Кисенишский М.М. Известные судебные процессы нашего времени. (записки адвокатов-участников). М., 1996.
18.    Кони А.Ф. Собр. соч. в 8 т. М., 1968.
19.    Кони А.С. Нравственные начала в уголовном процессе. Избранные произведения. М., 1956.
20.    Костанов Ю.А. Речи судебные … и не только. М., 1999.
21.    Кобликов А.С. Юридическаая этика: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000.
22.    Ломовский В.Д. Ораторские искусство для целей правосудия// Российская юстиция. 1998. № 9.
23.    Макарова З.В. Судебная речь. Учеб. Пособие. Куйбышев, 1985.
24.    Матвиенко Е.А. Судебная речь. Минск, 1972.
25.    Мельник И. Уловки споров. М., 1991.
26.    Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.
27.    Панасюк А.Ю. Психология профессиональной коммуникации юриста // Юрист. 1996. № 2.
28.    Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. Практическое пособие. М., 2000.
29.    Психология конфликта: Хрестоматия/ Под ред. Н.В. Гришиной. СПб., 2001.
30.    Полянский Н.Н. Правда и ложь в уголовной защите. М., 1927.
31.    Переверзев М.Н. Основыне требования, предъявляемые к судебной речи // Проблемы совершенствования уголовно-процессуального законодательства: Межвуз. Сб. науч. Тр. Свердловск, 1985.
32.    Плевако Ф.Н. Избранные речи. М., 1993.
33.    Райк Т. Неизвестный убийца // Знаменитые случаи из практики.
34.    Речи известных русских юристов. М., 1985.
35.    Русские судебные ораторы в известных головных процессах Х1Х века Тула, 1997.
36.    Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988.
37.    Смирнов В. Защитительная речь адвоката // Сов. Юстиция. 1987. № 2.
38.    Судебные речи известных русских юристов. М., 1958.
39.    Судебные прения по уголовным делам: Учеб. Пособие. Казань, 1992.
40.    Судебные речи знаменитых русских адвокатов. М., 1997.
41.    Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000.
42.    Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995.
43.    Юрии У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. М., 1993.

Тема 9. Пенитенциарная психология
Психические состояния, возникающие в местах лишения свободы:
•    состояние ожидания
•    тревога, страх (за свою жизнь, половую неприкосновенность)
•    тоска, одиночество (в толпе)
•    угнетенное состояние, фрустрация, подавленность
•    фобии (клаустрофобия)
•    депрессии.
Содержание понятия «механизм дегуманизации противника». Деперсонификация и деиндивидуализация как явления, порождающие дезингибицию.
Стэнфордский эксперимент (эксперимент с моделированной тюрьмой) и выводы, которые были сделаны. Влияние стереотипов социальной роли на поведение человека.
Коммуникативная депривация и ее последствия.
«Тюремный» синдром и его влияние на взгляд, осанку, речь и другие внешние признаки. Психологическая структура коллектива осужденных. Малые группы осужденных. «Семья» осужденных, функции «семьи» осужденных, фукции лидера «семьи». Страты, касты в среде осужденных.
Признаки поведения осужденных с высоким риском суицидальных действий. Проблема суицида в пенитенциарных учреждениях.
Конфликтные ситуации, которые могут привести к суициду в пенитенциарном учреждении.
Этапы, ведущие к суициду осужденного.
Типы суицидального поведения осужденных: истинный суицид, демонстративно-шантажный суицид, аффективный суицид, их характеристика, признаки. Выбор времени, места, способа и орудий, сохранение или несохранение ценности собственной жизни при разных видах суицида.
Аргументы «за» и «против» смертной казни. Отрицательное влияние публичной смертной казни на «нравы народа».

Практическое занятие
Вопросы:
1.    Психические состояния, возникающие в местах лишения свободы:
2.    Стэнфордский эксперимент (эксперимент с моделированной тюрьмой), выводы и последствия.
3.    Коммуникативная депривация и ее последствия.
4.    «Тюремный» синдром и его проявления.
5.    Психологическая структура коллектива осужденных. «Семья» осужденных. Страты, касты в среде осужденных.
6.    Признаки поведения осужденных с высоким риском суицидальных действий.
Этапы, ведущие к суициду осужденного.
Типы суицидального поведения осужденных: истинный суицид, демонстративно-шантажный суицид, аффективный суицид, их характеристика, признаки.
7. Аргументы «за» и «против» смертной казни. Отрицательное влияние публичной смертной казни на «нравы народа».

Дополнительная литература
1.    Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925.
2.    Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома.
3.    Хохряков Г.Ф. Тюрьма: возможности исправления и перевоспитания. М., 1991.
4.    Кистяковский А.Ф. Исследование смертной казни. Тула: Автограф, 2000.
5.    Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002.



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!